Сжатое изложение "Реветь белугой"


Урок по русскому языку в 5 классе.

Тема: Сжатое изложение «Реветь белугой»
Цели урока:
-научиться выделять главное в тексте.
- развитие логического мышления.
- формирование познавательного интереса
- воспитание внимания и уважения к слову
Ход урока
I. Организационный момент:
II. Слово учителя о теме и цели урока:
Сегодня на уроке мы будем учиться писать сжатое изложение, составлять план текста с опорными словами.
Давайте вспомним такие понятия: текст, тема, основная мысль, стиль текста, микротема.
III. Словарная работа.
На доске записаны слова. Данные слова встретятся нам в тексте изложения. Давайте объясним правописание данных слов, раскроем значение некоторых из них.

Ревешь, дельфин, мычание, рёв, россияне, издают звуки, стонать, белорусы.

IV. Чтение рассказа учителем.
Вы можете закрыть глаза и представлять то, о чем я буду читать.
«Что же ты ревёшь белугой?» — спрашивает мама рыдающую дочку. «Какой ещё белугой?» — сквозь слёзы задаёт вопрос маме девочка.
Все знают, что реветь белугой — это громко и сильно плакать, кричать. А вот что это за белуга, которая ревёт?
Есть крупная морская рыба белуга, но она совсем не умеет реветь. И вздыхать она тоже не умеет. А ведь о людях, которые громко и печально стонут, говорят: «Вздыхает как белуга».
Есть полярный белый дельфин — белуха. Вот он умеет реветь. Когда белухи стадами плывут в море, они издают звуки, которые похожи на мычание или рёв быков.
Как белорусы произносят звук, обозначаемый буквой «г»? Так и некоторые россияне произносят его. Вот и получилось, что из-за неверного произношения люди «заставили» рыбу вздыхать и реветь.

V. Содержательно-композиционный и стилистический анализ текста.
1) Прочитайте текст повторно;
2) Определите тему и основную мысль текста.(Тема: рев белуги, основная мысль: из-за неверного произношения «заставили» рыбу белугу вздыхать и реветь вместо белухи)
- Нам предстоит написать сжатое изложение по данному тексту объемом  в 5-8 предложений. Для того чтобы выполнить данную работу, мы должны будем познакомиться со способами сжатия текста.
3)Просмотровым чтением определите количество абзацев в тексте.
-Давайте прочитаем каждый абзац и выделим в нем ключевые слова, передающие самую главную информацию. Так вы выделите микротему текста. Не забываем, что вы текст сжимаете, следовательно, подумайте, что из текста можно исключить, от каких подробностей отказаться, что можно обобщить.
- Ваше изложение должно дать ответ на вопрос: почему в выражение закралась ошибка?
А если отвечать на этот вопрос, то какой абзац вы не станете пересказывать? Будете ли включать в текст вопросительное предложение о белуге? Как сократить последний абзац?
VI. Анализ пунктуации текста и замена сложных синтаксических конструкций простыми.
VII. Пересказать текст, сохранив его стилистические особенности (1-2 учащихся)
X. Запись изложения.
Напомнить, что абзацы выделяются красной строкой.

Примерное изложение: В выражение «реветь белугой», которое означает громко и сильно плакать, кричать, закралась ошибка. Ведь белуга – это крупная морская рыба, которая, на самом деле, реветь не умеет. Это делает полярный белый дельфин – белуха. Но белорусы, а также некоторые россияне произносят звук «г» в слове белуга как звук «х». Вот так в устной речи слово белуга превратилось в слово белуха. И получилось, что из-за неверного произношения люди «заставили» рыбу белугу вздыхать и реветь.

XI. Домашнее задание §32, упр.262




Комментариев нет:

Отправить комментарий