Реальное и фантастическое в повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" 6 класс


ЦЕЛЬ УРОКА:
Образовательные:
*    Рассмотреть понятие “реального” и “фантастического” в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»,
*    Дать представление о фантастике как художественном приеме, придающем произведению народность
   Выявить особенности построения сюжета: два параллельно развивающихся плана: реальный и фантастический.
*    Формировать навыки речевой характеристики персонажей.
*    Научить анализировать поступки героев.

Развивающие:
*    развивать связную речь учащихся, навыки выразительного чтения, творческие навыки.

Воспитательные:
*    подвести к выводу, что автор,  рассказывая о самых обычных людях,  высмеивает человеческие пороки (обжорство, упрямство, пьянство, легкомыслие..) или изображая фантастических героев и ситуации, подчеркивает их  достоинства

ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедиапроектор, экран, записи украинских песен, колядок, иллюстрации к повести “Ночь перед Рождеством”, рисунки детей, презентация в Power point.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.

 Почему Гоголь в своих повестях обращается к жизни и обычаям малороссиян? (Обращение Гоголя к украинской жизни было закономерно. Его детство и юность прошли на Украине. Отсюда он вынес свои первые впечатления о жизни, здесь зародилась в нем любовь к украинскому фольклору. Приехав в Петербург, Гоголь неожиданно для себя почувствовал здесь атмосферу глубокого интереса к украинской культуре. Он сообщает матери, что “… в Петербурге занимает всех всё малороссийское”)

Словарная работа.
– В своем произведении “Ночь перед Рождеством” Н.В.Гоголь использует “…слова, которые в книжке этой не всякому понятны”. С некоторыми вы должны были поработать дома. Вы должны определить значения этих слов.
Рушник
Хутор
Смалец
Черевички
Бандура
Галушки
Ланиты
Гопак
Кожух
Люлька
Парубок
Пищик

Я нашла для вас еще несколько слов. Проверим…знаете ли вы их?

1. “Он знал, что богатый казак Чуб приглашен дьячком на кутью”

/Кутья – каша из пшеницы с медом и отваром из сухих фруктов. Кутью ели в канун Рождества./

2. “Выгружали мешки и хвастались паляницами, колбасами, варениками, которых успели уже набрать довольно за свои колядки”

/Паляница – небольшой хлеб несколько плоский./

3. “Канцелярист и волостной писарь третьего году взяли синей китайки”

/Китайка – сорт хлопчатобумажной ткани /

4. “Железо на окову положил такое, какого не клал на сотникову таратайку, когда ходил на работу в Полтаву”.

/Таратайка – повозка /.

ИТОГ: Молодцы, выяснили значения украинских слов, Понравилось ли вам звучание  и мелодика украинских слов?

– Эти слова связаны с жизнью украинского народа, который простодушно верил вымыслам, верил в существование темных и светлых сил, верил и надеялся, что добро всегда побеждает зло. Гоголь в своем произведении сразу же погружает нас в атмосферу украинского села, чтобы мы ясно представили себе беленые хаты-мазанки, чтоб очаровались песенным укладом украинской речи, познакомились с бытовыми обычаями украинского народа.

3. Работа с текстом по теме урока.
Мы сегодня продолжаем работать над повестью Н.В.Гоголя “Ночь перед Рождеством”.

Тема урока: “Реальное и фантастическое в повести Н.В.Гоголя “Ночь перед Рождеством”.

Слайд презентация

Слайд 1
– Посмотрите на тему урока и скажите: “На какой вопрос мы должны с вами ответить?” /Сегодня на уроке мы должны определить, что в повести реально, а что фантастично./
Слайд 2
– Как вы думаете, что такое реальность? /Реальность-это то, что действительно существует не в воображении.

– А что, по-вашему, означает слово “фантастика”? /Это то, что придумано, вымышлено, что-то волшебное, невероятное./

Вывод. Мы выяснили смысл важных для нас понятий: реальность и фантастика.

– Чтобы сопоставить время и место действия в произведении, давайте перенесемся в мир повести Н.В.Гоголя “Ночь перед Рождеством”.

– Скажите, где происходит действие повести ? /Действие происходит в Малороссии, на хуторе близ Диканьки./

– Когда, в какое время происходит действие? /В ночь перед Рождеством, а именно 24 декабря по старому стилю./

Слайд 3
– Что это за праздник – Рождество? /Христианский праздник, День рождения  Иисуса Христа.
– Посмотрите на экран, прочитайте объяснение о происхождении этого праздника. А вот как объясняет Гоголь, что такое “колядки”, мы прочитаем на доске.

Слайд 4
Выразительное чтение

5. Беседа по вопросам с выводом.

– Что же такое колядки? /

А в наше время сохранилась ли традиция колядовать ?/

– Ребята, а какие колядки вы знаете ?

– А как вы думаете, почему самые интересные события в повести происходят ночью?

(Все чудеса происходят ночью – в самое загадочное время суток. Именно в эту последнюю ночь перед Рождеством нечистые силы пытаются сделать как можно больше зла людям, хотят, чтобы Рождество не наступило).

6. Работа с картинками.

Ребята, давайте вспомним события, описываемые в повести. В этом нам помогут

картинки, отражающие жизнь селян. В программе PAINT вы собрали рисунки с изображениями героев.

Вывод. Что реально, а что фантастично в повести? /Место и время – реальны или возможны, а события, которые происходят – фантастичны/ – запись в таблице

Чтение по ролям отрывков произведения.

Вспомните, ребята, а все ли герои повести существуют на самом деле? Чтобы правильно ответить на этот вопрос, нужно с ними встретиться. Распределяем картинки на доске

Сценка 1.

– Чудная девка! – прошептал вошедший тихо герой (кузнец), – и хвастовства у нее мало! С час стоит, глядясь в зеркало, и не наглядится, и еще хвалит себя вслух!
"Да, парубки, вам ли чета я? вы поглядите на меня, -– продолжала хорошенькая кокетка, -– как я плавно выступаю; у меня сорочка шита красным шелком. А какие ленты на голове! Вам век не увидать богаче галуна! Все это накупил мне отец мой для того, чтобы на мне женился самый лучший молодец на свете!"

(Вакула, Оксана: реальные герои)

Сценка 2.

Мороз подрал по коже героя (кузнеца); испугавшись и побледнев, не знал он, что делать; уже хотел перекреститься... Но второй герой (черт), ему на правое ухо, сказал:
– Это я – твой друг, все сделаю для товарища и друга! Денег дам сколько хочешь, -– пискнул он ему в левое ухо. -– Оксана будет сегодня же наша, – шепнул он снова на правое ухо.

(Черт: нечистая, фантастическая сила)

Сценка 3

– Пропадать приходится мне, грешному! ничто не помогает на свете! Что будет, то будет, приходится просить помощи у самого черта. Что ж? – произнес герой (кузнец), видя неизменное молчание, -– как мне быть?

– Когда нужно черта, то и ступай к черту! – отвечал другой герой (Пацюк), не подымая на него глаз и продолжая убирать галушки.

(Пацюк: фантастическое событие, но герой реальный)

– Назовите героев, показанных в отрывках. Кто реальный герой, а кто фантастический?

– Среди кого живут волшебные герои? / Волшебные герои живут среди обыкновенных людей, их не боятся. /

Работа на доске. Даю остальные картинки с героями и дети распределяют по доске.
Перед вами герои повести, определите их отношение к реальному и фантастическому миру.

Оксана, Солоха (“заодно с чертом”), Дьяк, царица Екатерина, Кум, Чуб, Голова, Пацюк(“сродни черту”), Вакула, черт, запорожцы, дивчины и парубки.

Работа с текстом

“Ночь перед Рождеством” – одно из самых насыщенных народной поэзией, обычаев произведение Н.В. Гоголя. Вся повесть построена на сложном переплетении человеческих и бесовских взаимоотношений и страстей. Давайте подробнее рассмотрим те события, в которых участвуют фантастические герои. Для этого мы проанализируем самые яркие эпизоды. Перед вами план анализа эпизода.

План анализа эпизода.
Что необычно, неожиданно в этом отрывке?
Кто участвует в событии?
Как реагируют обыкновенные герои на волшебство?

Мы создали 4 творческие группы для работы с эпизодами. На дом каждому были даны отрывки из текста.

Группа 1.

Описание ночи перед Рождеством.

Последний день перед рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрып мороза под сапогом слышался за полверсты. Еще ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат; месяц один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая принаряживавшихся девушек выбежать скорее на скрыпучий снег. Тут через трубу одной хаты клубами повалился дым и пошел тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле.

Если бы в это время проезжал сорочинский заседатель на тройке обывательских лошадей, в шапке с барашковым околышком, сделанной по манеру уланскому, в синем тулупе, подбитом черными смушками, с дьявольски сплетенною плетью, которою имеет он обыкновение подгонять своего ямщика, то он бы, верно, приметил ее, потому что от сорочинского заседателя ни одна ведьма на свете не ускользнет.

Группа 2.

Черт ворует месяц.

…можно было догадаться, что он не немец и не губернский стряпчий, а просто черт, которому последняя ночь осталась шататься по белому свету и выучивать грехам добрых людей. Завтра же, с первыми колоколами к заутрене, побежит он без оглядки, поджавши хвост, в свою берлогу.

Между тем черт крался потихоньку к месяцу и уже протянул было руку схватить его, но вдруг отдернул ее назад, как бы обжегшись, пососал пальцы, заболтал ногою и забежал с другой стороны, и снова отскочил и отдернул руку. Однако ж, несмотря на все неудачи, хитрый черт не оставил своих проказ. Подбежавши, вдруг схватил он обеими руками месяц, кривляясь и дуя, перекидывал его из одной руки в другую, как мужик, доставший голыми руками огонь для своей люльки; наконец поспешно спрятал в карман и, как будто ни в чем не бывал, побежал далее.

Группа 3.

Пацюк ест вареники.

“Посмотрим, – говорил он сам себе, – как будет есть Пацюк вареники. Наклоняться он, верно, не захочет, чтобы хлебать, как галушки, да и нельзя: нужно вареник сперва обмакнуть в сметану”.

Только что он успел это подумать, Пацюк разинул рот, поглядел на вареники и еще сильнее разинул рот. В это время вареник выплеснул из миски, шлепнул в сметану, перевернулся на другую сторону, подскочил вверх и как раз попал ему в рот. Пацюк съел и снова разинул рот, и вареник таким же порядком отправился снова. На себя только принимал он труд жевать и проглатывать.

“Вишь, какое диво!” – подумал кузнец, разинув от удивления рот, и тот же час заметил, что вареник лезет и к нему в рот и уже выказал губы сметаною. Оттолкнувши вареник и вытерши губы, кузнец начал размышлять о том, какие чудеса бывают на свете и до каких мудростей доводит человека нечистая сила, заметя притом, что один только Пацюк может помочь ему.

Группа 4.

Полет Вагулы в Петербург.

Сначала страшно показалось Вакуле, когда поднялся он от земли на такую высоту, что ничего уже не мог видеть внизу, и пролетел как муха под самым месяцем так, что если бы не наклонился немного, то зацепил бы его шапкою. Однако ж мало спустя он ободрился и уже стал подшучивать над чертом. Его забавляло до крайности, как черт чихал и кашлял, когда он снимал с шеи кипарисный крестик и подносил к нему. Нарочно поднимал он руку почесать голову, а черт, думая, что его собираются крестить, летел еще быстрее. Все было светло в вышине. Воздух в легком серебряном тумане был прозрачен.

– Скажите, пожалуйста, фантастические события, представленные в этих эпизодах, противостоят реальности, или между ними нет границ.

(Фантастическое событие представлено Н.В. Гоголем как обыкновенное. То есть границы между реальным миром и фантастическим размыты. Действительно, язык Рудого Паньки ( рассказчика) прост, понятен и невозмутим. Поэтому то, что кажется необычным, объясняется героями как обычное дело.

4.Подведение итогов урока.

– Итак, добро, как и положено, победило зло. Однако эти силы существуют не сами по себе, а воплощены в конкретных героях. Именно они – носители добра и зла – вступают в борьбу. – Почему же хорошим людям удалось преодолеть все препятствия?

– Страшны ли персонажи, олицетворяющие нечистую силу? Почему их смогли победить обычные люди?

(Причина победы – вера, упорство, трудолюбие, ум, любовь. Да и зло в Рождественскую ночь не страшное, а какое-то домашнее. Без такого зла, пожалуй, и скучновато было бы. Оно не страшно, потому что смешно. Когда мы смеемся, нам не страшно).

– Какую роль играет юмор в произведении?

(Юмор помогает передать чудесные события как обыкновенные).

– Откройте последнюю страницу повести.

– Прочитайте, какова дальнейшая судьба Вакулы? /То есть Вакула не поддался искушениям черта, не изменил вере в Бога, т.к. нарисовал черта в аду.

Вывод. Так что же можно отнести к реальному миру, а что к фантастичному?
Анализ таблицы.
Слайд 6,7,8
Итак, мы выявили где реальность, а где фантастика. Как вы думаете, почему Гоголь переплетает реальную жизнь с фантастикой?  (Автор изображает жизнь народа, поэтому использует народную сказочную фантастику. Это придает произведению народность.) А фантастика делает произведение интересным и смешным. Смех, как мы увидели и в предыдущих главах,  является оружием автора. Он с помощью смеха высмеивает человеческие пороки, отрицательные качества людей. А каким вы увидели Вакулу сегодня?  (ловким, целеустремленным, способным сдержать свое слово, готовым на все ради любви). Мы увидели еще,  что фантастика подчеркивает достоинства героя. А изображение реальных героев или героев, близких на обычных людей, заставляет читателя задуматься над прочитанным и сделать определенные выводы.

– Скажите, ребята, почему интерес у читателей к повести “Ночь перед Рождеством” в век глобализации и научно-технического процесса не ослабевает? Почему мы любуемся точностью каждого слова, каждого события?

(Потому что в повести показан народный быт, юмор, национальная культура, близкая и понятная нам. Рождественские традиции сохранены до сих пор).

5. Домашнее задание
Слайд 9





Комментариев нет:

Отправить комментарий