Олимпиадные задания по русскому языку для 6 класса


Задания по русскому языку для 6 класса

1. Расставьте ударение в следующих словах:
 сливовый, баловать, квартал, цемент, щавель, украинцы, кухонный, красивее, свекла, торты, звонишь, форзац
 2. Выберите верный вариант ответа. В каком слове количество букв и звуков совпадает? 
А) Мать
Б) беречь
В) вернешься 
Г) ясли 
Д) боюсь
 3. Выпишите слова с мягкими согласными звуками на конце. 
Кирпич, упряжь, дрожь, груш, колюч, с крыш, неуклюж, мелочь, хорош, речь. 
 4. Выберите верный вариант ответа. Какие слова не являются синонимами? 
А) Погасить – потушить 
Б) лелеять – нежить 
В) бесхитростный – незатейливый
Г) горе –случай 
Д) солидный – видный 
 5. Выберите верный вариант ответа. Укажите пример с нарушением речевой нормы. 
А) прилягте 
Б) ехайте 
В) повтори́м 
Г) хотите 
 6. Отгадайте фразеологические загадки. 
1) Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. 2) Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-либо бесследно исчез; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит. 3) Её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлёбывают, распутывая это дело; её не сваришь с тем, с кем трудно сговориться; её «просит» рваная обувь; она в голове у путаников. 4) Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. 5) Её толкут в ступе или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом; её набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей; в неё прячут концы нечестные люди, иногда они выходят из неё сухими. 6) Его проглатывают, упорно не желая говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит легко и бойко; за него тянут или дёргают, заставляя высказаться; его держат за зубами, когда не хотят говорит лишнего. 
 7. Восстановите недостающее звено словообразовательной цепочки. Определите способ образования.
Редкий — … — редкостный 
Лень — … — ленивец 
Цена — … бесценность
 8. Найдите речевые ошибки, запишите исправленные предложения.
А) С обоих сторон раздавались голоса. 
Б) Ихний ребенок плохо воспитан. 
В) Моя мама работает инженершей на заводе.
 10. Объясните значение выделенных слов (отрывок из «Сказки о царе Салтане») 
…Идут витязи четами, И, блистая сединами, Дядька впереди идет И ко граду их ведёт. 
11. Укажите номера слов, которые происходят от того же корня, что и слово стол: 
1) столовая; 
2) столяр; 
3) застолье; 
4) столица; 
5) столетник; 
6) столешница; 
7) престол.
 12. Какими частями речи могут быть следующие слова. Составьте с ними словосочетания или предложения, чтобы было ясно, какая это часть речи. 
Стих, печь, жаркое 
 13 Прочитайте предложения, все они содержат речевые ошибки (лишние слова). Найдите их и выпишите 
 1.На горизонте появились ледяные айсберги. 
2.Он сидел, облокотившись локтями о стол. 
3.Караван двигался по песчаным барханам к озеру.
4.В тот вечер я не успел закончить до конца эту работу. 
5.На Камчатке много горячих гейзеров.
14. Объясните значение иноязычных элементов: 
анти- гео- хроно- нео- 
Запишите пример слова с каждым из этих элементов.


КЛЮЧИ К ЗАДАНИЯМ ОЛИМПИАДЫ

   Задание 1.  слИвовый, баловАть, квартАл, цемЕнт, щавЕль, украИнцы, кУхонный, красИвее, свЁкла, тОрты, звонИшь, фОрзац

Оценка: по 1 баллу за каждое слово ( 12 баллов)

   Задание 2. 1 Д   Оценка: 2 балла

   Задание 3. Кирпич, колюч, мелочь, речь.  Оценка: по 1 баллу за каждое слово(4 балла)

   Задание 4.   Г    Оценка:  2 балла

   Задание 5.   Б     Оценка:  2 балла

   Задание 6.  1)Нос 2) Ветер 3) Каша 4)Уши 5)Вода 6) Язык Оценка: по 2 балла за каждый ответ (12 баллов

   Задание 7.  Редкий – редкость – редкостный (суффиксальный)
Лень – ленивый – ленивец (суффиксальный)
Цена – ценный (суффиксальный) – бесценность (суффиксальный)
Оценка: по 1 баллу за каждое слово + по 1 баллу за определение способа образования (6 баллов)

   Задание 8. А) С обеих сторон раздавались голоса.
Б) Их ребенок плохо воспитан.
В) Моя мама работает инженером на заводе

  Оценка: по 1 баллу за каждое предложение (3балла)

   Задание 10. Витязи – воины; четами – парами; сединами – седыми волосами; ко граду – к городу

  Оценка: по 2 балла за каждое объяснение (8 баллов)

   Задание 11. 1), 2), 3), 4), 6), 7)

Оценка: по 1 баллу за каждое слово( 6 баллов)

   Задание 12. Выучить стих (сущ.) — ветер стих (глаг.),
русская печь (сущ.) — печь (глаг.)  пироги,
жаркое(прил.) лето — приготовить жаркое(сущ.).
Оценка: по 1баллу за каждый  пример + по 1 баллу за определение части речи (12 баллов)

   Задание 13. «Лишние» слова: ледяные, локтями, песчаным, до конца, горячих

Оценка: по 1 баллу за каждое слово (5 баллов)

Задание 14.   анти- против; антивозрастной

гео- земля геодезия

хроно- время хронометр

нео- новый неологизмы

Оценка: по 1 баллу за каждое объяснение, по 1 баллу за пример (8 баллов)

 


Комментариев нет:

Отправить комментарий