А.С.Пушкин "Осень"


Урок русской литературы в 5 классе
Тема урока: «А.С.Пушкин «Осень»
Цели и задачи урока:
     - продолжить формирование знаний о литературном творчестве А.С.Пушкина;
     - анализ стихотворения А.С.Пушкина «Осень» с целью выяснения отношения автора к изображаемом
     - развивать образное мышление, воображение учащихся;
     - воспитывать любовь к поэтическому слову, к творчеству А.С.Пушкина;
Ход урока
1.Организационный момент.
Проверка отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку.
2. Этап мотивации
Ребята, как интересно устроен мир. Одно время года сменяет другое. И каждое прекрасно по-своему. Зима – покрывало белого снега, его хруст под ногами. Весна – журчание ручьёв, нежный запах молодых побегов. Лето – горячее солнце и тёплое море. А при слове «осень» у каждого возникает свой образ: ранняя или поздняя. Ранняя осень яркая, поздняя тёмная. Каких только цветовых оттенков не имеет осень, и в этом её красота. Сколько замечательных строк посвящено этой красавице! Кто только не воспевал её!
3. Проверка домашнего задания
4. Словарная работа
- Что такое эпитет? Прилагательное, которое выделяет свойства, качества, передаёт отношение автора, создаёт образ.
- Подберите эпитеты к слову «осень» (работа по группам).
1-я группа – эпитеты, передающие красоту осени (нарядность, окраску); Нарядная, пламенная, яркая, багряная, пурпурная, цветная, золотая, огненная, разноцветная, рыжая, янтарная.
2-я группа – эпитеты, передающие характер осенней погоды; Холодная, дождливая, сырая, сухая, туманная, ненастная, пасмурная, слякотная, ветреная.
3-я группа – эпитеты, передающие ваше восприятие (чувства).  Чудесная, безрадостная, печальная, грустная, задумчивая, унылая, славная, царственная, шальная, прекрасная.
5. Первое чтение стихотворения
У А.С.Пушкина осень тоже была любимым временем года.
- Знакомство со стихотворением А.С.Пушкина «Осень» (прослушивание аудиозаписи, объяснение значения слов, требующих особого внимания)
6. Анализ стихотворения
- Вас изумило стихотворение Пушкина? Чем?
(Да, оно большое по объёму, хотя это всего лишь отрывок, а не полное стихотворение. И заканчивается оно вопросом, не касающимся описания природы.В одном стихотворении говорится обо всех временах года, а в стихотворениях других поэтов о каком-нибудь одном.)
- Как удалось Пушкину запечатлеть все времена года? Какие чувства они вызывают у поэта?
 (В одной строфе поэт рассказывает многое о каждом времени года.
Во 2-й строфе Пушкин говорит о своей нелюбви к весне:
Скучна мне оттепель; вонь, грязь – весной я болен…
А вот к зиме он относится более благосклонно (3 строфа):
Суровою зимой я более доволен,
Люблю её снега…
Затем поэт признаётся, что лето он так же не любит, как и весну:
Ох, лето красное! любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи…
И только осень действительно мила его сердцу:
Как это объяснить? Мне нравится она…
- Почему, тем не менее, поэт назвал стихотворение «Осень»? (Как мы уже сказали, это любимое время года поэта. И наибольшее количество строк посвящено именно осени: нарисована ранняя и поздняя осень.)
Конечно, больше всего мы любим золотую осень. В это время в лесу становится веселее и наряднее. Кроны деревьев расцвечены всеми оттенками от зелёных до пурпурных. Но, одарив нас последним теплом «бабьего лета», она готовит для нас холод, ненастье, слякоть. Есть от чего впасть в уныние. А вот Пушкин любил и позднюю осень, умел находить в ней свою прелесть.
- Как вы понимаете слова Пушкина «мила красою тихою, блистающей смиренно»? (Красота поздней осени неяркая, неброская, кроткая. Но, по мнению поэта, она всё равно блистает.)
- Обычна ли его осень? С чем поэт её сравнивает? (Красота поздней осени неяркая, неброская, кроткая. Но, по мнению поэта, она всё равно блистает.
Нет, необычна. Пушкин сравнивает её то с нелюбимым в семье ребёнком, то с чахоточной девой с румянцем на лице.)
Физкультминутка
7.Повторение изученных ранее литературных понятий
Ребята, давайте вспомним, что такое эпитет, сравнение, метафора, олицетворение. Они нам сейчас понадобятся. Выполните задание.
К данным определениям подберите название средства художественной выразительности языка.
1. Перенесение черт живого существа на неодушевлённые предметы и явления. (Олицетворение)
2. Перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства. (Метафора)
3. Установление черт сходства между тем, что сопоставлено.(Сравнение)
4. Образное, художественное определение.(Эпитет)
8. Анализ стихотворения (продолжение)
- Обратимся к 7-й строфе и выделим из текста волшебные слова-краски, которые оживляют природу и придают тексту выразительность.
- Поэт пишет: «Унылая пора!»  Унылым может быть только человек. А поэт передаёт это свойство времени года. Чем схоже это состояние у природы и у человека?
- И тут же поэт произносит: «Очей очарованье!» Явная смена настроения! Почему?
(Унылая пора: солнце реже светит, мало света. Идёт дождь, облетают листья с деревьев, птиц почти не слышно. И на душе человека так же бывает пусто и грустно: он не слышит звуков, потому что они его просто не привлекают, ему не хочется ничего делать в моменты грусти и печали.
Только осенью можно увидеть такое количество красок в природе. Каждый листочек осень окрашивает неповторимым образом и цветом! Это приятно для глаз.)
-И автору стихотворения нравится это. Он выражает своё отношение к осени в следующих строчках:
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…
- Почему же поэт употребляет эпитет «прощальная»? На что он обращает внимание, используя это средство выразительности?
(Красота осенней природы не вечна. Это мимолётное, кратковременное явление в жизни природы. Всё буйство красок – это прощание перед листопадом. И вся красота пропадёт, исчезнет. Эпитет, метафору.)
- Какие ещё средства выразительности использует поэт в этих строчках?
- Изменится ли картина осени, если метафоры «багрец», «золото» заменить на «тёмно-красный» и «жёлтый»?
(Багрец и золото – эти слова придают картине возвышенность, торжественность, величавость. Пушкин восхищён этой увядающей красотой осени, он наслаждается последними, исчезающими бликами прекрасного.)
Значит, и читать эту строчку мы будем, выделяя эти слова, придавая им величие.
(Шелест листьев, шум ветра, свежее дыхание.)
- Но осень – это не только золото и красота, но и её звуки.  О каких звуках природы говорится в стихотворении?
(Согласные [с], [х], [ш], [ж].)
- Перечитайте строчку Пушкина «В их сенях ветра шум и свежее дыханье». Какие согласные в этой строке помогают услышать шум ветра?
Такое повторение согласных звуков для усиления выразительности речи называется аллитерацией.
Запись в тетрадь: «Аллитерация – повторение согласных звуков».
- Вглядитесь в репродукцию «Золотой осени» И.Левитана. Сравните его осень с пушкинской. Какие слова поэта художник словно перенёс на полотно?
- Давайте представим, что вы стали писателями, художниками слова. Нарисуйте словесную картину на тему «Золотая осень», используя средства выразительности языка.
Выполнение творческой работы (дети пишут, звучит музыка).
Итог урока
Сегодня на уроке мы с вами проанализировали стихотворение А.С.Пушкина «Осень», вспомнили такие выразительные средства языка, как эпитет, метафора, олицетворение и сравнение. Кроме того, познакомились с аллитерацией. Осень Пушкина мы увидели и услышали.
- Так какая осень у Пушкина? (Осень в стихах Пушкина разная: то печальная, то радостно-красивая. И поэту легко отдыхается в эту прекрасную пору, легко пишется, легко рифмуется:
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута – и стихи свободно потекут.)
Рефлексия
- Какие чувства вы испытывали во время урока?
- Над чем задумались?
- Для чего нужны подобные уроки?
Домашнее задание
Прочитать стихотворение А.С.Пушкина «Зима!..Крестьянин торжествуя…»














Комментариев нет:

Отправить комментарий