Тема: Правописание
приставок ПРЕ-, ПРИ-
Цель:
отработка навыков правописания
приставок ПРЕ-, ПРИ-
Задачи:
-закрепить знания об
употреблении приставок ПРЕ- и ПРИ- в зависимости от их лексического значения;
повторить правописание слов с трудно определяемым значением данных приставок;
продолжить формирование умения определять условия выбора гласных в приставках,
правильно писать слова с приставками неясного значения
– развивать умение находить слова с данными приставками в тексте, вставлять
такие слова в текст по смыслу, употреблять в конкретной речевой ситуации
– воспитывать любовь к русскому языку.
Тип урока: урок-практикум
Ход
урока
I. Организационный момент
II. Повторение и актуализация знаний
1.Разминка.
Мини-тест
Задание:
назвать приставки.
Эта
приставка имеет значение «очень». ПРЕ
Эта
приставка пишется в словах «приблизиться», «пришить». ПРИ
Эта
приставка имеет значение неполноты действия.
ПРИ
Эта
приставка имеет значение «пере-». ПРЕ
Эта
приставка пишется в словах «прекрасная», «премудрая». ПРЕ
2. Беседа по
вопросам
– Как вы
думаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке? (О приставках ПРЕ- и ПРИ-.)
– Сколько групп приставок существует в русском
языке? (3 группы)
– Какие это группы приставок? (1 группа
приставок – неизменяемые, 2 группа – приставки, оканчивающиеся на -з(-с) и
третья группа – приставки ПРЕ- и ПРИ-)
III. Целеполагание. Повторение теоретического материала
1. Работа с
опорой на таблицу «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-». Устный рассказ по
таблице: каждое положение таблицы сопровождается практическим выполнением
заданий.
Приставка ПРИ-.
1) Значение
«приближения»
Запишите
слова, обозначающие приближение: человека, птицы, рыбы, змеи, автомобиля.
2) Значение
«присоединения»
Присоедините
с помощью верёвки, молотка и гвоздей, иголки с ниткой.
3) Значение
«территориальной близости»
Как называют
край при море, канаву при дороге, огород при усадьбе, участок при школе.
4) Значение
неполноты действия
Устная
работа: немного поднял, немного хромает, ненадолго остановился, слегка
дотронулся, ненадолго лёг.
Приставка ПРЕ-.
Задание:
выписать слова с приставкой ПРЕ- из данного стихотворения:
В прекрасном
замке на горе
Жила-была
приставка ПРЕ-.
Особа преотважная,
Важная-преважная,
Гордая-прегордая,
Добрая-предобрая.
Её считали
очень мудрой
И называли
все Премудрой.
Был у неё
прелестный пудель.
Прекрасный
пёс по кличке Дудель.
Он
преспокойно спал у двери,
Когда вошла
приставка ПЕРЕ-.
Она сказала:
«На заре
Я уезжаю,
друг мой ПРЕ-,
Меня не
будет два-три дня,
Ты поработай
за меня.
Позаменяй
меня, прошу.
Спокойной
ночи, я спешу»
– О каком
значении приставки ПРЕ- говорится в стихотворении?
– Итак, мы повторили все значения приставок
третьей группы.
2. Речевая
ситуация.
Один из
ваших товарищей болен. Как бы вы могли рассказать ему о том, что было на уроке?
Составьте устное монологическое высказывание.
3. Трудные
случаи написания.
– Скажите,
пожалуйста, все ли слова с приставками ПРЕ- и ПРИ- можно объяснить?
– В чём сложность написания слов с ПРЕ- И ПРИ-?
– Назовите такие слова.
IV. Закрепление материала
1. Работа с
учебником упр.282 (устно)
Определите,
какие значения имеют приставки ПРЕ- и ПРИ- в данных словах.
пре- (= «очень») (= «пере»)
Прехорошенький Прескучный Преградить Прервать
при- («неполнота действия») («присоединение»)
(«приближение»)
Приоткрыть Придержать
Приумолкнуть Приросли Придвинуть
Приехать
2. Словарный
диктант
1) Какой
глагол: ПРЕБЫВАТЬ или ПРИБЫВАТЬ – можно использовать для описания рисунка?
(прибывать)
2) Этому
мальчику одна книга очень нравится, другую он читает без интереса. Подберите к
рисункам прилагательные-антонимы с приставкой ПРЕ- (преинтересная книга,
прескучная)
3) Какие
глаголы с приставкой ПРИ- можно использовать для описания поезда? (прибывает,
приезжает)
4) Вспомните
глаголы с приставками, обозначающими неполноту действия, которыми можно
воспользоваться для описания рисунков (присесть, приоткрыть, приподнять)
5) Подберите
слово, близкое по значению к глаголу здороваться(приветствовать)
3.Вставьте в
слова с приставками ПРЕ- и ПРИ- пропущенные буквы.
1) Час обеда
пр…ближался, топот по двору раздался.
2) Там о
заре пр…хлынут волны на брег песчаный и пустой…
3) Кто-то
терем пр…бирал да хозяев поджидал.
4) Пирожок
лишь разломила да кусочек пр…кусила.
5) Вмиг
тогда мой петушок
Пр… подымет гребешок…
6) Все бегут
за колесницей,
За Дадоном и царицей;
Всех пр…ветствует Дадон…
7)
«Здравствуй, князь ты мой пр…красный!
Что ты тих, как день ненастный?»
8) …А князь
в окошко,
Да спокойно в свой удел
Через море пр…летел.
– Проверьте,
правильно ли вы вставили буквы?
– Из каких
произведений взяты эти строки? («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»,
«Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке»)
– Кто автор этих строк? (А.С.Пушкин.)
4. Словарная
работа
– В двух
предыдущих заданиях было использовано слово «приветствовать». Сейчас мы с вами
поработаем с этимологией данного слова.
– Что такое этимология? (Этимология (с греч.)
– раздел языкознания, в котором изучается происхождение и история слов.)
– Какой словарь нам необходимо открыть?
(Этимологический словарь.)
– Открыли этимологический словарь в
справочнике.
Записываем:
приветствовать (общеславянское) – образовано от слова vetiti «говорить».
Познакомимся с этимологией ещё одного слова.
Пресмыкаться
(заим. из старославянского языка) – производное от смыкатися «ползать». В
древнерусском языке смокъ – змей.
– Кого называют пресмыкающимися?
– Составьте предложения с данными словами.
Запишите.
5. Работа с
текстом. Творческий диктант
1. Вставить
слова приставками ПРЕ- и ПРИ- по смыслу.
2.
Определить тип речи (повествование). Доказать.
В зоопарк
из-за границы () два () удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили
змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика
оказалась (): её плохо (). Бросились искать. На снегу две широкие
зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их () метрах в пятнадцати от
окна. Удавы закоченели. () в помещение – никаких () жизни. Змей поместили в
воду. Минут через десять они зашевелились. () тёплой воды – удавы (), ожили.
ПРОВЕРКА
В зоопарк
из-за границы прибыли два преогромных удава. Был зимний поздний вечер, и
сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы
исчезли. Крышка ящика оказалась приоткрытой: её плохо прибили. Бросились
искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их
приблизительно метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. Принесли в
помещение – никаких признаков жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они
зашевелились. Прибавили тёплой воды – удавы преобразились, ожили.
V. Рефлексия. Подведение итогов
урока
VI. Домашнее задание
§39, упражнение 323
VIІ. Выставление и комментирование отметок
Комментариев нет:
Отправить комментарий