Обращение. Знаки препинания при обращении, 5 класс

 

Урок русского языка в 5 классе

Тема урока: «Обращение. Знаки препинания при обращении»

Цели: формирование представления об обращении, способах его выражения, роли в предложении; умения правильно расставлять знаки препинания при обращении; учить находить обращение в предложении.

Задачи: 

- формировать умения работать с текстом;

 - развивать способность анализировать, сравнивать, развивать устную и письменную речь обучающихся;

- развивать коммуникативные умения высказывать свою точку зрения, аргументировать её, строить монологические высказывания.

Ход урока

1.Организационный момент

2. Актуализация знаний. Терминологический диктант.

- Проверим, как вы знаете термины, с которыми мы работали на предыдущих уроках. Для этого я предлагаю вам терминологический диктант.

1.Члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения.  (Однородные члены)

2.Вид предложения, которое состоит только из главных членов. (Нераспространенное)

3.Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей. (Дополнение)

4.Вид предложения по цели высказывания, в котором рассказывается о чем-либо. (Повествовательное)

5.Главный член предложения, который отвечает на вопросы: кто, что; обозначает предмет, выражается именем существительным, местоимением, сочетанием слов. (Подлежащее).

3.Постановка целей и задач урока.

А)  - …….., какой сегодня день недели?

- ……., какое сегодня число?

 - …….., какой по счету месяц сейчас идет?

-………., какая сегодня погода?

- …….., с каким настроением ты сегодня пришел на урок?

-Ребята, почему мне отвечали именно вы?

 -Какие слова в предложениях вам помогли узнать, что обращаюсь я именно к вам?

-Итак, о каких словах мы сегодня узнаем на уроке? (Слова, которые называют того, к кому обращаются с речью.)

Б) О том, откуда возникло слово «ОБРАЩЕНИЕ», мы узнаем из текста.

Слоненок, Удав и Мартышка пришли в гости к Крокодилу, который лежал на другом берегу реки. Они изо всех сил старались обратить на себя его внимание. Мартышка прыгала, Удав свивался в кольца, а Слоненок трубил: “Э-э-э-эй!”. Но крокодил молчал, как будто набрал в рот воды.

- Как же к нему обратиться? – размышлял Слоненок...

- Я придумала! Придумала!  – закричала Мартышка. – Я придумала ОБРАЩЕНИЕ! Давайте назовем его имя!

- Крокодил! – закричали гости хором. – Мы пришли к тебе!

- Кто это обращается ко мне? – подумал Крокодил. – Да это мои друзья!

На другой день Мартышка всем сообщала:

- Я придумала ОБРАЩЕНИЕ! Назовите по имени того, к кому обращаетесь, и он обязательно вам ответит!

Анализируем данный текст:

-Понравился вам текст?

- Как вы поняли, что же такое обращение?

А теперь сравним ваши ответы с определением в учебнике стр. 99. Читаем параграф.

- Как называется интонация, с которой мы произносим слова при обращении (звательная)

- Каким членом предложения является обращение? (не является)

- Какой частью речи является обращение? (имя существительное).

4. Первичное усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания.

А) Ребята, многие писатели использовали обращения в своих произведениях. Надеюсь, что вы их узнаете.

  – Прочитайте предложения. Назовите слова, с помощью которых герои

Пушкина обращаются к другим героям.

•        Свет мой, зеркальце! Скажи,

Да всю правду доложи…

•        Ах ты, мерзкое стекло!

Это врешь ты мне назло.

·     А Балда приговаривал с укоризной: “Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной”.

·       Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

·       Государь! Проснись! Беда!

 - К кому обращаются герои Пушкина?

-Где могут стоять обращения в предложениях?

-Какими знаками препинания на письме выделяются обращения? 

- Сравните ваши ответы теорией в учебнике стр. 100.

Б)  Запишите в столбик следующие строки. Найдите обращения, расставьте знаки препинания, нарисуйте схемы предложений. (Написано на доске)

Ты, царица, всех милее…   [  …,o,…]                                   

Ветер, ветер! Ты могуч…    [О, О!.........]                                     

Чего тебе надобно, старче?   [...……,o?]                     

5.ФИЗМИНУТКА


6. Закрепление знаний

1) Найдите обращения, расставьте знаки препинания. Сделайте схемы.

1.     Соседушка я сыт по горло.

2.     Друзья к чему весь этот шум?

3.     Стой братцы стой!

4.     Я братец сам виноват.

5.     Защити отец родной!

6.     Чего ты скулишь бедняжка?

7.     Не шуми сосна. Не пыли дорога.

8.     Ты не пой соловей под моим окном.

 

2) Упражнение 196. Составить и записать предложения с обращением в соответствии со схемами.

 

 3) Цифровой диктант. Обведите кружком номера предложений с обращением (знаки препинания не расставлены).

1.  «Здравствуй князь ты мой прекрасный!»

2. Князь бродил по лесу.

3. «Смилуйся государыня рыбка…»

4. Балда напугал чертей.

5. «Зачем ты Балда к нам залез?»

6.Золотая рыбка уплыла в синее море.

 

4) Синтаксический разбор предложения

Золотая рыбка уплыла в синее море.

 

5) Краткий фонетический разбор слова СИНЕЕ

 

5) Тест

1. Укажите предложение с обращением (знаки препинания не расставлены)

    а) Чем вы,  гости, торг ведете?

    б) Вчера к нам приехали гости.

    в) Ты никогда об этом не узнаешь!

 

2. На месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые?

      Мама (1) разреши мне пойти гулять.

      Мама (2) разрешила пойти мне гулять.

      Разреши мне пойти гулять (3) мама.

  а) 1, 2, 3             б) 1, 2                  в) 1, 3

 

3. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

   а) Свет мой, зеркальце, скажи…

   б)  Ты царица, всех милее…

   в)  Иван – мой самый лучший друг.

 

7.Рефлексия. Подведение итогов.

– Итак, мы выявили все основные признаки обращения. Давайте всё, что мы узнали, оформим в единый ответ. Прочитайте текст и заполните в нем пробелы. (записан на задней стороне доски)

Обращение – это ________ или _________________________, которые называют того, к кому ______________________________. Обращение выражается именем ___________в _______________ падеже. Обращение произносится со ___________________ интонацией.  Обращение может состоять из _________слова, а может состоять из ___________ слов. Обращение может стоять в ____________ предложения, а также в ______________ и в _______________ предложения. На письме обращение выделяется ______________________.

 

8. Домашнее задание § 24, упр. 198

9. Выставление отметок

 

 

 

ОБРАЩЕНИЕ

1. Слоненок, Удав и Мартышка пришли в гости к Крокодилу, который лежал на другом берегу реки. Они изо всех сил старались обратить на себя его внимание. Мартышка прыгала, Удав свивался в кольца, а Слоненок трубил: “Э-э-э-эй!”. Но крокодил молчал, как будто набрал в рот воды.

- Как же к нему обратиться? – размышлял Слоненок...

- Я придумала! Придумала!  – закричала Мартышка. – Я придумала ОБРАЩЕНИЕ! Давайте назовем его имя!

- Крокодил! – закричали гости хором. – Мы пришли к тебе!

- Кто это обращается ко мне? – подумал Крокодил. – Да это мои друзья!

На другой день Мартышка всем сообщала:

- Я придумала ОБРАЩЕНИЕ! Назовите по имени того, к кому обращаетесь, и он обязательно вам ответит!

 

2 )

•        Свет мой, зеркальце! Скажи, да всю правду доложи…

•        Ах ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне назло.

·     А Балда приговаривал с укоризной: “Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной”.

·       Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

·       Государь! Проснись! Беда!

 

 

3) Цифровой диктант. Обведите кружком номера предложений с обращением (знаки препинания не расставлены).

1.  «Здравствуй князь ты мой прекрасный!»

2. Князь бродил по лесу.

3. «Смилуйся государыня рыбка…»

4. Балда напугал чертей.

5. «Зачем ты Балда к нам залез?»

6.Золотая рыбка уплыла в синее море.

 

4) Тест

1. Укажите предложение с обращением (знаки препинания не расставлены)

    а) Чем вы,  гости, торг ведете?

    б) Вчера к нам приехали гости.

    в) Ты никогда об этом не узнаешь!

 

2. На месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые?

      Мама (1) разреши мне пойти гулять.

      Мама (2) разрешила пойти мне гулять.

      Разреши мне пойти гулять (3) мама.

  а) 1, 2, 3             б) 1, 2                  в) 1, 3

 

3. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

   а) Свет мой, зеркальце, скажи…

   б)  Ты царица, всех милее…

   в)  Иван – мой самый лучший друг.

Комментариев нет:

Отправить комментарий