Имя существительное как часть речи, 6 класс



Урок русского языка в 6 классе
Тема: «Имя существительное как часть речи»
Цели:
- повторить морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль;
- совершенствовать практические навыки в определении основных признаков имени существительного;
- способствовать формированию у обучающихся читательской грамотности, языковой и речевой компетенций;
- стимулировать интерес к самостоятельной творческой деятельности.
Тип урока: урок систематизации знаний, умений, навыков
Форма урока: путешествие
Ход урока.
1.Организационный момент
Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Сегодня наш урок будет особенным – урок-путешествие, из которого, надеюсь, вы привезете домой одни лишь десятки. И вообще сегодня будет много необычного. Посмотрите: даже тетради называются картами путешествия. Как истинные путешественники, мы будем отмечать на ней пройденный маршрут. Начнем с даты. Запишите сегодняшнюю дату.
Сообщение темы и цели урока
-Начать это путешествие я хочу загадкой, отгадав которую, вы узнаете тему урока.
Всему название дано: и зверю и предмету,
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету,
И всё, что может видеть глаз, -
Над нами и под нами, 
И всё, что в памяти у нас, -
Означено словами.
Оно живет ведь в мире этом, 
Даёт название предметам.
- О какой части речи это стихотворение? Конечно же, об имени существительном. Запишите тему нашего путешествия.
Цель нашего путешествия - не только вспомнить все, что вы изучили в
начальной школе, но и узнать много интересного об имени существительном.
- Ребята! Вы, конечно, любите путешествовать. И сегодня мы отправляемся в необычное и интересное путешествие по Стране имени существительного. Оно очень увлекательное и займет потом у нас не один урок.
А любое путешествие — это не только приключения, но и испытания. Преодолевая их сегодня, выполняя все задания, мы будем постепенно продвигаться вперед и сможем открыть лепестки вот этого чудесного цветика-семицветика.
- Итак, отправляемся в путь. Представьте себе, что мы с вами оказались на вокзале (посмотрите в карту путешествия, это первая наша точка) , шум, суета…
2.Актуализация опорных знаний.
Вокзал
- Путь предстоит долгий и нам нужно выбрать транспортное средство. Угадайте, на чем мы отправляемся?
Что за чудо – синий дом!
Ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины 
И питается бензином.
- Да, это автобус, но без билета в него не пустят, нам просто необходимо получить билет на автобус. Для этого нужно правильно вставить буквы в слова первого задания в вашей карте путешествия.
А...тобус, ч…модан, рю...зак, б…лет, в…гон, в…лос…пед, к…ндуктор.
- Посмотрите на доску. Проверьте написание слов. Итак, билеты вы все получили, можно заходить в автобус. Но в каком порядке мы разместимся? Опять надо выполнить задание!
- Посмотрите еще раз на эти слова. К какой части речи они относятся? Почему?
-Работаем с учебником. Откройте его на странице 98. Прочитайте определение имени существительного. Что оно обозначает? А что мы понимаем под словом предмет?
3. Введение нового материала.

-Посмотрите на дорожный указатель и дайте ответ. Так что же мы понимаем под словом предмет?

ПРЕДМЕТ

-Ребята, мы сами путешествуем, давайте и именам существительным поможем проложить путь к их значениям.
Работа на доске. Определи соответствия и соедини стрелками.(ГЕКСЫ)
Значение слова предмет
Примеры имен существительных
1) названия людей;
2) медведь, олень, собака, корова
2) названия животных;
7) синева, белизна, отвага, бесстрашие
3) вещей;
1) тракторист, Олег, герой
4) веществ;
8) сомнение, бег, ходьба
5) явлений природы;
3) зеркало, тетрадь, чемодан
6) событий;
4) молоко, нефть, румяна
7) признаков;
6) Великая Отечественная война, реформа
8) действий.
5) снегопад, землетрясение, ураган

- Что мы понимаем под словом предмет? Что может обозначать имя существительное?
- Молодцы, вы открыли первый лепесток нашего цветика-семицветика. Что же на нем написано? (обозначает предмет) Запишите в карту нашу общую победу.
-Можем отправляться в путь. Дорога предстоит длинная, а значит, и много необычных заданий.
В пути
- Вот одно из них. Мы выяснили общее значение всех имен существительных, а на какие вопросы они отвечают? Мы сами едем, давайте и этим существительным поможем занять свои места. (задание на доске)
-У вас выпал шанс побывать волшебниками. «Превратите», поменяв первую букву, предмет в живое существо.
Что?
Кто?
Кол
вол
Капля
цапля
Дверь
зверь
Мак
рак
Дом
сом
-Оказывается, это задание было лишь разминкой. Теперь прочитайте слова на слайде и поставьте вопросы к словам. В свои карты вместо слов впишите буквы. Если слово отвечает на вопрос КТО? – К, если слово отвечает на вопрос ЧТО? – Ч.
Олень, к…локольчик, м...дведь, за..ц, гв...здика, тр…ва, ш…повник, к…рова, р…стения,  ж…вотные.
- Запишите на доске шифр, который получился.
Индивидуальное задание. Подготовьте выразительное чтение стихотворения А.А.Фета «Шепот, робкое дыханье…». Подчеркните в нем имена существительные, посчитайте их. Посчитайте в нем количество всех слов. Как вы думаете, с какой целью поэт старается использовать так много имен существительных?
Шепот, робкое дыханье.
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица…
-Молодцы, и с этим заданием вы справились: да, с вами можно в любое путешествие отправляться.
-Так на какие вопросы отвечает имя существительное? Запишите их в своей карте.
Смотрите, открылся второй лепесток! Что на нем написано? (КТО? ЧТО?)
Долина искусств
-Ой, какое замечательное место! Ребята, мы приехали в Долину искусств. Можете выйти из автобуса и удобно расположиться. Здесь нас ждет встреча с произведениями живописи и литературы.
Проверка индивидуального задания. Один из туристов подготовил выразительное чтение стихотворения замечательного русского поэта Афанасия Афанасьевича Фета «Шепот, робкое дыханье…», послушайте его и подумайте, в чем особенность этого произведения? А к какому выводу пришел ваш товарищ? Из 22 слов 13 существительных! С какой целью поэт старается использовать так много имен существительных и ни одного глагола? (А.А.Фет хочет передать читателям, как много он видит, слышит, чувствует вокруг себя, какое обилие звуков, цветов, движений его окружает.)
-Да, ребята, такова сила слова, имени существительного. В Долине искусств возможны волшебные превращения: поэт с помощью слов рисует увиденную картину, художник же пишет красками. Перед нами следующее задание «не простое», а… игровое. Откройте в ваших справочных материалах репродукцию картины Ивана Ивановича Фирсова «Юный живописец».
Суть игры в том, что надо как можно быстрее «найти» 10 существительных на этой репродукции и записать их в карту.
Камзол, живописец, занавеси, картина, портрет, стена, мольберт, скамья, башмаки.

Давайте прочитаем, что вы записали.
- Вы видите, что имена существительные окружают нас повсюду. Существительные преобладают в нашей речи. А знаете ли вы, что именно эта часть речи возникла самой первой?!
-Представьте себе первобытных людей, которые еще не умеют говорить, но они видят все, что их окружает, и, естественно, называют предметы, а затем уже, что эти предметы делают и какие они. И это вполне понятно. Человек с рождения жадно смотрит на мир и хочет знать и назвать все то, что его окружает.
-Дорогие путешественники, пора сделать отметки в наших картах. Что мы узнали в Долине искусств о роли имени существительного в нашей жизни? Зачем оно нужно людям (с помощью этой части речи мы можем называть все увиденное нами)
- Следующее задание. Перед вами в карте путешествия текст с пропущенными словами. Их вы можете найти в словах для справок. Прочитайте их. Вставьте эти слова в текст. Что у вас получилось? Прочитайте.
-Посмотрите внимательно, какую роль выполняют имена существительные в этом маленьком тексте? (средство связи предложений в тексте, помогает избежать повторов).

Счастье у нас можно заработать только честным трудом. Добрая работа — всему начало. (Л. Кассиль)

Физминутка.

Мотор у нашего автобуса перегрелся. Я предлагаю немного отдохнуть и

поиграть. Я буду называть слова, а вы, если услышите имена

существительные, будете наклоняться, а если это будет не имя

существительное, то приседать.


Ходить – ходьба - ходивший,
Убегающий - бегать – бег,
Каменный – камень - окаменеть,
ум – умный – поумнеть,
белый – белизна - побелка,
ясный – ясность – ясно,
синева – синий - синеть.

Лесная дорога
-Пора в путь. Теперь он пролегает через лес, хозяин которого – медведь. Он любит лакомиться малиной и пропустит вас лишь только после того, как вы поможете ему собрать ягоды – падежи.
-Вспомните падежи и падежные вопросы.
И.п. кто? что?
Р.п. кого? Чего?
Д.п. кому? Чему?
В.п. кого? Что?
Т.п. кем? Чем?
П.п. о ком? О чём?
-В ваших картах напечатано стихотворение, в нем подчеркнуты существительные. Вам нужно записать рядом со строчкой падеж каждого выделенного слова.
Банты Алла потеряла,    В.п.
И о бантах плачет Алла.    П.п.
«Нету бантовНе беда,     Р.п.
Бабочки летят сюда!
Банты эти прилетели,       И.п.
На косички Алле сели.
Бантами довольна Алла:           Т.п.
О таких она мечтала.
Алла новым бантам рада,         Д.п.
Ей других совсем не надо!
Итак, у нас открывается следующий лепесток. Что на нем написано? (падеж)
Но смотрите, как много еще осталось заданий! Вперед, ребята!
Опушка леса
- Как быстро едет наш автобус! Вот мы и на опушке леса. Лиса, Заяц и Солнышко предлагают нам перекусить у костра после дальней дороги. Но удастся ли нам?! Ведь для этого надо отгадать, по какому принципу обитатели леса распределились по столбикам.
?
?
?
Она, моя
Он, мой
Оно, мое
лиса
заяц
солнце
- Абсолютно верно, имя существительное имеет категорию рода. И с ней связано наше следующее задание.
-Нужно провести исследование. Слова распределены по столбикам. Вы должны в каждом столбике убрать лишнее слово и объяснить свой выбор.
 Холод                  Мама                Ребёнок
 Ребёнок               Ценность          Сокровище
 Труд                     Боль                  Дом
 Рана                     Ребёнок           Холод 
-Открывается еще один лепесток со значением (род)
Отдохнув у костра, садимся в автобус и продолжаем путь до остановки «Посчитай-ка!».
Остановка «Посчитай-ка!»
-Да тут тоже испытание!!! Вспомните, какие числа бывают у имен существительных. (ед. и мн.)
-Поставьте записанные в карте существительные в форму множественного числа: Бант, шарф, шприц. (банты, шарфы, шприцы)
Задание было довольно-таки трудное, но мы с ним справились, и … открывается лепесток – существительное изменяется по числам: ед.и мн.ч.  
Остановка «Приз»
-Наш автобус останавливается на остановке «Приз!» Имя существительное предлагает еще одно задание на внимание. Но сначала давайте вспомним, как распределяются существительные по склонениям.
склонение
род
В И.п. ед.ч. оканчивается
1-е
мужской
женский
на –а, -я
2-е
мужской
средний
на согласный
на -о, - е
3-е
женский
на согласный с Ь на конце

-Право самому открыть следующий лепесток получает тот, кто правильно распределит данные существительные по типам склонения. Вперед!
Ветка – ветвь, яблоко – яблоня, заяц, зайчишка (1 скл), соловей – соловушка(1 скл), площадь – площадка, сетка – сеть.
-Сверяем ответы.
-Открываем лепесток и… что мы записываем? (относится к 1, 2 или 3 склонению)
Остановка «Конечная»
-Посмотрите, у нас остался один-единственный нераскрытый лепесток! Последнее испытание! И оно у вас на карте. Прочитайте его.
-В данных предложениях подчеркните выделенные существительные как члены предложения и заполните соответствующими цифрами таблицу.

1. Старый заяц сено косит, а лиса сгребает. 2. Муха сено к возу носит, а комар кидает. 3. А самый лучший отдых — путешествие, поход с рюкзаком за спиной по родной стороне. 4. Пела ночью мышка в норке.
(С. Маршак)
Часть речи
В предложении может быть
подлежащим
сказуемым
дополнением
обстоятельство

Имя существительное
1
3
2
4


-Поверяем. В каком предложении существительное - подлежащее, сказуемое, дополнение, обстоятельство, обращение?
-Так какими членами предложения могут быть имена существительные?
-Отлично, ребята! Мы открыли последний лепесток.
-Итак, собираем рюкзаки и возвращаемся в кабинет.
4. Рефлексия содержания учебного материала.
Возвращение домой
-Вот и закончилось наше путешествие. Мы побывали только в некоторых уголках Страны имени существительного, а сколько еще интересных мест в ней и за её пределами! И мы не раз ещё отправимся в это замечательное место.
-А сейчас давайте подведем итог.
-Посмотрите на раскрывшийся цветок. Он был в центре внимания весь урок. -Как вы думаете, что скрывается в его середине? (Да, эти 45 минут мы посвятили одной из замечательных частей речи – имени существительному)
- Посмотрите на ваши карты и с их помощью распутайте логическую цепочку, прочитав которую мы вспомним всё, что проходили на уроке.
Часть речи- в предложении бывает – обозначает – имя существительное- предмет – изменяется – отвечает на вопросы Кто? Что? – по родам, числам, падежам – любым членом предложения.
ПРОВЕРКА:
Имя существительное – часть речи, обозначает предмет, отвечает на вопросы Кто? Что? Изменяется по родам, числам, падежам. В предложении бывает любым членом предложения.
5. Домашнее задание
На память о путешествии по Стране имени существительного вы получаете именной проездной билет. Он лежит у каждого из вас на парте. Но обратите внимание, билет действителен только при выполнении домашнего задания. Прочитайте его.
 Прочитайте выразительно текст о речевом этикете. Подчеркните одной линией имена существительные. Посчитайте общее количество слов и количество существительных в нем. (всего слов 75, сущ. – 34) Вставьте пропущенные буквы.
Кивок г…ловой, п…днятие шляпы, взмах руки, рук…пожатие, глубокий поклон. У всех этих жестов своя история.
Древний обряд рук…пожатия показывал партнёру, что к нему обращает(?)ся человек без оружия в руке (в правой, наиболее «рабочей» и сильной руке). И сегодня мы говорим малышу:  «Поздоровайся правой ручкой...»
Мужчина приподнял шляпу или снял шапку, войдя в пом…щение. Какой в этом смысл? Сейчас — знак вежливости, а ран(?)ше мужчина снимал шлем или обнажал голову в знак доверия к собеседн…ку, хозя…ну дома.                                                                            (По Н. Формановской.)
6. Выставление отметок.
-У кого есть вопросы по домашнему заданию?
-А за устную работу получают отметки…
 Спасибо за работу. Счастливого пути!

Комментариев нет:

Отправить комментарий