Русский язык 8 класс

 

Календарно-тематическое планирование

по учебному предмету «Русский язык»

на 2021/2022 учебный год

8 класс

 

(70 часов в год, 2 часа в неделю; из них 7 часов — на письменные контрольные работы)

 

урока

число

Тема урока

Цель изучения темы

Материал

учебника

Д/З

Повторение изученного в 7 классе (2 ч)

1

Глагол и его формы

Повторение и систематизация  изученного  в 7 классе теоретического материала о глаголе и его формах, закрепление навыков правописания глагольных форм

§ 1. Упр. 1-5; учебные сообщения по материалам таблиц и схем

§ 1. Упр. 6, 7 (по выбору)

2

Наречие.

Служебные части речи

Повторение и  систематизация  изученного  в 7 классе теоретического материала о наречии и служебных частях речи, их функциях и правописании

§ 2. Упр. 8—14;

учебные сообщния по материалам таблиц и схем

§ 2. Упр. 15

Текст (4 ч)

3

Текст и его основные признаки .

Внутренняя и внешняя форма текста

Углубление знаний учащихся об основных при- знаках текста; формирование у учащихся умения обеспечивать тематическое единство, развернутость, последовательность, цельность, завершенность текста; развитие исследовательских умений учащихся

§ 3. Упр. 16 (учебное сообщение на основе схемы); анализ текстов упр. 17—19;упр. 18 (4) (устное изложение по составленному плану)

§ 3. Упр. 20. Индивидуальное задание: подгото- вить устное учебное сообщение на тему «Текст и его основные признаки. Внешняя и внутренняя форма текста»

4

Средства реализации

авторского замысла

Актуализация знаний учащихся о типах речи, композиции текстов разных типов речи, сред-ствах связи предложений в тексте. Ознакомление с особенностями композиции небольших  по  объему  текстов,  языковыми  средствами реализации авторского замысла. Подготовка к написанию обучающего изло-жения

§ 4. Упр. 21 (устно), 22 (учебное сообщение на основе схемы), 23 (анализ мини- текста), 24 (учебное сообщение на основе таблицы), 25 (анализ текста), 27 (подготовка к изложению)

§ 4. Упр. 26

 

5

Изложение

«Цветы-синоптики»

Развитие связной речи учащихся.Совершенствование умений подробно воспроизводить содержание текста-рассуждения; использовать  языковые  средства,  характерные  для научного (научно-популярного) стиля речи и способствующие реализации авторского замысла; правильно использовать виды и средства связи предложений и частей в тексте. Проверка уровня сформированности речевых и правописных умений и навыков учащихся

§ 4. Текст упр. 27 или текст подобранный учителем

 

§ 4. Упр. 33

6

Стили речи: языковые средва

Актуализация знаний учащихся о стилях речи. Ознакомление  с  понятиями «стилистически  окрашенные слова (языковые единицы)», «эмоционально-оценочные слова (единицы языка)».Ознакомление с примерным планом и образцом комплексного анализа текста. Формирование умений выявлять стилистически окрашенные слова; определять вид стилистической окраски языковых единиц и стиль, в  котором  функционируют  анализируемые языковые единицы; выполнять по плану комплексный анализ текста; уместно использовать в речи стилистически окрашенную лексику

§ 4, 5. Упр. 29—31,28 (комплексный анализ текста), 32 (1-3)

§ 4, 5. Упр. 32

(4); ответы на вопросы рубрики

«Проверяем себя» на с. 21(устно)

Жанры речи (2 ч)

7

Конспект как жанр речи: построение и содержание

Актуализация знаний учащихся о ключевых словах и предложениях текста. Ознакомление с понятием «конспект».Формирование представления о своеобразии и назначении конспекта как жанра речи, особенностях его содержания и построения, разновидностях конспекта (плановый, опорный, произвольный). Формирование умений создавать плановый и опорный конспекты, использовать при конспектировании средства подчеркнутой логичности. Совершенствование  умения  выделять главную и второстепенную информацию в тексте

§ 6. Упр. 34 (1) (анализ текста); 34 (2), 35, 36 (работа над плановым конспектом), 37 (этимологическая страничка, составление словосочетаний); 38, 39 (1, 2) (работа над опорным конспектом)

§ 6.

Составить плановый или опорный конспект теоре-тического

материала из учеб-ного пособия по русской литературе (по указанию учителя)

8

Речевое оформление  конспекта

Ознакомление с основными приемами сжатия информации текста, правилами сокращения слов, способами выделения и сокращения конспектируемого материала. Формирование умений различать и использовать при конспектировании основные приемы сжатия текста (исключение, упрощение, объединение), правильно сокращать слова, использовать при создании конспекта различные  способы  подчеркивания  и  сокращения  ин  формации — конспектировать  текст  различными способами

§ 7. Упр. 40 (воспроизведение содержания текста по опорному конспекту), 41, 42 («сжатие текста»),

43; работа с теоре

тическим материалом на с. 28—29; упр. 44 (сокращение слов), 45 (замена слов символами); работа с теоретическим материалом на с. 29; упр. 46 (анализ текста)

§ 7. Упр. 46

(конспект текста)

 

9,10

Контрольное изложение

Развитие связной речи учащихся.Проверка  уровня  сформированности у учащихся умений конспектировать содержание текста при чтении учителем, подробно пересказывать текст с сохранением авторских языковых средств, грамотно воспроизводить его содержание. Проверка уровня сформированности речевых и правописных умений и навыков учащихся

Текст (180—240 слов)*, подобранный учителем

Ответы на вопросы рубрики «Проверяем себя» на с. 30 (устно)

Словосочетание (6 ч)

11

Словосочета-ние как едини-ца синтаксиса

Анализ контрольного изложения. Актуализация,  систематизация  и  расширение знаний учащихся о словосочетании как единице синтаксиса: его строении, связи слов в нем, способах выражения главных и зависимых компонентов. Ознакомление с понятиями «смысловая связь слов в словосочетании», «грамматическая связь слов в словосочетании», «средства грамматической связи»; с видами словосочетаний по способу выражения главного слова. Формирование умений определять смысловую, грамматическую связь слов в словосочетании и средства грамматической связи; разграничивать словосочетания и конструкции, не  являющиеся  словосочетаниями;  определять виды словосочетаний по способу выражения главного слова.  Совершенствование навыка постановки смыслового вопроса от главного слова в словосочетании к зависимому, умения вычленять словосочетания из предложения

Упр. 47 (анализ текста); ознакомление с теоретичес-ким материалом на с. 32.§ 8. Упр. 48 (устно); работа с теоретическим материалом на с. 32—33; упр. 49—51; анализ таблицы на с. 35; упр. 52

§ 8. Упр. 55

12

Строение

и граммати-ческое значение словосочетания

Актуализация, расширение и закрепление знаний учащихся о словосочетании как единице синтаксиса. Ознакомление с понятиями «грамматическое значение  словосочетания»,  «свободное словосочетание», «несвободное словосочетание», «синтаксически несвободное словосочетание». Формирование умений определять грамматическое значение словосочетания, разграничивать свободные и несвободные словосочетания, определять синтаксическую роль несвободных словосочетаний

§ 8. Упр. 53 (тест); работа с теоретическим материа-лом на с. 37; упр. 56 (1, 2, 3) (составление мини-текста о меню), 57 (1) (анализ текста), 58 (анализ материала таблицы), 59

§ 8. Упр. 57 (2) (устно), 54 (из электронного пособия)

13

Виды подчини-тельной связи слов в словосо-четании: согласование и управление

Ознакомление с понятиями «подчинительная связь», «виды связи слов в словосочетании»; с согласованием и управлением как видами подчинительной связи слов в словосочетании. Формирование умений определять и различать согласование и управление как виды под-чинительной  связи  слов  в  словосочетании, подбирать  синонимичные словосочетания  и грамотно использовать их в речи. Совершенствование коммуникативной компетенции учащихся: предупреждение ошибок при  построении  словосочетаний со связью  «согласование» и «управление»

§ 9. Упр. 57 (письмо по памяти), 60 (знакомство с тремя видами подчини-тельной связи); ознакомле-ние с правилом на с. 41; упр. 61 (анализ текста), 62

(развитие речи), 63; ознакомление с правилом на с. 42; упр. 64, 66 (работа над культурой речи)

§ 9. Упр. 65 (выписать 4 словосочетания со связью управление (по данным схе- мам) и 4 сло-восочетания со связью согласова-ние)

14

Примыкание как вид подчи-нительной связи слов в словосочета-нии

Ознакомление с примыканием как видом подчинительной связи слов в словосочетании. Формирование умений определять примыкание как вид подчинительной связи слов в словосочетании, подбирать синонимичные словосочетания и грамотно использовать их в речи, выполнять синтаксический разбор словосочетания. Закрепление умений определять и различать виды подчинительной связи слов в словосочетании. Подготовка к написанию сочинения по картине И. Хруцкого: совершенствование умений анализировать картину,  собирать материал для  сочинения, создавать  вступление  и  заключение текста-описания

§ 9. Упр. 67 (устно); ознакомление с правилом на с. 44; упр. 68,69 (составление словосочетаний по данным схемам), 72 (2), 75(1, 2) (подготовка к сочинению по картине)

§ 9. Упр. 75 (3)

15

Сочинение-описание по картине И.

Хруцкого

Совершенствование умений  описывать натюрморт, изображенный на картине; создавать текст-описание. Проверка уровня сформированности речевых и правописных умений и навыков учащихся

§ 9. Упр. 76; использова-ние материала упражнения 75

§ 9. Упр. 74

16

Повторение изученного

о словосочета-нии

Повторение, систематизация, обобщение и закрепление изученного о строении, граммати-ческом значении словосочетания, видах синтаксической связи слов в нем.Ознакомление с порядком синтаксического разбора словосочетания. Формирование умения выполнять синтаксический разбор словосочетания. Совершенствование коммуникативной компетенции учащихся: предупреждение ошибок при построении словосочетаний, обогащение грамматического строя речи

§ 9. Упр. 70 (устно), 71 (тест из электронного пособия), 73; ознаком-ление с порядком синтаксического разбора словосочетания на с. 49; упр. 77

§ 8, 9. Упр. 72

(1) (синтаксический разбор трех словосо- четаний, ука-занных учтелем); ответы на вопро- сы рубрики

«Проверяем себя» на с. 50 (устно)

Предложение (18 ч)

17

Предложение как единица синтаксиса.

Признаки простого

предложения

Актуализация, систематизация и расширение знаний учащихся о полноте информации, за-ключенной в слове, словосочетании, предложении. Формирование понятия о предложении как основной  единице общения,  его  функциях  и основных признаках. Актуализация знаний учащихся о строении простого предложения

§ 10, 11. Упр. 78 (устно), 79 (устно), 83, 84

§ 10, 11.Упр. 85

18

Классификация предложений.

Порядок слов

в предложении.

Логическое

ударение

Знакомство с классификацией предложений по различным основаниям: количеству граммати-ческих основ, цели высказывания, интонации, наличию  второстепенных членов,  строению  грамматической основы, наличию необходимых членов предложения, наличию конструкций, представляющих добавочное сообщение. Формирование  умения  с  помощью порядка слов и логического ударения выделять наиболее значимое слово в высказывании. Ознакомление с порядком разбора простого предложения

§ 12, 13. Упр. 86(устно); учебные сообщения по материалам таблиц на с. 56—57; упр.87 (устно), 88—90; 91, 92 (устно),93—95; учебные сообщения по материалам упр.96—98

§ 12, 13.Упр. 99, 100 (устно)

19

Главные члены предложения.

Подлежащее

и способы его

выражения

Углубленное повторение информации о главных членах предложения. Совершенствование умений находить в предложении грамматическую основу, определять способы выражения подлежащего

§ 14. Упр. 101(устно); учебные сообщения по материалам таблиц

на с. 64—65; упр. 102-106

§ 14. Упр. 107

(письменно);

составить

рассказ (устно)

20

Сказуемое. Простое глагольное сказуемое

Совершенствование умений находить сказуемое в предложении, задавать смысловой вопрос к сказуемому, определять способ выражения простого глагольного сказуемого

§ 15. Упр. 108 (анализ текста), 109—112, 113

(устно), 114, 116 (устно)

§ 15. Упр. 115

21

Составное глагольное сказуемое

Ознакомление с понятием «составное сказуемое». Формирование понятия о структуре составного глагольного сказуемого, выражении компонентов составного глагольного сказуемого. Совершенствование умений определять тип сказуемого в предложении и употреблять составное глагольное сказуемое в речи

Упр. 117 (анализ текста) § 16. Упр. 118 (устно — наблюдение над языковым материалом);

анализ правила; упр119—123, 125

§ 16. Упр. 124

22

Составное именное сказуемое

Формирование понятия о структуре составного именного сказуемого, выражении компонентов составного  именного  сказуемого. Совершенствование умения определять тип сказуемого в предложении

Упр. 126 (анализ текста) § 17. Упр. 127 (устно), 128; анализ таблицы на

с. 78; упр. 129,130, 132, 133 (устно), 135

§ 17. Упр. 134,

136 (подготовить устное учебн сообщ)

23

Тире между подлежащим

и сказуемым

Ознакомление с основными правилами постановки тире между подлежащим и сказуемым. Формирование умения видеть соответствующую пунктограмму в тексте.

Прослушивание учебных сообщений. §18. Составление  опорного конспекта по правилу на с. 86; упр. 138, 139, 141, 142

§ 18. Упр.140; ответы на вопросы рубрики «Проверяем себя» на с. 84(устно)

24

Контрольный диктант

Проверка уровня сформированности правописных умений и навыков учащихся: орфографических (написание изученных орфограмм) и пунктуационных (постановка тире между подлежащим и сказуемым; знаков препинания при однородных членах предложения с обобщающим словом и без него)

Текст из 110—125 слов, подобранный учите-лем

 

Ответы на вопросы рубрики «Про-веряем себя» на с. 84 (устно); повто-рить словарные слова

25

Второстепен-ные члены предложения.

Дополнение

Анализ контрольного диктанта. Систематизация и обобщение известных учащимся  сведений  о  второстепенных членах  предложения. Ознакомление с основными способами выражения дополнений. Формирование умения различать дополнения прямые и косвенные, подлежащее и прямое дополнение

Анализ текста на с. 85.§ 19. Упр. 143 (устно); анализ материала таблицы на с. 86; упр.144, 145, 146 (заполнение табли-

цы), 149, 150

§ 19. Упр. 151

26

Определение

Ознакомление с основными способами выражения определений. Формирование умений различать согласованные и несогласованные определения, использовать определения для характеристики предметов, употреблять эпитеты как средство выразительности речи, различать несогласованные определения и дополнения

§ 20. Упр.152(устно -сопоставительный анализ предложений

и материала правила), 153 (1) (устно), 163 (2) (заполнение та блицы); анализ таблицы на с. 92; упр. 155, 156, 157(устно), 158 (развитие речи), 159,160

§ 20. Упр. 161

27

Приложение. Дефис при приложении

Формирование  понятия  о  приложении  как  разновидности определения. Формирование умений распознавать приложения в предложениях, разграничивать приложения и определяемые слова. Ознакомление с  основными  правилами постановки дефиса при одиночном приложении

Упр. 162 (анализ текста) §21. Анализ материала таблицы на с. 95; упр.163; составление

опорного конспекта по материалу на с. 96; упр. 165, 166, 167 (анализ таблицы), 168,170

§ 21. Упр. 169

28

Обстоятельство: основные виды

Ознакомление с основными видами обстоятельств и способами их выражения. Формирование умения разграничивать виды обстоятельств

Упр. 171 (анализ текста)

§ 22. Упр. 172

(составление конспекта текста), 173, 174

§ 22. Упр. 175

(определить виды обстоятельств

в предложениях)

29

Второстепен-ные члены предложения: дополнения, определения, обстоятельства

Формирование умения различать обстоятельства, дополнения и несогласованные определения

§ 22. Упр. 176,177, 178 (работа над пунктуационной нормой), 179 (совершенствование правописных умений)

§ 22. Упр. 180

30

Синтаксическая роль неопреде-ленной формы глагола. Синтаксический разбор простого предложения

Обобщение сведений о синтаксических функциях неопределенной формы глагола в предложении. Формирование  умения разграничивать  неопределенную форму глагола в роли сказуемого, дополнения, определения, обстоятельства цели. Формирование умения производить синтаксический разбор простого предложения

§ 22. Анализ материала таблицы на с. 105; упр. 181—183; анализ образца разбора простого предложения на с. 106

§ 19-22. Заполнить таблицу рубрики «Проверяем себя» на с. 106; подготовить устное учебное сообщение

31

Односоставные предложения.

Определенно-

личные предложения

Формирование умения различать двусоставные и односоставные предложения. Ознакомление  с  особенностями значения  определенно-личных предложений и основными способами выражения главного члена в них. Обучение использованию в речи определенно-личных предложений в соответствии с их сти-листическими возможностями

§ 23. Упр. 184 (устно — анализ предложений

и правила на с. 107), 185 (устно — сопоставительный анализ

предложений); со-ставление опорного конспекта по материалу на с. 108; упр. 186—188, 190

§ 23. Упр. 189

32

Неопределенно- личные предложения

Ознакомление с особенностями значения неопределенно-личных предложений и основными способами выражения главного члена в них. Формирование умений разграничивать определенно- личные и   неопределенно-личные предложения, использовать в речи неопределенно-личные предложения  в  соответствии  с их стилистическими возможностями

§ 24. Упр. 191

(устно — сопоста- вительный анализ предложений); составление опорного конспекта

по материалу правила на с. 110; упр. 192 (устно),

193—197, 199

§ 24. Упр. 198

33

Безличные предложения

Формирование понятия о безличных предложениях как особой разновидности односоставных предложений. Ознакомление с основными способами выражения главного члена в безличных предложениях. Обучение употреблению безличных предложений в речи для передачи состояния природы или человека. Формирование умения находить в тексте и различать разные типы односоставных предложений

§ 25. Упр. 200

(устно); составление опорного конспекта по материалу таблицы

на с. 112—113;

упр. 201—205, 206

(устно)

§ 25. Упр. 207

34

Назывные предложения

Ознакомление со структурными и смысловыми особенностями назывных предложений. Обучение использованию назывных предло-жений в разных жанрах речи

§ 26. Упр. 208(устно); анализ теоретического материала на с. 116; упр. 209, 210 (устно), 211 (развитие речи), 212

(устно),213—215

§ 26. Упр. 216

35

Неполные предложения.

Синтаксический разбор

односоставных

и неполных

предложений

Формирование понятия о неполных предложениях. Ознакомление с правилом постановки тире в неполных предложениях. Формирование умения производить синтак-сический разбор односоставных и неполных предложений

§ 27. Упр. 217(устно — анализ предложений ди-

алога); знакомство с материалом правила на с. 119; упр. 218—220; синтаксический разбор

односоставного

и неполного пред-ложений

§ 27. Упр. 221;

ответы на вопросы рубрики «Проверяем

себя» на с. 121 (устно)

36

Контрольная тестовая работа

Проверка уровня сформированности языковой и речевой компетенции учащихся, умения решать задания тестового характера

 

 

Простое осложненное предложение

 (26 ч + 1 ч из резервных на развитие речи)

37

Понятие об осложнении простого предложения

Анализ контрольной тестовой работы. Ознакомление  с  понятиями «осложненное  предложение», «обособленные  члены предложения», «вводные слова, сочетания слов». Формирование умений находить в тексте простые осложненные предложения; определять конструкции, которыми осложнены простые предложения; схематически передавать син-таксическую структуру  осложненных конструкций. Совершенствование умений производить синтаксический  разбор  простого  предложения,  использовать в собственных текстах простые осложненные предложения

§ 28. Упр. 222(устно — анализ таблицы), 223 (сопоставление текстов), 224 (восстановление

текста); ознакомление с образцом синтаксиче-ского разбора на с. 126-127; упр.225, 226

 

§ 28. Упр. 227,

228 (по выбору)

38

Предложения с однородными членами (углубленное повторение)

Актуализация знаний учащихся о предложениях с однородными членами, их особенностях,  интонационном  и  пунктуационном  оформлении. Углубление  представления об однородных  членах предложения, их признаках и особенностях разделения  в  устной и письменной  речи. Совершенствование умений опознавать однородные члены предложения; правильно интонировать предложения с однородными членами; схематически передавать синтаксические структуры с однородными членами предложения; включать в собственные тексты предложения, осложненные однородными членами

§ 29. Упр. 229;ознакомле-ние с правилом на с. 128—129; анализ примеров в правиле на с. 129; упр. 230 (работа

над интонацией), 232 (1), 231 (1, 2,3) (устное изло-

жение)

§ 29. Упр. 231

(списать 6 абзацев текста, решая орфо-

графические задачи).

Индивидуальное задание: подгото-вить устное учебное сообщение (упр.232 (2)

39

Однородны и неоднородные определения

Ознакомление с понятиями  «однородные  определения», «неоднородные определения»; с особенностями значения однородных и неоднородных определений. Формирование  умений  разграничивать однородные и неоднородные  определения;  правильно  интонировать и пунктуационно  оформлять предложения, содержащие их

§ 30. Упр. 233(анализ таблицы); ознакомление с правилом на с. 133; упр. 234(1, 3) (устно), 234 (2), 235, 236, 237 (анализ примеров), 238

§ 30. Упр. 242

(из электронного пособ), 243 (устно — подготовленный диктант)

40

Пунктуация при однородных определениях

Актуализация знаний учащихся об эпитетах, выраженных прилагательными и причастиями. Ознакомление с понятием «определения-эпитеты»; с правилом пунктуационного оформления определений, стоящих после определяемого слова. Формирование умений видеть, правильно интонировать и пунктуационно оформлять однородные определения, стоящие после определяемого слова. Совершенствование  умений  устанавливать однородность  и  неоднородность определений, правильно интонировать и пунктуационно оформлять синтаксические конструкции с однородными и неоднородными определениями. Формирование представления о синтаксической норме, регламентирующей построение однородного ряда.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Обогащение грамматического строя речи учащихся предложениями с однородными членами, демонстрация их потенциала как средства выразительности речи

§ 30. Упр. 239 (1) (устно - анализ предложений); ознакомление с правилом на с. 136; упр. 239 (2); ознакомление с правилом на с. 137; упр. 240, 241 (выписывание предложе-ний с определениями, стоящими после опреде-ляемого слова), 242 (тест из электронного пособия), 243 (подготовленный диктант)

§ 30. Упр. 244.

Индивидуальное задание: подгото-вить устное учебное сообщение на тему «Однородные и неоднородные опре-деления» (упр. 245)

41

Знаки препи-нания при однородных членах предложения, связанных соединительными и разделительными союзами

Актуализация  знаний  учащихся  о  сочинительных союзах, их классификации, значении и стилистических особенностях. Расширение представления о средствах и способах соединения однородных членов предложения. Ознакомление с правилами пунктуационного оформления однородных членов, связанных с помощью соединительных и разделительных союзов; с правилами пунктуационного оформления устойчивых оборотов и пословиц (поговорок), имеющих однородные члены предложения. Формирование представления об отношениях, выражаемых между однородными членами в зависимости от союзов, связывающих данные члены предложения; навыков употребления всех видов союзной сочинительной связи в простом  предложении; умения  правильно  пунктуационно оформлять конструкции, осложненные однородными членами с союзами

§ 31. Упр. 246 (устно - анализ схем); работа с таблицей на с. 139

(повторение союзов); упр. 247 (устно — анализ примеров в та-

блицах); работа с правилом на с. 141, анализ примеров в нем; упр. 248, 249, 251, 252, 253 (устно)

§ 31. Упр. 254;

выучить

устойчивые

обороты из

упр. 252

42

Знаки препи-нания при однородных

членах предложения, связанных противи-

тельными и сопоставительными союзами

Ознакомление с правилами пунктуационного оформления однородных членов, связанных с помощью противительных и сопоставительных (двойных) союзов. Формирование  умений  разграничивать  соединительный и противительный союз да; видеть пунктограмму в предложениях, которые осложнены однородными членами, соединенными противительными и сопоставительными союзами; правильно интонировать и пунктуационно оформлять названные синтаксические конструкции; конструировать предложения с однородными членами, связанными противительными и сопоставительными союзами

§ 31. Упр. 255 (анализ предложений), 256 (анализ схем, конструирование

предложений по данным схемам); ознакомление с правилом на с. 146; упр. 257, 258; ознакомление с правилом на с. 147; упр.260-262 (устно)

§ 31. Упр. 263

43

Знаки препинания в предложениях с обобща-ющими слова-ми при одно-родных членах

Актуализация, расширение и углубление знаний учащихся об обобщающих словах; об одно-родных членах предложения, имеющих обобщающие слова, и знаках препинания при них. Ознакомление со всеми случаями постановки знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах. Формирование у учащихся четкого представления об основных признаках обобщающих слов. Закрепление навыков выразительного чтения предложений, имеющих обобщающие слова при  однородных членах;  пунктуационного оформления подобных предложений.

§ 32. Упр. 264;ознакомле-ние с правилом на с. 149; упр. 265; работа с правилом (таблицей) на с. 151, анализ примеров и схем; упр. 266, 267, 269 (I), 270 (анализ картины В. Серова), 271 (I) (анализ текста), 272 (культура речи)

§ 32. Упр. 269

(II), 268 (из

электронного пособия)

44

Сочинение по картине И. Хруцкого

«Портрет мальчика в соломенной шляпе»

Развитие связной речи учащихся. Формирование умения писать сочинение по картине, на которой изображен портрет. Совершенствование умений описывать картину; создавать текст-описание; использовать  в тексте сочинения простые предложения, осложненные однородными членами. Проверка уровня сформированности речевых и правописных умений и навыков учащихся

§ 32. Упр. 273 (1) (работа с материалом о художнике), 273 (2) (анализ картины на с.155); работа над сочинением (на основе ответов на вопросы на с. 156)

§ 32. Упр. 271

(2) (подготовленный диктант); ответы на вопросы рубрики «Проверяем себя» на с. 156

45

Предложения с обособленными членами. Понятие об обособлении

простого предложения

Ознакомление с понятиями «обособление», «интонация обособления»; со значениями обо-собленных членов предложения (добавочного сказуемого или уточнения).Формирование  представления  о  предложениях, осложненных обособленными членами. Формирование умений опознавать и анализировать предложения, осложненные обособленными членами; выразительно читать названные синтаксические конструкции (соблюдая интонацию обособления) и правильно оформ-лять их на письме; использовать в собственных текстах простые предложения, осложненные обособленными членами. Обогащение грамматического строя речи учащихся предложениями с обособленными членами

§ 33. Упр. 274(анализ содержания текста), 275; ознакомление с правилом

на с. 158; упр. 276(устно — анализ предложений),

277; ознакомление с теоретическим материалом на с. 159; упр. 278 (устно), 279, 271 (подгот диктант)

§ 33. Упр. 280

(1), 280 (2)

(по выбору)

46

Обособленные определения

Ознакомление со структурно- семантическими признаками  обособленных  согласованных  и не согласованных определений, условиями обособления определений. Формирование умений опознавать и анализировать предложения, осложненные обособленными определениями; правильно интонировать и оформлять их на письме; использовать в собственных текстах простые предложения, осложненные обособленными определениями. Обогащение  грамматического строя  речи уча щихся предложениями с обособленными определениями

§ 34. Упр. 281, 282(устно — анализ материала табли-цы), 283 (устно - работа с материалом таблицы, анализ примеров и схем), 284, 285,287, 288 (1, 2) (анализ текста), 289, 290

§ 34. Упр. 286

(5предложений),288 (3) (устно)

47

Пунктуация в предложениях с обособлен-ными опреде-лениями

Закрепление и расширение знаний учащихся об обособленных согласованных и несогласованных  определениях  и  знаках  препинания  в предложениях, осложненных названными второстепенными членами. Совершенствование  умений  распознавать, анализировать и правильно выделять в устной речи и на письме обособленные определения; грамотно включать в собственные тексты простые предложения, осложненные обосо-бленными определениями

§ 34. Упр. 288 (письмо по памяти), 291, 292,

294, 296, 297, 300

(культура речи);решение тестов из электронного пособия (упр. 293, 295,

298)

§ 34. Упр. 299

(1, 2 устно;

3 - письменно)

48

Обособленные приложения

Ознакомление со структурно -семантическими признаками обособленных приложений, усло-виями обособления распространенных и не-распространенных приложений Формирование умений опознавать и анализировать предложения, осложненные обособленными приложениями; правильно интонировать и оформлять их на письме; определять условия постановки запятой и тире для обособления приложения; использовать в собственных текстах простые предложения, осложненные обособленными приложениями. Обогащение грамматического строя речи учащихся предложениями с обособленными приложениями

§ 35. Упр. 299

(подготовленный диктант),  301 (анализ текста), 302 (устно - анализ предложе-ний); работа с материалом таблицы на с. 171—173,

анализ примеров; упр. 303, 304, 305 (устно), 306 (устно); ознакомление с правилом на с. 175—176;

упр. 307 (устно);ознаком-ление с правилом на

с. 76; упр. 308

§ 35. Упр. 310

49

Пунктуация в предложениях с обособлен-ными прило-жениями

Закрепление и расширение знаний учащихся об обособленных распространенных и нерас-пространенных приложениях и знаках препинания в предложениях, осложненных названными второстепенными членами. Закрепление  и  совершенствование  умений  распознавать, анализировать и правильно выделять в устной речи и на письме обособленные приложения; определять условия постановки запятой и тире для обособления приложения.

§ 35. Упр. 311(устно — анализ предложений),

312; ознакомление с теоретическим материалом на с. 178; упр. 313,314; подготовка к изложению (анализ текста из упр. 316)

§ 35. Упр. 309

50

Подробное изложение «Хризантема»

Развитие связной речи учащихся.Совершенствование умений подробно воспроизводить содержание текста-повествования, сохраняя стиль текста-оригинала; использовать языковые средства, способствующие реализации авторского замысла; правильно пунктуационно оформлять простые предложения, осложненные однородными членами и обособленными определениями и приложениями. Проверка уровня сформированности речевых и правописных умений и навыков учащихся

§ 35. Упр. 316 (2)

§ 34, 35. Упр. 315, 318 (тесты из электронного посо-бия); ответы на вопросы из упр. 317 или устное учебное сообщение (по выбору)

51

Обособленные обстоятельства,выраженные

деепричастиями и деепричастными оборотами

Актуализация, расширение и углубление знаний учащихся о деепричастии, деепричастном обороте и их пунктуационном оформлении. Ознакомление со структурно- семантическими признаками обособленных обстоятельств, выраженных  деепричастием  и  деепричастным  оборотом. Совершенствование умений находить в тексте деепричастия и деепричастные обороты, пунктуационно оформлять их, строить схемы предложений, содержащих их. Формирование умения определять деепричастия, перешедшие в наречия; фразеологизмы, содержащие деепричастия; деепричастия и деепричастные обороты, включенные в ряды однородных членов; умений анализировать названные конструкции и грамотно оформлять их

§ 36. Упр. 319 (устно); ознакомление с правилом

на с. 181—182; упр. 320, 321; анализ материала

таблицы на с. 183; упр. 322, 324 (конструирование предложений), 326

§ 36. Упр. 323

(устно), 327 (тест из электронного пособия)

52

Обособленные обстоятельства, выраженные

именами суще-ствительными

с производ-ными предло-гами

Актуализация  знаний  учащихся  о  производных предлогах. Ознакомление с правилом постановки знаков препинания в предложениях, которые содержат обособленные обстоятельства, выраженные именами существительными с производными  предлогами  несмотря  на, вопреки, благодаря, вследствие, согласно, при наличии, ввиду, за неимением и др.Формирование умений находить и анализировать предложения, которые осложнены обособленными обстоятельствами, выраженными именами существительными с производными предлогами; определять условия обособления существительных с производными предлогами; правильно интонировать и оформлять на письме предложения, осложненные названными конструкциями. Обогащение грамматического строя речи учащихся предложениями с обособленными обстоятельствами, выраженными именами существительными с производными предлогами

§ 37. Упр. 323(письмо по памяти), 331; ознаком-ление с правилом на с. 190; упр. 332 (устно — анализ предложений); ознаком-ление с правилом на с. 191; упр. 333, 334 (устно — анализ предложений); ознакомление с правилом на с. 192; решение теста из электронного пособия (упр. 336)

§ 37. Упр. 325

(устно — под-

готовленный

диктант)

53

Подготовка к сочинению по картине В. Сурикова «Взятие снежного городка»

Развитие связной речи учащихся.Ознакомление с  материалом о  Масленице  и произведениями искусства, посвященными названному языческому празднику; с материалом о художнике В. Сурикове; с историей создания его картины — примера жанровой (бытовой) живописи (жанр картины). Формирование  лингвокультурологической  и социокультурной компетенций учащихся: расширение знаний о славянских традициях и праздниках, сопоставление русских и белорусских традиций. Совершенствование  умений  воспринимать  и анализировать произведения музыкального и изобразительного искусства, собирать материал для написания сочинения по картине

Упр. 325 (подго- товленный диктант), 328

(анализ текста о Масленице), 329 (прослу-шивание пьесы П. Чайковского «Февраль. Масленица», устное

словесное рисование), 330 (анализ текста); работа с картиной на с. 188; подготовка материала для сочинения

 

54

Сочинение по картине В. Сурикова «Взятие снежного городка»

Развитие связной речи учащихся.Формирование умения писать сочинение по жанровой (бытовой) картине. Совершенствование умений создавать текст — описание картины; использовать в тексте сочинения простые предложения, осложненные однородными и обособленными членами. Проверка уровня сформированности речевых и правописных умений и навыков учащихся

Использование материала на с. 186—188; работа с картиной на с. 188

§ 37. Упр. 335

55

Знаки препина-ния в предло-жениях, имеющих оборот с как

Ознакомление  с  понятием  «сравнительный  оборот», условиями обособления конструкций с как. Формирование умений находить и анализировать предложения, содержащие конструкции с как; определять синтаксическую функцию названных конструкций и условия их обособления; правильно интонировать и оформлять на письме предложения, содержащие оборот с как Обогащение грамматического строя речи учащихся предложениями,  содержащими  конструкции с как

§ 38. Упр. 337 (устно — анализ предложений);

ознакомление с теоретич материалом таблицы на с. 193; упр. 338 (устно интонирование и анализ предлож); ознакомление с правилом на с. 194; упр. 339—341

§ 38. Упр. 347

(устно),

342 (тест из

электронного пособия)

56

Пунктуация в предложениях, имеющих оборот с как

Расширение, обобщение и закрепление знаний учащихся о предложениях, имеющих оборот с как; об их интонационном и пунктуационном выделении; об особенностях употребления в устной и письменной речи с целью достижения ее выразительности. Совершенствование умений опознавать и анализировать  предложения,  содержащие  конструкции с как; определять синтаксическую функцию названных конструкций и условия их  обособления;  правильно  интонировать  и оформлять на письме предложения, содер-жащие оборот с как; строить схемы синтаксических конструкций с как; использовать названные синтаксические конструкции в собственных текстах

§ 38. Упр. 343 (устно — анализ предложений); ознакомление с правилом на с. 196; упр. 344, 348 (устно — работа с обобщающей таблицей); учебное сообщение на основе таблицы; упр. 347 (подготовлен диктант); решение тестов из электронного пособия (упр. 345,349)

§ 38. Упр. 346

57

Сочинение в публицистиче-ском стиле речи - описание памятника Кириллу Туровскому

Актуализация знаний учащихся о публицистическом стиле речи, его основных признаках и особенностях. Ознакомление с особенностями сочинения — описания памятника. Формирование умений собирать материал для описания памятника, писать сочинение в публицистическом стиле речи. Совершенствование  умения  использовать  в собственных текстах предложения, содер-жащие конструкции с как, и простые предложения, осложненные однородными и обособленными членами (определениями, приложениями, обстоятельствами)

§ 38. Упр. 350 (устно — анализ текста о К. Туров-ском, развернутый ответ на вопрос), 351 (1, 2)

(сопоставление памят-ников); работа с материалом таблицы на с. 200—201; упр. 351 (3) (работа над сочинением)

Завершить работу над сочинением

58

Обособленные члены предло-жения со значением уточнения и пояснения

Ознакомление со своеобразием конструкций, содержащих обособленные члены предложе-ния со значением  уточнения  и  пояснения; с правилами постановки знаков препинания в них. Формирование умений определять и анализировать предложения, осложненные обособленными членами со значением уточнения  и пояснения; определять условия обособления названных конструкций; правильно интонировать и оформлять их на письме. Обогащение грамматического строя речи учащихся предложениями с обособленными членами со значением уточнения и пояснения

§ 39. Упр. 352(устно — анализ предложений); оз- накомление с правилом на с. 202— 203; упр. 353, 354(устно), 355, 356

(устно), 357, 358 (устно — анализ предложений); ознакомление с правилом на с. 205; упр. 359, 361

§ 39. Упр. 360

59

Присоедини-тельные члены предложения

Ознакомление со своеобразием конструкций, содержащих присоединительные члены пред-ложения; с правилами постановки знаков препинания в них. Формирование умений определять и анализировать предложения, осложненные присоединительными членами; правильно интонировать и оформлять их на письме. Обобщение изученного о простом осложненном предложении.

§ 39. Упр. 362 (устно — анализ предложений); ознакомление с правилом и теоретическим материа-лом на с. 207; упр 363, 364, 365(перевод с бел языка)

§ 33-39.Упр. 366; ответы на вопросы рубрики «Проверяем себя» на с. 209 (устно)

60

Контрольный диктант

Проверка уровня сформированности правописных умений и навыков учащихся: орфографических (написание изученных орфограмм) и пунктуационных (постановка знаков препинания в простых предложениях, осложненных однородными и обособленными членами)

Текст из 110—125 слов, подобранный учителем

 

61

Вводные слова, слово-сочетания, предложения. Знаки препинания при них

Анализ контрольного диктанта. Ознакомление с понятием «вводные единицы», классификацией вводных единиц и правилом их пунктуационного оформления. Формирование представления о вводных единицах как средстве выражения авторского отношения к сообщаемому. Формирование умений определять и анализировать предложения, осложненные вводными единицами; разграничивать союз, вводное слово и междометие однако; правильно интонировать, оформлять на письме и употреблять в собственных текстах предложения, ослож-ненные вводными единицами. Обогащение грамматического строя речи учащихся предложениями, осложненными вводными единицами

§ 40. Упр. 367 (устно — анализ предложений);

Ознакомление с правилом на с. 211; упр. 368 (анализ содержания текста); работа с таблицей на с. 212—214; упр. 369 (устно - конструирование и интонирование предлож), 370—372, 373(устно — анализ материала для наблюдений, схем, конструирование примеров предложений)

§ 40. Упр. 374.

Индивидуальное задание: подгото-вить устное учебное сообщение на тему “Многоликое” однако»

62

Знаки препина-ния при вводных и вставных конструкциях

Ознакомление с понятием  «вставные конструкции». Формирование  умений  различать  вводное  слово и обстоятельство  наконец; распознавать,  анализировать и правильно  выделять в устной  и  письменной  речи вставные конструкции. Совершенствование умений  анализировать предложения,  осложненные вводными еди-ницами; разграничивать  союз,  вводное слово и междометие однако; правильно интонировать, оформлять на письме и употреблять в собственных текстах предложения, ослож-ненные вводными единицами. Обогащение грамматического строя речи учащихся предложениями, осложненными вводными и вставными конструкциями

§ 40. Упр. 375(устно — анализ схемы), 376 (уст-

но – анализ предложений);

работа со словами, не являющимися вводными

(с. 218); упр. 377,378 (анализ текста и вводных

единиц в нем), 379; ознакомление с правилом

на с. 220; упр. 380 (1, 2), 381, 382;решение теста из электронного пособия (упр. 383)

§ 40. Упр. 380

(3), 384 (по

выбору)

63

Знаки препина-ния при обращении

Актуализация и расширение знаний учащихся об обращении и знаках препинания при нем. Расширение представления учащихся о способах выражения обращения. Ознакомление с понятиями «распространенное обращение»,«нераспространенное обраще-ние».Формирование понимания связи способа выражения обращения с содержанием предложения; умений различать междометия и омонимичные им частицы, правильно выделять их  с помощью интонации (в устной речи) и знаков препинания (в письменной речи), употреблять в собственных текстах. Совершенствование коммуникативных и правописных умений и навыков учащихся

§ 41. Упр. 385(устно — анализ предложений);

Ознакомление с правилом на с. 223; упр. 386,387; ознакомление с теорети-ческими сведениями на с. 224; упр. 388, 389, 390 (анализ текста), 392 (подготовленный диктант)

§ 41. Упр. 391

64

Предложения

с междометия-ми

Актуализация и расширение знаний учащихся о междометии и знаках препинания при нем. Ознакомление с понятиями «утвердительное слово»  (да),  «отрицательное  слово»  (нет) и пунктуационным оформлением этих слов. Формирование умений разграничивать междометия и их слова-омонимы, правильно выделять названные единицы в устной и письменной речи, употреблять их в собственных текстах    эпистолярном  и  других жанрах). Совершенствование умений находить междометия и определять их значение в предложении.

§ 42. Упр. 393 (анализ и запись предложений); ознакомление с правилом

на с. 226—227; упр. 394, 395 (устно), 396 (устно);

ознакомлениес теоретич материалом на с. 228; упр. 397 (устно — работа с опорными конспект), 398

§ 42. Упр. 402;

ответы на вопросы рубрики «Проверяем себя»на с. 229 (устно)

 

65,66

Контрольное изложение

 

Развитие связной речи учащихся. Проверка  ровня  сформированности у учащихся умений конспектировать содержание текста при чтении учителем, подробно пересказывать текст с сохранением авторских языковых средств, грамотно воспроизводить его содержание. Проверка уровня сформированности речевых и правописных умений и навыков учащихся

 

 

Повторение изученного в 8 классе (4 ч)

67

Словосочета-ние и простое предложение

(повторение)

Анализ контрольного изложения. Повторение изученного в 8 классе о синтаксических связях и отношениях в словосочетании и простом предложении, их структуре и типологических особенностях. Совершенствование умений использовать знаки препинания для логического членения информации, заключенной в простом предложении; выполнять синтаксический разбор словосочетания и простого предложения. Развитие связной речи учащихся

Упр. 399, 400 (анализ текстов и средств вырази-тельности); 401 (анализ текста- описания и тропов в нем)

Упр. 403

68

Простое осложненное

предложение

(повторение)

Повторение изученного в 8 классе о синтаксических связях и отношениях в простом осложненном предложении, его структуре и типологических особенностях. Совершенствование умений использовать знаки препинания для логического членения информации, заключенной в простом осложнен-ном предложении; выполнять синтаксический разбор простого осложненного предложения. Развитие связной речи учащихся

Упр. 404 (выявление и анализ средств вырази-

тельности); решение тестовых заданий из упр. 405, 406; упр. 407 (1—4) (анализ текста)

Упр. 407

(развернутый ответ на вопрос  «Всегда ли уместно желание молодежи выразить себя с помощью граффити?» или мини-сочинение (рассуждение) на данную тему (по выбору))

69,70

Повторение изученного

в 8 классе

Повторение и закрепление знаний учащихся о словосочетании, простом и простом осложненном предложениях. Совершенство-вание умений анализировать названные синтаксические единицы, определять их функции в синтаксических конструкциях (текстах), включать в собственные тексты. Развитие связной речи учащихся

Упр. 408 (анализ текста, создание текста-рассуж-дения), 409 (анализ текста, сочинение продолжения

текста)

 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий