Классный час в 5 классе "По дорогам сказки"

 

Тема: «По дорогам сказки»

Вид воспитательной деятельности: интеллектуально-познавательная деятельность

Форма воспитательной работы: конкурсная программа

Цели:

1)    обучающие:

 проверить знания учащихся о русских народных и литературных сказках;

 – вызвать интерес к художественному слову;

 – приобщать детей к литературному творчеству;

2) развивающие:

 – развивать воображение, сообразительность, мышление, речь учащихся;

 – способствовать развитию познавательной активности и творческих способностей;

 – прививать интерес к чтению;

3) воспитательные:

 – формировать у учащихся доброе взаимоотношение;

 – воспитывать любовь к русскому фольклору, интерес к творчеству писателей – сказочников;

 воспитывать интерес к литературе.


 Оборудование: карточки с заданиями, ребусами, цветочная коробочка, пакетик чая, картинки сказочных героев: царевна Несмеяна и Незнайка.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

1. Вступительная часть

– Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы с вами совершим необычное путешествие в мир сказочной литературы. Встретимся с любимыми сказочными героями, узнаем много интересного и полезного. Когда взрослые отправляются в путь-дорогу, всегда берут дорожную сумку, рюкзак или чемодан. Взрослые подолгу складывают и проверяют, не забыли ли они чего-либо. А мы возьмем с собой литературный чемоданчик под названием «По дорогам сказки». В нем 5 кармашек. Нам нужно проверить содержимое каждого кармашка. Я думаю, что вам будет любопытно и познавательно заглянуть в каждый кармашек.

2. Основная часть

Сказки – древнейший жанр устного народного творчества. Они пришли к нам из глубокой древности. Предлагаю вам 5 блоков заданий, связанных со сказками народными и авторскими, сказочными героями, волшебными сказочными предметами. Надеюсь, что эти задания пополнят ваши знания об этом жанре.

Итак, начинаем! Вы, наверное, заметили цифры от 10 до 50. Это сложность вопроса. Чем сложнее вопросы, тем выше их балл. У нас 2 команды, ответы вы выбираете сообща, обсуждаете вместе, но отвечает кто-то один. (Названия команд определены заранее.)

Кто начинает выбор задания? Тот, кто отгадает одну мудреную загадку.

– Утка в воде, а хвост на горе.
Утка в море, хвост на заборе.        (Ковш).

Дополнительно:

– Из него не пьют, не едят, а только глядят. (ковш Большой Медведицы.)

– Что за зверь?

Летом спит, зимой ест.
Тело теплое, а крови нет.         (Печь.)

 

10 баллов. Задание 1 “Реши ребус”.

Зашифрованное слово – Красная шапочка, героиня сказки Ш. Перро.

 

20 баллов. Конкурс “Доска объявлений”

По тексту объявления нужно догадаться, кто его написал. Команды дают письменные ответы. За каждый верный ответ 1 балл.

1. Предлагаю услуги гувернантки. Научу невоспитанных мальчиков читать, считать, писать, а также хорошим манерам. (Мальвина.)

2. Одинокий мечтатель, рост 13 м, вес 4 тонны, подарит пламенную любовь трехглавой подруге. (Змей Горыныч.)

3. Всем принцам! Ближайшие 100 лет не беспокоить своими поцелуями – очень спать хочется. (Спящая красавица.)

4. Опытный столяр из материала заказчика настрогает вам детишек, причем одних мальчишек. (Папа Карло.)

5. Напишу за вас мемуары, научу сочинять пыхтелки, сопелки, ворчалки и т.п. (Винни Пух.)

6. Частное охранное бюро, возглавляемое дядькой Черномором, обеспечит вам и вашим близким безопасность на отдыхе у моря. (33 богатыря.).

 

30 баллов. “Кто здесь живет?”

По описанию отгадать, кому принадлежит жилище. За каждый верный ответ 1 балл.

1. Это жилище изготовлено из древесины дуба. А рыжая нахалка выгнала хозяина избушки, когда ее собственная растаяла. Назовите хозяина– горемыку. (Заяц из “Заячьей избушки”.)

2. У одного из них домик сделан по-быстрому из соломы, у другого более прочен – из веток и прутиков, а вот у третьего каменный дом с крепкой дверью. Назовите всех троих. (Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф.)

3. Это строение по команде поворачивается к лесу задом, к гостю передом, а его хозяйка чует “русский дух”. (Баба-Яга.)

4. В этом ветхом-ветхом пристанище у самого синего моря жили они 30 лет и три года. (Старик и старуха из “Сказки о рыбаке и рыбке” А.С. Пушкина.)

 

40 баллов. Корзина с потерянными вещами.

У меня корзина есть.
В ней вещей не перечесть.
Тяжела и велика, вес ее полпуда.
Угадайте поскорей. Что в ней и откуда?

 

(Выкладываются на стол предметы, ребята должны отгадать, из каких сказок Г.Х. Андерсена они собраны. К каждому предмету предлагаются подсказки).

1) В этом предмете все доброе и прекрасное почти исчезало, но все ничтожное и отвратительное особенно бросалось в глаза и становилось еще безобразнее – зеркало. (“Снежная королева”)

2) То, что послужило причиной бессонницы для юной героини – горошина. (“Принцесса на горошине”.)

3) Благодаря этому предмету герой дарит сны детям – зонтик. (“Оле-Лукойе”)

4) Этот предмет служил героине сказки колыбелькою, голубые фиалки – матрацем, а лепесток розы – одеяльцем – скорлупка грецкого ореха. (“Дюймовочка”)

5) Куст, на котором распускалась на нем одна-единственная роза, цвел только раз в 5 лет – роза. (“Свинопас”)

 

50 баллов. Сюрприз в цветочной коробке.

Что находится в ней? Можете задавать наводящие вопросы. А я могу дать вам в помощь некоторые описания этого сюрприза и подсказки.

Описания:

бодрит дух,
смягчает сердце,
снимает усталость,
пробуждает мысль,
не позволяет поселиться лени.

Подсказки: 1. Грузины говорят, что надо 50 раз поклониться ему, чтобы получить настоящий…2. Больше всего любят англичане, канадцы, арабы, американцы. Меньше всего любят в Китае, Индии и Пакистане. 3. В 1696 году русский царь посылает за ним в Пекин русских купцов. Привозили на кораблях, верблюдах, на санях, на телегах. 4. В России появился в 1638 году: монгольский хан прислал русскому царю подарок – 60 кг … в обмен на 100 соболиных шкур. 5. Родиной … является Китай. По легенде, пастухи заметили, что овцы, пожевав … (листья) начинают резвиться и прыгать. 6. … растет в Китае, Индии, на Цейлоне, в Аргентине, в Грузии. 7. Он бывает зеленым, кирпичным, плиточным, черным, байховым, грузинский, китайский, цейлонский, аргентинский, в пирамидках… и в пакетиках. 8. В сказке “Ванюшка и царевна” его можно пить с сахаром вприкуску или внакладку.

Ответ: чай.

 

3. Заключительная часть занятия

Подведем итоги нашей игры в виде “Сказочной арифметики” от Василисы Премудрой. Задача: Из количества разбойников, открывающих дверь словами: “Сим-сим, откройся!”, вычесть сумму козлят из сказки и богатырей, живущих в тереме в лесу. Полученное число разделить на количество месяцев из названия книги известного детского писателя, прибавив к нему количество денежек, найденных в поле известной героиней сказки и к полученной цифре прибавить количество желаний, обычно исполняемых в русских народных сказках.

Нужно узнать, какая цифра получится.

Для упрощения задачи участникам раздаются такие карточки:

(...) разбойников – ((...) козлят + (...) богатырей) + (...) желаний = ?

(...) месяцев + (...) денежек

Ответ: 5

– Все вы знаете знакомое выражение: “Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!” А вы, ребята, получили ли для себя урок?

 

Рефлексия

У вас на столах лежат картинки сказочных героев: царевна Несмеяна и Незнайка. Разместите на доске картинку того сказочного героя, насколько вам было интересно на мероприятии.

Было скучно –

Было интересно –

 

 


 

Комментариев нет:

Отправить комментарий