Русская литература 8 класс

 

Календарно-тематическое планирование

по учебному предмету «Русская литература»

на 2021/2022 учебный год

8 класс

 

(53 часа в год, 1/2 часа в неделю, из них 6 часов на внеклассное чтение)

 

урока

число

Тема урока

Цель изучения темы

Материал

учебника

Д/З

1

Введение.

Художественная литера-тура как вид искусства. Изображение в литературе жизни народа с древнейших времен до наших дней. Автор произведения, его отношение к изображаемому

Углубить понятие о литературе  как  виде  искусства. Показать важность чтения художественной литературы для формирования личности. Раскрыть триаду автор — герой — читатель. Подготовить  учащихся к восприятию курса литературы 8 класса

С. 3-5

Вспомнить мифы Древней Греции. Подготовить краткий

рассказ о мифологи-ческом герое или сообщение об одном из крылатых выражений

2

Античная литература. Хронологические и географические грани-цы. Значение для европейской литера-туры. Античность и искусство

Дать представление об античной литературе. Раскрыть ее художественное своеобразие и значение в истории мировой культуры

С. 6-9

Прочитать статью «Литература эпохи Возрождения» (с. 9—10).

Выполнить задание 1 (с. 10)

3

Литература эпохи  Возрождения. Возрождение как  величайший прогрес-сивный период в европейской истории и культуре

Раскрыть гуманистическое мировоззрение  эпохи Возрождения, утверждавшее величие, красоту и бесконечные возможности человека;  показать,  как  оно  отразилось в литературе

С. 6-11

Прочитать сонеты У. Шекспира (23, 30, 60) в переводе С. Я. Маршака (с. 14-16). Подготовить выразительное чтение одного из сонетов

4,5

У. Шекспир.

Сонеты.

«Но время не сметет моей строки...»: отраже-ние в сонетах гуманис-тических взглядов человека эпохи Возрождения

Дать  представление  о  Шекспире — великом поэте и драматурге эпохи Возрождения. Раскрыть особенности сонета как поэтичского жанра (история, композиция, тематика). Помочь учащимся  увидеть  красоту и глубину  сонетов У. Шекспира. Совершенствовать навык выразительного чтения

С. 11-16

Прочитать статью о литературе первой половины XIX века (с. 17-19). Выполнить задание 3 (с. 19)

6

Внеклассное чтение

У. Шекспир

«Ромео и Джульетта»

 

 

Прочитать статью о литературе первой половины XIX века (с. 17-19). Выполнить задание 3 (с. 19)

7

Литература первой половины XIX века. А.С. Пушкин. Южная ссылка. Романтические традиции

Расширить представление  учащихся  о жизни и  творчестве  вели  кого  русского поэта  (годы южной ссылки). Раскрыть нравственные идеалы и романтическую настроенность поэта

С. 17—29

Прочитать стих А. С. Пушкина«Сож-женное письмо» (с. 24). Выполнить задание 1 (с. 24).Подумать над вопросами 2, 5 (с. 24)

8

Художественное совершенство пушкинской поэзии.

«Сожженное письмо»

Показать гуманистическое содержание, одухотворенность поэзии А. С. Пушкина. Помочь учащимся увидеть глубину чувств лирического героя

Выуч наизусть стихотворен. А. С. Пушкина «Узник» (с. 21). Подумать над вопросом 5 (с. 22)

9

А.С.Пушкин «Узник» «К морю»

«Прощай, свободная стихия!»

Раскрыть вольнолюбивые мотивы в лирике А. С. Пушкина. Углубить  представление  учащихся о лирическом герое. Совершенствовать  навык выразительного  чтения  наизусть

Прочитать поэму А. С. Пушкина «Цыганы» (с. 29-50) Выполнить задание 5 (с. 50)

10

«Цыганы» как лиро- эпическая поэма.

История создания.

Истоки трагедии Алеко

Рассмотреть картины цыганского быта и нравов в противопоставлении городской культуре. Про-анализировать образы Алеко,  Земфиры,  старого  цыгана. Помочь учащимся понять причины поступков героев

С. 29—51

Выуч. наизусть отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Цыганы»

11

Авторская позиция в поэме. Опера С. Рахманинова «Алеко»

Выявить авторскую позицию в поэме. Познакомить учащихся с художественной (иллюстрации) и музыкальной (опера) интер претациями  поэмы

Выполнить по выбору одно из заданий 1—4 (с. 51)

12

М.Ю.Лермонтов. Отражение трагической судьбы поэта в его творчестве.

Стихотворение «Ангел»

Расширить знания учащихся о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова. Показать истоки грусти и тоски в ранней лирике поэта

С. 52—58

Прочитать стих М. Ю.Лермонтова «Она не гордой красо-тою…», «Молитва» (с. 56-57). Подумать над вопрос 1, 2 (с. 57)

13

Исповедальная

лирика М. Ю.

Лермонтова. «Она

не гордой красотою…», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»)

Помочь учащимся увидеть подкупающую  искренность поэта,  глубину и силу чувства. Раскрыть тему поиска счастья и гармонии в лирике М. Ю. Лермонтова

Выучить наизусть стих М. Ю. Лермонтова «Молитва» (с. 57)

14

Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермон-това. Стих. «Выхожу один я на дорогу…»

Обобщить представление учащихся о поэтическом мире автора. Углубить представление о лирическом мотиве.  Познакомить учащихся с романсами на стихи М. Ю. Лермонтова. Совершенствовать навык выразительного чтения наизусть

Выуч наизусть стих. М. Ю. Лермонтова

«Выхожу один я на дорогу…» (с. 54). Прочитать статью о литературе второй половины XIX века (с. 59—60)

15

Литература второй половины ХIХ века. Н. А. Некрасов. Стих. «Плач детей», «Внимая ужасам войны...». Изображение в лирике тяжелой доли женщин и детей

Ознакомить учащихся с отдельными фактами жизни и творчества поэта.  Раскрыть гражданскую позицию Н. А. Некрасова. Помочь увидеть тревогу поэта за судьбы детей, сочувствие  и  поклонение женщине-матери

С. 5964

Выуч наизусть стих Н. А. Некрасова «Внимая ужасам войны…» (с. 64).

Выполнить задание 6 (с. 64)

16,17

Поэма «Княгиня Трубецкая». «Пускай горька моя судьба — я буду ей верна!»

Познакомить учащихся с исторической основой поэмы. Показать душевную стойкость героини,  высокое понимание своего долга жены и гражданки. Выявить авторское отношение к подвигу жен декабристов

С. 65—91

Прочитать поэму Н. А. Некрасова «Княгиня Трубец-кая» (с. 66-90). Подумать над вопро-сами 8-10 (с. 90-91)

18

Внеклассное чтение Н.А.Некрасов «Княгиня Волконская»

 

 

Прочитать стих в прозе И. С. Тур генева «Мы еще повоюем», «Рус-ский язык», «Воро-бей» (с. 142—144)

19

И. С. Тургенев. Личность писателя. Стихотворения в прозе

Углубить представление учащихся о личности писателя. Познакомить учащихся с жанром стихотворений в  прозе. Выявить основные  особенности лирико-философских миниатюр. Формировать умение всматриваться в окружающий мир

С.92,141,144

Прочитать главы 1—5 повести И. С. Тургенева «Ася» (с. 93—108)

20

И. С. Тургенев «Ася». Поэтическая атмосфера повести

Познакомить с  историей создания повести. Показать возвышенную поэтичность повествования

С. 93—140

Прочитать главы 6—12 повести «Ася» (с. 108—123)

21

Образ главной героини в повести

Рассмотреть характер главной героини: ее чуткость, восприимчивость, глубину понимания окружающего мира. Попытаться интерпретировать образ Аси с помощью других видов искусства (музыка, живопись, кино, фотография)

Прочитать главы 13—22 повести «Ася» (с. 124—137)

22

Поэзия и драма любви в повети «Ася»

Проследить за зарождением и развитием чувства Аси и Н. Н. Выявить причины расставания героев

Подготовить фрагмент дневника главной героини.

Подумать над заданием 14 (с. 139)

23

Мастерство «тайной психологии» И. С. Тургенева

Раскрыть авторское отношение  к героям. Помочь учащимся понять мотивы их поступков

Прочитать рассказ А. П. Чехова «Переполох» (с. 147—153)

24

А. П. Чехов.

Личность писателя

Углубить представление учащих-ся о личности писателя. Показать противопоставление социального и нравственного неравенства героев рассказа «Переполох». Раскрыть  проблему человеческого  достоинств

С. 145-155

Прочитать статью «Понятие о подтекс-те» (с. 154-155). Выполнить задание 2 (с. 155)

25

А.П.Чехов.«Переполох: нравственый и социаль-ный конфликт в рассказе

Дать понятие о подтексте в художественном произведении. Определить роль детали в рассказе.  Помочь учащимся увидеть нравственную позицию автора

Прочитать А. П. Чехова«Злоумыш-ленник»

26

Внеклассное чтение

А.П.Чехов

«Злоумышленник»

 

 

Прочитать очерк В. Г. Короленко «Парадокс» (с. 156-173). Выполнить задание 2 (с. 161)

27,28

В. Г. Короленко.  Личность писателя. Очерк «Парадокс».

«Человек создан для счастья, как птица для полета...»

Расширить представление учащихся о жизненном и творческом пути В. Г. Короленко. Показать роль композиции в раскрытии авторского замысла. Раскрыть тему нравственного взросления юных героев. Воспитывать доброе, уважительное отношение к людям, которые отличаются  от  других. Вовлечь учащихся в размышления о предназначении человека

С. 155-174

Выполнить задание 4 (с. 170).

Ответить на вопросы 1, 2 (с. 173—174)

Прочитать В.Г.Короленко «Слепой музыкант»

29

Внеклассное чтение В.Г.Короленко «Слепой музыкант»

 

 

Прочитать легенды о Ларре и Данко (из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» (с. 176-187)

30,31

Максим Горький. Личность писателя. Романтический пафос творчества. Смысл протиивопоставления образов Ларры и Данко. Ритм в прозе

Рассмотреть самарский период творчества  писателя. Показать роль антитезы в  произведении.  Углубить представление учащих-ся о романтическом герое в литературе. Развивать навык чтения наизусть прозаического произ-ведения

С. 175-188

Прочитать статью на с. 188.

Выуч наизусть фрагмент произведения «Старуха Изер- гиль» (легенды о Ларре и Данко)

Прочитать статью о литературе первой половины ХХ века

(с. 189—190)

32

Литература первой половины XX века. Творческая манера В. В. Маяковского. «Необычайное при-ключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Взгляд на роль поэзии в жизни общества

Дать представление о личности поэта. Исследовать творческую манеру В. В. Маяковского (гипербола, авторские неологизмы, ритмико-интонационные особенности стиха

С. 191-198

Прочитать стих В.В.Маяковского «Хорошее отно-шение к лошадям»

(с. 195—196).

Выполнить задание 10 (с. 197)

33

В.В.Маяковский

«Хорошее отношение к  лошадям». Гуманистическая позиция поэта

Раскрыть гуманистическую позицию поэта. Совершенствовать навык анализа лирического произведения. Развивать эмоциональную отзывчивость

Прочитать статью «Тема Великой Отечественной вой-ны в русской лите-ратуре» (с. 199-200)

34

Тема Великой Отечественной войны в русской литературе. Герои-ческие и трагиче-ские мотивы.

Поэзия А. А. Ахма-товой («Клятва», «Мужество»)

Углубить знания учащихся о Великой Отечественной войне. Показать сочетание патриотических чувств  и  личных переживаний  в военной лирике

С. 199-207

Выучить наизусть одно из стихотворений о Великой Оте- чественной войне. Ответить на вопрос 1 (с. 200)

35

Поэзия К. М. Симонова, М. В. Исаковского и других. Песни военных лет

Показать бессмертие человеческого подвига. Помочь учащимся увидеть боль и страдание человека на войне. Воспитывать граж-данственность и патриотизм

Прочитать рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека» (с. 208—239)

36

М. А. Шолохов. «Судьба человека»

Лирическое начало в эпическом повествовании

Познакомить учащихся с историей создания  рассказа. Показать осмысление Великой Отечественной войны в послевоенной прозе

С. 208-239

Составить цитат план рассказа М. А. Шолохова

«Судьба челов». Выполнить задание 8 (с. 239)

37,38

Главный герой рассказа как воплощение трагедии целого народа

Показать героизм, глубинную доброту Андрея Соколова. Рассмотреть композицию рассказа. Ознакомить учащихся с кинематографической интерпретацией рассказа

Пересказать фрагмент рассказа М. А. Шолохова. «Судьба челов».

Прочитать Б.Л.Васильева «Завтра была война»

39

Внеклассное чтение Б.Л.Васильев

 «Завтра была война»

 

 

Прочитать статью «Поэзия и проза 1950-1990-х годов»

(с. 240-241)

40

Литература второй половины XX века. Поэзия и проза 50—90­х годов. Н. А. Заболоцкий. «О красоте человеческих лиц»

Познакомить учащихся с поэзией второй половины XX ве ка. Показать ее роль в фор мировании общественного со знания. Выявить нравственный  смысл поэзии  Н. А. Заболоцкого

С. 240-242

Прочитать стихот-ворения Н. А. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться», «Некра

сивая девочка» (с. 243—245)

41,42

Н. А. Заболоцкий. «Не позволяй душе  лениться», «Некрасивая девочка». Гуманистическая позиция поэта

Проследить традиции русской классики в поэзии Н. А. Заболоцкого. Раскрыть актуальность его стихотворений для наших дней. Дать  понятие  о  философской  лирике. Помочь учащимся увидеть гуманистическую позицию Н. А. Заболоцкого

С. 243-245

Подготовить выраз. чтение одного из стихотворений

Н. А. Заболоцкого. Выполнить задание 5 (с. 244)

Прочитать стих. Р. И. Рождествен-ского, Е. А. Евтушенко, Н. М. Рубцова(с. 246-256)

43,44,

45

Творчество Р. И.  Рождественского, Е. А. Евтушенко, Н. М. Рубцова

Простота и философская глубина лирики поэтов-шестидесятников

Показать особенности лирики  50—90-х годов. Рассказать о стихотворениях, ставших песнями. Обратить внимание учащихся на творческую манеру  поэтов. Помочь учащимся  почувствовать красоту и  глубину  поэтической картины мира поэтов. Совершенствовать навык выразительного чтения наизусть

С. 246-255

Выучить наизусть 2-3 стихотворения поэтов 50-90-х годов.

Подготовить анализ понравившегося стихотворения

Прочитать главы 1-3 рассказа Ю. П. Казакова «Голубое и зеленое» (с. 256—264)

46

Ю. П. Казаков. «Голубое и зеленое». Рассказ о первой любви

Ознакомить учащихся с жизнью и  творчеством Ю. П. Казакова.  Показать мастерство писателя  в раскрытии характеров молодых людей. Выявить роль портретной детали в образах героев

С. 255-280

Прочитать главы 4—5 рассказа Ю. П. Казакова «Голубое и зеленое» (с. 264-275).

Подготовить творческий пересказ эпизода знаком-ства с точки зрения Лили

47

Алеша и Лиля. Внутренний мир рассказчика

Проследить за развитием взаимоотношений Алеши и Лили. Проанализировать ключевые эпизоды рассказа. Помочь учащимся увидеть поэтичность, нравственную чистоту и красоту внутреннего мира героя. Совершенствовать навык пересказа художественного произведения

Прочитать главы 6—7 рассказа Ю. П. Казакова «Голубое и зеленое» (с. 275—280).Ответить на вопросы 7, 9 (с. 280)

48

Любовь как открытие мира в рассказе Ю. П. Казакова. Смысл названия. Лиризм рассказа

Рассмотреть первую любовь как импульс к раскрытию нравственного потенциала героя. Воспитывать бережное отношение к чувствам других людей. Развить навык выразительного  чтения по ролям

Прочитать рассказ В.М.Шукшина «Беседы при ясной луне»

49

Внеклассное чтение

В. М. Шукшин.

«Беседы при ясной луне»

 

 

Прочитать рассказ К. Саймака «Когда в доме одиноко» (с. 282—301), Выполнить задание 1 (с. 301)

50,51

Авторская концепция человека и будущего в рассказе К. Саймака «Когда в доме одиноко»

Раскрыть гуманистическую позицию автора. Помочь учащимся услышать космическое звуча-ние рассказа. Показать важность доброты,  уважительного отношения  к тем, кто отличается  от других

С. 283-301

Ответить на вопрос 2 (с. 301)

Подготовить краткий рассказ о дружбе литературных героев

52,53

Повторение.

Систематизация знаний по теории литературы

 

Подвести итог изучения курса литературы 8 класса. Обобщить знания  об  изученных  жанрах.  Углубить представление учащихся о художественной целостности литературного произведения

С. 301-302

Выполнить по выбору одно из заданий 2, 4, 5, 7 (с. 302—303)

 

 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий