Обобщающие слова при однородных членах, 5 класс

 

Тема урока: Обобщающие слова при однородных членах

Цель урока: формирование представления учащихся об обобщающих словах, их роли в речи.

Задачи:

 - научить находить обобщающие слова, правильно расставлять знаки препинания при однородных членах и обобщающих словах, графически обозначать условия постановки знаков препинания, составлять схемы предложений;

 - развивать умение анализировать, обобщать и систематизировать полученные знания, развивать пунктуационную зоркость;

- воспитывать патриотические чувства, бережное отношение к природе.

 

Тип урока: урок объяснения нового материала

 

Ход урока

 

I.Организационный момент

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Будет он ребятам впрок:

Много предстоит узнать.

Постарайтесь всё понять!

Приготовим тетрадь для работы: записываем число, классная работа.

 

II. Повторение и актуализация знаний

1)Работа со схемами на доске.

-Что вы можете сказать о предложениях по схемам? (знаки препинания не расставлены)

1. О, О, О, О.

2. О и О.

3. О, О и О.

4. О, и О, и О.

5. О, но О.

Давайте вспомним:

- Какие члены называются однородными?

- Как произносятся однородные члены?

-Как могут быть связаны однородные члены в предложении?

- Какие члены предложения могут быть однородными?

 

2) Один ученик расставляет знаки препинания в схемах на доске. А мы вспомним правило постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами.

 

3) Проверка работы ученика у доски.

- Проверьте и оцените ответ товарища, правильно ли он расставил знаки препинания в схемах.

 

4) А теперь попробуем увидеть однородные члены в тексте.

Цифровой диктант: Выпишите номера предложений, в которых есть однородные члены.

1)Мы все хозяева природы. 2)Природная среда – это воздух, растения, водоёмы, птицы и животные. 3)Они помогают нам сохранить здоровье, силы, бодрость, хорошее настроение.4)Но и природа нуждается в нашей помощи. 5) Мы должны беречь и леса, и реки, и птиц, и животных!

Проверка: 2), 3) , 5) 

 

III. Сообщение темы и целей урока

IV Объяснение нового материала

1)Игра «Четвёртое лишнее»

1) Сыроежки, грибы, подберёзовики, опята.    

2) Жёлтый, красный, разноцветный, синий.

3)Пилить, строгать, сколачивать, трудиться.

4) Осень, времена года, зима, весна, лето.

-Почему именно эти слова лишние? (Это не конкретные, а общие, родовые названия для каждого вида наименований.)

 

2)Перед нами ряд однородных членов:

колокольчики, васильки, ромашки, незабудки, одуванчики

-Как можно назвать все эти слова одним словом?      цветы

 

3) Давайте составим предложение с данными однородными членами, используя при этом и обобщающее слово.

 

На широком лугу росли цветы колокольчики, васильки, ромашки, незабудки, одуванчики.

 

4) Давайте попробуем расставить знаки препинания в составленном предложении.

- Но сначала послушайте внимательно интонацию предложения. Что вы услышали?( Обобщающее слово произносится с особой интонацией)

 

Обобщающее слово произносится с предупредительной интонацией.

 

Как особую интонацию показать на письме? Какой знак поставить между словом – общим названием и однородными членами?

 

3) Работа по учебнику стр. 96. Чтение правила.

 

V. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА!  

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем! 

VI. Закрепление

1) Расставим знаки препинания в записанном предложении:

На широком лугу росли цветы: колокольчики, васильки, ромашки, незабудки, одуванчики.

2) Определим, каким членом предложения является обобщающее слово.

Вывод: обобщающее слово является тем же членом предложения, каким являются все остальные однородные члены.

3)Подберите к каждому ряду однородных членов обобщающие слова :

а) Береза Клен Осина Липа

б) Скворцы Соловьи Ласточки  Грачи

в) Кошка Собака Корова  Коза

4)Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Объясните постановку знаков препинания в предложениях:

 

1) В наших лесах можно увидеть разных зверей: волка, медведя, лося, лису.

2) Стрекозы, бабочки, мотыльки и кузнечики – все насекомые радовались солнцу.

3) Всюду: на дорожках сада, на скамейке, на крыше дома – лежали опавшие листья.

 

 

VII Подведение итогов урока

-Закончите предложения.

Обобщающее слово по отношению к однородным членам предложения может стоять ……

Когда обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится….

Когда обобщающее слово стоит после однородных членов, то ….

 

VIІI. Домашнее задание  §23, упр.189

 

ІХ Выставление и комментирование отметок

Теперь поставьте сами себе оценку за урок

1. Все понял и могу рассказать…10 баллов.

2. Все понял, но рассказать не могу…..8 баллов.

3. Понял не все….6 баллов.

4. Ничего не понял, но старался……4 балла.

 

Х Рефлексия

На уроке мне понравилось…

Мне не понравилось…


Комментариев нет:

Отправить комментарий