Предложения с однородными членами: синтаксическая и пунктуационная нормы

Открытое учебное занятие русского языка в 11 классе

Урок русского языка в 11 классе

Тема: Предложения с однородными членами: синтаксическая и пунктуационная нормы
Цели:
- обобщить, углубить имеющиеся знания о предложениях с однородными членами (особенности однородных членов, знаки препинания в предложениях с однородными членами);
- организовать работу над синтаксической нормой, регламентирующей построение предложений с однородными членами;
- развивать мышление и речь, умение видеть и применять на практике навыки самоконтроля и самопроверки;
- воспитывать культуру общения и культуру умственного труда.

Тип урока: повторение, обобщение и углубление знаний
Ход урока
1.Задание-провокация
На доске – высказывание Александра Ивановича Куприна в изменённом виде:
Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, русский язык в умелых руках и опытных устах певуч, русский язык в умелых руках и опытных устах выразителен, русский язык в умелых руках и опытных устах гибок, русский язык в умелых руках и опытных устах послушен, русский язык в умелых руках и опытных устах ловок, русский язык в умелых руках и опытных устах вместителен.

- Что неправильно в этом предложении? Почему оно не звучит?
/здесь присутствует речевая ошибка, повторение одного и того же и не использована экономность языка/
- Как нам нужно перестроить высказывание, чтобы избежать речевой ошибки?
Реальное высказывание на слайде Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.
- Какое предложение перед нами? (простое, осложненное однородными членами предложения)
- Овладеть языком в совершенстве – значит обеспечить себя счастливым билетом в мир грамотного общения. И сегодня нам предстоит твёрдо стать на ещё одну ступеньку знаний, имя которой – однородные члены предложения.

Запись числа и темы урока в тетради.

- Давайте сформулируем цели нашего сегодняшнего урока, используя следующие слова:
ПОВТОРИТЬ, что такое однородные члены предложения
СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ навык построения предложений с однородными членами
ЗАКРЕПИТЬ навык постановки знаков препинания при однородных членах.

- Сегодня на уроке у вас будет возможность снова побыть учителями. И каждый из вас сможет самостоятельно оценивать свои знания. Для этого у вас на столах лежат ОЦЕНОЧНЫЕ ЛИСТЫ, в которые вы будете вносить отметки за каждое задание, а в конце урока мы узнаем, какой балл вы сегодня получили.
Оценочный лист ученика(цы) 11 класса__________________(Ф.И.)
Этап урока
Трёхбуквен-ный диктант
Да-нетка
Графический диктант
Письмо с пробелами
Тест
Средний балл
Оценка








2. Повторение пройденного материала
- Одной из целей нашего урока было повторение. И сегодня мы с вами повторим не только материал, касающийся однородных членов предложения, но и правило правописания приставок ПРЕ-, ПРИ-. Для этого мы проведем
Трёхбуквенный диктант
Придорожный, преуспевать, привстать, претензия, приклеить, преградить, прикрыть, пришкольный, присвоить, преимущество

Проверка по слайду, оценивание – 1 слово – 1 балл выставляем в оценочный лист

3.Повторение теоретического материала – игра «Да-нетка (читает учитель, на слайде предложения) 1 правильный ответ – 1 балл
утверждение
да
нет
Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос и относятся к разным членам предложения

+
Между собой однородные члены связываются с помощью перечислительной интонации или с помощью сочинительных союзов
+

Однородными могут быть только второстепенные члены предложения

+
Однородными могут быть только главные члены предложения

+
Однородные члены предложения могут быть выражены разными частями речи
+

В предложении однородные члены могут быть связаны подчинительными и сочинительными союзами

+
В предложении может быть несколько рядов однородных членов
+

Запятая ставится при однородных членах в предложении перед противительными союзами, перед повторяющимися, перед второй частью двойных союзов, перед союзом да и, обозначающим добавочное действие
+

Запятая не ставится при однородных членах в предложении перед одиночным соединительным или разделительным союзом, во фразеологизмах: ни то ни сё, и так и сяк, ни рыба ни мясо, и день и ночь
+

Обобщающее слово и однородные члены предложения не являются одним членом предложения

+

4. Применение теоретических знаний. Графический диктант
Составить схемы однородных членов, которые вы встретите в предложениях.
1) Ни ранения, ни боль, ни смерть не пугали этого мужественного человека.
2) Доктриной называют как научную теорию, так и связную концепцию во внешней или внутренней политике.
3) В марте прилетают не только грачи, но и первые ранние скворцы.
4) Метель то подталкивала нас в спину, то налетала сбоку и разворачивала поперек улицы.
5) Брат был умен, легко решал задачи и легко научился делать фокусы.
6) Черная дыра тоннеля то виднелась отчетливо, то пропадала в подымавшемся от раскаленных камней тумане.
7) Ласточку можно увидеть под крышами разных построек: в сенях, в сарае, в хлеву, под навесом для сена, на чердаке дома.
8) Мне пришлось читать Ане и стихи, и сказки, и потешки.
9) Налетел дождик, нашумел, но не утешил, не напоил.
10) Все замерло удрученно и растерянно.

Проверка по слайду, оценивание – 1 схема – 1 балл выставляем в оценочный лист

5. Физкультминутка: найти части парных союзов
Парные союзы развешены в кабинете, их необходимо собрать и привести пример предложения с их использованием.
(Не только…но и, как…так и, если не… то, не столько… сколько, хотя и …но).
6. Задание «Письмо с пробелами» На доске написано предложение
- В тексте пропущены обобщающие слова, они закрыты знаками. Восстановите обобщающие слова. Запишите предложение, расставьте знаки препинания.
Многие великие [деятели] культуры: писатели, учёные, художники, композиторы – высоко ценили, собирали, изучали народные сказки и использовали их в своём [творчестве]: в литературе, живописи, музыке.
7. Задание «Синтаксические ошибки». Найдите синтаксические ошибки в предложениях. Прочитайте и исправьте их.
1. Комната мне нравится, потому что в ней светло, уютно, большая и чистая.
2. Когда весна и ясный день, солнце освещает всю мою комнату.
3. Мальчик был лобастый, но очень серьёзный.
4. После этого изобрели стальное перо, чернильную ручку, шариковая ручка, капиллярная ручка.
5. В шкафу стоят книги, на полках лежат газеты и стеклянная посуда.
6. Родители были очень веселые и радующиеся.
7. Тревога и тоска застыла в их глазах.

8. Рефлексивный тест
Определить предложения, в которых знаки препинания расставлены правильно. Запишите буквенный код.
О) Человек, плохо владеющий языком, не может ни определить своё мнение, ни выразить его.
Н) Собака, человек, да кошка, да сокол друг другу поклялись однажды в дружбе вечной.
А) Отношения наши были, хотя и просты, но холодны.
В) Немало вдохновенных строк о любви к Родине находим мы у Лермонтова, и Островского, Тургенева, и Пушкина.
Ч) Блеск солнца, блеск экипажей, лошади – всё это так поразительно ново, что душа Гриши наполняется чувством наслаждения.
И) Да этот твой знакомый – ни рыба ни мясо.
Л) На столе не осталось ни рыбы, ни мяса.
К) Научные теории должны, как объяснять уже известные факты, так и предсказывать результаты будущих экспериментов.
Т) Всё кругом: солнце над головой, зелёная трава на улице, шумящая листва на деревьях – выглядело несказанно радостным.
О) Никто не может быть ни всезнающим, ни всемогущим.

В результате правильного выполнения теста должно получиться слово «ОТЛИЧНО», которое можно прочитать справа налево.

9.Вредный совет» учителя:
«Исправьте ошибки в совете. Трансформация в «Добрый совет»
И в сочинениях и в домашних упражнениях и в творческих работах будьте аккуратны со знаками препинания!

10. Подведение итогов.
- Что мы повторяли сегодня на уроке?
- Какие цели мы ставили в начале урока? Мы достигли поставленных целей?
(обращаемся к словам на доске)
ПОВТОРИТЬ, что такое однородные члены предложения
СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ навык построения предложений с однородными членами
ЗАКРЕПИТЬ навык постановки знаков препинания при однородных членах.
- Что было самым важным для вас на уроке?

11. Рефлексия
Все заработанные баллы сложите и поделите на 5. Средний балл и есть ваша отметка за урок. Сдайте свои оценочные листы. Ну а насколько продуктивным для вас был наш урок, определите, поместив своих человечков на лестницу успеха.
12. Домашнее задание § 12, упр. 139 (1-5 предложения) Спишите предложения, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. Однородные члены подчеркните как члены предложения.
13. Выставление отметок


9. Задание «Внимание! Фразеологизмы!» (конструирование предложений)
Запятая не ставится и во фразеологизмах с повторяющимися союзами. Составьте предложение, где будут использованы эти фразеологизмы.
Ни то ни сё
Ни там ни сям
Ни рыба ни мясо
Ни Богу свечка ни чёрту кочерга

8. Графический разбор предложения. Запись предложения на доске.
Успех следует измерять не столько положениемкоторого человек достиг в жизни, сколько темипрепятствиямикакие он преодолелдобиваясь успеха.

Комментариев нет:

Отправить комментарий