Календарно-тематическое планирование
по учебному предмету «Русский язык»
на 2020/2021 учебный год
10 класс (базовый уровень)
(35 часов в год, 1 час в неделю;
из них 7 часов — на письменные контрольные работы)
Русский язык
: учеб. пособие
для 10 кл.
учреждений общ. сред.
образования с белорус.
и рус. яз. обучения (с электронным приложением) / В. Л. Леонович
[и др.]. — Минск : Нац. ин-т образования, 2020.
№ урока число |
Тема урока |
Цель изучения темы |
Материал учебника |
Д/З |
Повторение
изученного в 9 классе (1 ч) |
||||
1 |
Повторение изученного в
9 классе. Сложное
предложение как единица синтаксиса |
Актуализация и закрепление знаний учащих- ся о видах сложного предложения, о способах передачи чужой речи; совершенствование на- выков учащихся производить пунктуационное оформление и синтаксический разбор сложных
предложений, предложений с прямой
речью |
§
1. Упр. 1—4, 5 (ЭОР), 8, 9, 11,14, 16 (1) |
§1. Упр. 13 |
Общие сведения о языке (1 ч) |
||||
2 |
Русский язык как один из государ- ственных языков Республики Бела- русь. Русский язык в международном общении. Русский
язык как развиваю-щееся явление |
Формирование у учащихся представления o русском языке как одном из государственных языков Республики Беларусь, о его
месте в кругу славянских языков и роли в разных сферах международного общения; ознакомление учащихся с этапами
развития русского языка |
§
2—4. Упр. 18,19, 25—27 |
§2-4. Упр. 24, ответы на вопросы
рубрики «Проверяем себя» (с. 22) |
Тексти его признаки (1 ч) |
||||
3 |
Текст. Структура
текста. Основные признаки текста |
Углубление знаний учащихся о единицах тек-
ста
и его признаках, способах развертывания темы, способах создания смысловой цельно-
сти текста, средствах связности |
§
5. Упр. 29, 30, 32, 33 (1), 34 (1), 35, 36, 38 (1,
2) |
§5. Упр. 39, ответы на вопросы рубрики
«Проверяем себя» (с. 32) |
Культура речи (1 ч) |
||||
4 |
Коммуникативные
качества речи. Нор-
мы русского лите- ратурного языка |
Углубление знаний учащихся о коммуни- кативных качествах речи; систематизация знаний учащихся о типах
языковых норм; совершенствование умения учащихся выяв- лять и исправлять речевые и грамматические ошибки в текстах разных
типов и стилей |
§ 6. Упр.
41—44, 50, 51, 53,
54, 57,58 |
§6. Упр. 47 или 59 (по выбору), ответы на вопросы
рубрики «Проверяем себя» (с. 41) |
5,6 |
Контрольное изложение |
Проверка уровня сформированности комму- никативной компетенции, правописных уме- ний и навыков учащихся |
Текст «Федор Иванович Тютчев»* или
текст (290—340 слов), подобранный учителем |
*Научно-методи-ческий журнал
«Русский язык и литература», № 8, 2020 г. |
Функциональные стили речи (1 ч) |
||||
7 |
Функциональные
стили речи. Стили- стическая норма |
Углубление представления учащихся о функ-
циональных стилях речи и их классифика- ции; совершенствование умения
учащихся определять стиль речи
с аргументацией, вы-
являть и устранять стилистические ошибки,
создавать тексты определенного функцио- нального стиля |
§
7. Упр. 60—63, 67, 68 |
§7. Упр. 66, ответы на во- просы рубри- ки
«Проверяем себя» (с. 46), |
Жанры речи (1 ч) |
||||
8 |
Диалогические
жан-ры речи. Дискуссия как вид спора |
Ознакомление
учащихся с диалогическими жанрами речи, дискуссией как видом спора, корректными приемами ведения дискуссии,
правилами формулирования аргументов; формирование у учащихся навыков ведения дискуссии с
учетом полученных знаний. Про- ведение анализа контрольной работы |
§ 8.
Упр. 69, 73,74, 77
(1, 2), 78 |
§8. Упр. 79, ответы на вопросы рубрики
«Проверяем себя» (с. 56 ) |
Слово как основная единица
языка (12 ч) |
||||
9 |
Звуковая сторона
слова. Изменение качества звуков. Произносительная норма |
Актуализация знаний учащихся о гласных и согласных звуках, их характеристиках,
о свойствах ударения в русском языке; сис- тематизация знаний
учащихся об основных произносительных нормах |
§ 9—11.
Упр. 81-89, 92-94, 97,
98, 101—106, Прило- жение
3 |
§9-11. Упр. 99, ответы на во-
просы рубри- ки «Проверяем себя» (с. 67) |
10 |
Смысловая сторона слова. Системность лексики |
Актуализация
знаний учащихся о различи- ях лексического и грамматического значения слова; формирование представления о лексике как системе; актуализация знаний уча- щихся о синонимах, антонимах,
омонимах, прямом и переносном значении слова; совер- шенствование
умения учащихся использовать лексические средства для обеспечения
точности, выразительности речи |
§ 12-16. Упр. 107, 108, 110, 112, 115-119, 121-123, 125 |
§12-16.Упр. 113 или
127 (по выбору) |
11 |
Контрольное сочинение по литературе |
Совершенствовать
умение учащихся писать сочинение на
литературную тему |
|
|
12 |
Фразеологические обороты. Речевая (лексическая) норма |
Расширение знаний учащихся о фразеоло- гических оборотах, их свойствах и возмож- ностях употребления в речи; формирование у учащихся умения выявлять и устранять на- рушения речевой нормы |
§
17. Упр. 128, 129, 131, 132,
134 |
§17. Упр. 135, ответы на во-
просы рубри- ки «Проверяем себя» (с. 82) |
13 |
Состав слова |
Актуализация и закрепление знаний
учащих- ся об основных видах и роли
морфем в слове,
о различиях между
процессами слово- и фор-
мообразования; ознакомление учащихся с трудными случаями разбора по составу; со-
вершенствование орфографической зоркости учащихся и
навыка разбора слов
по составу. |
§
18. Упр. 137, 140, 141, 147,
148 |
§ 18. Упр. 149 или 150 (2) (по выбору) |
14 |
Контрольный диктант |
Проверка уровня сформированности право- писных умений
и навыков учащихся |
Текст «Владимир Даль» (145 слов, с. 75*) или
текст (145—170 слов), подобранный учителем |
*Сборник материалов для выпускного экзамена по учебному предмету «Русский язык» за
период обучения и вос- питания на ІІ ступени общего среднего образования : тексты диктантов / сост. Е.
Е. Долбик [и
др.]. — Минск
: НИО :
Аверсэв,
2018, 2019, 2020 |
15 |
Образование
слов. Словообразователь-ная норма |
Актуализация и закрепление знаний учащих- ся об основных понятиях словообразования
и способах образования слов; ознакомление
учащихся с закономерностями словообра-зования на примере словообразовательных связей между
частями речи; совершенство- вание навыка учащихся производить сло- вообразовательный разбор; ознакомление
учащихся со словообразовательной нормой; формирование у учащихся умения выявлять и устранять нарушения словообразователь- ной нормы на уровне слова
и предложения |
§ 19—20. Упр. 151, 153, 154, 163,
164, 166, 167 (1, 2), 168, 169, 171,
172, 175 |
§19-20.
Упр. 157 или 176 (по вы- бору), ответы
на вопросы рубри- ки «Проверяем себя» (с. 101) |
16 |
Изменение слова (части
речи). Имя существительное. Морфологическая норма |
Актуализация знаний учащихся о системе ча- стей речи в русском
языке; систематизация знаний учащихся об имени существительном как самостоятельной части речи: общем
зна- чении, морфологических признаках и синтак- сических функциях; совершенствование на- выков учащихся производить морфологиче-
ский разбор имен существительных, выявлять,
анализировать и исправлять
грамматические ошибки, обусловленные нарушением норм об-
разования и употребления форм имен суще- ствительных. |
§ 21—22. Упр. 177, 179, 183, 185,
186, 190, 195, 197, Приложение 2 |
§21-22. Упр. 198 или 182 (3, 4) (по выбору) |
17 |
Имя прилагатель-
ное, имя числи- тельное и местои- мение. Морфологи- ческая норма |
Систематизация знаний
учащихся об имени
прилагательном, имени числительном, местоимении как самостоятельных частях речи: общем значении, морфологических признаках и синтаксических функциях; совершенствование навыков учащихся производить
морфологический разбор имен
прилагательных, имен числительных, местоимений, вы- являть, анализировать и исправлять грамматические
ошибки, обусловленные нарушением норм образования и употребления форм имен
прилагательных, имен числительных,
местоимений |
§ 23—25. Упр. 199-204, 206, 209, 210 (1, 2), 211, 212,
214, 215, 220-222, 224-226, Приложение 2 |
§23-25. Упр.
207, или 216, или 227 (по
выбору) |
18 |
Глагол и
глаголь- ные формы. Мор- фологическая норма |
Систематизация знаний
учащихся о глаголе как самостоятельной части речи
и системе форм глагола: общем
значении, морфологи-
ческих признаках и синтаксических функ- циях; совершенствование навыков учащих- ся производить морфологический разбор
глагольных форм, выявлять, анализировать и исправлять грамматические ошибки, обу- словленные нарушением норм образования и употребления глагольных форм |
§
26. Упр. 228, 231—233, 234 (1, 2), 235,
236, 237 (1), 238 (1), 239 (1), 241—243,
Приложение2 |
§26. Упр. 240 (1—3) |
19 |
Наречие.
Служебные части речи и междометия. Морфологическая норма |
Систематизация знаний
учащихся о наречии как самостоятельной части
речи: общем значении, морфологических признаках и
синтаксических функциях; систематизация знаний учащихся о
служебных частях речи, междометиях; совершенствование навыков учащихся производить морфологический разбор наречий, предлогов, союзов, частиц, междометий; закрепление навыков
разграничения наречий, предлогов, союзов, частиц и омонимичных им
частей речи |
§ 27—29. Упр. 245, 246 (1,
2), 248, 249, 252, 254 (ЭОР), 255, 257 (1),
259-261, 262 (ЭОР), 263, 264,
266, 268, 271 (1,
2), 272, 273,
275, 277, 278 (1), 281 (ЭОР), 282, 284,
285, Приложение 2 |
§27-29.
Упр. 250 или 280 (по вы- бору), ответы на вопросы рубрики
«Проверяем себя» (с. 150), |
20,21 |
Контрольное изложение |
Проверка уровня сформированности комму- никативной компетенции, правописных уме- ний
и навыков учащихся |
Текст «В чем смысл жизни»* или текст (340-450 слов), подобранный учителем |
|
Жанры речи (1 ч) |
||||
22 |
Доклад как жанр речи. Научный
до- клад, его
подготов- ка, композиция, языковое оформ- ление |
Ознакомление учащихся с жанром доклада, его композицией и языковыми
особеннос-тями, с основными этапами подготовки доклада; формирование у учащихся умения осуществлять подготовку,
оформление и про- изнесение научного доклада.
Проведение анализа контрольной работы |
§ 30-32. Упр. 286, 287, 289, 293-296, 297 (1, 2),
299 (1),303, 304 |
§30-32.
Упр. 300, ответы на вопросы
рубрики «Проверяем себя» (с. 162) |
Орфография как система правил
правописания (11 ч) |
||||
23 |
Проверяемые
написания |
Актуализация, расширение и систематизация знаний учащихся о проверяемых написаниях; совершенствование умения
учащихся работать с
алгоритмами и таблицами; совершенствование орфографической зоркости, правописных
умений и навыков учащихся |
§ 33.
Упр. 308, 309, 311, 312, 314-316, 319 (1, 2), 322 (1, 2), 325, 326 |
§33. Упр.328 или 331 (ЭОР) (по выбору) |
24 |
Фонетические
написания |
Актуализация,
расширение и систематиза- ция знаний
учащихся о фонетических напи- саниях; совершенствование умения учащихся работать с алгоритмами и таблицами; совер-
шенствование орфографической зоркости, правописных умений и навыков учащихся |
§ 34.
Упр. 332, 337, 338,
340, 342 |
§34. Упр. 334 или 343 (ЭОР) (по выбору) |
25 |
Контрольное сочинение по литературе |
Совершенствовать
умение учащихся писать сочинение на
литературную тему |
|
|
26 |
Непроверяемые на- писания |
Актуализация, расширение и систематизация знаний учащихся о непроверяемых написа- ниях; совершенствование умения учащихся работать с орфографическими словарями,
алгоритмами и таблицами; совершенствова- ние орфографической зоркости, правописных умений и навыков учащихся |
§ 35. Упр. 344—346, 348
(1, 2), 349, 351 (1), 352 (ЭОР), 353 (1), Приложение 1 |
§35. Упр. 351
(2) |
27 |
Правописание букв ь и ъ.
Правописа- ние приставок пре- и при- |
Актуализация и систематизация знаний уча- щихся о функциях букв ь и ъ, правилах пра- вописания букв ь и ъ, приставок пре- и при-; обогащение
словарного запаса учащихся; со- вершенствование умения учащихся
работать с алгоритмами и таблицами; совершенствова- ние орфографической зоркости, правописных умений и навыков учащихся |
§ 36-37. Упр. 354, 356, 358, 361 (ЭОР), 362, 364, 367 (ЭОР), Приложение 1 |
§36-37.Упр. 359, 366 |
28 |
Правописание
окон-чаний и суффиксов именсу ществитель-ных и имен прила-гательных |
Актуализация и систематизация знаний уча-
щихся о правописании окончаний и
суффик- сов имен существительных и прилагатель-
ных; совершенствование умения учащихся работать с алгоритмами и
таблицами; совер-
шенствование орфографической зоркости, правописных умений и навыков учащихся |
§ 38-39. Упр. 368-375, 376 (ЭОР),377, 378, 380-382, 385, 386 (ЭОР) |
§38-39. Упр. 379 |
29 |
Правописание
гла- голов и глагольных форм |
Актуализация, расширение и систематизация знаний учащихся о
правописании глаголов и глагольных форм; совершенствование умения учащихся работать с алгоритмами и та-
блицами; совершенствование орфографиче- ской зоркости, правописных умений и навы- ков учащихся |
§ 40-41. Упр. 387, 389, 392, 393 (ЭОР) 394, 395, 397, 398 (ЭОР) |
§40-41. Упр. 390 |
30 |
Контрольный диктант |
Проверка уровня сформированности право- писных умений
и навыков учащихся |
Текст «Понимать искус-ство»*или
текст (160— 170 слов), подобранный учителем |
|
31 |
Правописание н и нн в разных ча- стях
речи. Право- писание
суффиксов наречий |
Актуализация,
расширение и систематиза- ция знаний учащихся о правописании н и нн в разных частях речи; закрепление правила написания суффиксов наречий; совершен- ствование
умения учащихся работать с ал- горитмами и
таблицами; обогащение сло- варного запаса учащихся; совершенствова- ние орфографической зоркости,
правописных умений и навыков учащихся |
§ 42—43. Упр. 399, 400, 403, 405,
406, 408, 410, 412, 414, 415 (ЭОР), 416, 418
(ЭОР) |
§42-43.
Упр. 413 или 417 (по вы- бору), подготовиться к
контрольному дик- танту |
32 |
Слитные,
раздель- ные и дефисные на- писания слов
раз- ных частей речи |
Актуализация,
расширение и систематизация знаний
учащихся о слитных, раздельных и дефисных написаниях слов разных частей речи; совершенствование умения учащихся работать с алгоритмами и таблицами; совер- шенствование орфографической
зоркости, правописных умений и навыков учащихся. Проведение анализа контрольной работы |
§
44. Упр. 419-421, 423, 426,
428,430, 431, 433, 434 (ЭОР), 435-450, 453 (ЭОР) |
§44. Упр. 427 (ЭОР), 432 или
451 (по вы- бору) |
33 |
Контрольная тестовая работа |
Проверка уровня сформированности у уча-
щихся языковой, речевой и коммуникатив- ной
компетенций |
Тест из научно-
методического журнала «Русский язык и ли- тература» (№ 11, 2020 г.) или тест (20 заданий от- крытого и закрытого типа),
составленный учителем |
|
34 |
Правописание не и
ни
со словами разных частей речи |
Актуализация, расширение и системати- зация знаний учащихся о правописании
не и ни со словами разных частей речи;
со- вершенствование умения учащихся
работать с алгоритмами и таблицами; совершенствова- ние орфографической зоркости, правописных
умений и навыков учащихся |
§ 45-46. Упр. 454-457, 459-461, 463,465 (ЭОР), 466, 467, 469, 473 (ЭОР) |
§45-46.
Упр. 476 (тест по орфо-
графии), ответы на
вопросы рубрики «Проверяем себя» (с. 268) |
Повторение изученного в 10
классе (1 ч) |
||||
35 |
Повторение изу-
ченного в 10 классе |
Обобщение и систематизация знаний уча- щихся о культуре речи,
нормах русского ли- тературного языка. Проведение анализа кон- трольной работы |
С.
266-275. Упр.
477, 478, 480-482, 483 (1),484-487,
489, 491 |
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий