Урок
русского языка в 5 классе
Тема: Однородные
члены предложения
Цель:
- актуализировать, закрепить и расширить знания
учащихся о предложениях с однородными членами;
- способствовать формированию умений осмысленно
употреблять в однородном ряду логически сопоставимые слова; правильно
определять синтаксическую роль однородных членов предложения; пунктуационно
оформлять предложения с однородными членами; строить их схемы;
- способствовать совершенствованию речевой культуры
и развитию речи учащихся.
Тип
урока: комбинированный
Ход урока
I. Организационный момент
Здравствуйте, садитесь. Я рада видеть, что у вас всё готово к уроку, и сами вы настроены на серьёзное общение.
II. Проверка домашнего задания
III. Речевая и орфографическая разминка
-Списать с доски стихотворение, вставить буквы, затем выразительно прочитать (1 учащийся выполняет у доски)
В…лшебница осень
Художнпицей стала:
Палитру вз…ла
И все краски см…шала.
К…ричневый, ж…лтый,
З…леный и красный
Ст…ит нынче лес
В день безобл…чный, ясный.
Лексическая справка:
Палитра – 1) тонкая дощечка с отверстием для надевания на большой палец левой руки, служащая живописцам для смешивания красок; 2) подбор цветов, характерный для данной картины или данного живописца.
IV. Объяснение нового
материала
1. Актуализация знаний
-
Читая второе четверостишие, вы воспользовались особой интонацией – интонацией
перечисления. Почему?
-Как
определить, что перед нами однородные члены?
2. Расширение знаний. Составление схем.
Выводы
-К
какому слову относятся прилагательные, обозначающие цвет? (Лес) Оформим это в
виде схемы.
коричневый
желтый какой?
Лес
зеленый
красный
-На какой вопрос они
отвечают?
- Каким членом предложения будут
являться?
-Есть
ли еще однородные члены в стихотворении? (взяла и смешала; безоблачный, ясный)
-Вывод: читаем правила на с.
93-94
-Построим схемы однородных
членов предложения:
1) О,О,О.
2) О и О.
3) О, а О.
4) и О, и О, и О
5) О и О, О и О.
V.
Физкультминутка
Попишите, почитайте,
Поднимитесь, пошагайте,
Покричите, помолчите,
Потанцуйте, постучите,
Помашите, потянитесь,
Поморгайте, улыбнитесь,
Посидите, пошепчите,
Успокойтесь, помолчите…
А теперь поулыбайтесь
И за дело принимайтесь!
VI.
Закрепление материала
1.
Упражнение 185 (прочитать предложения,
найти и назвать однородные члены предложения, объяснить постановку знаков
препинания.
2.
Работа по карточкам
Нужно
найти однородные члены, подчеркнуть их. Составить схемы.
·
В октябре березы
и осины стали золотыми.
·
Опавшая
листва кружится и ложится на землю.
·
Листья осины не желтеют,
а краснеют.
·
День выдался ясный, но холодный.
3. Цифровой
диктант. Выпишите номера предложений, в которых
есть однородные члены.
1.Старушоночка прядёт и за
пряжею поёт.
2. На пиру я не была, но
подарок принесла.
3.Будет то не смерть, а сон.
4.По цветочкам молодым пляшут,
блещут мотыльки.
5.Дверь тихонько заскрипела, и
царевна очутилась в светлой горнице.
VII.
Подведение итогов
- Составьте пару: «предложение – схема»
1.
Отцвели, пожелтели травы. |
а)
О и О. |
2.
Зимой и летом одним цветом. |
б)
О и О, О и О. |
3.Боровики
и маслята, опята и подосиновики появляются осенью. |
в)
О, О. |
VIII. Рефлексия
учебной деятельности
- Какие члены предложения мы называем однородными?
-
Для чего нужны однородные члены предложения?
-
Если вы в чём-то ещё не уверены, не огорчайтесь. Это тема не одного урока. У
вас будет возможность хорошо во всём разобраться.
IX.
Выставление отметок
X.
Домашнее задание
§ 23, упр.
186 – спишите, решая орфографические и пунктуационные задачи
Комментариев нет:
Отправить комментарий