Мастер-класс для педагогов района «Исследовательская деятельность на уроках русской литературы через использование технологии критического мышления»

 

Государственное учреждение образования

«Кочищанская средняя школа Ельского района»

 

 

 

 

 

Мастер-класс для педагогов района

«Исследовательская деятельность на уроках русской литературы через использование технологии критического мышления»

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила и провела:

Лаворенко Валентина Сергеевна

учитель русского языка и литературы

 


 

Цель мастер-класса: повышение профессиональной компетентности педагогов по обучению исследовательской деятельности учащихся на уроках русской литературы через использование технологии критического мышления.

Задачи:

1. Повысить профессиональное мастерство педагогов.

2. Расширить знания педагогов о значении исследовательской деятельности на уроках русской литературы и методах её проведения в рамках технологии критического мышления.

3. Создать и поддержать условия для развития творческого потенциала.

5. Рефлексия собственного профессионального мастерства по теме мастер - класса.

Ресурсы мастер-класса: раздаточный материал для работы, мультиворд, презентация.

Ход мастер – класса

1 слайд Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада видеть вас на мастер-классе. Надеюсь, что он будет для вас интересным и полезным.

Я хочу поделиться своим опытом работы по теме ««Исследовательская деятельность на уроках русской литературы через использование технологии критического мышления».

2 слайд В настоящее время большОй проблемой для учителя является повышение интереса ребёнка к предмету. Ученику на уроках скучно. Однообразные уроки, домашние задания, которые совершенно не хочется выполнять. Пресытившаяся фраза: "Надо читать!" Всё это вызывает негативное отношение у ребёнка к процессу обучения. Как же повысить мотивацию ученика к изучаемому предмету? Путь решения этой проблемы – исследовательская деятельность. Ведь не зря Л.Н.Толстой сказал «Знание только тогда становится знанием, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью».

3 слайд Что же такое исследование? И какова сущность исследовательской деятельности? Самое простейшее объяснение этих понятий звучит следующим образом:

Исследование – извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некий порядок вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах.

Исследовательская деятельность – деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов:

-постановка проблемы,

-изучение теории, посвящённой данной проблематике,

-сбор материала, его анализ и обобщение, собственные выводы.

4 слайд Мне в этом нелегком деле исследований помогает технология критического мышления.

Критическое мышление - способность анализировать информацию, выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты, принимать продуманные решения.

5 слайд Приёмов критического мышления большое количество, но мы с ребятами продемонстрируем сегодня лишь те приёмы данной технологии, которые можно использовать на уроках русской литературы, структура которых соответствует данной схеме:

6 слайд Для этого мы обратимся к уроку русской литературы в 9 классе, тема которого Судьба героев, ИЛИ является ли Печорин фаталистом в одноименной повести М.Ю. Лермонтова «Фаталист»

7 слайд  В начале урока я ставлю перед ребятами проблемный вопрос: Фаталист ли Печорин? И на протяжении всего урока, шаг за шагом, исследуя действия и мысли главного героя, мы придем к ответу на данный вопрос.

8 слайд Первый этап в структуре нашего урока – СТАДИЯ «ВЫЗОВА». Это этап воспроизведения прочитанного материала и выяснения правильности понимания учащимися терминологии.

9 слайд Первым на данной стадии мы используем приём «Шестиугольного обучения» и

10 слайд Попросим ребят восстановить хронологию произведения, разместив гексы в правильном порядке.

11 слайд ПРОВЕРКА выполнения.

12 слайд Никакой исследовательской работы не может быть без понимания учащимися лексики, используемой в произведении. Потому следующий приём стадии «Вызова», который мы используем, прием «Корзина идей».

13 слайд Ребята, вам нужно сейчас Выписать повторяющуюся лексику, связанную с названием повести «Фаталист», которую вы дома подчеркивали карандашиком, при прочтении текста. Подсчитайте количество употребления этих слов в тексте.

предопределение – 5 ;

судьба, неизбежность судьбы, испытание судьбы – 4;

роковая минута – 11 ;

воля – 1;

рассудок – 1;

фаталист– 4

14 слайд Что же означает слово «фаталист?» Понятия: фатум – рок – судьба – область философии, поэтому давайте обратимся к толковому словарю за разъяснениями выписанных вами слов.

15 слайд Основная часть исследования на уроке – это стадия «Осмысления».

16 слайд Считаю, что наиболее продуктивным для анализа, проведения исследования на данной стадии является прием «Ромашка Блума», ли «ромашка вопросов и ответов».

"Ромашка" состоит из 6 лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:

1. Простые вопросы – вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию.

2. Уточняющие вопросы. Целью этих вопросов является предоставление ученику возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.

3. Объясняющие вопросы. Направлены на установление причинно-следственных связей.

4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?"

5. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой.

6. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов.

17 слайд Итак, ребята, возвращаемся к тексту и читаем ПРОСТОЙ вопрос

18 слайд  Печорин:   «Утверждаю, что нет предопределения».

19 слайд Следующий Оценочный вопрос. Обратимся к тексту и ответим…

Ответы учащихся

20 слайд Уточняющий вопрос.

Ответы учащихся

21 слайд текст для ответа на Уточняющий вопрос.

22 слайд Объясняющий вопрос

Почему Печорин в какой-то момент начинает сомневаться в своем убеждении, что предопределения нет? Когда это происходит и как он об этом говорит?

 

23 слайд Ответ на Объясняющий вопрос

Я один понимал темное значение этих слов: они относились ко мне; я предсказал невольно бедному его судьбу; мой инстинкт не обманул меня: я точно прочел на его изменившемся лице печать близкой кончины.

 

24 слайд Практический вопрос

 

25 слайд Ответ на Практический вопрос

обошел хату,

приблизился к окну,

следил за движением казака,

оторвал ставень,

бросился в окно,

нашел шашку,

схватил за руки                                7 глаголов

 

26 слайд Ну и Творческий вопрос. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ПЕЧОРИН ФАТАЛИСТОМ?

Что было бы, если бы Печорин не решил испытывать судьбу, а слепо ей подчинился?

Ответы учащихся

27 слайд Заключительная стадия урока исследования – Стадия «Рефлексия»

 

28 слайд На данной стадии мы применим приём «Письмо по кругу».

29 слайд В нашем письме записана одна фраза Печорина «Я люблю сомневаться во всем…». Листочек с данной фразой обходит всех участников урока и каждый должен ее продлить одним. Двумя предложениями.

30 слайд  Ну а я продолжу данную фразу словами самого Печорина

Я люблю сомневаться во всём: это расположение ума не мешает решительности характера – напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперёд, когда не знаю, что меня ожидает.  Ведь хуже смерти ничего не случится – а смерти не минуешь!» и акцентирую ваше внимание на подчеркнутых словах я всегда смелее иду вперёд, когда не знаю, что меня ожидает, которые дают четкое понятие того, что Печорин не является фаталистом.

31 слайд Рефлексия. Прием «Все в твоих руках»

Уважаемые коллеги, ребята, наше мероприятие подходит к концу. И мне бы очень хотелось узнать, уважаемые коллеги,  какое впечатление у вас осталось от проделанной работы и от услышанного. Для этого мы проведем рефлексию «Все в твоих руках». На листе бумаги обведите левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение. Закрасьте те пальчики, позиции, которые соответствуют вашему внутреннему ощущению после проведенного мероприятия.

БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ – для меня было многое важным и интересным.

УКАЗАТЕЛЬНЫЙ – использованные приемы в мастер-классе буду применять в своей деятельности.

СРЕДНИЙ  – для меня было недостаточно данной информации.

БЕЗЫМЯННЫЙ – не все приёмы работы с текстом представлены ясно.

МИЗИНЕЦ - данные приёмы мне известны, но я их не применяю.

32 слайд Ну и на последок, примите от меня Рецепт счастья

Возьмите чашку терпения, влейте туда полное сердце любви, бросьте две пригоршни щедрости, плесните туда же юмора, посыпьте добротой, добавьте как можно больше веры и всё это хорошенько перемешайте. Потом намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своём пути.     Будьте счастливы!!!

33 слайд Спасибо за внимание.

Комментариев нет:

Отправить комментарий