Календарно-тематическое планирование
по
учебному предмету «Русская литература»
на
2021/2022 учебный год
8
класс
(53 часа в год, 1/2 часа в неделю, из них 6 часов на
внеклассное чтение)
№ урока число |
Тема урока |
Цель изучения темы |
Материал учебника |
Д/З |
1 |
Введение. Художественная
литера-тура как вид искусства. Изображение
в литературе жизни народа с древнейших времен до наших дней. Автор произведения, его отношение к
изображаемому |
Углубить
понятие о литературе как виде
искусства. Показать важность чтения художественной литературы для
формирования личности. Раскрыть триаду автор — герой — читатель.
Подготовить учащихся к восприятию
курса литературы 8 класса |
С. 3-5 |
Вспомнить
мифы Древней Греции. Подготовить краткий рассказ о
мифологи-ческом герое или сообщение об одном из крылатых
выражений |
2 |
Античная
литература. Хронологические
и географические грани-цы. Значение для европейской литера-туры. Античность и
искусство |
Дать
представление об античной литературе. Раскрыть ее художественное своеобразие
и значение в истории мировой культуры |
С. 6-9 |
Прочитать статью «Литература эпохи
Возрождения» (с. 9—10). Выполнить задание
1
(с. 10) |
3 |
Литература эпохи Возрождения. Возрождение как величайший прогрес-сивный
период в европейской истории и культуре |
Раскрыть
гуманистическое мировоззрение эпохи Возрождения,
утверждавшее величие, красоту и бесконечные возможности человека; показать,
как оно отразилось в литературе |
С. 6-11 |
Прочитать
сонеты У. Шекспира (23, 30, 60) в переводе С. Я. Маршака (с. 14-16). Подготовить выразительное чтение одного из сонетов |
4,5 |
У. Шекспир. Сонеты. «Но время не сметет моей строки...»: отраже-ние в сонетах гуманис-тических
взглядов человека эпохи Возрождения |
Дать представление о
Шекспире — великом поэте и драматурге эпохи Возрождения. Раскрыть
особенности сонета как поэтичского жанра (история, композиция, тематика). Помочь
учащимся увидеть красоту и глубину сонетов У. Шекспира. Совершенствовать навык
выразительного чтения |
С. 11-16 |
Прочитать
статью о литературе первой половины XIX века (с. 17-19). Выполнить задание 3 (с. 19) |
6 |
Внеклассное
чтение У. Шекспир «Ромео и Джульетта» |
|
|
Прочитать статью о литературе первой половины
XIX века (с. 17-19). Выполнить
задание 3 (с. 19) |
7 |
Литература первой половины XIX века. А.С. Пушкин. Южная ссылка. Романтические традиции |
Расширить
представление учащихся о жизни и
творчестве вели кого
русского поэта (годы южной
ссылки). Раскрыть нравственные идеалы и романтическую настроенность поэта |
С. 17—29 |
Прочитать стих А.
С. Пушкина«Сож-женное
письмо» (с. 24). Выполнить задание 1 (с.
24).Подумать над вопросами 2, 5 (с. 24) |
8 |
Художественное совершенство пушкинской
поэзии. «Сожженное письмо» |
Показать гуманистическое
содержание, одухотворенность поэзии А. С. Пушкина. Помочь учащимся увидеть
глубину чувств лирического героя |
Выуч наизусть стихотворен.
А. С. Пушкина «Узник»
(с. 21). Подумать над вопросом 5 (с. 22) |
|
9 |
А.С.Пушкин «Узник» «К морю» «Прощай, свободная стихия!» |
Раскрыть
вольнолюбивые мотивы в лирике А. С. Пушкина. Углубить представление учащихся о лирическом герое.
Совершенствовать навык выразительного чтения
наизусть |
Прочитать поэму А. С. Пушкина «Цыганы»
(с. 29-50) Выполнить задание 5 (с. 50) |
|
10 |
«Цыганы» как
лиро- эпическая поэма. История создания. Истоки трагедии Алеко |
Рассмотреть
картины цыганского быта и нравов в противопоставлении городской культуре.
Про-анализировать образы Алеко, Земфиры, старого
цыгана. Помочь учащимся понять причины поступков героев |
С. 29—51 |
Выуч.
наизусть отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Цыганы» |
11 |
Авторская
позиция в поэме. Опера С. Рахманинова «Алеко» |
Выявить
авторскую позицию в поэме. Познакомить учащихся с художественной
(иллюстрации) и музыкальной (опера) интер претациями поэмы |
Выполнить
по выбору одно из заданий 1—4 (с. 51) |
|
12 |
М.Ю.Лермонтов. Отражение трагической судьбы
поэта в его творчестве. Стихотворение «Ангел» |
Расширить знания
учащихся о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова. Показать истоки грусти и
тоски в ранней лирике поэта |
С. 52—58 |
Прочитать стих М.
Ю.Лермонтова «Она не гордой красо-тою…», «Молитва» (с. 56-57). Подумать
над вопрос 1, 2 (с. 57) |
13 |
Исповедальная лирика
М. Ю. Лермонтова. «Она не
гордой красотою…», «Молитва» («В минуту жизни трудную…») |
Помочь учащимся
увидеть подкупающую искренность
поэта, глубину и силу чувства.
Раскрыть тему поиска счастья и гармонии в лирике М. Ю. Лермонтова |
Выучить наизусть стих
М. Ю. Лермонтова «Молитва» (с. 57) |
|
14 |
Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермон-това. Стих.
«Выхожу один я на дорогу…» |
Обобщить представление
учащихся о поэтическом мире автора. Углубить представление о лирическом мотиве. Познакомить учащихся с романсами на стихи
М. Ю. Лермонтова. Совершенствовать навык выразительного чтения наизусть |
Выуч наизусть стих. М. Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…» (с. 54). Прочитать статью о литературе второй половины XIX века
(с. 59—60) |
|
15 |
Литература второй половины ХIХ века. Н. А. Некрасов. Стих. «Плач
детей», «Внимая ужасам войны...». Изображение в лирике тяжелой доли женщин и
детей |
Ознакомить
учащихся с отдельными фактами жизни и творчества поэта. Раскрыть гражданскую позицию Н. А.
Некрасова. Помочь увидеть тревогу поэта за судьбы детей, сочувствие и
поклонение женщине-матери |
С. 59—64 |
Выуч наизусть стих
Н. А. Некрасова «Внимая
ужасам войны…» (с. 64). Выполнить задание
6
(с. 64) |
16,17 |
Поэма «Княгиня Трубецкая». «Пускай горька моя судьба — я
буду ей верна!» |
Познакомить
учащихся с исторической основой поэмы. Показать душевную стойкость
героини, высокое понимание своего
долга жены и гражданки. Выявить авторское отношение к подвигу жен декабристов |
С. 65—91 |
Прочитать
поэму Н. А. Некрасова «Княгиня Трубец-кая» (с. 66-90). Подумать над вопро-сами 8-10 (с. 90-91) |
18 |
Внеклассное
чтение Н.А.Некрасов
«Княгиня Волконская» |
|
|
Прочитать стих
в прозе И. С. Тур генева «Мы еще повоюем», «Рус-ский язык», «Воро-бей» (с.
142—144) |
19 |
И. С. Тургенев. Личность писателя. Стихотворения в прозе |
Углубить
представление учащихся о личности писателя. Познакомить учащихся с жанром
стихотворений в прозе. Выявить
основные особенности лирико-философских
миниатюр. Формировать умение всматриваться в окружающий мир |
С.92,141,144 |
Прочитать главы 1—5 повести И. С. Тургенева
«Ася» (с. 93—108) |
20 |
И. С. Тургенев «Ася». Поэтическая атмосфера
повести |
Познакомить
с историей создания повести. Показать
возвышенную поэтичность повествования |
С. 93—140 |
Прочитать главы
6—12 повести «Ася»
(с. 108—123) |
21 |
Образ главной
героини в повести |
Рассмотреть
характер главной героини: ее чуткость, восприимчивость, глубину понимания
окружающего мира. Попытаться интерпретировать образ Аси с помощью других
видов искусства (музыка, живопись, кино, фотография) |
Прочитать главы
13—22 повести «Ася» (с. 124—137) |
|
22 |
Поэзия и драма любви
в повети «Ася» |
Проследить за
зарождением и развитием чувства Аси и Н. Н. Выявить причины расставания
героев |
Подготовить
фрагмент дневника главной героини. Подумать над
заданием 14 (с. 139) |
|
23 |
Мастерство
«тайной психологии» И. С. Тургенева |
Раскрыть
авторское отношение к героям. Помочь
учащимся понять мотивы их поступков |
Прочитать рассказ А. П. Чехова «Переполох» (с. 147—153) |
|
24 |
А. П. Чехов. Личность
писателя |
Углубить
представление учащих-ся о личности писателя. Показать противопоставление
социального и нравственного неравенства героев рассказа «Переполох».
Раскрыть проблему человеческого достоинств |
С. 145-155 |
Прочитать статью
«Понятие о подтекс-те» (с. 154-155). Выполнить задание 2 (с.
155) |
25 |
А.П.Чехов.«Переполох: нравственый и социаль-ный конфликт в рассказе |
Дать понятие о
подтексте в художественном произведении. Определить роль детали в
рассказе. Помочь учащимся увидеть
нравственную позицию автора |
Прочитать А. П.
Чехова«Злоумыш-ленник» |
|
26 |
Внеклассное чтение А.П.Чехов «Злоумышленник» |
|
|
Прочитать
очерк В. Г. Короленко «Парадокс» (с. 156-173). Выполнить
задание 2 (с. 161) |
27,28 |
В. Г. Короленко. Личность писателя. Очерк «Парадокс». «Человек создан для счастья, как птица для полета...» |
Расширить
представление учащихся о жизненном и творческом пути В. Г. Короленко.
Показать роль композиции в раскрытии авторского замысла. Раскрыть тему
нравственного взросления юных героев. Воспитывать доброе, уважительное
отношение к людям, которые отличаются
от других. Вовлечь учащихся в
размышления о предназначении человека |
С. 155-174 |
Выполнить задание
4
(с. 170). Ответить на
вопросы
1, 2 (с. 173—174) |
Прочитать В.Г.Короленко «Слепой
музыкант» |
||||
29 |
Внеклассное
чтение В.Г.Короленко «Слепой музыкант» |
|
|
Прочитать легенды
о Ларре и Данко (из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» (с.
176-187) |
30,31 |
Максим Горький. Личность писателя. Романтический пафос творчества. Смысл протиивопоставления образов Ларры и Данко.
Ритм в прозе |
Рассмотреть
самарский период творчества писателя.
Показать роль антитезы в
произведении. Углубить
представление учащих-ся о романтическом герое в литературе. Развивать навык
чтения наизусть прозаического произ-ведения |
С. 175-188 |
Прочитать статью на с. 188. Выуч наизусть фрагмент произведения «Старуха Изер- гиль» (легенды о
Ларре и Данко) |
Прочитать статью о литературе первой половины ХХ века (с. 189—190) |
||||
32 |
Литература первой половины XX века. Творческая манера В. В. Маяковского. «Необычайное при-ключение,
бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Взгляд на роль поэзии в жизни
общества |
Дать
представление о личности поэта. Исследовать творческую манеру В. В.
Маяковского (гипербола, авторские неологизмы, ритмико-интонационные
особенности стиха |
С. 191-198 |
Прочитать
стих В.В.Маяковского «Хорошее отно-шение к лошадям» (с. 195—196). Выполнить задание
10 (с. 197) |
33 |
В.В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Гуманистическая позиция поэта |
Раскрыть
гуманистическую позицию поэта. Совершенствовать навык анализа лирического
произведения. Развивать эмоциональную отзывчивость |
Прочитать статью «Тема Великой Отечественной вой-ны в русской лите-ратуре»
(с. 199-200) |
|
34 |
Тема Великой
Отечественной войны
в русской литературе. Герои-ческие и трагиче-ские
мотивы. Поэзия А. А. Ахма-товой («Клятва», «Мужество») |
Углубить знания
учащихся о Великой Отечественной войне. Показать сочетание патриотических чувств и
личных переживаний в военной лирике |
С. 199-207 |
Выучить наизусть одно из стихотворений
о Великой Оте- чественной войне. Ответить на вопрос 1 (с. 200) |
35 |
Поэзия К. М. Симонова, М. В. Исаковского и
других. Песни военных лет |
Показать бессмертие
человеческого подвига. Помочь учащимся увидеть боль и
страдание человека на войне. Воспитывать граж-данственность и
патриотизм |
Прочитать рассказ
М. А. Шолохова
«Судьба человека» (с. 208—239) |
|
36 |
М. А. Шолохов. «Судьба человека» Лирическое
начало в эпическом повествовании |
Познакомить
учащихся с историей создания рассказа.
Показать осмысление Великой Отечественной войны в послевоенной прозе |
С. 208-239 |
Составить
цитат план рассказа М. А. Шолохова «Судьба
челов». Выполнить задание 8 (с. 239) |
37,38 |
Главный
герой рассказа как воплощение трагедии целого народа |
Показать
героизм, глубинную доброту Андрея Соколова. Рассмотреть композицию рассказа.
Ознакомить учащихся с кинематографической интерпретацией рассказа |
Пересказать фрагмент рассказа М. А. Шолохова.
«Судьба челов». |
|
Прочитать
Б.Л.Васильева «Завтра была война» |
||||
39 |
Внеклассное чтение Б.Л.Васильев «Завтра была война» |
|
|
Прочитать статью «Поэзия и проза 1950-1990-х годов» (с. 240-241) |
40 |
Литература
второй половины XX века. Поэзия
и проза 50—90х годов. Н. А. Заболоцкий. «О красоте человеческих лиц» |
Познакомить
учащихся с поэзией второй половины XX ве ка. Показать ее роль в
фор мировании общественного со знания. Выявить нравственный смысл поэзии Н. А. Заболоцкого |
С. 240-242 |
Прочитать
стихот-ворения Н. А. Заболоцкого
«Не позволяй душе лениться», «Некра сивая
девочка» (с. 243—245) |
41,42 |
Н. А. Заболоцкий. «Не позволяй душе лениться»,
«Некрасивая девочка». Гуманистическая позиция поэта |
Проследить
традиции русской классики в поэзии Н. А. Заболоцкого. Раскрыть актуальность
его стихотворений для
наших дней. Дать
понятие о философской лирике. Помочь
учащимся увидеть гуманистическую позицию Н. А. Заболоцкого |
С. 243-245 |
Подготовить выраз.
чтение одного из стихотворений Н.
А. Заболоцкого.
Выполнить задание 5 (с. 244) |
Прочитать
стих. Р. И. Рождествен-ского, Е. А. Евтушенко, Н. М. Рубцова(с. 246-256) |
||||
43,44, 45 |
Творчество Р. И.
Рождественского, Е. А. Евтушенко, Н. М. Рубцова Простота и
философская глубина лирики поэтов-шестидесятников |
Показать
особенности лирики 50—90-х годов.
Рассказать о стихотворениях, ставших песнями. Обратить внимание
учащихся на творческую манеру поэтов. Помочь учащимся почувствовать красоту и глубину
поэтической картины мира поэтов. Совершенствовать навык выразительного
чтения наизусть |
С. 246-255 |
Выучить наизусть 2-3 стихотворения поэтов 50-90-х
годов. Подготовить анализ понравившегося стихотворения |
Прочитать главы 1-3 рассказа Ю. П. Казакова «Голубое и зеленое» (с.
256—264) |
||||
46 |
Ю. П. Казаков. «Голубое и зеленое».
Рассказ о первой любви |
Ознакомить
учащихся с жизнью и
творчеством Ю. П. Казакова. Показать мастерство
писателя в раскрытии
характеров молодых людей. Выявить роль портретной детали в образах
героев |
С. 255-280 |
Прочитать
главы 4—5 рассказа Ю. П. Казакова «Голубое
и зеленое» (с. 264-275). Подготовить
творческий пересказ эпизода знаком-ства с точки зрения Лили |
47 |
Алеша и Лиля. Внутренний
мир рассказчика |
Проследить за
развитием взаимоотношений Алеши и Лили. Проанализировать ключевые эпизоды рассказа.
Помочь учащимся увидеть поэтичность, нравственную чистоту и красоту внутреннего
мира героя. Совершенствовать навык пересказа художественного произведения |
Прочитать
главы 6—7 рассказа Ю. П. Казакова «Голубое
и зеленое» (с. 275—280).Ответить на вопросы 7, 9
(с. 280) |
|
48 |
Любовь как открытие
мира в рассказе Ю. П. Казакова. Смысл названия. Лиризм рассказа |
Рассмотреть
первую любовь как импульс к раскрытию нравственного потенциала
героя. Воспитывать бережное отношение к чувствам других людей. Развить навык
выразительного чтения по ролям |
Прочитать рассказ В.М.Шукшина «Беседы
при ясной луне» |
|
49 |
Внеклассное
чтение В. М.
Шукшин. «Беседы
при ясной луне» |
|
|
Прочитать
рассказ К. Саймака «Когда в доме одиноко» (с. 282—301), Выполнить
задание 1 (с. 301) |
50,51 |
Авторская концепция человека и будущего в рассказе
К. Саймака «Когда в доме одиноко» |
Раскрыть
гуманистическую позицию автора. Помочь учащимся услышать космическое звуча-ние рассказа.
Показать важность доброты,
уважительного отношения к тем, кто
отличается от других |
С. 283-301 |
Ответить на вопрос 2 (с. 301) |
Подготовить
краткий рассказ о дружбе литературных героев |
||||
52,53 |
Повторение. Систематизация знаний по теории
литературы |
Подвести итог
изучения курса литературы 8 класса. Обобщить знания об
изученных жанрах. Углубить
представление учащихся о художественной целостности литературного
произведения |
С. 301-302 |
Выполнить
по выбору одно из заданий 2, 4, 5, 7 (с. 302—303) |
Комментариев нет:
Отправить комментарий