Семейная трагедия отца и сына в рассказе В.Г.Короленко "Дети подземелья"


Урок русской литературы в 5 классе
Тема: Семейная трагедия отца и сына в рассказе В. Г. Короленко «Дети подземелья»
Цели: выявить социальные контрасты и их восприятие детьми; раскрыть причины семейной трагедии, ее переживание Васей и отцом. Дружба и привязанность детей друг  как душевная потребность и спасение от одиночества; вызвать переживание и со­переживание, горячее со­чувствие к Васе и его отцу. Стимулировать дискусси­онные моменты, предла­гать проблемные вопро­сы, исследовать мотивы поступков героев и их по­следствия
Ход  урока.
…лучше иметь в груди кусочек
человеческого сердца вместо холодного камня.
В. Г. Короленко
1.Организационный  момент. Сообщение  темы  и  целей  урока.
2. Актуализация  предыдущих  знаний, умений  и  навыков.
    Проверка  домашнего  задания.
1. Объяснение понятия нравственности.
– Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы (из “Толкового словаря русского языка “Ожегова”).
2. Постановка проблемного вопроса.
– Всегда ли “дурное общество” может отрицательно повлиять на человека?
3. Подведение к проблемной ситуации.
– Старый Януш не один раз говорил Васе, что Вася “сын таких почтенных родителей” и в “дурном обществе”.
Что же такое из себя представляет это “дурное общество”?
Сделал ли Вася что-либо дурное за время общения с “детьми подземелья”? (Мальчик обманывал отца, когда тот спрашивал, где сын гулял. Вася выпросил куклу у Сони для Маруси и в тайне от отца отнес игрушку). Найти и зачитать эпизод с куклой.
Прав ли отец, обвиняя сына в воровстве?
4. Психологическая установка и постановка проблемной задачи
– Глубже понять мотив таких поступков Васи нам поможет следующая работа.
Египтяне, японцы и китайцы верили, что все имеет свою душу: каждый камень, цветок, песчинка и т.д.
Попробуем и мы с вами представить, что вещи ожили на страницах нашей книги и заговорили. Пусть кукла, взятая (а, по словам отца, украденная) Васей у Сони, расскажет нам сначала о Соне (готовит 1 группа), потом о Васе (2 группа) и, наконец, о Марусе (3 группа). Это должна быть доверительная история-переживание, рассказанная от лица куклы.
Итак, с кем, по словам самой куклы, ей было приятнее всего находиться?
– Была ли другая возможность у Васи получить куклу для Маруси, например: попросить у отца? Попробуйте составить такой диалог между отцом и сыном (задание каждой группе).
– Таким образом, какие черты характера проявляются у мальчика в истории с куклой?
5. Вывод.
– Вася познакомился с абсолютно новым для него миром, который перевернул всю его жизнь. Что мальчику открылось в новом для него мире? (Существование нищих. Осознание того, что его новые друзья – нищие)
– Зачитайте этот эпизод с.60– 61.
– Что Вася нового открыл в самом себе? (Чувство сострадания, верность данному слову, радость дружбы)
– Что нового открылось мальчику в собственном отце, которого он, оказывается, совсем не знал?
– Итак, каким образом, “дурное общество” повлияло на становление личности Васи.
6. Рефлексия.
– Продолжите фразу “ Человек – это звучит гордо, потому что настоящий человек честен…”.
Работа в парах.
А теперь разгадайте кроссворд по содержанию повести. Разгадав его, вы прочтете по вертикали зашифрованное в нем ключевое слово, которое ярко характеризует отношение Васи к отверженным детям.
Чувство, которое испытывает Вася, глядя на Марусю. (Грусть.)
Должность отца Васи. (Судья.)
  1. Самое красивое здание в Княж-городке. (Тюрьма.)
  2. Что скрасило последние дни умирающей Маруси? (Кукла.)
  3. Место, где состоялось знакомство Васи с Валеком и Марусей. (Часовня.)
  4. Чувство, которое испытывает Вася в родном доме . (Одиночество.)
  5. Место, где жили Валек и Маруся. (Подземелье.)
  6. Дерево, которое росло перед входом в подземелье. (Черемуха.)
  1. Учащиеся читают ключевое слово гуманизм. Учитель дает толкование лексического значения этого слова.
Гуманизм – гуманность, человечность, человеколюбие.
Слово учителя
Вася живет по законам своего сердца, и он откликается на сердечное участие, тепло и внимание тех, кого называют “дурным обществом”. Однако социальное положение этих людей не закрывает от него их душевных качеств: искренности, простоты, доброты, стремления к справедливости. Именно здесь, в “дурном обществе”, Вася находит настоящих друзей и проходит школу истинного гуманизма.
10. Почему Валека и Марусю нельзя назвать “дурным обществом” для Васи?
7. Домашнее задание. Стр. 135-173, зад. на стр. 173. Пересказ эпизодов (выборочный, близко к тексту)
– Мои вопросы Васе – герою “Детей подземелья”. Составить несколько вопросов, с которыми вы хотели бы обратиться к герою.
8. Итог урока.         

Комментариев нет:

Отправить комментарий