Задачи:
- отработка
термина “автобиографическая повесть”, работа с текстом и словом писателя,
анализ ключевых сцен, эпизодов
- учить анализировать прочитанное, составлять
вопросы , различные творческие задания исследовательского характера.
– привлечь внимание к теме детства, умению
оставаться человеком в любой жизненной ситуации, понимать других и себя.
Ход урока.
1.
Назовите произведения, в названиях которых есть слова “дети, детский, детство”
С.Т.Аксаков
“Детские годы Багрова-внука”;
Н.А.Некрасов “Крестьянские дети”;
Л.Н. Толстой “Детство”;
Н.Г.Гарин-Михайловский “Детство Тёмы”;
В.Г. Короленко “Дети подземелья”;
Саша Чёрный стих. “Детский остров”;
Ф. Искандер “Детство Чика”;
И.А.Бунин стих. “Детство” и др..
2.
Есть такое утверждение: “Все мы родом из детства”. И ваш возраст – шестиклассников
– можно назвать… уже не дети, ещё не взрослые, и уже что-то осталось позади.
Это что-то – детство.
И авторы нашего
учебника очень бережно подошли к выбору произведений. Давайте вспомним
произведения о детстве.
5 класс
“Васюткино озеро” В.Астафьева;
“Великие путешественники” М.Зощенко;
6 класс “Уроки французского” В.Распутина;
“Скворцы” В.Белова и т.д..
Каждый писатель
по-своему отображает этот очень важный период в жизни каждого человека. И
каждый задаётся вопросом: как помочь детям увидеть этот мир, удивиться ему.
Почерпнуть живой воды из душевных глубин детства.
3.
Учащимся предлагаются высказывания писателей о детстве. Попробуем сравнить с
впечатлениями М.Горького. Как вы считаете, созвучны ли эти высказывания с
впечатлениями Горького?
Л.Толстой:
“Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять
воспоминания о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для
меня источником лучших наслаждений”.
Ф.Достоевский:
“Знайте, что нет ничего выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для
жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, вынесенное из детства, из
родительского дома”.
В.Распутин: “Я
уверен, что писателем человека делает детство, способность в раннем возрасте
увидеть и почувствовать всё то , что даёт ему потом право взяться за перо”
Мы видим , что с
впечатлениями Горького они не созвучны. Давайте разберёмся, почему нет.
4.
Учащимся предлагается заочное путешествие в Нижний Новгород, в единственный
музей Детства - дом деда Каширина.
(Показываю также
набор открыток о доме-музее 1968 года. Родители возили меня, 2-классницу, в
этот музей. Видите, какое у меня приятное воспоминание из детства? Знаете, что
больше всего запомнилось? На кухне в деревянном ведре прутики (розги) для порки
провинившихся…)
Итак, Нижний
Новгород, который в недалёком прошлом назывался Горький. Объясните, почему? Как
это связано с темой урока?
5.
Теория литературы.
Это
автобиографическая повесть (работа с литературоведческим термином)
Автобиографической
мы называем повесть, в основу которой положены достоверные события и факты,
сохранившиеся в памяти автора.
6.
Как вы понимаете слово “детство”?
7. Анализ текста.
Вопросы для
обсуждения:
-Какие эпизоды
взволновали вас и почему?
-Чем интересны герои этой повести?
-Почему память сохранила эти воспоминания?
-Вспомните, найдите в тексте слова,
предложения, характеризующие жизнь в семье деда Каширина.
-Почему нас тревожат и радуют поступки
Цыганка, подставляющего руку, хотя он и принимал “ненужную боль” за Алёшу?
-Чем интересна сцена учения Алёши? Почему так
напряжены оба - “учитель” и “ученик”? Что скрывается за отрывистостью,
скоростью диалога? Какое впечатление оставляет сцена? Какие чувства вызывает?
(Данная работа
проводится в парах, при работе с текстом – с карандашом в руках)
8.
Проверка домашнего задания.
Дома учащиеся
должны были приготовить различные творческие задания по тексту: тесты,
викторины, кроссворды и т. п.
Также найти
различные средства выразительности: инверсию, эпитеты, сравнения и т.д. в
различных отрывках, например, в портрете бабушки Алёши.
9.
Попробуем сформулировать главную мысль повести.
После
высказываний ребят читаю слова самого Горького:
“Главная тема
повести говорит о том, что в недрах старого , отмирающего мира зарождается
новое, светлое, жизнеутверждающее начало, и это новое прекрасно.
-Согласны ли вы
со словами самой повести?
10.
Викторина.
1.Книга,
полученная Алексеем в награду за хорошую успеваемость. (Евангелие)
2.Ласковый зверь, с которым автор сравнивает
бабушку. (Кошка)
3.Русский писатель, чью книгу получил в
награду Алексей. (Крылов)
4.Что сказал о деньгах жилец по прозвищу
Хорошее Дело? ( Деньги, брат,- ерунда)
5.Продукт, которым Цыганок кормил “изо рта”
мышат. (Сахар)
6.Широкий фартук, в который был “обёрнут”
ребёнок, оставленный у ворот дома Кашириных. (Запон)
7.Домашнее животное, которое напоминали дядья
во время ссоры, “скаля зубы и встряхиваясь”. (Собака)
11.
Работа с иллюстрациями к повести Б.А.Дехтерева. В них бьётся живая горьковская
мысль, глубоко раскрыты характеры героев, действующие лица повести изображаются
в тот момент, в который ярче всего раскрывается их внутренний мир.
1.Титульный
лист.
Художник вводит
в 70-е годы 19 века, знакомит с местом действия, основными персонажами и
событиями. В центре – Алёша, выглядывающий из широко распахнутого окна
каширинского дома, и бабушка. Справа – олицетворение “свинцовых мерзостей” :
дядья и дед, слева – Цыганок и мать Алёши.
“Не только тем
изумительна жизнь наша , что в ней в ней так плодовит и жирен пласт всякой
скотской дряни, но тем, что сквозь этот пласт всё-таки победно прорастает
яркое, здоровое и творческое , растёт доброе – человечье, возбуждая несокрушимую
надежду на возрождение наше к жизни светлой, человеческой”.
2. “Теперь,
оживляя прошлое, я сам порою с трудом верю, что всё это было именно так, как
было, и многое хочется оспорить, отвергнуть – слишком обильна жестокостью
тёмная жизнь “неуёмного племени”.
Иллюстрация “Дед
порет Алёшу”
В центре – на
скамейке распластанная, почти безжизненная фигурка мальчика, а над ним
неумолимо занесённая рука деда с розгой, удар розги неотвратим, слева –
окаменевшая от ужаса и страха мать Алёши. И никаких деталей. Светлый рисунок
обнажает страшную действительность дома Кашириных.
3. “Слепой
Григорий просит милостыню” - иллюстрация к 7 главе. Выполнена в той же манере
обнажённости : перед нами дядя Григорий с седой бородой, тёмными провалами
очков, с беспомощными ступнями ног, неуверенными движениями рук. И поза… За
всем этим чувствуется ещё не сломленная сила, жизненная стойкость, свойственная
русскому человеку.
4.Иллюстрации
“Алёша и бабушка”, “Алёша с матерью”, “Алёша и дед”. Алёша – полный
“беспокойного внимания” к людям, воплощение идеи “доброго” и “человечьего”. Он
весь устремлён вверх, полон жизни, любознательности, внимания к миру, к людям.
Человек у
Горького – творец будущего, человек, на котором “лежит ответственность за все
несчастья на земле”, которому “принадлежит слава за всё доброе, что есть в
жизни”
12.
Вывод.
Мы попытались
понять смысл поступков героев, в конечном итоге мы учимся понимать людей, а,
главное, себя. И необходимость оставаться человеком во что бы то ни стало, в
любой жизненной ситуации.
13.
Что было на уроке трудным, непонятным?
14.
Рефлексия.
5-минутное эссе. Повесть “Детство”-…
15.
Домашнее задание.
Попробуйте
написать небольшой рассказ, вспомнив какое-нибудь интересное событие из
детства.
Комментариев нет:
Отправить комментарий