Тема поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина» («Пророк», «Я памятник себе воздвиг…»)

Конспект урока по русской литературе 9 класс. Тема: Тема поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина» («Пророк», «Я памятник себе воздвиг…»)


Цель урока:
- определить роль поэзии в жизни Пушкина, выявить  высокое  назначение поэта;
- способствовать эмоциональному восприятию текста, учить чувствовать слово, развивать творческие способности, мышление;
- воспитывать внимательное отношение к поэзии, определить своё место в жизни.
Пусть судит обо мне , как хочет, целый свет,
Сердись, кричи, бранись, - а я таки поэт.
Из стих. « К другу стихотворцу»
…………………………………………………..
Поэт не человек, он только дух -
Будь слеп он, как Гомер,
Иль, как Бетховен, глух, -
Всё видит, слышит, всем владеет…
Выводы на второй стороне доски
- Поэзия –очень мудрое, трудное дело, оно непосильно не посвящённым в тайны поэтического искусства;
- Поэт – это пророк, которому дано видеть, слышать и понимать то, чего не видит, не слышит, не понимает обыкновенный человек;
Содержанием поэзии должна быть жизнь во всём её многообразии;
Назначение поэта – «глаголом жечь сердца людей», т.е. поэзия существует для избранных; она имеет высокое общественное , народное назначение; слово поэта должно воспламенять сердца людей, нести им правду, справедливость, любовь.
Ведущий метод обучения: метод творческого чтения и творческих заданий.
Тип урока: чтение и анализ лирических произведений Оборудование: учебник по русской литературе, портрет поэта, портрет Дельвига, тексты со стихотворениями А. С. Пушкина «Пророк», «Я памятник себе воздвиг…».
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Проверка д/з.
- На карточках у детей написаны строки стихотворений по темах пройденного материала. Детям нужно прочесть строки и ответить на вопросы карточек.
Кому посвящено стихотворение?
1. “Я помню чудное мгновенье…” (А.Керн)
1. “Талисман” (Воронцовой)
2. “Я вас любил…” ( К. Сабаньской)
2. “Я вас любил…” ( К. Сабаньской)
Из каких произведений эти строки?
1. Прощай, свободная стихия… ( “К морю”)
4. Я гимны прежние пою… (“Арион”)
2. Мой друг, отчизне посвятим… (“Чадаеву”)
5. Склонитесь первые главой… (“Вольность”)
3. Здравствуй племя молодое… (“Вновь я посетил…”)
6. Наставникам, хранившим… (“19 октября 1825г.”)
О ком поэт пишет?
12. Мой первый друг, мой друг бесценный… ( И.Пущин)
12. Друзья мои, прекрасен наш союз… (лицеисты)
13. Его стихов пленительная сладость пройдет веков завистливую даль… (В.Жуковский)
13. Подруга дней моих суровых… (няня Арина Родионовна)

III. Подготовка к восприятию.
Сегодняшний урок я хочу начать с разговора о счастье. Что такое счастье? Когда человек счастлив? Говорят, счастлив тот, кто счастлив у себя дома. А мне хочется добавить: и у себя на работе. Поэтому очень важно найти своё место в жизни ,найти занятие по душе, не зря прожить жизнь. Каждый человек обязательно рано или поздно задумывается о смысле жизни. Уже сейчас перед вами стоит вопрос : по какой дороге пойти, как не ошибиться в выборе профессии, ведь от этого зависит ваше будущее. Ну и когда вы станете уже достаточно взрослыми, подведёте итог и поймёте, так ли вы живёте, как хотелось бы, счастливы ли вы.
Слово учителя
Вопрос о своём месте в жизни волновал Пушкина на протяжении всего его творчества. Что стало смыслом его жизни?
Ещё обучаясь в лицее, Пушкин определил своё назначение – он будет поэтом. Многие лицеисты писали стихи. Особо отметить надо Дельвига(Его фото вы видите на доске. Обратите внимание!) Его Пушкин называет «названым братом» .Именно Дельвиг понял, что Пушкин не просто поэт, а поэт великий. Пушкин и Дельвиг выступили в печати почти одновременно. К этому времени они были хорошо известны в лицее, в своём кругу.
В 1814 г. Пушкин послал свои стихи в журнал «Вестник Европы» без указания своего имени. Стихи назывались «К другу стихотворцу». Редактору Измайлову стихи понравились, но его смутила анонимность. Для того, чтобы узнать имя сочинителя, он написал объявление в журнале с просьбой объявить имя автора. И Пушкин придумывает себе псевдоним «Александр ЭНКАШЭПЭ» - в обратной перспективе – Пушкин. Он не торопился заявить своё имя, не ждал, не требовал, не искал поддержки и одобрения. Огласка произошла в 1815 г. после триумфа П., читавшего свои «Воспоминания в Царском Селе» в присутствии Державина. Вот тогда имя П. впервые прозвучало в прямой перспективе грядущей славы. И «энкашэпэ» уступило место Пушкину.
Обратите внимание на первый эпиграф к уроку ( попросить учеников прочитать). Пушкину всего 15 лет ( а вам сколько?), а он уже определил своё назначение и не свернёт с избранного пути ни при каких обстоятельствах. Но в течении всего литературного творчества он будет размышлять о месте поэта и поэзии в обществе. И скажет следующие строки. Обратите внимание на доску. Эпиграф 2.
Тема поэта и поэзии традиционна. Обращаясь к ней, Пушкин как бы ведёт диалог с поэтами-предшественниками: Горацием, Овидием, Ломоносовым, Державиным и передаёт эстафету поэтам-последователям: Лермонтову, Некрасову, поэтам 20 века. Свои размышления о целях поэтического творчества, искусства вообще, о предназначении поэта П. воплотил в особом цикле стихотворений. Он создавал их на протяжении всей своей жизни, на разных этапах творческого развития, снова и снова возвращаясь к этим важным вопросам. Каким должен быть поэт как личность и творец, чтобы воплотить в искусстве новый эстетический идеал, - вот лейтмотив этого цикла.
Каждое стихотворение имеет свои особенности, но весь цикл пронизывает общий мотив высокого назначения поэта – враждебного низменным интересам, погоне за минутной славой, а сам образ поэта – человека гонимого, одинокого среди враждебной среды, человека. Который окружён ненавистью, подвергается преследованиям, травле, но остаётся твёрд и непоколебим. (смотрим на доску)
Знакомство со стихотворением «Пророк»
Тему поэта и поэзии в творчестве Пушкина мы рассмотрим на стихотворении «Пророк», написанном в тяжёлую для А.С. пору духовного кризиса, вызванного известием о казни декабристов, о трагической судьбе его друзей и товарищей. Страшные годы, а он пишет о поэте.
Итак, обращаемся к стихотворению. Но прежде ответьте на вопрос: «Кто такой пророк? Как вы думаете?»
- Какие однокоренные слова вы можете подобрать к этому существительному? (пророчить, пророческий, пророчество).
Следовательно, уже заглавие позволяет судить о том, что речь пойдёт о человеке, который предвидит и предсказывает будущее.Согласно древним верованиям, кудесники и пророки возвещали людям волю божью, им было доступно проникновение в грядущее.
Сюжетная основа стих. взята из Библии ( зачитывается отрывок учеником: «… видел я господа, сидящего на престоле высоком и превознесённом… Вокруг него стояли серафимы: у каждого из них по шести крыл… И сказал я : горе мне! Погиб я! Ибо я человек с нечистыми устами…Тогда прилетел ко мне один из серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твоё удалено от тебя… И услышал я голос господа, говорящего: кого мне послать? И кто пойдёт для нас? И я сказал: вот я, пошли меня».)
IV. Чтение стихотворения «Пророк» учителем (1826 г.).
- А теперь откройте стихотворение, а я его вам прочитаю.
- Не является ли стихотворение лишь поэтическим пересказом библейской легенды?
Используя библейскую символику, библейские мотивы, Пушкин придаёт им ярко выраженное политическое содержание.
Вам встретились непонятные библейские слова. Назовите их. Как вы понимаете их значение?
V. Проверка первичного восприятия. Словарная работа.
«Пророк»- в религиозно-мистическом представлении - провозвестник, истолкователь воли бога. Пушкин частично использует «Откровения» библейского пророка Исайи. Носитель правды, справедливости.
«Серафим» - в переводе «огненный», «сжигающий»; это название одного из высших ангельских чинов; серафимы изображались шестикрылыми.
«Ангел» - по учению христианской религии – доброе сверхъестественное существо (в отличие от демона – злого духа), действующего по воле бога.
VI. Чтение про себя.
Физкультминутка
Посмотрите все в окно,
Стало холодно давно.
Ну а мы должны учиться –
Это в жизни пригодится.
Все немного отдохнем
И опять писать начнем.
Посмотрите вправо, влево,
Вверх и вниз, вперед, назад.
За учебу взяться снова
Каждый будет еще рад.

VII. Построфный анализ.
- Содержание стихотворения «Пророк» навеяно событиями 14 декабря и скорбью Пушкина о гибели «братьев, друзей, товарищей». Стихотворение сюжетное – в нем изображен процесс …..
  1. - Так о чём же это стих.? (о перерождении поэта, томимого духовной жаждой во всемогущего пророка, ….постепенного перерождения человека в мудрого пророка).
  2. - Каким рисуется пророк в начале стихотворения?
(Духовной жаждою томим…).
3. - Кто является поэту?
(Шестикрылый серафим).
4. - Что с ним происходит после встречи?
(Учащиеся читают) (появилась острота зрения, появилось умение видеть жизнь во всём её многообразии, поэт стал мудрым (змея в народной мифологии считается символом мудрости), вместо чел. сердца – угль, пылающий огнём).
. 5. - Для чего пророку необходимы «вещие зеницы», «чуткий слух», «жало мудрыя змеи»?
(Мысли учащихся. Все видеть, все слышать и не молчать).
6. - Найдите и назовите поэтический символ мудрости пророка?
(Жало мудрыя змеи).
Так вот, поэт не понимал своего назначения: он не знал, о чём писать, для кого писать, с какой целью. Шестикрылый Серафим изменил в нём всё: зрение, слух, сердце, но он не сделал ещё из него поэта. «Как труп в пустыне я лежал…»
7. - Когда он становится поэтом? (Когда Бог к нему обращается)
8. - Какое переживание лир. героя выражено в стих.? Прежде всего, это чувство тревоги, вызванное своей прежней неудовлетворённостью поэтической деятельностью. И это чувство ответственности перед людьми, чувство, обусловленное пониманием пророческой роли поэта.
- Что же такое поэзия? - Кто такой поэт? (простой смертный, но и отличается от них)
(смотрим выводы на доске)
9. - Обратим внимание на язык стих. ( архаизмы, славянизмы ,инверсия, роль глаголов- или глагол-действие, поступок или гл. в повелительном наклонении)
10.- Какова роль языка? (придаёт торжественность, значимость, величие поэта. О великом нельзя говорить простым, примитивным языком)
Так вот, поэт превратился в пророка.
11. - Чем мотивирован высокий торжественный стиль?
(Декларация – обращение к народу, о свободе для того, чтобы призвать народ к борьбе).
12. - В каких строках высказывается мысль о гражданственности творчества? (Последние 4 строчки).
13. - Как вы думаете, кто скрывается за главным героем стихотворения – поет или пророк?

(И то, и другое, для Пушкина литература – слово, объединяющее в себе художественный образ и пророчество).
ИТОГ: Как видим, Пушкин придает исключительное значение мировоззрению поэта-пророка. Без ясных взглядов на жизнь, на творчество, поэт не может нести истину людям, пробуждать в них «чувства добрые», влиять на их нравственность.
Но поэт и прок не одно и то же. Поэт живёт среди людей. Как люди относятся к пророкам? (они их слушают, ведь они предсказывают будущее) Так ли слушают поэтов?
Пророк поправляет мир, поэт – отражает мир. Пророк несёт людям слово Божье – поэт создаёт свои слова. Они оба обращаются к людям, открывая им правду о земле и небе.
Но в отличие от пророка, поэт свободен. И никто его не заставит писать против воли или, наоборот, замолчать.
Так вот, поэт и его призвание - сокровенная тема пушкинского творчества.
Пушкин первым почувствовал и сказал, что для поэта есть два пути – путь служения толпе и путь служения истине. Каждое слово он подтверждает поступками, творчеством, даже самой жизнью.
Поэзия П. – это ступени высокой нравственности, за которую он заплатил жизнью.
Но ещё при жизни, возможно, предчувствуя скорую смерть, П. посмел воздвигнуть себе памятник. Кто из русских поэтов подобно П. говорил о своём памятнике? (Державин)
VIII Работа в группе (прочесть стихотворение «Я памятник себе воздвиг и ответить на вопросы карточек)
Карточка по стихотворению А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг…»
-Во имя чего, с чем связывает поэт бессмертие творчества?
(С бессмертием народа, памятью).
-Что значит «памятник нерукотворный»?
(Созданный не руками, а мыслью).
-Чем Пушкин запомнится народу?
(«Чувства добрые я лирой пробуждал», «милость к падшим призывал»).
-Какие языковые средства чаще встречаются?
(Эпитеты: нерукотворный, непокорная, заветная, жестокий).
-С чем сравнивает Пушкин памятник?
(Александрийским столпом). Это гладкая гранитная колонна ,воздвигнутая в честь Александра 1 на Дворцовой площади в Петербурге.
-Что нас еще больше убеждает в том, что душа поэта вечно останется живой?
(Глаголы: «переживет» и «убежит»).
-Как характеризует Пушкин народы России?
(Славянин - гордый, тунгус - ныне дикой, калмык - друг степей).
-Чем поддерживается приподнятость настроения?
(Славянизмы: глава, столп, пиит; усеченные слова: доколь, всяк; выражения: «народная тропа», «заветная лира»).

ИТОГ: В этом стихотворении Пушкин говорит о поэтическом бессмертии.
IX Подведение итогов
Итак, начав урок с вопроса о счастье, спрашиваю: можно ли назвать счастливым человеком Пушкина? И хотя он не был счастлив у себя в семье, он выбрал правильный жизненный путь и обеспечил себе бессмертие.
X Рефлексия
XI Домашнее задание
Выучить одно из стихотворений наизусть


XII Выставление отметок

Комментариев нет:

Отправить комментарий