Календарно-тематическое планирование
по учебному предмету «Русская
литература»
на 2019/2020 учебный год
5 класс
(70 часов в год, 2 часа в неделю;
из них 6 часов — на внеклассное
чтение)
№ урока
число
|
Тема урока
|
Цель изучения темы
|
Материал
учебника
|
Д/З
|
1
|
В мастерской ху- дожника слова
|
Показать значение художественной книги в жизни растущего человека, активизируя прежний читательский опыт учащихся.
Познакомить учащихся с родами ли-
тературы и ее истоками. Развивать
интерес к творческому чтению художественных книг.
Формировать умение
самостоятельно работать с учебным пособием
|
Часть 1.
С. 3, 4
|
Подготовить рассказ «Моя любимая
книга», «Мой любимый
лите-ратурный герой» или подобрать
пословицы о значении книги в жизни человека (по выбору)
|
2
|
Эпические произ- ведения и их осо- бенности.
Русская народная сказка «Царевна-лягушка»
|
Познакомить с особенностями
эпических произведений. Сформировать представление о жанрово-тематическом
богатстве устно- го народного
творчества, специфике сказки как жанра.
Познакомить с разновидностями на- родных сказок.
Развивать умение определять внутреннее состояние героев на основе художественно-изобразительных средств языка. Показать восхищение народа красотой, трудолюбием и мудростью Василисы
|
С. 5—15
|
Рассказать о Василисе
Премудрой.
Выполнить задание 5 на с.
19 (по желанию).
Дочитать сказку и ответить на воп-рос 7 (с. 19)
|
3
|
Иван-царевич
в поисках Василисы Премудрой
|
Показать доброту, смелость и целе- устремленность Ивана-царевича. Выявить
народные представления о помощи и взаимопомощи. Развивать речь учащихся, умение устанавливать последовательность
событий и определять мотивы поступков героев
|
С. 15—19
|
Подготовить художественный пересказ: задание 8 на с.
19. Нарисовать иллю-страции (по желанию).
Ответить на вопрос 11 на с.
19
|
4
|
«Добрым молодцам урок»
|
Показать
душевную красоту геро- ев сказки,
их веру в победу
добра и справедливости (обобщение чи- тательских впечатлений и
наблюдений).
Развивать творческие способности учащихся, умение выражать свою точку зрения
|
С. 5—19
|
Выполнить тест по сказке «Царевна-лягушка» (задание 12 на с. 19)
|
5
|
А. С. Пушкин.
«Сказка о мертвой
царевне и о семи богатырях».«Царь женился на другой»
|
Показать близость сказок А. С. Пушкина к
русскому фольклору. Развивать умение учащихся определять характеры героев, мотивы их поступков и выявлять авторское отношение к ним. Формировать негативное отношение к зависти, злобе и жестокости
|
С. 20—40
|
Дочитать
сказку. Выполнить задания 1, 2 на с. 21 (по желанию)
|
6
|
«Дочка царская пропала!»
|
Выявить душевное богатство царев- ны: доброту, скромность, приветли- вость, трудолюбие, искренность.
Развивать умение учащихся опреде- лять
мотивы поступков героев и их
внутреннее состояние.
Совершенствовать умение переда- вать с помощью интонации характеры героев
|
С. 20—40
|
Ответить
на воп-росы 2-5 на с. 39.
Выполнить задание 6 или 7 на с. 39 (по выбору)
|
7
|
«Дочка царская жива!»
|
Выявить мастерство А. С.
Пушкина как сказочника. Раскрыть значение понятий ритм, рифма, интонация.
Развивать умение учащихся определять
главную мысль сказочного повествования.
Формировать умение сопоставлять литературную
сказку с народной, определять ритм и рифму. Показать
торжество любви и спра- ведливости в сказке А. С. Пушкина
|
С. 20—41
|
Выучить отры-вок из сказки наизусть (не
менее 26 строк). Перечитать статью о ритме и рифме и выполнить
зада- ния 1, 2 (по желанию)
|
8
|
Х. К. Андерсен. Сказка «Снежная королева».
История дружбы
Кая и Герды
|
Показать значение сказки в
жизни и творчестве Х. К. Андерсена.Выявить, какое зло причиняло людям волшебное зеркало тролля и как
оно разрушило мир Кая и Герды.
Развивать умение учащихся давать оценку литературным героям на основе их поступков. Формировать
негативное отношение к злу и насмешкам над другими людьми
|
С. 41—49
|
Выполнить задания 1, 2 на с. 42.
Прочитать 3-ю, 4-ю, 5-ю
и 6-ю
сказки.
Ответить на вопрос 7 на с. 49
|
9
|
Герда в поисках Кая
|
Раскрыть мужество, стойкость Герды
и упорство в достижении поставлен- ной цели.
Развивать умение учащихся воссозда- вать художественные образы и опре- делять мотивы поступков героев
|
С. 49—50
|
Прочитать 7-ю сказку.
Ответить на вопросы 9 на с. 49 и 10 на с. 50.
Подготовить творче-ский
пересказ текста: задание 6 на с. 49 (по желанию)
|
10
|
Торжество любви и дружбы в сказке
|
Показать, как за внешней красотой Снежной королевы скрывается холодное
сердце.
Выявить
художественное мастерство Х. К.
Андерсена как сказочника. Показать отличие народной сказки от
литературной.
Развивать умение
учащихся определять главную мысль сказочного по- вествования.
Показать торжество любви, верности и дружбы в сказке
|
С. 49—50
|
Выполнить одно из заданий:
12, 13, 14 или 15 на с. 50
(по выбору)
|
11
|
Сказка
«Снежная королева» в раз- ных произведени- ях искусства
|
Познакомить учащихся с разными интерпретациями сказки Х. К. Андерсена
художниками, режиссерами и артистами.
Развивать умение учащихся претворять художественный текст в
другие виды искусства и давать аргументированную оценку прочитанному.Учить ценить дружбу, быть добрыми
и внимательными по
отношению к близким
|
С. 49—50
|
Прочитать 2—3 сказки рус-ских и зарубежных авторов XIX—XX в. (по выбору), оп- ределить
их главную мысль
|
12
|
Внеклассное чтение
В гостях у сказки
|
Познакомить с
проблемно-тематическим многообразием русских и зарубежных литературных сказок. Сформировать
представление об истории их создания.
Развивать умение
учащихся определять главную мысль сказочного повествования
и аргументировать свою точку зрения. Формировать
потребность самостоятельно оценивать поступки сказочных героев
|
|
Подготовить рас-сказ о
народной и литературной сказке: задания 1—4 на
с. 9 в
качестве повторения
|
13
|
Литературное
творчество
«Что за прелесть эти сказки!»
|
Обобщить знания учащихся о народной и литературной сказке. Подготовить их к написанию сказки на основе жизненных и читательских впечатлений. Развивать потребность выражать мысли и чувства в процессе словесного творчества
|
|
Завершить
работу над сказкой
|
14
|
Мифы Древней Греции о богах. («Олимп»)
|
Сформировать представление о мифе как эпическом жанре. Формировать умение учащихся отличать миф
от сказки и воссоздавать
мифологические образы. Учить подмечать общее
в характере и поведении богов и людей
|
С. 51—54
|
Выполнить задание 3
на с. 54. Подготовить рассказ о жизни
Геракла (с. 54—55)
|
15
|
Мифы Древней Греции о героях. («Подвиги Геракла»)
|
Показать силу, мужество, несокру- шимую отвагу, смелость и воинскую
доблесть Геракла. Развивать умение давать оценку
ли- тературному герою
|
С. 54—64
|
Прочитать миф «Лернейская гидра» и ответить на
вопрос 3 на с. 62.Прочитать миф «Скотный двор царя Авгия» и ответить на вопрос 4 на с. 63.
Подготовиться к уроку вне- классного чтения: выполнить задание 7 на с. 63 или 9 на с. 64 (по выбору)
|
16
|
Внеклассное чтение
Учимся читать мифы Древней Греции
|
Показать
актуальность мифологических сюжетов. Развивать умение учащихся опреде- лять значение выражений, которые пришли к нам из мифов.
Формировать
негативное отношение к злобе, хитрости, зависти и гордыне
|
|
Составить сло-варь крылатых выражений (из прочитанных мифов).Выполнить
задания 1 и 8 на с. 64 (по желанию)
|
17
|
Лирические произ-ведения и их особенности.
А. Н. Майков.
«Колыбельная песня»
|
Познакомить
со спецификой лирики как рода литературы и народной
песней как жанром. Выявить образность, поэтичность язы- ка колыбельной песни А.
Н. Майкова. Формировать умение учащихся отличать лирические произведения от эпических
|
С. 64—66
|
Рассказать о лирических произ-ведениях (с. 64).
Подготовить рассказ о колыбельной песне (с.
65) в сочетании с выра-зительным чтени-ем стихотворения А. Н. Майкова
|
18
|
Два поэта из наро- да: А. В. Кольцов («Косарь»)
и И. С. Никитин («Ярко звезд
мер- цанье...»)
|
Выявить народно-песенный
характер стихотворений А. В. Кольцова и И. С. Никитина. Показать умение авторов поэтизиро- вать крестьянский труд
и передавать любовь к родной
природе. Раскрыть
значение понятия эпитет. Развивать художественное
восприятие учащихся, умение находить эпитеты и определять их
значение в лирическом тексте. Формировать уважительное отношение к крестьянскому труду
и прививать любовь к родной природе
|
С. 67—72
|
Подготовить выразительное чтение стихот-ворений.Выполнить задания 10 на с. 69 и 5, 6 на с. 71 (по жела- нию). Перечитать статью об эпитете
на с. 71 и выполнить творческое задание 4, 5 (по
выбору)
|
19
|
Драматические произведения и их
особенности. С.
Я. Маршак. Пьеса-сказка«Двенад-цать месяцев» (картины 1 и 2).
Занавес открывается
|
Раскрыть значение понятий драматическое произведение, пьеса-сказка. Выявить роль
диалога в характеристике героев
в пьесе-сказке С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев».
Формировать умение учащихся вы- являть конфликт в драматическом
произведении и раскрывать харак- теры
героев на основе диалога.Вызвать сочувствие к падчерице
|
С. 73—87
|
Выполнить за-дание 11 на с. 100 (по желанию). Прочитать кар-тины 3 и 4 пьесы-сказки
и ответить на воп-росы 7, 8 на с. 100.
Проиллюстрировать сказку (по
желанию).
Подготовить чтение по ролям (по желанию)
|
20
|
За подснежниками в зимний лес
(картины 3 и 4).
|
Познакомить учащихся со сказочной
основой пьесы.Развивать умение учащихся опре- делять мотивы поступков героев и
выражать собственное отношение к ним.
Пробуждать чувство уважения к людям трудолюбивым, вежливым и от-
зывчивым.
Формировать негативное отношение к зависти, злобе и жестокости
|
С. 88—94
|
Прочитать кар-тины 5-7 пьесы-сказки. Выполнить
задание 10 на с. 100 (по желанию).
Ответить на вопросы 9, 13 на с. 100
|
21
|
По
заслугам и честь
(картины 5—7).
|
Выявить мастерство С. Я.
Маршака как драматурга. Развивать умение учащихся определять мотивы
поступков героев и вы- являть особенности их характера. Показать торжество справедливости. Раскрыть
значение дружбы и взаимопомощи
|
С. 94—100
|
Выполнить задания 14, 15 на с. 100 (по желанию).
|
22
|
Крестьянские дети в жизни и творче- стве Н. А. Некра-
сова
|
Показать отношение Н. А.
Некрасова к крестьянским детям. Развивать умение учащихся определять внутреннее состояние героев на основе реплик
диалога. Вызвать восхищение учащихся наблюдательностью, любознательностью и
трудолюбием крестьянских детей
|
С. 101—109
|
Выполнить
задание 1
на с. 103.
Дочитать стихот-ворение и выполнить задание 5 на с. 110. Выучить понра-вившийся отры-вок
наизусть
|
23
|
Н. А. Некрасов. Стихотворение
«Крестьянские
дети» Образы дере-венских мальчиков
|
Выявить мастерство Н. А.
Некрасова в изображении крестьянских детей, его озабоченность их судьбой. Раскрыть значение понятия сравнение.
Развивать умение учащихся
выявлять
авторское отношение к
героям. Формировать умение находить
сравнения и определять их значение
в тексте. Совершенствовать умение выразительно читать поэтический
текст .Пробудить сочувствие к крестьян- ским детям
|
С. 101—112
|
Выполнить задание 7 на с. 110. Перечитать статью «О сравнении» на с. 110—111.
Выполнить творческие задания 4, 5 на с. 111 (по желанию)
|
24
|
В. Г. Короленко. Повесть «Дети подземелья» (глава I). Княж-городок и его обитатели
|
Показать отношение В. Г. Королен-
ко к миру людских страданий и бед. Формировать умение
учащихся воссоздавать
художественные образы
и эмоционально откликаться на прочитанное.
|
С. 113—117
|
Нарисовать
словами, красками или каран-дашами иллюстрации к главе I: задание 3
на с. 134 (по желанию). Прочитать главу II повести и ответить на вопрос 5 на с. 135
|
25
|
Семейная трагедия отца и сына(глава II).
|
Помочь учащимся глубже понять семейную трагедию Васи
и его отца. Углубить представление
учащихся о портрете литературного героя. Развивать умение учащихся раскрывать внутреннее состояние героев
|
С. 118—121
|
Прочитать главы III, IV повести и выполнить зада-ние 6 на с. 135.
|
26
|
История знаком- ства и дружбы Васи, Валека
и Маруси (главы III, IV).
|
Показать учащимся, как дружба с Валеком и
Марусей помогла Васе преодолеть одиночество. Развивать умение учащихся определять мотивы
поступков героев и выявлять авторское отношение к ним.
Учить ценить дружбу и взаимопо- мощь
|
С. 121—124
|
Прочитать главы V, VI повести
и выполнить зада-ния 7-9 на с. 135.
Подготовить выра-зительное
чтение диалогов или описа- ний (по желанию)
|
27
|
Формирование характера
Васи
в процессе общения с детьми подземелья (главы V, VI).
|
Показать учащимся, как дружба с детьми подземелья способствовала
формированию характера Васи. Развивать умение учащихся определять причинно-следственные связи между событиями. Пробудить чувство сострадания к героям повести
|
С. 125—127
|
Прочитать главу VII повести
и выполнить зад 10 на с. 135.Выра-зительно прочитать ди- алог в лицах:
задание 11 на с. 135 (по желанию)
|
28
|
История с
куклой
(глава VII).
|
Показать учащимся, как ведут себя
герои В. Г. Короленко в ситуации нравственного выбора. Показать учащимся, как дружба Ва-
си с детьми
подземелья помогла ему
сблизиться с отцом. Обобщить знания
о типах речи
в художественном тексте.
Совер-шенствовать умение выразительно читать
диалог в лицах. Пробуждать
чувство милосердия. Вызвать стремление к преодолению
трудных жизненных ситуаций
|
С. 127—137
|
Подготовиться к уроку внеклассного чтения:
а) рассказ В. Гюго «Козетта» (читает весь класс и выполняет задание 13 на с. 135); б) повести «Маленький
оборвыш» Дж. Грин-вуда и «Без семьи» Г. Мало (по
желанию)
|
29
|
Внеклассное чтение
Мир детства
в про- изведениях зару- бежных писателей: В. Гюго, Дж. Грин- вуда и Г. Мало
|
Выявить мастерство зарубежных авторов в изображении трагедии ребенка, лишенного детства, и социально- го неравенства в обществе. Развивать умение учащихся определять внутреннее состояние героев- детей и давать
оценку прочитанному. Пробудить у учащихся
чувство со- страдания и милосердия
|
|
Прочитать (дочи-тать)
произве-дения, которые заинтересовали
на уроке
|
30
|
А.
П. Чехов.
Рассказ «Маль-чики». Романтический мир детства
|
Показать
увлеченность мальчиков игрой, их
любознательность, стремление к перевоплощению и достижению мечты. Раскрыть
значение понятия юмор. Развивать у учащихся художественное восприятие и чувство юмора. Формировать умение объективно
оценивать сложив-шуюся ситуацию
|
Часть 2.
С. 3—12
|
Выразительно прочитать
диалог мальчиков,выполнить задания 1, 2 на с. 12 (рубрика «В мастерской художника слова: юмор в рассказе»)
|
31
|
Неудавшийся побег в Америку
|
Выявить
разные позиции героев в трудной ситуации.Раскрыть значение понятия сюжет.
Развивать умение учащихся раскрывать мотивы поступков героев и выявлять авторское отношение к ним. Формировать ответственное отношение
к своим поступкам
|
С. 3—14
|
Выполнить зада-ние 1 или 2 на с. 13 (по выбору)
|
32
|
В.
И. Белов.
Рассказ «Скворцы» Мир детства и природы
|
Раскрыть способность В. И. Белова передавать красоту простых челове- ческих
отношений, радость общения в семье и с миром
природы.
Развивать умение учащихся воссоздавать художественные образы. Показать значение семьи и природы
в жизни растущего человека
|
С. 15—20
|
По первой части, прочитан-ной
в классе, подготовить рассказ «Мир детства Пав- луни». Дочитать рассказ, ответить на вопр
4 на с. 24
|
33
|
Проблема ответ- ственности
ребенка за свои поступки
|
Углубить знания
учащихся о расска- зе (портрет, пейзаж). Выявить
мастерство писателя в
изображении человека по отношению к окружающей его природе. Развивать умение учащихся выявлять мотивы поступков героев и авторское отношение к ним. Пробудить чувство
уважения к Павлуне. Помочь учащимся увидеть богатство внутреннего мира
мальчика, его доброту
и самоотверженность
|
С. 15—24
|
Выполнить
задания 2, 7 на с. 24 (по желанию)
|
34
|
А. С. Пушкин. Стихотворение
«Осень». Болдинская осень в
жизни и творчестве поэта
|
Подготовить учащихся к
восприятию пейзажной лирики. Показать, как А. С. Пушкин передал
свое восхищение красотой осеннего пейзажа.
Развивать умение учащихся воссоздавать картины природы и выявлять авторское отношение к ней. Помочь учащимся увидеть красоту окружающей природы
|
С. 25—27
|
Прочитать стихотворение А. С. Пушкина «Зима!.. Крестья-нин, торжествуя..» и выполнить зад
5 на с.
27 (по желанию)
|
35
|
А. С. Пушкин. Стихотворение
«Зима!.. Крестья-нин, торжествуя...» (из
романа
«Евгений Онегин»)
|
Проверить первичное восприятие стихотворения
«Зима!.. Крестьянин, торжествуя...». Проследить, как сменяются картины,
изображенные поэтом. Развивать умение учащихся воссоздавать художественные образы и выявлять авторское отношение к ним. Совершенствовать умение выразительно читать
поэтический текст
|
С. 28
|
Подготовить вы-разительное чте-ние одного стихот-ворения А. С. Пушкина (по выбору)
|
36
|
Ф. И. Тютчев. Стихотворение
«Листья».
«Пойми живой язык природы…»
|
Выявить мастерство Ф. И.
Тютчева в одушевлении природы.Раскрыть значение понятия олицетворение. Развивать умение
учащихся воссоздавать художественные образы. Формировать умение находить оли- цетворения
в поэтическом тексте и
определять их значение. Пробудить у учащихся желание понять
«живой язык природы»
|
С. 29—31
|
Выразительно прочитать сти-
хотворение Тют-чева
«Как весел грохот летних
бурь.», ответить на
вопр 1-3 на
с. 32
|
37
|
А.
А. Фет.
Стихотворение
«Зреет рожь над жаркой нивой»
|
Проверить уровень восприятия сти- хотворения Ф. И. Тютчева «Как весел
грохот летних бурь...». Выявить в стихотворении А.
А. Фета переход от
одного состояния природы
в другое. Раскрыть значение понятия пейзажная лирика. Разви-вать умение учащихся воссоз- давать
картины природы. Совершенствовать умение самостоятельно определять значение олицетворений в поэтическом тексте.Про-буждать интерес к чтению пейзажной лирики
|
С. 31—35
|
Подготовить
выразительное чтение наизусть понравившегося стихотворения о природе
одного из русских поэтов XIX в.
Выполнить задания 2, 4 на с.
35 (по желанию)
|
38
|
М. М. Пришвин. Сказка-быль «Кла- довая солнца».
Чудеса природы
в жизни и творче- стве
писателя. История Насти и Митраши
|
Проверить умение выразительно чи- тать наизусть пейзажную лирику.
Показать способность М. М. При- швина открывать тайны окружаю- щей
природы.
Развивать умение учащихся характе- ризовать литературных героев на ос- нове авторского описания и пове- ствования.
Учить читателей быть самостоятель- ными и трудолюбивыми
|
С. 36—42
|
Подготовить
рассказ о писателе, используя материал учебного пособия (с. 36—37). Прочитать 3—4 главы повести и выполнить
задание 3 на с. 46
|
39
|
По какой тропинке идти? Дети и природа
|
Выявить умение М. М. Пришвина
передавать разнообразие и богатство родной природы, одушевлять ее. Показать участие природы
в жизни человека. Развивать
умение учащихся воссоздавать художественные образы и определять мотивы поступков героев.
Пробуждать чувство ответственности за окружающую нас
природу
|
С. 42—47
|
Прочитать главу 5 повести и вы-полнить задание 7 на с.
47
|
40
|
История
Антипыча и Травки
|
Помочь учащимся осмыслить значение истории Травки для понимания смысла произведения М. М. Пришвина. Развивать умение
учащихся выявлять после-довательность событий и устанавливать их взаимосвязь.
Развивать потребность в общении с родной природой
|
С. 47
|
Прочитать по-весть до конца
и выполнить зад 5 на с. 47
|
41
|
Сказка и быль
|
Показать
художественные особенности сказки-были. Помочь учащимся
выявить смысл названия произведения. Обобщить читательские впечатления и наблюдения.
Способствовать
формированию родствен-ного внимания (по М. Пришвину) к окружающей нас
природе
|
С. 47
|
Выполнить зада-ние:
творчес (9 на с. 47)
или иссле-довательское (13
на с. 47) (по выбору)
|
42
|
Литературное
творчество
Наши четвероногие друзья
|
Активизировать жизненный и чита- тельский опыт учащихся (общение с домашними животными, чтение произведений о них).Подготовить учащихся к написанию
рассказа о четвероногих друзьях.Воспитывать
бережное отношение к домашним животным
|
|
Дописать рассказ дома,
придумать название.
Сделать к нему иллюст-рации (по желанию)
|
43
|
С. А. Есенин.
«С добрым утром!»,
«Мелколесье. Степь и дали…»
|
Выявить мастерство С. А. Есенина в одушевлении природы и выраже- нии любви
к родной рязанской земле. Формировать умение учащихся определять роль олицетворений в поэтическом тексте и авторское отношение к изображаемому.
Пробуждать любовь к малой родине
|
С. 48—50
|
Подготовить выразительное чтение одного сти-хотворения (по выбору).
Сделать
иллюстрации или выполнить задание 5 на с. 50 (по желанию)
|
44
|
Д. Б. Кедрин. Стихотворение
«Аленушка».
«Родина неяркая моя!»
|
Показать любовь
Д. Б. Кедрина к Родине.Раз-вивать
умение учащихся вос- создавать
художественные образы
и определять роль
изобразительно- выразительных средств
языка. Пробуждать чувство патриотизма
|
С. 52—54
|
Научиться выра-зительно читать
стихотворение «Аленушка».
Выполнить задание 5
на с. 54
|
45
|
Д. Б. Кедрин. Стихотворение
«Скинуло кафтан зеленый лето…». М. В. Исаковский. Стихотворение
«Попрощаться
с теплым летом...»
|
Выявить умение
поэтов изображать смену времен
года и выражать к ним свое отношение. Раскрыть
значение понятия метафора. Развивать умение учащихся воссоздавать художественные образы, на- ходить метафоры в стихотворении и определять их значение. Пробуждать чувство любви к природе
|
С. 51—52;
С. 54—57
|
Прочитать статью о
метафоре на с. 56—57.
Выполнить творческие зада-ния 4,
5 на с.
57 (по желанию)
|
46
|
А. Я. Яшин. Стихотворение
«Орел».
«…Не причини при-
роде зла»
|
Выявить потребительское отношение человека к природе в стихотворении А. Я. Яшина
«Орел». Развивать умение учащихся находить изобразительно-выразительные средства языка
и определять их значение в тексте. Подготовить учащихся к написанию предисловия к воображаемому сбор-нику стихотворений русских поэтов
XX в.Вос-питывать
бережное отношение к окружающей природе
|
С. 58—59
|
Выполнить задание 10 на с. 59
|
47
|
Н. И. Рыленков. Стихотворение
«Все в тающей дымке». «Здесь мало увидеть…»
|
Показать
любовь Н. И. Рыленкова к родной смоленской земле. Обобщить читательские впечатления и наблюдения учащихся. Развивать творческие способности. Пробуждать любовь к малой родине
|
С. 60—61
|
Выучить понра-вившееся сти-хотворение
рус-ских поэтов ХХ в.
|
48
|
Литературное творчество
Человек
и природа в стихотворениях рус-ских
поэтов XX
в.
|
Проверить
умение выразительно чи- тать стихотворения русских поэтов XX в.
Под-готовить учащихся к
написанию стихотворений о родной
природе. Развивать
потребность выражать чувства в собственном литературном творчестве
|
|
Завершить работу над созданием стихотворений.
Создать иллюстрации к ним (по желанию)
|
49
|
К. Г. Паустовский. Очерк «Обыкно- венная
земля».
Путешествие по Мещёрскому краю
|
Показать любовь писателя к родной земле,
его страсть к путешествиям и умение в обыкновенном видеть
необыкновенное (передавать звуки, краски,
запахи природы).
Раскрыть значение понятия очерк.Развивать умение учащихся воссоздавать художествен-ные образы, открывать для себя красоту окру-жающей природы. Прививать любовь к родному краю
|
С. 62—65
|
Написать
сочинение «Ива над
заглохшей рекой» (по
желанию).
Прочитать очерк «Леса» и подготовить ответ на вопрос 1 на с. 68
|
50
|
«…Километры ти- шины…»
|
Выявить мастерство К. Г. Паустовского в изображении Мещёрского
края в разное время года и в разное
время суток. Показать
автора-рассказчика как главного героя очерков. Развивать умение
учащихся воссоз- давать художественные образы и открывать для себя красоту окружающей природы.
Прививать любовь к малой родине
|
С. 65—68
|
Выполнить задание 5 или 6 на
с. 68 (по выбору).Прочитать очерки «Мой дом», «Бескоры-стие» и
ответить на вопросы 1 на с. 70, 1—3 на с. 71
|
51
|
К.
Г. Паустовский.
Очерки «Мой дом»
и «Бескорыстие»
|
Совершенствовать
умение учащихся определять значение олицетворений
в
эпическом произведении. Выявить мастерство Паустовского в изображении природы родного
края (обобщение читательских впечатлений и наблюдений).
Подготовить учащихся к
выполнению творческих заданий. Воспитывать
бережное отношение к окружающей природе
|
С. 69—73
|
Выполнить творчес задание:
кадроплан - зад 3 на
с. 70 или сочинение-описание — задание
2 на с. 73 (по
выбору).
Подготовиться к уроку
внеклассного чтения
|
52
|
Внеклассное чтение
Мир природы в жизни
детей.
К. Г. Паустовский. Сказки «Теплый хлеб» и
«Стальное колечко».
П. П. Бажов. Сборник «Малахи- товая шкатулка»: сказы «Серебряное
копытце», «Таю- ткино зеркальце», «Огневушка-поска-кушка»
|
Показать способность русских писа- телей передавать глазами детей кра- соту окружающей природы и нести за нее ответственность. Развивать умение читателей воссоздавать
художественные образы, раскрывать внутреннее состояние и мотивы
поступков героев. Вызвать восхищение красотой окружающей природы, формировать ответственное отношение к ней
|
|
Прочитать с. 75—76, выполнить задания 1-3 на с. 76
|
53
|
Бородино в жизни и творчестве
М. Ю. Лермонтова
|
Показать
интерес М. Ю. Лермонтова к русской истории и войне
1812 г. Выявить
патриотические чувства М. Ю. Лермонтова в стихотворении «Бородино», его
восхищение подвигом народа в войне
1812 г.
Развивать умение
воссоздавать худо- жественные образы. Воспитывать уважительное отношение к защитникам своей Родины
|
С. 74—82
|
Подготовить выразительное чтение стихотвор и ответить на вопросы 4 на с. 80
и 5 на с. 81
|
54
|
М. Ю. Лермонтов. Стихотворение
«Бородино».
«Вам не видать
таких сражений!...»
|
Показать учащимся, как раскрывает
поэт духовную мощь
русского народа во время Бородинского сражения. Учить выразительно читать поэтический текст, различать монолог и диалог
в стихотворении. Пробуждать чувство патриотизма
|
|
Выучить понрав отрывок наизусть.
Выполнить зад 7 на с.
81 (по желанию)
|
55
|
«Изведал враг в тот день немало…»
|
Обобщить впечатления и наблюдения
о прочитанном.
Определить роль рассказчика в стихотворении. Раскрыть значение понятия строфа.
Формировать умение определять строфы. Совершенствовать умение учащихся выразительно читать стихотворение. Пробуж-дать чувство
патриотизма
|
С. 74—82
|
Прочитать статью «В
мастерской художника слова: строфа» и выпол-нить задание
2 или 3 на с. 82 (по выбору)
|
56
|
Крепостничество в жизни и творче- стве И. С. Турге- нева: дворник Герасим в
рассказе
«Муму»
|
Показать неприятие писателем кре- постничества. Выявить авторское отношение к дворнику Герасиму, определяя роль сравнений в создании образа. Раскрыть роль
портрета в формировании пред-ставлений о
литературном герое. Формировать негативное отрицательное отношение к
деспотизму и несправедливости
|
С. 83—88
|
Выполнить зад 2 на с.
84 или составить устный рассказ
«Жизнь Герасима в
Москве» (по выбору).Прочитать историю замужества Татьяны и ответить
на вопросы 6, 7 на с. 102
|
57
|
С. Тургенев.Рассказ
«Муму». Барыня и ее
крепостные
|
Показать зависимость дворовых людей от прихотей барыни. Развивать умение учащихся определять характер взаимоотношений героев и выявлять их внутреннее состояние. Развивать
умение выборочно пересказывать текст
и давать оценку
по- ступкам персонажей.Формиро-вать чувство собственного достоинства
|
С. 89
|
Подготовить
рассказ с домысливанием о
ком-либо из подвластных барыне людей:
Татьяне, Степане, Гавриле,
приживалках (по желанию).Продол-жить чтение про-изведения и отве-тить на вопрос 5 на с. 102
|
58
|
Герасим и Муму
|
Помочь учащимся осмыслить причины привязанности Герасима
к Муму.Развивать умение учащихся
угадывать по
внешним признакам внутреннее состояние героя и выявлять аторское отношение к нему.
Показать учащимся, как общение с животным обогащает человека,
спасает его от одиночества и непонимания
|
С. 90—96
|
Прочитать следующую часть и ответить на вопрос 8 на с. 102.
Создать иллюстрации (по желанию)
|
59
|
Гибель Муму
|
Показать бесправие, незащищенность человека в условиях крепостного права и иронию автора в
опи- сании барыни и ее приближенных. Раскрыть причины противостояния Герасима и дворни и выявить нравственное превосходство героя.
Развивать
умение учащихся определять внутреннее состояние героя и мотивы его поступка. Развивать эмоциональную отзывчивость
|
С. 97—100
|
Прочитать произ-ведение до конца и ответить на вопросы
10, 11 на с. 102.
Подготовить художественный пере-сказ «Он шел…»: за- дание 13 на с. 103 (по
жела-нию).
Подготовить чтение в лицах разговора барыни с Гаврилой:
«На другое утро она
велела…» (по желанию)
|
60
|
Возвращение Гера-сима в деревню как нравственная победа героя
|
Показать трагизм судьбы Герасима. Развивать представление учащихся о сравнении как
художественном приеме и умение определять его значение
в тексте. Раскрыть роль портрета в формировании
представлений о литературном герое. Обобщить читательские представления о рассказе И. С. Тургенева «Муму».
Формировать у учащихся чувство собственного
достоинства
|
С. 100—104
|
Прочитать о сравнении на с. 104. Выполнить задание 3
или 7 на с. 104 (по выбору)
|
61
|
Кавказ в жизни и
творчестве Л.
Н. Толстого. Рассказ «Кавказ- ский пленник» (глава 1).
«Хорош этот край дикий…»
|
Показать стремление Л. Н. Толсто- го к миру и согласию между
людьми разных национальностей. Развивать умение
учащихся определять мотивы поступков героев в экстремальной ситуации. Формировать негативное отношение к вражде между народами
|
С. 105—111
|
Выполнить зад 1 на с. 107. Про-читать главы 2—4
рассказа. Выпол-нить задание 3 на с. 123
|
62
|
Жилин и Костылин в плену (главы 2—4).
|
Показать стремление Л. Н. Толстого
к осмыслению образа
жизни других народов.
Выявить стойкость, оптимизм и че- ловеческое достоинство Жилина. Развивать умение учащихся давать
аргумен-тированную оценку героям и выявлять авторское отношение к ним.
Пробуждать у учащихся чувство собственного достоинства
|
С. 111—117
|
Прочитать главы 5, 6 рассказа. Выпол-нить
задания 4,
5 на с. 123
|
63
|
Дружба Жилина и Дины (главы 5, 6).
|
Проследить, как Л. Н. Толстой
описывает дружбу
между татарской девочкой и русским офицером. Развивать умение учащихся раскрывать характеры героев и выявлять
мотивы их поступков.
Показать значение дружбы и взаимопомощи в
жизни людей
|
С. 118—122
|
Выполнить творческое задание 6 на с.
123 от лица
Жилина, Дины или Костылина (на выбор).
Прочитать статью на с. 124, выполн зад 1-3 (по выб)
|
64
|
Литературное
творчество
Герои и события в рассказе Л. Н. Толстого «Кавказ-ский пленник»
|
Развивать представление учащихся о сюжете в процессе обобщения читательских наблюдений и впечатлений о рассказе Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». Подготовить к написанию творческих письменных работ разных жанров. Форми-ровать
опыт самостоятельно давать
нравственную оценку
|
С. 105—124
|
Завершить творч письменную
работу. Подгото-виться к уроку
внеклас чтения
|
65
|
Внеклассное чтение
А.
Гайдар. «Тимур и его команда» Спешите делать добрые дела
|
Показать увлеченность детей игрой, их стремление совершать хорошие
поступки.
Развивать умение учащихся определять мотивы поступков героев
и в являть авторское отношение к ним. Вызвать у учащихся стремление совершать хорошие поступки
|
|
Прочитать с. 126-127
|
66
|
Мир приключе- ний, фантастики в
литературных произведениях
|
Познакомить учащихся со спецификой детских приключенческих книг.
Сформировать представление о научной фантастике, книгах-путешествиях и детском детективе.Вызвать интерес к чтению
детских приключенческих книг
|
С. 125—127
|
Рассказать о приклю-ченческой
детской литературе.
Подготовить рас-сказ о Кире Бу-лычеве (с. 127-128)
|
67
|
Образ
будущего в книге Кира Булычева «Мил-лион приключе-ний»
(глава
«Джинн в корабле»)
|
Раскрыть тему космических путе- шествий
в произведениях Кира Булычева.Развивать
умение учащихся выявлять причинно-следственные связи между событиями
прошлого и настоящего (с
точки зрения героев
будущего). Показать любознатель-ность героев Кира Булычева и значение
дружбы и взаимопомощи в их жизни. Вызвать
интерес к чтению научно- фантастических произведений Кира
Булычева
|
С. 127—132
|
Ответить на
вопрос 1 на с.
132. Выполнить твор-ческое задание 2 на с.
132 (по
желанию). Подготовиться к уроку внеклассного чтения
|
68
|
Внеклассное чтение
Герои научно
фантастической
книги
Е. Велтистова
«Электроник
— мальчик из чемодана»
|
Выявить мастерство писателя в изо- бражении научно-технических изо- бретений и описаний характеров героев будущего. Развивать
интерес учащихся к чтению научной фантастики. Показать, как знания и
настоящая дружба помогают достичь постав- ленной цели
|
|
Прочитать на
каникулах продолжение книги Е. Велтистова.
Выполнить 2—3 задания на с. 133 (по выбору)
|
69
|
В мире русской литературы: эпос, лирика
и драма (урок-повторение)
|
Развивать представление об эпических,
лирических и драматических
произ-ведениях. Обобщить читательские впечатления и наблюдения о
тематическом многообразии произведений разных родов и жанров, изучаемых в 5
классе
|
С. 133
|
Выполнить 2—3 задания на с. 133 (по выбору)
|
70
|
В мастерской художника слова (урок-беседа
в сочетании с литературной викториной)
|
Обобщить знания
об изобразитель- но-выразительных средствах языка. Проверить умение учащихся находить эпитеты, метафоры, сравнения и олицетворения в незнакомом тексте
и применять их
в процессе литературного творчества и анализа са- мостоятельно прочитанных произведений.
Развивать интерес к чтению поэтических текстов
|
С. 133
|
Познакомиться с рекоменда- тельным списком для чтения летом
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий