Правописание непроверяемых согласных в корне слова


Урок русского языка в 5 классе
Тема: Правописание непроверяемых согласных в корне слова
Цели: закрепить умение обнаруживать орфограммы-согласные в корнях слов; развивать навыки работы с орфографическим и толковым словарями, словарем иностранных слов, мотивацию к аналитической деятельности.
                                                           Ход урока
I.    Организационный момент
II.    Актуализация знаний

-Проверка домашнего задания.
– Что нужно знать при написании слов с сомнительными согласными?
- Словарно-орфографическая работа.
Предлог – ‘повод к чему-либо, вымышленная причина’.
Предлог – служебное слово, например: в, к, на, при и др.
вести (ведет)везти (везет)
- Чтение и запись слов под диктовку ( на дом были даны слова для запоминания)
Здание, здоровье, здесь, облако, яблоко, георгин, гладиолус, хризантема, аромат, пакет, завтрак, корзина, конфета, кровать, корабль, командир, солдат, кабинет, директор, парад, гигант.
-Задание. Запишите пословицу, объясните ее смысл, обозначьте орфограммы, подберите проверочные слова.
Один с сошкой — семеро с ложкой.
(Пояснить, что сошка — уменьшительное от соха, ученики самостоятельно или с помощью толкового словаря объясняют значение данного слова.)
-Объяснительный диктант (по вариантам). Подчеркните орфограммы - гласные и согласные в корнях слов, в скобках запишите проверочные слова.
Вариант I
Веселые подружки, болтливые соседки, соленые грибки, спортивная ходьба, замерзший пруд, торговый флот.
Вариант II
Шефская помощь, меткий стрелок, скользкая дорожка, ловкий зве-рек, легкий завтрак, деревянная лодка.
III.    Работа по теме урока
1.    Беседа.
Если есть слова с проверяемыми согласными в корне, видимо, есть и слова с непроверяемыми согласными. Как лучше запомнить такие слова?
— Найдите на первом форзаце учебника орфограмму № 2 и назовите слова с непроверяемой согласной в корне слова. (Футбол, мостик.) Прочитайте правило на с. 25.
-    Каково происхождение слова футбол? Сверьтесь по словарю иностранных слов. (Слово пришло из английского языка; foot — нога, ball — мяч.) Но если мы знаем, что первая часть слова по-английски пишется foot — с «т» на конце, значит, и слово футбол мы напишем правильно.
IV.    Закрепление темы
Тестовое задание.
В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
1)    вопро.., моро..;
2)    мясору..ка, баоба..
3)    наши..ка, ас..альт;
4)    пиро.., приво..зальный.
Самостоятельная работа. Вставить пропущенные орфограммы, устно назвать проверочные слова.
1. Ре_кий ветер, ли_кая бумага, ги_кий шланг, ме_кий стрелок, гла_кая поверхность, га_кий утенок, ре_кое поведение, зы_кий песок, то_кое болото, жи_кий раствор, у_кая дорожка, мя_кий хле_, резиновая ло_ка, интере_ная кни_ка.
2. Серое небо, ни_кие, т жёлые обл_ка. Все видно наскво_ь в глухой древесной ч_ще. Только бере_ки сохр_няют еще свои желтоватые листья…Устлана з_мля сухими листьями, мя_кими и пухлыми в сырую погоду, жесткими и хру_кими в морозы.
Задание. Вставьте недостающие буквы: во_зал, фу_бол, ко_чик (конечность позвоночника), ко _чик (птица), а_бест, деревя_ка, копчу_ка, сему ка(от семга), баске_бол, хо_ей, мат_, спорт_мен, рю_зак.
– Какое правило применили в этом задании?
2. Подведение итогов
- Что может помочь запомнить правописание непроверяемых согласных в корне слова? ( Конечно, регулярное обращение к словарям, понимание значения слова)
13. Домашнее задание. § 4 Упр. 36





Комментариев нет:

Отправить комментарий