Однородные члены предложения, 5 класс

 

Урок русского языка в 5 классе

Тема: Однородные члены предложения

Цель:

- актуализировать, закрепить и расширить знания учащихся о предложениях с однородными членами;

- способствовать формированию умений осмысленно употреблять в однородном ряду логически сопоставимые слова; правильно определять синтаксическую роль однородных членов предложения; пунктуационно оформлять предложения с однородными членами; строить их схемы;

- способствовать совершенствованию речевой культуры и развитию речи учащихся.

Тип урока: комбинированный

Ход урока

I. Организационный момент

Здравствуйте, садитесь. Я рада видеть, что у вас всё готово к уроку, и сами вы настроены на серьёзное общение.

II. Проверка домашнего задания

III. Речевая и орфографическая разминка

-Списать с доски стихотворение, вставить буквы, затем выразительно прочитать (1 учащийся выполняет у доски)

В…лшебница осень

Художнпицей стала:

Палитру вз…ла

И все краски см…шала.

К…ричневый, ж…лтый,

З…леный и красный

Ст…ит нынче лес

В день безобл…чный, ясный.

Лексическая справка:

Палитра – 1) тонкая дощечка с отверстием для надевания на большой палец левой руки, служащая живописцам для смешивания красок; 2) подбор цветов, характерный для данной картины или данного живописца.

IV. Объяснение нового материала

1. Актуализация знаний

- Читая второе четверостишие, вы воспользовались особой интонацией – интонацией перечисления. Почему?

-Как определить, что перед нами однородные члены?

2. Расширение знаний. Составление схем. Выводы

-К какому слову относятся прилагательные, обозначающие цвет? (Лес) Оформим это в виде схемы.

                   коричневый

                   желтый                       какой?

Лес             зеленый            

                   красный

-На какой вопрос они отвечают?

- Каким членом предложения будут являться?

-Есть ли еще однородные члены в стихотворении? (взяла и смешала; безоблачный, ясный)

-Вывод: читаем правила на с. 93-94

-Построим схемы однородных членов предложения:

1) О,О,О.
2)  О и О.
3) О, а О.
4) и О, и О, и О
5) О и О, О и О.

V. Физкультминутка

Попишите, почитайте,

Поднимитесь, пошагайте,

Покричите, помолчите,

Потанцуйте, постучите,

Помашите, потянитесь,

Поморгайте, улыбнитесь,

Посидите, пошепчите,

Успокойтесь, помолчите…

А теперь поулыбайтесь

И за дело принимайтесь!

 

VI. Закрепление материала

1. Упражнение 185 (прочитать  предложения, найти и назвать однородные члены предложения, объяснить постановку знаков препинания.

 

2. Работа по карточкам

Нужно найти однородные члены, подчеркнуть их. Составить схемы.

·        В октябре березы и осины стали золотыми.

·        Опавшая листва кружится и ложится на землю.

·        Листья осины не желтеют, а краснеют.

·        День выдался ясный, но холодный.

 

3. Цифровой диктант. Выпишите номера предложений, в  которых есть  однородные члены.

1.Старушоночка прядёт и за пряжею поёт.

2. На пиру я не была, но подарок принесла.

3.Будет то не смерть, а сон.

4.По цветочкам молодым пляшут, блещут мотыльки.

5.Дверь тихонько заскрипела, и царевна очутилась в светлой горнице.

 

VII. Подведение итогов

- Составьте пару: «предложение – схема»

1. Отцвели, пожелтели травы.

а) О и О.

2. Зимой и летом одним цветом.

б) О и О, О и О.

3.Боровики и маслята, опята и подосиновики появляются осенью.

в) О, О.

 

VIII. Рефлексия учебной деятельности

- Какие члены предложения мы называем однородными?

- Для чего нужны однородные члены предложения?

- Если вы в чём-то ещё не уверены, не огорчайтесь. Это тема не одного урока. У вас будет возможность хорошо во всём разобраться.

IX. Выставление отметок

X. Домашнее задание

§ 23,  упр. 186 – спишите, решая орфографические и пунктуационные задачи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий