Русская литература 9 класс


Календарно-тематическое планирование
по учебному предмету «Русская литература»
на 2019/2020 учебный год
 9 класс
(53 часа в год (2/1), из них 1 час на написание сочинения)

урока, число
Содержание темы урока
Цель и задачи урока
Материал учебного пособия
Д/З
1
Введение. Истоки сла- вянской письменности. Основные этапы разви- тия русской литерату- ры. Литературный про- цесс. Литература Древ- ней Руси
Познакомить учащихся с исто- ками славянской письменности, обосновать историческое значе- ние деятельности Кирилла и Ме- фодия. Сформировать начальное понятие о литературном процес- се, разных подходах к его перио- дизации. Показать основные эта- пы развития русской литературы и своеобразие литературы Древней Руси как одного из этапов литературного процесса
С. 3—12
Выполнить задан 1 (с. 8), 2 (с. 12),одно из заданий (с. 8, 13) по выбору.
Прочитать «Слово о полку Игореве»
2
«Слово о полку Игоре- ве». Историческая основа. Сюжет и композиция произведения
Познакомить учащихся с историей открытия «Слова…», его жанровыми особенностями; показать связь произведения с устным народным творчеством
С. 13—16
Выполнить по вариантам задания 3 и 4, 5 (по выбору) (с. 17)
3
«Слово о полку Игореве». Эпичность в изображении Русской земли и судеб русских людей. Образ автора
Раскрыть сущность образа Рус- ской земли, пояснить роль отдель- ных героев (Игоря, Всеволода, Святослава, Ярославны, автора) в создании целостного образа Русской земли; показать патри- отический пафос произведения
С. 17—22
Выполнить задание 2, одно из заданий 6-8 (с. 23) (по выбору)
4
«Слово о полку Иго- реве». «Слово…» как историко-культурный памятник славянских народов. Мастерство ху- дожественного перевода
Показать значение «Слова» и всей древнерусской литературы в развитии культуры восточных славян; определить отличительные черты художественного пе-ревода; познакомить учащихся с разными вариантами перевода «Слова…»
С.23—25

Выполнить задание 2
(с. 25)
5
Литература XVII-XVIII вв. Классицизм
Дать понятие об особенностях социального и культурно-исторического развития европейских государств и России, которые подго- товили появление класси-цизма. Сформировать пред-литературы. На примере их творчества показать своеобразие русского классицизма (просветительский и патриотический пафос, критическая направленность, связь с современностью, интерес к фольклору); проанализировать худо-жественные особенности выбранных произведений ставление о классицизме как художественной системе, показать отличия русского классицизма от евро- пейского. Познакомить с произведениями классицизма в разных видах искусства
С. 28—34
Выполнить устно задание 2 (с. 30), письм задание 2 (с. 35). Прочитать по одному произв М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина (по выбору учителя)
6
М. В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на всероссийский престол ея Величества Госу- дарыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года», «Разговор с Анакреоном»
(одно произведение по выбо- ру учителя).
Г. Р. Державин. «Вла-
стителям и судиям»,
«Памятник», «Ласточ- ка», «Снигирь» (одно произведение по выбо- ру учителя)
Познакомить со значением творчества М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина для русской
С. 35—48
Выполнить письм зад 2(с. 37) или 2 (с. 48).
Прочитать I и II действия комедии «Недоросль» Д. И. Фонвизина
7
Д. И. Фонвизин «са- тиры смелый власте- лин» (А. С. Пушкин). Комедия «Недоросль»
Сформировать представле- ние о личности и деятельности Д. И. Фонвизина, его роли в развитии русской литературы и театрального искусства. Познакомить с особенностями композиции комедии; опре-делить черты классицизма в пьесе
С. 49—52
Прочитать III—V действия комедии. Выполнить задания 1, 2 (с. 60)
8
Проблема воспитания и образования в коме- дии. Образы Простако- вых, Скотинина, учите- лей Митрофана
Проанализировать образы Про- стаковой, Митрофанушки и Скотинина, показать масс-терство Фонвизина в создании речевой харак-теристики героев. Показать, как решается проблема воспи- тания и образования в комедии
С. 52—55
Выполнить задание 8 (с. 60)
9
Просветительские идеи в пьесе. Образы Правдина, Стародума, Милона. Своеобразие драматур- гического конфликта пьесы
Раскрыть гуманистический пафос комедии, показать благородство фонвизинских идеалов в положи- тельных персонажах комедии. Раз- вить понятие о драматур-гическом конфликте, раскрыть смысл антитезы в изображении характеров
С. 55-59,
60-61
Ответить устно на вопрос 1, выполнить письменно задание 2 (с. 62)
10
Сентиментализм. «Бед- ная Лиза» Н. М. Карам- зина как произведение сентиментализма
Познакомить с тенденциями развития русской литературы в ХIХ в. Показать худо-жественные особенности сен-тиментализма. Сформировать представление о Н. М. Карам-зине как первом русском писателе-сентименталисте
С. 62-67
Выполнить письменно задание 1(с. 63)
11
Литература XIX в. Ро- мантизм
Познакомить с предпо-сылками возникновения роман-тизма в литературе. Система-тизировать и обобщить представ-ления учащихся о романтизме как о художественном методе, показать своеобразие романтизма в русской литературе
С. 69-70,
72-76
Выполнить задание 1 (с.74) и устно задание 1
(с. 76)
12
В. А. Жуковский ро- доначальник русского романтизма. Элегии В. А. Жуковского «Вечер», «Море»,«Сельское кладбище»
(одно произведение по выбору учителя)
Сформировать представление о В. А. Жуковском как поэте и переводчике. Вспомнить жан- ровые особенности элегии. По- казать особенности и способы отражения в произведениях ре- лигиозно-мистического мировос- приятия поэта
С. 77-83
Ответить на вопр 1 (с. 79), выполнить зад по выбранной элегии.
Прочит балладу
«Светлана» В. А. Жуковского
13
Романтическое решение проблемы счастья и судьбы в балладе «Светлана»  Жуковского
Познакомить с содержанием и художественными особенностя-ми баллады «Светлана», показать национальный колорит произведения
С. 84-86
Выполнить зад 4, 5 (по выбору) (с. 86)
14
Переход к реализму (обзор)
Дать понятие о социально-исто- рических и эстетических пред-посылках возникновения реа-лизма в зарубежной и русской литературах; систематизировать и обобщить представления о реализме как художественном направлении; показать роль литературной критики в развитии русской литературы
С. 87-91
Выполнить письм зад (с.91),ответить на вопросы 1, 2, выполнить одно из зад (с. 90) (по выбору). Прочит I действие комедии «Горе от ума» Грибоедова
15
А. С. Грибоедов. Очерк жизни и творчества, история создания, пу- бликации и постановки комедии «Горе от ума»
Познакомить с жизнью и дея- тельностью писателя, историей создания публикации и театраль- ной постановки комедии
С. 92-98
Ответить на вопр 1, 2, выполн одно из заданий 3, 4 (по выбору) или задание из электронного
ресурса (с. 95-96). Прочитать II и III действия комедии «Горе от ума»
16
Комедия «Горе от ума».
«Век нынешний и век минувший». Анализ I и II действий
Дать представление о художе- ственном пространстве и художественном времени в комедии, показать взаимосвязь элементов классицизма, реа-лизма и романтизма в комедии. Показать зарождение любовного и социального конфликтов
С. 102-105,
113-114
Выполнить задания 1, 6, 7 (с. 106) по выбору)
17
Комедия «Горе от ума». Фамусовская Москва. Анализ III действия ко- медии
Показать углубление обще- ственного конфликта, развитие любовной драмы Чацкого. Дать характеристику предста-вителям фамусовского обще-ства. Обратить внимание на роль монологов и диалогов в раскрытии характеров персо-нажей
С. 107-113,
119-120
Выучить наизусть монолог Фамусова или Чацкого. Прочитать IV действие. Выполнить письм
 задание 3 (с. 122)
18
Комедия «Горе от ума».
«Мечтанья с глаз до- лой, и спала пелена». Анализ IV действия. Смысл заглавия коме- дии. Оценка комедии в статье И. А. Гончаро-ва «Мильон терзаний»
Проследить, как разрешаются личный и социальный кон-фликты героя. Показать трагедию Чацкого и его нравственную победу над фа-мусовским обществом. Дать понятие о типическом герое. Раскрыть смысл названия произ- ведения. Познакомить с критической оценкой пьесы в этюде «Мильон терзаний» И. А. Гончарова
С. 115-117,
119-121
Выполнить одно из заданий на с. 116 и задание 2 (с. 122)
19
А. С. Пушкин. Жизнен- ный и творческий путь поэта
Обобщить и расширить знания учащихся о жизни и творчестве А. С. Пушкина. Показать многогранность его творчества. Определить значение наследия Пушкина в истории русской литературы
С. 122-150
Выполнить задание 2 (с. 151)
20
«Дружеская» лирика А. С. Пушкина. «19 ок- тября», «К Чаадаеву»,
«Во глубине сибирских руд…»
Познакомить учащихся с особенностями дружеской лирики поэта, показать ее связь с вольнолюбивыми мотивами
С. 134-136
Выполнить зад 1, 2 (с. 139).
Выучить наизусть одно из стихотворе- ний: «19 октября»,
«К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд…». Выполнить задания 5—12 (по выбору)
21
Любовная лирика А. С. Пушкина. «Я помню чудное мгно-венье…», «На холмах Грузии…», «Я вас любил…»
Раскрыть красоту, благородство, искренность чувств поэта; разви- вать высокие эстетические чув- ства, идеалы красоты и гармо- нии; углубить представление об интимной лирике, психоло-гизме пушкинских стихотворений
С. 133-141
Выполнить одно из заданий (по вы- бору): 3 (с. 139), 4
(с. 136), 3 (с. 143).
Прочитать стихо- творения «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Вновь я посетил…», «Дар напрасный, дар случайный…». Выу- чить наизусть одно из стихотворений:
«Я помню чудное мгновенье…», «На холмах Грузии…», «Я вас любил…»
22
Философская лирика А. С. Пушкина. «Брожу ли я вдоль улиц шум- ных…», «Вновь я посе- тил…», «Дар напрасный, дар случайный…»
Показать закономерность появ- ления в лирике Пушкина философских мотивов, пояснить пушкинское восприя-тие смысла человеческого существования
С. 143-145
Выполнить зад 4 (с. 146). Прочитать стихотворения
«Поэт»,«Про-рок», «Поэт и толпа», «Я памят- ник себе воздвиг нерукотворный…»
23
Пушкин о назначении поэта и поэзии. «Про- рок», «Поэт», «Поэт и толпа», «Я памятник себе воздвиг неруко- творный…»
Помочь учащимся понять тра- гизм положения поэта в обще- стве в последние годы жизни. Показать глубину пушкинского понимания роли поэзии и поэта в жизни общества; осмыслить пуш-кинскую идею о бессмертии человека-творца
С. 146-148
Выполнить зада- ния 1-3 (с. 148-149). Прочитать
главы 1 и 2 романа
«Евгений Онегин»
24
Творческая история ро- мана в стихах «Евгений Онегин». Онегин в Пе- тербурге и в деревне; анализ глав 1 и 2
Выявить исторические предпосылки создания романа. Сформировать общее представление о содержании и развитии сюжета произведения. Охарактеризовать систему цен-ностей Онегина, особенности становления его характера, показать типичность образа Евгения Онегина -
С. 152-161, 169-172
Выполнить одно из заданий 1, 2 (с. 158),
1, 2 (с. 172) (по вы- бору). Прочитать главы 3 и 4 романа
25
«Татьяна, русская
душою…» Анализ глав 3 и 4
Сформировать у учащихся пред- ставление о пушкинском идеале русского человека. Показать авторское отно-шение к Татьяне через различные приемы создания ее образа. Дать понятие о ре- алистических принципах
изображения жизни и об их отличии от романтических
С. 169-172, 176-181
Выполнить зада- ние 4 (с. 172) или 5
(с. 179). Прочитать
главы 5 и 6 романа
26
«Убит приятельской рукой!» (образ Ленского). Анализ глав 5 и 6
Продолжить знакомство с романом и его героями, в ходе сравнительной характеристики показать своеобразие характера Ленского, сходство и различие двух типов дворян пушкинской поры, связь обоих образов с лирическим миром автора
С. 169-172,
174-175
Выучить наизусть два отрывка из романа. Выпол- нить задания 4—6
(с. 176). Прочитать
главы 7 и 8 романа
27
Характеристика дворян-ства в романе. Анализ глав 7 и 8. Образ автора в романе. Оценка романа в критике
Показать энциклопедичность содержания романа, масш-табность нравственно-фило-софской проблематики. Про-анализировать роль лири-ческих отступлений. Дать характеристику образа автора в романе. Познакомить уча- щихся с оценкой романа в критике
С. 165-168, 182-186
Выучить наизусть одну из пейзажных зарисовок в рома- не. Выполнить за- дания 1, 2 (с. 186),
1 (с. 168)
28
М. Ю. Лермонтов. Очерк жизни и творчества. Ос- новные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермон- това
Сформировать представление о взаимообусловленности фак- тов реальной и творческой био- графии М. Ю. Лермонтова. Обобщить и расширить представления учащихся об основных темах и мотивах лермонтовской лирики
С. 186-205
Выполнить зад 1, 2-4 (с. 204) (по выбору). Про- читать стихотво- рения «Родина»,
«Когда волнуется желте-ющая нива…», «Прощай, немытая Россия…»,«Дума»,
«Как часто, пестрою толпою окружен…»
29
Родина и современники в поэзии М. Ю. Лермон- това. Анализ стихотво- рений «Родина», «Ког- да волнуется желтеющая нива…», «Прощай, немы- тая Россия…», «Дума»,
«Как часто, пестрою тол- пою окружен…»
Показать эволюцию лири-ческого «я» в ранней и зрелой лирике Лермонтова, усиление реалистических тенденций в творчестве поэта в 1830-е гг. Помочь осознать трагич-ность мировосприятия поэта
С. 196-202
Выполнить пись- менно задания 4
(с. 199), 3 (с.  202)
(по выбору). Выу- чить одно стихотво- рение наизусть
30
Тема поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермон- това
Показать своеобразие трактовки темы поэта и поэзии в творчестве М. Ю. Лермонтова, сравнить ее с аналогичной темой в творчестве А. С. Пушкина. Познакомить учащихся с мнением В. Г. Белинского о лирике М. Ю. Лермонтова
С. 191-205
Выполнить зада- ния 1, 2 (с. 205—
206) (по выбору). Выучить одно сти- хотворение наизусть
31
Роман «Герой нашего времени»: сюжетно-ком- позиционное и жанровое своеобразие
Дать понятие об особенностях русского реалистического психологического романа, о его жанровом и композиционном своеобразии. Показать идейно-тематическую связь романа и лирики М. Ю. Лермонтова
С. 205-212
Выполнить зада- ния 1—4 (с. 208).
Прочитать повести
«Бэла» и «Максим Максимыч»
32
«Странный человек» Печорин. Анализ частей
«Бэла» и «Максим Мак- симыч»
Рассмотреть место и значение каждой из анализируемых пове- стей в романе; проследить, как на фоне жизни простых людей резко выступает противоре-чивость Печорина. Углубить представление о литературном типе
С. 213-222
Прочитать повесть
«Тамань», ответить на вопросы по по- вести (с. 223)
33
Печорин в «кругу чест- ных контрабандистов». Анализ повести «Та- мань»
Рассмотреть место и значение по- вести в раскрытии образа глав- ного героя. Углубить представления учащихся о приемах создания образа
С. 213-222
Прочитать повесть
«Княжна Мери»
34
«История жизни Пе- чорина, написанная им самим». Анализ повести
«Княжна Мери»
Обобщить представления об ос- новном конфликте романа, выя- вить причины его возникновения
С. 213-222
Прочитать повесть
«Фаталист». От- ветить на вопросы (с. 223)
35
«…Я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает» (по- весть «Фаталист»). Оценка романа В. Г. Бе- линским
Помочь учащимся понять, почему роман завершается этой новеллой. Выявить авторское отношение к своему герою, раскрыть причины трагедии Печорина. Проанализировать высказывания В. Г. Белинского о романе «Герой нашего времени»
С. 224-225
Выполнить задания 1 (с. 225), 3, 4
(с. 224)
36
Контрольное сочинение -рассуждение по творчеству А. С. Пуш- кина и (или) М. Ю. Лер- монтова
Проверить умение строить письменное продуктивное выска-зывание, уместно использовать цитаты, аргументировать свою точку зрения, делать выводы, организовать текст компо-зиционно


37
Н. В. Гоголь. Очерк жизни и творчества. Творческая история и жанровое своеобразие повести «Шинель»
Познакомить с основными этапами жизни и творчества Н. В. Гоголя, показать его роль в развитии русской литературы; изучить историю создания повести «Шинель», определить своеобразие сюжета и композиции
С. 226-233
Ответить на вопрос 1 (с. 230), по желанию выпол- нить задания 2
(с. 230), 1 (с. 233)
38
Н. В. Гоголь. «Ши- нель». История «ма- ленького человека» Ака- кия Акакиевича
Показать своеобразие трактов- ки темы «маленького человека» в повести, способы создания враждебного Акакию Ака-киевичу Петербурга; опре-делить роль гротеска в повести
С. 230-234
Выполнить задание 6 (с. 233) или 2 (с. 234) (по выбору)
39
Литература XX в.
(обзор)
Ознакомить учащихся с обще- ственно-историческими условия ми развития русской литературы в ХХ в. Дать представление об основных художественных на- правлениях в русской литературе ХХ в. Проследить эволюцию традиционных художествен-ных направлений (романтизм, реализм). Познакомить с основными идеями модер-низма как нового на- правления в литературе нача- ла ХХ в.
С. 235-244
Выполнить устно задания 1-3, по желанию задание 4 (с. 244). Подго- товить сообще- ния о реализме, модернизме как литературных на- правлениях
40
А. И. Куприн. Очерк жизни и творчества. По- весть «Гранатовый брас- лет». Дом князя Шеина
Ознакомить учащихся с яркими страницами жизни и творчества писателя. Изучить атмосферу дома Шеиных. Обратить внимание учащихся на пейзажные зарисовки в рассказе. Выявить роль образа Анны в раскрытии характера главной героини
С. 245-251
Выполнить зада- ния 1 (с. 246), 2
(с. 251). Составить цитатные характе- ристики Веры Ни- колаевны и Анны Николаевны
41
Мастерство А. И. Купри- на в изображении харак- теров. Символический смысл названия рассказа
Показать мастерство А. И. Ку- прина в изображении характеров (психологизм, символика детали). Выявить своеобразие преломле- ния темы социального неравен- ства в рассказе
С. 247-251
Прочитать рас- сказ А. Платоно- ва «В прекрасном и яростном мире» и материал учебного пособия
42,43
А. П. Платонов «В пре- красном и яростном мире». Проблема сча- стья и смысла жизни в рассказе
Раскрыть основную мысль произведения, показать слож-ность характеров героев рассказа. Охарактеризовать
героев в свете авторского признания: «Человеком быть редкость и праздник»
С. 252-255
Выполнить одно из заданий 6-8
(с. 256). Подгото- вить сообщение об одном из поэтов второй половины ХХ в., прочитать его стихотворения, названные в учеб- ном пособии
44,45
Поэзия второй поло- вины ХХ в. Поэтиче- ская летопись времени. Стихотворения Е. Ев- тушенко, Б. Чичибаби- на, А. Вознесенского, Б. Окуджавы и др.
Дать проблемно-темати-ческую и жанрово-стилевую характеристику поэзии второй половины ХХ в. Познакомить с творчеством ярких и талантливых поэтов, сы- гравших большую роль в сохранении духовно-нравственных идеалов
С. 256-269
Выполнить задания, связанные с творче- ством одного из по- этов (с. 269-270).
Выучить 1-2 сти- хотворения наи- зусть (по выбору учащихся).
Прочитать гла- вы 1-7 повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…»
46
Б. Васильев: слово о пи- сателе. Женщина на войне в повести «А зори здесь тихие…». Образы девушек-зенитчиц
Показать осмысление Великой Отечественной войны в послевоенной прозе. Про-анализировать образы деву-шек-зенитчиц; выявить лиризм и психологическую глубину в изображении героев повести
С. 271-278
Прочитать гла- вы 8-14, эпилог. Выполнить задание 1, по желанию зада- ние 7 или 8 (с. 278)
47
Героизм старшины Ва- скова. Смысл названия повести. Черты «лейте- нантской прозы» в по- вести «А зори здесь ти- хие…»
Проанализировать образ стар- шины Васкова, помочь учащимся увидеть его нравственную глуби- ну. Раскрыть смысл названия по- вести. Ознакомить учащихся с ее кинематографическими интер- претациями. Познакомить с по- нятием «лейтенантская проза», найти ее черты в повести «А зори здесь тихие…»
С. 272-279
Прочитать рассказ В. М. Шукшина
«Обида». Подгото-
вить выразительное чтение по ролям эпизодов рассказа
48,49
В. М. Шукшин «Обида» Своеобразие творческого метода писателя
Дать представление о масштабе
личности и таланта В. М. Шукшина. Раскрыть смысл названия рассказа «Обида», показать значение обиды как чувства, поднимающего со дна человеческой души все темное и страшное. Раскрыть социальные и нравственные проблемы в рассказе.Показать мастерство Шукшина в создании литературного типа
С. 280-284
Выполнить за-
дания (по выбору): 3 (с. 283), 1, 2
(с. 284). Прочитать
повесть В. Г. Распу-
тина «Пожар»
50,51
В. Г. Распутин «Пожар».
Размышление о совре-меннике и его жизни
Раскрыть глубину и остроту социальных и нравственных проблем, которые поднимает в повести писатель
С. 285-288
Прочитать повесть А. Азимова «Двух-сотлетний человек». Выполнить задания 1—5 (с. 288)
52
А. Азимов. «Двухсот- летний человек». Глав- ные проблемы челове- ческого бытия в научно- фантастической повести
Ознакомить учащихся с развитием жанра научно-фантастической литературы. Раскрыть главные проблемы, затрагиваемые в повести (человечность, свобода, сущ- ность жизни и смерти)
С. 289-294
Выполнить одно из заданий по выбору: 2 (с. 292) или 4—6
(с. 294)
53
Повторение. Систематизация знаний по теории и истории ли- тературы
Систематизировать знания уча- щихся об основных периодах рус- ской литературы, о харак-терных особенностях литера-турных направлений, взаимо-связи русской и белорусской литератур
С. 295





























Комментариев нет:

Отправить комментарий