Изложение от третьего лица текста-повествования «Друг рядом»


Урок русского языка  в 6 классе
Тема: Изложение от третьего лица текста-повествования «Друг рядом» (упр. 270)
Цель: 
1) подготовить учащихся к написанию изложения от 3-го лица;
2) совершенствовать умение составлять план к тексту, графически обозначать орфограммы;
3) развивать речь, мышление, фантазию.
Ход урока
I.                  Организационный момент.
— Доброе утро. Урок развития речи. Откройте тетради, запишите дату и тему урока.
II.               Сообщение темы и цели урока.
— Внимательно перечитайте тему урока и поставьте перед собой цель. Итак, мы должны подготовиться к написанию изложения от 3-го лица.
III. Вступительное слово учителя. 
- Напишите о том, что у вас может вызвать уважение, признание, за что можно поставить памятник.
IY. Работа с текстом «Друг рядом» (упр.270)
Чтение текста учителем. Беседа по прочитанному.
Я вышел из леса и остановился. Ветра не было. Всё замерло. Не слышно было ни одной птицы. Даже воробьи все попрятались. Приближалась гроза. Тёмно-синяя туча закрывала половину неба. Сейчас сверкнёт молния, загремит гром и начнётся сильная буря.
И вдруг я увидел, как вдали на фоне тёмного неба замелькало что-то светлое, как белый платочек. То летел со стороны деревни белый голубь. Летел всё прямо, прямо и скрылся за лесом. Прошло несколько минут. Вокруг стояла всё та же тишина. И вот уже замелькали в небе два платка: это летели домой в деревню два белых голубя.
Наконец подул сильный ветер, сверкнула молния, прогремел гром — началась буря. Я едва добежал домой. Под крышей, на самом краю слухового окна, сидели два белых голубя. Один из них жил здесь. Он слетал за товарищем, привёл его и, может быть, спас. Голуби сидели рядом и чувствовали каждый своим крылом крыло соседа. Им
было хорошо! (По И. Тургеневу).
-Послушайте предложения (учитель читает текст предстоящего изложения). 
— Можно ли эти предложения назвать текстом? Почему? 
- Определите тему текста и идею текста (Всем и всегда нужен друг, который поможет в трудную минуту)
-Какое заглавие мы можем дать тексту? (Друг рядом)
-Запишем в тетрадь название изложения. 
- От какого лица ведётся повествование? (от 1-го лица)
Y. Составление плана изложения. 
-Перечитайте текст про себя и разделите его на части. 
-На сколько частей можно разделить текст? 
-Запишем план в тетрадь. 
-Прочитайте 1-ую часть и озаглавьте её… 
-Итак, у нас получился 
                                               План
1.                    Приближение грозы.
2.                    Белый платочек в небе.
3.                    Два белых голубя.
4.                    Буря разразилась.
5.                    Голуби рядом.
YI. Орфографическая работа. 
-Давайте выпишем опорные слова: всё замерло, гроза, туча, молния, гром, буря, белый платочек, голубь, два белых голубя, ветер, под крышей, слетал за товарищем, крыло соседа.
YII. Физминутка. 
- Отдохнём!
Вновь потом писать начнём! 
Заяц в лес бежал по лугу, 
Я из лесу шёл домой. 
Бедный заяц с перепугу 
Так и сел передо мной. 
Так и обмер бестолковый, 
Но, конечно, в тот же миг 
Поскакал в лесок сосновый, 
Слыша мой весёлый крик! 


YIII. Работа с текстом ( от 3-го лица). 
-От какого лица идёт повествование в тексте? 
-Но нам нужно написать изложение от 3-го лица. Какие это местоимения? 
-
Прочитайте текст, изменяя его так, чтобы повествование велось от 3-го лица (Рассказчик вышел из леса... Он увидел...). Вам необходимо заменить местоимения 1-го лица на 3-е лицо, а в некоторых случаях изменятся и слова.
-Будем работать все вместе с простым карандашом. 
-Как лучше начать изложение, чтобы было понятно, кто вышел из леса? 
-Итак, читаем 1-ое предложение… 
-А теперь прочитайте весь текст. 
-Какой текст получился? (От 3-го лица.) 
IX. Чтение и пересказ текста по частям. 
X. Пересказ текста учащимися от 3-го лица. 
XI. Вывод по уроку. 
-Итак, от какого лица будем излагать текст? 
-Сколько раз будем писать с красной строки? 
-Значит, сколько будет абзацев? 
-Чему учились на уроке? (Излагать текст от 3-го лица.) 
XII. Написание текста детьми в тетради
-Подготовить пересказ текста от 3-го лица, подготовиться к изложению.
Спасибо за урок!
Примерный текст
Рассказчик (охотник) вышел из леса и остановился. Он огляделся. Ветра не было. В воздухе всё замерло. Не слышно было ни одной птицы. Даже воробьи все попрятались. Приближалась гроза. Тёмно-синяя туча закрывала половину неба. Сейчас сверкнёт молния, загремит гром и начнётся сильная буря.
Вдруг на фоне тёмного неба замелькало что-то светлое, как белый платочек. То летел со стороны деревни белый голубь. Летел всё прямо, прямо и скрылся за лесом. Прошло несколько минут. Вокруг стояла всё та же тишина. И вот уже замелькали в небе два платка: это летели домой в деревню два белых голубя.
Наконец подул сильный ветер, сверкнула молния, прогремел гром — началась буря. Рассказчик едва добежал домой. Под его крышей, на самом краю слухового окна, сидели два белых голубя. Один из них жил здесь. Он слетал за товарищем, привёл его и, может быть, спас. Голуби сидели рядом и чувствовали каждый своим крылом крыло соседа. Им было хорошо!


Комментариев нет:

Отправить комментарий