С.Я.Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». «За подснежниками в зимний лес», 5 класс

 

Урок русской литературы в 5 классе

 

Тема: С.Я.Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». «За подснежниками в зимний лес»

 

Цели урока:

1.Углубить и продолжить работу по выяснению характеров героев, вырабатывать умение аргументировать свои суждения ссылками на текст;

2. Развивать навыки выразительного чтения, связную речь, умение работать с иллюстрациями и соотносить их с содержанием;

3. Содействовать эстетическому воспитанию учащихся.

 

Оборудование: выставка рисунков и иллюстраций к произведению, кроссворд, бумажный цветок подснежника.

Тип урока: комбинированный

Ход урока

I. Организационный момент

II. Вступительное слово учителя

- Наверное, вы согласитесь, что лицо книги – это её обложка. Скажите, какою должна быть обложка, чтобы книгу захотелось взять в руки? (Интересная, яркая, красивая.)

- Чем же можно заинтересовать читателя? Что изобразить? (Портреты главных героев, иллюстрацию к интересному эпизоду, отразить идею.)

- Давайте посмотрим, какие рисунки создали ребята к сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев». (Ученики представляют свои работы)

III. Объявление темы урока

Вот эту книгу нам захотелось взять в руки. Мы открываем её. Но что это? Пустые странички. Заполним их. Воссоздадим сказку. Мы отправляемся в путешествие «За подснежниками в зимний лес».

IV. Разгадывание кроссворда

- Кого же мы повстречаем на своём пути? Кто населяет страницы? (Герои, которые в пьесе называются действующими лицами.)

- Проверим, как хорошо вы знаете их и все, что с ними происходит.

(Зачитываются отрывки из пьесы, а нужное слово пропускается)

1.     « А пока вот тебе этот… Не с пустыми же руками возвращаться тебе от братьев-месяцев». (Сундук)

2.     «Как же я её … буду? Я ещё никого никогда ни о чём не…. Я только умею приказывать. Ведь я королева!» (Просить)

3.     «Пусть… у тебя три года поживут, дом и двор посторожат. А через три года, если станут посмирнее, приводи под Новый год сюда». (Собаки)

4.     « А чтобы и в самом деле не забыла, вот тебе … на память. Смотри на него и вспоминай меня. Если случится беда, брось его на землю, в воду или в снежный сугроб и скажи…» (Колечко)

с

у

н

д

у

к

п

р

о

с

и

т

ь

с

о

б

а

к

и

к

о

л

е

ч

к

о

 

 

 

 

 

 V. Словарная работа.

- На доске записаны слова, соотнесите их с образами трёх девочек: падчерицей, дочкой, королевой.

 

Кроткая, послушная, грубая, злая, дерзкая, капризная, добрая, жестокая, весёлая, бессердечная, своенравная, решительная, трудолюбивая, жадная, приветливая, завистливая, сварливая, сердечная, скромная, ласковая, избалованная, ленивая.

 

VI. Выразительное чтение по ролям

 

VII. Словесное рисование. Описание зимнего леса с точки зрения очевидца.

По прихоти жестоких людей падчерица оказывается в зимнем лесу. Как отнесётся к девочке Природа? Ведь лес – это дикий, суровый бор. То наглухо запирается стеной падающего снега от непрошеных гостей, то посылает на них метелицу, то щедро открывает простому и трудолюбивому человеку свои несметные богатства. Лес со всеми обитателями – это равноправный персонаж пьесы Маршака. И недаром в Японии, где пьеса была экранизирована, её хорошо знают под названием «Лес живёт».

- Каким вы видите лес, куда попала падчерица? Домыслите, дорисуйте словесно картину леса.

 

VIII. Подведение итогов. Рефлексия.

- Чему учит сказка? Какие качества осуждаются?

- Чья работа на уроке понравилась? Какие будут пожелания?

- Кому понравился урок, прикрепите цветок к корзине, нарисованной на доске. (На парте у каждого лежит бумажный цветок подснежника.)

 

IX. Выставление отметок

 

X. Домашнее задание

Составить по пьесе-сказке викторину.

 



 

Комментариев нет:

Отправить комментарий