по
учебному предмету «Русская литература»
на
2019/2020 учебный год
9
класс
(53 часа в год (2/1), из них 1 час
на написание сочинения)
№ урока, число
|
Содержание темы урока
|
Цель и задачи урока
|
Материал учебного пособия
|
Д/З
|
1
|
Введение. Истоки сла- вянской письменности. Основные этапы
разви- тия русской
литерату- ры. Литературный про-
цесс. Литература Древ- ней Руси
|
Познакомить учащихся с исто- ками славянской письменности, обосновать историческое значе- ние деятельности Кирилла
и Ме- фодия. Сформировать
начальное понятие о литературном процес- се, разных
подходах к его
перио- дизации. Показать основные эта- пы развития русской литературы
и своеобразие литературы Древней Руси как одного из этапов литературного процесса
|
С. 3—12
|
Выполнить задан 1 (с. 8), 2 (с. 12),одно
из заданий (с. 8,
13) по выбору.
Прочитать «Слово о полку
Игореве»
|
2
|
«Слово
о полку Игоре-
ве». Историческая основа. Сюжет и композиция произведения
|
Познакомить учащихся с историей открытия «Слова…», его жанровыми особенностями; показать связь произведения с устным народным творчеством
|
С.
13—16
|
Выполнить по вариантам задания 3 и 4, 5 (по выбору) (с. 17)
|
3
|
«Слово
о полку Игореве». Эпичность в изображении Русской земли и судеб русских людей.
Образ автора
|
Раскрыть сущность образа Рус- ской земли, пояснить роль отдель- ных
героев (Игоря, Всеволода, Святослава,
Ярославны, автора) в создании целостного образа Русской
земли; показать патри- отический пафос
произведения
|
С.
17—22
|
Выполнить задание 2,
одно из заданий 6-8 (с. 23) (по выбору)
|
4
|
«Слово о полку
Иго- реве». «Слово…» как историко-культурный
памятник славянских народов. Мастерство ху- дожественного перевода
|
Показать значение «Слова»
и
всей древнерусской литературы в развитии культуры восточных славян; определить отличительные черты
художественного пе-ревода; познакомить учащихся с разными вариантами перевода «Слова…»
|
С.23—25
|
Выполнить задание 2
(с. 25)
|
5
|
Литература XVII-XVIII вв. Классицизм
|
Дать понятие об
особенностях социального и культурно-исторического развития европейских государств и
России, которые подго- товили появление класси-цизма.
Сформировать пред-литературы. На примере их творчества
показать своеобразие русского классицизма (просветительский и патриотический пафос, критическая направленность, связь с современностью, интерес к фольклору);
проанализировать худо-жественные
особенности выбранных произведений ставление о
классицизме как художественной системе, показать
отличия русского классицизма от евро- пейского. Познакомить с произведениями классицизма в разных видах искусства
|
С. 28—34
|
Выполнить устно задание
2 (с. 30), письм задание 2 (с. 35). Прочитать по
одному произв М. В.
Ломоносова и Г. Р. Державина
(по выбору учителя)
|
6
|
М. В. Ломоносов. «Ода на
день восшествия на
всероссийский престол ея
Величества Госу- дарыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года», «Разговор
с Анакреоном»
(одно произведение по выбо- ру учителя).
Г. Р. Державин. «Вла-
стителям и судиям»,
«Памятник», «Ласточ- ка», «Снигирь» (одно
произведение по выбо- ру учителя)
|
Познакомить со значением творчества М. В. Ломоносова и Г. Р.
Державина для русской
|
С. 35—48
|
Выполнить письм зад 2(с. 37) или 2 (с. 48).
Прочитать I и II действия комедии «Недоросль» Д. И. Фонвизина
|
7
|
Д. И. Фонвизин — «са- тиры смелый власте- лин» (А. С. Пушкин). Комедия «Недоросль»
|
Сформировать представле- ние
о личности и деятельности Д. И.
Фонвизина, его роли
в развитии русской
литературы и театрального искусства. Познакомить с особенностями композиции комедии; опре-делить черты классицизма в пьесе
|
С. 49—52
|
Прочитать III—V действия комедии. Выполнить задания 1, 2
(с. 60)
|
8
|
Проблема воспитания и образования в коме- дии. Образы Простако- вых, Скотинина, учите- лей Митрофана
|
Проанализировать образы Про- стаковой, Митрофанушки и
Скотинина, показать масс-терство Фонвизина в создании речевой харак-теристики героев. Показать, как решается проблема воспи- тания и образования в комедии
|
С. 52—55
|
Выполнить задание 8 (с. 60)
|
9
|
Просветительские идеи в пьесе. Образы
Правдина, Стародума, Милона. Своеобразие драматур- гического конфликта
пьесы
|
Раскрыть
гуманистический пафос комедии, показать благородство фонвизинских идеалов в положи- тельных персонажах комедии. Раз- вить понятие о драматур-гическом
конфликте, раскрыть смысл антитезы в изображении характеров
|
С. 55-59,
60-61
|
Ответить устно на
вопрос 1, выполнить письменно задание
2 (с. 62)
|
10
|
Сентиментализм. «Бед- ная Лиза» Н. М. Карам-
зина как произведение сентиментализма
|
Познакомить с тенденциями развития русской литературы в ХIХ в. Показать
худо-жественные особенности сен-тиментализма.
Сформировать представление о
Н. М. Карам-зине как первом русском
писателе-сентименталисте
|
С.
62-67
|
Выполнить письменно задание 1(с. 63)
|
11
|
Литература XIX в. Ро- мантизм
|
Познакомить с предпо-сылками возникновения роман-тизма
в
литературе. Система-тизировать и обобщить представ-ления учащихся о романтизме как о художественном методе, показать своеобразие романтизма в русской литературе
|
С. 69-70,
72-76
|
Выполнить задание 1 (с.74) и устно задание 1
(с. 76)
|
12
|
В. А. Жуковский — ро- доначальник русского романтизма. Элегии В. А. Жуковского «Вечер», «Море»,«Сельское кладбище»
(одно произведение по выбору учителя)
|
Сформировать представление о В. А. Жуковском как поэте и переводчике. Вспомнить жан- ровые особенности элегии. По- казать особенности и способы
отражения в произведениях ре- лигиозно-мистического
мировос- приятия поэта
|
С.
77-83
|
Ответить на вопр 1 (с. 79), выполнить зад по
выбранной элегии.
Прочит балладу
«Светлана» В. А. Жуковского
|
13
|
Романтическое
решение проблемы счастья и судьбы в балладе «Светлана»
Жуковского
|
Познакомить с содержанием и художественными особенностя-ми баллады «Светлана», показать национальный колорит произведения
|
С. 84-86
|
Выполнить зад 4, 5 (по выбору)
(с. 86)
|
14
|
Переход к реализму (обзор)
|
Дать понятие о социально-исто-
рических и эстетических пред-посылках возникновения
реа-лизма в зарубежной и русской литературах; систематизировать и
обобщить представления о реализме
как художественном направлении;
показать роль литературной критики в развитии русской литературы
|
С. 87-91
|
Выполнить письм зад (с.91),ответить на вопросы 1, 2, выполнить одно из зад (с. 90) (по выбору). Прочит I действие комедии «Горе от
ума» Грибоедова
|
15
|
А. С. Грибоедов. Очерк жизни и творчества,
история создания, пу- бликации и постановки комедии «Горе от
ума»
|
Познакомить с жизнью и дея- тельностью
писателя, историей создания публикации и театраль-
ной постановки комедии
|
С. 92-98
|
Ответить на вопр 1, 2, выполн одно из заданий
3, 4 (по выбору) или
задание из
электронного
ресурса (с. 95-96). Прочитать II и III
действия комедии «Горе от ума»
|
16
|
Комедия
«Горе от ума».
«Век нынешний и век минувший». Анализ I и II действий
|
Дать представление о художе- ственном пространстве и художественном
времени в комедии, показать взаимосвязь элементов классицизма, реа-лизма и романтизма
в комедии. Показать зарождение
любовного и социального конфликтов
|
С. 102-105,
113-114
|
Выполнить задания
1, 6, 7 (с. 106)
по выбору)
|
17
|
Комедия
«Горе от ума». Фамусовская Москва.
Анализ III действия ко- медии
|
Показать углубление обще- ственного
конфликта, развитие любовной драмы
Чацкого. Дать характеристику предста-вителям фамусовского обще-ства. Обратить внимание на роль монологов и диалогов в раскрытии характеров персо-нажей
|
С. 107-113,
119-120
|
Выучить наизусть монолог
Фамусова или Чацкого. Прочитать IV
действие. Выполнить письм
задание 3 (с. 122)
|
18
|
Комедия
«Горе от ума».
«Мечтанья с глаз до- лой,
и спала пелена».
Анализ IV действия.
Смысл заглавия коме- дии. Оценка комедии
в статье И. А. Гончаро-ва
«Мильон терзаний»
|
Проследить, как разрешаются личный и социальный кон-фликты героя. Показать трагедию Чацкого и его нравственную победу над фа-мусовским обществом. Дать понятие о типическом герое.
Раскрыть смысл названия произ- ведения. Познакомить с критической
оценкой пьесы в этюде
«Мильон терзаний» И. А. Гончарова
|
С. 115-117,
119-121
|
Выполнить одно из заданий на с. 116 и задание 2 (с.
122)
|
19
|
А. С. Пушкин. Жизнен- ный и творческий путь поэта
|
Обобщить и расширить знания
учащихся о жизни и творчестве А. С. Пушкина. Показать многогранность его творчества. Определить значение наследия Пушкина в истории русской литературы
|
С.
122-150
|
Выполнить задание 2 (с. 151)
|
20
|
«Дружеская» лирика А. С. Пушкина.
«19 ок- тября», «К Чаадаеву»,
«Во глубине сибирских руд…»
|
Познакомить учащихся с особенностями дружеской лирики поэта, показать ее связь
с вольнолюбивыми мотивами
|
С.
134-136
|
Выполнить зад 1, 2
(с. 139).
Выучить наизусть одно из стихотворе-
ний: «19 октября»,
«К Чаадаеву», «Во глубине сибирских
руд…». Выполнить задания 5—12 (по выбору)
|
21
|
Любовная лирика А. С. Пушкина. «Я помню чудное мгно-венье…», «На холмах Грузии…», «Я вас любил…»
|
Раскрыть красоту,
благородство, искренность чувств поэта;
разви- вать высокие эстетические чув- ства, идеалы красоты и гармо-
нии; углубить представление об интимной лирике, психоло-гизме пушкинских стихотворений
|
С.
133-141
|
Выполнить одно из заданий (по вы- бору): 3
(с. 139), 4
(с. 136), 3 (с. 143).
Прочитать стихо- творения «Брожу ли я
вдоль улиц шумных…», «Вновь
я посетил…», «Дар напрасный,
дар случайный…». Выу- чить наизусть одно из стихотворений:
«Я помню чудное
мгновенье…», «На холмах Грузии…», «Я вас любил…»
|
22
|
Философская лирика А. С. Пушкина.
«Брожу ли я вдоль улиц шум- ных…»,
«Вновь я посе- тил…», «Дар напрасный, дар случайный…»
|
Показать закономерность появ- ления в лирике Пушкина философских мотивов, пояснить пушкинское восприя-тие смысла человеческого существования
|
С.
143-145
|
Выполнить зад 4 (с.
146). Прочитать стихотворения
«Поэт»,«Про-рок», «Поэт и толпа»,
«Я памят- ник себе
воздвиг нерукотворный…»
|
23
|
Пушкин о назначении поэта и поэзии.
«Про- рок», «Поэт», «Поэт и толпа», «Я памятник себе воздвиг неруко-
творный…»
|
Помочь учащимся понять тра- гизм положения поэта в обще- стве в последние
годы жизни. Показать глубину
пушкинского понимания роли поэзии
и поэта в жизни общества; осмыслить пуш-кинскую идею
о бессмертии
человека-творца
|
С.
146-148
|
Выполнить зада- ния 1-3 (с. 148-149). Прочитать
главы 1 и
2 романа
«Евгений Онегин»
|
24
|
Творческая история ро- мана
в стихах «Евгений Онегин». Онегин в Пе- тербурге
и в деревне; анализ глав 1 и 2
|
Выявить исторические предпосылки
создания романа. Сформировать общее представление о содержании и развитии сюжета
произведения.
Охарактеризовать систему цен-ностей Онегина, особенности становления его характера, показать типичность образа
Евгения Онегина -
|
С. 152-161, 169-172
|
Выполнить одно из заданий 1, 2 (с. 158),
1, 2 (с. 172)
(по вы- бору). Прочитать главы 3 и 4 романа
|
25
|
«Татьяна, русская
душою…» Анализ глав 3 и 4
|
Сформировать у учащихся пред-
ставление о пушкинском
идеале русского человека. Показать авторское отно-шение к Татьяне через различные приемы создания ее образа. Дать понятие о ре- алистических принципах
изображения жизни
и об их отличии от романтических
|
С. 169-172, 176-181
|
Выполнить зада- ние 4 (с.
172) или 5
(с. 179). Прочитать
главы 5 и
6 романа
|
26
|
«Убит приятельской рукой!» (образ Ленского). Анализ глав 5 и 6
|
Продолжить знакомство с романом и его
героями, в ходе
сравнительной характеристики показать своеобразие характера Ленского,
сходство и различие двух типов дворян пушкинской поры, связь
обоих образов с
лирическим миром автора
|
С. 169-172,
174-175
|
Выучить наизусть два отрывка из
романа. Выпол- нить задания 4—6
(с. 176).
Прочитать
главы 7 и 8 романа
|
27
|
Характеристика дворян-ства в романе. Анализ глав 7 и 8. Образ автора
в
романе. Оценка романа
в критике
|
Показать энциклопедичность содержания романа, масш-табность нравственно-фило-софской
проблематики. Про-анализировать роль лири-ческих отступлений.
Дать характеристику образа автора в романе. Познакомить уча- щихся с оценкой
романа в критике
|
С. 165-168, 182-186
|
Выучить наизусть одну из пейзажных зарисовок в рома- не.
Выполнить за- дания 1, 2 (с. 186),
1 (с. 168)
|
28
|
М. Ю. Лермонтов. Очерк жизни и творчества. Ос- новные темы и мотивы
лирики М. Ю. Лермон- това
|
Сформировать представление
о взаимообусловленности фак- тов реальной и творческой био- графии М. Ю. Лермонтова. Обобщить и расширить
представления учащихся об основных темах и мотивах
лермонтовской лирики
|
С.
186-205
|
Выполнить зад 1, 2-4 (с. 204) (по выбору). Про- читать стихотво- рения «Родина»,
«Когда волнуется желте-ющая нива…», «Прощай, немытая Россия…»,«Дума»,
«Как часто, пестрою толпою окружен…»
|
29
|
Родина и современники в
поэзии М. Ю. Лермон- това. Анализ стихотво- рений «Родина», «Ког- да волнуется желтеющая нива…», «Прощай, немы-
тая Россия…», «Дума»,
«Как часто, пестрою тол- пою окружен…»
|
Показать эволюцию лири-ческого «я» в ранней
и зрелой лирике Лермонтова, усиление реалистических тенденций в творчестве поэта в 1830-е гг. Помочь осознать
трагич-ность мировосприятия поэта
|
С.
196-202
|
Выполнить пись- менно
задания 4
(с. 199), 3 (с. 202)
(по выбору). Выу- чить одно стихотво- рение наизусть
|
30
|
Тема поэта и поэзии в
лирике М. Ю.
Лермон- това
|
Показать своеобразие трактовки темы поэта и
поэзии в творчестве М. Ю. Лермонтова, сравнить ее с аналогичной темой в творчестве А. С.
Пушкина. Познакомить учащихся с мнением В.
Г. Белинского о лирике
М. Ю. Лермонтова
|
С.
191-205
|
Выполнить зада- ния 1, 2 (с. 205—
206) (по выбору).
Выучить
одно сти- хотворение наизусть
|
31
|
Роман «Герой нашего
времени»: сюжетно-ком- позиционное и жанровое своеобразие
|
Дать понятие об особенностях русского реалистического психологического романа, о его жанровом и композиционном своеобразии.
Показать идейно-тематическую связь романа и лирики М. Ю. Лермонтова
|
С.
205-212
|
Выполнить зада- ния 1—4 (с. 208).
Прочитать
повести
«Бэла» и «Максим Максимыч»
|
32
|
«Странный человек» Печорин.
Анализ частей
«Бэла» и «Максим Мак- симыч»
|
Рассмотреть место и значение каждой из анализируемых пове- стей в романе; проследить, как на фоне жизни
простых людей резко выступает противоре-чивость Печорина. Углубить представление о литературном типе
|
С.
213-222
|
Прочитать повесть
«Тамань», ответить на вопросы по по-
вести (с. 223)
|
33
|
Печорин в «кругу
чест- ных контрабандистов». Анализ повести «Та-
мань»
|
Рассмотреть место и значение по- вести в раскрытии образа глав- ного
героя. Углубить представления учащихся о приемах создания образа
|
С.
213-222
|
Прочитать повесть
«Княжна Мери»
|
34
|
«История жизни Пе- чорина,
написанная им самим». Анализ
повести
«Княжна Мери»
|
Обобщить представления об ос- новном конфликте романа, выя- вить
причины его возникновения
|
С.
213-222
|
Прочитать повесть
«Фаталист». От- ветить на вопросы (с. 223)
|
35
|
«…Я всегда смелее иду вперед, когда не знаю,
что меня ожидает» (по- весть «Фаталист»). Оценка романа В. Г. Бе-
линским
|
Помочь учащимся
понять, почему роман завершается этой новеллой. Выявить авторское отношение к
своему герою, раскрыть причины трагедии
Печорина. Проанализировать высказывания В. Г. Белинского о романе «Герой нашего
времени»
|
С.
224-225
|
Выполнить задания 1 (с. 225), 3, 4
(с. 224)
|
36
|
Контрольное сочинение -рассуждение по творчеству А. С. Пуш-
кина и (или) М. Ю. Лер-
монтова
|
Проверить умение строить письменное продуктивное выска-зывание, уместно использовать цитаты, аргументировать свою точку зрения, делать выводы, организовать текст компо-зиционно
|
|
|
37
|
Н. В. Гоголь. Очерк жизни и
творчества. Творческая история и жанровое своеобразие повести «Шинель»
|
Познакомить с основными этапами жизни и творчества Н. В. Гоголя, показать его роль в развитии русской литературы; изучить историю создания повести «Шинель», определить своеобразие сюжета и композиции
|
С.
226-233
|
Ответить на
вопрос 1 (с. 230), по желанию выпол- нить задания 2
(с. 230), 1 (с.
233)
|
38
|
Н. В. Гоголь. «Ши- нель». История «ма- ленького человека» Ака- кия Акакиевича
|
Показать своеобразие трактов-
ки темы «маленького человека»
в повести, способы создания враждебного Акакию Ака-киевичу Петербурга;
опре-делить роль гротеска в повести
|
С.
230-234
|
Выполнить задание 6 (с. 233) или 2
(с. 234) (по выбору)
|
39
|
Литература XX в.
(обзор)
|
Ознакомить учащихся с обще- ственно-историческими условия ми развития русской литературы в ХХ в. Дать представление об основных
художественных на- правлениях в
русской литературе ХХ в. Проследить эволюцию традиционных художествен-ных направлений
(романтизм, реализм). Познакомить с основными идеями модер-низма как нового на- правления
в литературе нача- ла ХХ в.
|
С.
235-244
|
Выполнить устно задания
1-3, по желанию задание 4 (с.
244). Подго- товить сообще- ния о реализме,
модернизме как литературных на- правлениях
|
40
|
А. И. Куприн. Очерк жизни и
творчества. По- весть «Гранатовый брас- лет». Дом князя Шеина
|
Ознакомить учащихся с яркими
страницами жизни и творчества
писателя. Изучить атмосферу дома Шеиных. Обратить внимание учащихся на пейзажные зарисовки в
рассказе. Выявить роль образа Анны в раскрытии характера главной героини
|
С.
245-251
|
Выполнить зада-
ния 1 (с. 246), 2
(с. 251).
Составить цитатные характе-
ристики Веры Ни- колаевны и Анны Николаевны
|
41
|
Мастерство А.
И. Купри- на в изображении харак-
теров. Символический смысл
названия рассказа
|
Показать мастерство А. И. Ку-
прина в изображении
характеров (психологизм, символика
детали). Выявить своеобразие преломле- ния темы
социального неравен- ства в рассказе
|
С.
247-251
|
Прочитать рас- сказ
А. Платоно-
ва «В прекрасном и яростном мире» и материал учебного пособия
|
42,43
|
А. П. Платонов «В пре- красном и
яростном мире». Проблема сча- стья и
смысла жизни в рассказе
|
Раскрыть основную мысль
произведения, показать слож-ность характеров героев рассказа. Охарактеризовать
героев в свете
авторского признания: «Человеком быть — редкость и праздник»
|
С.
252-255
|
Выполнить одно из
заданий 6-8
(с. 256).
Подгото- вить сообщение об одном из
поэтов второй половины
ХХ в., прочитать его стихотворения, названные в учеб- ном пособии
|
44,45
|
Поэзия второй поло- вины ХХ в. Поэтиче-
ская летопись времени. Стихотворения
Е. Ев- тушенко, Б. Чичибаби- на, А. Вознесенского, Б. Окуджавы и др.
|
Дать проблемно-темати-ческую
и жанрово-стилевую характеристику
поэзии второй половины ХХ в. Познакомить с творчеством ярких и талантливых поэтов, сы- гравших большую роль
в сохранении духовно-нравственных
идеалов
|
С.
256-269
|
Выполнить задания, связанные с творче- ством одного из по-
этов (с. 269-270).
Выучить 1-2 сти- хотворения наи- зусть
(по выбору учащихся).
Прочитать гла- вы 1-7 повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…»
|
46
|
Б. Васильев: слово о пи- сателе. Женщина на войне в
повести «А зори здесь
тихие…». Образы девушек-зенитчиц
|
Показать осмысление Великой Отечественной войны
в послевоенной прозе.
Про-анализировать образы деву-шек-зенитчиц; выявить лиризм и психологическую
глубину в изображении героев повести
|
С.
271-278
|
Прочитать гла- вы 8-14, эпилог. Выполнить задание 1, по
желанию зада- ние 7 или 8 (с. 278)
|
47
|
Героизм старшины Ва- скова. Смысл
названия повести. Черты «лейте- нантской прозы» в по- вести «А зори здесь
ти- хие…»
|
Проанализировать образ стар- шины Васкова, помочь учащимся увидеть его нравственную глуби-
ну. Раскрыть смысл названия по- вести. Ознакомить учащихся с ее кинематографическими интер-
претациями. Познакомить с по-
нятием «лейтенантская проза», найти ее черты
в повести «А зори
здесь тихие…»
|
С.
272-279
|
Прочитать рассказ В. М. Шукшина
«Обида». Подгото-
вить выразительное чтение по ролям
эпизодов
рассказа
|
48,49
|
В.
М. Шукшин «Обида» Своеобразие творческого
метода писателя
|
Дать представление о масштабе
личности и таланта В. М. Шукшина. Раскрыть смысл
названия рассказа «Обида», показать значение
обиды как чувства, поднимающего со дна
человеческой души все темное и
страшное. Раскрыть социальные и
нравственные проблемы в рассказе.Показать
мастерство Шукшина в создании
литературного типа
|
С.
280-284
|
Выполнить за-
дания (по
выбору): 3 (с. 283), 1, 2
(с. 284).
Прочитать
повесть В.
Г. Распу-
тина «Пожар»
|
50,51
|
В. Г. Распутин «Пожар».
Размышление о
совре-меннике и его жизни
|
Раскрыть глубину и остроту социальных и нравственных проблем,
которые поднимает в повести писатель
|
С.
285-288
|
Прочитать повесть А. Азимова «Двух-сотлетний человек». Выполнить задания 1—5 (с.
288)
|
52
|
А. Азимов. «Двухсот- летний человек». Глав- ные
проблемы челове- ческого бытия
в научно- фантастической повести
|
Ознакомить
учащихся с развитием жанра научно-фантастической литературы. Раскрыть главные
проблемы, затрагиваемые в повести (человечность, свобода, сущ- ность жизни и
смерти)
|
С.
289-294
|
Выполнить одно из заданий по
выбору: 2 (с. 292) или 4—6
(с. 294)
|
53
|
Повторение. Систематизация знаний
по теории и истории ли- тературы
|
Систематизировать знания уча- щихся об основных периодах рус-
ской литературы, о харак-терных особенностях литера-турных направлений, взаимо-связи русской и белорусской литератур
|
С.
295
|
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий