Урок русской литературы
в 7 классе
Мцыри – любимый идеал М.Ю.Лермонтова. Обучающее сочинение по поэме
«Мцыри»
Цели:
отрабатывать
умение составлять текст на данную тему, соблюдая структуру текста и точно
употребляя слова, умение последовательно строить свое высказывание, озаглавливать
текст, устанавливать связь между предложениями и между частями текста;
развивать орфографическую зоркость, творческое воображение, память, мышление, выразительность,
осознанность; способствовать на уроке эстетическому воспитанию учащихся. Ход урока
I. Реализация домашнего задания.
II. Обсуждение темы сочинения.
1. Слово учителя.
Сочинения-характеристики — наиболее распространенный
вид работы. Известно, что литература отражает действительность в художественных
образах. В центре литературного произведения почти всегда стоит человек —
мыслящий, чувствующий, тесно связанный с окружающим его миром. Образ выражает
определенную идею, придающую ему обобщающий смысл и типизирующее знания.
Наиболее полным бывает сочинение, в котором
анализируются приемы построения образа (персонажа): в процессе анализа,
опираясь на художественный текст, автор сочинения раскрывает существенные черты
героя, прибегая при этом к описанию, и к рассуждению, и к повествованию. Свои
суждения нужно строить, идя от фактов, эпизодов, доводов к обобщенным выводам,
к установлению внутренней связи между всеми качествами героя, их
взаимообусловленности и законности.
В сочинении-характеристике литературного героя
необходимо показать жизненные обстоятельства и условия, в которых он формировался
как представитель определенной среды, как личность. Социальная характеристика
персонажа включает в себя рассмотрение его взглядов, убеждений, идеалов,
нравственных принципов. Все эти и другие качества проявляются в словах и делах
человека, в его поступках, действиях, в конфликтных ситуациях, в отношении к
другим людям, в высказываниях о нем других персонажей.
Очень важно проследить эволюцию характера в
сюжетном развитии произведения, выявить идейный смысл образа (что в нем утверждается
или отрицается), а так же отношение автора к герою. Существенная сторона
характеристики — речь персонажа, в которой проявляется его неповторимая
индивидуальность. Характер героя раскрывается особенно отчетливо через монолог
или несобственно-прямую речь (от второго и третьего лица).
Следует
также проанализировать другие способы художественной обрисовки и приемы
создания образа (портрет, пейзажи, деталь, изобразительно выразительные
средства).
Немаловажное значение для полноты характеристики
имеет оценка героя в критике. Автор также может выразить свое отношение к
персонажу.
Единого подхода к анализу образа литературного
героя не может быть, так как приемы создания художественных образов у писателей
различны. Они зависят от задач, которые ставит перед собой писатель.
III. Составление плана характеристики Мцыри и его обсуждение.
Характеристика Мцыри.
I. Вступление. Поиски Лермонтовым идеального
героя-борца.
II. Основная часть. Мцыри как романтический герой.
1. Прошлое героя.
2. Монастырь как символ
неволи.
3. Основные черты характера
юноши.
а) окружающей обстановкой; картинами природы;
б) в исповеди-монологе;
в) через цепь поступков;
г) через художественные средства;
д) через эпиграф.
4. Внутренний мир героя;
его мечты о свободе, о родине, о доме.
5. Авторское отношение к
персонажу.
6. Белинский о Мцыри.
7. Чем мне близок Мцыри?
III. Какая общественная проблема привела автора к созданию подобного
образа?
IV. Написание вступительной части работы и ее обсуждение.
«Мцыри» - романтическая поэма Лермонтова. Сюжет
этого произведения, его идеал и композиция тесно связаны с образом главного
героя, с его стремлениями и переживаниями. Лермонтов ищет своего идеального
героя - борца и находит в образе Мцыри, в котором воплощает лучшие черты
передовых людей своего времени.
Домашнее задание.
Дописать
сочинение.
Комментариев нет:
Отправить комментарий