Тема: Двоеточие
в бессоюзном сложном предложении
Цель:
формирование умения
определять смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения и
на этой основе правильно выбирать знак препинания.
Задачи:
- познакомить с основными правилами постановки двоеточия в
бессоюзных предложениях;
- развивать умение интонировать бессоюзные предложения,
преобразовывать их в синонимичные союзные на основе общности значения; повторить
основные случаи постановки двоеточия в простом предложении, в предложениях с
прямой речью;
- способствовать осознанию роли и значимости языка в нашей жизни,
воспитанию уважения к родному языку.
Тип урока: урок объяснения нового материала
Эпиграф:
Родное слово есть основа всякого
умственного развития и сокровище
всех знаний: с него начинается всякое понимание,
через него проходит и к нему возвращается.
К.
Ушинский
Ход
урока
I.Организационный
момент
Приготовим тетрадь для работы:
записываем число, классная работа.
II.Повторение
и актуализация предыдущих знаний, умений и навыков
1. Лингвистическая
разминка
Найти предложения, в которых необходимо поставить двоеточие. Какие
это предложения по структуре?
а) По горизонту лежал
сероватый туман __ предвестник суховея.
б) Приезжий поежился _
«Холодновато у вас!»
в) В человеке всё должно
быть прекрасно _ и лицо, и одежда, и дута, и
мысли.
г) Приглашаем учиться на
юридический факультет по следующим специальностям _ правоведение,
правоохранительная деятельность.
д) Причастия и
деепричастия _ формы глагола.
(б, в, г. Предложения
простые.)
2. Проверка домашнего задания
Упражнение 238 – ученики
зачитывают небольшие сочинения о своем отношении к поэзии; об одном из героев
Отечественной войны 1812 года.
3. Повторение по теме «Постановка знаков препинания при однородных
членах»
(запись под диктовку пословиц)
1)
Правда в огне не горит и в воде не тонет.
2)
Мал золотник, да дорог.
3)
Красна изба не углами, а пирогами.
4)
Не по словам судят, а по делам.
5)
Сказал бы словечко, да волк недалечко.
III. Изучение нового
материала
1. Работа с эпиграфом. Создание мотивации
– Мы знаем, что пословицы и поговорки – это многовековая мудрость
многих поколений. В пословицах заключен глубокий нравственный смысл. К.Ушинский
подчеркивал важность родного языка в воспитании и обучении, в формировании
личности: «Родное слово есть основа
всякого умственного развития и сокровище
всех знаний: с него начинается всякое понимание,
через него проходит и к нему возвращается».
-Как вы понимаете эти
слова?
-Согласны ли вы с этим
высказыванием?
-Найдите в предложении
однородные члены и объясните постановку знаков препинания.
-При помощи какой
синтаксической конструкции построил свое высказывание К.Ушинский?
-Запишем эпиграф в
тетради, подчеркнем грамматические основы.
2. Формулировка
темы. Совместное целеполагание
- Тема сегодняшнего урока «Двоеточие в бессоюзном сложном
предложении». Давайте вместе поставим цель урока.
3. Работа
с учебником
-
Чтение правила на с. 156-159.
- С
опорой на учебник составить таблицу.
Двоеточие
в БСП ставится в следующих случаях:
1.
Во второй части пояснение. |
А именно [ ] : [пояснение]. |
2.
Изъяснительные отношения между частями. |
Что [ ] : [ ]. |
3.
Вторая часть называет причину. |
Потому что [ ] : [причина]. |
4.
Вторая часть является прямым вопросом. |
[ ] : [ ]? |
IV. Закрепление
изученного
1. Анализ предложений.
Определить значения частей бессоюзных сложных
предложений, сверяясь с таблицей «Знаки препинания в БСП»:
1) Птиц не было слышно: они
не поют в часы зноя. (Причина.)
2) Я понимал: выручить нас
может только случайность. (Дополнение.)
3) Мне стало совестно: я не
мог закончить начатой речи. (Причина.)
4) Собака была славная: уши
торчком, хвост колечком, глаза умные-умные. (Пояснение.)
5) Во дни веселий и желаний
Я был от балов без ума:
Верней нет места для признаний
И для вручения письма. (А. С. Пушкин) (Причина.)
6)
Опомнилась, глядит
Татьяна:
Медведя нет; она в сенях. (А. С. Пушкин)
(Дополнение. В первой
части предложения подразумевается «глядит и видит».)
7) Странный случай произошел: в дороге совершенно
поиздержался. (Пояснение.)
8) Печален я: со мною друга
нет... (А. С.Пушкин.) (Причина.)
Примечание: БСП с двоеточием требуют особой интонации: она
понижается в конце первой части, перед двоеточием.
2. Словарная работа
Записать в тетрадь слова:
амфитеатр, палисадник. Выяснить их происхождение по словарю. Составить с
этими словами бессоюзнеые сложные предложения.
3. Занимательная лингвистика
Из истории языка
Задание: Объясните, почему золотая рыбка, обращаясь к
старику, называет его так непривычно для нас: «Чего тебе надобно, старче?»
Вспомните аналогичные примеры. Есть ли подобное явление в современном русском
языке?
(В
русском языке, кроме шести современных падежей, существовал седьмой -
звательный, который употреблялся при обращениях. Устойчивые «формулы» языка
сохранили до наших дней выражения «Отче наш» (Отец), «Господи» (Господь), «Боже
мой!» (Бог), неизменные в течение многих веков. В современном русском языке
звательный падеж совпал с именительным и был упразднен за ненадобностью. Но в
разговорной речи встречаются обращения, не совпадающие с именительным падежом:
«Мам!», «Коль!», «Тань!» и т. д.)
4. Составление предложений, соответствующих
схемам (устно.)
1. [ ]
: [ ].
2. O: O, O и O.
3. А: «П?»
5. Составление
предложений по шаблону.
Язык – величайшее
достояние народа:…
Родная речь сопровождает
нас всю жизнь:...
Белорусский язык дорог
мне:…
V. Рефлексия. Подведение итогов
урока
VI. Домашнее задание
§30, упражнение 281.
Повторить обособленные приложения.
VIІ. Выставление и комментирование отметок
Теперь
поставьте сами себе оценку за урок
1. Все понял и
могу рассказать…10 баллов.
2. Все понял, но
рассказать не могу…..8 баллов.
3. Понял не
все….6 баллов.
4. Ничего не
понял, но старался……4 балла.
Комментариев нет:
Отправить комментарий