Календарно-тематическое планирование
по учебному предмету «Русская литература»
на 2020/2021 учебный год
7 класс
(53 часа в год, 2/1 часа в неделю;
из них 4 часа — на внеклассное чтение)
1.Захарова, С. Н. Русская
литература : учеб.
пособие для 7 кл. учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения : в 2 ч. Ч. 1 / С. Н. Захарова, Л. К. Петровская ; под ред. С. Н. Захаровой. — Минск : НИО, 2017 (далее — учебное пособие, часть 1).
2.Захарова, С. Н. Русская
литература : учеб.
пособие для 7 кл. учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения : в 2 ч. Ч. 2 / С. Н. Захарова, Л. К. Петровская ; под ред. С. Н. Захаровой. — Минск : НИО, 2017 (далее — учебное пособие, часть 2).
3.Захарова, С. Н. Уроки
русской литературы в 7 классе
: пособие для учителей учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения / С. Н. Захарова, Е. А. Темушева, Г. М. Юстинская ; под ред. С. Н. Захаровой. — Мозырь,
2014 (далее — уроки русской
литературы в 7 классе).
4.Захарова, С. Н. Русская литература в 7 классе
: учеб.-метод. пособие
для учителей учреждений общ. сред. образова- ния с белорус. и рус. яз. обучения / С. Н.Захарова. — Минск : НИО, 2019
(далее — пособие
для учителей).
№ урока число |
Тема урока |
Цель изучения темы |
Материал учебника |
Д/З |
1 |
Литературное произведение как художественная целостность |
Рассказать о литературном произведении как
художественной целостности; человеке как объекте художественного отражения в
литературе. Систематизировать знания о понятиях: литературный персонаж, герой, характер.
Актуализировать знания о
средствах создания характеров (портрет, речь, художественная деталь,
интерьер, пейзаж).Рассказать о взаимосвязи характеров и обстоятельств в художественном произведении |
Учебное
пособие, часть 1 (с. 3—5). Пособие для учите- лей (с. 3—16). Уроки русской
ли- тературы в 7 классе (с. 5—8) |
Прочитать всту- пительную статью учебного пособия по
русс литературе «Введение». Ознакомиться с
ус- ловными обозначе- ниями к учебному пособию. Подготовить ответ на вопрос 3 (с. 5) учебного пособия (ч. 1) (по
желанию) |
2 |
Устное
народное творчество и литература. Русская народная лирическая песня «Ах, не одна-то, не одна во
поле дороженька пролегала...» |
Ознакомить с новым жанром поэтического творчества —
песней, с разновидностями русских
народных песен. Определить
особенности лирической народной песни: лиризм, мелодичность; проследить, как
в песне выражаются высшие нравственные ценности (любовь к человеку, природе, верность слову и
долгу). Работать над ритмом, рифмой, интонацией в народной лирической песне.
Выявить связь с белорусскими лирическими песнями. Развивать навыки
выразительного чтения. Прослушать песню
«Ах, не одна-то, не одна во поле дороженька пролегала...» в исполнении лучших певцов(Ф. И. Шаляпин, Б. Т. Штоколов, Ю. А. Гуляев и др.) |
Учебное
пособие, часть 1 (с. 6—13).Пособие для учителей (с. 17—22). Уроки русской
ли- тературы в 7 классе (с. 8—10) |
Выполнить задание 2 (с.
13) учебного пособия (ч. 1) Составить
эмоцио- нальную партитуру текста народной лирической
песни, отметив смену чувств, переживаний героев.
|
3 |
Стихотворения,
ставшие песнями. А. Ф.
Мерзляков. «Среди
долины ровныя...»; А. А.
Дельвиг. «Соловей» |
Ознакомить с
жанром литератур- ной лирической песни. Выделить жанровые особенности. Наблюдать, как
в песнях выражается внутренний мир человека. Прослушать литературные лирические песни в исполнении лучших певцов и хоров |
Пособие для
учителей (с. 23—25). Уроки русской
литературы в 7 классе (с. 10—13). Учебное
пособие, часть 1 (с. 13—18) |
Научиться выра- зительно читать понравившееся
стихотворение.
Ответить на вопрос: как создается фольклорный
характер песен? |
4 |
Народные и
лите- ратурные истори- ческие песни. «Сон Степана Разина» («Ой, то не вечер,
то не вечер») К. Ф. Рылеев. «Смерть Ермака» |
Рассказать об исторических народных песнях, особенностях изображения в них народной жизни, человеческих судеб. Определить средства создания художественных
образов в исторической народной
песне. Рассказать об интересе русских писателей
к народному творчеству,
особенностях повествования и авторской
оценке в литературных песнях.
Познакомить с произведениями живописи
(по выбору): В. И. Су- риков. «Покорение Сибири Ерма- ком», «Степан Разин»; Б.
М. Кусто- диев. «Степан Разин» и др. |
Пособие для
учите- лей (с. 26—29). Уроки русской
ли- тературы в 7 классе (с.
13—16). Учебное пособие, часть 1
(с. 18—25) |
Привести примеры фольклорных образных
средств,использованных в одной из песен. Ответить на
вопросы (с. 25) учебн пособ (ч. 1) |
5 |
Внеклассное
чтение. М. Ю.
Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича,
молодого опричника и удалого купца Калашникова». Слово о поэте. Народно-поэтическая основа произведения.
Построение поэмы. Картины быта ХVI в. |
Ознакомить с биографией М.
Ю. Лермонтова. Показать, что роднит «Песню…» с произведениями устного народ- ного творчества. Выяснить суть и причины воз-
никновения основного конфликта столкновения героев. Поразмышлять
над своеобразием характеров, поступков героев. Наблюдать за средствами художественной выразительности. Развивать творческое
воображение, аналитическое мышление. Воспитывать нравственные качества
учащихся |
Уроки русской ли- тературы в 7 классе (с. 16—22) |
Прочитать «Песню…». Подготовить
иллю- страции к понра- вившимся эпизодам «Песни…» |
6 |
Литературные баллады. В. А.
Жуковский. «Лесной
царь» |
Читать
литературную балладу. Комментировать отрывки произведения. Дать начальное
понятие о жанре баллады, рассказать о
литературной балладе как лиро-эпическом
жанре |
Учебное пособие, часть 1 (с. 25—29).
Пособие для учите- лей (с. 29—32). Уроки русск лите-ратуры в 7 кл
(с. 22) |
Научиться вырази- тельно читать отрывки баллады. Составить рассказ об отличительных чертах литературной баллады |
7 |
М. Ю. Лермонтов. «Перчатка» |
Читать литературную балладу. Коммен-тировать отрывки баллады. Раскрыть связь с белорусской лите-
ратурой (баллады А.
Мицкевича). Дать понятие о художественном переводе. Ознакомить с народными
английскими балладами о Робин Гуде. Представить фрагменты
кинофильма «Стрелы Робин Гуда»
режиссера С. С. Тарасова (1975). Рассказать о В. С. Высоцком — авторе
и исполнителе баллад
(«Баллада о вольных
стрелках», «Баллада о времени», «Баллада о любви», «Баллада о борьбе») |
Учебное пособие,
часть 1 (с. 29—31). Пособие для учите- лей (с. 32—36). Уроки русской
ли- тературы в 7 классе (с. 22) |
Выполнить задание 1 (с. 31) учебного пособия (ч. 1). Подготовить во- просы для темати- ческой
викторины о балладах (по
желанию) |
8,9 |
Литературное произ-ведение
как художе-ственная целост-ность. А. С. Пушкин. «Капитанская дочка» Слово об
А. С. Пушкине. Историчес-кая правда и художе- ственный вымысел в повести |
Ознакомить с
биографией А. С. Пушкина. Подготовить
класс к восприятию повести. Рассказать о точности, лаконизме, красоте пушкинской прозы. Читать и
комментировать первые главы повести. Определить роль
эпиграфов |
Учебное пособие, часть 1 (с. 32—35, 145—146). Пособие для
учите- лей (с. 37—46). Уроки русской
ли- тературы в 7 классе (с. 25—27) |
Ответить на вопрос:
как эпиграф помогает понять идею произведения? Выполнить задание 3 (с. 33) учебного пособия (ч. 1) |
10 |
Гринев — один из главных героев про-
изведения. Формирование ха- рактера и взглядов героя |
Читать и
комментировать главы повести. Проследить по
тексту этапы формирования характера Петра Гринева. Формировать навыки
пересказа |
Учебное
пособие, часть 1 (с. 36—60). Пособие для учите- лей (с. 46—48). Уроки русской
ли- тературы в 7 классе (с. 27—30) |
Подготовить инс- ценировки понра- вившихся эпизодов
произведения. Ответить на
вопрос 1 (с. 143) учебн пособ (ч. 1) |
11 |
Петр Гринев и Маша Миронова. Свобода, честь, долг в повести |
Раскрыть взаимоотношения Петра Гринева и Маши Мироновой. Рассказать о верности и преданности
героини любимому человеку. Ответить на вопрос: как любовь помогает сохранить честь и достоинство
в сложных жизненных обстоятельствах? Воспитывать нравственные
качества |
Учебное
пособие, часть 1 (с. 61—86). Пособие для учите- лей (с. 49—53) |
Выучить отрывок
из повести наи-зусть (по выбору учителя) Подготовить твор- ческий пересказ от лица Маши Ми- роновой о встрече с Екатериной II (по желанию). |
12 |
Падение Белогорской крепости |
Проследить, как меняется взгляд рассказчика на жизнь. Установить, какими он видит лю-
дей и события на разных этапах своего
развития. Развивать аналитическое мышле-
ние учащихся |
Учебное пособие, часть 1 (с. 86-101). Уроки русской ли- тературы в 7 классе
(с. 32-35) |
Пересказать «кал- мыцкую сказку». Раскрыть ее идею |
13 |
Образ Пугачёва в повести |
Обобщить и систематизировать материал о Пугачеве. Раскрыть глубину и обаяние лич- ности Пугачева. Воспитывать у учащихся чувство собственного достоинства и спра- ведливости |
Учебное
пособие, часть 1 (с. 101—143). Пособие для учителей (с. 53—58) |
Подготовить со- общение о Е. Пу- гачеве. Выполнить задание 6 (с. 144) учебного пособия (ч. 1) |
14 |
Отношение автора и рассказчика к Пу- гачеву и крестьян- скому восстанию |
Определить жанровые особенности произведения. Ознакомить с иллюстра-циями С. В. Герасимова и П. П. Соколова
к повести. Представить фрагменты кинофильма «Капитанская
дочка» режиссера В. П. Каплуновского (1958). Формировать представление о таком
виде работы, как
сравнительная характеристика.
Работать над теорией
литературы: определить роль художественного вымысла в литературе и героя
в художественном произведении. Ознакомить с жанровым разнообразием: жанр — семейная хроника |
Уроки русской
ли- тературы в 7 классе (с. 35—39) |
Подготовить вы- разительное
чтение понравившихся от- рывков повести. Составить сравни- тельную характеристику Гринева и Швабрина (устно). Выполнить задание 9 (с. 145) учебного пособия (ч. 1) (по
желанию) |
15 |
Литературное твор-чество А. С. Пушкин. «Ка- питанская дочка» |
Обобщить представления учащихся о повести и ее героях. Написать сочинение «Гринев и Швабрин» |
Уроки русской
ли- тературы в 7 классе (с. 41—43) |
Чтение поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» (по же- ланию) |
16 |
М. Ю. Лермонтов. «Мцыри». История создания поэмы, тема
и идея произведения |
Подготовить
учащихся к восприятию произведения. Ознакомить с историей
создания поэмы. Читать поэму. Определить идею и тему поэмы. Наблюдать за своеобразием
пейзажа в поэме |
Учебное
пособие, часть 1 (с. 147-149). Пособие для учите-лей (с. 58-62). Уроки русской
ли- тературы в 7 классе (с. 43—45) |
Выполнить задания 1, 2 (с. 149) учебного пособия (ч. 1).Охарактеризовать
изоб-разительные средства, используемые
автором для описания монастыря, родины героя |
17 |
Исключительность обстоятельств, в ко-
торых раскрывается характер Мцыри |
Читать и комментировать
главы поэмы. Работать над теорией литературы: развивать понятие о жанре поэмы,
теме и художественной идее про- изведения. Дать начальное
понятие о роман- тическом герое |
Учебное пособие, часть 1 (с. 149—173).
Пособие для учите- лей (с. 62—67). Уроки русской ли- тературы в 7 классе (с. 45—48) |
Выучить отрывок наизусть (по выбору учащихся). Ответить на вопрос 2 (с. 173)
учебного пособия (ч.
1).Нарисовать иллюстрациик
понра-вившемуся отрывку поэмы (по желанию) |
18,19 |
Мцыри — «любимый идеал» (В. Г. Белин-ский) М. Ю. Лермон-това |
Обобщить
изученный материал. Определить, в чем цельность натуры Мцыри. Выявить причины
гибели героя. Раскрыть
авторское отношение к Мцыри. Определить особенности компози- ции поэмы,
роль вступления, лирического монолога. Ознакомить с иллюстрациями (по выбору) М. Н.
Орловой-Мочаловой, Ф. Д. Константинова,
П. П. Кончаловского, Л. О. Па- стернака
к поэме «Мцыри». Ознакомить с музыкой (по выбору) М. А. Балакирева, А. С. Даргомыжского, А. П. Бородина к поэме «Мцыри» (фрагментами) |
Пособие для
учите- лей (с. 68—70). Уроки русской
ли- тературы в 7 классе (с.
48—51). Учебное пособие, часть 1
(с. 173—176) |
Подготовить устный рассказ об изученных лите- ратурных понятиях (по желанию). Сопоставить иллю- страции художников к поэме.Ответить на
вопрос: что является символом свободы в
поэме? Выполнить два за- дания (с. 174) учебн пособ (ч. 1) |
20 |
Литературное
твор-чество. М. Ю. Лермонтов. «Мцыри». |
Обобщить представления учащихся о поэме и ее героях. Написать сочинение «Мцыри – романтический герой |
|
Чтение комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»
|
21 |
Н. В. Гоголь.
Коме- дия «Ревизор». Слово о писателе. История создания комедии |
Ознакомить с биографией Н.
В. Гоголя. Формировать
представление о драматическом
произведении. Читать и комментировать
первые явления комедии |
Учебное
пособие, часть 1 (с. 177—180). Пособие для учителей (с. 70—74).Уроки русской литературы в 7 классе (с. 53—58) |
Подготовить устный рассказ об уездном городе Выполнить одно задание (по выбору
учащихся) (с. 179) учебного пособия (ч. 1). Прочитать I действие.
Подготовить устный рассказ об уездном городе (по желанию) |
22 |
Чиновничество и его пороки. Страх чиновников перед «ревизором» |
Читать и комментировать явления комедии. Определить нравственные и
социальные пороки чиновничества в комедии. Раскрыть обстоятельства, приведшие чиновников к роковой
ошибке. Развивать аналитические умения, критическое
мышление
учащихся |
Учебное пособие, часть 1 (с. 181—197).
Пособие для учителей (с. 75—80). Уроки русской литературы в 7 классе (с. 71—74) |
Подготовить выра-зительное чтение понравившихся явлений (по желанию) Прочитать II действие.
|
23 |
Мастерство Н. В. Го- голя в создании об-
раза Хлестакова |
Читать и комментировать явления комедии. Формировать представление о характере Хлестакова. Развивать
навыки выразительного чтения |
Учебное пособие, часть 1 (с. 197—210).
Пособие для учите- лей (с. 80—89). Уроки русской литературы в 7 классе (с. 63—68) |
Подготовить характеристику Хлестакова. Прочитать III дей- ствие. Выполнить
зада- ние 5 (с. 256) учебного
пособия (ч. 1) |
24 |
Разоблачение хлестаковщины |
Читать и комментировать явления комедии. Формировать представление о хлестаковщине как явлении. Работать над теорией литературы: дать понятие о языке
драматиче- ского произведения как
средстве речевой характеристики.
Воспитывать непримири-мость ко лжи, лицемерию,
корыстолюбию |
Учебное
пособие, часть 1 (с. 210—220). Пособие для учите- лей (с. 89—93). Уроки русской
ли- тературы в 7 классе (с. 68—71) |
Выполнить задание 7 (с. 257)
учебного пособия (ч.
1) Прочитать IV дей- ствие. Подготовить инсценировки по- нравившихся явлений (по
желанию). |
25 |
«Взлет и падение» городничего |
Раскрыть значение «афиши» и авторских ремарок. Показать, что
страх перед «ревизо-
ром» является основой комедийного действия. Раскрыть идейный замысел пьесы |
Учебное
пособие, часть 1 (с. 221—238). Пособие для учителей (с. 94—96).Уроки русской литературы в 7 классе (с. 74—78) |
Выполнить задание 9 или
11 (по выбору учащихся) (с. 258)
учебного пособия
(ч. 1). Прочитать V действие. Подготовить
устное сочинение o городничем |
26 |
Своеобразие гоголев-ского юмора |
Обобщить и систематизировать знания о
героях комедии. Раскрыть смысл эпиграфа комедии, роль финала. Работать над теорией
литературы: раскрыть понятие комедии как дра- матического жанра, развить понятие
о сюжете и композиции произведения (сюжет драматического произведения).
Ознакомить с иллюстрациями (по
выбору) М. Д. Добужинского, П. М. Боклевского к комедии «Ревизор», эскизами декораций к «Ревизору» Д. Н. Кардовского. Рассказать о близости идейных и художественных
устремлений Н. В. Гоголя и М. С. Щепкина.Приобщать
учащихся к чтению драматических
произведений, прививать интерес к театру |
Учебное пособие, часть 1
(с. 239—258) |
Выполнить задание 12 или 13 (по выбору учащихся) (с.
258) учебного пособия (ч. 1). |
27 |
Литературное
твор-чество. Н. В. Гоголь. Комедия «Ревизор». |
Обобщить
представления учащихся о комедии и ее героях. Написать сочинение «Обличение пороков чиновничества в
комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» |
|
Сопоставить иллю- страции художников к комедии |
28 |
М. Е. Салтыков-
Щедрин. «Повесть о том, как
один мужик двух генералов
прокормил». Слово о писателе. Сатира на социальные и нравственные пороки верхушки общества |
Ознакомить с биографией М. Е. Салтыкова-Щедрина. Создать условия для
восприятия сказки. Читать произведение.
Развивать умение выделять главное, классифицировать материал |
Учебное
пособие, часть 2 (с. 3—16). Пособие для учите- лей (с. 97—101). Уроки русской
ли- тературы в 7 классе (с. 82—84) |
Прочитать сказку. Подготовить выра- зительное чтение отрывка сказки по ролям (по желанию). Выполнить два задания (по выбору
учащихся) (с.16) учеб-ного пособия (ч. 2) |
29 |
Сатира и юмор в сказке |
Работать над текстуальным анализом
сказки. Выявить художественную идею произведения, авторскую позицию. Определить средства создания комического. Работать над теорией
литературы: сатирические приемы (ирония,
гротеск). Ознакомить с иллюстрациями (по выбору)
Н. Н. Муратова, Кукрыниксов к
сказкам М. Е. Салтыкова-Щедрина. Ознакомить с портретами писателя.
Развивать
творческое воображение учащихся |
Учебное
пособие, часть 2 (с. 17—18). Пособие для учите- лей (с. 101—103). Уроки русской
ли- тературы в 7 классе (с. 84—87) |
Выполнить задание 2 (с. 18) учебного пособия (ч. 2) Подготовить
сценарий для кукольного спектакля. |
30 |
Л. Н. Толстой. «После бала». Слово о писателе. Автор и рассказчик в произведении |
Ознакомить с биографией Л. Н. Толстого. Создать условия для понимания философской сути рассказа.
Рассказать об истории создания произведения.
Читать рассказ. Выяснить роль автора-рассказчика.
Раскрыть писательский замысел. Воспитывать
неприятие подлости, высокомерия |
Учебное пособие, часть 2 (с. 18—35).
Пособие для учите- лей (с. 104—106). Уроки русской ли- тературы в 7 классе (с. 91—93) |
Прочитать рассказ. Ответить
на вопрос: какой художественный прием
положен в основу композиции рассказа? |
31 |
Проблема моральной ответственности чело-века за жизнь окружа- ющих и свою судьбу |
Работать над текстуальным
анализом рассказа. Развить понятие о конфликте, ан- титезе.
Ознакомить с иллюстрацией Е. Е. Лансере «Сквозь
строй». Слушать музыку к балету «После бала» Г. Вагнера
(фрагменты) |
Учебное
пособие, часть 2 (с. 35—36). Пособие для учите- лей (с. 106—108) |
Выполнить задание 2 (с. 33) учебного пособия (ч. 2) Рассмотреть иллю- страции к рассказу, подготовить
краткий комментарий (по желанию). |
32 |
Внеклассное
чтение. Л. Н. Толстой. «Отрочество».
Автобиографическая повесть. Изображение сложности становле-ния
личности человека |
Читать повесть. Формировать представление об автобиографической повести. Развивать понятия
о сюжете и композиции произведения |
Уроки русской
ли- тературы в 7 классе (с. 87-91) |
Подготовить рас-сказ – характерис-тику Николеньки
Иртеньева.
Читать другие главы повести (по желанию) |
33 |
Максим Горький. «Песня о
Соколе» Слово о писателе. Образы-символы Сокола и
Ужа |
Ознакомить с
биографией писателя. Читать произведение. Определить,
в чем смысл противопоставления Сокола и Ужа. Выявить авторскую позицию и
способы ее выражения. Развивать аналитическое мышление учащихся |
Учебное пособие, часть 2 (с. 37—46).
Пособие для учите- лей (с. 109—115). Уроки русской ли- тературы в 7 классе (с. 96—100) |
Выучить отрывок
наизусть
(по выбору учащихся). Выполнить задание 1 или 5 (по выбору) (с.
45) учебного пособия (ч. 2) |
34 |
Композиция «Песни о Соколе» |
Определить роль
пейзажа в произведении.
Работать над композицией произведения. Раскрыть смысл понятий «романтизм», «романтический». Дать
понятие о символе.
Ознакомить с репродукцией портрета Максима Горького, написанного художником И. И. Бродским в 1937 г.; гравюрами К.
В. Безбородова к «Песне о
Соколе» (по вы- бору). Воспитывать творческое вообра- жение учащихся |
Учебное пособие, часть 2
(с. 46—47) |
Подготовить рас- сказ о роли проти-вопоставления в произведении. Выполнить два задания (по выбору
учащихся) (с. 46) учебного пособия (ч. 2) |
35,36 |
А. С. Грин. «Алые паруса». Слово о писателе. Романти-ческая повесть-сказка о поэтической и возвышенной
мечте |
Ознакомить с
биографией писателя. Подготовить к восприятию произведения. Читать повесть-сказку. Научить выделять в произведении сказочное и реальное. Рассказать о романтическом идеале: «рукотворности чуда» |
Учебное
пособие, часть 2 (с. 47—63). Пособие для учите- лей (с. 115—122). Уроки русской
ли- тературы в 7 классе (с.
100—104) |
Прочитать повесть-сказку. Подготовить связ-ный рассказ о жителях
Каперны
(по желанию) |
37 |
Ассоль и Грэй —
главные герои пове-
сти-сказки |
Выделить
основные черты характеров Ассоль и Грэя. Исследовать мир, в котором живут герои. Развивать
аналитическое мировоззрение, умение сопоставлять |
Учебное пособие, часть 2 (с. 63—79). Уроки русской ли- тературы в 7 классе (с. 104—106). Пособие для учите- лей (с. 123—126) |
Составить словес-ный портрет герои-ни. Выполнить задание 2 или 3 (по выбору учащихся) (с. 87) |
38 |
Смысл названия повести-сказки |
Помочь
учащимся понять, почему
именно Ассоль и Грэй заслужили
счастье. Выяснить авторское отношение к героям повести. Раскрыть смысл названия повести-сказки. Ознакомить с
иллюстрациями художника И. И. Бродского к произведениям А. С. Грина. Представить фрагменты кино- фильма «Алые паруса» режиссера А. Л. Птушко (1961).
Воспитывать активную
жизненную позицию |
Учебное пособие, часть 2 (с. 79—88). Уроки русской ли- тературы в 7 классе (с. 106-108). Пособие для учителей (с. 126—129) |
Подготовить уст-ный комментарий к иллюстрациям ху-дожников
к про- изведению. Выполнить задание 7 (с. 88) учебного
пособия (ч. 2) |
39 |
Внеклассное
чтение. А. С. Грин.
«Бегу- щая по волнам» |
Ознакомить с историей написания
романа. Дать характеристику главным героям романа. Читать произведение |
Сборник
произведе- ний А. С. Грина |
Читать роман А. С. Грина «Золотая
цепь»
(по желанию) |
40 |
А. Т.
Твардовский. «Василий Теркин». «Переправа», «Гар-монь»,
«Два солдата». Слово об А. Т. Твар- довском. Замысел,
исто-рия создания, народно-поэтическая основа поэ-мы |
Ознакомить с
биографией поэта. Рассказать историю создания поэмы. Читать главы поэмы.
Определить тему поэмы, выявить своеобразие композиции |
Учебное
пособие, часть 2 (с. 88—99). Пособие для учите- лей (с. 129—133). Уроки
русской ли- тературы в 7 классе (с. 117—123) |
Прочитать главы поэмы. Подготовить развернутый ответ на вопрос: кем
был А. Т. Твардовский во время Великой Отечественной войны? |
41 |
Веселая удаль, жизнелюбие, душев-ная стойкость, муже-ство
Василия Теркина |
Анализировать
главы поэмы. Раскрыть патриотический пафос поэмы. Рассказать о традициях
русского народно-поэтического творчества. Развивать творческое воображение. Воспитывать
уважительное отношение к прошлому
своей страны |
Учебное
пособие, часть 2 (с. 100—116). Пособие для учителей (с. 133—134).Уроки русской литературы в 7 классе (с. 123—125) |
Выучить отрывок
наизусть
(по выбору учащихся). Подготовить сообщение о памятнике
Василию Теркину (по желанию) |
42 |
Широкая популяр- ность поэмы во время Великой Отечествен-ной
войны |
Сопоставить
изображение картин войны и мира. Установить связь с белорусской ли-
тературой. Ознакомить (по выбору) с
иллю- страциями О. Г. Верейского к поэме «Василий
Теркин», репродукцией картины
Ю. М. Непринцева «Отдых после боя» |
Пособие для
учите- лей (с. 134—136) |
Создать иллюстра-ции к понравив-шимся эпизодам
поэмы. Выполнить одно задание для само- стоятельной
работы (по выбору
учащихся) (с. 116) учебного пособия (2) |
43 |
К. Г.
Паустовский. «Телеграмма». Слово о писателе. Идея ответственности каж-дого за жизнь близких |
Ознакомить с биографией
писателя. Читать рассказ. Проверить первичное восприятие произведения. Помочь
учащимся постичь смысл рассказа |
Учебное пособие, часть 2 (с. 117—135).
Пособие для учителей (с. 136—140).Уроки русской
литературы в 7 классе (с. 127—132) |
Прочитать про- изведение. Под- готовить рассказ о главной героине рассказа |
44 |
Роль пейзажа в рас- сказе |
Выполнить
текстуальный анализ рассказа. Установить связь с белорусской литературой (Я. Брыль). Работать над понятием
«лиризм прозы» К. Г. Паустовского. Ознакомить
с репродукцией кар- тины И. Н.
Крамского «Неизвестная». Формировать нравственные и гражданские чувства: чувство доброты к окружающим, чувство долга перед
родителями,
чувство ответственности за их старость |
Учебное
пособие, часть 2 (с. 135—136). Пособие для учите- лей (с. 140—143) |
Составить устный отзыв
о прочи-танном. Выполнить три
за- дания (по выбору учащихся) (с. 135) учебного пособия (ч. 2) |
45 |
А. Г. Алексин. «А тем временем где-то...». Слово о писателе. Раскрытие человеческих взаимоотношений в про-изведении |
Ознакомить с
биографией писателя. Подготовить к
восприятию произведения. Читать повесть.
Развивать творческое воображение |
Учебное
пособие, часть 2 (с. 137—161). Пособие для учите- лей (с. 144—146) |
Прочитать повесть |
46 |
Главный герой по- вести, его способ- ность к сочувствию
и сопереживанию как важнейшие качества человека |
Работать над
текстуальным анализом рассказа. Дать характеристику главным ге- роям повести |
Учебное
пособие, часть 2 (с. 161—186). Пособие для учителей (с. 146—148) |
Нарисовать иллю- страции к понра- вившимся отрыв-кам
повести Указать, какие приемы
автор использует при создании образов. (по желанию) |
47 |
Из зарубежной
лите-ратуры. Антуан де Сент-
Экзюпери. «Ма- ленький принц». Слово о писателе. Тонкий лиризм сказки |
Ознакомить с
биографией писателя. Читать произведение. Определить тему, идейное содержание сказки |
Учебное
пособие, часть 2 (с. 187-206). Пособие для учителей (с. 149-152). Уроки
русской ли- тературы в 7 классе (с. 108—111) |
Прочитать сказку. Нарисовать словесный портрет Маленького принца. Выполнить
задание (с. 189) учеб-ного пособия (ч. 2) |
48 |
Маленький принц - воплощение
человече-ской мечты о красоте, правде |
Работать над
текстуальным анализом сказки. Раскрыть утверждение в сказке красоты человеческих отношений. Воспи-тывать чувство ответственности
«за тех, кого приручили». Рассмотреть иллю-страции А. де Сент-Экзюпери к сказке «Маленький
принц» |
Учебное
пособие, часть 2 (с. 206—219). Пособие для учителей (с. 152—155). Уроки
русской литературы в 7 классе (с. 111—114) |
Написать письмо А. де Сент-Экзюпери от имени Малень-кого
принца о том, как идет жизнь на его
планете после
возвращения с Земли |
49 |
Ироническое изо- бражение носителей общественных пороков |
Выявить
ироническое изображение носителей общественных пороков (Короля, Честолюбца,
Делового человека, Географа). Работать над теорией литературы: раскрыть понимание преданности идеалу
как составляющей романтического мироощу-щения. Выделить афоризмы в сказке |
Учебное
пособие, часть 2 (с. 219—234). Пособие для учителей (с. 156—158) |
Подготовить чте-ние
наизусть отрывка (по выбору учителя). Нарисовать рисунки к сказке (по желанию) |
50 |
Р. Брэдбери.
«Ка- никулы». Мир писа-теля-фантаста Рэя Брэдбери |
Ознакомить
учащихся с творчеством Р. Брэдбери. Раскрыть мир
писателя-фантаста. Читать произведение |
Учебное
пособие, часть 2 (с. 234—247). Пособие для учителей (с. 159—163) |
Прочитать рассказ. Подготовить краткое сообщение о
творчестве Р. Брэдбери. Выполнить два
за- дания (по выбору учащихся) (с. 236) учебного пособ (ч. 2) |
51 |
Гуманистическая идея ценности жизни в рассказе. Проблема взаимосвязи человека и общества |
Работать над
текстуальным анализом рассказа. Расширить представления о фан- тастической
литературе |
Учебное
пособие, часть 2 (с. 247). Пособие для учите- лей (с. 163—165) |
Придумать пять вопросов для вик- торины по
рассказу «Каникулы».Выпол-нить задание 6 (с.
247) учебного пособия (ч. 2) |
52 |
Внеклассное
чтение. А. Н. и Б. Н. Стру- гацкие. «Понедельник начинается в субботу» |
Дать общий обзор научно-фантастической
литературы (с опорой на произведения, прочитанные учащимися в 5—6 классах). Ознакомить учащихся с творчеством братьев
Стругацких. Читать произведение. Формировать представление о фантастической
повести |
Сборник произведе- ний А. Н. и Б. Н. Стру-
гацких |
Охарактеризовать понравившегося
героя произведения |
53 |
Повторение |
Систематизировать знания
по теории литературы. Обсудить рекомендательный список для
чтения летом |
Учебное пособие, часть 2 (с. 248).
Пособие для учите- лей (с. 166—168) |
Ознакомиться со списком для чтения летом |
Комментариев нет:
Отправить комментарий