Мцыри – любимый идеал М.Ю.Лермонтова. Обучающее сочинение по поэме «Мцыри


 

Урок русской литературы в 7 классе

Мцыри – любимый идеал М.Ю.Лермонтова. Обучающее сочинение по поэме «Мцыри»

Цели: отрабатывать умение составлять текст на данную тему, соблюдая структуру текста и точно употребляя слова, умение последовательно строить свое высказывание, озаглавливать текст, устанавливать связь между предложениями и между частями текста; развивать орфографическую зоркость, творческое воображение, память, мышление, выразительность, осознанность; способствовать на уроке эстетическому воспитанию учащихся. Ход урока

I.  Реализация домашнего задания.

II.  Обсуждение темы сочинения.

1. Слово учителя.

Сочинения-характеристики — наиболее распространенный вид работы. Известно, что литература отражает действительность в художе­ственных образах. В центре литературного произведения почти всегда стоит человек — мыслящий, чувствующий, тесно связанный с окру­жающим его миром. Образ выражает определенную идею, придающую ему обобщающий смысл и типизирующее знания.

Наиболее полным бывает сочинение, в котором анализируются приемы построения образа (персонажа): в процессе анализа, опираясь на художественный текст, автор сочинения раскрывает существенные чер­ты героя, прибегая при этом к описанию, и к рассуждению, и к повест­вованию. Свои суждения нужно строить, идя от фактов, эпизодов, дово­дов к обобщенным выводам, к установлению внутренней связи между всеми качествами героя, их взаимообусловленности и законности.

В сочинении-характеристике литературного героя необходимо по­казать жизненные обстоятельства и условия, в которых он формиро­вался как представитель определенной среды, как личность. Социаль­ная характеристика персонажа включает в себя рассмотрение его взглядов, убеждений, идеалов, нравственных принципов. Все эти и другие качества проявляются в словах и делах человека, в его поступ­ках, действиях, в конфликтных ситуациях, в отношении к другим лю­дям, в высказываниях о нем других персонажей.

Очень важно проследить эволюцию характера в сюжетном разви­тии произведения, выявить идейный смысл образа (что в нем утвер­ждается или отрицается), а так же отношение автора к герою. Сущест­венная сторона характеристики — речь персонажа, в которой проявля­ется его неповторимая индивидуальность. Характер героя раскрывается особенно отчетливо через монолог или несобственно-прямую речь (от второго и третьего лица).

Следует также проанализировать другие способы художественной обрисовки и приемы создания образа (портрет, пейзажи, деталь, изо­бразительно выразительные средства).

Немаловажное значение для полноты характеристики имеет оценка героя в критике. Автор также может выразить свое отношение к персонажу.

Единого подхода к анализу образа литературного героя не может быть, так как приемы создания художественных образов у писателей различны. Они зависят от задач, которые ставит перед собой писатель.

III.  Составление плана характеристики Мцыри и его обсуждение.

Характеристика Мцыри.

I. Вступление. Поиски Лермонтовым идеального героя-борца.

II. Основная часть. Мцыри как романтический герой.

1. Прошлое героя.

2. Монастырь как символ неволи.

3. Основные черты характера юноши.

а)    окружающей обстановкой; картинами природы;

б)    в исповеди-монологе;

в)    через цепь поступков;

г)    через художественные средства;

д)    через эпиграф.

4. Внутренний мир героя; его мечты о свободе, о родине, о доме.

5. Авторское отношение к персонажу.

6. Белинский о Мцыри.

7. Чем мне близок Мцыри?

III.  Какая общественная проблема привела автора к созданию по­добного образа?

IV.  Написание вступительной части работы и ее обсуждение.

«Мцыри» - романтическая поэма Лермонтова. Сюжет этого про­изведения, его идеал и композиция тесно связаны с образом главного героя, с его стремлениями и переживаниями. Лермонтов ищет своего идеального героя - борца и находит в образе Мцыри, в котором во­площает лучшие черты передовых людей своего времени.

Домашнее задание.

Дописать сочинение.

Комментариев нет:

Отправить комментарий