Урок русского
языка в 5 классе
Тема: Правописание непроверяемых согласных в корне слова
Цели: закрепить умение обнаруживать орфограммы-согласные в
корнях слов; развивать навыки работы с орфографическим и толковым словарями,
словарем иностранных слов, мотивацию к аналитической деятельности.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
-Проверка домашнего задания.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
-Проверка домашнего задания.
– Что нужно знать при написании слов
с сомнительными согласными?
-
Словарно-орфографическая работа.
Предлог – ‘повод
к чему-либо, вымышленная причина’.
Предлог –
служебное слово, например: в, к, на, при и др.
вести (ведет), везти (везет)
- Чтение и запись слов под
диктовку ( на дом были даны слова для запоминания)
Здание,
здоровье, здесь, облако, яблоко, георгин, гладиолус, хризантема, аромат, пакет,
завтрак, корзина, конфета, кровать, корабль, командир, солдат, кабинет,
директор, парад, гигант.
-Задание. Запишите пословицу, объясните
ее смысл, обозначьте орфограммы, подберите проверочные слова.
Один с сошкой — семеро с ложкой.
(Пояснить, что сошка — уменьшительное от соха, ученики самостоятельно или с помощью толкового словаря объясняют значение данного слова.)
-Объяснительный диктант (по вариантам). Подчеркните орфограммы - гласные и согласные в корнях слов, в скобках запишите проверочные слова.
Вариант I
Веселые подружки, болтливые соседки, соленые грибки, спортивная ходьба, замерзший пруд, торговый флот.
Вариант II
Шефская помощь, меткий стрелок, скользкая дорожка, ловкий зве-рек, легкий завтрак, деревянная лодка.
III. Работа по теме урока
1. Беседа.
Если есть слова с проверяемыми согласными в корне, видимо, есть и слова с непроверяемыми согласными. Как лучше запомнить такие слова?
— Найдите на первом форзаце учебника орфограмму № 2 и назовите слова с непроверяемой согласной в корне слова. (Футбол, мостик.) Прочитайте правило на с. 25.
- Каково происхождение слова футбол? Сверьтесь по словарю иностранных слов. (Слово пришло из английского языка; foot — нога, ball — мяч.) Но если мы знаем, что первая часть слова по-английски пишется foot — с «т» на конце, значит, и слово футбол мы напишем правильно.
IV. Закрепление темы
Один с сошкой — семеро с ложкой.
(Пояснить, что сошка — уменьшительное от соха, ученики самостоятельно или с помощью толкового словаря объясняют значение данного слова.)
-Объяснительный диктант (по вариантам). Подчеркните орфограммы - гласные и согласные в корнях слов, в скобках запишите проверочные слова.
Вариант I
Веселые подружки, болтливые соседки, соленые грибки, спортивная ходьба, замерзший пруд, торговый флот.
Вариант II
Шефская помощь, меткий стрелок, скользкая дорожка, ловкий зве-рек, легкий завтрак, деревянная лодка.
III. Работа по теме урока
1. Беседа.
Если есть слова с проверяемыми согласными в корне, видимо, есть и слова с непроверяемыми согласными. Как лучше запомнить такие слова?
— Найдите на первом форзаце учебника орфограмму № 2 и назовите слова с непроверяемой согласной в корне слова. (Футбол, мостик.) Прочитайте правило на с. 25.
- Каково происхождение слова футбол? Сверьтесь по словарю иностранных слов. (Слово пришло из английского языка; foot — нога, ball — мяч.) Но если мы знаем, что первая часть слова по-английски пишется foot — с «т» на конце, значит, и слово футбол мы напишем правильно.
IV. Закрепление темы
Тестовое
задание.
В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
1) вопро.., моро..;
2) мясору..ка, баоба..
3) наши..ка, ас..альт;
4) пиро.., приво..зальный.
Самостоятельная работа. Вставить пропущенные орфограммы, устно назвать проверочные слова.
В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
1) вопро.., моро..;
2) мясору..ка, баоба..
3) наши..ка, ас..альт;
4) пиро.., приво..зальный.
Самостоятельная работа. Вставить пропущенные орфограммы, устно назвать проверочные слова.
1. Ре_кий ветер, ли_кая бумага, ги_кий шланг, ме_кий стрелок, гла_кая
поверхность, га_кий утенок, ре_кое поведение, зы_кий песок, то_кое болото,
жи_кий раствор, у_кая дорожка, мя_кий хле_, резиновая ло_ка, интере_ная кни_ка.
2. Серое небо, ни_кие, т жёлые
обл_ка. Все видно наскво_ь в глухой древесной ч_ще. Только бере_ки сохр_няют
еще свои желтоватые листья…Устлана з_мля сухими листьями, мя_кими и пухлыми в
сырую погоду, жесткими и хру_кими в морозы.
Задание. Вставьте недостающие буквы: во_зал, фу_бол, ко_чик (конечность
позвоночника), ко _чик (птица), а_бест, деревя_ка, копчу_ка, сему ка(от
семга), баске_бол, хо_ей, мат_, спорт_мен, рю_зак.
– Какое
правило применили в этом задании?
2. Подведение итогов
- Что
может помочь запомнить правописание непроверяемых согласных в корне слова? (
Конечно, регулярное обращение к словарям, понимание значения слова)
13.
Домашнее задание. § 4 Упр. 36
Комментариев нет:
Отправить комментарий