Государственное учреждение
образования
«Кочищанская средняя школа Ельского
района»
Мастер-класс для педагогов района
«Исследовательская
деятельность на уроках русской литературы через использование технологии
критического мышления»
Подготовила
и провела:
Лаворенко
Валентина Сергеевна
учитель
русского языка и литературы
Цель мастер-класса: повышение профессиональной компетентности педагогов по обучению исследовательской
деятельности учащихся на уроках русской литературы через использование
технологии критического мышления.
Задачи:
1. Повысить профессиональное
мастерство педагогов.
2. Расширить знания педагогов о
значении исследовательской деятельности на уроках русской литературы и методах
её проведения в рамках технологии критического мышления.
3. Создать и поддержать условия для
развития творческого потенциала.
5. Рефлексия собственного
профессионального мастерства по теме мастер - класса.
Ресурсы мастер-класса: раздаточный материал для работы, мультиворд, презентация.
Ход мастер – класса
1 слайд Добрый день, уважаемые коллеги! Я
рада видеть вас на мастер-классе. Надеюсь, что он будет для вас интересным и
полезным.
Я хочу поделиться своим опытом
работы по теме ««Исследовательская деятельность на уроках русской литературы
через использование технологии критического мышления».
2 слайд В настоящее время большОй проблемой для учителя является повышение
интереса ребёнка к предмету. Ученику на уроках скучно. Однообразные уроки,
домашние задания, которые совершенно не хочется выполнять. Пресытившаяся фраза:
"Надо читать!" Всё это вызывает негативное отношение у ребёнка к
процессу обучения. Как же повысить мотивацию ученика к изучаемому предмету?
Путь решения этой проблемы – исследовательская деятельность. Ведь не зря
Л.Н.Толстой сказал «Знание только тогда становится
знанием, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью».
3 слайд Что же такое исследование? И какова сущность исследовательской
деятельности? Самое простейшее объяснение этих понятий звучит следующим
образом:
Исследование – извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некий порядок вещей по
косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных
предметах.
Исследовательская деятельность – деятельность учащихся, связанная с решением
творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и
предполагающая наличие основных этапов:
-постановка проблемы,
-изучение теории, посвящённой данной проблематике,
-сбор материала, его анализ и обобщение, собственные
выводы.
4 слайд Мне в этом нелегком деле исследований помогает
технология критического мышления.
Критическое мышление - способность анализировать информацию, выносить
обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты, принимать
продуманные решения.
5 слайд Приёмов
критического мышления большое количество, но мы с ребятами продемонстрируем сегодня
лишь те приёмы данной технологии, которые можно использовать на уроках русской
литературы, структура которых соответствует данной схеме:
6 слайд
Для этого мы
обратимся к уроку русской литературы в 9 классе, тема которого Судьба
героев, ИЛИ является ли Печорин фаталистом в одноименной повести М.Ю.
Лермонтова «Фаталист»
7
слайд В начале урока я ставлю перед ребятами
проблемный вопрос: Фаталист ли Печорин? И
на протяжении всего урока, шаг за шагом, исследуя действия и мысли главного
героя, мы придем к ответу на данный вопрос.
8
слайд Первый этап в структуре
нашего урока – СТАДИЯ «ВЫЗОВА». Это
этап воспроизведения прочитанного материала и выяснения правильности понимания
учащимися терминологии.
9
слайд Первым на
данной стадии мы используем приём
«Шестиугольного обучения» и
10
слайд Попросим ребят
восстановить хронологию произведения,
разместив гексы в правильном порядке.
11
слайд ПРОВЕРКА
выполнения.
12
слайд Никакой
исследовательской работы не может быть без понимания учащимися лексики,
используемой в произведении. Потому следующий приём стадии «Вызова», который мы
используем, прием «Корзина идей».
13 слайд Ребята, вам нужно сейчас Выписать повторяющуюся лексику,
связанную с названием повести «Фаталист», которую вы дома подчеркивали
карандашиком, при прочтении текста. Подсчитайте количество употребления этих
слов в тексте.
предопределение – 5 ;
судьба, неизбежность судьбы,
испытание судьбы – 4;
роковая минута – 11 ;
воля – 1;
рассудок – 1;
фаталист–
4
14 слайд Что же означает слово
«фаталист?» Понятия: фатум – рок – судьба – область философии, поэтому давайте
обратимся к толковому словарю за разъяснениями выписанных вами слов.
15 слайд Основная часть исследования
на уроке – это стадия «Осмысления».
16 слайд Считаю, что наиболее продуктивным для анализа, проведения исследования на
данной стадии является прием «Ромашка Блума», ли «ромашка вопросов и
ответов».
"Ромашка"
состоит из 6 лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса.
Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:
1. Простые вопросы –
вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и
воспроизвести определенную информацию.
2. Уточняющие вопросы. Целью
этих вопросов является предоставление ученику возможностей для обратной связи
относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения
информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.
3. Объясняющие
вопросы. Направлены на установление причинно-следственных связей.
4. Творческие вопросы.
Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы
условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...",
"Что будет, если ...?"
5. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на
установление взаимосвязи между теорией и практикой.
6. Оценочные вопросы. Эти вопросы
направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов.
17 слайд Итак, ребята, возвращаемся к тексту и читаем ПРОСТОЙ вопрос
18 слайд Печорин:
«Утверждаю, что нет
предопределения».
19 слайд Следующий Оценочный
вопрос. Обратимся к тексту и ответим…
Ответы
учащихся
20 слайд Уточняющий вопрос.
Ответы
учащихся
21 слайд текст для ответа на Уточняющий
вопрос.
22 слайд Объясняющий вопрос
Почему Печорин в какой-то момент
начинает сомневаться в своем убеждении, что предопределения нет? Когда это
происходит и как он об этом говорит?
23 слайд Ответ на Объясняющий вопрос
Я один понимал темное значение этих
слов: они относились ко мне; я предсказал невольно бедному его судьбу; мой
инстинкт не обманул меня: я точно прочел на его изменившемся лице печать
близкой кончины.
24 слайд Практический вопрос
25 слайд Ответ на Практический
вопрос
обошел хату,
приблизился к окну,
следил за движением казака,
оторвал ставень,
бросился в окно,
нашел шашку,
схватил за руки 7 глаголов
26 слайд Ну и Творческий вопрос. ЯВЛЯЕТСЯ
ЛИ ПЕЧОРИН ФАТАЛИСТОМ?
Что было бы,
если бы Печорин не решил испытывать судьбу, а слепо ей подчинился?
Ответы
учащихся
27 слайд Заключительная стадия урока
исследования – Стадия «Рефлексия»
28 слайд На данной стадии мы применим приём «Письмо по кругу».
29 слайд В нашем письме записана одна
фраза Печорина «Я люблю сомневаться во всем…». Листочек с данной
фразой обходит всех участников урока и каждый должен ее продлить одним. Двумя
предложениями.
30 слайд Ну а я продолжу данную фразу словами самого Печорина
Я люблю
сомневаться во всём: это расположение ума не мешает решительности характера –
напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперёд, когда не
знаю, что меня ожидает. Ведь хуже
смерти ничего не случится – а смерти не минуешь!» и акцентирую ваше внимание на подчеркнутых словах я всегда смелее
иду вперёд, когда не знаю, что меня ожидает, которые дают четкое
понятие того, что Печорин не является фаталистом.
31 слайд Рефлексия. Прием «Все в
твоих руках»
Уважаемые
коллеги, ребята, наше мероприятие подходит к концу. И мне бы очень хотелось
узнать, уважаемые коллеги, какое
впечатление у вас осталось от проделанной работы и от услышанного. Для этого мы
проведем рефлексию «Все в твоих руках». На листе бумаги обведите левую руку.
Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.
Закрасьте те пальчики, позиции, которые соответствуют вашему внутреннему
ощущению после проведенного мероприятия.
БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ –
для меня было многое важным и интересным.
УКАЗАТЕЛЬНЫЙ –
использованные приемы в мастер-классе буду применять в своей деятельности.
СРЕДНИЙ – для меня было
недостаточно данной информации.
БЕЗЫМЯННЫЙ –
не все приёмы работы с текстом представлены ясно.
МИЗИНЕЦ -
данные приёмы мне известны, но я их не применяю.
32 слайд Ну и на
последок, примите от меня Рецепт счастья
Возьмите чашку терпения, влейте туда полное сердце любви, бросьте две
пригоршни щедрости, плесните туда же юмора, посыпьте добротой, добавьте как
можно больше веры и всё это хорошенько перемешайте. Потом намажьте на кусок
отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своём пути. Будьте счастливы!!!
33 слайд Спасибо за внимание.
Комментариев нет:
Отправить комментарий