Календарно-тематическое
планирование
по учебному предмету «Русский язык»
на 2021/2022 учебный год
8 класс
(70 часов в год, 2 часа в неделю; из них 7 часов — на
письменные контрольные работы)
№ урока число |
Тема урока |
Цель изучения темы |
Материал учебника |
Д/З |
Повторение
изученного в 7 классе (2 ч) |
||||
1 |
Глагол и его
формы |
Повторение
и систематизация изученного в 7 классе теоретического материала о
глаголе и его формах, закрепление навыков правописания глагольных форм |
§ 1. Упр. 1-5; учебные сообщения по материалам таблиц и схем |
§ 1. Упр. 6, 7 (по
выбору) |
2 |
Наречие. Служебные части речи |
Повторение и
систематизация изученного в 7 классе теоретического материала о
наречии и служебных частях речи, их функциях и правописании |
§ 2. Упр. 8—14; учебные сообщния по материалам таблиц и схем |
§ 2. Упр. 15 |
Текст (4
ч) |
||||
3 |
Текст и его основные признаки . Внутренняя и внешняя форма текста |
Углубление знаний учащихся об основных при- знаках текста; формирование у учащихся умения обеспечивать тематическое единство, развернутость, последовательность, цельность, завершенность текста; развитие исследовательских умений учащихся |
§ 3. Упр. 16 (учебное сообщение на
основе схемы); анализ текстов упр. 17—19;упр. 18 (4) (устное изложение по составленному плану) |
§ 3. Упр. 20. Индивидуальное задание: подгото- вить устное учебное сообщение
на тему «Текст и его основные признаки. Внешняя и внутренняя форма текста» |
4 |
Средства реализации авторского замысла |
Актуализация знаний учащихся о типах речи, композиции
текстов разных типов речи, сред-ствах связи предложений в тексте.
Ознакомление с особенностями композиции небольших по
объему текстов, языковыми
средствами реализации авторского замысла. Подготовка к
написанию обучающего изло-жения |
§ 4. Упр. 21 (устно), 22 (учебное сообщение на основе схемы), 23 (анализ мини- текста),
24 (учебное сообщение на основе таблицы),
25 (анализ текста), 27 (подготовка к
изложению) |
§ 4. Упр. 26 |
5 |
Изложение «Цветы-синоптики» |
Развитие связной речи учащихся.Совершенствование
умений подробно воспроизводить содержание текста-рассуждения;
использовать языковые средства,
характерные для научного
(научно-популярного) стиля речи и способствующие реализации авторского
замысла; правильно использовать виды и средства связи предложений и частей в
тексте. Проверка уровня сформированности речевых и правописных умений и
навыков учащихся |
§ 4. Текст упр. 27 или текст
подобранный учителем |
§ 4. Упр. 33 |
6 |
Стили речи: языковые
средва |
Актуализация знаний учащихся о стилях речи.
Ознакомление с понятиями «стилистически окрашенные слова (языковые единицы)»,
«эмоционально-оценочные слова (единицы языка)».Ознакомление с примерным
планом и образцом комплексного анализа текста. Формирование умений выявлять
стилистически окрашенные слова; определять вид стилистической окраски
языковых единиц и стиль, в
котором функционируют анализируемые языковые единицы; выполнять
по плану комплексный анализ текста; уместно использовать в речи стилистически
окрашенную лексику |
§ 4, 5. Упр. 29—31,28 (комплексный анализ
текста), 32 (1-3) |
§ 4, 5. Упр. 32 (4); ответы на вопросы рубрики «Проверяем себя» на
с. 21(устно) |
Жанры речи
(2 ч) |
||||
7 |
Конспект как жанр речи: построение и
содержание |
Актуализация знаний учащихся о ключевых словах и
предложениях текста. Ознакомление с понятием «конспект».Формирование
представления о своеобразии и назначении конспекта как жанра речи,
особенностях его содержания и построения, разновидностях конспекта (плановый,
опорный, произвольный). Формирование умений создавать плановый и опорный
конспекты, использовать при конспектировании средства подчеркнутой логичности.
Совершенствование умения выделять главную и второстепенную
информацию в тексте |
§ 6. Упр. 34 (1) (анализ текста); 34 (2), 35, 36 (работа
над плановым конспектом), 37 (этимологическая страничка, составление
словосочетаний); 38, 39 (1, 2) (работа над
опорным конспектом) |
§ 6. Составить плановый или опорный конспект
теоре-тического материала из учеб-ного пособия по
русской литературе (по указанию учителя) |
8 |
Речевое оформление конспекта |
Ознакомление с основными приемами сжатия информации
текста, правилами сокращения слов, способами выделения и сокращения
конспектируемого материала. Формирование умений различать и использовать при
конспектировании основные приемы сжатия текста (исключение, упрощение,
объединение), правильно сокращать слова, использовать при создании конспекта
различные способы подчеркивания и
сокращения ин формации — конспектировать текст
различными способами |
§ 7. Упр. 40 (воспроизведение содержания текста по
опорному конспекту), 41, 42 («сжатие текста»), 43; работа с теоре тическим материалом на с. 28—29; упр. 44 (сокращение
слов), 45 (замена слов символами); работа с теоретическим материалом на с.
29; упр. 46 (анализ текста) |
§
7. Упр. 46 (конспект текста) |
9,10 |
Контрольное изложение |
Развитие связной речи учащихся.Проверка уровня
сформированности у учащихся умений конспектировать содержание текста
при чтении учителем, подробно пересказывать текст с сохранением авторских
языковых средств, грамотно воспроизводить его содержание. Проверка уровня
сформированности речевых и правописных умений и навыков учащихся |
Текст (180—240 слов)*, подобранный учителем |
Ответы на вопросы рубрики «Проверяем себя»
на с.
30 (устно) |
Словосочетание (6 ч) |
||||
11 |
Словосочета-ние как едини-ца
синтаксиса |
Анализ контрольного изложения. Актуализация, систематизация и
расширение знаний учащихся о словосочетании как единице синтаксиса:
его строении, связи слов в нем, способах выражения главных и зависимых
компонентов. Ознакомление с понятиями «смысловая связь слов в
словосочетании», «грамматическая связь слов в словосочетании», «средства
грамматической связи»; с видами словосочетаний по способу выражения главного
слова. Формирование умений определять смысловую, грамматическую связь слов в
словосочетании и средства грамматической связи; разграничивать словосочетания
и конструкции, не являющиеся словосочетаниями; определять виды словосочетаний по способу
выражения главного слова.
Совершенствование навыка постановки смыслового вопроса от главного
слова в словосочетании к зависимому, умения вычленять словосочетания из
предложения |
Упр. 47 (анализ текста); ознакомление с теоретичес-ким материалом на с. 32.§ 8. Упр. 48 (устно); работа с
теоретическим материалом на с. 32—33; упр. 49—51; анализ таблицы на с. 35; упр. 52 |
§ 8.
Упр. 55 |
12 |
Строение и граммати-ческое значение словосочетания |
Актуализация, расширение и закрепление знаний
учащихся о словосочетании как единице синтаксиса. Ознакомление с понятиями
«грамматическое значение
словосочетания», «свободное
словосочетание», «несвободное словосочетание», «синтаксически несвободное
словосочетание». Формирование умений определять грамматическое значение
словосочетания, разграничивать свободные и несвободные словосочетания,
определять синтаксическую роль несвободных словосочетаний |
§ 8. Упр. 53
(тест); работа с теоретическим
материа-лом на с. 37; упр. 56 (1, 2, 3) (составление
мини-текста о
меню), 57 (1) (анализ текста), 58 (анализ материала таблицы), 59 |
§ 8. Упр. 57
(2) (устно), 54 (из
электронного пособия) |
13 |
Виды подчини-тельной связи слов в словосо-четании: согласование и управление |
Ознакомление с понятиями «подчинительная связь»,
«виды связи слов в словосочетании»; с согласованием и управлением как видами
подчинительной связи слов в словосочетании. Формирование умений определять и
различать согласование и управление как виды под-чинительной связи
слов в словосочетании, подбирать синонимичные словосочетания и грамотно использовать их в речи.
Совершенствование коммуникативной компетенции учащихся: предупреждение ошибок
при построении словосочетаний со связью «согласование» и «управление» |
§ 9. Упр.
57 (письмо по памяти), 60 (знакомство с тремя видами подчини-тельной
связи); ознакомле-ние
с правилом на с. 41; упр. 61 (анализ
текста), 62 (развитие речи), 63; ознакомление с правилом на
с. 42; упр. 64, 66 (работа над культурой речи) |
§ 9. Упр. 65 (выписать 4 словосочетания со
связью управление (по данным схе- мам) и 4
сло-восочетания со связью согласова-ние) |
14 |
Примыкание как вид подчи-нительной
связи слов в словосочета-нии |
Ознакомление с примыканием как видом подчинительной
связи слов в словосочетании. Формирование умений определять примыкание как
вид подчинительной связи слов в словосочетании, подбирать синонимичные
словосочетания и грамотно использовать их в речи, выполнять синтаксический
разбор словосочетания. Закрепление умений определять и различать виды
подчинительной связи слов в словосочетании. Подготовка к написанию сочинения
по картине И. Хруцкого: совершенствование умений анализировать картину, собирать материал для сочинения, создавать вступление
и заключение текста-описания |
§ 9. Упр. 67 (устно); ознакомление с правилом
на с. 44; упр. 68,69 (составление словосочетаний
по данным схемам), 72 (2), 75(1, 2) (подготовка к сочинению по
картине) |
§ 9. Упр. 75 (3) |
15 |
Сочинение-описание по картине И. Хруцкого |
Совершенствование умений описывать натюрморт, изображенный на
картине; создавать текст-описание. Проверка уровня сформированности речевых и
правописных умений и навыков учащихся |
§ 9. Упр. 76; использова-ние материала упражнения 75 |
§ 9. Упр. 74 |
16 |
Повторение изученного о словосочета-нии |
Повторение, систематизация, обобщение и закрепление
изученного о строении, граммати-ческом значении словосочетания, видах
синтаксической связи слов в нем.Ознакомление с порядком синтаксического
разбора словосочетания. Формирование умения выполнять синтаксический разбор
словосочетания. Совершенствование коммуникативной компетенции учащихся:
предупреждение ошибок при построении словосочетаний, обогащение
грамматического строя речи |
§ 9. Упр. 70 (устно), 71 (тест из электронного пособия),
73; ознаком-ление с порядком синтаксического разбора словосочетания на с.
49; упр. 77 |
§ 8, 9. Упр. 72 (1) (синтаксический разбор трех словосо- четаний, ука-занных учтелем); ответы на вопро- сы рубрики «Проверяем себя» на
с. 50 (устно) |
Предложение (18 ч) |
||||
17 |
Предложение как единица синтаксиса. Признаки простого предложения |
Актуализация, систематизация и расширение знаний
учащихся о полноте информации, за-ключенной в слове, словосочетании,
предложении. Формирование понятия о предложении как основной единице общения, его
функциях и основных признаках.
Актуализация знаний учащихся о строении простого предложения |
§ 10, 11. Упр.
78 (устно), 79
(устно), 83, 84 |
§ 10, 11.Упр.
85 |
18 |
Классификация предложений. Порядок слов в предложении. Логическое ударение |
Знакомство с классификацией предложений по различным
основаниям: количеству граммати-ческих основ, цели высказывания, интонации,
наличию второстепенных членов, строению
грамматической основы, наличию необходимых членов предложения, наличию
конструкций, представляющих добавочное сообщение. Формирование умения
с помощью порядка слов и логического
ударения выделять наиболее значимое слово в высказывании. Ознакомление с
порядком разбора простого предложения |
§ 12, 13. Упр. 86(устно); учебные сообщения по материалам
таблиц на с. 56—57; упр.87 (устно), 88—90;
91, 92 (устно),93—95; учебные сообщения по
материалам упр.96—98 |
§ 12, 13.Упр.
99, 100 (устно) |
19 |
Главные члены предложения. Подлежащее и способы его выражения |
Углубленное повторение информации о главных членах
предложения. Совершенствование умений находить в предложении грамматическую
основу, определять способы выражения подлежащего |
§ 14. Упр. 101(устно); учебные сообщения по материалам
таблиц на
с. 64—65; упр. 102-106 |
§ 14. Упр. 107 (письменно); составить рассказ (устно) |
20 |
Сказуемое.
Простое глагольное сказуемое |
Совершенствование умений находить сказуемое в
предложении, задавать смысловой вопрос к сказуемому, определять способ
выражения простого глагольного сказуемого |
§ 15. Упр. 108 (анализ текста), 109—112, 113 (устно), 114, 116 (устно) |
§
15. Упр. 115 |
21 |
Составное глагольное сказуемое |
Ознакомление с понятием «составное сказуемое».
Формирование понятия о структуре составного глагольного сказуемого, выражении
компонентов составного глагольного сказуемого. Совершенствование умений
определять тип сказуемого в предложении и употреблять составное глагольное
сказуемое в речи |
Упр. 117 (анализ текста) § 16. Упр. 118 (устно — наблюдение над языковым материалом); анализ правила; упр119—123, 125 |
§
16. Упр. 124 |
22 |
Составное именное сказуемое |
Формирование понятия о структуре составного именного
сказуемого, выражении компонентов составного
именного сказуемого.
Совершенствование умения определять тип сказуемого в предложении |
Упр. 126 (анализ текста) § 17. Упр. 127 (устно), 128; анализ таблицы на с. 78; упр. 129,130, 132, 133 (устно), 135 |
§
17. Упр.
134, 136 (подготовить устное учебн сообщ) |
23 |
Тире между подлежащим и сказуемым |
Ознакомление с основными правилами постановки тире
между подлежащим и сказуемым. Формирование умения видеть соответствующую
пунктограмму в тексте. |
Прослушивание учебных
сообщений. §18. Составление опорного конспекта по правилу на с. 86; упр. 138, 139,
141, 142 |
§ 18. Упр.140; ответы на вопросы рубрики «Проверяем себя» на с.
84(устно) |
24 |
Контрольный диктант |
Проверка уровня сформированности правописных умений и
навыков учащихся: орфографических (написание изученных орфограмм) и
пунктуационных (постановка тире между подлежащим и сказуемым; знаков
препинания при однородных членах предложения с обобщающим словом и без него) |
Текст из 110—125 слов, подобранный
учите-лем |
Ответы на вопросы рубрики
«Про-веряем себя» на с. 84 (устно); повто-рить словарные слова |
25 |
Второстепен-ные члены предложения. Дополнение |
Анализ контрольного диктанта. Систематизация и
обобщение известных учащимся
сведений о второстепенных членах предложения. Ознакомление с основными
способами выражения дополнений. Формирование умения различать дополнения
прямые и косвенные, подлежащее и прямое дополнение |
Анализ текста на с. 85.§ 19. Упр. 143
(устно); анализ материала таблицы на
с. 86; упр.144, 145, 146 (заполнение табли- цы), 149, 150 |
§ 19. Упр. 151 |
26 |
Определение |
Ознакомление с основными способами выражения
определений. Формирование умений различать согласованные и несогласованные определения,
использовать определения для характеристики предметов, употреблять эпитеты
как средство выразительности речи, различать несогласованные определения и
дополнения |
§ 20. Упр.152(устно
-сопоставительный анализ предложений и материала правила), 153 (1) (устно), 163 (2)
(заполнение та блицы); анализ таблицы на с.
92; упр. 155, 156,
157(устно), 158 (развитие
речи), 159,160 |
§ 20. Упр. 161 |
27 |
Приложение. Дефис при приложении |
Формирование
понятия о приложении
как разновидности определения.
Формирование умений распознавать приложения в предложениях, разграничивать
приложения и определяемые слова. Ознакомление с основными
правилами постановки дефиса при одиночном приложении |
Упр. 162 (анализ текста) §21. Анализ материала
таблицы на с. 95; упр.163; составление опорного конспекта по материалу на с.
96; упр.
165, 166, 167 (анализ таблицы), 168,170 |
§ 21. Упр. 169 |
28 |
Обстоятельство:
основные виды |
Ознакомление с основными видами обстоятельств и
способами их выражения. Формирование умения разграничивать виды обстоятельств |
Упр. 171 (анализ текста) § 22. Упр. 172 (составление конспекта текста), 173, 174 |
§ 22. Упр. 175 (определить виды обстоятельств в предложениях) |
29 |
Второстепен-ные члены предложения:
дополнения, определения, обстоятельства |
Формирование умения различать обстоятельства,
дополнения и несогласованные определения |
§ 22. Упр. 176,177, 178 (работа над
пунктуационной нормой), 179 (совершенствование правописных умений) |
§
22. Упр. 180 |
30 |
Синтаксическая роль неопреде-ленной
формы глагола. Синтаксический разбор простого предложения |
Обобщение сведений о синтаксических функциях
неопределенной формы глагола в предложении. Формирование умения разграничивать неопределенную форму глагола в роли
сказуемого, дополнения, определения, обстоятельства цели. Формирование умения
производить синтаксический разбор простого предложения |
§ 22. Анализ материала таблицы на с. 105;
упр. 181—183; анализ образца разбора простого
предложения на с. 106 |
§ 19-22. Заполнить таблицу рубрики «Проверяем себя» на с. 106;
подготовить устное учебное сообщение |
31 |
Односоставные
предложения. Определенно- личные предложения |
Формирование умения различать двусоставные и
односоставные предложения. Ознакомление
с особенностями значения определенно-личных предложений и основными
способами выражения главного члена в них. Обучение использованию в речи
определенно-личных предложений в соответствии с их сти-листическими
возможностями |
§ 23. Упр. 184 (устно — анализ предложений и правила на с. 107), 185
(устно — сопоставительный
анализ предложений); со-ставление опорного конспекта по
материалу на с. 108; упр. 186—188, 190 |
§
23. Упр. 189 |
32 |
Неопределенно- личные предложения |
Ознакомление с особенностями значения
неопределенно-личных предложений и основными способами выражения главного
члена в них. Формирование умений разграничивать определенно- личные и неопределенно-личные предложения,
использовать в речи неопределенно-личные предложения в
соответствии с их
стилистическими возможностями |
§ 24. Упр. 191 (устно — сопоста- вительный анализ
предложений); составление опорного
конспекта по материалу правила на с. 110; упр.
192 (устно), 193—197, 199 |
§
24. Упр. 198 |
33 |
Безличные предложения |
Формирование понятия о безличных предложениях как
особой разновидности односоставных предложений. Ознакомление с основными
способами выражения главного члена в безличных предложениях. Обучение
употреблению безличных предложений в речи для передачи состояния природы или
человека. Формирование умения находить в тексте и различать разные типы
односоставных предложений |
§ 25. Упр. 200 (устно); составление опорного конспекта по материалу таблицы на с. 112—113; упр. 201—205,
206 (устно) |
§
25. Упр. 207 |
34 |
Назывные предложения |
Ознакомление со структурными и смысловыми
особенностями назывных предложений. Обучение использованию назывных
предло-жений в разных жанрах речи |
§ 26. Упр. 208(устно); анализ теоретического материала на с. 116;
упр. 209, 210 (устно), 211 (развитие речи), 212 (устно),213—215 |
§
26. Упр. 216 |
35 |
Неполные предложения. Синтаксический разбор односоставных и неполных предложений |
Формирование понятия о неполных предложениях.
Ознакомление с правилом постановки тире в неполных предложениях. Формирование
умения производить синтак-сический разбор односоставных и неполных
предложений |
§ 27. Упр. 217(устно — анализ предложений ди- алога); знакомство с материалом правила
на с. 119;
упр. 218—220; синтаксический разбор односоставного и неполного пред-ложений |
§ 27. Упр. 221; ответы на вопросы рубрики «Проверяем себя» на с. 121 (устно) |
36 |
Контрольная тестовая работа |
Проверка уровня сформированности языковой и речевой
компетенции учащихся, умения решать задания тестового характера |
|
|
Простое осложненное предложение (26
ч + 1 ч из резервных на развитие речи) |
||||
37 |
Понятие об осложнении простого
предложения |
Анализ контрольной тестовой работы. Ознакомление с
понятиями «осложненное
предложение», «обособленные
члены предложения», «вводные слова, сочетания слов». Формирование
умений находить в тексте простые осложненные предложения; определять
конструкции, которыми осложнены простые предложения; схематически передавать
син-таксическую структуру осложненных
конструкций. Совершенствование умений производить синтаксический разбор
простого предложения, использовать в собственных текстах простые
осложненные предложения |
§ 28. Упр. 222(устно — анализ таблицы),
223 (сопоставление текстов), 224 (восстановление текста); ознакомление с образцом
синтаксиче-ского разбора на с. 126-127; упр.225, 226 |
§ 28.
Упр. 227, 228 (по выбору) |
38 |
Предложения с однородными членами (углубленное повторение) |
Актуализация знаний учащихся о предложениях с
однородными членами, их особенностях,
интонационном и пунктуационном оформлении. Углубление представления об однородных членах предложения, их признаках и
особенностях разделения в устной и письменной речи. Совершенствование умений опознавать
однородные члены предложения; правильно интонировать предложения с
однородными членами; схематически передавать синтаксические структуры с
однородными членами предложения; включать в собственные тексты предложения,
осложненные однородными членами |
§ 29. Упр. 229;ознакомле-ние с правилом на с. 128—129; анализ примеров в правиле
на с. 129;
упр. 230 (работа над интонацией), 232 (1), 231 (1, 2,3)
(устное изло- жение) |
§ 29. Упр. 231 (списать 6 абзацев текста, решая
орфо- графические задачи). Индивидуальное задание: подгото-вить
устное учебное сообщение (упр.232 (2) |
39 |
Однородны и
неоднородные определения |
Ознакомление с понятиями «однородные
определения», «неоднородные определения»; с особенностями значения
однородных и неоднородных определений. Формирование умений
разграничивать однородные и неоднородные определения; правильно
интонировать и пунктуационно
оформлять предложения, содержащие их |
§ 30. Упр. 233(анализ таблицы);
ознакомление с правилом на с. 133;
упр. 234(1, 3) (устно), 234
(2), 235, 236, 237 (анализ примеров), 238 |
§ 30. Упр. 242 (из электронного пособ), 243 (устно —
подготовленный диктант) |
40 |
Пунктуация
при однородных определениях |
Актуализация знаний учащихся об эпитетах, выраженных
прилагательными и причастиями. Ознакомление с понятием «определения-эпитеты»;
с правилом пунктуационного оформления определений, стоящих после
определяемого слова. Формирование умений видеть, правильно интонировать и пунктуационно
оформлять однородные определения, стоящие после определяемого слова.
Совершенствование умений устанавливать однородность и
неоднородность определений, правильно интонировать и пунктуационно
оформлять синтаксические конструкции с однородными и неоднородными определениями.
Формирование представления о синтаксической норме, регламентирующей
построение однородного ряда.
Обогащение
грамматического строя речи учащихся предложениями с однородными членами,
демонстрация их потенциала как средства выразительности речи |
§ 30. Упр. 239 (1) (устно - анализ
предложений); ознакомление с правилом на с. 136; упр. 239 (2); ознакомление с
правилом на с. 137; упр. 240, 241 (выписывание предложе-ний с определениями,
стоящими после опреде-ляемого слова), 242 (тест из электронного пособия), 243
(подготовленный диктант) |
§ 30. Упр. 244. Индивидуальное задание: подгото-вить устное учебное сообщение на тему «Однородные и
неоднородные опре-деления» (упр. 245) |
41 |
Знаки препи-нания при однородных
членах предложения, связанных соединительными
и разделительными союзами |
Актуализация
знаний учащихся о
сочинительных союзах, их классификации, значении и стилистических особенностях.
Расширение представления о средствах и способах соединения однородных членов
предложения. Ознакомление с правилами пунктуационного оформления однородных
членов, связанных с помощью соединительных и разделительных союзов; с
правилами пунктуационного оформления устойчивых оборотов и пословиц
(поговорок), имеющих однородные члены предложения. Формирование представления
об отношениях, выражаемых между однородными членами в зависимости от союзов,
связывающих данные члены предложения; навыков употребления всех видов союзной
сочинительной связи в простом
предложении; умения
правильно пунктуационно
оформлять конструкции, осложненные однородными членами с союзами |
§ 31.
Упр. 246 (устно - анализ схем); работа с таблицей на с. 139 (повторение
союзов); упр. 247 (устно — анализ примеров в та- блицах); работа с
правилом на с. 141, анализ примеров в нем; упр. 248, 249, 251, 252, 253
(устно) |
§ 31. Упр. 254; выучить устойчивые обороты из упр. 252 |
42 |
Знаки препи-нания при однородных членах предложения, связанных противи- тельными и сопоставительными союзами |
Ознакомление с правилами пунктуационного оформления
однородных членов, связанных с помощью противительных и сопоставительных
(двойных) союзов. Формирование
умений разграничивать соединительный и противительный союз да;
видеть пунктограмму в предложениях, которые осложнены однородными членами,
соединенными противительными и сопоставительными союзами; правильно
интонировать и пунктуационно оформлять названные синтаксические конструкции;
конструировать предложения с однородными членами, связанными противительными
и сопоставительными союзами |
§ 31. Упр. 255 (анализ предложений),
256 (анализ схем, конструирование предложений по данным схемам); ознакомление
с правилом на с. 146; упр. 257, 258; ознакомление с правилом на с. 147; упр.260-262
(устно) |
§ 31. Упр. 263 |
43 |
Знаки препинания в предложениях с обобща-ющими слова-ми
при одно-родных членах |
Актуализация, расширение и углубление знаний учащихся
об обобщающих словах; об одно-родных членах предложения, имеющих обобщающие
слова, и знаках препинания при них. Ознакомление со всеми случаями постановки
знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах.
Формирование у учащихся четкого представления об основных признаках
обобщающих слов. Закрепление навыков выразительного чтения предложений,
имеющих обобщающие слова при
однородных членах;
пунктуационного оформления подобных предложений. |
§ 32. Упр. 264;ознакомле-ние с правилом на с.
149; упр. 265; работа с
правилом (таблицей) на с. 151,
анализ примеров и схем; упр. 266, 267, 269 (I), 270 (анализ картины В. Серова), 271 (I) (анализ текста),
272 (культура речи) |
§ 32. Упр. 269 (II), 268 (из электронного пособия) |
44 |
Сочинение по картине И. Хруцкого «Портрет мальчика в соломенной шляпе» |
Развитие связной речи учащихся. Формирование умения
писать сочинение по картине, на которой изображен портрет. Совершенствование
умений описывать картину; создавать текст-описание; использовать в тексте сочинения простые предложения, осложненные
однородными членами. Проверка уровня сформированности речевых и правописных
умений и навыков учащихся |
§ 32. Упр. 273 (1) (работа с материалом о
художнике), 273 (2) (анализ картины на с.155); работа над сочинением (на
основе ответов на вопросы на с. 156) |
§ 32. Упр. 271 (2) (подготовленный
диктант); ответы на вопросы рубрики «Проверяем себя» на с. 156 |
45 |
Предложения с обособленными членами.
Понятие об обособлении простого предложения |
Ознакомление с понятиями «обособление», «интонация
обособления»; со значениями обо-собленных членов предложения (добавочного
сказуемого или уточнения).Формирование
представления о предложениях, осложненных обособленными
членами. Формирование умений опознавать и анализировать предложения,
осложненные обособленными членами; выразительно читать названные
синтаксические конструкции (соблюдая интонацию обособления) и правильно
оформ-лять их на письме; использовать в собственных текстах простые
предложения, осложненные обособленными членами. Обогащение грамматического
строя речи учащихся предложениями с обособленными членами |
§ 33. Упр. 274(анализ содержания
текста), 275; ознакомление с правилом на с. 158;
упр. 276(устно — анализ
предложений), 277; ознакомление с теоретическим
материалом на с. 159; упр.
278 (устно), 279, 271 (подгот диктант) |
§ 33. Упр. 280 (1), 280 (2) (по выбору) |
46 |
Обособленные определения |
Ознакомление со структурно- семантическими
признаками обособленных согласованных и не согласованных определений, условиями
обособления определений. Формирование умений опознавать и анализировать
предложения, осложненные обособленными определениями; правильно интонировать
и оформлять их на письме; использовать в собственных текстах простые
предложения, осложненные обособленными определениями. Обогащение грамматического строя речи уча щихся предложениями с
обособленными определениями |
§ 34. Упр. 281, 282(устно — анализ
материала табли-цы), 283 (устно - работа с материалом таблицы, анализ
примеров и схем), 284, 285,287, 288 (1, 2)
(анализ текста), 289, 290 |
§ 34. Упр. 286 (5предложений),288
(3) (устно) |
47 |
Пунктуация в предложениях с
обособлен-ными опреде-лениями |
Закрепление и расширение знаний учащихся об
обособленных согласованных и несогласованных
определениях и знаках
препинания в предложениях,
осложненных названными второстепенными членами. Совершенствование умений
распознавать, анализировать и правильно выделять в устной речи и на
письме обособленные определения; грамотно включать в собственные тексты
простые предложения, осложненные обосо-бленными определениями |
§ 34. Упр. 288 (письмо по памяти), 291, 292, 294, 296, 297, 300 (культура речи);решение
тестов из электронного пособия (упр. 293, 295, 298) |
§ 34. Упр.
299 (1, 2 — устно; 3 - письменно) |
48 |
Обособленные приложения |
Ознакомление со структурно -семантическими признаками
обособленных приложений, усло-виями обособления распространенных и не-распространенных
приложений Формирование умений опознавать и анализировать предложения,
осложненные обособленными приложениями; правильно интонировать и оформлять их
на письме; определять условия постановки запятой и тире для обособления
приложения; использовать в собственных текстах простые предложения,
осложненные обособленными приложениями. Обогащение грамматического строя речи
учащихся предложениями с обособленными приложениями |
§ 35. Упр. 299 (подготовленный диктант), 301
(анализ текста), 302 (устно - анализ предложе-ний); работа
с материалом таблицы на с. 171—173, анализ примеров; упр. 303, 304, 305
(устно), 306 (устно); ознакомление с правилом
на с. 175—176; упр. 307 (устно);ознаком-ление с правилом на с. 76; упр. 308 |
§
35. Упр. 310 |
49 |
Пунктуация в предложениях с
обособлен-ными прило-жениями |
Закрепление и расширение знаний учащихся об
обособленных распространенных и нерас-пространенных приложениях и знаках
препинания в предложениях, осложненных названными второстепенными членами.
Закрепление и совершенствование умений
распознавать, анализировать и правильно выделять в устной речи и на
письме обособленные приложения; определять условия постановки запятой и тире
для обособления приложения. |
§ 35. Упр. 311(устно — анализ предложений), 312; ознакомление с теоретическим
материалом на с. 178; упр.
313,314; подготовка к изложению (анализ
текста из упр. 316) |
§
35. Упр. 309 |
50 |
Подробное
изложение «Хризантема» |
Развитие связной речи учащихся.Совершенствование
умений подробно воспроизводить содержание текста-повествования, сохраняя
стиль текста-оригинала; использовать языковые средства, способствующие
реализации авторского замысла; правильно пунктуационно оформлять простые
предложения, осложненные однородными членами и обособленными определениями и
приложениями. Проверка уровня сформированности речевых и правописных умений и
навыков учащихся |
§ 35. Упр. 316 (2) |
§ 34, 35. Упр. 315, 318 (тесты из электронного посо-бия); ответы на вопросы из упр. 317 или устное
учебное сообщение (по выбору) |
51 |
Обособленные обстоятельства,выраженные деепричастиями и деепричастными
оборотами |
Актуализация, расширение и углубление знаний учащихся
о деепричастии, деепричастном обороте и их пунктуационном оформлении.
Ознакомление со структурно- семантическими признаками обособленных
обстоятельств, выраженных
деепричастием и деепричастным оборотом. Совершенствование умений находить
в тексте деепричастия и деепричастные обороты, пунктуационно оформлять их,
строить схемы предложений, содержащих их. Формирование умения определять
деепричастия, перешедшие в наречия; фразеологизмы, содержащие деепричастия;
деепричастия и деепричастные обороты, включенные в ряды однородных членов;
умений анализировать названные конструкции и грамотно оформлять их |
§ 36. Упр. 319 (устно); ознакомление с
правилом на с. 181—182; упр. 320, 321; анализ
материала таблицы на с. 183; упр. 322, 324
(конструирование предложений), 326 |
§ 36. Упр. 323 (устно), 327 (тест из электронного
пособия) |
52 |
Обособленные обстоятельства, выраженные именами суще-ствительными с производ-ными предло-гами |
Актуализация
знаний учащихся о
производных предлогах. Ознакомление с правилом постановки знаков препинания
в предложениях, которые содержат обособленные обстоятельства, выраженные именами
существительными с производными
предлогами несмотря на, вопреки, благодаря, вследствие,
согласно, при наличии, ввиду, за неимением и др.Формирование умений находить
и анализировать предложения, которые осложнены обособленными
обстоятельствами, выраженными именами существительными с производными
предлогами; определять условия обособления существительных с производными
предлогами; правильно интонировать и оформлять на письме предложения,
осложненные названными конструкциями. Обогащение грамматического строя речи
учащихся предложениями с обособленными обстоятельствами, выраженными именами
существительными с производными предлогами |
§ 37. Упр. 323(письмо по памяти), 331;
ознаком-ление с правилом на с. 190; упр. 332 (устно — анализ предложений);
ознаком-ление с правилом на с. 191; упр. 333, 334 (устно — анализ
предложений); ознакомление с правилом на с. 192; решение теста из электронного
пособия (упр. 336) |
§ 37. Упр. 325 (устно — под- готовленный диктант) |
53 |
Подготовка к сочинению по картине В. Сурикова «Взятие снежного городка» |
Развитие связной речи учащихся.Ознакомление с материалом о Масленице
и произведениями искусства, посвященными названному языческому празднику;
с материалом о художнике В. Сурикове; с историей создания его картины —
примера жанровой (бытовой) живописи (жанр картины). Формирование лингвокультурологической и социокультурной компетенций учащихся:
расширение знаний о славянских традициях и праздниках, сопоставление русских
и белорусских традиций. Совершенствование
умений воспринимать и анализировать произведения музыкального и
изобразительного искусства, собирать материал для написания сочинения по
картине |
Упр. 325
(подго- товленный диктант), 328 (анализ текста о Масленице), 329 (прослу-шивание пьесы П. Чайковского «Февраль. Масленица», устное словесное рисование), 330 (анализ текста); работа с картиной на с.
188; подготовка материала для сочинения |
|
54 |
Сочинение по картине В. Сурикова
«Взятие снежного городка» |
Развитие связной речи учащихся.Формирование умения
писать сочинение по жанровой (бытовой) картине. Совершенствование умений
создавать текст — описание картины; использовать в тексте сочинения простые
предложения, осложненные однородными и обособленными членами. Проверка уровня
сформированности речевых и правописных умений и навыков учащихся |
Использование материала на с. 186—188;
работа с картиной на с. 188 |
§ 37. Упр. 335 |
55 |
Знаки препина-ния в предло-жениях, имеющих
оборот с как |
Ознакомление
с понятием «сравнительный оборот», условиями обособления конструкций
с как. Формирование умений находить и анализировать предложения, содержащие
конструкции с как; определять синтаксическую функцию названных конструкций и
условия их обособления; правильно интонировать и оформлять на письме
предложения, содержащие оборот с как Обогащение грамматического строя речи
учащихся предложениями,
содержащими конструкции с как |
§ 38. Упр. 337 (устно — анализ
предложений); ознакомление с теоретич материалом
таблицы на с. 193; упр. 338 (устно интонирование и анализ предлож);
ознакомление с правилом на с. 194; упр. 339—341 |
§ 38. Упр. 347 (устно), 342 (тест из электронного пособия) |
56 |
Пунктуация в
предложениях, имеющих оборот с как |
Расширение, обобщение и закрепление знаний учащихся о
предложениях, имеющих оборот с как; об их интонационном и пунктуационном
выделении; об особенностях употребления в устной и письменной речи с целью
достижения ее выразительности. Совершенствование умений опознавать и
анализировать предложения, содержащие
конструкции с как; определять синтаксическую функцию названных
конструкций и условия их
обособления; правильно интонировать и оформлять на письме предложения,
содер-жащие оборот с как; строить схемы синтаксических конструкций с как;
использовать названные синтаксические конструкции в собственных текстах |
§ 38. Упр. 343 (устно — анализ
предложений); ознакомление с правилом на с. 196; упр. 344, 348 (устно —
работа с обобщающей таблицей); учебное сообщение на основе таблицы; упр. 347
(подготовлен диктант); решение тестов из электронного пособия (упр. 345,349) |
§ 38. Упр. 346 |
57 |
Сочинение в публицистиче-ском
стиле речи - описание памятника Кириллу Туровскому |
Актуализация знаний учащихся о публицистическом стиле
речи, его основных признаках и особенностях. Ознакомление с особенностями
сочинения — описания памятника. Формирование умений собирать материал для
описания памятника, писать сочинение в публицистическом стиле речи.
Совершенствование умения использовать в собственных текстах предложения,
содер-жащие конструкции с как, и простые предложения, осложненные однородными
и обособленными членами (определениями, приложениями, обстоятельствами) |
§ 38. Упр. 350 (устно — анализ текста о
К. Туров-ском, развернутый ответ на вопрос), 351 (1, 2) (сопоставление
памят-ников); работа с материалом таблицы на с. 200—201; упр. 351 (3) (работа
над сочинением) |
Завершить работу над сочинением |
58 |
Обособленные члены предло-жения со
значением уточнения и пояснения |
Ознакомление со своеобразием конструкций, содержащих
обособленные члены предложе-ния со значением
уточнения и пояснения; с правилами постановки знаков
препинания в них. Формирование умений определять и анализировать предложения,
осложненные обособленными членами со значением уточнения и пояснения; определять условия обособления
названных конструкций; правильно интонировать и оформлять их на письме.
Обогащение грамматического строя речи учащихся предложениями с обособленными
членами со значением уточнения и пояснения |
§ 39. Упр. 352(устно — анализ
предложений); оз- накомление с правилом на с. 202— 203; упр. 353, 354(устно),
355, 356 (устно), 357,
358 (устно — анализ предложений); ознакомление с правилом на с. 205; упр.
359, 361 |
§ 39. Упр. 360 |
59 |
Присоедини-тельные члены предложения |
Ознакомление со своеобразием конструкций, содержащих
присоединительные члены пред-ложения; с правилами постановки знаков
препинания в них. Формирование умений определять и анализировать предложения,
осложненные присоединительными членами; правильно интонировать и оформлять их
на письме. Обобщение изученного о простом осложненном предложении. |
§ 39. Упр. 362 (устно — анализ
предложений); ознакомление с правилом и теоретическим материа-лом на с. 207;
упр 363, 364, 365(перевод с бел языка) |
§ 33-39.Упр. 366; ответы на вопросы рубрики «Проверяем себя» на с. 209 (устно) |
60 |
Контрольный
диктант |
Проверка уровня сформированности правописных умений и
навыков учащихся: орфографических (написание изученных орфограмм) и
пунктуационных (постановка знаков препинания в простых предложениях,
осложненных однородными и обособленными членами) |
Текст из 110—125 слов, подобранный
учителем |
|
61 |
Вводные слова, слово-сочетания, предложения. Знаки
препинания при них |
Анализ контрольного диктанта. Ознакомление с понятием
«вводные единицы», классификацией вводных единиц и правилом их
пунктуационного оформления. Формирование представления о вводных единицах как
средстве выражения авторского отношения к сообщаемому. Формирование умений
определять и анализировать предложения, осложненные вводными единицами; разграничивать
союз, вводное слово и междометие однако; правильно интонировать, оформлять на
письме и употреблять в собственных текстах предложения, ослож-ненные вводными
единицами. Обогащение грамматического строя речи учащихся предложениями,
осложненными вводными единицами |
§ 40. Упр. 367 (устно — анализ
предложений); Ознакомление с правилом на с. 211; упр.
368 (анализ содержания текста); работа с таблицей на с. 212—214; упр. 369
(устно - конструирование и интонирование предлож), 370—372, 373(устно —
анализ материала для наблюдений, схем, конструирование примеров предложений) |
§ 40. Упр. 374. Индивидуальное задание: подгото-вить
устное учебное сообщение на тему “Многоликое” однако» |
62 |
Знаки препина-ния при вводных и
вставных конструкциях |
Ознакомление с понятием «вставные конструкции». Формирование умений
различать вводное слово и обстоятельство наконец; распознавать, анализировать и правильно выделять в устной и
письменной речи вставные конструкции.
Совершенствование умений анализировать
предложения, осложненные вводными
еди-ницами; разграничивать союз, вводное слово и междометие однако;
правильно интонировать, оформлять на письме и употреблять в собственных
текстах предложения, ослож-ненные вводными единицами. Обогащение
грамматического строя речи учащихся предложениями, осложненными вводными и
вставными конструкциями |
§ 40. Упр. 375(устно — анализ схемы), 376 (уст- но – анализ предложений); работа со словами, не являющимися
вводными (с. 218); упр. 377,378 (анализ текста и
вводных единиц в нем), 379; ознакомление с
правилом на с. 220; упр. 380 (1, 2), 381,
382;решение теста из электронного пособия (упр. 383) |
§ 40. Упр. 380 (3), 384 (по выбору) |
63 |
Знаки препина-ния при обращении |
Актуализация и расширение знаний учащихся об
обращении и знаках препинания при нем. Расширение представления учащихся о
способах выражения обращения. Ознакомление с понятиями «распространенное
обращение»,«нераспространенное обраще-ние».Формирование понимания связи
способа выражения обращения с содержанием предложения; умений различать
междометия и омонимичные им частицы, правильно выделять их с помощью интонации (в устной речи) и
знаков препинания (в письменной речи), употреблять в собственных текстах.
Совершенствование коммуникативных и правописных умений и навыков учащихся |
§ 41. Упр. 385(устно — анализ
предложений); Ознакомление с правилом на с. 223; упр.
386,387; ознакомление с теорети-ческими сведениями на с. 224; упр. 388, 389,
390 (анализ текста), 392 (подготовленный диктант) |
§ 41. Упр. 391 |
64 |
Предложения с междометия-ми |
Актуализация и расширение знаний учащихся о
междометии и знаках препинания при нем. Ознакомление с понятиями
«утвердительное слово» (да), «отрицательное слово»
(нет) и пунктуационным оформлением этих слов. Формирование умений
разграничивать междометия и их слова-омонимы, правильно выделять названные
единицы в устной и письменной речи, употреблять их в собственных текстах (в
эпистолярном и других жанрах). Совершенствование умений
находить междометия и определять их значение в предложении. |
§ 42. Упр. 393 (анализ и запись
предложений); ознакомление с правилом на с. 226—227; упр. 394, 395 (устно),
396 (устно); ознакомлениес теоретич материалом на с.
228; упр. 397 (устно — работа с опорными конспект), 398 |
§ 42. Упр. 402; ответы на вопросы рубрики «Проверяем
себя»на с. 229 (устно) |
65,66 |
Контрольное изложение |
Развитие связной речи учащихся. Проверка ровня
сформированности у учащихся умений конспектировать содержание текста
при чтении учителем, подробно пересказывать текст с сохранением авторских
языковых средств, грамотно воспроизводить его содержание. Проверка уровня
сформированности речевых и правописных умений и навыков учащихся |
|
|
Повторение изученного в 8 классе (4 ч) |
||||
67 |
Словосочета-ние и простое предложение (повторение) |
Анализ контрольного
изложения. Повторение изученного в 8 классе о синтаксических связях и
отношениях в словосочетании и простом предложении, их структуре и
типологических особенностях. Совершенствование умений использовать знаки
препинания для логического членения информации, заключенной в простом
предложении; выполнять синтаксический разбор словосочетания и простого
предложения. Развитие связной речи учащихся |
Упр. 399, 400 (анализ текстов и
средств вырази-тельности); 401 (анализ
текста- описания и тропов в нем) |
Упр.
403 |
68 |
Простое осложненное предложение (повторение) |
Повторение изученного в 8 классе о синтаксических связях
и отношениях в простом осложненном предложении, его структуре и
типологических особенностях. Совершенствование умений использовать знаки
препинания для логического членения информации, заключенной в простом
осложнен-ном предложении; выполнять синтаксический разбор простого
осложненного предложения. Развитие связной речи учащихся |
Упр. 404 (выявление и анализ средств
вырази- тельности); решение тестовых заданий из
упр. 405, 406; упр. 407 (1—4) (анализ текста) |
Упр. 407 (развернутый
ответ на вопрос «Всегда ли уместно желание
молодежи выразить себя с помощью граффити?» или мини-сочинение (рассуждение)
на данную тему (по выбору)) |
69,70 |
Повторение изученного в 8 классе |
Повторение и закрепление знаний учащихся о
словосочетании, простом и простом осложненном предложениях. Совершенство-вание
умений анализировать названные синтаксические единицы, определять их функции
в синтаксических конструкциях (текстах), включать в собственные тексты.
Развитие связной речи учащихся |
Упр. 408 (анализ текста, создание текста-рассуж-дения),
409 (анализ текста, сочинение продолжения текста) |
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий