Правописание непроверяемых безударных гласных в корне


Конспект урока русского языка в 5 классе
Тема:  «Правописание непроверяемых безударных гласныхв корне»
Цель:
-формировать понимание того, что слова с непроверяемыми написаниями нужно запоминать;
-закрепление умений видеть орфограмму в слове;
-обогащение словарного запаса учащихся.
Ход урока
I.Организационный момент
ЯСТРЕБ, ОБЕЗЬЯНА, ПЯТНИСТЫЙ, РЕБЯТА. (БУКВА Я)
- Записать слова, найти ту букву, которая встречается во всех словах.
- сделать мини-фанетический разбор слов.
II. Актуализация знаний. Постановка цели урока.
Я предлагаю вам поразмышлять над словами российского информатика, юмориста, автора многих известных высказываний, афоризмов Станислава Янковского, который сказал:
Грамотность - это вежливость автора по отношению к читателю.
-Как вы понимаете эти слова? Согласны ли вы с ними?
Спишите высказывание с доски.
ГрамОтность - это вежливость автОра по отношению к читателю.
Проверьте, так ли  вы списали высказывание. Не сделали ошибок?
Обратите внимание на выделенные буквы.
-Как вы думаете, почему выделены эти буквы. О чём они говорят нам?
( орфограмма.)
-Как называется эта орфограмма? (Непроверяемая безударная гласная в корне слова) Это и будет являться темой нашего урока. Запишите её.
С этой орфограммой вы уже знакомы.  -Какова  же цель нашего урока?
(Мы должны научиться узнавать слова с непроверяемой  безударной  гласной  в корне, правильно писать их).
III. Повторение материала прошлого урока. Проверка домашнего задания.
-Прежде чем мы приступим к новой теме, давайте вспомним материал прошлого урока. Какую орфограмму мы повторяли? (правописание проверяемой безударной гласной в корне слова)
-Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в правописании проверяемой безударной гласной в корне слова? (подобрать проверочное слово, изменить слово или подобрать однокоренное слово)
1)Давайте проверим, как вы справились с домашним заданием.
2)Игра «Орфографический футбол» (придумайте проверочные слова к словам, названным мною, когда я вам бросаю мяч)
Сосна, тропа, зерно, гнездо, роса, столбы, дома, поля, дожди, зонты, стрела, бродить, ходить, ловить, приносить, посадить, накосить, осмотреть.
Дети ловят мяч, называют проверочное слово, кидают мяч обратно учителю.
IV. Изучение нового материала
1.Прочитайте высказывание.
Язык важен для п…триота. (Николай Михайлович Карамзин - писатель, публицист и историк)
Попробуйте объяснить значение слова «патриот».
2. Работа с Толковым словарём.
Если мы не знаем значение слова, как нам узнать его? (Обратиться к Толковому словарю).
Давайте посмотрим, какое толкование слова «патриот» даёт нам Толковый словарь С.И.Ожегова.
Запишите слово и его значение в тетрадь. Но прежде объясните мне правописание этого слова. Какая здесь орфограмма?
Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в правописании непроверяемой безударной гласной в корне слова.? (Если не знаешь правописание слова, надо посмотреть, как пишется слово в орфографическом словаре.)
3.Работа с Орфографическим словарём.
- Как правильно пользоваться орфографическим словарём? Что нужно знать, чтобы быстрее найти нужное слово? (слова расположены по алфавиту)
-Ребята, а как вы думаете, как надо работать со словарём, чтобы запомнить написание трудного слова с непроверяемыми гласными в корне слова?

Давайте прочитаем памятку «Как запомнить написание трудного слова с непроверяемыми гласными в корне слова»
Памятка.
1). Прочитайте внимательно слово. Понятно ли оно вам по значению (смыслу)?
2). Перечитайте его по слогам вслух.
3). Выделите трудные написания в этом слове.
4). Закройте глаза и мысленно прочитайте данное слово.
5). Запишите это слово с проговариванием вслух по слогам.
6). Проверьте правильность написания по слогам.
Физкультминутка
4. Творческий диктант. Подобрать и выписать из словаря:
- слово, близкое по значению слову дети (ребята);
- слово, однокоренное слову дежурить (дежурный);
- слово, означающее лиственное дерево с белой корой (берёза);
- слово- название земляной ягоды (земляника);
- слово противоположное слову чужбина (родина);
- слово- название птицы, прилетающей к нам с первым снегом (снегирь);
- кого так называют: рыжая….., квакушка…., косолапый…;
-птенец вороны (воронёнок);
-слово – приветствие при встрече (здравствуй)
-чтение правила, упр.23
V. Итак, давайте подведём итог.
-Какую орфограмму мы сегодня повторяли?
-Что нужно сделать,  чтобы не ошибиться в написании непроверяемой безударной гласной? ( запомнить, в случае затруднения обратиться к словарю)
-Что ещё мы сегодня узнали? (Чтобы легче было запоминать словарное слово, можно придумать ненаучную подсказку, т.е.проверочное слово, близкое по смыслу).
-Какое задание вам понравилось больше всего?
VII Подведение итогов. Выставление отметок.
Д/з: §3, упр. 25


Комментариев нет:

Отправить комментарий