Задания I этапа областной олимпиады по
учебным предметам
«Русский язык» и «Русская литература»
2020/2021 учебный
год
6 класс
ВАРИАНТ 2
1. Замените русскими словами
заимствованные слова:
Трасса____________________________________________________________,
дискуссия_________________________________________________________,
авеню_____________________________________________________________,
маэстро___________________________________________________________,
фиаско____________________________________________________________,
шеф______________________________________________________________.
2. Определите, сколько мягких
согласных звуков в пословице:
Не трудиться
– хлеба не добиться. ___________________________
3. Подчеркните ряд, где во всех словах
пишется буква Е:
а) пр…носить,
пр…вратить, пр…обрести;
б)
пр…морский, пр…гибать, пр…словутый;
в) пр…стол,
пр…смыкаться, пр…терпеть (лишения);
г) пр…ложить
(усилия), пр…лечь, пр…рвать;
д)
пр…способиться, непр…взойдённый, пр…цедент.
4.Данные слова
разделите на две группы. Разберите слова по составу.
Медвежий, сопрелый,
соединить, линий, известие, избушка, спасти, повозка, поганка, полезный,
народный, полезть.
в слове есть приставка |
в слове нет приставки |
|
|
5. Восстановите
недостающее звено словообразовательной цепочки. Определите способ
словообразования.
Редкий – __________________ – редкостный;
дерзкий – __________________– дерзостный;
лень – _____________________– ленивец;
угол –______________________– угловатость;
корысть –__________________–
бескорыстность;
цена –______________________– бесценность.
6. Вставьте нужные слова в начале
фразеологических оборотов.
1)_______________________
из пальца;
2)
__________________ вокруг пальца;
3)._________________сквозь
пальцы;
4)
__________________пальцем в небо;
5)
____________________хорошо подвешен;
6)____________________мимо
ушей.
7. Разберите
предложение по членам предложения. Выпишите все возможные словосочетания.
Маленькие зелёные лепесточки ряски плавают на воде в
тихом заливе пруда.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Прочитайте
текст. Определите его тему. Подберите заголовок. Определите стиль текста. Какие
типы речи соединены в данном тексте? Найдите предложения с пунктуационными
ошибками, исправьте их, графически объясните постановку знаков препинания.
__________________________
Если хочешь понять душу леса найди лесной ручей, и
отправляйся его берегом. Я иду берегом своего любимого ручья ранней весной.
Вижу, как на мелком месте текущая вода встречает преграду в корнях елей. Ручей
журчит и распускает пузыри. Рождаясь, эти пузыри быстро мчатся, лопаются и
сбиваются в белопенный ком. Ручей разрастается, ширится. Вода собирается в
струйки, будто сжимает мускулы в мучительной борьбе.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9 Укажите стихотворение, из которого взяты эти строки.
Назовите его автора.
Вся комната
янтарным блеском Озарена. Весёлым
треском Трещит
затопленная печь. Приятно думать у
лежанки. |
1) «Зимняя
дорога»; 2) «Зимнее
утро»; 3) «Зимний
вечер». |
Ответ: ___________________________________
10 Из данных ниже жанров выберите те, которые относятся к
древнерусской литературе. Дайте их определения.
Поучения, былины, летопись, басня, рассказ, повесть,
песня.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
I этапа областной олимпиады по учебным предметам
«Русский язык» и «Русская литература»
2020/2021 учебный год
6 класс
ВАРИАНТ 2
1.Трасса-дорога,
дискуссия-спор, авеню-улица, маэстро-музыкант, фиаско-поражение, шеф-начальник.
2. 5 мягких согласных
звуков
3. в
4.
В слове есть приставка |
В слове нет приставки |
Со-пре-л-ый |
Медвеж-ий- |
Со-един-и-ть |
Линий- |
Из-вест-и-е |
Изб-ушк-а |
По-воз-к-а |
Спас-ти |
По-лез-ть |
Поган-к-а |
|
Полез-н-ый |
|
Народ-н-ый |
5.
Редкий –
редкость –
редкостный (суффиксальный);
дерзкий – дерзость
– дерзостный (суффиксальный);
лень – ленивый
– ленивец (суффиксальный);
угол – угловатый
– угловатость (суффиксальный);
корысть –бескорыстный
– бескорыстность (суффиксальный);
цена –бесценный
– бесценность (суффиксальный).
6. 1)Высосать, 2)обвести,3) смотреть,4)
ткнуть, 5)язык, 6)пропустить.
7. Маленькие зелёные лепесточки ряски плавают
на воде в тихом
заливе пруда.
(Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное,
распространённое.)
Словосочетания: маленькие лепесточки, зелёные лепесточки, лепесточки
ряски, плавают на воде, плавают в заливе, в тихом заливе, в заливе пруда.
8. Тема
- лесной ручей.
Стиль –
художественный
Тип – повествование и описание
Предложение
с ошибкой – первое. Если хочешь понять душу леса, найди лесной
ручей и отправляйся его берегом.
9. А.С.Пушкин «Зимнее утро».
10. Поучение – речь, содержащая в себе наставления о жизни, т.е. авторы делились
своим жизненным опытом.
Летопись – запись
исторических событий по годам, или, как говорили в старину, по летам.
Комментариев нет:
Отправить комментарий