Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-, 10 класс

 

Тема: Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-

Цель: отработка навыков правописания приставок ПРЕ-, ПРИ-

Задачи:

-закрепить знания об употреблении приставок ПРЕ- и ПРИ- в зависимости от их лексического значения; повторить правописание слов с трудно определяемым значением данных приставок; продолжить формирование умения определять условия выбора гласных в приставках, правильно писать слова с приставками неясного значения

– развивать умение находить слова с данными приставками в тексте, вставлять такие слова в текст по смыслу, употреблять в конкретной речевой ситуации

– воспитывать любовь к русскому языку.

 

Тип урока: урок-практикум

Ход урока

I. Организационный момент

II. Повторение и актуализация знаний

1.Разминка. Мини-тест

Задание: назвать приставки.

Эта приставка имеет значение «очень».    ПРЕ

Эта приставка пишется в словах «приблизиться», «пришить».    ПРИ

Эта приставка имеет значение неполноты действия.    ПРИ

Эта приставка имеет значение «пере-».   ПРЕ

Эта приставка пишется в словах «прекрасная», «премудрая».   ПРЕ

 

2. Беседа по вопросам

– Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке? (О приставках ПРЕ- и ПРИ-.)

 – Сколько групп приставок существует в русском языке? (3 группы)

 – Какие это группы приставок? (1 группа приставок – неизменяемые, 2 группа – приставки, оканчивающиеся на -з(-с) и третья группа  – приставки ПРЕ- и ПРИ-)

 

III. Целеполагание. Повторение теоретического материала

1. Работа с опорой на таблицу «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-». Устный рассказ по таблице: каждое положение таблицы сопровождается практическим выполнением заданий.

Приставка ПРИ-.

1) Значение «приближения»

Запишите слова, обозначающие приближение: человека, птицы, рыбы, змеи, автомобиля.

2) Значение «присоединения»

Присоедините с помощью верёвки, молотка и гвоздей, иголки с ниткой.

3) Значение «территориальной близости»

Как называют край при море, канаву при дороге, огород при усадьбе, участок при школе.

4) Значение неполноты действия

Устная работа: немного поднял, немного хромает, ненадолго остановился, слегка дотронулся, ненадолго лёг.

 

Приставка ПРЕ-.

Задание: выписать слова с приставкой ПРЕ- из данного стихотворения:

В прекрасном замке на горе

Жила-была приставка ПРЕ-.

 Особа преотважная,

Важная-преважная,

Гордая-прегордая,

Добрая-предобрая.

Её считали очень мудрой

И называли все Премудрой.

Был у неё прелестный пудель.

Прекрасный пёс по кличке Дудель.

Он преспокойно спал у двери,

Когда вошла приставка ПЕРЕ-.

Она сказала: «На заре

Я уезжаю, друг мой ПРЕ-,

Меня не будет два-три дня,

Ты поработай за меня.

Позаменяй меня, прошу.

Спокойной ночи, я спешу»

– О каком значении приставки ПРЕ- говорится в стихотворении?

 – Итак, мы повторили все значения приставок третьей группы.

2. Речевая ситуация.

Один из ваших товарищей болен. Как бы вы могли рассказать ему о том, что было на уроке? Составьте устное монологическое высказывание.

 

3. Трудные случаи написания.

– Скажите, пожалуйста, все ли слова с приставками ПРЕ- и ПРИ- можно объяснить?

 – В чём сложность написания слов  с ПРЕ- И ПРИ-? 

 – Назовите такие слова.

 

IV. Закрепление материала

1. Работа с учебником упр.282 (устно)

 

Определите, какие значения имеют приставки ПРЕ- и ПРИ- в данных словах.

Приставки         Их значение         Примеры

пре-  (= «очень») (= «пере»)

Прехорошенький  Прескучный Преградить  Прервать

 

при-  («неполнота действия») («присоединение») («приближение»)

Приоткрыть  Придержать  Приумолкнуть  Приросли  Придвинуть  Приехать

 

2. Словарный диктант

1) Какой глагол: ПРЕБЫВАТЬ или ПРИБЫВАТЬ – можно использовать для описания рисунка? (прибывать)

2) Этому мальчику одна книга очень нравится, другую он читает без интереса. Подберите к рисункам прилагательные-антонимы с приставкой ПРЕ- (преинтересная книга, прескучная)

3) Какие глаголы с приставкой ПРИ- можно использовать для описания поезда? (прибывает, приезжает)

4) Вспомните глаголы с приставками, обозначающими неполноту действия, которыми можно воспользоваться для описания рисунков (присесть, приоткрыть, приподнять)

5) Подберите слово, близкое по значению к глаголу здороваться(приветствовать)

 

3.Вставьте в слова с приставками ПРЕ- и ПРИ- пропущенные буквы.

1) Час обеда пр…ближался, топот по двору раздался.

2) Там о заре пр…хлынут волны на брег песчаный и пустой…

3) Кто-то терем пр…бирал да хозяев поджидал.

4) Пирожок лишь разломила да кусочек пр…кусила.

5) Вмиг тогда мой петушок

 Пр… подымет гребешок…

6) Все бегут за колесницей,

 За Дадоном и царицей;

 Всех пр…ветствует Дадон…

7) «Здравствуй, князь ты мой пр…красный!

 Что ты тих, как день ненастный?»

8) …А князь в окошко,

 Да спокойно в свой удел

 Через море пр…летел.

– Проверьте, правильно ли вы вставили буквы?

– Из каких произведений взяты эти строки? («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке»)

 – Кто автор этих строк? (А.С.Пушкин.)

 

4. Словарная работа

– В двух предыдущих заданиях было использовано слово «приветствовать». Сейчас мы с вами поработаем с этимологией данного слова.

 – Что такое этимология? (Этимология (с греч.) – раздел языкознания, в котором изучается происхождение и история слов.)

 – Какой словарь нам необходимо открыть? (Этимологический словарь.)

 – Открыли этимологический словарь в справочнике.

Записываем: приветствовать (общеславянское) – образовано от слова vetiti «говорить».

 Познакомимся с этимологией ещё одного слова.

Пресмыкаться (заим. из старославянского языка) – производное от смыкатися «ползать». В древнерусском языке смокъ – змей.

 – Кого называют пресмыкающимися?

 – Составьте предложения с данными словами. Запишите.

 

5. Работа с текстом. Творческий диктант

1. Вставить слова приставками ПРЕ- и ПРИ- по смыслу.

2. Определить тип речи (повествование). Доказать.

 

В зоопарк из-за границы () два () удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (): её плохо (). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их () метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. () в помещение – никаких () жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. () тёплой воды – удавы (), ожили.

 

ПРОВЕРКА

В зоопарк из-за границы прибыли два преогромных удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась приоткрытой: её плохо прибили. Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их приблизительно метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. Принесли в помещение – никаких признаков жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. Прибавили тёплой воды – удавы преобразились, ожили.

 

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

 

VI. Домашнее задание

§39, упражнение 323

 

VIІ. Выставление и комментирование отметок

 


Комментариев нет:

Отправить комментарий