Д.И.Фонвизин – «сатиры смелый властелин». Комедия «Недоросль»


Учитель русского языка и литературы
                                                    Лаворенко В.С.

Цели:
1. Создать условия для знакомства учащихся с личностью Фонвизина, дать краткие сведения о Д. И. Фонвизине, его роли в развитии русской литературы и театрального искусства, о работе над комедией, о философской и нравственной основе произведения;
выявить читательское восприятие комедии учащимися;
повторить роды литературы и углубить знания учащихся об особенностях драмы;
познакомить учащихся с особенностями классической комедии;
2. создать условия для реализации индивидуальных творческих умений и навыков учащихся; формировать логические мыслительные операции (сравнение, обобщение, выделение главного), связную устную речь,
способствовать обогащению словарного запаса учеников;
3. создать условия для формирования устойчивого интереса к творчеству Д.Фонвизина;
побуждать учеников к самовоспитанию и самосовершенствованию.

Тип урока: формирование новых знаний

Опережающие задания:
  1. прочитать комедию «Недоросль»,
  2. творческой группе подготовить сообщение (презентацию) об основных этапах жизни Д.И.Фонвизина,
  3. творческой группе подготовить инсценирование эпизода комедии.
                                                        Ход урока
Волшебный край! Там в стары годы,
Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы…                                                                                                              
А.С. Пушкин «Евгений Онегин»


                                                                                                   Сатирик превосходный
                                                                                 Невежество казнил в комедии народной..                      
                                                                                            А.С. Пушкин. «Послание к цензору»

I.                   Организационный момент. Психологическая настройка на урок.
II.                Реализация домашнего задания. Инсценирование эпизода комедии.

Учитель: Мы начали наш урок с фрагмента комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». Примитивный мир Простаковых вызывает смех. Но автор «уже не шутит, не смеётся, а негодует на порок и клеймит его беспощадно; если же и смешит зрителей, то и тогда внушаемый им смех не развлекает от впечатлений глубоких и прискорбных…» (П. А. Вяземский).                                                                                                                                                                     Писатель, о жизни и творчестве которого мы сегодня будем говорить, -  один из родоначальников “великолепнейшей и, может быть, наиболее социально-плодотворной линии русской литературы-линии обличительно-реалистической” (Горький М.), сатирик и комедиограф 18 века, прокладывавший путь для реалистической комедии 19 века.                                                                                                                            А поводов для горького смеха было достаточно в российской действительности того времени.
III.             Объявление темы урока, целей. Работа с эпиграфом.

Словарная работа:
Сатира – уничтожающий смех над общественно вредными, порочными явлениями.
Ребятам даётся задание:                                                                                                                                             -Вы - учитель. Исходя из темы урока, сформулируйте цели, которые вы должны достигнуть в итоге проведённого занятия.
Учащиеся понимают, что предметом сегодняшнего разговора будет комедия Д.И.Фонвизина «Недоросль». Они должны познакомиться с личностью Фонвизина, выяснить, что способствовало тому, что Пушкин так высоко оценил творчество Фонвизина, назвав его сатириком превосходным.
Видеофильм
Биография Фонвизина тесно связана с политической и литературной борьбой эпохи.
IV. Сообщение творческой группы. Презентация «Основные факты биографии Д.И.Фонвизина».                                                                                                                              Учащиеся составляют конспект
- Какие факты из биографии писателя показались вам наиболее интересными?
V. Актуализация знаний.
Литературная деятельность Фонвизина начинается в 60-е годы ХYIII века. Ряд наших уроков был посвящён изучению литературы ХYIII века.
- Назовите ведущее литературное направление этой эпохи.                                                                                      - Что такое литературное направление? Внимание на экран.                                                                         - Какую информацию вы получили из этой таблицы?                                                                                 - В связи с чем выделяются литературные направления? (при совпадении творческих установок, тематики, жанров и стиля в творчестве писателя)                                                                -  Перечислите названные литературные направления.
- Д.И. Фонвизин – представитель классицизма.
-Что вам известно о классицизме?
- Когда появилось это литературное направление? Что означает название?
-Что характерно для этого литературного направления?  Работа с таблицей.
-Распечатка этой таблицы у вас на партах. Это карточка №1. В дальнейшем вы можете использовать её как справочный материал.

-Вспомним роды литературы. К какому роду литературы относится прочитанное вами произведение Фонвизина?

Работа с карточкой.
- Каковы особенности драматического произведения? У каждого из вас есть карточка №2, где указаны особенности драмы. Но в карточке есть ошибки. Исправьте их.

- Итак, каковы особенности драмы? (проверка работы с карточками. Внимание на экран)
- Каким жанром классицисты считали комедию? (низким)
- Почему? (низкие герои, живая жизнь («низкая»), будничные, низкие страсти)
В 18 веке комедия была очень популярна. Из 334 театральных пьес, шедших на русской сцене во второй половине 18 века, было 188 комедий, 52 трагедии, 39 драм, 32 комические оперы. Комедий было больше половины.
-  Почему? (комедия была теснее связана с жизнью, могла реальнее отразить общественно-политические проблемы)

VI. Усвоение  нового материала.
- Классическая комедия строилась по определённым канонам (слайд   презентации)
Работа с карточкой 3.
- Нам предстоит выяснить, придерживается ли Фонвизин этих правил в своей комедии.
( нужно заполнить вторую часть таблицы)

Работа с названием.
-Но прежде объясним название комедии и познакомимся с действующими лицами.

-  Кого в 18 веке называли недорослем?
Недоросль в России в XVIII веке: молодой дворянин, не достигший совершеннолетия, не получивший документа об образовании  и не поступивший ещё на государственную службу;                                                                                                                                                                 перен. — глуповатый юноша-недоучка (разг. ирон.).
По установленному при Петре I и императрице Анне Иоанновне порядку каждый семилетний мальчик-дворянин был обязан явиться в Герольдмейстерскую школу-контору Сената, сказать, сколько ему лет, чему он учился, где служили его родители, предки, сколько крепостных душ у его родителей. Затем “недоросля”, как называли тогда мальчиков, отпускали домой. Через пять лет, на “втором смотре”, ребёнок должен был уже уметь читать и писать. После этого его отправляли на военную или гражданскую службу, разрешая оставаться дома только в том случае, если родители обязывались обучать сына иностранному языку, арифметике, Закону Божьему. В пятнадцать лет юноша являлся на новый смотр, и его либо определяли в учебное заведение, либо брали подписку, что он выучится географии, истории и военно-инженерному делу.
- Какие особенности имён персонажей обращают на себя внимание? Можно ли фамилии и имена назвать говорящими?                                                                                                                    (Да. Митрофан от греч. «подобный матери»,                                                                                                                      Софья –от греческого  «мудрость»,
Простаковы  от слова «простак» - недалёкий человек, глупец,
Правдин от слова «правда»,
Стародум – думающий по-старому, т.е. придерживающийся старых традиций,
Милон от слова «милый»,
Скотинин – не столько фамилия, сколько характеристика.
Имена учителей Митрофана тоже полны комического смысла( Цыфиркин, Вральман, Кутейкин).

VII.  Беседа.
- Вы прочитали комедию. Каковы ваши впечатления от комедии? Что вам понравилось? Что вас возмутило? Что поразило? Какие сцены вам запомнились?

Работа с иллюстрациями.  Подберите цитаты из комедии к данным иллюстрациям.(Слайды)

- Уже с первых страниц комедии разгорается конфликт. Что такое конфликт в произведении?

Конфликт – противоборство, противоречие между изображёнными в произведении действующими силами: характерами, характером и обстоятельствами.
(иллюстрация 1)
- Между кем происходит столкновение в первом явлении? (между Простаковой и Тришкой)
- Какой фразой Простакова думает загнать Тришку в тупик? И как Тришка парирует эту реплику? («Так разве необходимо надобно быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошехонько. Экое скотское рассуждение. – Да ведь портной-то учился, сударыня, а я нет»).
- Понимает ли Простакова важность и необходимость просвещения?
- Зачем же она нанимает учителей? (во-первых, она заявляет: «Мы же не хуже других», во-вторых, существует указ Петра 1 о дворянстве, по которому каждый дворянин должен был научиться разным наукам, прежде чем поступить на государственную служб, так как образованные люди могут принести больше пользы государству)
(иллюстрация 2)
- Про экзамен Митрофана сказано, в этой сцене происходит столкновение истинного просвещения и воинствующего невежества. Согласны ли вы с этим? Почему?
(иллюстрация 3)
- Каковы взаимоотношения между Простаковыми?
(иллюстрация  4)
-Что привело Простакову к катастрофе?

Учитель: Более 200 лет продолжается жизнь бессмертной комедии. Посмотрите фотографии сцен из спектакля «Недоросль». Совпало ли ваше первоначальное представление о героях пьесы с тем, что вы увидели?

 Заключительное слово учителя
Сегодня мы познакомились с Д.И. Фонвизиным, сделали первую попытку проникнуть в тайны его бессмертной комедии «Недоросль». Разговор о её героях, о проблемах, поднятых автором, мы продолжим на следующих уроках. Ибо это произведение  требует внимательного прочтения.
   «Русская комедия начиналась задолго ещё до Фонвизина, но началась только с Фонвизина. Его «Недоросль» и «Бригадир» наделали страшного шума при своем появлении и навсегда останутся в истории русской литературы, если не искусства, как одно из примечательнейших явлений. В самом деле. Эти комедии суть произведения ума сильного. Человека даровитого».
Так высоко оценил творчество Фонвизина   В.Г. Белинский в статье «Горе от ума».
IХ. Подведение итогов урока.                                                                                                                           - Как вы понимаете слова В.Г.Белинского?
- Что вы можете сказать о роли Д.И.Фонвизина в развитии русской литературы и театрального искусства?
Составление синквейна по теме урока.
Х. Рефлексия.                                                                                                                                    Закончи фразы:
1.      Я не знал(а), что…
2.    Во время работы на уроке                                                                                                                                                 мне понравилось…                                                                                                                                              я понял(а)…                                                                                                                                       я узнал(а)…
Оценивание.
Домашнее задание:
 1. повторить теоретический
материал                                                                                                  
 2. заполнить таблицу                                                                                                                            
3. установить, кому принадлежат
фразы:                                                                                              
«Не хочу учиться, хочу жениться»,                                                                                                       
«Вот злонравия достойные плоды!»,                                                                                                                                         
«Я друг честных людей. Это чувство вкорено в моё воспитание»,                                                          «Люди не одному богатству, не одной знатности завидуют: и добродетель также своих завистников имеет»,                                                                                                                                                              «Ваши наставления, дядюшка, составят всё моё благополучие. Дайте мне правила, которым я последовать должна. Руководствуйте сердцем моим. Оно готово вам повиноваться»    


“Не хочу учиться, хочу жениться?” (Митрофан)
“Вот злонравия достойные плоды!” (Стародум)
“Я друг честных людей. Это чувство вкорено в моё воспитание” (Стародум)
“Без наук люди живут и жили.” (Простакова)
“Люди не одному богатству, не одной знатности завидуют: и добродетель также своих завистников имеет.” (Стародум)
“Ваши наставления, дядюшка, составят всё моё благополучие. Дайте мне правила, которым я последовать должна. Руководствуйте сердцем моим. Оно готово вам повиноваться.” (Софья)



Комментариев нет:

Отправить комментарий