Имя прилагательное как часть речи


Урок русского языка в 6 классе
Тема: Имя прилагательное как часть речи.
Цель:                                    
*        Повторить и обобщить знания учащихся о имени прилагательном как части речи;
*        развивать умение распознавать имена прилагательные в речи на основе их смысловых, морфологических и синтаксических особенностей;
*        воспитывать любовь к природе.
Тип урока: урок повторения изученного материала в начальных классах.

имя  прилагательное.
- Я слово ищу необычное, звучное,
Особое, сильное, самое лучшее,
Короткое, длинное, красное, синее,
Неброское, яркое, очень красивое,
Оно уменьшительное или ласкательное,
А называют его…

Ход урока.
1.      Организационный момент. Психологический настрой.
- В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Сегодня я пришла к вам в класс со своим солнышком и хочу, чтобы каждый его лучик заглянул к нам в класс и не только обогрел нас, но и придал бы нам сил,  уверенности в знаниях, помог бы нашей работе на уроке.
2.       Сообщение темы и целей. Чтение эпиграфа.
-  Запишите дату. Прочитайте эпиграф и определите самостоятельно тему нашего урока…. Правильно. Тема нашего урока «Имя прилагательное как часть речи». Тема для вас не новая, так как вы с ней знакомились в начальных классах. Поэтому мы сегодня повторим уже известные вам сведения по теме урока и узнаем то, чего раньше не знали.
3.       Актуализация знаний учащихся
- Спишите эпиграф и назовите, пожалуйста, слова, которые, по вашему мнению, являются прилагательными. Почему? На какие вопросы отвечают все эти слова? Вспомните, что обозначают слова, которые отвечают на вопросы, какой?, какая?, какое?, какие? (признак предмета). Подчеркните в эпиграфе прилагательные как член предложения. Если они отвечают на вопрос (какой?), то они являются определениями.
Вывод. Итак, имя прилагательное - это часть речи, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?

- Цель нашего урока: «привести в систему знания о имени прилагательном как части речи; научиться распознавать имена прилагательные в речи на основе их смысловых, морфологических и синтаксических особенностей, а также вспомнить, что такое эпитет» .
4.                  Изучение нового материала.
- Проверим наши предположения. Откройте учебники на с.153, прочитайте правило в § 41 и скажите, что вы узнали новое об имени прилагательном то, о чем сегодня мы ещё с вами не упоминали. Вслух прочитает (…).
       5 . Закрепление изученного материала
- Работа с текстом
Перед вами на доске имеются два текста .Прочитайте два описания утра и ответьте на вопрос, описание  какого утра вам больше понравилось и почему?

Дети про себя читают тексты.
 Прочитайте тексты. Сравните.
Текст 1
      С утра небо ясно; заря не пылает пожаром: она разливается румянцем. Солнце мирно всплывает под тучкой, свежо просияет и погрузится в туман…
      Текст 2
  С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце - не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветливо- лучезарное - мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман.
                                                                                  И.С.Тургенев "Бежин луг"
     (Второе описание утра более точное, образное, детальное и красивое)

-Что помогает Тургеневу сделать утро таким привлекательным?

(Правильно, наличие большего числа прилагательных.
Имена прилагательные украшают нашу речь, делают ее более образной и привлекательной.)

- Давайте вспомним из литературы, как называется выразительное средство, с помощью которого можно создать яркую, эмоциональную картину?   (Эпитет)

- Найдите эпитеты во втором тексте и выпишите их. (кротким румянцем, Солнце - не огнистое, не раскаленное,  знойной засухи, не тускло-багровое, бурей, но светлое и приветливо- лучезарное солнце,  лиловый туман).
- Почему словосочетания раннее утро, утренняя заря, под узкой и длинной тучкой не является эпитетом?     ( показывают на характеристику  существительного по времени, по величине и форме)

- А теперь попробуем описать сегодняшнее утро или постараемся подобрать эпитеты к готовому тексту. Подумайте, какие прилагательные помогут вам? (на доске с обратной стороны)
                                             Зимнее  утро.
…утро. На …небе медленно плывут… облака…  … воздух морозен и свеж. Легко дышится на …воздухе.

(зимнее, холодное, сером, мрачном, белые, пушистые, темные, утренний, холодном, свежем)

- Словарная работа
(самостоятельно) Согласуйте имена прилагательные с именами существительными в роде, числе и падеже, раскрыв скобки. Помните, что помощниками в этом задании вам будут имена существительные. Тот, кто выполнит раньше всех, пойдет к доске и запишет правильные окончания в прилагательных.

(Новый)ые  проблемы, (тёмный)ыми  ночами, (чистый)ой  тряпкой, (душистый)ой  сирени, о (добрый)ой  подруге, (голубой)ые  васильки, (звонкий)ие  голоса.
- Всегда ли мы можем определить форму рода, числа и падежа имен прилагательных, и от чего это зависит?

Вывод: формы рода, числа имён прилагательных зависят от существительных. Существительные и прилагательные согласуются в роде, числе и падеже и это выражается окончаниями прилагательных, но во множественном числе имена прилагательные не различают рода.

6.      Физкультминутка
Встаем. Игра «Найди лишнее».
Вы должны хлопнуть в ладоши и топнуть ногами, если слово не подходит к данной группе, т.е. не является прилагательным.

- Представьте, что мы приходим на экскурсию во дворец прилагательных  и видим множество признаков: веселый, глупый, фиолетовый, птичка, ловкий, бегают, летают, умный, разноцветные, мальчики, девочки, играют, радостные.
Сядьте ровно, выпрямите спину, расправьте плечи.


Любопытная Варвара
Смотрит влево, смотрит вправо…
А потом опять вперед –
Тут немного отдохнет.
Теперь Варвара смотрит вверх!
Выше всех, все дальше вверх!
Возвращается обратно –
Расслабление приятно.
Шея не напряжена, а расслаблена.
А теперь посмотрим вниз –
Мышцы шеи напряглись!
Возвращаемся обратно –
Расслабление приятно.



7. Комментированное письмо (по учебнику)   Упр. 313 – читаем предложения, находим словосочетания «прил.+ сущ.», определяем, что обозначает прилагательное: признак предмета, явления или живого существа. Ставим словосочетание в начальную форму и записываем его в тетрадь. Прилагательное подчеркиваем как член предложения.

Пример: Душистой смолою пахнет бор.  «душистой смолою» - признак предмета, душистая смола.

8.Фонетический разбор
 [харош], [руский]
Здесь зашифрованы слова – прилагательные. Прочитайте и запишите без ошибок. Совпадает ли количество букв и звуков в словах

9. Устное упражнение Ребята, найдите нужное слово и запишите его. А помогут Вам прилагательные.
1. Серый, хищный, жадный... Волк
2. Рыжая, хитрая, ловкая... Лиса
3. Косой, слабый, трусливый... Заяц
4. Большой, косолапый... Медведь
5. Сухое, свежее, душистое... Сено
6. Дождливая, холодная... Погода
7. Серое, хмурое... Небо
8. Полосатый, сладкий, красный... Арбуз
9. Снежная, морозная... Зима
10. Зелёная, колючая, пушистая... Ель

10 . Контроль.
- Проведем мини-тест.
- Перед вами лежат листы. Прочитайте задание, найдите правильный ответ и отметьте его галочкой.
Мини-тест по теме: «Имя прилагательное».

1. Имя прилагательное обозначает:
а). предмет;
б). признак предмета;
в). действие предмета;
2. Имя прилагательное связано по смыслу:
а). с прилагательным;
б). с глаголом;
в). с существительным;
3. Имя прилагательное отвечает на вопросы:
а). что делает? что сделает?;
б). какой?, какая?, какое?, какие?
в). кто? что?
4. Имена прилагательные в предложении выступают в роли:
а). дополнения;
б). определения;
в). сказуемого;
г).обстоятельства;
д) подлежащего.

11. Итог урока.
- Подведём итог урока.
- Какую часть речи мы сегодня изучали? Что она обозначает? На какие вопросы отвечает? Какую роль имя прилагательное играет в нашей речи?

 (Для образности, яркости нашей речи, с помощью прилагательных можно у  существительных описать форму, цвет, вкус, величину и другие признаки.)
Мы говорили о имени прилагательном. А вот весёлое стихотворение, в котором имя прилагательное говорит о себе.
     С существительными подчас
Не жизнь, а просто скука.
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука.
Но если нас к ним приложить
Им веселее станет жить.



Очень занимательное –
Имя прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадёт оно.
Ну, представь-ка себе это:
Как без признаков предмета
Будем спорить, говорить,
Веселиться и шутить?
Что тогда получится?
Стоит разве мучиться?
Не скажем мы "прекрасное",
А скажем "безобразное".
Не скажем маме "милая,
Красивая, любимая".
Отцу и брату и сестре
Не сможем говорить нигде
Эти замечательные
При-ла-га-тель-ны-е
Чтобы всё отлично стало,
Разных признаков немало
Будем всюду замечать
И к месту в речи их вставлять.



10. Рефлексия
            Выберите, пожалуйста, то солнышко, которое соответствует вашему настроению и вашим полученным знаниям на уроке. Отметьте его плюсиком.

На уроке было интересно, тема понятна

На уроке было интересно, но тема не понятна
Скучно, не интересно и ничего не понятно
11.Выставление оценок. Мне очень понравилось, как вы работали на уроке. Особенно хочу отметить…, вы за урок получают…

12. Домашнее задание. §41, упр.315 (комментирование д/з




Комментариев нет:

Отправить комментарий