Рефлексия как средство самооценки учащимися собственной деятельности и ее результатов

 

Рефлексия как средство самооценки учащимися собственной деятельности и ее результатов

Лаворенко Валентина Сергеевна,

учитель русского языка и литературы

ГУО «Кочищанская средняя школа Ельского района»

Рефлексия (лат.− обращение назад) - процесс самопознания учащимся внутреннего психологического состояния, а также осознание себя в деятельности. По итогам рефлексии обдумывается не только выполненная деятельность, но и выстраивается будущая.

Одним из принципов развивающего обучения является принцип активности и сознательности. Ученик может быть активен на уроке только тогда, когда он осознает цель учения, необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Потому считаю, что обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.

Слово рефлексия различные источники трактуют по-разному.

Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.

Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Каждый ребенок на уроке желает чувствовать себя любимым, успешным и нужным, и чтобы дать ему возможность почувствовать это и применяется рефлексия, которая способствует развитию в ученике трёх важных качеств человека: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности. Ведь именно рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю и самооценке, способствует развитию у учащихся критического мышления, а также направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного и обдуманного, понятого каждым. Цель её в том, чтобы ребенок не просто ушёл с урока с зафиксированным результатом, а выстроил смысловую цепочку, сравнил способы и методы, применяемые другими учащимися, со своими.

При взаимодействии с учащимися учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии. Исходя из функций рефлексии, существует следующая классификация:

по типу урока:

- после усвоения ЗУН;

- промежуточная;

- контрольная;

- итоговая.

по способам проведения:

- анкета, вопрос, таблица, ситуация и др.

по функции:

- личностная;

- интеллектуальная.

по содержанию:

- устная;

- письменная.

по форме деятельности:

- фронтальная;

- индивидуальная;

- групповая;

- коллективная.

по цели:

- эмоционального состояния;

- деятельности;

- содержания.

Основными видами рефлексии, чаще всего применяемыми учителями в своей практике, являются:

·         рефлексия настроения и эмоционального состояния;

·         рефлексия деятельности;

·         рефлексия содержания учебного материала.

В своём докладе я коснусь тех видов рефлексии, которые чаще всего применяю я на своих уроках.

Рефлексию настроения и эмоционального состояния я провожу как в начале урока, так и в конце деятельности.

В начале урока чаще всего использую такую рефлексию, как «Подари улыбку», во время которой рассказываю детям, что «Улыбка ничего не стоит, но много даёт. Она обогащает тех, кто её получает, не обедняя, при

этом, тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остаётся, порой, навсегда. Она создаёт счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности во взаимоотношениях и служит паролем для друзей».

Во время рефлексии «Дерево достижений» обращаю внимание детей на одинокое дерево без листьев. Предлагаю прикрепить на дерево листочки разных цветов, которые выражают различные желания детей по отношению к уроку.

Тех, кто выбрал зелёный листочек, - ожидает успех на сегодняшнем уроке.

Те, кто выбрал красный листочек, - желают общаться.

Те, кто выбрал желтый листочек, - проявят активность.

Те, кто выбрал синий листочек,  - будут настойчивы.

Чтобы урок прошел в дружеской атмосфере, предлагаю детям подарить друг другу «Частичку тепла»: для этого нужно потереть ладошки друг о дружку до теплого состояния. А затем прикоснуться к ладошкам товарища – подарить своё тепло и взять от него частичку тепла.

Удачно настраивает детей на работу на уроке и рефлексия «Цепочка пожеланий», во время которой учащиеся передают любой предмет друг другу и обращаются с пожеланиями к себе и другим по поводу предстоящей работы.

В конце урока предлагаю учащимся такие виды рефлексий, как «Радуга настроения», где каждый цвет радуги обозначает определенное настроение, «Три лица», «Яблоня настроения» с грустным и весёлым яблоками.

Рефлексия деятельности дает возможность учащимся осмыслить способы и приемы работы с учебным материалом и найти наиболее рациональные. Этот вид рефлексии приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии даёт возможность оценить активность каждого учащегося на разных этапах урока.

Я в своей работе применяю следующие рефлексии деятельности:

- «Фразеологизм» - нужно выбрать фразеологизм, который соответствует работе учащегося на уроке.

 - «Рефлексивная мишень» - нужно поставить + туда, чему соответствуют действия учащегося на определенном этапе урока.

- «Всё в моих руках» - на листе бумаги нужно обвести левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение. Закрасьте фломастерами те пальчики, позиции которых соответствуют вашему внутреннему ощущению после проведенного урока.

БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ  – для меня было многое важным и интересным.

УКАЗАТЕЛЬНЫЙ – мне было трудно.

СРЕДНИЙ  – для меня было недостаточно данной  информации.

БЕЗЫМЯННЫЙ – мне понравился урок.

МИЗИНЕЦ – мои предложения.

- «СМС» - актуальная для сегодняшнего времени рефлексия. Детям раздаются бумажные мобильные телефоны. Учащиеся должны в телефоне кратко написать учителю или другу сообщение, как прошёл урок, что бы хотел ещё узнать, оцените свою работу на уроке.

- Интересной, на мой взгляд, является рефлексия «6 волшебных шляп». Учащимся по очереди надеваются шляпы разных цветов, которые имеют разные функции перевоплощения. В зависимости от этой функции учащемуся объявляется, что он, к примеру, фантазёр и шляпа на его голове – шляпа творчества. Потому ему нужно ответить на следующие вопросы, какие идеи у тебя возникают, и как можно еще применить полученные знания?

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания, выученного на уроке, учебного материала.

Здесь я использую следующие рефлексии:

- «Дерево ассоциаций» - вывесить на дерево то слово, с которым ассоциируется названный предмет, тема, имя и т.д.

- «Лесенка успеха» - поместить смайлик на ступеньке, соответствующей умению учащегося.

- «Плюс, минус, интересно» - напротив учебного этапа расставляются знак плюс, если все понравилось и было полезным; минус – все не понравилось, было скучно, непонятно; интересно – хотелось бы узнать больше.

- «Чемодан, мясорубка, корзина». Чемодан – информация пригодится, возьму с собой; мясорубка – все обдумаю, переработаю информацию; корзина – выброшу, это не нужно.

- «Рефлексивный экран» - учащимся предлагается продолжить предложения.

- «Анкета» - подчеркнуть то, что считаете правильным.

Поводя итог выше сказанному, хочу отметить, что процесс рефлексии многогранный. Ведь всё, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности - не самоцель, а подготовка к сознательной внутренней рефлексии, развитию очень важных качеств современной самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности личности.

Чтобы рефлексия для учащихся стала инструментом познавательной деятельности, обратной связи, активной оценки, задача учителя создать для учащегося такие условия, чтобы он захотел говорить о своей деятельности на уроке, об отношении к ней.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий