Русский язык 5 класс


Календарно-тематическое планирование
по учебному предмету «Русский язык»
на 2019/2020 учебный год
5 класс

(105 часов в год, 3 часа в неделю;
из них 6 часов — на письменныеконтрольные работы)

урока
число
Темаурока
Цель изучения темы
Материалучебника
Д/З
Повторение изученного в начальных классах (8 ч)
1

Текст: тема, основная мысль, типы речи (повторение)
Актуализация знаний учащихся о тексте. Проверка уровня сформированности речевых умений в объеме программы начальных классов (определять тему, основную мысль, тип речи текста; подбирать заголовок; анализировать и пересказывать текст). Проверка, повторение и закрепление знаний, умений и навыков, полученных в начальных классах. Совершенствование умений различать типы речи и создавать собственные мини-тексты, относящиеся к разным типам речи. Развитие речи учащихся
ч.1.§1.Упр.1 – анализ текста повествования; анализ схемы на с.4 и подготовка на основе схемы развернутого ответа «Типы речи»; упр.2 (задания1,2) –анализ текста-описания;
упр.2(задание3)-устное
сочинение-рассуждение;
упр.3(зад1-3)-анализ
текста-рассуждения
§1.Упр.3(зад.4) - сочинить по фото 3-4 предло-жения о цветущем в лесу вереске
2

Словосочетание. Предложение (повторение)
Актуализация знаний учащихся о словосочетании (главном и зависимом словах; словосочетании в предложении) и предложении(грамматической основе; видах предложения по цели высказывания и по интонации; однородных членах предложения). Проверка, повторение и закрепление знаний, умений и навыков, полученных в начальных классах. Совершенствование умений определять грамматическую основу (подлежащее и сказуемое);вычленять из предложений словосочетания и находить главное и зависимое слова; определять вид предложения по цели высказывания и по интонац. Развит речи учащ
§ 2.Упр. 4 (задания 1-3) определение границ предложений и абзацев в тексте; определение грамматической основы; упр.4 (зад4), упр.5-вычленение из предлож и анализ словосочетаний; упр.6-анализ текста
предлож с однородными член; упр.7-анализ схем и подготовка на их основе развернутых ответов
§2. Упр. 8 -используя данные словосочетания, составить текст о прогулке в осеннем лесу
3
Состав слова. Орфограмма (повторение)
Проверка, повторение и закрепление полученных в начальных классах знаний о составе слова (приставке, корне, суффиксе, окончании нулевом окончании), однокоренных словах, орфограмме.Проверка уровня сформированности, совершенствование и закрепление навыков разбора слова по составу, определения в корне слова и объяснения орфограммы. Акцентирование внимания учащихся на необходимости начала разбора слова с окончания как изменяемой части слова.Проверка уровня сформированности, повторение и закрепление навыка правописания безударных гласных в корне слова; проверяемых и непро-веряемых гласных и согласных в корне слова. Совершенствование орфографической зоркости учащихся
§3.Упр.9-разбор слов по составу; работа над «подсказкой» и правилом об окончании; упр.10-вычленение однокорен-ных слов; работа над «подсказкой» (с.10) и правилом о корне слова; упр.11-анализ таблицы; упр.12-анализ примеров; работа с теоретическим материалом на с.11 упр.13 (зада1)-работа над определением и графич обозначен орфограммы в корне слова; упр. 13 (зад 2) -выделение приставки; работа с правилом, «подсказкой» о приставке и таблицей на с.12; упр.14–самостоятельная работа по двум вариантам (лететь, светить); упр. 15 (устно); упр.16образование слов с помощью суффикса (по образцу)
§3. Упр. 13-выписать слова с пропусками из предложений 4,5; упр. 17 (устно) –подготовиться к письму попамяти
4
Правописание
непроизносимых и двойных со-гласных, разде-лительных ъ и ь (повторение)
Актуализация знаний учащихся о пра- вописании непроизносимых и двойных согласных. Совершенствование навыка разграничения случаев употребления двойных согласных в одной и в разных частях слова. Проверка уровня сформированности, совершенствование и закреп-ление навыка различения и правописания разделительных ъ и ь. Совершенствование и закрепление навыка правописания буквосочетаний чк,чн,нч,чт,нщ,рщ,рч,льч,льщ. Совершенствование орфографической зоркости учащихся
§3.Упр.17- письмо по памяти. §4.Упр.18-20 - работа над орфограммой-согласной; упр. 22, 23 (устно);упр.24,25(3предло-жения как образец выполнения домашнего задания) — работа над правописанием разде-лительных ъ и ь
§4.Упр.25 (закончить); упр. 21 (устно) — подготовиться к письму по памяти
5
Правописание ь, предлогов со словами, гласных после шипящих (повторение)
Проверка уровня сформированности, совершенствование и закрепление на-выка правописания ь, служащего для обозначения мягкости согласных. Проверка уровня сформированности, совершенствование и закрепление навыка разграничения приставок и предлогов. Акцентирование внимания учащихся на частях речи, с которым иупотребляется предлог. Проверка уровня сформированности, совершенствование и закрепление навыка правописания сочетаний шипящих с гласными и, у, а, буквосочетаний же—ше. Совершенствование орфографической зоркости учащихся. Расширение лексикона учащихся. Развитие речи: совершенств умения описыв животное
§ 4.Упр. 21 - письмо по памяти; упр.27 – за-крепление навыка право-писания ь после шипящих; работа над правописанием предлогов со словами; работа с теоретическим материалом на с.18; упр. 28 (устно), 29 (задание 2 - устно), 30 (задания 1, 2) - работа над орфограм-мами; упр.31(устно)-сочинение-описание шиншиллы
§4. Упр.29
(задание1)
6
Имя существи-тельное, место-имение
(повторение)
Актуализация знаний учащихся об имени существительном, его признаках и правописании. Актуализация знаний учащихся о местоимениях как «словах-заместителях» и их роли в предложениях и текстах. Проверка уровня сформированности, совершенствование и закрепление навыков правописания ь на конце существительных 3-го склонения, падежных окончаний существительных, местоимений с предлогами. Совершенствование умения определять имена существительные (со значением предмета) и личные местоимения. Совершенствование орфографической зоркости учащихся. Совершенствование умения опреде- лять, анализировать и пересказывать тексты-описания. Развитие речи учащихся
§5.Упр. 32 (устно) - актуализация знаний учащихся о частях речи; упр.33(зад1,2-анализ текста и таблицы, задания 3,4); упр. 34 (комментированное пись-мо); упр. 35 (зад 1, 2 -предложения 1-6 как образец выполнения домашнего задания)-работа над существительными, их признаками и правописа-нием; упр.35(задание3)-работа над местои-мениями, их правопи-санием с предлогами;упр. 35 (задание 4) -анализ и пересказ текста
§5.Упр.35
(задание 2) - закончить по образцу, данному в классе
7
Имя прилага- тельное, глагол: правописание окончаний (повторение)
Актуализация знаний учащихся об имени прилагательном и глаголе, их признаках и правописании. Проверка уровня сформированности, совершенствование и закрепление навыка правопи-сания окончаний прилагательных и глаголов. Совершенствование умения определять имена прилагательные (со значением признака), глаголы (со значением действия)и их роль в текстах. Совершен-ствование орфографической зоркости учащихся. Совершенствование умения определять анализировать и создавать тексты-описания.
§5.Упр. 36 (зад 1, 2) - анализ текста, роли прилагательных в тексте и их правописания; упр. 36 (зад 3) - комментированное письмо; упр. 37 (зад 1) - устное сочинение-описание (по фото); упр.38 (задан1), 39(зад 1) -анализ и сопоставление текстов ;упр.38 (зад2)- самостоят работа; упр. 39 (зад 2, 3) –комментиров письмо; упр. 40 (зад 1) – анализ таблицы и «подсказки»; упр. 41 (зад 1) – анализ алгоритма; хоровое чтение и запоминанием «подсказки» на с.28
алгоритм на с.27 и таблицы на с.26
подготовить рас-сказ-объяснение о спряжении гла-голов и право-писании гласной в окончании глагола
8
Глагол. Орфог- рамма в окон- чании слова (повторение)
Актуализация знаний учащихся о не- определенной форме глагола и ее суффиксах. Проверка уровня сформированности, совершенствование и закреп-ление навыков правописания окончаний глаголов, ь после шипящих в форме 2-го лица единственного числа и -ться,-тся. Совершенствование умений определять глаголы (со значением действия); выделять суффиксы -ть, -ти,-чь в неопределенной форме глагола; выделять окончания глаголов; решать орфографические задачи, связанные с право-писанием окончаний глаголов, суффиксов перед суффиксом прошедшего времени -л-ь после шипящих в форме 2-го лица единственного числа и буквосочетаний -ться, -тся. Систематизация и обобщение знаний учащихся об орфограмме в окончании. Совершенствование орфографической зоркости, аналитических умений и навыков учащ.
§5.Заслушивание рас-сказа-объяснения (инд.зад). Упр. 30 (зад 3) -вы-полнение в тетрадях и на доске(индивидуально прос); упр. 41 (зад 2) — комментированное письмо; ознакомление с теорети-ческим материалом на с. 28; упр. 42 – комменти-рованное письмо; упр. 43 (устно) – обобщение  с помощью алгоритма; упр. 44 (зад 1 - устно)-анализ текста; упр.44 (зад 2)-самостоятельная работа
§5. Упр. 45
Культура устной и письменной речи (7 ч)
9
Язык и речь
Актуализация знаний учащихся о понятиях язык, речь, общение. Ознакомление с условиями возникновения речи, формами речи и средствами выразительности устной и письменой речи. Формирование умения создавать устное сообщение на основе имеющегося материала. Совершенство-вание умений различать формы речи, определять тему и основную мысль текста, тему и цель общения. Совершенствование умения выразительно читать текст, интонационно отражая его содержание. Развитие аналитических навыков работы с текстом, пословицами, поговорками, устойчивыми выраже-ниями. Развитие речи учащихся
§6.Упр. 46 (устно) - анализ текста;упр.47-анализ текс-та, составление схемы; упр.48-50 (устно) – подготовить сообщение на основе материала упражнений; упр.51-анализ текста, повторение спряжения глаголов;
упр.52,53-работа с текстом (устно); упр.54,55 (зад1)-работа с пословицами, поговорками, фразеологизм
§6. Упр. 55
(задание 2)-придумать рассказ по одному из выражений
10
Культура уст- ной и письмен- ной речи. Нор-мы литератур- ного языка:
произноситель-ная, орфографи-ческая, словооб-разовательная
Ознакомление с понятиями культура речи, норма языка. Практическое ознакомление с произносительной, орфографической и словообразо-вательной нормами литературного языка. Фор-мирование навыков правильного произношения, написания, образования и употребления слов в устной и письменной форме. Совершенствование аналитических умений и навыков работы с текстом. Совершенствование речевой культуры и орфографической зоркости учащ. Развитие речи учащихся
§7, 8.Упр. 56-58 (устно) - анализ теоретического мате-риала (упр. 56), таблицы (с.36—37), текста (упр.57); устное сообщение о культуре речи и нормах языка (на основе плана-упр.58); упр. 59 (устно); упр.60-работа со словарем (коллективное выполнение по цепочке), упр. 61 –коммен-тированное письмо; упр. 62 (устно) – отработка произне-сения звуков; орфографии-ческая работа; упр.63(зад1)-работа над интонацией, выразительным чтением; упр.63 (зад 2)-самостоятельная работа; упр. 63 (зад 3), 64,65 (зад 3)-закрепл умения определ нормы языка
§7, 8 Упр. 65
(задание 1)
11
Нормы литера-турного языка: морфологическая синтаксическая, пунктуационная
Актуализация знаний учащихся о сло-восо четаниях и предложениях, связи слов в них. Практическое ознакомление с морфологической, синтакси-ческой, пунктуационной нормами литературного языка. Формирование умений определять и не нарушать морфологическую, синтаксическую, пунк-туационную нормы. Совершенствование навыка правильного употребления в речи (устной и письменной) слов, словосочетаний и предложений; навыка постановки знаков препинания в предло-жениях с однородными членами. Совершенство-вание аналитических умений и навыков работы с текстом. Совершенствование речевой культуры и орфографической зоркости учащихся. Развитие речи учащихся
§9.Упр. 66 – выполн за-дания с помощью словарей (см. приложения к учеб-ному пособию); упр. 67 -анализ текста; коммен-тированное письмо (первые 2-3предложения); упр.68-анализтекста;работа с предложением, ослож-ненным однородными членами; упр.69-само-стоятельная работа; упр. 70 - сочинение продолжения текста
§9. Упр.67-
закончить по образцу, данному в классе
12
Качество речи.
Точность  и логичность речи
Ознакомление с понятиями качество речи, правильность речи, точность речи, логичность речи. Формирование умений обнаруживать и устранять в тексте неточности в употреблении слов, нарушения условий логичности речи; выявлять и исправлять ошибки, нарушающие логичность речи; определять и анализировать языковые средства, придающие речи точность. Совершенствование умения правильно соединять слова в словосочетания и предложения; предложения и части текста в связный текст. Совершенствование речевой культуры учащихся. Развитие речи учащихся
§10.Упр. 71 (устно) – анализ содержания текс-та; упр. 72  развер-нутый ответ на вопрос; упр. 73, 74 - исправление ошибок в построении предложений и текста; упр.75(устно),76,79
(устно)-работа над точно-стью речи; упр.78-самос-тоятельная работа
§10. Упр.77 (устно) — подготовиться к письму по памяти
13
Богатство, выра-зительность, чис-тота и умест-ность речи
Ознакомление с понятиями богатая речь, выразительная речь, уместная речь, чистая речь; с условиями богатства и выразительности речи. Формирование умений обнаруживать языковые средства, засоряющие речь; уместно употреблять слова и выразительные средства в тексте; видеть в тексте образность, создаваемую разными языковыми средствами; определять соответствие речи ситуации высказывания. Совершенствование умений анализировать текст; составлять его и план; обнаруживать и устранять в нем ошибки; пересказывать содержание. Совершенствование речевой культуры и развитие речи учащихся
§10.Упр. 77 - письмо по памяти.§11.Упр.80-82 (устно) - анализ текстов;
упр. 83 (зад 1, 2) –ком-ментированное письмо предложений 1, 2;упр.84-корректирование текста; упр. 85, 87 - устно; упр. 86 –восстановление диалогов
§11.Упр.83
(предложения под №3) — закончить по образцу, дан-ному в классе
14
Диалог. Монолог
Ознакомление с понятиями диалог, монолог. Формирование элементарных умений создавать тексты в форме диалога и монолога; письменно оформлять диалог; строить схемы пунктуационного оформления диалога. Совершенствование умений выразительно читать по ролям тексты в форме диалога; различать принадлежность реплик разным лицам; характеризовать говорящего по его речи.
Совершенствование речевой культуры и развитие речи учащихся.Закрепление навыка употребления в речи глаголов одеть, надеть
§12.Упр.88,89-устно(анализ содержания текстов); упр.90 (устно) -анализ диалога, наблюдение за его оформлением; работа с теоретическим материалом на с.52; упр.91-анализ и составление диалога со словами одеть, надеть; составление схем пункту-ационного оформления диалогов; упр.92-анализ текста; составление диа-лога-просьбы
§12.Упр.97 (устно) –
подготовленный диктант
15
Оформление диалога на
письме
Закрепление знаний учащихся о диалоге и монологе. Совершенствование элементарных умений создавать тексты в форме диалога и монолога, использовать в них глаголы со значением речи, письменно оформлять диалог. Закрепление умений выразительно читать по ролям тексты в форме диалога, различать принадлежность реплик разным лицам, характеризовать говорящего по его речи. Формирование умения составлять и грамотно оформлять на письме диалог и с использованием слова пожалуйста и других вежливых слов. Расширение лексикона учащихся за счет глаголов, обозначающих речь. Проверка уровня сформированности у учащихся умения создавать по аналогии с представленными образцами и письменно оформлять тексты в форме диалога. Совершенствование речевой культуры и развитие речи учащихся
§12.Упр. 97 –подготовлен-ный диктант; анализ диалога (по тексту учебного пособия после написания диктанта и сдачи тетрадей); построе-ние схем пунктуационного оформления диалога; анализ глаголов, обозна-чающих речь, из рамки на с.54 (сопоставление глаго-лов объяснение их значения и употребления в речи; выделение корней в глаголах; определение спряжения) упр. 93- работа с диалогом; чтение сведений о слове пожалуйста на с.54; упр. 94, 95 - составление диало-гов с использов вежлив слов
§12.Упр.96-про-должить диалог, используя веж-ливые слова. Ответить на вопросы рубрики «Проверяем себя» на с. 55

Речевая ситуация. Стили речи (3 ч)
16
Признаки рече-вой ситуации. Стили речи: раз-говорный и книжные (науч-ный, художест-венный)
Ознакомление с понятием речевая ситуация, основными признаками разговорного, научного и художественного стилей речи. Осмысление признаков речевой ситуации, разговорного, научного и художественного стилей речи. Формирование умений распознавать и характеризовать речевые ситуации. Формирование умений в процессе ра-боты с текстами распознавать разговорный, научный и художественный стили речи; создавать тексты в научном (ответ на уроке) и художественном стилях речи. Совершенствование речевой культуры и развитие речи учащихся
§13, 14.Упр. 98 (устно) - сообщение на основе схемы; упр.99 (устно) - анализ текста; характери-стика речевых ситуаций; упр.100 (устно) –развер-нутый ответ на вопрос; анализ схемы «Стили речи» и теоретического материала на с.57;упр.101-104(зад1)-устный анализ стилевой принадлежности текстов; упр. 104 (зад 2, 3)–комментированное письмо; упр. 105 (зад 1), 106 (зад 1) - анализ текстов; упр. 107 - анализ сравнений в предложениях;упр. 108, 109 (по выбору или по вариантам)-самостоятель-ная работа
§13,14.Упр.105
(задании -2) или 106 (задание2) - по выбору
17
Стили речи: официально-де-ловой, публи-цистический
Ознакомление с основными признаками официально-делового и публицистического стилей речи; с объявлением как жанром официально-делового стиля речи. Осмысление признаков официально- делового и публицистического стилей речи. Формирование умений в процессе работы с текстами распознавать официально-деловой и публицистический стили речи; создавать собственные тексты в названных стилях речи. Формирование умения составлять и оформлять на письме объявление как жанр официально-делового стиля речи. Совершенствование речевой культуры и развитие речи учащихся
§15.Упр.110 – анализ
текста и создание (по образцу) собственного текста в жанре объявления; упр.111,112-анализ стилевой принадлежности текстов; работа над орфографией
§15.Упр.113
18
Речевая норма
Ознакомление с понятиями речевая норма и речевая ошибка. Формирование умения обнаруживать в тексте и устранять речевые ошибки. Проверка и закрепление знаний о речевой ситуации и стилях речи.Совершенствование речевой культуры и развитие речи учащихся
§16.Ознакомление с теоретическим материалом на с.63; упр.114-анализ содержания; редактирова-ние предложений; упр. 115,116-анализ и редакти-рование текстов (коллек-тивное выполнение); упр. 118-самостоятельн работа
§ 16 Упр117
Ответить на вопросы рубрики
«Проверяем себя» на с.65
Синтаксис и пунктуация (18 ч)
Словосочетание (3 ч)
19
Словосочетание: строение и грамматическое значение
Ознакомление с понятиями синтаксис, пунктуация, словосочетание, грамматическое значение и их осмысление. Актуализация и расширение знаний учащихся о словосочетании, его структуре и значении. Формирование умения определять грамматическое значение словосочетания. Совершенствование умений вычленять словосочетания из предложения, находить главное и зависимое слова, ставить смысловые вопросы от главного слова к зависимому. Развитие речи учащихся
§17.Упр.119–конструирова-ние и анализ словосо-четаний; работа с теоретическим материа-лом на с. 66—67; упр.120-анализ словосочетаний; ознакомление с теоретиче-ским материалом нас.68; упр. 121 – анализ тематических групп слово-сочетаний; определение их грамматического значения; упр. 122 - конструирование словосочетаний и опреде-ление их грамматического значения
§17Упр.123 - перевод сло-восочетаний с
белорусского языка на русский
20
Связь слов в словосочетании
Формирование умений видеть средства грамматической связи слов в словосочетании; правильно задавать смысловой вопрос к зависимому слову в словосочетаниях с определительны ми отношениями(сущ.+сущ.); использовать синонимич-ные словосочетания в собственных текстах; соотносить словосочетания с их схемами. Совершен-ствование навыка правописания окончаний имен существительных, прилагательных и глаголов. Совершенствование речевой культуры учащихся: работа над произносительной нормой (ударение в формах винительного падежа имен существительных женского рода: вода, голова, доска, рука, стена, сторона).Развитие речи учащихся
§17.Упр.124-анализ слово-сочетаний; подбор сино-нимичных пар; упр.125-анализ строения словосо-четаний; работа над произносительной нормой; упр. 126 – вычленение из текста словосочетаний; упр.127-самостоятельная работа
§17 Упр. 132
(устно) —
подготовленный диктант
21
Синтаксическая норма в слово-сочетании
Формирование умения правильно строить словосочетания с глаголом и именем существительным в роли главного слова (выбирать падежные формы существительного при управлении; употреблять глаголы одеть, надеть; оплатить, заплатить; употреблять предлоги в—из, на—с). Проверка и закрепление знаний о словосочетании, его строении и значении. Совершенствование орфографической зоркости и речевой культуры учащихся.Развитие речи учащихся
§17.Упр.132 – подготов-ленный диктант; упр. 128 -анализ и конструирова-ние словосочетаний со словами одеть, надеть; оплатить, заплатить; упр. 129 - анализ и конструи-рование словосочетаний с предлогами в—из, на—с. Три задания (устно) из рубрики «Проверяем себя» на с.72
§17Упр 130,
131 - тренажер; тест на Национальном образовательном портале
Предложение (15 ч)
22
Предложение. Виды предло-жений поцели высказывания иинтонации
Ознакомление с понятиями грамматическая основа, интонация завершенности (конца предложения). Актуализация, закрепление и расширение знаний учащихся о предложении, видах предложений по цели высказывания и интонации. Формирование навыка правильной интонации завершенности (конца предложения).Совершенств умений опред виды предлож по цели высказыв и интонации; устанавливать границы предложений; правильно ставить зн преп в конце предлож
§18.Упр.133 – анализ материала; чтение теоре-тического материала на с.72;упр.134,135-анализ текстов; нахождение грамматических основ предложений; работа с теоретическим материалом на с.74; упр.136 - анализ схемы; устное сообщение;
упр.137,138-анализ пред-лож; работа с теоретич материалом и схемой на с.75; упр. 140 (устно); упр. 141 –анализ текста; анализ и объяснение орфограф; упр. 142 — тренажер
§18Упр.139
-конструирование предложений со словарными сло-вами
23
Главные члены предложения
Актуализация, закрепление и расши-рение знаний учащихся о грамматической основе-подлежащем и сказуемом. Ознакомление на практическом уровне со способами выражения главных членов предложения, с ролью подлежащих в раскрытии темы текста, ролью сказуемых в создании типов речи. Формирование умений ставить смысловые вопросы к главным членам предложения; определять грамматическую основу предложения; распознавать сказуемые, выраженные именами су- ществительными, прилагательными. Ознакомление с правилом постановки тире в предложениях с подлежащим и сказуемым,выраженными именами существит в именительном  падеже. Формирование пунктуацион зоркости учащихся: умения постановки тире между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существит в  именительном падеже. Развитие речи учащихся
§19.Упр. 143 –вычленение подлежащих; анализ теоретического материала о подлежащем нас.77; упр.144вычленение грамм-матической основы; анализ теоретического материала о сказуемом на с. 77,78; упр. 145 — анализ текста; вычленение грамматиче-ской основы; упр. 146 – анализ предложений с тире между подлежащим и сказуемым; упр. 149, 150 - на Национальном образов портале; упр. 147 (устно) -анализ текстов и предложений со ска-зуемыми, выраженными разными способами; упр. 148 - анализ текста; подготовка к сочинению «Близкие наши соседи»; начало работы над ним
§19Упр.148– закончить сочи-нение «Близкие наши соседи»
24
Правописание
-тся и-ться
в глаголах
Актуализация знаний учащихся о правописании –тся и –ться в глаголах. Закрепление навыка правильного написания –тся и -ться в глаголах. Совершенствование речевой культуры учащихся, навыка сочинения текста-повествования. Развитие речи учащихся
§20.Упр. 151 (устно) - анализ материала для наблюдения и алгоритма; устное сообщение; упр. 152 –разграничение произнесе-ния и написания; упр. 153(уст-но), 154, 156 (зад 1) – под комментарий; упр. 156 (зад 2) — мини-сочинение; упр. 157 - тест на Национальном образова-тельном портале
§20Упр155
25
Правописание личных окон-чаний глаголов
Актуализация знаний учащихся о пра-вописании безударных гласных в личных окончаниях глаголов. Совершенствование навыка правильного написания безударных гласных в личных окончаниях глаголов. Совершенствование орфографической зоркости, речевых умений и навыков учащихся.Развитие речи учащихся
§ 21.Упр. 158 (устно) -повторение спряжения; устное сообщение на основе материала табли-чек; упр.159, 160–коллективное выполнение; упр. 162, 163 - на Национальном образоват портале
§21 Упр.161
26
Второстепенныечлены предло-жения. Дополнение
Ознакомление  понятиями второстепенные члены предложения, распространенные, нераспро-страненные    члены предложения, дополнение. Формирование умений обнаруживать в предложении дополнения, определять их роль в тексте. Совершенствование умения конструировать предложения на заданную тему. Совершенств орфографич зоркости, речевых умений и навык учащихся.Развитие речи учащихся
§22.Упр.164–анализ ма-териала для наблюдений; ознакомление с теорети-ческим материалом на с. 85; упр. 165 – конструи-рование распространенных предложений; упр. 166 - анализ предложений;
ознакомление с правилом на с. 86; упр.167, 168-распространение предложе-ний; упр.169-вычленение дополнений
§22 Упр.170
27
Определение как второстепенный член предложе-ния
Ознакомление с понятием определение. Формирование умений обнаруживать в предложении определения; разграничивать второстепенные члены предложения; устанавливать роль определения в тексте; создавать собственный текст—портретное описание. Совершенствование орфографической зоркости учащихся. Развитие речи учащихся: сочинение- портретное описание друга или литературного персонажа
§22.Упр.171-анализ мате-риала для наблюдений; ознакомление с правилом на с.88; упр. 172 - под комментарий; упр. 173 (задания 1, 2) - анализ роли определений в тексте-описании; упр. 174 – сочи-нение - портретное описан
§22. Мини- сочинение
«Мой портрет» (портретное описание себя)
28
Обстоятельство как второстепен-ный член предложения
Ознакомление с понятиями обстоятельство, наречие. Формирование умений обнаруживать в предложении обстоятельства; определять способ их выражения; разграничивать второстепенные члены предложения; определять роль второстепенных членов предложения в текстах разных типов          речи. Совершенствование умения находить в предложениях дополнение и определение. Совершенствование орфографической зоркости, правописных и речевых умений и навыков учащихся
§22.Упр. 175 (устно) — анализ материала для наблюдения обстоятель-ства и способов его выражения (именем су-ществительным, наречием); работа с теоретическим материалом на с.90;упр. 176-под комментарий; упр. 178 – устное сообщение на основе таблицы; упр. 179, 180 - на Национальн образов портале; упр.181-синт разбор предложения
§22. Упр177
29
Однородные члены предложения
Актуализация, закрепление ирасши-рениезнанийучащихсяопредложенияхсоднороднымичленами.Формирование умений осмысленно употреблятьводнородномрядулогически сопоста-вимые слова; правильно определять син-таксическую роль однородных членов предложения;пунктуационнооформлятьпредложениясоднородными членами; строить ихсхемы.Формирование пунктуационной зоркостиучащихся.
Совершенствование речевой культуры и развитие речи учащихся
§23.Упр.182анализ
материала для наблю-дений; ознакомление справилом на с.93;упр. 183 -обнаружение иразборпредложенийсод-нородными членами; ознакомление справи-лом на с.94;упр. 184, 185
§23 Упр 186
30
Обобщающие слова при одно-родных членах
Ознакомление с предложениями, име-ющими обобщающее слово при одно- родных членах, правилом постановки знаков препинания в данных предложениях. Формирование умений осмысленно употреблять обобщающие слова при однородных членах предложения; правильно определять синтаксическую роль обобщающих слов и однородных членов предложения при них; пунктуационно оформлять предложения с обобщающими словами при однородных членах; с помощью схем объяснять постановку знаков препинания. Совершенствование пунктуационной зоркости учащихся.Расширение словаря и совершенств речевой культуры. Развит речи учащихся
§23.Упр.187-подбор обоб-щающих слов; ознаком-ление с правилом на с. 96; упр.188-синтаксическая роль обобщающих слов; по-строение схем предло-жений; упр. 189 (зад 1), 190,191 (тест) и 192 (тренажер) - на Национальном образова-тельном портале
§23Упр.189
(задания 2,3)
31
Сочинение- опи-сание по картине
В. Юшкевича
«Волшебное утро»
Языковое и речевое развитие учащихся. Формиро-вание умения создавать текст-описание природы по картине. Проверка уровня сформированности речевых и правописных умений и на-выков. Расширение кругозора учащихся
§23Упр.193(задание1) –анализ текста; упр.193 (зад2 - анализ картины, подготовка к сочинению; сочинение-описание
Придумать 3 предложения с обобщающими словами на тему «Первый снег»; ра-зобрать их по членам предложе-ния, построить схемы
32
Обращение. Знаки препина-ния при обраще-нии
Ознакомление с понятием обращение; элементарными способами выражения обращения; использованием обращения в письменной и устной речи. Формирование умений видеть обращения; выделять их знаками препинания; отличать от членов предложения; использовать в диалоге и монологе для называния адресата речи, выражения оценки, установления контакта (в соответствии с правилами этикета)
§24.Упр.194- анализ ма-териала для наблюдения; ознакомление с правилом на с.99; упр.195-выявление роли обращения; работа над речевым этикетом; упр.196-конструирование предложений по схемам; анализ теоретического материала на с.99—100;
упр.197–комментированное письмо; упр. 199, 200 - на Национальном образовательном портале
§24.Упр. 198 - сочинить электрон-ное письмо или sms- сообщение другу (подруге). Ответить на вопросы рубрики
«Проверяем себя» на с.100
33
Строение сложного предложения
Ознакомление с понятием сложное предложение, с осложными предложениями, части которых связаны союзами и без союзов. Формирование умений определять грамматические основы простых преложений в составе сложного; разграничивать предложения по количеству грамматических основ (простые и сложные); конструировать сложные предложения
§25.Упр.201- анализ материала для наблюдения; ознакомление с теоретиче- ским материалом на с.101; упр. 202 — анализ схемы; устное сообщение; упр. 203, 204, 205 (тренажер) — решение пунктуационных задач
§25.Упр. 206
(на Национальном образовательном портале). Ответить на вопросы рубрики «Проверяем себя» нас. 108
34
Подробное изложение текста-повествования
Языковое и речевое развитие учащихся.Проверка уровня сформированности у учащихся умения воспроизводить текст; сохранять авторские языковые средства простых предложениях с однородными членами и  в сложных предложениях)
§25Упр. 207 — текст для изложения
§25. Повторить словарные сло-ва; подготовить ответы на вопросы рубрики «Проверяем себя» на с.108
35
Предложения  с прямой речью
Ознакомление с понятием прямая речь, построением и пунктуационным оформлением предложений с прямой речью, их назначением в художественном тексте. Формирование навыков разграничения слов автора и прямой речи; ин- тонирования предложений с прямой речью; пунктуационного оформления предложений с прямой речью, стоящей после слов автора. Совершенствование пунктуационной зоркости учащихся
§26.Упр.208 –анализ материала для наблюде-ния; ознакомление с теоретическим материа-лом на с.104; упр.209-интонирование, анализ пунктуации, построение схем предложений; ра-бота с таблицей; устное сообщение; конструиро-вание предложений по схемам, данным в таб-лице; упр.210-под коммен-тарий
§26.Упр.209-придумать 5 предложений по схемам, данным в таблице
36
Знаки пре-пинания при прямой речи
Формирование навыков постановки знаков препинания при прямой речи передсловамиавтора;конструированияиупотреблениявсобственныхтекстахпредложенийспрямойречью.Совершен-ствование пунктуационной зоркости учащихся. Закрепление и обобщение изученного материалаословосочетанииипредложении.Подготовка к контроль-номудиктанту с грамматическим заданием
§26.Упр. 211-анализ материала для наблюде-ния; упр.212–инто-нирование, анализ пунк-туации, построение схем; работа с таблицей и теоретическим мате- риалом под ней на с. 106; устное сообщение; упр.212-объяснение пунктуации с помощью схем; упр.213–самостоятельная работа; упр. 215, 216 - на Нацио- нальном образовательном портале
§26. Упр.214
Ответить на вопро-сы рубрики «Прове-ряем себя» на с. 107.

37
Контрольный диктант с грамматичес-ким заданием
Проверка уровня сформированности у учащихся орфографических и пунктуационных навыков; умений и навыков выполнения грамматического задания

Повторить словарные слова
(см. с. 3—107)
Текст (6 ч)
38
Понятие о тек-сте. Основные признаки текста
Анализ контрольного диктанта с грамматическим заданием. Актуализация и расширение знаний учащихся о тексте, теме, основной мысли и заголовке текста. Ознакомление с понятием текст и его основными признаками (единство темы и основной мысли, связность, последовательность, завершенность). Формирование умений определять и доказывать наличие в тексте его ос-новных признаков. Совершенствование аналитических и речевых умений и навыков учащихся
Словарный диктант. §27, 28.Ознакомление с теорети-ческим материа-лом  .108; упр. 217 – анализ текста; создание собственного текста-рассуждения; упр. 218-221 (задание1) – анализ текстов, работа над выяв-лением основных при-знаков текста
§27, 28Упр. 221 (задание 2)
39
Виды связи предложений  в тексте

Ознакомление с видами и средствами цепной и параллельной связи предложений в тексте. Формирование умения выявлять признаки текста, виды и средства связи между предложениями
§29. Ознакомление с теоретическим материалом на с. 111-112; упр. 222 - анализ текста; ознакомле-ние с теоретическим материалом на с. 112-113; упр.223 (зад1) –анализ текста; упр. 224 (зад 1, 2) - подгот к изложению
§ 29 упр. 224 (зад 1, 2)
40
Подробное изложение
«В поисках жилья»
Языковое и речевое развитие учащихся. Проверка уровня сформированности у учащихся умения воспроизводить текст близко к авторскому
Упр. 224 (задание 3) — работа над изложением
§ 29 Упр223
(задание 2)
41
Как строится текст. Типы речи. Повество-вание
Анализ подробного изложения «В поисках жилья». Актуализация и расширение знаний учащихся о типах речи. Ознакомление с понятием типы речи (повествование, описание, рассуждение), структурой и композиционной схемой текста-повествования. Формирование умений определять тип речи текста-повествования; составлять композиционную схему текста-повествования; определять значение и роль каждой части в тексте; пересказывать текст по схеме и создавать тексты-повествования. Совершенствование аналитических и речевых умений и навыков учащихся
§ 30.Упр. 225 - анализ текста, определение его структуры; ознакомление с теоретическими сведениями на с.115; упр.226-228-анализ текстов, их компо-зиции; составление плана и схемы текста; устное изложение
§30 Упр 238
42,43
Описание и рассуждение как типы речи
Актуализация и расширение знаний учащихся об описании и рассуждении как типах речи. Ознакомление со структурой и композиционной схемой текстов-описаний и текстов-рассуждений. Формирование умений определять тип речи текста-описания, текста-рассуждения; составлять композиционные схемы текстов; определять значение и роль каждой части в тексте; переска- зывать текст по схеме; создавать собственные тексты-описания и тексты- рассуждения. Совершенствование аналитических и речевых умений и навыков учащихся
§30.Ознакомление с теоре-тическими сведениями на с.118; упр. 229,230 –анализ текстов, деление их на части; составление плана и композиционных схем текстов-описаний; ознаком-ление с теоретическими сведениями на с. 121; упр.235,236 – анализ текстов-рассуждений, сос-тавление их композиционных схем
§30 Упр 237
44
Сочинение- описание по картине В. Жол-ток «Колоколь-чики лесные»
Языковое и речевое развитие учащихся. Формирование умения составлять композиционную схему текста-описания, определяя значение и роль каждой части в тексте; создавать текст-описание по картине. Проверка уровня сформированности у учащихся правописных и речевых умений и навыков
§30.Упр. 231-233 (уст-но) - подготовка к сочинению; упр. 234 - сочинение
§30Упр.239.
Ответить на3вопроса рубрики «Проверяем себя» на с.128

Фонетика (6 ч)
45
Звуки речи и буквы
Ознакомление учащихся с понятиями фонетика, графика, орфоэпия, орфоэпическая норма, орфографическая норма. Актуализация, закрепление и углубление знаний учащихся о звуках речи и буквах. Формирование умения выбирать словарь (орфографический, орфоэпический) и мотивации обращения к словарям. Совершенствование умения определять в словах смыслоразличительную функцию звуков речи. Совершенствование произносительных навыков учащихся. Закрепление навыков различения буквы и звука речи.
§ 31.Упр.240 – анализ со-держания текста; озна-комление с теоретическим материалом на с.125; упр.241-243- работа над навыком разграничения буквы и звука речи (ана- лиз текстов); упр.244-работа над смыслораз-личительной функцией звуков речи; упр. 246 (устно); ознакомление с теоретическим материалом на с.127; приложение к учебному пособию на с.139-141 – словарная работа
§31 Упр. 245
(по образцу в упр. 244)
46
Гласные и сог-ласные звуки речи. Алфавит
Актуализация, расширение и закрепление знаний учащихся о звуках речи, алфавите и его предназначении. Углубление знаний учащихся о гласных звуках речи. Формирование умения определять звуки речи, обозначаемые на письме одинаковыми буквами. Совершенствование навыков определения звуков речи и обозначения их на письме; произношения гласных после твердых и мягких согласных. Повторение алфавита. Совершенствования навыка расположения слов по алфавиту
§ 32. Упр. 247 - наблюде- ние за ролью гласных и со- гласных звуков речи; упр. 248 (устно) - анализ схемы, устное сообщение; упр. 249 — анализ роли гласных в словах; анализ таблицы на с. 129;упр. 250 - анализ схем, подбор слов к схемам; чтение теорети-ческого материа-ланас.129; упр.251-под комментарий; упр. 252 – повторение алфавита
§32Упр. 253
(задание 1) — расположить по алфавиту книги
47
Сжатое изло- жение «Реветь белугой»
Ознакомление с понятиями озвончение и оглушение согласных, случаями обозначения на письме одного звука несколькими буквами. Формирование умений распознавать случаи оглушения и озвончения со- гласных, грамотно писать слова с названными фонетическими процессами и слова, в которых звук обозначается на письме несколькими буквами (щ, сч, зч, тс, тьс, ц и др.).Совершен-ствование навыков произношения и правописания слов с буквенными сочетаниями, обозначающими разные звуки.
Совершенствование произносительных и речевых навыков учащихся
§ 32. Упр. 253 (задания 2, 3) — повторение классификации соглас-ных звуков (работа с «подсказкой»; анализ таблицы); чтение тео-ретического материала на с. 131; упр. 254 — под комментарий; упр. 255 анализ примеров оглушения и озвон-чения; ознакомление с теоретическим материа-лом на с. 132; упр. 256 -распределение слов по столбикам (озвончение — оглушение); ознакомление с теоре-тическим материалом  на с. 133; упр. 258
§32.Упр. 262
перевод слов
с белорусского
языка на русский
48
Обозначение мягкости согласных на письме. Двойная роль букв е, ё, ю, я
Актуализация, расширение и закрепление знаний учащихся об обозначении мягкости согласных на письме; о двойной роли букв е, ё, ю, я. Ознакомление с условиями обозначения мягкости согласных на письме, по- рядком фонетического разбора. Совершенствование и закрепление навыков правописания и произношения буквенных сочетаний чк, чн, чт, нч, нщ, щн, рщ. Совершенствование умений определять роль букв е, ё, ю, я в словах, производить фонетический разбор.  Фор-мирование умения фиксировать роль букв е, ё, ю, я в фонетическом разборе слова. Совер-шенствование произносительных и речевых умений и навыков учащихся
Учебное пособие: ч. 2. § 1.
Упр. 1, 2 наблюдение над материалом упражнений (устно);
ознакомление с теоре-тиче-ским материалом о буквах, сигнализиру-ющих о мягкости согласных; правописа- нии буквенных соче-таний с шипящими; хо-ровое проговаривание и запоминание «под-сказок» о правописании буквы ь; анализ схемы «Двойная роль  букв е, ё, ю, я»; устное сообщение;
ознакомление с фоне-тическим разбором слова моя (см. § 2);
подбор и фонети-ческий разбор 3—4 слов с буквами е, ё, ю, я, обозначающими 1 и 2 звука
§ 1.Упр. 9 (1—4) —
подготовленный диктант
49
Слог. Правила переноса слов. Ударение.
Актуализация и расширение знаний учащихся об ударении и переносе слов. Ознакомление с правилами переноса слов по слогам, основными отличительными особенностями ударения: разноместностью и подвижностью. Формирование навыков разграничения переноса и деления слова на слоги, правильного переноса слов; постановки ударения в слове; произношения слова. Закреп-ление изученного материала по фонетике.
Подготовка к контрольному изложению
§2. Упр. 1 — на-блюдение над мате-риалом (деление на слоги);  ознакомление с правилом деления слова на слоги; деление слов на слоги; ознакомление с правилами переноса слов; деление слов для переноса и на слоги (сопоставление); чтение теоретического ма- териала об ударении; наблюдение за ролью ударения в словах стихотворного текста;
Выполнение фонетиче-ского разбора
§2. Упр. 14.
Ответить
на вопросы
рубрики
«Проверяем
себя» на с. 11
50,51
Контрольное подробное изложение
Развитие связной речи учащихся. Проверка уровня сформированности у учащихся речевых и правописных умений и навыков


Орфография (35 ч)
52
Правописание проверяемых безударных гласных в кор- не слова
Анализ контрольного подробного из- ложения.Ознакомление с понятиями орфогра- фия, орфограмма. Актуализация и углубление знаний учащихся о проверяемой и непроверяемой орфограмме в корне слова; спо- собах проверки безударных гласных в корне слова. Формирование умений видеть орфо- грамму в слове; соблюдать орфографическую норму.Совершенствование навыков опреде- ления корня слова, разграничения од- нокоренных слов и форм  одного слова
Словарный диктант.
§3
§ 3.Упр. 17 (устно); 22
53
Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова
Закрепление умений видеть орфограмму в слове; использовать разные способы для проверки гласной в корне слова с учетом общего лексического значения слов
§3
§ 3.Упр. 25 (2, 3).
Подготовиться к словарному диктанту
54
Правописание проверяемых согласных
в корне слова
Актуализация, расширение и закрепление знаний учащихся о правописа- нии проверяемых согласных в корне слова, способах их проверки. Формирование умения проверять согласный не только гласной после нее, но и сонорными л, м, н, р, й и в (дуб — дубрава, повёз повезли, книжка книжный, властный — властвовать). Закрепление и совершенствование навыка проверки проверяемых согласных в корне слова, орфографической зоркости учащихся
§4
§ 4.Упр. 31
55
Правописание непроверяемых согласных в корне слова
Актуализация, расширение и закре- пление знаний учащихся о правописа- нии непроверяемых и двойных соглас- ных в корне слова. Совершенствование навыка разграни- чения случаев употребления двойных согласных в одной и в разных частях слова.
Закрепление и совершенствование на- выка правописания непроверяемых со- гласных в корне слова. Совершенствование орфографи-ческой зоркости учащихся
§4
§ 4.Упр. 36 (устно) — подготовленный
словарный
диктант
56
Проверяемые безударные глас-ные в па-деж-ных окончаниях имен существи-тельных
Актуализация, углубление и закрепление знаний учащихся о склонении су- ществительного. Ознакомление с правилом написания гласной в окончаниях существительных на -ий, -ия, -ие. Формирование навыка проверки безударных гласных в разных частях слова, в частности в окончаниях.Формирование навыка написания гласной в окончаниях существительных на -ий, -ия, -ие. Закрепление навыка правописания безударных гласных в падежных  окончаниях существительных
§5
§ 5.Упр. 45
57
Правописание безударных гласных в окончаниях имен прилага- тельных
Повторение склонений и падежей. Совершен-ствование и закрепление навыков правописания безударных гласных в падежных окончаниях существительных и прилагательных. Совер-шенствование орфографической зоркости, речевых умений и навыков учащихся
§5
§ 5.Упр. 52
(устно) — письмо по памяти
58
Правописание гласных в при- ставках
Актуализация и углубление знаний учащихся о правописании гласных в приставках. Фор-мирование навыка определения условий правописания и способов проверки написания гласных в приставках. Закрепление навыка правописания гласных в приставках.Совер-шенствование правописных умений и навыков учащихся
§6
§ 6.Упр. 59
59,60
Сочинение по картине И. Грабаря «Фев-ральская лазурь»
Языковое и речевое развитие учащихся. Фор-мирование умения создавать текст описание природы по картине. Проверка уровня сформированности у учащихся речевых и правописных умений и навыков.
Расширение кругозора учащихся
§6
§ 6.Упр. 58
(устно) —
письмо по памяти
61
Правописание букв з и с на конце приставок
Ознакомление с правилом правописания приставок, оканчивающихся на з и с. Формирование навыка правописания з и с на конце приставок. Закрепление навыка правописания приставки с-. Совершен-ствование правописных и аналитических умений и навыков, орфографической зоркости учащихся
§7
§ 7.Упр. 69
62
Буквы з—с на конце приста- вок. Сочинение «Вид из окна комнаты»
Совершенствование навыка правописания согласных з—с на конце приставок. Формирование умения создавать текст-описание «Вид из окна комнаты».Совер-шенствование орфографической зоркости, правописных и речевых умений и навыков учащихся. Развитие наблюдательности.Рас-ширение лексикона и развитие связной речи учащихся
§7
§ 7.Упр. 71 (3) —
Закончить работу над сочинением
(отредактировать текст)
63
Правописание ы, и после приста-вок на соглас-ный
Ознакомление с правилом правописания ы, и после приставок, оканчивающихся на согласный, с исключением из правила взимать, взимание. Формирование навыка правописания ы, и после приставок, оканчивающихся на согласный. Совер-шенствование орфографической зоркости, правописных и речевых умений и навыков учащихся
§8
§ 8.Упр. 77
64
Сочинение –опи-сание восприя-тия «Вальса» Г. Свиридова
Языковое и речевое развитие учащихся. Фор-мирование умения создавать текст — описание восприятия музыкального произведения. Проверка уровня сфор-мированности у учащихся речевых и правописных умений и навыков. Расширение кругозора учащихся
§8
§ 8.Упр. 78
(устно) — письмо по памяти
65
Контрольный диктант
с грамматиче-ским заданием
Проверка уровня сформированности у учащихся правописных умений и навыков, навыков выполнения грамматического задания


66
Правописание о, ё после ши- пящих в корне слова
Ознакомление с правилом правописания о, ё после шипящих в корне слова. Формирование навыка правописания названной орфограммы.
Совершенствование орфографической зоркости, правописных и речевых умений и навыков учащихся
§9
§ 9.Упр. 84 (4) —
выучить
правописание
всех слов
67
Буквы о, ё пос-ле шипящих в корнях ино- язычных слов
Расширение знаний учащихся о правописании о, ё после шипящих в корне слова. Совершен-ствование навыка правописания гласных о, ё после шипящих в корне слова. Совершенствование орфографической зоркости, правописных и речевых уме- ний и навыков учащихся. Развитие связной речи учащихся: подготовка к написанию сочинения опи- сания синицы
§9
§ 9.Упр. 88 (1—3)
68,69
Сочинение по картине В. Вас-нецова «Снегу-рочка»
Языковое и речевое развитие учащихся.Форми-рование умения создавать текст — описание картины. Совершенствование умения создавать тексты-описания, описывать человека (героиню картины), создавать текст по воображению. Проверка уровня сформированности у учащихся речевых и правописных умений и навыков. Расширение кругозора учащихся
§12 (материал упражне-ний для подготовки к написанию сочинения по картине)
§ 9.Упр. 88 (4)
70
Правописание о, е после шипя-щих и ц в окон-чаниях имен су-ществительных и имен прила- гательных
Ознакомление учащихся с правилом правописания о, е после шипящих и ц в окончаниях существительных и при- лагательных. Формирование навыка правописания названной орфограммы. Совер-шенствование орфографической зоркости, правописных и речевых уме-ний и навыков учащихся
§10
§ 10.Упр. 96 (уст-но) — под-
готовленный
диктант
71
Подготовленный диктант «Наз-вания птиц» (с грамматическим заданием)
Проверка уровня сформированности у учащихся навыков самостоятельной работы с текстом, его орфографическим и пунктуационным оформлением. Проверка уровня сформированности у учащихся навыков правописания гласных после шипящих и ц, выполнения грамматического задания; орфографических и пунктуационных навыков
§10
§ 10.Упр. 95
72
Гласные о, е после шипящих и ц в суффиксах имен существи-тельных и имен прилагательных
Ознакомление учащихся с правилом правописания о, е после шипящих и ц в суффиксах существительных и при- лагательных. Формирование навыка правописания названной орфограммы. Совер-шенствование орфографической зоркости, правописных и речевых умений и навыков учащихся
§11
§ 11.Упр. 101
73
Сжатое изложе-ние «Камышев-ка»
Совершенствование умений учащихся анализировать текст, сжато передавать содержание текста, сохраняя авторский стиль.
Развитие связной речи учащихся. Проверка уровня сформированности у учащихся речевых и правописных умений и навыков
§11
§ 11.Упр. 104
74
Правописание гласных о—а в корне с чередо-ванием -гор-//
-гар-
Ознакомление с правилом написания корня -гор-//-гар- с чередующимися гласными о—а.
Формирование навыка правописания корня -гор-//-гар- с чередующимися гласными о—а.
Совершенствование аналитических, правопис-ных и речевых умений и навыков учащихся. Расширение кругозора и словарного запаса учащихся
§12
§ 12.Упр. 111 (уст-
но) — под-
готовленный
диктант
75
Правописание гласных о—а в корне с чередо-ванием -зор-//
-зар-
Ознакомление с правилом написания корня -зор-//-зар- с чередующимися гласными о—а.
Формирование навыка правописания корня зор-//-зар- с чередующимися гласными о—а.
Совершенствование аналитических, право-писных и речевых умений и навыков учащихся. Расширение кругозора и словарного запаса учащихся
§12
§ 12.Упр. 117 (3);
118 (устно) —
письмо по памяти
76
Правописание гласных о—а в корне с чередо-ванием -клон-//
-клан-
Ознакомление с правилом написания корня -клон-//-клан- с чередующимися гласными о—а. Формирование навыка правописания корня -клон-//-клан- с чередующи- мися гласными о—а. Совершенствование аналитических, правописных и речевых умений и навыков учащихся.Расширение кругозора и словарного запаса учащихся
§12
§ 12. Упр. 122
77
Правописание гласных в корнях -гор-//     -гар-, -зор-//-зар-
-клон-//-клан
Закрепление и проверка уровня сфор- мированности у учащихся навыка пра- вописания корней с чередующимися гласными о—а (-гор-//-гар-, -клон- //-клан-, -зор-//-зар-). Совершенствование аналитических, правописных и речевых умений и навыков, орфографической и пунктуационной зоркости учащихся.
§12
§ 12.Упр. 124 (уст-
но) — выучить
подсказку.

78
Правописание гласных о—а в корне с чередо-ванием -лаг-//
-лож-
Анализ контрольного диктанта с грам- матическим заданием. Ознакомление с правилом  правописания гласных о—а в корне с чередованием -лаг-//-лож-. Формирование навыка правописания корня -лаг-//-лож- с чередующимися гласными о—а. Совер-шенствование аналитических, правописных и речевых умений и навыков, орфографической и пунктуационной зоркости учащихся
§13
§ 13.Упр. 134
79
Правописание гласных о—а в корне с чередо-ванием -раст-
(-ращ-)// -рос-
Ознакомление с правилом правопи- сания гласных о—а в корне -раст- (-ращ-)//-рос-.
Формирование навыка правописания корня -раст-(-ращ-)//-рос- с чере- дующимися гласными о—а. Совершенствование аналити-ческих, правописных и речевых умений и на- выков, орфографической и пунктуационной зоркости учащихся
§13
§ 13.Упр. 142 (уст-
но) — под-
готовленный
диктант
80
Буквы о—а в корнях с чередо-ванием
-лаг-//-лож-,
 -раст-(-ращ-)//
-рос-
Совершенствование и закрепление навыков правописания гласных о—а в корнях с чередованием -лаг-//-лож-, -раст-(-ращ-)//-рос-. Совершенствование аналитических, правописных и речевых умений и навыков, орфографической и пунктуационной зоркости учащихся
§13
§ 13. Упр. 132 (3)
(устно)
81
Правописание гласных о—а в корне с чередо-ванием
-кас-//-кос-
Ознакомление с правилом правописания гласных о—а в корне с чередованием -кас-//-кос-. Формирование навыка правописания гласных о—а в корне с чередованием -кас-//-кос-. Совершенствование аналитических, правописных и речевых умений и навыков, орфографической и пунктуационной зоркости у
§14
§ 14.Упр. 144 (уст-
но) — письмо
по памяти
82
Буквы о—а в корне с че- редованием
-кас-//-кос-
Совершенствование и закрепление навыка правописания гласных о—а в корне с чередованием -кас-//-кос-. Закрепление навыка правописания гласных о—а в корнях с чередованием. Совершенствование аналити-ческих, правописных и речевых умений и на- выков, орфографической и пунктуационной зоркости учащихся
§14
§ 14.Упр. 149 (4)
83
Правописание корней с че- редующимися гласными е—и
Ознакомление с правилом правописания корней с чередованием е—и. Формирование навыка правописания корней -бер-//-бир-, -блест-// -блист-, -дер-//-дир-, -мер-//-мир-, -жег-//-жиг-,  -пер-//-пир-, -тер-// -тир-,  -стел-//-стил-, -чет-// -чит-. Совершенствование аналитических, правописных и речевых умений и навыков, орфографической и пунктуационной зоркости учащихся
§15
§ 15.Упр. 153
(предложения 6—11)
84
Корни с чере- дующимися гласными е-и
Совершенствование и закрепление навыков правописания гласных в корнях с чередованием -бер-//-бир-, -блест- //-блист-, -дер-//-дир-, -мер-//-мир-, -жег-//-жиг-, -пер-//-пир-, -тер-//-тир-,  -стел-//-стил-, -чет- //-чит-; разграничения орфограмм проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова. Совер-шенствование аналитических, правописных и речевых умений и навыков, орфографической и пунктуационной зоркости учащихся
§ 15
§ 15.Упр. 155 — закончить работу,
начатую в классе
85
Правописание
и, ы после ц
Ознакомление с правилом написания и, ы после ц. Формирование навыков видения ор- фограммы и правописания и, ы пос- ле ц.
Совершенствование аналитических, правопис-ных и речевых умений и навыков, орфографической и пунктуационной зоркости учащихся
§16
§ 16.Упр. 163
86
Правописание буквы ь после шипящих
Актуализация, систематизация, расширение и закрепление знаний учащихся о правописании ь после шипящих.Формирование навыка правописания ь после шипящих как показателя грамматической формы. Совершенствование аналитических, правописных и речевых умений и навыков, орфографической и пунктуационной зоркости учащихся
§17
§ 17.Упр. 173 (уст-
но) — письмо
по памяти
87
Буква ь после шипящих. Обобщение изученного по орфографии
Совершенствование и закрепление навыка правописания ь после шипящих. Проверка, обобщение и систематизация знаний учащихся по орфографии. Дополнительное рассмотрение орфографических правил, вызвавших затруднения у учащихся. Подготовка к контрольному подробному изложению
§17
§ 17.Упр. 172.
Ответить на
вопросы рубрики «Проверяем
себя» на с. 95
88,89
Контрольное подробное изложение
Развитие связной речи учащихся. Проверка уровня сформированности у учащихся речевых и правописных умений и навыков
§25.
Текст Г. Скребицкого

Лексика (12 ч)
90.91
Прямое и переносное значения слов. Толковые сло- вари
Анализ контрольного подробного из- ложения. Ознакомление с понятиями лексика, лексическое значение слова, прямое и переносное значение слова. Формирование умений определять лексическое значение слова, прямое и переносное значения слова; правильно употреблять слова в устной и пись- менной речи. Ознакомление с толковым словарем, понятием словарная  статья. Фор-мирование умений работы с толковым словарем; чтения словарной статьи в толковом словаре; нахождения в словаре нужного слова; правильно употреблять слова в устной и письменной речи
§18
§ 18.Упр. 182
92
Слово в толко- вом словаре
Закрепление и совершенствование умений работы с толковым словарем; чтения словарной статьи в толковом словаре; нахождения в словаре нужного слова; правильно употреблять слова в устной и письменной речи. Закрепление и совершенствование умения определять лексическое значение слова, прямое и переносное значения. Развитие речи учащихся, пополнение их словарного запаса
§18
§ 18.Упр. 178; 184
или 185 (по выбору)
93
Многозначные и однозначные слова
Ознакомление с понятиями однозначные слова, многозначные слова. Ознакомление на практическом уровне с омонимами. Форми-рование умений определения многозначного слова, различения многозначных слов и омонимов, правильного употребления многозначных слов в тексте.Формирование навыка работы с толковым словарем и словарной статьей в нем. Развитие речи учащихся, пополнение их словарного запаса
§19
§ 19.Упр. 191 или
192 (по выбору)
94
Синонимы. Словарь сино- нимов
Актуализация, расширение и закрепление знаний учащихся о синонимах. Ознакомление с речевыми функциями синонимов, со словарем синонимов и словарной статьей в нем. Формирование умений выявлять общее в лексическом значении слов-синонимов; пользоваться словарем синонимов; правильно использовать синонимы в речи как средство выразительности
§20
§ 20.Упр. 200
95
Синонимы в тексте. Мини-сочинение
«Весна в парке (в лесу)»
Закрепление и совершенствование умений выявлять общее в лексическом значении слов-синонимов; пользоваться словарем синонимов; правильно использовать синонимы в речи как средство выразительности. Формирование умения создавать тексты-описания с использованием в них синонимов. Развитие связной речи учащихся. Совершенствование речевых умений и навыков учащихся
§20
§ 20.Упр. 202 (уст-
но) — рассказ
о любимом
писателе
96
Антонимы. Словарь анто- нимов
Актуализация и расширение знаний учащихся об антонимах. Ознакомление с речевыми функциями антонимов, со словарем  антонимов и словарной статьей в нем. Формирование умений пользоваться словарем антонимов; употреблять антонимы в речи как средство выразительности
§21
§ 21.Упр. 212
97
Исконно рус- ские и заим- ствованные слова
Ознакомление с понятиями исконно русские слова, заимствованные слова, признаками заимствованных слов, этимологическим словарем, словарем иностранных слов. Форми-рование умений правильно и уместно употреблять заимствованные слова в общении, пользоваться словарем иностранных слов, этимологическим словарем.Совершен-ствование речевых умений и навыков учащихся
§22
§ 22.Упр. 222 (уст-
но) — подготов-ленный диктант
98
Общеупотреби-тельные слова. Профессиональ- ные слова и термины
Ознакомление с общеупотребительными, профессиональными словами и терминами.
Формирование навыков правильного использования в речи общеупотребительных слов; правильного и уместного употребления в речи профессиональных слов и терминов.
Совершенствование речевых умений и навыков учащихся
§23
§ 23.Упр. 220 (уст-
но) — письмо
по памяти
99
Устаревшие слова
Ознакомление с понятием устаревшие слова.
Ознакомление на практическом уровне с лексикой русского языка, вышедшей из употребления. Формирование умений уместно употреблять в речи устаревшие слова, находить их в толковых словарях и словарях устаревших слов. Совершенствование речевых умений и навыков. Развитие речи учащихся, пополнение их словарного запаса
§24
§ 24.Упр. 239 (уст-
но) — под-
готовленный
диктант
100
Неологизмы
Ознакомление с понятием неологизмы. Ознакомление на практическом уровне с новой лексикой русского языка неологизмами; условиями появления в языке новых слов. Формирование умения уместно употреблять в речи неологизмы. Совершенствование речевых умений и навыков.Развитие речи учащихся, пополнение их словарного запаса
§24
§ 24.Упр. 243
101
Фразеологи- ческие оборо- ты, их отличие от свободных словосочетаний
Актуализация, расширение и закрепление знаний учащихся о фразеологических оборотах. Ознакомление с устойчивыми образными выражениями как средством вы- разительности речи. Формирование умений разграничивать фразеологические обороты и свободные сочетания слов; грамотно ис- пользовать в речи устойчивые сочетания слов.
Совершенствование речевых умений и навы-ков. Развитие речи учащихся, пополнение их словарного запаса
§25
§ 25.Упр. 255 (уст-
но) — под-
готовленное
изложение
102
Устойчивые обороты слов и фразеологиче-ские словари
Совершенствование речевой культуры и расширение лексикона учащихся. Озна-комление с фразеологическим словарем и словарной статьей в нем. Формирование умений пользоваться фразеологическим словарем; правильно употреблять в речи фразеологизмы; находить их значение в фразеологических словарях.  Совершен-ствование речевых умений и навыков. Развитие речи учащихся, пополнение их словарного запаса
§25
§ 25.Упр. 254.
Ответить на
вопросы рубрики «Проверяем
себя» на с. 127
Повторение изученного в 5 классе (3 ч)
103
Повторение. Языковые нормы и каче- ства речи
Повторение основных признаков тек- ста, языковых норм и качеств речи, единиц синтаксиса. Закрепление навыков соблюдения норм языка; обнаружения случаев на- рушения языковых норм и исправле- ния ошибок. Совершенствование орфографической и пунктуационной зоркости, речевых и правописных умений и навыков уча- щихся
Словарный диктант
Упр. 265 (устно) — письмо по памяти
104
Повторение орфограмм, изученных в 5 классе
Повторение орфограмм, изученных в 5 классе. Закрепление навыков правописания изученных в 5 классе орфограмм.Повторение материала по фонетике и орфограмм, связанных с фонетикой. Совершенствование и закрепление речевых и орфографических навыков. Развитие связной речи учащихся: уст- ное изложение текста о васильках — символах Беларуси

Упр. 268 (устно) — подготовить пересказ текста
105
Повторение пунктограмм, изученных в 5 классе
Повторение пунктограмм, изученных в 5 классе.Закрепление навыков правописа- ния изученных в 5 классе пунктограмм. Повторение материала по фонетике и орфограмм, связанных с фонетикой. Совершенствование и закрепление речевых и орфографических навыков. Развитие связной речи учащихся: устное изложение текста о васильках — символах Беларуси




Комментариев нет:

Отправить комментарий