Гласные и согласные звуки. Алфавит


Урок русского языка в 5 классе.
Тема: Гласные и согласные звуки. Алфавит
Цели урока:
-дать понятие о гласных и согласных звуках;
-содействовать формированию представления об особенностях каждого разряда гласных и согласных звуков, развитие орфографической зоркости, речи,
-воспитывать внимательность, интерес к предмету, сплочённость, взаимоуважение.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Экспресс – опрос по пройденному «Вопрос другу» по пройденному материалу
-Синтаксическая пятиминутка.
Синтаксический разбор предложения Учитель объявил, что наш класс пойдет в поход.
-Сделайте это предложение с прямой речью и запишите.
-Словарно-орфографическая работа.
·         Телефон (аппарат, передающий звуки на расстоянии);
·         Микрофон (прибор для усиления голоса);
·         Диктофон (прибор для магнитной записи и воспроизведения устной речи);
·         Таксофон (аппарат для передачи звуков на расстояние за определенную норму оплаты);
·         Фонотека (собрание звукозаписей);
·         Фонограмма (магнитная лента, диск со звуковой записью);
·         Граммофон (аппарат, воспроизводящий звуки, записанные на пластинку);
·         Патефон (граммофон с рупором)
-Что общего у этих слов?
III. Введение в тему урока. Сегодняшний урок я хочу начать со сказки. Слушайте внимательно.
Сказка «Кому живется лучше?»
Как-то встретились в фонетическом царстве-государстве два звука и разговорились.
– Здравствуй, друг! Давай знакомиться! Я согласный звук. А ты кто?
– А я гласный. Как ты поживаешь?
Согласный отвечает:
– Плохо! Мне все мешают. На своем жизненном пути я встречаю одни преграды. Чтобы вырваться на волю, мне приходится преодолевать баррикады, которые устраивают мне зубы, губы и язык. Не жизнь, а сплошная борьба! Что уж тут хорошего? А как живешь ты?
Гласный восклицает:
– Прекрасно! На своем пути я не встречаю никаких преград. Я выхожу в мир свободно, открыто, вольно! Меня выносит, как на воздушной волне!
Мой голос слышен далеко-далеко. Я могу кричать «А-а-а!». С моей помощью люди аукаются в лесу, когда заблудятся. А ты? Тоже голосистый, наверное?
Согласный с унынием в голосе отвечает:
– Если бы! Голос у меня тихий, слабый, слышен плохо. Кричать я вообще не умею. А иногда голос вообще пропадает, из горла вырывается только свист, шипение и шум. Самое больное место у меня – это то, что я не могу петь. Я не музыкален. А ты?
Гласный восторженно:
– Я очень люблю петь! Я певучий, музыкальный! Некоторые песни, например, колыбельные, люди выводят иногда только на одном гласном. – Я и песня неразделимы.
Согласный:
– Какой ты счастливый и какой я несчастный! Я ничего не умею! Мне кажется, я никому не нужен!
-Подумайте и скажите, прав ли Согласный?
Попробуйте догадаться, о чем будет идти речь на сегодняшнем уроке?
Сколько гласных звуков? 6- а о у ы  и э + е е ю я
Сколько согласных звуков? 21- б в д ж з й к л м н п р с т ф х ц ч щ ш г
Как отличить гласный от согласного?
III. Объяснение новой темы. Составим таблицу и назовем ее «Звуки речи» (по тетради учащегося с опорами и алгоритмами Лаворенко В.С.)
IV. Закрепление.
А)Подчеркни в предложении буквы, обозначающие гласные звуки. (1в) Буквы, обозначающие согласные (2в). Возьми в рамку слова, в которых количество звуков и букв не совпадает. - взаимопроверка
Самое красивое на свете – это глаза матери. (М. Исаковский)
Физкультминутка.
Называю гласные 1 раз хлопаем, согласные 2 раза хлопаем.
Б) Измените первый звук.


сом – ком
чайка – гайка
моль – роль
том - дом
зайка - гайка
соль - моль
дом - том
байка - шайка
лом - дом
шайка - лайка
ноль - соль



В) «Измерение температуры» - «Цифровой» диктант - называются слова, уч-ся записывают количество звуков и букв
(яма 3б 4з, боль 4б 3з, класс 5б 4з, снег 4б 4з, еж 2б 3з)
Г)«Отгадай песню!» -
В лс рдлсь лчк,
В лс н рсл.
В лесу родилась елочка,
В лесу она росла.
Ио и ео оая
Еёая ыа.
Зимой и летом стройная
Зелёная была.
Итоги урока.Рефлексия.
Домашнее задание  § 32. Упр. 253 (задание 1)

Комментариев нет:

Отправить комментарий