Понятие о тексте. Основные признаки текста, 5 класс


Урок русского языка в 5 классе
Тема: Понятие о тексте. Основные признаки текста
Цель:
-актуализация и расширение знаний учащихся о тексте, основных его признаках;
-формирование умений определять и доказывать наличие в тексте основных признаков;
- совершенствование речевых умений учащихся;
- развитие умения сотрудничать в паре.
Ход урока
I. Организационный момент. Мотивационное начало.
-Ребята, на доске вы видите пословицу:  Яркое слово – пища душе.
-Как вы понимаете ее смысл?(Речь наша должна быть яркой, грамотной. Красивая речь радует душу. Красочные слова приятно слушать. Нужные слова воспитывают человека)
-Как вы думаете, должны мы с вами уметь говорить ярко, красиво, грамотно?
 (Конечно, ведь наша речь показывает владение языком, умение пользоваться словарным запасом).
II. Актуализация знаний учащихся.
Определение темы и цели урока.
-Восстановите логическую цепочку слов:
Предложение, звук, слово, словосочетание.
(Звук, слово, словосочетание, предложение)
-Обратите внимание на цепочку, она не закончена. Как вы думаете, какая единица языка должна быть следующей? Почему она является завершающей в этой цепочке? (В этой цепочке завершающим словом будет «текст», потому что это самая большая единица языка)
-Как вы думаете, какова будет тема нашего урока? (Текст)
Знакомство с новым материалом
-А что такое текст, дайте этому термину определение, прочтите в параграфе?
(Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически)
-Тема нашего урока «Понятие о тексте. Основные признаки текста».
-О каких признаках текста мы прочли?
(В тексте предложения связаны по смыслу; все предложения в тексте объединены одной темой и основной мыслью; у текста есть название; текст состоит из 3 частей: начало, основная часть, концовка)
III. Работа по теме урока
1.Работа с деформированным текстом (работа в парах).
-Прочитайте предложения. Можно ли назвать это текстом? Восстановите текст.
Он назвал всякое действие и сост…яния. Человек нашел слова для всего, что обн…ружено им во Вселенной. Он определил словами свойства и качества всего, что его окружа…т. Какое же это необ…ятное, неисч…рпаемое море – человеческая речь!
-Что вы сделали для этого?(Расставили предложения по порядку).
-Озаглавьте получившийся текст. (Слово. Человеческая речь)
-Докажите, что это текст. (Предложения связаны по смыслу, они объединены одной темой и основной мыслью. Есть название. Композиция: начало, основная часть, концовка)
-Объясните орфограммы в словах, запишите слова, обозначая орфограммы.
2.Работа с учебником. Упражнение 223.
-Выразительно прочитайте текст. Озаглавьте его. Определите тему. (Родной язык. Русский язык)
-Найдите предложение, отражающее идею текста. (Это один из самых богатых и красивых языков мира)
-Устно закончите текст.
3.И.С.Тургенев. Стихотворение «Русский язык»
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
-К какой группе языков относится русский язык?(К славянской группе)
-К какой ветви славянских языков относится русский язык? И какие еще славянские языки входят в эту группу? (К восточной группе славянских языков. Украинский и белорусский)
-Запишите первое предложение текста. Выполните синтаксический разбор. (Работа выполняется на доске и в тетрадях)
IV. Физкультминутка.


Дружно встали. Раз! Два! Три!
Мы теперь — богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво;
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
Буквой «л» расставим ноги.
Точно в танце — руки в боки.
Наклонились влево, вправо.
Получается на славу!
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.


V. Закрепление темы урока.
Составление текста на заданную тему «75-летие Великой Победы», соблюдая все критерии текста.

9 мая наша страна отметит 75-летие Великой Победы. И мы, учащиеся Кочищанской школы, не останемся в стороне.
Мы придем на митинг с портретами своих прадедов, которые были фронтовиками. На митинге вспомним погибших и пожелаем здоровья ветеранам.
Пока мы помним прошлое, у нас есть будущее.
VI. Подведение итогов урока.
1.     Выполнение теста «Верные и неверные высказывания».
Отметьте неверные высказывания:
- текст состоит из предложений;
- к тексту нельзя придумать заглавие;
- все предложения в тексте имеют границы;
- предложения в тексте не имеют определенной последовательности;
- в тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится;
- текст можно разделить на части;
- каждая часть текста записывается с красной строки.
2. Самостоятельная работа
(1) В основу этой системы входят ценности, которые данный человек считает важными и необходимыми. (2)Это система правил поведения личности, прежде всего, отвечающая на вопрос: что хорошо, а что плохо, что добро, а что зло. (3)Что такое нравственность? (4) Как правило, среди таких ценностей жизнь человека, счастье, семья, любовь, благосостояние и другие. (5) Каждый человек при оценке своего поведения, поведения других людей пользуется этой системой правил.
Выполните задания по тексту.
1.     Расположите предложения в правильном порядке, чтобы получился текст.
2.     Выпишите из текста антонимы.
3.     Выпишите слова с разделительным мягким знаком.
4.     Выпишите грамматическую основу 5 предложения.
5.     Выпишите однокоренные слова
6.     Подберите синонимы к слову доброта.
ПРОВЕРКА
1). 3, 2, 5,1,4
2). Хорошо – плохо, добро – зло.
3).  Счастье, семья
4). Человек пользуется
5)  Добро – доброта
6)  Забота, милосердие, сострадание, человечность.
VIII. Домашнее задание
§27,28, упражнение 221 (2 зад.)






























Комментариев нет:

Отправить комментарий