Права ребенка


ГУО «Кочищанская средняя школа Ельского района»





 Права ребёнка
Классный час в 6 классе





                                                                          




Классный руководитель:
Лаворенко Валентина Сергеевна













Цель:
1.     довести до сознания учащихся мысли о том, что каждый человек от рождения наделён личными неотъемлемыми правами;
2.     обобщить знания учащихся о личных правах человека; познакомить учащихся с основными правовыми документами: Всеобщей декларацией прав человека и Конституцией о правах ребёнка;
3.     помочь осознать, что без прав нет обязанностей, а без обязанностей - без прав;
4.     воспитание гражданина, знакомство с правами и обязанностями гражданина, воспитание патриота.

Форма – познавательно игровой классный час с объяснением материала, с его обсуждением и закреплением на конкретных ситуациях.

                                                             Ход занятия:
1. Организационный момент. (слайд 1)
- Здравствуйте! Скажите, а что обозначает слово “здравствуйте”? (Пожелание здоровья и счастья) А что для вас здоровье? Счастье? (Дети отвечают)
2.Вступление.
- Какое настроение у вас сейчас? А почему? (Дети объясняют)
- Почему так важно хорошее настроение? (Лучше дело спорится)
- Молодцы! Ну а начнём мы наш классный час с небольшой сценки, отражающей небольшой инцидент, который произошел с нашими мальчиками на улице, и который мне пришлось наблюдать. Мальчишки к согласию не пришли, потому мы должны им помочь разобраться. 
3. Сценка “Игра”. (слайд 2)
Учитель: - После уроков ребята решили поиграть.
Влад: - Давай поиграем в войну! Я буду милиционером, а ты будешь, Игорь, бандитом.
Игорь: - А я не хочу.
Влад:  - Чего не хочешь?
Игорь: - Играть в войну.
Влад: - Как это ты не хочешь? Я хочу, а он нет. Будешь.
Игорь: - Я не хочу.
Влад: - Захочешь.
Игорь: - Что ж ты меня заставишь?
Учитель: - Ребята не ругайтесь. Давайте, девочки, поможем ребятам разобраться. Кто прав? Кто не прав?             (Дети садятся на места)
Учитель: - Давайте поговорим. Как поступил Влад? Почему он не прав? Прав ли Игорь?               (Ответы детей.)
4. Тема классного часа(слайд 3)
- Может, кто догадался о теме нашего классного часа?        (Права человека.)
(тема написана на нем и на доске, которую учитель открывает).
(слайд 4)Права человека – так называют возможности человека, которые принадлежат каждому от рождения и которые нельзя отнять: право на жизнь, личную неприкосновенность. Защиту чести и достоинства, право на труд и отдых, свободу слова, свободу совести, право участвовать в управлении государством, право на собственность и многие другие. 
А знаете ли вы, какие права существуют у человека в современном обществе, и какие правовые документы их гарантируют? Нам предстоит познакомиться с ними на классном часу.
4. Основная часть. (слайд 5)
- И так ребята,  где же перечислены наши права?            (В конституции.)
Вывешиваю слово: Конституция
- Как вы понимаете, что такое конституция?                     (Законы жизни.)
С давних пор людей волновали вопросы: что они могут делать и чего не могут, что они обязаны делать, а чего не обязаны, на что они имеют право, а на что не имеют.
Без ответа на эти вопросы жизнь превращалась в кошмар и неразбериху.
Люди взялись за решение этих главных вопросов в обычных разговорах между собой, с помощью различных религий и,  к сожалению, в битвах и войнах.
Во второй мировой войне, которую развязала фашистская Германия, погибло более 50 миллионов  людей, было разрушено множество городов, сёл, деревень. Люди всего мира осознали, к каким последствиям может привести нарушение прав человека, а именно самого главного праваправа на жизнь, что война самый худший способ решения  споров и объединились  во всемирную организацию – ООН (Организацию Объединённых Наций), которая поставила своей задачей  обеспечение прав человека во всём мире.    (слайд 6)
В результате работы ООН на свет появился очень важный документ – Всеобщая декларация прав человека.  (слайд 7)
Всеобщая декларация прав человека – это основной международный документ, провозглашающий неотъемлемые и нерушимые права всех членов человеческой семьи.
В этом документе говорится о том, что все люди рождены свободными и равными в своих правах. Каждый человек обладает всеми правами и свободами независимо от национальности, языка, пола. Это значит, где бы человек ни жил, на каком бы языке не говорил, был мужчиной или женщиной, взрослым или ребёнком, он должен быть свободным и обладать полными правами.

-  Как вы думаете, есть ли у ребёнка права? (Ответы учащихся)
- Конечно, есть, а какие, мы с вами сейчас прочтем, заполнив лепесточками цветочек на доске. Берите лепесточки, которые лежат у вас на партах и вешайте на доску. (слайд 8)
- Итак, прочитаем то, что получилось. И один лепесток добавлю я, в котором указано особое право детейэто право на заботу.
Ведь именно дети нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых, так как они – будущее нашего общества. У детей есть свои интересы и потребности. Эти обстоятельства были учтены, и 20 ноября 1989 года ООН была принята Конвенция (декларация) о правах ребёнка. Конвенция разработана на основе Всеобщей декларации о правах человека(слайд 9)
В ней говорится, что государства, подписавшие её, взяли на себя обязательство заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии.
О правах и правильном пользовании ими вам может рассказать и детский правовой сайт, к которому мы не раз обращались на классных часах и вы знаете, что много важного и полезного мы можем для себя там найти. (слайд 10)
Но знать права, это еще не значит правильно ими пользоваться. Прочитаем сейчас памятку, которая называется «Важные правила»
Памятка «Важные правила» (слайд 11), памятка у детей на столах)
1. Чтобы права человека были защищены, недостаточно написать их на бумаге: надо, чтобы сам человек хотел и умел их защищать.

2. Твои права действительны только в том случае, если ты не нарушаешь права других людей: если сегодня ты нарушаешь чьи-то права, завтра обязательно найдется тот, кто пренебрежет твоими правами и нарушит их. Каждое право порождает обязанность: права без обязанностей приводят к беспределу, а обязанность без прав – к произволу.
5.     Закрепление нового материала
1 задание. Составление таблицы (слайд 12)
Задание найти связь вашей повседневной жизни с правами человека. Соединить дела человека и права (на листочках и на слайде)

Что я делал(а) сегодня

Как это связано с правами человека
(какие права я реализовал)
1
Ночью спал
Право на справедливое вознаграждение
2
Завтракал, обедал

Право на доступ к информации и СМИ
3
Смотрел телевизор
Право на заботу и воспитание родителями. Право на здоровье
4
Сходил в школу      
Право на всестороннее развитие
5
Лечил зубы
Право на свободу мирных собраний
6
Посещал кружки и секции
Право на медицинскую помощь.
7
Играл в компьютер
Право на свободу убеждений и на их свободное выражение
8
Хорошо ответил у доски и получил «отличную» отметку
Право на отдых и здоровье
9
Встречался с друзьями
Право на образование
10
Отвечал на уроке. Защищал свое мнение.
Право на отдых и досуг

Ответы детей. (слайд 13)

Что я делал(а) сегодня

Как это связано с правами человека
(какие права я реализовал)
1
Ночью спал
Право на отдых и здоровье
2
Завтракал, обедал

Право на заботу и воспитание родителями. Право на здоровье
3
Смотрел телевизор
Право на доступ к информации и СМИ
4
Сходил в школу      
Право на образование
5
Лечил зубы
Право на медицинскую помощь.
6
Посещал кружки и секции
Право на всестороннее развитие
7
Играл в компьютер
право на отдых и досуг
8
Хорошо ответил у доски и получил «отличную» отметку
право на справедливое вознаграждение
9
Встречался с друзьями
право на свободу мирных собраний
10
Отвечал на уроке. Защищал свое мнение.
право на свободу убеждений и на их свободное выражение

Познакомиться с декларацией, узнать, какие права человека она защищает, нам поможет народная мудрость – сказки. В них человеческие пороки выставлены на позор и смех, осуждены хитрецы и лжецы, обманщики и невежды. В сказках добро побеждает произвол. Мы рассмотрим сказки, в которых затрагивается проблема прав человека.( на слайдах картинки из сказок)
(слайд 14) (2 щелчка) 1.Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? (Три поросенка, Заяц в сказке “Ледяная избушка”)
(слайд 15) (2 щелчка) 2.В какой сказке “хлебобулочный герой” несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? (Колобок)
(слайд 16) (2 щелчка) 3.Кто из сказочных героев, воспользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба-яга)
(слайд 17) (2 щелчка) 4.У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня? (Золушка)
(слайд 18) (2 щелчка) 5.Кто нарушил право на свободу и держал Кая в холодном плену? (Снежная королева)
(слайд 19) (2 щелчка) 6.Кто пользовался правом вести домашнее хозяйство и вырастил гигантский урожай? (Дед из сказки Репка)
В сказках всё определили и всё нашли, а сейчас обратимся к ситуациям из реальной жизни и ответим на вопросы.
(слайд 20) (2 щелчка) 1.На урок ученица пришла в неприличном виде: короткая юбка, блузка с глубоким вырезом, чрезмерное использование косметики. Учитель сделал замечание..  Как вы оцениваете данные действия? Нарушил ли учитель права на индивидуальность? (Согласно Уставу УО, обязанность учащихся приходить в школьной форме, чистыми и опрятными. Учитель прав)
(слайд 21) (2 щелчка) 2.Между одноклассниками Женей и Кириллом произошел спор, после которого мальчики подрались. В результате у Жени был сломан нос, а Кирилл получил удар в живот. Рядом находившийся Артем не остановил драку. Какие обязанности и права были нарушены (Обязанность пресекать проявление грубости и бестактности. Право на уважение человеческого достоинства.)
(слайд 22) (2 щелчка) 3.Марина завела дневник, в который записывала свои самые сокровенные мысли. Она его приносила в школу и держала в портфеле. И вот однажды одноклассники-мальчишки вытащили дневник, прочитали его и стали дразнить Марину. Почему были не правы мальчики? (Они нарушили право на неприкосновенность частной жизни, личную тайну)
(слайд 23) (2 щелчка) - Молодцы, справились и с этим заданием, и последняя игра, в аоторую я вам прадлагаю поиграть называется Я ИМЕЮ ПРАВО! Найдите все слова, которые «спрятались» в этом кроссворде. Слова могут быть изогнуты змейкой.
ИГРА. «Я ИМЕЮ ПРАВО!»  (слайд 12)
Найдите все слова, которые «спрятались» в этом кроссворде. Слова могут быть изогнуты змейкой.

ж
и
О
б
р
о
в
а
И
З
Н
Ь
А
З
З
Н
Н
Д
И
У
Ж
Е
А
И
Х
И
М
В
А
Н
Б
Е
Ы
В
Я
С
У
И
О
Т
Д
И
Д
О
Г
Е
Х
У
Т
Д
Л
Ь
С
Т
Ы
О
О
У
А
Н
О
Ь
Д
Т
ж
и
О
б
р
о
в
а
И
З
Н
Ь
А
З
З
Н
Н
Д
И
У
Ж
Е
А
И
Х
И
М
В
А
Н
Б
Е
Ы
В
Я
С
У
И
О
Т
Д
И
Д
О
Г
Е
Х
У
Т
Д
Л
Ь
С
Т
Ы
О
О
У
А
Н
О
Ь
Д
Т
 Правильный ответ:
1.     Жизнь                     
2.     образование
3.     отдых                         
4.     досуг
5.     индивидуальность
6.     уважение       
7.     имя
8.     заботу
Зная права, не надо забывать об обязанностях: (слайд 24)
      соблюдение Устава УО;
      добросовестное обучение;
      бережное отношение к имуществу УО;
      соблюдение правил поведения обучающихся.
6. Подведение итогов.
А теперь, давайте подведем итоги нашего классного часа
Таким образом, каждый ребенок в соответствии с Конституцией и Конвенцией ООН о правах ребенка имеет право на их защиту, но у человека есть и обязанности, которые он должен выполнять. Без прав нет обязанностей, без обязанностей нет прав.
Потому прошу вас продлить 2 фразы: (слайд 25)
Для меня самое главное право – это …
Моя главная обязанность…
7.     Заключение. (слайд 26)
В заключение хочу сказать, если нарушены ваши права не нужно молчать, а нужно искать помощи в решении проблемы. За помощью в решении своих проблем вы можете обратиться:
– к родителям;
- к классному руководителю:
– к педагогу социальному;
– к инспектору по делам несовершеннолетних;
–к участковому милиционеру;
– на детский правовой сайт. (слайд 27)
На этом всё. Я надеюсь, что наш классный час не прошёл для вас зря и вы узнали очень много для себя интересного. Всем спасибо за работу.



Комментариев нет:

Отправить комментарий