Урок
русского языка в 5 классе
Тема: Подробное изложение "В поисках жилья"
Цели урока:
- Научить детей приёмам работы
над подробным изложением с использованием ключевых слов и выражений.
Задачи урока:
- формирование умения писать
изложение, воспринятого на слух и зрительно;
- отработать навыки определения
темы, идеи, стиля и типа текста, составление плана с подбором ключевых
слов;
- развитие устной и письменной
речи, памяти, орфографической зоркости;
- формирование таких нравственных
понятий как милосердие, любовь к ближнему.
Ход
урока
I. Организационный
момент:
II. Слово учителя о
теме и цели урока:
Сегодня на уроке мы
будем учиться писать подробное изложение, составлять план текста с опорными
словами.
Давайте вспомним
такие понятия: текст, тема, основная мысль, стиль текста, микротема,
выразительные средства языка.
III.
Словарная работа.
На доске записаны
слова с пропуском букв.
Данные слова
встретятся нам в тексте изложения. Давайте объясним правописание данных слов,
раскроем значение некоторых из них.
Моро…, шу…ка, спрятат.?.ся,
о…следовала, о…наружила, сороч.?.его, смеркат.?.ся, хв…стом, трево…, о…верстие,
вн…мательно, веч…рело, ст…новился, пуш…стый, ворон.?.его.
IV.
Чтение рассказа учителем.
Вы можете закрыть
глаза и представлять то, о чем я буду читать.
В поисках жилья
Уже вечерело. Мороз становился всё злее. Он забирался
в пушистую шубку белочки и пробирал до самых костей. Где же спрятаться от мороза
и ветра? Хлопотливая белка внимательно обследовала все ближайшие деревья, но не
обнаружила ни одного старого сорочьего или вороньего гнезда.
Начало смеркаться. Белка совсем уже приуныла,
как вдруг заметила на сосне сколоченный из досо´к птичий домик. Отверстие в нём
было довольно большое, так что белка могла туда свободно пролезть.
Внутри домика оказалась подстилка из прошлогоднего
гнезда. Лучшей квартиры искать было нечего. Уставший от всех дневных тревог и приключений,
зверёк свернулся в клубочек, укрылся пушистым хвостом и крепко заснул.
С этого дня белочка на всю зиму осталась жить
в птичьем домике (по Г. Скребицкому).
V.
Содержательно-композиционный и стилистический анализ текста.
1) Индивидуальная
работа с текстом.
Прочитайте еще раз
текст и выполните задания, карандашом обводя номера правильных ответов
А1 В тексте в основном
говорится:
1.
о том, что на улице была зима
2.
о том, как белочка обследовала деревья
3.
о том, что белочка искала жильё
4.
о том, как белочка нашла себе жильё на зиму
А2 Автор написал этот текст,
чтобы все поняли, что
1.
зимой трудно белочкам
2.
белочка замёрзла
3.
животным нужно помогать выживать зимой
4.
белочка нашла жильё
В3 Почему
рассказ называется «В поисках жилья?» Выбери верные утверждения и обведи
соответствующие буквы.
А. Белочке негде было жить
Б. Белочка замерзала
В. Белочка искала сколоченный из досо´к птичий домик
Г. Белочка не хотела жить на дереве
После выполнения теста учитель собирает работы.
Б. Белочка замерзала
В. Белочка искала сколоченный из досо´к птичий домик
Г. Белочка не хотела жить на дереве
После выполнения теста учитель собирает работы.
2) Анализ
текста.
1) прочитайте текст повторно;
2) разделите его на части;
3) озаглавьте каждую часть;
4) составьте план;
5) выпишите
опорные слова из каждой части текста (например, I часть: вечерело, мороз пробирал
до костей, белка обследовала деревья, не обнаружила старого гнезда и др.);
6)
выпишите из текста выразительные языковые средства (например, I часть: пушистая
шубка, хлопотливая белка, мороз пробирал до самых костей и др.);
VI.
Анализ пунктуации текста и замена сложных синтаксических конструкций простыми.
VII.
Пересказать текст, сохранив его стилистические особенности (1-2 учащихся)
X. Запись изложения
по плану.
Напомнить, что абзацы
выделяются красной строкой.
XI.
Домашнее задание §29, упр.223 (задание 2)
Комментариев нет:
Отправить комментарий