Урок русской литературы в 5 классе
Тема: С.Я.Маршак. Пьеса-сказка
«Двенадцать месяцев». «За подснежниками в зимний лес»
Цели урока:
1.Углубить и продолжить работу по
выяснению характеров героев, вырабатывать умение аргументировать свои суждения
ссылками на текст;
2. Развивать навыки выразительного чтения,
связную речь, умение работать с иллюстрациями и соотносить их с содержанием;
3. Содействовать эстетическому воспитанию
учащихся.
Оборудование:
выставка рисунков и иллюстраций к произведению, кроссворд, бумажный
цветок подснежника.
Тип
урока: комбинированный
Ход урока
I. Организационный момент
II. Вступительное слово учителя
- Наверное, вы согласитесь, что лицо книги
– это её обложка. Скажите, какою должна быть обложка, чтобы книгу захотелось
взять в руки? (Интересная, яркая, красивая.)
- Чем же можно заинтересовать читателя?
Что изобразить? (Портреты главных героев, иллюстрацию к интересному эпизоду,
отразить идею.)
- Давайте посмотрим, какие рисунки создали
ребята к сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев». (Ученики представляют свои работы)
III. Объявление темы урока
Вот эту книгу нам захотелось взять в руки.
Мы открываем её. Но что это? Пустые странички. Заполним их. Воссоздадим сказку.
Мы отправляемся в путешествие «За подснежниками в зимний лес».
IV. Разгадывание
кроссворда
- Кого же мы повстречаем на своём пути?
Кто населяет страницы? (Герои, которые в пьесе называются действующими лицами.)
- Проверим, как хорошо вы знаете их и все,
что с ними происходит.
(Зачитываются отрывки из пьесы, а
нужное слово пропускается)
1. « А пока вот тебе этот… Не с пустыми
же руками возвращаться тебе от братьев-месяцев». (Сундук)
2. «Как же я её … буду? Я ещё никого
никогда ни о чём не…. Я только умею приказывать. Ведь я королева!» (Просить)
3. «Пусть… у тебя три года поживут, дом
и двор посторожат. А через три года, если станут посмирнее, приводи под Новый
год сюда». (Собаки)
4. « А чтобы и в самом деле не забыла,
вот тебе … на память. Смотри на него и вспоминай меня. Если случится беда,
брось его на землю, в воду или в снежный сугроб и скажи…» (Колечко)
с |
у |
н |
д |
у |
к |
|||||
п |
р |
о |
с |
и |
т |
ь |
||||
с |
о |
б |
а |
к |
и |
|||||
к |
о |
л |
е |
ч |
к |
о |
V. Словарная работа.
- На доске записаны слова, соотнесите их с образами трёх девочек:
падчерицей, дочкой, королевой.
Кроткая, послушная, грубая, злая, дерзкая, капризная, добрая, жестокая,
весёлая, бессердечная, своенравная, решительная, трудолюбивая, жадная,
приветливая, завистливая, сварливая, сердечная, скромная, ласковая,
избалованная, ленивая.
VI. Выразительное чтение по ролям
VII. Словесное рисование.
Описание зимнего леса с точки зрения очевидца.
По прихоти жестоких людей падчерица оказывается в зимнем лесу. Как
отнесётся к девочке Природа? Ведь лес – это дикий, суровый бор. То наглухо
запирается стеной падающего снега от непрошеных гостей, то посылает на них
метелицу, то щедро открывает простому и трудолюбивому человеку свои несметные
богатства. Лес со всеми обитателями – это равноправный персонаж пьесы Маршака.
И недаром в Японии, где пьеса была экранизирована, её хорошо знают под
названием «Лес живёт».
- Каким вы видите лес, куда попала падчерица? Домыслите, дорисуйте словесно
картину леса.
VIII. Подведение
итогов. Рефлексия.
- Чему учит
сказка? Какие качества осуждаются?
- Чья работа
на уроке понравилась? Какие будут пожелания?
- Кому понравился урок, прикрепите цветок к корзине, нарисованной на
доске. (На парте у каждого лежит бумажный цветок подснежника.)
IX.
Выставление отметок
X.
Домашнее задание
Составить по
пьесе-сказке викторину.
Комментариев нет:
Отправить комментарий