Русский язык 10 класс (базовый уровень)

 

Календарно-тематическое планирование

по учебному предмету «Русский язык»

на 2020/2021 учебный год

10 класс (базовый уровень)

 

(35 часов в год, 1 час в неделю;

из них 7 часов — на письменные контрольные работы)

Русский язык : учеб. пособие для 10 кл. учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения электронным приложением) / В. Л. Леонович др.]. Минск : Нац. ин-т образования, 2020.

 

урока

число

Тема урока

Цель изучения темы

Материал

учебника

Д/З

Повторение изученного в 9 классе (1 ч)

1

Повторение

изученного в 9 классе. Сложное предложение как единица синтаксиса

Актуализация и закрепление знаний учащих-

ся о видах сложного предложения, о способах

передачи чужой речи; совершенствование на-

выков учащихся  производить  пунктуационное

оформление и синтаксический разбор сложных предложений, предложений с прямой речью

§ 1. Упр. 1—4, 5 (ЭОР), 8, 9, 11,14, 16 (1)

§1. Упр. 13

Общие сведения о языке (1 ч)

2

Русский язык как

один из государ-

ственных языков

Республики Бела-

русь. Русский язык

в международном

общении. Русский язык как развиваю-щееся явление

Формирование у учащихся представления

o русском языке как одном из государственных  языков Республики Беларусь, о его месте в кругу славянских языков и роли в разных сферах международного общения; ознакомление учащихся с этапами развития русского языка

§ 2—4. Упр. 18,19, 25—27

§2-4. Упр. 24,

ответы на вопросы рубрики «Проверяем

себя» (с. 22)

Тексти его признаки (1 ч)

3

Текст. Структура текста. Основные признаки текста

Углубление знаний учащихся о единицах тек- ста и его признаках, способах развертывания темы, способах создания смысловой цельно- сти текста, средствах связности

§ 5. Упр. 29, 30, 32, 33 (1), 34 (1), 35, 36, 38 (1, 2)

§5. Упр. 39, ответы на вопросы рубрики «Проверяем себя» (с. 32)

Культура речи (1 ч)

4

Коммуникативные качества речи. Нор- мы русского лите- ратурного языка

Углубление знаний учащихся о коммуни- кативных качествах речи; систематизация знаний учащихся о типах языковых норм; совершенствование умения учащихся выяв- лять и исправлять речевые и грамматические ошибки в текстах разных типов и стилей

§ 6. Упр. 41—44, 50, 51, 53, 54, 57,58

§6. Упр. 47 или

59 (по выбору), ответы на вопросы рубрики «Проверяем себя» (с. 41)

5,6

Контрольное изложение

Проверка уровня сформированности комму- никативной компетенции, правописных уме- ний и навыков учащихся

Текст «Федор Иванович Тютчев»* или текст (290—340 слов),

подобранный учителем

*Научно-методи-ческий журнал «Русский язык и литература», № 8, 2020 г.

Функциональные стили речи (1 ч)

7

Функциональные стили речи. Стили- стическая норма

Углубление представления учащихся о функ- циональных стилях речи и их классифика- ции; совершенствование умения учащихся определять стиль речи с аргументацией, вы- являть и устранять стилистические ошибки, создавать тексты определенного функцио- нального стиля

§ 7. Упр. 60—63, 67, 68

§7. Упр. 66, ответы на во- просы рубри- ки «Проверяем себя» (с. 46),

 

Жанры речи (1 ч)

8

Диалогические жан-ры речи. Дискуссия как вид спора

Ознакомление учащихся с диалогическими жанрами речи, дискуссией как видом спора, корректными приемами ведения дискуссии, правилами формулирования аргументов; формирование у учащихся навыков ведения дискуссии с учетом полученных знаний. Про- ведение анализа контрольной работы

§ 8. Упр. 69, 73,74, 77 (1, 2), 78

§8. Упр. 79, ответы на вопросы рубрики «Проверяем себя» (с. 56 )

Слово как основная единица языка (12 ч)

9

Звуковая сторона слова. Изменение качества звуков. Произносительная норма

Актуализация знаний учащихся о гласных и согласных звуках, их характеристиках, о свойствах ударения в русском языке; сис- тематизация знаний учащихся об основных произносительных нормах

§ 9—11. Упр. 81-89, 92-94, 97, 98, 101—106, Прило-

жение 3

§9-11. Упр. 99,

ответы на во- просы рубри- ки «Проверяем себя» (с. 67)

10

Смысловая сторона слова. Системность лексики

Актуализация знаний учащихся о различи- ях лексического и грамматического значения слова; формирование представления о лексике как системе; актуализация знаний уча- щихся о синонимах, антонимах, омонимах, прямом и переносном значении слова; совер- шенствование умения учащихся использовать лексические средства для обеспечения точности, выразительности речи

§ 12-16. Упр. 107, 108, 110, 112, 115-119, 121-123, 125

§12-16.Упр. 113 или 127 (по выбору)

11

Контрольное сочинение по литературе

Совершенствовать умение учащихся писать сочинение на литературную тему

 

 

12

Фразеологические обороты. Речевая (лексическая) норма

Расширение знаний учащихся о фразеоло- гических оборотах, их свойствах и возмож- ностях употребления в речи; формирование у учащихся умения выявлять и устранять на- рушения речевой нормы

§ 17. Упр. 128, 129, 131, 132, 134

§17. Упр. 135,

ответы на во- просы рубри- ки «Проверяем себя» (с. 82)

13

Состав слова

Актуализация и закрепление знаний учащих- ся об основных видах и роли морфем в слове, о различиях между процессами слово- и фор- мообразования; ознакомление учащихся с трудными случаями разбора по составу; со- вершенствование орфографической зоркости учащихся и навыка разбора слов по составу.

§ 18. Упр. 137, 140, 141, 147, 148

§ 18. Упр. 149

или 150 (2) (по выбору)

14

Контрольный диктант

Проверка уровня сформированности право- писных умений и навыков учащихся

Текст «Владимир Даль» (145 слов, с. 75*) или текст (145—170 слов),

подобранный учителем

*Сборник материалов для выпускного экзамена по учебному предмету «Русский язык» за период обучения и вос- питания на ІІ ступени общего среднего образования : тексты диктантов / сост. Е. Е. Долбик др.]. Минск : НИО : Аверсэв, 2018, 2019, 2020

15

Образование слов. Словообразователь-ная норма

Актуализация и закрепление знаний учащих- ся об основных понятиях словообразования и способах образования слов; ознакомление учащихся с закономерностями словообра-зования на примере словообразовательных связей между частями речи; совершенство- вание навыка учащихся производить сло- вообразовательный разбор; ознакомление учащихся со словообразовательной нормой; формирование у учащихся умения выявлять и устранять нарушения словообразователь- ной нормы на уровне слова и предложения

§ 19—20. Упр. 151, 153, 154, 163, 164, 166, 167 (1, 2), 168, 169, 171, 172, 175

§19-20. Упр. 157

или 176 (по вы- бору), ответы на вопросы рубри- ки «Проверяем себя» (с. 101)

16

Изменение слова (части речи). Имя существительное. Морфологическая норма

Актуализация знаний учащихся о системе ча- стей речи в русском языке; систематизация знаний учащихся об имени существительном как самостоятельной части речи: общем зна- чении, морфологических признаках и синтак- сических функциях; совершенствование на- выков учащихся производить морфологиче- ский разбор имен существительных, выявлять, анализировать и исправлять грамматические ошибки, обусловленные нарушением норм об- разования и употребления форм имен суще- ствительных.

§ 21—22. Упр. 177, 179, 183, 185, 186, 190, 195, 197, Приложение 2

§21-22. Упр. 198

или 182 (3, 4)

(по выбору)

17

Имя прилагатель- ное, имя числи- тельное и местои- мение. Морфологи- ческая норма

Систематизация знаний учащихся об имени прилагательном, имени числительном, местоимении как самостоятельных частях речи: общем значении, морфологических признаках и синтаксических функциях; совершенствование навыков учащихся производить морфологический разбор имен прилагательных, имен числительных, местоимений, вы- являть, анализировать и исправлять грамматические ошибки, обусловленные нарушением норм образования и употребления форм имен прилагательных, имен числительных, местоимений

§ 23—25. Упр. 199-204, 206, 209, 210 (1, 2), 211,

212, 214, 215, 220-222, 224-226, Приложение 2

§23-25. Упр. 207, или

216, или 227 (по выбору)

18

Глагол и глаголь- ные формы. Мор- фологическая норма

Систематизация знаний учащихся о глаголе как самостоятельной части речи и системе форм глагола: общем значении, морфологи- ческих признаках и синтаксических функ- циях; совершенствование навыков учащих- ся производить морфологический разбор глагольных форм, выявлять, анализировать и исправлять грамматические ошибки, обу- словленные нарушением норм образования и употребления глагольных форм

§ 26. Упр. 228, 231—233, 234 (1, 2), 235, 236, 237 (1), 238 (1), 239 (1),

241—243, Приложение2

§26. Упр. 240

(1—3)

19

Наречие. Служебные части речи и междометия.

Морфологическая

норма

Систематизация знаний учащихся о наречии как  самостоятельной части речи: общем значении, морфологических признаках и синтаксических функциях; систематизация знаний учащихся о служебных частях речи, междометиях; совершенствование навыков учащихся производить морфологический разбор наречий, предлогов, союзов, частиц, междометий; закрепление навыков разграничения наречий, предлогов, союзов, частиц и омонимичных им частей речи

§ 27—29. Упр. 245, 246 (1, 2), 248, 249, 252, 254 (ЭОР), 255, 257 (1), 259-261, 262 (ЭОР), 263, 264, 266, 268, 271 (1, 2), 272, 273, 275, 277, 278 (1), 281 (ЭОР), 282, 284, 285, Приложение 2

§27-29. Упр. 250

или 280 (по вы-

бору), ответы на

вопросы рубрики «Проверяем себя» (с. 150),

 

20,21

Контрольное изложение

Проверка уровня сформированности комму- никативной компетенции, правописных уме-

ний и навыков учащихся

Текст «В чем смысл жизни»* или текст (340-450 слов), подобранный учителем

 

Жанры речи (1 ч)

22

Доклад как жанр

речи. Научный до-

клад, его подготов-

ка, композиция,

языковое оформ-

ление

Ознакомление учащихся с жанром доклада, его композицией и языковыми особеннос-тями, с основными этапами подготовки

доклада; формирование у учащихся умения

осуществлять подготовку, оформление и про-

изнесение научного доклада. Проведение анализа контрольной работы

§ 30-32. Упр. 286, 287, 289, 293-296, 297 (1, 2), 299 (1),303, 304

§30-32. Упр. 300,

ответы на вопросы рубрики «Проверяем

себя» (с. 162)

Орфография как система правил правописания (11 ч)

23

Проверяемые написания

Актуализация, расширение и систематизация знаний учащихся о проверяемых написаниях;

совершенствование умения учащихся работать с алгоритмами и таблицами; совершенствование орфографической зоркости, правописных умений и навыков учащихся

§ 33. Упр. 308, 309, 311, 312, 314-316, 319 (1, 2), 322 (1, 2), 325, 326

§33. Упр.328

или 331 (ЭОР)

(по выбору)

24

Фонетические написания

Актуализация, расширение и систематиза- ция знаний учащихся о фонетических напи-

саниях; совершенствование умения учащихся работать с алгоритмами и таблицами; совер- шенствование орфографической зоркости, правописных умений и навыков учащихся

§ 34. Упр. 332, 337, 338, 340, 342

§34. Упр. 334

или 343 (ЭОР)

(по выбору)

25

Контрольное сочинение по литературе

Совершенствовать умение учащихся писать сочинение на литературную тему

 

 

26

Непроверяемые на- писания

Актуализация, расширение и систематизация знаний учащихся о непроверяемых написа- ниях; совершенствование умения учащихся работать с орфографическими словарями, алгоритмами и таблицами; совершенствова- ние орфографической зоркости, правописных умений и навыков учащихся

§ 35. Упр. 344—346, 348 (1, 2), 349, 351 (1), 352 (ЭОР),

353 (1), Приложение 1

§35. Упр. 351 (2)

27

Правописание букв ь и ъ. Правописа- ние приставок пре- и при-

Актуализация и систематизация знаний уча- щихся о функциях букв ь и ъ, правилах пра- вописания букв ь и ъ, приставок пре- и при-; обогащение словарного запаса учащихся; со- вершенствование умения учащихся работать с алгоритмами и таблицами; совершенствова- ние орфографической зоркости, правописных умений и навыков учащихся

§ 36-37. Упр. 354, 356, 358, 361 (ЭОР), 362, 364, 367 (ЭОР), Приложение 1

§36-37.Упр. 359,

366

28

Правописание окон-чаний и суффиксов именсу ществитель-ных и имен прила-гательных

Актуализация и систематизация знаний уча- щихся о правописании окончаний и суффик- сов имен существительных и прилагатель- ных; совершенствование умения учащихся работать с алгоритмами и таблицами; совер- шенствование орфографической зоркости, правописных умений и навыков учащихся

§ 38-39. Упр. 368-375, 376 (ЭОР),377, 378, 380-382, 385, 386 (ЭОР)

§38-39. Упр. 379

29

Правописание гла- голов и глагольных форм

Актуализация, расширение и систематизация знаний учащихся о правописании глаголов и глагольных форм; совершенствование умения учащихся работать с алгоритмами и та- блицами; совершенствование орфографиче- ской зоркости, правописных умений и навы- ков учащихся

§ 40-41. Упр. 387, 389, 392, 393 (ЭОР) 394, 395, 397,

398 (ЭОР)

§40-41. Упр. 390

30

Контрольный диктант

Проверка уровня сформированности право- писных умений и навыков учащихся

Текст «Понимать искус-ство»*или текст (160—

170 слов), подобранный учителем

 

31

Правописание

н и нн в разных ча- стях речи. Право- писание суффиксов наречий

Актуализация, расширение и систематиза- ция знаний учащихся о правописании н и нн в разных частях речи; закрепление правила написания суффиксов наречий; совершен- ствование умения учащихся работать с ал- горитмами и таблицами; обогащение сло- варного запаса учащихся; совершенствова- ние орфографической зоркости, правописных умений и навыков учащихся

§ 42—43. Упр. 399, 400, 403, 405, 406, 408, 410, 412, 414, 415 (ЭОР), 416, 418 (ЭОР)

§42-43. Упр. 413

или 417 (по вы- бору), подготовиться к контрольному дик- танту

32

Слитные, раздель- ные и дефисные на- писания слов раз- ных частей речи

Актуализация, расширение и систематизация знаний учащихся о слитных, раздельных и дефисных написаниях слов разных частей речи; совершенствование умения учащихся работать с алгоритмами и таблицами; совер- шенствование орфографической зоркости, правописных умений и навыков учащихся. Проведение анализа контрольной работы

§ 44. Упр. 419-421, 423, 426, 428,430, 431, 433,

434 (ЭОР), 435-450, 453 (ЭОР)

§44. Упр. 427

(ЭОР), 432 или 451 (по вы- бору)

33

Контрольная тестовая работа

Проверка уровня сформированности у уча- щихся языковой, речевой и коммуникатив- ной компетенций

Тест из научно- методического журнала «Русский язык и ли- тература» (№ 11, 2020 г.) или тест (20 заданий от- крытого и закрытого типа), составленный учителем

 

34

Правописание не и ни со словами разных частей речи

Актуализация, расширение и системати- зация знаний учащихся о правописании не и ни со словами разных частей речи; со- вершенствование умения учащихся работать с алгоритмами и таблицами; совершенствова- ние орфографической зоркости, правописных умений и навыков учащихся

§ 45-46. Упр. 454-457, 459-461, 463,465 (ЭОР), 466,

467, 469, 473 (ЭОР)

§45-46. Упр. 476

(тест по орфо- графии), ответы на вопросы рубрики «Проверяем себя»

(с. 268)

Повторение изученного в 10 классе (1 ч)

35

Повторение изу- ченного в 10 классе

Обобщение и систематизация знаний уча- щихся о культуре речи, нормах русского ли- тературного языка. Проведение анализа кон- трольной работы

С. 266-275. Упр. 477, 478, 480-482, 483 (1),484-487, 489, 491

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий