Урок русского языка в 5 классе
Тема:
Понятие о тексте. Основные признаки текста
Цель:
-актуализация и расширение знаний учащихся
о тексте, основных его признаках;
-формирование
умений определять и доказывать наличие в тексте основных признаков;
- совершенствование
речевых умений учащихся;
- развитие
умения сотрудничать в паре.
Ход урока
I. Организационный момент.
Мотивационное начало.
-Ребята, на
доске вы видите пословицу: Яркое слово – пища душе.
-Как вы
понимаете ее смысл?(Речь наша должна быть
яркой, грамотной. Красивая речь радует душу. Красочные слова приятно слушать.
Нужные слова воспитывают человека)
-Как вы
думаете, должны мы с вами уметь говорить ярко, красиво, грамотно?
(Конечно,
ведь наша речь показывает владение языком, умение пользоваться словарным
запасом).
II. Актуализация знаний учащихся.
Определение
темы и цели урока.
-Восстановите
логическую цепочку слов:
Предложение, звук, слово,
словосочетание.
(Звук, слово, словосочетание, предложение)
-Обратите
внимание на цепочку, она не закончена. Как вы думаете, какая единица языка
должна быть следующей? Почему она является завершающей в этой цепочке? (В этой цепочке завершающим словом будет
«текст», потому что это самая большая единица языка)
-Как вы
думаете, какова будет тема нашего урока?
(Текст)
Знакомство
с новым материалом
-А что такое
текст, дайте этому термину определение, прочтите в параграфе?
(Текст – это сочетание предложений, связанных по
смыслу и грамматически)
-Тема нашего
урока «Понятие о тексте. Основные признаки текста».
-О каких
признаках текста мы прочли?
(В тексте предложения связаны по смыслу; все
предложения в тексте объединены одной темой и основной мыслью; у текста есть
название; текст состоит из 3 частей: начало, основная часть, концовка)
III. Работа по теме урока
1.Работа с
деформированным текстом (работа в парах).
-Прочитайте
предложения. Можно ли назвать это текстом? Восстановите текст.
Он назвал всякое действие и сост…яния. Человек нашел
слова для всего, что обн…ружено им во Вселенной. Он определил словами свойства
и качества всего, что его окружа…т. Какое же это необ…ятное, неисч…рпаемое море
– человеческая речь!
-Что вы
сделали для этого?(Расставили предложения
по порядку).
-Озаглавьте
получившийся текст. (Слово. Человеческая
речь)
-Докажите, что
это текст. (Предложения связаны по
смыслу, они объединены одной темой и основной мыслью. Есть название.
Композиция: начало, основная часть, концовка)
-Объясните
орфограммы в словах, запишите слова, обозначая орфограммы.
2.Работа с
учебником. Упражнение 223.
-Выразительно
прочитайте текст. Озаглавьте его. Определите тему. (Родной язык. Русский язык)
-Найдите
предложение, отражающее идею текста. (Это
один из самых богатых и красивых языков мира)
-Устно
закончите текст.
3.И.С.Тургенев.
Стихотворение «Русский язык»
Во дни сомнений, во дни
тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о
великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не
впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы
такой язык не был дан великому народу!
-К
какой группе языков относится русский язык?(К
славянской группе)
-К какой ветви
славянских языков относится русский язык? И какие еще славянские языки входят в
эту группу? (К восточной группе
славянских языков. Украинский и белорусский)
-Запишите
первое предложение текста. Выполните синтаксический разбор. (Работа выполняется
на доске и в тетрадях)
IV. Физкультминутка.
Дружно
встали. Раз! Два! Три!
Мы теперь — богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво;
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
Буквой «л» расставим ноги.
Точно в танце — руки в боки.
Наклонились влево, вправо.
Получается на славу!
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
V. Закрепление темы урока.
Составление
текста на заданную тему «75-летие Великой Победы», соблюдая все критерии
текста.
9
мая наша страна отметит 75-летие Великой Победы. И мы, учащиеся Кочищанской
школы, не останемся в стороне.
Мы
придем на митинг с портретами своих прадедов, которые были фронтовиками. На
митинге вспомним погибших и пожелаем здоровья ветеранам.
Пока
мы помним прошлое, у нас есть будущее.
VI. Подведение итогов урока.
1. Выполнение
теста «Верные и неверные высказывания».
Отметьте
неверные высказывания:
-
текст состоит из предложений;
-
к тексту нельзя придумать заглавие;
-
все предложения в тексте имеют границы;
-
предложения в тексте не имеют определенной последовательности;
-
в тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится;
-
текст можно разделить на части;
-
каждая часть текста записывается с красной строки.
2. Самостоятельная работа
(1)
В основу этой системы входят ценности, которые данный человек считает важными и
необходимыми. (2)Это система правил поведения личности, прежде всего, отвечающая
на вопрос: что хорошо, а что плохо, что добро, а что зло. (3)Что такое
нравственность? (4) Как правило, среди таких ценностей жизнь человека, счастье,
семья, любовь, благосостояние и другие. (5) Каждый человек при оценке своего
поведения, поведения других людей пользуется этой системой правил.
Выполните
задания по тексту.
1.
Расположите
предложения в правильном порядке, чтобы получился текст.
2.
Выпишите
из текста антонимы.
3.
Выпишите
слова с разделительным мягким знаком.
4.
Выпишите
грамматическую основу 5 предложения.
5.
Выпишите
однокоренные слова
6.
Подберите
синонимы к слову доброта.
ПРОВЕРКА
1). 3, 2, 5,1,4
2). Хорошо –
плохо, добро – зло.
3). Счастье, семья
4). Человек
пользуется
5) Добро – доброта
6) Забота, милосердие, сострадание,
человечность.
VIII. Домашнее задание
§27,28,
упражнение 221 (2 зад.)
Комментариев нет:
Отправить комментарий