Урок русского языка в 5 классе.
Тема: Гласные и согласные звуки. Алфавит
Цели урока:
-дать понятие о гласных и согласных звуках;
-содействовать формированию представления
об особенностях каждого разряда гласных и согласных звуков, развитие
орфографической зоркости, речи,
-воспитывать внимательность, интерес к
предмету, сплочённость, взаимоуважение.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Экспресс – опрос по пройденному
«Вопрос другу» по пройденному материалу
-Синтаксическая
пятиминутка.
Синтаксический разбор предложения Учитель объявил, что наш класс пойдет в
поход.
-Сделайте
это предложение с прямой речью и запишите.
-Словарно-орфографическая работа.
·
Телефон (аппарат, передающий звуки на
расстоянии);
·
Микрофон (прибор для усиления голоса);
·
Диктофон (прибор для магнитной записи и
воспроизведения устной речи);
·
Таксофон (аппарат для передачи
звуков на расстояние за определенную норму оплаты);
·
Фонотека (собрание звукозаписей);
·
Фонограмма (магнитная лента, диск со
звуковой записью);
·
Граммофон (аппарат, воспроизводящий
звуки, записанные на пластинку);
·
Патефон (граммофон с рупором)
-Что общего у этих слов?
III. Введение в тему урока. Сегодняшний урок я хочу начать со сказки. Слушайте
внимательно.
Сказка «Кому живется лучше?»
Как-то встретились в фонетическом царстве-государстве
два звука и разговорились.
–
Здравствуй, друг! Давай знакомиться! Я согласный звук. А ты кто?
–
А я гласный. Как ты поживаешь?
Согласный отвечает:
–
Плохо! Мне все мешают. На своем жизненном пути я встречаю одни преграды. Чтобы
вырваться на волю, мне приходится преодолевать баррикады, которые устраивают
мне зубы, губы и язык. Не жизнь, а сплошная борьба! Что уж тут хорошего? А как
живешь ты?
Гласный восклицает:
–
Прекрасно! На своем пути я не встречаю никаких преград. Я выхожу в мир свободно,
открыто, вольно! Меня выносит, как на воздушной волне!
Мой
голос слышен далеко-далеко. Я могу кричать «А-а-а!». С моей помощью люди
аукаются в лесу, когда заблудятся. А ты? Тоже голосистый, наверное?
Согласный с унынием
в голосе отвечает:
–
Если бы! Голос у меня тихий, слабый, слышен плохо. Кричать я вообще не умею. А
иногда голос вообще пропадает, из горла вырывается только свист, шипение и шум.
Самое больное место у меня – это то, что я не могу петь. Я не музыкален. А ты?
Гласный восторженно:
–
Я очень люблю петь! Я певучий, музыкальный! Некоторые песни, например,
колыбельные, люди выводят иногда только на одном гласном. – Я и песня
неразделимы.
Согласный:
–
Какой ты счастливый и какой я несчастный! Я ничего не умею! Мне кажется, я
никому не нужен!
-Подумайте и скажите, прав ли Согласный?
Попробуйте догадаться, о чем будет идти
речь на сегодняшнем уроке?
Сколько гласных звуков? 6-
а о у ы и э + е е ю я
Сколько согласных звуков? 21- б
в д ж з й к л м н п р с т ф х ц ч щ ш г
Как отличить гласный от согласного?
III. Объяснение новой темы. Составим таблицу и назовем ее «Звуки речи» (по тетради учащегося с опорами и
алгоритмами Лаворенко В.С.)
IV. Закрепление.
А)Подчеркни в предложении буквы,
обозначающие гласные звуки. (1в) Буквы, обозначающие согласные (2в). Возьми в
рамку слова, в которых количество звуков и букв не совпадает. - взаимопроверка
Самое красивое на свете – это глаза матери. (М. Исаковский)
Физкультминутка.
Называю гласные 1 раз хлопаем, согласные 2 раза хлопаем.
Б) Измените первый звук.
сом – ком
чайка – гайка
моль – роль
том - дом
зайка - гайка
соль - моль
дом - том
байка - шайка
лом - дом
шайка - лайка
ноль - соль
В) «Измерение температуры» - «Цифровой» диктант - называются слова, уч-ся
записывают количество звуков и букв
(яма 3б 4з, боль 4б 3з, класс 5б 4з, снег
4б 4з, еж 2б 3з)
Г)«Отгадай песню!» -
В лс рдлсь лчк,
В лс н рсл.
В лс н рсл.
В лесу родилась елочка,
В лесу она росла.
В лесу она росла.
Ио и ео оая
Еёая ыа.
Еёая ыа.
Зимой и летом стройная
Зелёная была.
Зелёная была.
Итоги урока.Рефлексия.
Домашнее задание § 32. Упр. 253 (задание 1)
Комментариев нет:
Отправить комментарий