Задания I этапа областной олимпиады по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» 6 класс

 


Задания I этапа областной олимпиады по учебным предметам

 «Русский язык» и «Русская литература»

2020/2021 учебный год

6 класс

ВАРИАНТ 2

 

1. Замените русскими словами заимствованные слова:

Трасса____________________________________________________________, дискуссия_________________________________________________________, авеню_____________________________________________________________, маэстро___________________________________________________________, фиаско____________________________________________________________, шеф______________________________________________________________.

 

2. Определите, сколько мягких согласных звуков в пословице:

Не трудиться – хлеба не добиться. ___________________________

 

3. Подчеркните ряд, где во всех словах пишется буква Е:

а) пр…носить, пр…вратить, пр…обрести;

б) пр…морский, пр…гибать, пр…словутый;

в) пр…стол, пр…смыкаться, пр…терпеть (лишения);

г) пр…ложить (усилия), пр…лечь, пр…рвать;

д) пр…способиться, непр…взойдённый, пр…цедент.

 

4.Данные слова разделите на две группы. Разберите слова по составу.

Медвежий, сопрелый, соединить, линий, известие, избушка, спасти, повозка, поганка, полезный, народный, полезть.

 

в слове есть приставка

в слове нет приставки

 

 

 

 

 

 

 

5. Восстановите недостающее звено словообразовательной цепочки. Определите способ словообразования.

Редкий – __________________ – редкостный;

дерзкий – __________________– дерзостный;

лень – _____________________– ленивец;

угол –______________________– угловатость;

корысть –__________________–  бескорыстность;

цена –______________________– бесценность.

 

6. Вставьте нужные слова в начале фразеологических оборотов.

1)_______________________ из пальца;

2) __________________ вокруг пальца;

3)._________________сквозь пальцы;

4) __________________пальцем в небо;

5) ____________________хорошо подвешен;

6)____________________мимо ушей.

 

7. Разберите предложение по членам предложения. Выпишите все возможные словосочетания.

 

Маленькие зелёные лепесточки ряски плавают на воде в тихом заливе пруда.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

8. Прочитайте текст. Определите его тему. Подберите заголовок. Определите стиль текста. Какие типы речи соединены в данном тексте? Найдите предложения с пунктуационными ошибками, исправьте их, графически объясните постановку знаков препинания.

 

__________________________

Если хочешь понять душу леса найди лесной ручей, и отправляйся его берегом. Я иду берегом своего любимого ручья ранней весной. Вижу, как на мелком месте текущая вода встречает преграду в корнях елей. Ручей журчит и распускает пузыри. Рождаясь, эти пузыри быстро мчатся, лопаются и сбиваются в белопенный ком. Ручей разрастается, ширится. Вода собирается в струйки, будто сжимает мускулы в мучительной борьбе.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

9 Укажите стихотворение, из которого взяты эти строки. Назовите его автора.

Вся комната янтарным блеском

Озарена. Весёлым треском

Трещит затопленная печь.

Приятно думать у лежанки.

1) «Зимняя дорога»;

2) «Зимнее утро»;

3) «Зимний вечер».

Ответ: ___________________________________

 

10 Из данных ниже жанров выберите те, которые относятся к древнерусской литературе. Дайте их определения.

 

Поучения, былины, летопись, басня, рассказ, повесть, песня.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

ОТВЕТЫ

I этапа областной олимпиады по учебным предметам

 «Русский язык» и «Русская литература»

2020/2021 учебный год

6 класс

ВАРИАНТ 2

 

1.Трасса-дорога, дискуссия-спор, авеню-улица, маэстро-музыкант, фиаско-поражение, шеф-начальник.

 

2. 5 мягких согласных звуков

 

3. в

 

4.

В слове есть приставка

В слове нет приставки

Со-пре-л-ый

Медвеж-ий-

Со-един-и-ть

Линий-

Из-вест-и-е

Изб-ушк-а

По-воз-к-а

Спас-ти

По-лез-ть

Поган-к-а

 

Полез-н-ый

 

Народ-н-ый

 

5.

Редкий –  редкость – редкостный   (суффиксальный);

дерзкий – дерзость – дерзостный (суффиксальный);

лень – ленивый – ленивец (суффиксальный);

угол – угловатый – угловатость  (суффиксальный);

корысть –бескорыстный – бескорыстность (суффиксальный);

цена –бесценный – бесценность (суффиксальный).

 

6. 1)Высосать, 2)обвести,3) смотреть,4) ткнуть, 5)язык, 6)пропустить.

 

7. Маленькие зелёные лепесточки ряски плавают на воде в тихом заливе пруда. (Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое.)

 

Словосочетания: маленькие лепесточки, зелёные лепесточки, лепесточки ряски, плавают на воде, плавают в заливе, в тихом заливе, в заливе пруда.

 

8. Тема - лесной ручей.

Стиль – художественный

Тип – повествование и описание

Предложение с ошибкой – первое. Если хочешь понять душу леса, найди лесной ручей и отправляйся его берегом.

 

9. А.С.Пушкин «Зимнее утро».

 

10. Поучение – речь, содержащая в себе наставления о жизни, т.е. авторы делились своим жизненным опытом.

 

Летопись – запись исторических событий по годам, или, как говорили в старину, по летам.

Комментариев нет:

Отправить комментарий