по учебному предмету «Русский язык»
на 2019/2020 учебный год
5 класс
(105 часов в год, 3 часа в неделю;
из них 6 часов — на
письменныеконтрольные работы)
№ урока
число
|
Темаурока
|
Цель изучения темы
|
Материалучебника
|
Д/З
|
|
Повторение
изученного в начальных классах (8 ч)
|
|||||
1
|
Текст: тема, основная мысль, типы речи (повторение)
|
Актуализация знаний учащихся о тексте.
Проверка уровня сформированности речевых умений в объеме программы
начальных классов (определять тему, основную
мысль, тип речи текста; подбирать заголовок;
анализировать и пересказывать текст). Проверка, повторение и закрепление
знаний, умений и навыков, полученных в начальных классах. Совершенствование умений различать типы речи и создавать собственные мини-тексты, относящиеся к разным типам речи. Развитие речи учащихся
|
ч.1.§1.Упр.1 – анализ текста повествования; анализ схемы на с.4 и подготовка
на основе схемы развернутого
ответа «Типы речи»; упр.2 (задания1,2)
–анализ текста-описания;
упр.2(задание3)-устное
сочинение-рассуждение;
упр.3(зад1-3)-анализ
текста-рассуждения
|
§1.Упр.3(зад.4) - сочинить
по фото 3-4 предло-жения о
цветущем в лесу вереске
|
|
2
|
Словосочетание. Предложение (повторение)
|
Актуализация знаний учащихся о словосочетании (главном и зависимом словах; словосочетании в предложении) и предложении(грамматической
основе; видах предложения по цели высказывания и по интонации; однородных
членах предложения). Проверка, повторение и закрепление знаний, умений и
навыков, полученных в начальных классах. Совершенствование
умений определять грамматическую основу (подлежащее и сказуемое);вычленять
из предложений словосочетания и находить главное и зависимое слова; определять вид предложения по цели высказывания
и по интонац. Развит речи учащ
|
§ 2.Упр. 4 (задания 1-3) –определение
границ предложений и абзацев в тексте; определение грамматической основы;
упр.4 (зад4), упр.5-вычленение из предлож и анализ словосочетаний; упр.6-анализ
текста
предлож с однородными член;
упр.7-анализ схем и подготовка на их
основе развернутых ответов
|
§2. Упр. 8 -используя данные словосочетания,
составить текст о прогулке в осеннем лесу
|
|
3
|
Состав слова.
Орфограмма (повторение)
|
Проверка, повторение и закрепление полученных в начальных
классах знаний о составе слова (приставке, корне, суффиксе, окончании нулевом
окончании), однокоренных словах, орфограмме.Проверка уровня сформированности,
совершенствование и закрепление навыков разбора слова по составу, определения в корне слова и объяснения
орфограммы. Акцентирование внимания учащихся на необходимости начала разбора слова с окончания как изменяемой части слова.Проверка уровня сформированности, повторение и закрепление навыка
правописания безударных гласных в корне слова; проверяемых и непро-веряемых гласных
и согласных в корне слова. Совершенствование
орфографической зоркости учащихся
|
§3.Упр.9-разбор слов по составу;
работа над «подсказкой» и правилом об окончании; упр.10-вычленение
однокорен-ных слов; работа над «подсказкой» (с.10) и правилом о корне слова; упр.11-анализ таблицы; упр.12-анализ примеров; работа с теоретическим материалом на с.11 упр.13
(зада1)-работа над определением и графич обозначен
орфограммы в корне слова; упр. 13 (зад
2) -выделение приставки; работа с правилом, «подсказкой» о приставке и таблицей на
с.12; упр.14–самостоятельная работа по двум вариантам (лететь, светить); упр.
15 (устно); упр.16–образование слов с помощью
суффикса (по образцу)
|
§3. Упр. 13-выписать слова с пропусками из предложений 4,5; упр. 17 (устно) –подготовиться
к письму попамяти
|
|
4
|
Правописание
непроизносимых и двойных со-гласных, разде-лительных ъ и
ь
(повторение)
|
Актуализация знаний учащихся о пра- вописании непроизносимых
и двойных согласных. Совершенствование навыка разграничения случаев
употребления двойных согласных в
одной и в разных частях слова. Проверка уровня сформированности, совершенствование и закреп-ление навыка различения и правописания разделительных ъ и ь. Совершенствование
и закрепление навыка
правописания буквосочетаний
чк,чн,нч,чт,нщ,рщ,рч,льч,льщ.
Совершенствование орфографической зоркости учащихся
|
§3.Упр.17- письмо по памяти.
§4.Упр.18-20 - работа над
орфограммой-согласной; упр. 22, 23 (устно);упр.24,25(3предло-жения как образец
выполнения домашнего задания)
— работа над правописанием разде-лительных
ъ
и ь
|
§4.Упр.25 (закончить); упр. 21 (устно) — подготовиться к письму по памяти
|
|
5
|
Правописание ь, предлогов со словами, гласных после
шипящих (повторение)
|
Проверка уровня сформированности, совершенствование и закрепление на-выка правописания ь,
служащего для обозначения мягкости согласных. Проверка уровня сформированности,
совершенствование и закрепление навыка разграничения приставок и предлогов.
Акцентирование внимания учащихся на частях речи,
с которым иупотребляется предлог. Проверка уровня сформированности, совершенствование и закрепление навыка правописания сочетаний
шипящих с гласными и,
у,
а,
буквосочетаний же—ше. Совершенствование
орфографической зоркости учащихся. Расширение
лексикона учащихся. Развитие речи: совершенств умения описыв животное
|
§ 4.Упр. 21 - письмо по памяти; упр.27 – за-крепление навыка
право-писания ь после шипящих; работа над правописанием предлогов
со словами; работа с теоретическим материалом
на с.18; упр. 28 (устно), 29 (задание 2 - устно), 30 (задания 1, 2) - работа
над орфограм-мами; упр.31(устно)-сочинение-описание
шиншиллы
|
§4. Упр.29
(задание1)
|
|
6
|
Имя существи-тельное,
место-имение
(повторение)
|
Актуализация знаний учащихся об имени существительном, его признаках и правописании.
Актуализация знаний учащихся о местоимениях как «словах-заместителях» и их роли в предложениях и текстах.
Проверка уровня сформированности, совершенствование
и закрепление навыков
правописания ь на конце существительных
3-го склонения, падежных окончаний существительных,
местоимений с предлогами. Совершенствование умения определять
имена существительные (со значением предмета) и личные
местоимения. Совершенствование орфографической
зоркости учащихся. Совершенствование умения опреде- лять, анализировать и пересказывать тексты-описания. Развитие
речи учащихся
|
§5.Упр. 32 (устно) - актуализация знаний учащихся о частях
речи; упр.33(зад1,2-анализ текста
и таблицы, задания 3,4); упр. 34 (комментированное пись-мо); упр. 35
(зад 1, 2 -предложения 1-6
как образец выполнения домашнего задания)-работа над существительными, их признаками
и правописа-нием; упр.35(задание3)-работа
над местои-мениями, их правопи-санием с
предлогами;упр. 35 (задание 4)
-анализ и пересказ текста
|
§5.Упр.35
(задание 2) - закончить
по образцу, данному
в классе
|
|
7
|
Имя прилага- тельное, глагол:
правописание окончаний (повторение)
|
Актуализация знаний учащихся об имени прилагательном и глаголе, их
признаках и правописании. Проверка уровня сформированности, совершенствование и закрепление навыка правопи-сания окончаний прилагательных и глаголов. Совершенствование умения определять имена прилагательные (со значением признака), глаголы (со значением действия)и их роль в текстах. Совершен-ствование
орфографической зоркости учащихся. Совершенствование умения определять анализировать и создавать тексты-описания.
|
§5.Упр. 36 (зад 1, 2) - анализ текста, роли прилагательных
в тексте и их правописания; упр. 36 (зад 3) - комментированное письмо; упр.
37 (зад 1) - устное сочинение-описание (по фото); упр.38 (задан1), 39(зад 1) -анализ и сопоставление текстов ;упр.38
(зад2)- самостоят работа; упр. 39 (зад 2, 3) –комментиров письмо;
упр. 40 (зад 1) – анализ таблицы и
«подсказки»; упр. 41 (зад 1) – анализ алгоритма; хоровое чтение и запоминанием
«подсказки» на с.28
|
алгоритм на с.27 и таблицы
на с.26
подготовить рас-сказ-объяснение о спряжении гла-голов и
право-писании гласной в окончании глагола
|
|
8
|
Глагол. Орфог- рамма в окон- чании слова (повторение)
|
Актуализация знаний учащихся о не- определенной форме глагола и ее суффиксах. Проверка
уровня сформированности, совершенствование и
закреп-ление навыков правописания
окончаний глаголов, ь после шипящих в форме 2-го лица единственного числа и -ться,-тся.
Совершенствование умений определять
глаголы (со значением действия); выделять суффиксы -ть,
-ти,-чь
в неопределенной форме глагола; выделять окончания глаголов; решать орфографические задачи,
связанные с право-писанием окончаний
глаголов, суффиксов перед суффиксом прошедшего времени -л-ь
после шипящих в форме 2-го лица единственного числа и буквосочетаний -ться, -тся.
Систематизация и обобщение знаний учащихся об
орфограмме в окончании. Совершенствование
орфографической зоркости, аналитических умений и навыков учащ.
|
§5.Заслушивание рас-сказа-объяснения
(инд.зад). Упр. 30 (зад 3) -вы-полнение в тетрадях и на доске(индивидуально прос); упр. 41 (зад
2) — комментированное письмо; ознакомление с
теорети-ческим материалом на с. 28; упр. 42 – комменти-рованное
письмо; упр. 43 (устно) – обобщение с помощью
алгоритма; упр. 44 (зад 1 - устно)-анализ
текста; упр.44 (зад 2)-самостоятельная
работа
|
§5. Упр. 45
|
|
Культура
устной и письменной речи (7 ч)
|
|||||
9
|
Язык и речь
|
Актуализация знаний учащихся о понятиях язык, речь, общение. Ознакомление
с условиями возникновения речи, формами речи
и средствами выразительности устной и
письменой речи. Формирование умения
создавать устное сообщение на основе имеющегося материала.
Совершенство-вание умений различать формы речи,
определять тему и основную мысль текста, тему и цель общения. Совершенствование
умения выразительно читать текст, интонационно отражая его содержание. Развитие
аналитических навыков работы с текстом, пословицами,
поговорками, устойчивыми выраже-ниями. Развитие речи учащихся
|
§6.Упр. 46 (устно) - анализ текста;упр.47-анализ текс-та,
составление схемы; упр.48-50 (устно) – подготовить сообщение на основе материала упражнений; упр.51-анализ текста,
повторение спряжения глаголов;
упр.52,53-работа с текстом (устно); упр.54,55 (зад1)-работа с пословицами, поговорками, фразеологизм
|
§6. Упр. 55
(задание 2)-придумать рассказ по одному из выражений
|
|
10
|
Культура уст- ной и письмен- ной речи. Нор-мы
литератур- ного языка:
произноситель-ная,
орфографи-ческая, словооб-разовательная
|
Ознакомление с понятиями культура
речи, норма языка. Практическое
ознакомление с произносительной,
орфографической и словообразо-вательной нормами литературного языка. Фор-мирование навыков правильного произношения, написания, образования
и употребления слов в устной и письменной
форме. Совершенствование аналитических умений и навыков работы с
текстом. Совершенствование речевой культуры и орфографической зоркости учащ. Развитие
речи учащихся
|
§7, 8.Упр. 56-58 (устно) -
анализ теоретического мате-риала (упр. 56), таблицы (с.36—37), текста (упр.57); устное сообщение о культуре речи и нормах языка (на основе плана-упр.58); упр. 59 (устно); упр.60-работа со словарем
(коллективное выполнение по цепочке), упр. 61 –коммен-тированное письмо; упр.
62 (устно) – отработка произне-сения звуков; орфографии-ческая работа; упр.63(зад1)-работа над интонацией,
выразительным чтением; упр.63 (зад 2)-самостоятельная работа; упр. 63 (зад
3), 64,65 (зад 3)-закрепл умения определ нормы языка
|
§7, 8 Упр. 65
(задание 1)
|
|
11
|
Нормы литера-турного
языка: морфологическая синтаксическая, пунктуационная
|
Актуализация знаний учащихся о сло-восо четаниях и предложениях,
связи слов в них. Практическое ознакомление
с морфологической, синтакси-ческой, пунктуационной нормами литературного
языка. Формирование умений определять и не нарушать морфологическую, синтаксическую, пунк-туационную нормы. Совершенствование навыка правильного употребления
в речи (устной и письменной) слов, словосочетаний
и предложений; навыка постановки знаков препинания в предло-жениях
с однородными членами. Совершенство-вание
аналитических умений и
навыков работы с текстом. Совершенствование речевой культуры и орфографической
зоркости учащихся. Развитие речи учащихся
|
§9.Упр. 66 – выполн за-дания с помощью словарей (см. приложения к учеб-ному пособию);
упр. 67 -анализ текста; коммен-тированное
письмо (первые 2-3предложения);
упр.68-анализтекста;работа с
предложением, ослож-ненным однородными
членами; упр.69-само-стоятельная работа;
упр. 70 - сочинение продолжения текста
|
§9. Упр.67-
закончить по образцу,
данному в классе
|
|
12
|
Качество
речи.
Точность и логичность речи
|
Ознакомление с понятиями качество речи, правильность
речи, точность речи, логичность речи. Формирование
умений обнаруживать и устранять в тексте
неточности в употреблении слов, нарушения условий логичности речи; выявлять и
исправлять ошибки, нарушающие логичность
речи; определять и анализировать языковые средства, придающие речи точность. Совершенствование умения правильно
соединять слова в словосочетания и предложения; предложения и части текста в связный
текст. Совершенствование речевой культуры учащихся.
Развитие речи учащихся
|
§10.Упр. 71
(устно) – анализ содержания текс-та; упр. 72
развер-нутый ответ на вопрос; упр. 73, 74 - исправление ошибок в построении
предложений и текста; упр.75(устно),76,79
(устно)-работа
над точно-стью речи; упр.78-самос-тоятельная работа
|
§10. Упр.77 (устно) — подготовиться к письму по памяти
|
|
13
|
Богатство, выра-зительность,
чис-тота и умест-ность речи
|
Ознакомление с понятиями богатая речь, выразительная речь, уместная речь, чистая речь; с условиями богатства
и выразительности речи. Формирование умений обнаруживать
языковые средства, засоряющие речь; уместно употреблять слова и выразительные
средства в тексте; видеть в
тексте образность, создаваемую разными
языковыми средствами; определять соответствие речи ситуации
высказывания. Совершенствование умений анализировать текст; составлять его и план;
обнаруживать и устранять в нем ошибки; пересказывать содержание. Совершенствование речевой культуры и
развитие речи учащихся
|
§10.Упр. 77 - письмо по памяти.§11.Упр.80-82 (устно)
- анализ текстов;
упр. 83 (зад 1, 2) –ком-ментированное
письмо предложений 1, 2;упр.84-корректирование текста; упр. 85, 87 -
устно; упр. 86 –восстановление диалогов
|
§11.Упр.83
(предложения под №3) — закончить по образцу, дан-ному в классе
|
|
14
|
Диалог. Монолог
|
Ознакомление с понятиями диалог,
монолог. Формирование элементарных умений
создавать тексты в форме диалога и монолога;
письменно оформлять диалог; строить схемы пунктуационного оформления диалога.
Совершенствование умений выразительно читать по ролям тексты в форме диалога;
различать принадлежность реплик
разным лицам; характеризовать говорящего по его речи.
Совершенствование речевой культуры и развитие речи учащихся.Закрепление навыка
употребления в речи глаголов одеть,
надеть
|
§12.Упр.88,89-устно(анализ
содержания текстов); упр.90 (устно) -анализ диалога, наблюдение за его оформлением; работа с теоретическим материалом на с.52; упр.91-анализ
и составление диалога со словами одеть, надеть; составление схем пункту-ационного оформления диалогов;
упр.92-анализ текста; составление диа-лога-просьбы
|
§12.Упр.97
(устно) –
подготовленный
диктант
|
|
15
|
Оформление диалога на
письме
|
Закрепление знаний учащихся о диалоге и монологе. Совершенствование элементарных умений создавать тексты в форме диалога и
монолога, использовать в них глаголы
со значением речи, письменно оформлять диалог. Закрепление умений выразительно читать по ролям тексты в форме
диалога, различать
принадлежность реплик разным
лицам, характеризовать говорящего по его речи. Формирование умения
составлять и грамотно оформлять на письме диалог и с использованием слова пожалуйста и других вежливых слов. Расширение лексикона
учащихся за счет глаголов, обозначающих речь. Проверка уровня
сформированности у учащихся умения создавать по аналогии с представленными образцами
и письменно оформлять тексты в форме диалога. Совершенствование речевой культуры и развитие речи учащихся
|
§12.Упр. 97 –подготовлен-ный диктант; анализ
диалога (по тексту учебного пособия после написания диктанта и сдачи
тетрадей); построе-ние схем пунктуационного
оформления диалога; анализ глаголов,
обозна-чающих речь, из рамки
на с.54 (сопоставление глаго-лов объяснение
их значения и употребления в речи;
выделение корней в глаголах;
определение спряжения)
упр. 93- работа с диалогом; чтение сведений
о слове пожалуйста на
с.54; упр. 94, 95 - составление
диало-гов с использов вежлив слов
|
§12.Упр.96-про-должить диалог, используя веж-ливые слова. Ответить
на вопросы рубрики «Проверяем себя» на с. 55
|
|
Речевая
ситуация. Стили речи (3 ч)
|
|||||
16
|
Признаки рече-вой ситуации. Стили речи: раз-говорный и
книжные (науч-ный, художест-венный)
|
Ознакомление с понятием речевая ситуация,
основными признаками разговорного, научного и художественного стилей речи.
Осмысление признаков речевой ситуации, разговорного, научного и художественного
стилей речи. Формирование умений распознавать и характеризовать речевые ситуации.
Формирование умений в процессе ра-боты
с текстами распознавать разговорный, научный и художественный стили речи; создавать
тексты в научном (ответ на уроке) и художественном
стилях речи. Совершенствование речевой
культуры и развитие речи учащихся
|
§13, 14.Упр. 98 (устно) - сообщение на основе схемы; упр.99
(устно) - анализ текста; характери-стика речевых
ситуаций; упр.100 (устно) –развер-нутый ответ
на вопрос; анализ схемы «Стили речи» и теоретического материала на с.57;упр.101-104(зад1)-устный анализ стилевой принадлежности
текстов; упр. 104 (зад 2, 3)–комментированное письмо; упр. 105 (зад 1), 106 (зад 1) - анализ
текстов; упр. 107 - анализ сравнений в предложениях;упр. 108, 109 (по выбору или по вариантам)-самостоятель-ная работа
|
§13,14.Упр.105
(задании -2) или 106 (задание2) - по выбору
|
|
17
|
Стили речи: официально-де-ловой, публи-цистический
|
Ознакомление с основными признаками официально-делового
и публицистического стилей речи; с объявлением как жанром официально-делового
стиля речи. Осмысление признаков официально- делового и публицистического стилей
речи. Формирование умений в процессе работы с текстами распознавать официально-деловой
и публицистический стили речи; создавать собственные тексты в названных стилях
речи. Формирование умения составлять и оформлять на письме объявление как
жанр официально-делового стиля речи. Совершенствование речевой культуры и развитие
речи учащихся
|
§15.Упр.110 – анализ
текста и создание
(по образцу) собственного текста в жанре объявления; упр.111,112-анализ
стилевой принадлежности текстов; работа над орфографией
|
§15.Упр.113
|
|
18
|
Речевая норма
|
Ознакомление с понятиями речевая норма и речевая
ошибка. Формирование умения обнаруживать
в тексте и устранять речевые ошибки. Проверка и закрепление знаний о речевой
ситуации и стилях речи.Совершенствование
речевой культуры и развитие речи учащихся
|
§16.Ознакомление с теоретическим материалом на с.63;
упр.114-анализ содержания; редактирова-ние предложений; упр. 115,116-анализ и
редакти-рование текстов (коллек-тивное выполнение); упр. 118-самостоятельн
работа
|
§ 16
Упр117
Ответить на вопросы
рубрики
«Проверяем себя» на
с.65
|
|
Синтаксис
и пунктуация (18 ч)
Словосочетание
(3 ч)
|
|||||
19
|
Словосочетание: строение и грамматическое значение
|
Ознакомление с понятиями синтаксис,
пунктуация, словосочетание, грамматическое значение и их осмысление. Актуализация и расширение знаний учащихся о словосочетании,
его структуре и значении. Формирование
умения определять грамматическое
значение словосочетания. Совершенствование
умений вычленять словосочетания из предложения,
находить главное и зависимое слова, ставить смысловые вопросы от главного слова
к зависимому. Развитие
речи учащихся
|
§17.Упр.119–конструирова-ние и анализ словосо-четаний;
работа с теоретическим материа-лом на с. 66—67; упр.120-анализ словосочетаний;
ознакомление с теоретиче-ским материалом нас.68; упр. 121 – анализ тематических
групп слово-сочетаний; определение их грамматического значения; упр. 122 - конструирование
словосочетаний и опреде-ление их грамматического значения
|
§17Упр.123 - перевод сло-восочетаний с
белорусского языка на русский |
|
20
|
Связь слов в словосочетании
|
Формирование умений видеть средства грамматической
связи слов в словосочетании; правильно задавать смысловой вопрос к зависимому
слову в словосочетаниях с определительны ми отношениями(сущ.+сущ.); использовать
синонимич-ные словосочетания в собственных текстах; соотносить словосочетания
с их схемами. Совершен-ствование навыка правописания окончаний имен существительных,
прилагательных и глаголов. Совершенствование речевой культуры учащихся: работа
над произносительной нормой (ударение в формах винительного падежа имен существительных
женского рода: вода, голова, доска, рука, стена, сторона).Развитие речи учащихся
|
§17.Упр.124-анализ слово-сочетаний;
подбор сино-нимичных пар; упр.125-анализ строения словосо-четаний; работа над произносительной нормой; упр. 126 – вычленение из
текста словосочетаний; упр.127-самостоятельная работа
|
§17 Упр. 132
(устно) —
подготовленный диктант
|
|
21
|
Синтаксическая норма в слово-сочетании
|
Формирование умения правильно строить
словосочетания с глаголом и именем существительным в роли главного
слова (выбирать падежные формы существительного при управлении; употреблять глаголы одеть, надеть; оплатить,
заплатить; употреблять предлоги
в—из, на—с). Проверка и закрепление знаний о словосочетании, его строении и значении. Совершенствование
орфографической зоркости и речевой культуры учащихся.Развитие речи учащихся
|
§17.Упр.132 – подготов-ленный
диктант; упр. 128 -анализ
и конструирова-ние словосочетаний со словами
одеть, надеть; оплатить, заплатить; упр.
129 - анализ и конструи-рование словосочетаний с предлогами в—из,
на—с. Три задания (устно) из рубрики «Проверяем
себя» на с.72
|
§17Упр 130,
131 -
тренажер; тест на Национальном образовательном портале
|
|
Предложение
(15 ч)
|
|||||
22
|
Предложение. Виды предло-жений поцели высказывания
иинтонации
|
Ознакомление с понятиями
грамматическая основа, интонация
завершенности (конца предложения). Актуализация,
закрепление и расширение знаний учащихся о предложении, видах предложений по цели
высказывания и интонации. Формирование навыка
правильной интонации завершенности (конца предложения).Совершенств умений опред виды предлож по цели высказыв
и интонации; устанавливать границы предложений; правильно ставить зн преп в конце предлож
|
§18.Упр.133 – анализ материала;
чтение теоре-тического материала на с.72;упр.134,135-анализ текстов; нахождение грамматических основ предложений; работа
с теоретическим материалом на с.74; упр.136
- анализ схемы; устное сообщение;
упр.137,138-анализ
пред-лож; работа с теоретич материалом и схемой на с.75; упр. 140 (устно); упр. 141 –анализ текста; анализ и
объяснение орфограф; упр. 142 —
тренажер
|
§18Упр.139
-конструирование предложений со словарными сло-вами
|
|
23
|
Главные члены предложения
|
Актуализация, закрепление и расши-рение знаний учащихся о
грамматической основе-подлежащем и сказуемом. Ознакомление на практическом уровне со
способами выражения главных членов предложения, с ролью подлежащих в раскрытии
темы текста, ролью сказуемых в создании типов речи. Формирование умений ставить
смысловые вопросы к главным членам предложения; определять грамматическую основу предложения; распознавать сказуемые, выраженные именами
су- ществительными, прилагательными. Ознакомление с правилом постановки тире в предложениях
с подлежащим и сказуемым,выраженными
именами существит в именительном падеже. Формирование пунктуацион
зоркости учащихся: умения постановки тире между
подлежащим и сказуемым, выраженными именами
существит в именительном падеже.
Развитие речи учащихся
|
§19.Упр. 143 –вычленение подлежащих; анализ теоретического материала о подлежащем нас.77; упр.144—вычленение
грамм-матической основы;
анализ теоретического материала о сказуемом на с. 77,78; упр. 145 — анализ текста; вычленение грамматиче-ской основы; упр. 146 – анализ предложений с
тире между подлежащим и сказуемым;
упр. 149, 150 - на Национальном образов портале;
упр. 147 (устно) -анализ текстов и предложений со ска-зуемыми, выраженными разными способами; упр. 148 - анализ текста; подготовка к сочинению «Близкие наши соседи»; начало работы над ним
|
§19Упр.148– закончить сочи-нение «Близкие наши соседи»
|
|
24
|
Правописание
-тся и-ться
в глаголах
|
Актуализация знаний учащихся о правописании –тся
и –ться в глаголах. Закрепление навыка правильного написания –тся
и -ться в глаголах. Совершенствование
речевой культуры учащихся, навыка сочинения текста-повествования. Развитие
речи учащихся
|
§20.Упр. 151 (устно) - анализ материала для наблюдения и алгоритма; устное сообщение; упр.
152 –разграничение
произнесе-ния и написания; упр. 153(уст-но),
154, 156 (зад 1) – под комментарий; упр. 156 (зад 2) — мини-сочинение; упр. 157 - тест на Национальном образова-тельном портале
|
§20Упр155
|
|
25
|
Правописание личных окон-чаний глаголов
|
Актуализация знаний учащихся о пра-вописании безударных гласных
в личных окончаниях глаголов.
Совершенствование навыка правильного написания безударных гласных в личных окончаниях
глаголов. Совершенствование
орфографической зоркости, речевых умений и навыков учащихся.Развитие
речи учащихся
|
§ 21.Упр. 158 (устно) -повторение спряжения; устное
сообщение на основе материала табли-чек; упр.159, 160–коллективное выполнение;
упр. 162, 163 - на Национальном образоват портале
|
§21 Упр.161
|
|
26
|
Второстепенныечлены предло-жения. Дополнение
|
Ознакомление понятиями второстепенные члены предложения, распространенные, нераспро-страненные члены предложения, дополнение.
Формирование умений обнаруживать в
предложении дополнения, определять их
роль в тексте. Совершенствование умения
конструировать предложения на заданную тему.
Совершенств орфографич зоркости,
речевых умений и навык учащихся.Развитие речи учащихся
|
§22.Упр.164–анализ ма-териала
для наблюдений; ознакомление с теорети-ческим
материалом на с. 85; упр. 165 – конструи-рование распространенных предложений;
упр. 166 - анализ предложений;
ознакомление с правилом на с. 86; упр.167, 168-распространение предложе-ний; упр.169-вычленение
дополнений
|
§22 Упр.170
|
|
27
|
Определение как второстепенный член предложе-ния
|
Ознакомление с понятием определение.
Формирование умений
обнаруживать в предложении
определения; разграничивать второстепенные члены предложения;
устанавливать роль определения в тексте; создавать собственный
текст—портретное описание. Совершенствование
орфографической зоркости учащихся. Развитие речи учащихся: сочинение-
портретное описание друга или литературного персонажа
|
§22.Упр.171-анализ мате-риала для наблюдений; ознакомление с правилом на с.88; упр. 172
- под комментарий; упр. 173 (задания 1, 2) - анализ роли определений в
тексте-описании; упр. 174 – сочи-нение - портретное описан
|
§22. Мини- сочинение
«Мой портрет» (портретное описание себя)
|
|
28
|
Обстоятельство как второстепен-ный член предложения
|
Ознакомление с понятиями обстоятельство, наречие.
Формирование умений обнаруживать в предложении обстоятельства; определять способ
их выражения; разграничивать второстепенные
члены предложения; определять роль второстепенных
членов предложения в текстах разных типов речи. Совершенствование умения находить в предложениях дополнение и определение. Совершенствование орфографической зоркости, правописных и речевых умений и
навыков учащихся
|
§22.Упр. 175 (устно) — анализ материала
для наблюдения обстоятель-ства и способов его выражения (именем су-ществительным,
наречием); работа с теоретическим материалом на с.90;упр. 176-под комментарий;
упр. 178 – устное сообщение на основе таблицы; упр. 179, 180 - на
Национальн образов портале;
упр.181-синт разбор предложения
|
§22. Упр177
|
|
29
|
Однородные члены предложения
|
Актуализация, закрепление ирасши-рениезнанийучащихсяопредложенияхсоднороднымичленами.Формирование умений осмысленно
употреблятьводнородномрядулогически
сопоста-вимые слова; правильно определять
син-таксическую роль однородных членов предложения;пунктуационнооформлятьпредложениясоднородными членами; строить ихсхемы.Формирование
пунктуационной зоркостиучащихся.
Совершенствование речевой культуры и развитие речи учащихся
|
§23.Упр.182– анализ
материала для наблю-дений; ознакомление справилом на с.93;упр.
183 -обнаружение иразборпредложенийсод-нородными членами; ознакомление
справи-лом на с.94;упр. 184, 185
|
§23 Упр 186
|
|
30
|
Обобщающие слова при одно-родных членах
|
Ознакомление с предложениями, име-ющими обобщающее слово при одно- родных
членах, правилом постановки знаков препинания в данных предложениях. Формирование умений осмысленно употреблять обобщающие слова при однородных
членах предложения; правильно
определять синтаксическую роль
обобщающих слов и однородных членов
предложения при них; пунктуационно оформлять предложения с обобщающими словами при однородных членах; с помощью схем объяснять постановку знаков препинания. Совершенствование
пунктуационной зоркости учащихся.Расширение словаря и совершенств речевой культуры. Развит речи учащихся
|
§23.Упр.187-подбор обоб-щающих слов; ознаком-ление с правилом на
с. 96; упр.188-синтаксическая роль
обобщающих слов; по-строение схем предло-жений; упр. 189 (зад 1), 190,191 (тест) и 192 (тренажер)
- на Национальном образова-тельном портале
|
§23Упр.189
(задания 2,3)
|
|
31
|
Сочинение- опи-сание по картине
В. Юшкевича
«Волшебное утро»
|
Языковое и речевое развитие учащихся. Формиро-вание умения создавать текст-описание природы по картине. Проверка уровня
сформированности речевых и правописных умений и на-выков. Расширение кругозора
учащихся
|
§23Упр.193(задание1) –анализ
текста; упр.193 (зад2 - анализ картины, подготовка
к сочинению; сочинение-описание
|
Придумать 3 предложения
с обобщающими словами на тему «Первый снег»; ра-зобрать их по членам предложе-ния, построить схемы
|
|
32
|
Обращение.
Знаки препина-ния при обраще-нии
|
Ознакомление с понятием обращение; элементарными способами выражения обращения; использованием обращения в письменной
и устной речи. Формирование умений видеть
обращения; выделять их знаками препинания;
отличать от членов предложения; использовать в диалоге и монологе для
называния адресата речи, выражения оценки, установления контакта (в соответствии
с правилами этикета)
|
§24.Упр.194- анализ ма-териала
для наблюдения; ознакомление с правилом
на с.99; упр.195-выявление роли обращения;
работа над речевым этикетом; упр.196-конструирование предложений по схемам; анализ
теоретического материала на с.99—100;
упр.197–комментированное письмо; упр.
199, 200 - на Национальном образовательном портале
|
§24.Упр.
198
- сочинить электрон-ное письмо или sms- сообщение
другу (подруге). Ответить на вопросы рубрики
«Проверяем себя» на с.100
|
|
33
|
Строение
сложного предложения
|
Ознакомление с понятием
сложное предложение, с осложными предложениями, части которых связаны
союзами и без союзов. Формирование умений определять грамматические основы простых преложений в составе сложного; разграничивать предложения по количеству
грамматических основ (простые и сложные); конструировать сложные предложения
|
§25.Упр.201- анализ
материала для наблюдения; ознакомление с
теоретиче- ским материалом на с.101; упр.
202 — анализ схемы; устное сообщение; упр. 203, 204, 205
(тренажер) — решение пунктуационных задач
|
§25.Упр. 206
(на Национальном образовательном портале). Ответить на вопросы
рубрики «Проверяем себя» нас. 108
|
|
34
|
Подробное изложение текста-повествования
|
Языковое и речевое развитие учащихся.Проверка уровня сформированности у учащихся умения воспроизводить текст; сохранять авторские языковые средства (в
простых предложениях с однородными
членами и в сложных предложениях)
|
§25Упр.
207 — текст для изложения
|
§25. Повторить словарные
сло-ва; подготовить ответы на вопросы рубрики «Проверяем себя» на с.108
|
|
35
|
Предложения
с прямой речью
|
Ознакомление с понятием
прямая речь, построением и пунктуационным оформлением предложений
с прямой речью, их назначением в художественном
тексте. Формирование навыков разграничения
слов автора и прямой речи; ин- тонирования предложений с прямой
речью; пунктуационного оформления предложений
с прямой речью, стоящей после
слов автора. Совершенствование пунктуационной зоркости учащихся
|
§26.Упр.208 –анализ материала для наблюде-ния; ознакомление с теоретическим материа-лом на
с.104; упр.209-интонирование, анализ пунктуации,
построение схем предложений; ра-бота с таблицей; устное сообщение; конструиро-вание предложений по схемам, данным в таб-лице;
упр.210-под коммен-тарий
|
§26.Упр.209-придумать 5 предложений по схемам, данным в таблице
|
|
36
|
Знаки пре-пинания при прямой речи
|
Формирование навыков постановки знаков препинания при прямой речи
передсловамиавтора;конструированияиупотреблениявсобственныхтекстахпредложенийспрямойречью.Совершен-ствование
пунктуационной зоркости учащихся.
Закрепление и обобщение изученного материалаословосочетанииипредложении.Подготовка
к контроль-номудиктанту с
грамматическим заданием
|
§26.Упр. 211-анализ материала
для наблюде-ния; упр.212–инто-нирование, анализ
пунк-туации, построение схем; работа с таблицей и теоретическим мате- риалом под ней на с. 106; устное
сообщение; упр.212-объяснение
пунктуации с помощью схем; упр.213–самостоятельная работа; упр. 215, 216 -
на Нацио- нальном образовательном портале
|
§26.
Упр.214
Ответить на вопро-сы рубрики «Прове-ряем себя» на с. 107.
|
|
37
|
Контрольный диктант с
грамматичес-ким заданием
|
Проверка уровня сформированности у учащихся
орфографических и пунктуационных навыков; умений и навыков выполнения
грамматического задания
|
|
Повторить словарные слова
(см. с. 3—107)
|
|
Текст (6
ч)
|
|||||
38
|
Понятие о тек-сте. Основные признаки текста
|
Анализ контрольного диктанта с грамматическим заданием. Актуализация и расширение знаний
учащихся о тексте, теме, основной мысли и заголовке текста. Ознакомление с понятием текст и его основными признаками (единство темы и основной мысли, связность, последовательность, завершенность). Формирование умений определять и доказывать наличие в тексте его
ос-новных признаков. Совершенствование аналитических и речевых умений и навыков учащихся
|
Словарный диктант. §27, 28.Ознакомление с
теорети-ческим материа-лом .108;
упр. 217 – анализ текста; создание собственного текста-рассуждения; упр.
218-221 (задание1) – анализ текстов, работа над выяв-лением основных при-знаков текста
|
§27, 28Упр. 221 (задание 2)
|
|
39
|
|
Ознакомление с видами и средствами цепной и параллельной
связи предложений в тексте. Формирование
умения выявлять признаки текста, виды и
средства связи между предложениями
|
§29. Ознакомление с теоретическим материалом на с. 111-112; упр.
222 - анализ текста; ознакомле-ние с теоретическим материалом на с. 112-113; упр.223
(зад1) –анализ текста; упр. 224
(зад 1, 2) - подгот к изложению
|
§ 29
упр. 224 (зад 1, 2)
|
|
40
|
Подробное
изложение
«В
поисках жилья»
|
Языковое и речевое развитие учащихся. Проверка уровня сформированности у учащихся умения
воспроизводить текст близко к авторскому
|
Упр. 224
(задание 3) — работа над изложением
|
§ 29 Упр223
(задание 2)
|
|
41
|
Как
строится текст. Типы речи. Повество-вание
|
Анализ подробного изложения «В поисках жилья». Актуализация и расширение знаний учащихся о
типах речи. Ознакомление с понятием типы
речи (повествование, описание, рассуждение),
структурой и композиционной схемой текста-повествования. Формирование умений определять тип речи текста-повествования; составлять композиционную схему текста-повествования; определять значение и роль каждой части в тексте; пересказывать
текст по схеме и создавать тексты-повествования. Совершенствование аналитических
и речевых умений и навыков учащихся
|
§ 30.Упр. 225 - анализ текста, определение его структуры;
ознакомление с теоретическими
сведениями на с.115; упр.226-228-анализ
текстов, их компо-зиции; составление плана и схемы текста; устное изложение
|
§30 Упр 238
|
|
42,43
|
Описание
и рассуждение как типы речи
|
Актуализация и расширение
знаний учащихся об описании и рассуждении как типах речи. Ознакомление
со структурой и композиционной
схемой текстов-описаний и текстов-рассуждений. Формирование умений определять тип речи текста-описания, текста-рассуждения; составлять композиционные
схемы текстов; определять значение и роль каждой части в тексте; переска-
зывать текст по схеме; создавать собственные тексты-описания и тексты-
рассуждения. Совершенствование аналитических и речевых умений и навыков учащихся
|
§30.Ознакомление с теоре-тическими сведениями на с.118; упр. 229,230 –анализ текстов, деление их на части; составление плана и композиционных
схем текстов-описаний; ознаком-ление
с теоретическими сведениями на с. 121; упр.235,236 – анализ текстов-рассуждений, сос-тавление их композиционных
схем
|
§30 Упр 237
|
|
44
|
Сочинение- описание по картине В. Жол-ток «Колоколь-чики
лесные»
|
Языковое и речевое развитие учащихся. Формирование умения составлять композиционную схему текста-описания, определяя значение
и роль каждой части в тексте; создавать текст-описание по картине. Проверка уровня сформированности у
учащихся правописных и речевых умений и навыков
|
§30.Упр. 231-233 (уст-но) - подготовка к сочинению; упр. 234
- сочинение
|
§30Упр.239.
Ответить на3вопроса рубрики «Проверяем себя»
на с.128
|
|
Фонетика
(6 ч)
|
|||||
45
|
Звуки речи и
буквы
|
Ознакомление учащихся с понятиями фонетика,
графика, орфоэпия, орфоэпическая
норма, орфографическая норма. Актуализация,
закрепление и углубление знаний учащихся о звуках речи и буквах. Формирование
умения выбирать словарь (орфографический,
орфоэпический) и мотивации обращения к словарям. Совершенствование умения определять
в словах смыслоразличительную функцию звуков речи. Совершенствование
произносительных навыков учащихся. Закрепление
навыков различения буквы и звука речи.
|
§ 31.Упр.240 – анализ со-держания текста; озна-комление с теоретическим материалом на с.125; упр.241-243- работа
над навыком разграничения буквы и
звука речи (ана- лиз текстов); упр.244-работа над смыслораз-личительной функцией звуков речи; упр. 246 (устно); ознакомление с теоретическим материалом на с.127;
приложение к учебному пособию на с.139-141
– словарная работа
|
§31 Упр.
245
(по
образцу в упр. 244)
|
|
46
|
Гласные и сог-ласные звуки речи. Алфавит
|
Актуализация, расширение и закрепление знаний учащихся о звуках речи, алфавите и его предназначении.
Углубление знаний учащихся о гласных звуках речи. Формирование умения определять
звуки речи, обозначаемые на письме одинаковыми
буквами. Совершенствование
навыков определения звуков речи и обозначения их на письме; произношения гласных после твердых и мягких согласных.
Повторение алфавита. Совершенствования навыка расположения слов по алфавиту
|
§ 32. Упр. 247
- наблюде- ние за ролью гласных и со- гласных
звуков речи; упр.
248 (устно) - анализ схемы, устное сообщение; упр. 249 — анализ роли гласных
в словах; анализ таблицы на с. 129;упр. 250
- анализ схем, подбор слов к схемам; чтение теорети-ческого
материа-ланас.129; упр.251-под комментарий;
упр. 252 – повторение алфавита
|
§32Упр. 253
(задание 1) — расположить по алфавиту книги
|
|
47
|
Сжатое изло- жение «Реветь белугой»
|
Ознакомление с понятиями озвончение
и оглушение согласных, случаями обозначения на письме одного звука несколькими буквами. Формирование умений
распознавать случаи оглушения и озвончения со- гласных, грамотно писать
слова с названными
фонетическими процессами и слова, в которых звук
обозначается на письме несколькими буквами (щ, сч,
зч, тс, тьс, ц и
др.).Совершен-ствование навыков
произношения и правописания слов с буквенными
сочетаниями, обозначающими разные звуки.
Совершенствование произносительных и речевых навыков
учащихся
|
§ 32. Упр. 253 (задания 2,
3) — повторение классификации
соглас-ных звуков (работа с «подсказкой»; анализ таблицы);
чтение тео-ретического материала на с. 131; упр.
254 — под комментарий; упр. 255 —
анализ примеров
оглушения и озвон-чения; ознакомление
с теоретическим материа-лом на
с. 132; упр. 256
-распределение слов по столбикам (озвончение
— оглушение); ознакомление с теоре-тическим материалом на с.
133; упр. 258
|
§32.Упр. 262 —
перевод слов
с белорусского
языка на русский
|
|
48
|
Обозначение мягкости согласных на письме. Двойная роль
букв е, ё, ю, я
|
Актуализация, расширение и закрепление знаний учащихся об обозначении мягкости согласных на
письме; о двойной роли
букв е, ё, ю, я.
Ознакомление с условиями обозначения мягкости согласных на письме, по-
рядком фонетического разбора. Совершенствование
и закрепление навыков правописания и
произношения буквенных
сочетаний чк, чн, чт, нч, нщ, щн, рщ. Совершенствование умений определять роль
букв е, ё, ю, я в словах, производить
фонетический разбор. Фор-мирование
умения фиксировать роль букв е, ё, ю, я в фонетическом
разборе слова. Совер-шенствование произносительных и речевых умений
и навыков учащихся
|
Учебное пособие: ч. 2. §
1.
Упр. 1, 2 — наблюдение над материалом
упражнений (устно);
ознакомление с теоре-тиче-ским
материалом о буквах, сигнализиру-ющих о
мягкости согласных; правописа- нии буквенных соче-таний с шипящими; хо-ровое проговаривание и запоминание «под-сказок»
о правописании буквы
ь; анализ схемы «Двойная роль букв е,
ё, ю, я»;
устное сообщение;
ознакомление с фоне-тическим разбором слова моя (см. § 2);
подбор и фонети-ческий
разбор 3—4 слов
с буквами е, ё, ю, я, обозначающими 1 и 2 звука
|
§ 1.Упр. 9 (1—4) —
подготовленный диктант
|
|
49
|
Слог. Правила переноса слов. Ударение.
|
Актуализация и расширение
знаний учащихся об
ударении и переносе слов. Ознакомление с правилами переноса слов по слогам, основными
отличительными особенностями ударения: разноместностью и подвижностью. Формирование навыков разграничения переноса и деления слова на слоги, правильного переноса слов; постановки ударения в слове;
произношения слова. Закреп-ление изученного материала по фонетике.
Подготовка к контрольному изложению
|
§2. Упр. 1 — на-блюдение над мате-риалом
(деление на слоги); ознакомление с правилом деления слова на слоги; деление
слов на слоги; ознакомление с правилами переноса
слов; деление слов для
переноса и на слоги
(сопоставление); чтение теоретического ма- териала об ударении; наблюдение за ролью ударения в
словах стихотворного текста;
Выполнение фонетиче-ского разбора
|
§2. Упр. 14.
Ответить
на вопросы
рубрики
«Проверяем
себя» на с. 11
|
|
50,51
|
Контрольное подробное
изложение
|
Развитие связной речи учащихся. Проверка уровня
сформированности у учащихся речевых и правописных умений и навыков
|
|
|
|
Орфография
(35 ч)
|
|||||
52
|
Правописание проверяемых безударных гласных в кор- не
слова
|
Анализ контрольного подробного из- ложения.Ознакомление с
понятиями орфогра- фия, орфограмма. Актуализация
и углубление
знаний учащихся о проверяемой и непроверяемой орфограмме в корне слова; спо- собах проверки
безударных гласных в корне слова. Формирование
умений видеть орфо- грамму в слове; соблюдать орфографическую норму.Совершенствование навыков опреде- ления корня слова,
разграничения од- нокоренных слов и форм одного слова
|
Словарный диктант.
§3
|
§ 3.Упр. 17 (устно); 22
|
|
53
|
Правописание непроверяемых безударных гласных в корне
слова
|
Закрепление
умений видеть орфограмму в слове;
использовать разные способы для проверки гласной в корне
слова с учетом общего
лексического значения слов
|
§3
|
§ 3.Упр. 25 (2, 3).
Подготовиться к словарному диктанту
|
|
54
|
Правописание
проверяемых согласных
в корне слова
|
Актуализация, расширение и закрепление знаний учащихся о правописа- нии проверяемых согласных в
корне слова, способах их проверки. Формирование умения
проверять согласный не
только гласной после
нее, но и сонорными л, м, н, р, й и в (дуб — дубрава, повёз —
повезли, книжка
— книжный, властный
— властвовать). Закрепление и совершенствование навыка проверки
проверяемых согласных в
корне слова, орфографической зоркости учащихся
|
§4
|
§ 4.Упр. 31
|
|
55
|
Правописание непроверяемых согласных в корне слова
|
Актуализация, расширение и закре-
пление знаний учащихся о правописа- нии непроверяемых и двойных соглас- ных в корне слова. Совершенствование
навыка разграни- чения случаев употребления двойных
согласных в одной и в разных частях
слова.
Закрепление и совершенствование на- выка правописания непроверяемых со- гласных в корне слова. Совершенствование орфографи-ческой зоркости учащихся
|
§4
|
§ 4.Упр. 36 (устно) — подготовленный
словарный
диктант
|
|
56
|
Проверяемые безударные глас-ные в
па-деж-ных окончаниях имен существи-тельных
|
Актуализация, углубление и закрепление знаний учащихся о склонении су- ществительного. Ознакомление с правилом написания гласной в окончаниях существительных на -ий, -ия, -ие. Формирование навыка
проверки безударных гласных в разных частях
слова, в частности в окончаниях.Формирование
навыка написания гласной в окончаниях существительных на -ий, -ия,
-ие.
Закрепление навыка правописания безударных гласных в падежных окончаниях существительных
|
§5
|
§ 5.Упр. 45
|
|
57
|
Правописание безударных гласных в
окончаниях имен прилага- тельных
|
Повторение склонений и падежей. Совершен-ствование и закрепление навыков
правописания безударных гласных в падежных окончаниях существительных
и прилагательных. Совер-шенствование
орфографической зоркости, речевых умений
и навыков учащихся
|
§5
|
§ 5.Упр. 52
(устно) — письмо по памяти
|
|
58
|
Правописание гласных в при- ставках
|
Актуализация и углубление знаний учащихся о правописании
гласных в приставках. Фор-мирование навыка определения
условий правописания и способов проверки написания гласных в
приставках. Закрепление
навыка правописания гласных в приставках.Совер-шенствование правописных умений и навыков учащихся
|
§6
|
§ 6.Упр. 59
|
|
59,60
|
Сочинение по картине И. Грабаря «Фев-ральская лазурь»
|
Языковое и речевое развитие учащихся. Фор-мирование умения создавать текст — описание природы по картине. Проверка уровня
сформированности у учащихся речевых и
правописных умений и навыков.
Расширение
кругозора учащихся
|
§6
|
§ 6.Упр. 58
(устно) —
письмо по памяти
|
|
61
|
Правописание
букв з и с на конце приставок
|
Ознакомление с правилом правописания приставок, оканчивающихся на з и с. Формирование навыка правописания з
и с на конце приставок. Закрепление навыка правописания приставки с-.
Совершен-ствование правописных и аналитических
умений и навыков, орфографической зоркости учащихся
|
§7
|
§ 7.Упр. 69
|
|
62
|
Буквы з—с на конце приста- вок. Сочинение «Вид из окна
комнаты»
|
Совершенствование навыка правописания согласных з—с
на конце приставок. Формирование умения создавать
текст-описание «Вид из окна комнаты».Совер-шенствование орфографической зоркости, правописных и речевых умений и навыков учащихся. Развитие
наблюдательности.Рас-ширение лексикона и развитие связной речи учащихся
|
§7
|
§ 7.Упр. 71 (3) —
Закончить работу над сочинением
(отредактировать текст)
|
|
63
|
Правописание
ы, и после приста-вок на соглас-ный
|
Ознакомление с правилом правописания ы, и после приставок, оканчивающихся на согласный, с исключением из правила — взимать, взимание. Формирование навыка правописания ы, и после
приставок, оканчивающихся
на согласный. Совер-шенствование
орфографической зоркости, правописных и речевых умений
и навыков учащихся
|
§8
|
§ 8.Упр. 77
|
|
64
|
Сочинение –опи-сание восприя-тия «Вальса» Г. Свиридова
|
Языковое и речевое развитие учащихся. Фор-мирование умения создавать текст —
описание восприятия музыкального произведения. Проверка уровня сфор-мированности у учащихся речевых и правописных
умений и навыков. Расширение кругозора учащихся
|
§8
|
§ 8.Упр. 78
(устно) — письмо по памяти
|
|
65
|
Контрольный диктант
с грамматиче-ским
заданием
|
Проверка уровня сформированности у учащихся правописных умений и навыков, навыков выполнения грамматического задания
|
|
|
|
66
|
Правописание о, ё после ши- пящих в корне слова
|
Ознакомление с правилом правописания о, ё после шипящих в корне слова. Формирование навыка правописания названной орфограммы.
Совершенствование
орфографической зоркости, правописных и речевых умений и навыков учащихся
|
§9
|
§ 9.Упр. 84 (4) —
выучить
правописание
всех слов
|
|
67
|
Буквы о, ё пос-ле шипящих в корнях ино- язычных слов
|
Расширение знаний учащихся о правописании о, ё после шипящих в корне слова. Совершен-ствование
навыка правописания гласных о, ё после шипящих в корне слова. Совершенствование орфографической зоркости, правописных и речевых
уме- ний и навыков учащихся. Развитие связной речи
учащихся: подготовка
к написанию сочинения — опи- сания синицы
|
§9
|
§ 9.Упр. 88 (1—3)
|
|
68,69
|
Сочинение
по картине В. Вас-нецова «Снегу-рочка»
|
Языковое и речевое развитие учащихся.Форми-рование умения создавать
текст — описание картины. Совершенствование умения создавать
тексты-описания, описывать человека (героиню
картины), создавать текст по воображению. Проверка уровня сформированности у
учащихся речевых и правописных умений и навыков. Расширение
кругозора учащихся
|
§12 (материал упражне-ний
для подготовки к написанию сочинения по картине)
|
§ 9.Упр. 88 (4)
|
|
70
|
Правописание
о, е после шипя-щих и ц в окон-чаниях имен су-ществительных и имен прила-
гательных
|
Ознакомление учащихся с правилом правописания о, е после шипящих и ц в окончаниях существительных и при- лагательных. Формирование навыка правописания названной орфограммы. Совер-шенствование
орфографической зоркости, правописных и речевых уме-ний
и навыков учащихся
|
§10
|
§ 10.Упр. 96 (уст-но) —
под-
готовленный
диктант
|
|
71
|
Подготовленный
диктант «Наз-вания птиц» (с грамматическим заданием)
|
Проверка уровня сформированности у учащихся навыков самостоятельной работы
с текстом, его
орфографическим и пунктуационным оформлением. Проверка уровня сформированности
у учащихся навыков правописания гласных после шипящих и ц, выполнения
грамматического задания; орфографических и пунктуационных навыков
|
§10
|
§ 10.Упр. 95
|
|
72
|
Гласные
о, е после шипящих и ц в суффиксах имен существи-тельных и имен
прилагательных
|
Ознакомление учащихся с правилом правописания о, е после шипящих и ц в суффиксах существительных и при-
лагательных. Формирование навыка правописания
названной орфограммы. Совер-шенствование орфографической зоркости, правописных и речевых
умений и навыков учащихся
|
§11
|
§ 11.Упр. 101
|
|
73
|
Сжатое изложе-ние «Камышев-ка»
|
Совершенствование умений учащихся анализировать текст, сжато передавать содержание текста, сохраняя авторский стиль.
Развитие связной речи учащихся. Проверка уровня сформированности
у учащихся речевых и правописных умений и навыков
|
§11
|
§ 11.Упр. 104
|
|
74
|
Правописание гласных о—а в корне с чередо-ванием
-гор-//
-гар-
|
Ознакомление с правилом написания корня -гор-//-гар- с чередующимися
гласными о—а.
Формирование навыка правописания
корня -гор-//-гар- с чередующимися
гласными о—а.
Совершенствование
аналитических, правопис-ных и речевых умений
и навыков учащихся. Расширение кругозора и словарного запаса учащихся
|
§12
|
§ 12.Упр. 111 (уст-
но) — под-
готовленный
диктант
|
|
75
|
Правописание гласных о—а в корне с чередо-ванием
-зор-//
-зар-
|
Ознакомление с правилом написания корня -зор-//-зар-
с чередующимися гласными о—а.
Формирование навыка правописания
корня зор-//-зар- с чередующимися
гласными о—а.
Совершенствование
аналитических, право-писных и речевых умений
и навыков учащихся. Расширение кругозора и словарного запаса учащихся
|
§12
|
§ 12.Упр. 117 (3);
118 (устно) —
письмо по памяти
|
|
76
|
Правописание гласных о—а в корне с чередо-ванием
-клон-//
-клан-
|
Ознакомление с правилом написания корня -клон-//-клан- с чередующимися гласными о—а. Формирование навыка правописания
корня -клон-//-клан- с
чередующи- мися гласными о—а.
Совершенствование
аналитических, правописных и речевых умений
и навыков учащихся.Расширение кругозора и
словарного запаса учащихся
|
§12
|
§ 12. Упр. 122
|
|
77
|
Правописание гласных в корнях -гор-// -гар-, -зор-//-зар-
-клон-//-клан
|
Закрепление и проверка уровня сфор- мированности у учащихся навыка пра- вописания корней с чередующимися гласными о—а (-гор-//-гар-, -клон- //-клан-, -зор-//-зар-). Совершенствование
аналитических, правописных и речевых умений и навыков, орфографической и пунктуационной
зоркости учащихся.
|
§12
|
§ 12.Упр. 124 (уст-
но) — выучить
подсказку.
|
|
78
|
Правописание
гласных о—а в корне с чередо-ванием -лаг-//
-лож-
|
Анализ контрольного диктанта с грам- матическим заданием. Ознакомление с правилом правописания гласных о—а в корне
с чередованием -лаг-//-лож-. Формирование навыка правописания корня -лаг-//-лож- с
чередующимися гласными о—а.
Совер-шенствование
аналитических, правописных и речевых умений
и навыков, орфографической и пунктуационной
зоркости учащихся
|
§13
|
§ 13.Упр. 134
|
|
79
|
Правописание
гласных о—а в корне с чередо-ванием -раст-
(-ращ-)//
-рос-
|
Ознакомление с правилом правопи- сания гласных о—а
в корне -раст- (-ращ-)//-рос-.
Формирование навыка правописания
корня -раст-(-ращ-)//-рос- с чере- дующимися гласными о—а. Совершенствование
аналити-ческих, правописных и речевых умений
и на- выков, орфографической и пунктуационной
зоркости учащихся
|
§13
|
§ 13.Упр. 142 (уст-
но) — под-
готовленный
диктант
|
|
80
|
Буквы о—а в корнях с чередо-ванием
-лаг-//-лож-,
-раст-(-ращ-)//
-рос-
|
Совершенствование и закрепление навыков правописания
гласных о—а в корнях с чередованием -лаг-//-лож-, -раст-(-ращ-)//-рос-. Совершенствование аналитических, правописных
и речевых умений и навыков, орфографической
и пунктуационной зоркости учащихся
|
§13
|
§ 13. Упр. 132 (3)
(устно)
|
|
81
|
Правописание гласных о—а в корне с чередо-ванием
-кас-//-кос-
|
Ознакомление с правилом правописания гласных о—а в корне
с чередованием -кас-//-кос-. Формирование навыка правописания
гласных о—а в корне с чередованием
-кас-//-кос-. Совершенствование аналитических, правописных и речевых
умений и навыков,
орфографической и пунктуационной зоркости у
|
§14
|
§ 14.Упр. 144 (уст-
но) — письмо
по памяти
|
|
82
|
Буквы о—а в корне с че- редованием
-кас-//-кос-
|
Совершенствование и закрепление навыка правописания гласных о—а в корне
с чередованием -кас-//-кос-. Закрепление
навыка правописания гласных о—а в корнях с чередованием. Совершенствование аналити-ческих,
правописных и речевых
умений и на- выков,
орфографической и пунктуационной зоркости учащихся
|
§14
|
§ 14.Упр. 149 (4)
|
|
83
|
Правописание корней с че- редующимися гласными е—и
|
Ознакомление с правилом правописания корней с чередованием е—и. Формирование навыка правописания
корней -бер-//-бир-, -блест-// -блист-, -дер-//-дир-, -мер-//-мир-,
-жег-//-жиг-, -пер-//-пир-, -тер-//
-тир-,
-стел-//-стил-, -чет-// -чит-. Совершенствование аналитических, правописных и речевых
умений и навыков,
орфографической и пунктуационной
зоркости учащихся
|
§15
|
§ 15.Упр. 153
(предложения 6—11)
|
|
84
|
Корни с чере- дующимися гласными е-и
|
Совершенствование и закрепление навыков правописания гласных в корнях с
чередованием -бер-//-бир-, -блест- //-блист-, -дер-//-дир-, -мер-//-мир-,
-жег-//-жиг-, -пер-//-пир-, -тер-//-тир-, -стел-//-стил-, -чет- //-чит-; разграничения орфограмм — проверяемых и
непроверяемых гласных в корне слова. Совер-шенствование аналитических, правописных и речевых
умений и навыков,
орфографической и пунктуационной
зоркости учащихся
|
§ 15
|
§ 15.Упр. 155 — закончить
работу,
начатую в классе
|
|
85
|
Правописание
и, ы
после ц
|
Ознакомление с правилом написания и, ы после
ц.
Формирование навыков видения ор- фограммы и
правописания и, ы пос- ле ц.
Совершенствование
аналитических, правопис-ных и речевых умений
и навыков, орфографической и пунктуационной зоркости учащихся
|
§16
|
§ 16.Упр. 163
|
|
86
|
Правописание буквы ь после шипящих
|
Актуализация,
систематизация, расширение и закрепление знаний учащихся о правописании ь после шипящих.Формирование навыка правописания ь после шипящих как показателя грамматической формы. Совершенствование аналитических, правописных и речевых
умений и навыков,
орфографической и пунктуационной зоркости учащихся
|
§17
|
§ 17.Упр. 173 (уст-
но) — письмо
по памяти
|
|
87
|
Буква ь
после шипящих. Обобщение изученного по орфографии
|
Совершенствование и закрепление навыка правописания ь после шипящих. Проверка, обобщение и систематизация знаний
учащихся по орфографии. Дополнительное рассмотрение орфографических правил,
вызвавших затруднения у учащихся. Подготовка к контрольному подробному изложению
|
§17
|
§ 17.Упр. 172.
Ответить на
вопросы рубрики
«Проверяем
себя» на с. 95
|
|
88,89
|
Контрольное подробное
изложение
|
Развитие связной речи учащихся. Проверка уровня
сформированности у учащихся речевых и правописных умений и навыков
|
§25.
Текст Г. Скребицкого
|
|
|
Лексика
(12 ч)
|
|||||
90.91
|
Прямое и переносное значения слов. Толковые сло- вари
|
Анализ контрольного подробного из- ложения. Ознакомление с понятиями
лексика, лексическое значение слова, прямое и переносное значение слова. Формирование умений определять лексическое
значение слова, прямое и переносное значения слова; правильно употреблять слова
в устной и пись-
менной речи. Ознакомление с толковым словарем, понятием словарная статья.
Фор-мирование умений работы с толковым словарем; чтения словарной
статьи в толковом словаре; нахождения в словаре нужного слова; правильно употреблять слова в устной и письменной речи
|
§18
|
§ 18.Упр. 182
|
|
92
|
Слово в толко- вом словаре
|
Закрепление и совершенствование умений работы с толковым словарем; чтения словарной статьи в
толковом словаре; нахождения в словаре нужного
слова; правильно употреблять слова в устной и письменной речи. Закрепление
и совершенствование умения определять лексическое значение слова,
прямое и переносное значения.
Развитие речи учащихся, пополнение их словарного запаса
|
§18
|
§ 18.Упр. 178; 184
или 185 (по выбору)
|
|
93
|
Многозначные и однозначные слова
|
Ознакомление с понятиями однозначные слова, многозначные слова. Ознакомление на
практическом уровне с омонимами. Форми-рование умений определения многозначного слова, различения многозначных слов и омонимов, правильного употребления многозначных слов в тексте.Формирование навыка работы с толковым словарем и словарной статьей в нем. Развитие речи учащихся, пополнение их словарного запаса
|
§19
|
§ 19.Упр. 191 или
192 (по выбору)
|
|
94
|
Синонимы.
Словарь сино- нимов
|
Актуализация, расширение и закрепление знаний
учащихся о синонимах. Ознакомление с речевыми
функциями
синонимов, со словарем синонимов и словарной статьей
в нем. Формирование умений
выявлять общее в лексическом значении слов-синонимов; пользоваться словарем
синонимов; правильно использовать синонимы в речи как средство
выразительности
|
§20
|
§ 20.Упр. 200
|
|
95
|
Синонимы
в тексте. Мини-сочинение
«Весна в
парке (в лесу)»
|
Закрепление и совершенствование умений выявлять общее
в лексическом значении слов-синонимов; пользоваться словарем синонимов; правильно использовать синонимы в речи как
средство выразительности. Формирование умения создавать тексты-описания с использованием в
них синонимов. Развитие связной речи учащихся. Совершенствование
речевых умений и навыков учащихся
|
§20
|
§ 20.Упр. 202 (уст-
но) — рассказ
о любимом
писателе
|
|
96
|
Антонимы.
Словарь анто- нимов
|
Актуализация и расширение знаний учащихся об антонимах. Ознакомление с речевыми
функциями антонимов, со словарем антонимов
и словарной статьей в нем. Формирование
умений пользоваться словарем антонимов; употреблять антонимы в речи
как средство выразительности
|
§21
|
§ 21.Упр. 212
|
|
97
|
Исконно рус- ские и заим- ствованные
слова
|
Ознакомление с понятиями
исконно русские слова, заимствованные
слова, признаками заимствованных слов, этимологическим словарем, словарем иностранных слов.
Форми-рование умений правильно и уместно
употреблять заимствованные слова в общении, пользоваться словарем иностранных слов, этимологическим
словарем.Совершен-ствование речевых умений
и навыков учащихся
|
§22
|
§ 22.Упр. 222 (уст-
но) — подготов-ленный диктант
|
|
98
|
Общеупотреби-тельные слова.
Профессиональ- ные слова и термины
|
Ознакомление с общеупотребительными, профессиональными
словами и терминами.
Формирование навыков правильного использования в речи общеупотребительных слов; правильного и уместного употребления в речи профессиональных слов и терминов.
Совершенствование речевых умений и навыков учащихся
|
§23
|
§ 23.Упр. 220 (уст-
но) — письмо
по памяти
|
|
99
|
Устаревшие слова
|
Ознакомление с понятием устаревшие
слова.
Ознакомление на практическом уровне с лексикой русского языка, вышедшей из употребления. Формирование умений уместно употреблять в речи устаревшие слова, находить их в толковых словарях и словарях
устаревших слов. Совершенствование
речевых умений и навыков. Развитие речи
учащихся, пополнение их словарного запаса
|
§24
|
§ 24.Упр. 239 (уст-
но) — под-
готовленный
диктант
|
|
100
|
Неологизмы
|
Ознакомление с понятием неологизмы.
Ознакомление на
практическом уровне
с новой лексикой русского языка — неологизмами; условиями появления в языке новых
слов. Формирование
умения уместно употреблять в речи неологизмы. Совершенствование
речевых умений и навыков.Развитие речи учащихся, пополнение их словарного запаса
|
§24
|
§ 24.Упр. 243
|
|
101
|
Фразеологи- ческие оборо- ты, их
отличие от свободных словосочетаний
|
Актуализация, расширение и закрепление знаний
учащихся о фразеологических оборотах. Ознакомление с устойчивыми образными выражениями как средством вы- разительности речи. Формирование
умений разграничивать фразеологические обороты и свободные сочетания слов; грамотно ис- пользовать в речи
устойчивые сочетания слов.
Совершенствование
речевых умений и навы-ков. Развитие речи учащихся, пополнение их словарного запаса
|
§25
|
§ 25.Упр. 255 (уст-
но) — под-
готовленное
изложение
|
|
102
|
Устойчивые обороты слов и фразеологиче-ские словари
|
Совершенствование речевой культуры и расширение лексикона учащихся. Озна-комление с фразеологическим словарем и
словарной статьей в
нем. Формирование умений пользоваться фразеологическим словарем; правильно употреблять в речи
фразеологизмы; находить их значение в фразеологических словарях. Совершен-ствование
речевых умений и навыков. Развитие речи
учащихся, пополнение их
словарного запаса
|
§25
|
§ 25.Упр. 254.
Ответить на
вопросы рубрики
«Проверяем
себя» на с. 127
|
|
Повторение
изученного в 5 классе (3 ч)
|
|||||
103
|
Повторение. Языковые нормы и каче- ства речи
|
Повторение основных признаков тек- ста, языковых норм и качеств
речи, единиц синтаксиса. Закрепление
навыков соблюдения норм языка; обнаружения случаев на-
рушения языковых норм и исправле- ния ошибок. Совершенствование
орфографической и пунктуационной зоркости, речевых и правописных умений и навыков уча- щихся
|
Словарный диктант
|
Упр. 265 (устно) — письмо
по памяти
|
|
104
|
Повторение орфограмм, изученных в 5 классе
|
Повторение орфограмм, изученных в 5 классе. Закрепление
навыков правописания изученных в 5 классе
орфограмм.Повторение материала по
фонетике и орфограмм, связанных с фонетикой.
Совершенствование и закрепление речевых
и орфографических навыков. Развитие связной речи
учащихся: уст- ное изложение текста о васильках —
символах Беларуси
|
|
Упр. 268 (устно) —
подготовить пересказ текста
|
|
105
|
Повторение пунктограмм, изученных в 5
классе
|
Повторение пунктограмм, изученных в 5 классе.Закрепление навыков правописа- ния изученных в 5 классе
пунктограмм. Повторение материала по фонетике и орфограмм, связанных с фонетикой. Совершенствование и закрепление речевых и орфографических
навыков. Развитие связной речи
учащихся: устное изложение текста о васильках — символах Беларуси
|
|
|
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий