Контрольное изложение «Гроза в лесу»

 

Урок русского языка в 10 классе                                

Тема: Контрольное изложение «Гроза в лесу»

Цели: проверить умение пересказать текст в соответствии с замыслом автора, с основной мыслью, умение использовать при передаче текста изученные конструкции, сохраняя стиль писателя; проверить орфографическую и пунктуационную грамотность по всем изученным и повторенным разделам программы.

Ход урока

1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока. Мотивация учебной деятельности

2. Вступительное слово учителя

3. Чтение текста, объяснение непонятных слов, запись на доске имен собственных. (Для контрольных изложений допускается запись слов на еще не изученные правила, а также схем отдельных предложений, но не более двух)

Гроза в лесу

Лес молчал.

Темной-темной осенней ночью под могучими деревьями сидела в лесу собака, привязанная на веревке.

И надо же случиться такому именно в эту ночь! Редко, очень редко так бывает, но случилось: в конце ноября где-то далеко-далеко прогремел гром. Затем в черной ночи он пророкотал еще раз, теперь уже ближе, и прокатился по безлистому лесу грозно и широко. Подул ветер, ветви деревьев заныли, как от предчувствия беды, стволы, что послабее, закачались, и, наконец, все слилось в единый тревожный черный шум, в котором отчетливо выделялся стон полусухой осины. Она ритмично скрипела где-то у корня и ее глухой и тоскливый стон пугал Бима больше, чем весь шум леса.

А лес шумел, шумел и шумел. А ветер все разыгрывался полным и единственным властелином в кромешной тьме так, что застонали дубы. Биму казалось, что кто-то черный-черный, огромный распластался над могучими дубами, над умирающей старой осиной, над ним, затерявшимся в этой суровости псом; и этот черный бил по верхушкам леса, обхватывал деревья и качал их в дикой пляске.

Биму стало так жутко, что боль в теле на время забылась. Он вдавился в ствол дерева, влип. Ветер начал бросать на лес холодом, отчего внизу яра потекла знобящая струя и сразу же пронизала Бима. Он передвинулся на другую сторону ствола от ветра и задрожал.

Вдруг, как огненным узким ножом, молния рассекла черноту, а вслед за нею что-то грохнуло вверху и покатилось по лесу в разные стороны. Спустя время ветер затих, и тогда застучали сверху капли. Дождь был короткий, сильный, холодный. Потом и он перестал.

Лес теперь потихоньку ворчал, словно после боя. Но вдруг осина затрещала и повалилась на землю, ломая свои ветви. Она стояла близко от Бима, и ему было тревожно слышать смерть дерева и страшно оттого, что она падала, как ему вначале казалось, прямо на него.

Бим просидел до рассвета, продрогший, больной, измученный. В напряженном ожидании он, незаметно для самого себя, уже натянул веревку, отчего ошейник стал душить до хрипоты. Тогда Бим попятился к дереву, прижался задом к стволу, перехватил коренными зубами веревку и... перегрыз.

Свершилось! Бим свободен, хотя и одинок в дремучем лесу. (339 слов) По Г. Троепольскому

Задания по тексту:          

1. Определите тему текста, его основную мысль, жанр речи, отметьте  особенности композиции.       

2. Объясните правописание слов знобящая, разыгрывался, распластался, ожидание, обхватывал, суровости, обхватывал, кромешная, полусухая, предчувствие.

4. Составление плана

5. Повторное чтение текста

6. Письменное контрольное изложение текста

Комментариев нет:

Отправить комментарий