Календарно-тематическое планирование
по учебному предмету «Русская
литература»
на 2020/2021 учебный год
6 класс
(70 часов в год, 2 часа в неделю;
из них 6 часов — на внеклассное
чтение)
№ урока число |
Тема урока |
Цель изучения темы |
Материал учебника |
Д/З |
1 |
Введение. Художественная ли- тература как один
из древнейших видов
искусства |
Повторить изученное в 5 классе: особенности эпоса, лирики, драмы.
Актуализировать знания о фольклорных и литературных произве-
дениях (привести примеры). Ознакомить с содержанием учебника, условными обозначениями |
[1, с. 3—6], [3, с. 5—6] |
Прочитать статью
учебного пособия (с.3-5). Подгото-вить
ответ на вопросы 2,
4 (с. 5) |
2 |
Былина «Илья Му- ромец
и Соловей Разбойник». Русские былины как памятник
славян-ского героического эпоса |
Актуализировать знания об особенностях эпического рода. Дать представление о былине как
своеобразном жанре русского героического эпоса. Обсудить историю возникновения былин, их открытия; особенности композиции, языка |
[1, с. 7—14], [3, с. 7—10] |
Составить устный рассказ в стиле былины (исполь-зовать слова, назы-вающие предметы воинского снаряже-ния, конской сбруи, одежды богатырей) |
3 |
Богатырские
под-виги Ильи Муромца
|
Раскрыть
героический образ Ильи Муромца (силу,
могущество, человечность, доброту,
честь, находчивость, справед-ливость, бескорыстие героя). Определить, в чем заключается
жанровое сходство и различие между
былиной и сказкой; былиной и мифом. Дать понятие о гиперболе и постоянном эпитете
в былине |
[1, с. 14—16], [3, с. 10—13] |
Ответить
на воп- росы 3—5 (с. 15— 16). |
4 |
А.
К. Толстой. «Илья Муромец». Былинные мотивы в русской поэзии |
Ознакомить учащихся с яркими
событиями в жизни и творчестве А. К. Толстого. Дать сравнительную характеристику героев:
былинного Ильи Муромца и персонажа сти-хотворения А. К. Толстого. Рассмотреть иллюстрации к былинам и картины на
сюжеты былин (И. Я. Билибин, В. М. Васнецов, Е. А. Кибрик, П. Д. Корин, Н.
К. Рерих, художники Палеха и др.) |
[1, с. 16—18], [3, с. 13—16 |
Выполнить зада- ние 6 или 7 (по выбору) (с. 18). Подготовить вы- разительное чте-ние стихотворе-ния |
5 |
Древнерусская ли- тература. «Повесть временных лет»
(«Сказание о смерти князя Олега») |
Ознакомить учащихся с жанрами древнерусской литературы: летописью, сказанием, поучением и др. Рассказать
о летописи как об историческом и литературном памятнике. Определить, в чем заключается жанровое сходство и различие между сказанием и сказкой |
[1, с. 19—25], [3, с. 16—17] |
Подготовить уст- ный рассказ о
своеобразии древне-русской литературы, используя таблицу 2 (с. 20). Ответить на вопрос
3 (с. 21) |
6 |
А.
С. Пушкин. «Песнь
о вещем Олеге». История создания «Песни…» |
Ознакомить с историей
написания «Песни о вещем Олеге». Прочитать
стихотворение. Раскрыть
поэтичность образов произведения. Рассмотреть иллюстрации В. М. Васнецова к «Песни…» |
[1, с. 25—30], [3, с. 18—20] |
Выучить наи-зусть
отрывок «Песни…». Нарисовать (устно, карандашами
или красками) иллюстра-
цию к стихотворен |
7 |
Поэтическое вос-произведение
быта и нравов Древней Руси |
Охарактеризовать
героев стихотворения А. С. Пушкина, раскрыть мудрость князя и волхва. Определить, в чем своеобразие поэтического языка
А. С. Пушкина |
[1, с. 30], [3, с. 20—22] |
Составить цитат-ный план «Пес- ни…». Подготовить художеств рассказ о князе
Олеге от лица
его любимого дружинника |
8 |
Внеклассное чтение. «Поучение» Влади- мира
Мономаха. Богатство содержа-ния «Поучения» |
Дать краткие сведения о жизни
Владимира Мономаха. Обсудить отрывки «Поучения» |
Книга «Поучение» Владимира Мономаха |
Подготовить вы- разительное чте-ние отрывков из «Поучения». Чи-тать басни И. А. Крылова |
9 |
Басня
как эпиче- ский жанр. История басни в
литературе разных времен и народов |
Рассказать
об
истории развития басни как жанра в литературе разных
времен и народов. Дать представление о жанровом своеобразии басни. Ознакомить учащихся со сведениями о
жизни и творчестве И. А. Крылова |
[1, с. 31—33], [3, с. 25—27] |
Ознакомиться с материалом спра- вочного характера (с. 32—33). Рассказать о жан- ровых признаках басни (с. 39) |
10 |
И.
А. Крылов. Басня «Волк и Ягненок». Мастерство И.
А. Крылова в изображении героев басни |
Проанализировать образы героев
басни. Наблюдать за речью, интонацией героев басни.
Определить, как речь
помогает выразить характер героев. Определить иносказательный подтекст басни, раскрыть мораль произведения |
[1, с. 33—35] |
Подготовить вы-разительное чте-ние басни «Волк и
Ягненок». Описать героев басни |
11 |
И. А. Крылов. Басня
«Квартет». Осуждение пороков общества в басне |
Сформировать представление о сюжетно-композиционных особенностях басни. Раскрыть
народную мудрость басни |
[1, с. 35—36], [3, с. 28—32] |
Подготовить вы- разительное чте- ние басни.Выпол-нить задание 1 (с. 39) |
12 |
И.
А. Крылов. Басня «Демьянова уха». И. А. Крылов — мастер басенного творчества |
Проанализировать
образы героев басни. Дать понятие аллегории в басне. Ознакомить
с иллюстрациями А. М. Лаптева, В. М. Конашевича, В. А. Фаворского,
Кукрыниксов и других художников к басням И. А. Крылова. Обобщить знания о басне как литературном жанре |
[1, с. 37—39], [3, с. 33—36] |
Выучить
наи-зусть басню (по выбору). Создать иллюстрации к басне (по
желанию). Прочитать известные басни детского писателя С. В. Ми- халкова, басни- сказки Ф. Кривина (по
желанию) |
13 |
Внеклассное чтение Басни Л. Н. Толстого и современных пи-сателей |
Обсудить прозаические басни Л.
Н. Толстого («Кот с бубенцом», «Волк
и собака», «Лев и мышь» и др.), С. В. Михалкова («Слон- живописец», «Ромашка и Роза»), Ф. Кривина («Задушевный разговор», «Волк на
елке», «Яблоко»). Развивать интерес к творчеству баснописцев и чтению басен |
[3, с. 36—40] |
Написать басню или рассказ по пословице из понравившейся басни |
14 |
И. С. Тургенев. «Записки охотника» (рассказ «Бежин луг»). И. С. Тургенев — великий живописец
природы |
Ознакомить
учащихся с яркими собы-тиями в жизни и творчестве И. С. Тургенева. Определить жанровые особенности рассказа (сюжет, герои). Выяснить,
в чем отличие рассказа от сказки и былины |
[1, с. 40—66], [3, с. 41—42] |
Ответить на воп- росы (с. 40). Подготовить выра-зительное чтение
понравившегося от-рывка
|
15 |
Духовное богатство героев
рассказа «Бежин луг» |
Проанализировать образы
мальчиков. Сопоставить их портреты. Раскрыть роль
монолога в рассказе |
[1, с. 42—66], [3, с. 43—48] |
Прочитать статью «Монолог» (с. 66). Подготовить
мо- нологическое вы- сказывание на сво- бодную тему |
16 |
Взаимоотношения человека и
природы в рассказе И. С. Тургенева
«Бежин луг» |
Раскрыть взаимоотношения
человека и природы в рассказе. Проанализировать образ повествователя.
Определить роль пейзажа в раскрытии главной мысли произведения. Обобщить наблюдения о прочитанном |
[1, с. 42—66], [3, с. 48—50] |
Ответить на воп- росы
9—10 (с. 65) |
17 18 |
А.
П. Чехов. Рас-сказ «Хамелеон». А. П. Чехов — мастер юмористи-ческого рассказа |
Дать представление учащимся о
личности А. П. Чехова. Актуализировать знания учащихся об
особенностях композиции рассказа.
Углубить представление
о сюжете рассказа
(экспозиция, завязка, развитие действия,
развязка). Рассмотреть иллюстрации Д. Н. Кардовского, Кукрыниксов к рассказу |
[1, с. 67—75], [3, с. 51—57] |
Подготовить вы- разительное чте-ние: по ролям или монологов
Очу-мелова, Хрюкина и др. Подготовить устное выступление по схеме (с. 72) |
19 |
А.
П. Чехов. Рас-сказ «Толстый и тонкий». Разоблачение лжи и лицемерия буржуаз-ного общества |
Определить авторское отношение
к героям рассказа. Определить роль портретных и речевых деталей в создании образов
рассказа. Работать над понятием
художественная деталь. Раскрыть природу
смешного в рассказах А. П. Чехова. Обобщить впечатления о прочитанном |
[1, с. 76—79], [3, с. 54—66] |
Выполнить зада-ния 3 (с. 78), 1 (с. 79). |
20 |
А. И. Куприн. «Тапёр». Семья Рудневых |
Ознакомить с биографическими
сведе-ниями об А. И. Куприне. Проследить развитие отношений героев рассказа. Про-слушать
«Венгерскую рапсодию»
в исполнении
знаменитых пианистов |
[1, с. 80—96], [3, с. 66—70] |
Прочитать рас-сказ (с. 80-95). Подготовить краткое сообщение
о сюжетно-композиционном пост- роении произведения |
21 |
Музыкант Юрий Азагаров —
главный герой произведения «Тапёр» |
Раскрыть образ главного героя
рассказа. Выявить авторское отношение к героям произведения. Определить роль литературного
портрета в рассказе.
Обобщить знания учащихся о рассказе как
малой эпической форме |
[1, с. 96—97], [3, с. 70—74] |
Подготовить раз- вернутый
ответ на вопрос 8 (с. 96). Прочитать статью «Ли-тературный портрет» (с. 96—97).
Выполнить задание 4 (с. 97) |
22 23 |
В. Г. Распутин. «Уроки француз- ского». Нравственная стой- кость
героя рассказа |
Ознакомить учащихся с
событиями в жизни и творчестве В. Г. Распутина. Рассказать о
трудностях военного времени, описанного в произведении. Проследить интенсивное внутреннее развитие личности мальчика.
Ознакомить с фрагментами киноповести «Уроки французского» (1985) режиссера Е.
Ташкова |
[1, с. 97—123], [3, с. 74—76] |
Прочитать рассказ (с.
98—114). Подготовить выра-зительное чтение понравившихся отрыв-ков рассказа. Найти
расхождение между авторским текстом и сценарием к фильму (вопрос 13, с. 123) |
24 |
Развитие взаимо-отношений учитель-ницы
и мальчика в рассказе В.
Г. Рас-путина «Уроки французского» |
Определить авторское отношение
к героям рассказа. Раскрыть роль конфликта в рассказе как основы
всего тпроизведения. Рассмотреть
иллюстрации В. К. Галдяева, Ю. П. Тризны
и других художников к произведениям
В. Г. Распутина |
[1, с. 123], [3, с. 78—84] |
Дочитать рассказ до конца. Подго-товить пересказ
понравившегося отрывка (по жела-нию). Прочитать статью о конфликте в
произведении, вы-полнить
задание 1 (с.
123). |
25 |
Литературное твор- чество по
рассказу В. Г. Распутина «Уроки француз-ского» |
Обобщить впечатления о
прочитанном. Восстановить целостное
восприятие рассказа. Написать письмо от имени Лидии
Михайловны мальчику или
ответ ей |
[3, с. 54—68, 86] |
Перечитать люби-мые
стихотворе-ния А. С. Пуш-кина. Подготовить рассказ об одном из них |
26 27 |
Стихотворение как лирическое
произ- ведение. А.
С. Пушкин. Сти- хотворение «Няне». Няня — самый
вер- ный и преданный друг поэта |
Рассказать о родожанровой
специфике лирического стихотворения,
стихотворной поэтической речи и основных принципах ее организации. Ознакомить
учащихся с жизнью и творчеством А. С.
Пушкина. Раскрыть образ няни, глубину чувств, простоту их выражения в стихотворении.
Показать мастерство поэта в описании
внутреннего состояния человека |
[1,
с. 124—127], [3,
с. 90] |
Ознакомиться с материалом
справочного ха- рактера (с. 126). Выполнить задание 5
(с. 127). Выучить
наизусть стихотв «Няне» |
28 |
А.
С. Пушкин. Стихотворение «Зимнее
утро». Образный мир в стихотворении |
Проследить изменение настроения и движение мысли в тексте. Определить, с
помощью каких средств поэт раскрывает образы, передает восхищение красотой зимы, радостное восприятие жизни. Раз-вить понятие об
эпитете. Работать над определением двусложных и трехсложных стихотворных размеров. Дать понятие двусложного размера
стиха |
[1, с. 128—129], [3, с. 88—93] |
Создать коллаж из рисунков
(фото) к стихотвор (с. 129) (по желанию). Прочитать статью о размерах стиха и составить
устный рассказ по таблице 5 (с. 130). Выучить
наизусть стихотв «Зимнее утро» |
29 |
А. С. Пушкин. Стихотворение «Мой первый друг, мой
друг бесцен-ный!..». Авторское понима-ние высокого пред- назначения поэта |
Раскрыть тему духовного, нравственного
братства, пушкинское понимание настоящей
дружбы. Определить, в чем
А. С. Пушкин видит высокое предназначение поэта;
какую роль поэзия играет в нашей жизни. Ознакомить
с картиной Н. Н. Ге «А. С. Пушкин в селе
Михайловском», серией открыток «Михайловское в работах Л. Корсакова» |
[1, с. 129—133], [3, с. 93—97] |
Научиться выра- зительно читать стихотворение. На-писать
монолог, обращенный к другу, на тему «Что
сказали мне стихи А. С. Пушкина». Перечитать любимые произведения М. Ю. Лермонтова (по желан) |
30 |
М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Парус». Основные
темы и Мотивы стихотво-рения |
Ознакомить учащихся с фактами из жизни и
творчества М. Ю. Лермонтова. Актуали-зировать знания учащихся о прочитанных в
предыдущих классах стихотворениях поэта. Раскрыть основные темы и мотивы
произведения. Выявить контрастные образы и их символический смысл в
стихотворении. Прослушать романс А. Е. Варламова «Белеет парус
одинокий» |
[1, с. 133—134], [3, с. 98—101]
|
Выполнить зада- ние 5 (с. 134). Выучить наи-зусть стихотво-рение «Парус» |
31 |
М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Тучи». Композиционные особенности, их роль в раскрытии главной мысли
стихотворения |
Ознакомить с историей написания стихотворения.
Определить тему и главную мысль стихотворения. Рас-сказать о размышлениях
поэта-изгнан-ника о своей судьбе. Определить чувства, переживания, настроение
произведения. Дать понятие о сравнении как основе композиции стихотворения |
[1, с. 135], [3, с. 101-102] |
Научиться вырази тельно читать сти-хотворение «Тучи» Определить его сти-хотворный
размер
|
32 |
М. Ю. Лермонтов. «Утес», «На севере диком...». Богатство мотивов в лирике М. Ю. Лермонтова |
Раскрыть мотивы неразделенной любви, фатальной
невозможности соединения любящих сердец, одиночества человека в мире.
Прослушать романс А. Г. Рубинштейна «Горные вершины». Ознакомиться с
репродукцией картины И. И. Шишкина «На Севере диком...» |
[1, с. 136—137], [3, с. 103—105] |
Выучить
наи-зусть
стихотво-рение «Утес» Рассмотреть репро-дукцию картины И. И. Шишкина и
выполнить задание 5 (с. 137). Научиться выразительно
читать сти хотворение «На севере диком…». |
33 |
Н. А. Некрасов. Стих. «На Волге». Н. А. Некрасов — поэт-гражданин |
Ознакомить учащихся с биографическими
сведениями о Н. А. Некрасове. Рассказать об эпохе, в
которую было написано стихотворение «На
Волге»
,
быте крестьянского
населения России. Раскрыть сочувственное отношение поэта к тяжкой доле
бурлаков. Проследить смену дум
и настроений в тексте.
Определить роль антитезы в изображении
предметов, героев, ситуаций.
Рассказать о трехсложном размере стиха. Ознакомить с репродукцией картины И. Е. Репина «Бурлаки на Волге» |
[1, с. 138—142]. [3, с. 105—110] |
Подготовить устный рассказ об
отношении поэта к крестьянству, природе. Выучить наизусть отры-вок из стихотво-рения
«На Волге» (по выбору) |
34 |
Н. А. Некрасов. Стихотворение «Соловьи». Особенности выражения авторской
позиции в стихотворении |
Раскрыть отношение поэта к природе, тяжелой доле русского крестьянства, детям. Определить способы поэтического изображения в стихотворении богатства души женщины-матери |
[1, с. 143—146]. [3, с. 114—115] |
Прочитать статью«Антите-за» (с.
143), найти антитезу в сти-хотворениях и
определить ее роль |
35 |
Внеклассное чтение Н. А.
Некрасов. «Размышления у парадного
подъез-да». Композиционное
построение стихотворения |
Проследить авторскую интонацию
от стиха к стиху.
Раскрыть сострадание,
сочувствие автора бедным людям. Рас-сказать о противопоставлении как основ- ном художественном приеме
в
стихотво-рении |
[3, с. 111—114] |
Выучить наи-зусть отрывок из стихотворе-ния
«Размыш-ления у парад-ного подъезда» (по желанию). Прочитать
стихо- творения Н. А.
Не- красова для
детей
(«Школьник», «Крестьянск дети» и др.) |
36 |
А. А. Фет. Стихот-ворения «Летний вечер тих и
ясен...», «Скрип ша-гов вдоль улиц бе-лых...», «Бабочка». Красота и музыкаль- ность
стихотворений поэта |
Ознакомить учащихся со сведениями о жизни и творчестве А. А. Фета. Раскрыть
выразительность художественных образов произведения. Сформировать пред-ставление о понятии
«чистое искусство». Сформировать начальное понятие о звукописи |
[1, с. 146—151] |
Выполнить задание 6 (с. 148). Выучить
наизусть стихо-творение (по выбору) |
37 |
А. А. Блок. Сти-хотворение «Летний вечер». А. А. Блок — «поэт красок, полных звуков» |
Ознакомить учащихся с биографическими сведениями об А.
А. Блоке. Раскрыть
особенности восприятия природы поэтом |
[1, с. 152—154], [3, с. 115—118] |
Выполнить
интер- активное задание (с. 154) (по жела-нию). Выучить
наи-зусть стихотворе-ние «Летний
вечер» |
38 |
Н. А. Заболоцкий. Стихотворение «Одинокий
дуб». Прославление силы духа, смелости и му- жества в стихотво-
рении |
Сформировать у учащихся
представление о личности Н. А. Заболоцкого. Раскрыть
поэтически-художественное отражение нравственных воззрений поэта. Определить роль олицетворений в тексте |
[1, с. 154—156], [3, с. 121—127] |
Научиться выра-зительно читать стихотворение. Написать рассказ (задание 9,
с. 156) |
39 |
Н. М. Рубцов. Стихотворение «Звезда полей». Образ
Родины в стихотворении |
Ознакомить
учащихся с событиями жизни и творчества поэта. Определить, в чем заключается единение человека и природы. Проанализировать,
как раскрывается в произведении глубокое и
пронзительное чувство
родины поэта |
[1, с. 156—158], [3, с. 121—127] |
Подготовиться
к конкурсу чтецов (задание 6, с. 158).
Выучить наи-зусть стихотво-рение «Звезда полей» |
40 |
Внеклассное чтение. Русскоязычная поэзия Беларуси |
Ознакомить учащихся с творчеством русскоязычных поэтов Беларуси. Рас-крыть тему
и главную мысль
стихотворений: Б. П. Спринчана «С полей повеяло весной», «Малиновой зари
свечение»; В. П. Поликаниной «Румяный день наводит глянец»; Ю. М. Сапожкова «Березка», «На озере» (по
выбору) |
Поэтические сборники и журналы |
Научиться вырази-тельно читать понравившееся стих. Выучить наизусть одно стихотворение (по желанию). Читать повесть А. С. Пушкина «Дубровский» |
41 42 |
Повесть как эпи-ческий жанр. А. С. Пушкин. «Дубровский». Конфликт между Дубровским и Троекуровым |
Ознакомить с особенностями повести как
эпического литературного
жанра. Раскрыть интерес А. С. Пушкина к общественно-нравственным проблемам своего времени. Определить причины конфликта между двумя помещиками |
[1, с. 159—216], [3, с. 128—130] |
Прочитать главы 1—5 повести «Дубровский». Выполнить
задания 2 (с. 159), 5 (с. 174). Охарактеризовать осо-бенности речи и манеры поведения Шабашкина |
43 |
Осуждение беззако-ния,
произвола, своеволия в повести |
Определить причины разрушения
родового гнезда Дубровских. Раскрыть чувства, переживание, настроение Владимира. Выявить, в чем выражался протест Владимира Дубровского против беззакония и
несправедливости |
[1, с. 160—181], [3, с. 131—132] |
Прочитать главы 6—9
повести. Ответить на вопрос 5 (с. 216) |
44 |
Самодурство, «невинные» забавы барина Троекурова |
Раскрыть причины
безнаказанности Трое- курова и самоуничижения, подобострастия окружающих по
отношению к барину |
[1, с. 181—202] [3, с. 135—138] |
Прочитать главы 10—15 повести. Выполнить задание 3 (с. 183) |
45 |
Чистота и благород-ство отношений Владимира Дубровского
и Маши |
Раскрыть причину вынужденной мас-кировки
Владимира Дубровского. Показать чистоту и благородство отношений Владимира Дубровского и Маши. Определить характер отношений героя
с «раз- бойниками». Углубить понятие о литературном герое
(персонаже) |
[1, с. 202—217], [3, с. 138—140] |
Прочитать повесть до
конца. Выполнить зада-ние 4
(с. 199). Подготовить
пересказ на одну из
тем: «Как Троекуров устраивал счастье своей доче- ри», «Дубровский в судьбе Маши», «История сватовства князя Верейского к Марье Кирилловне» |
46 |
Мастерство Пуш-кина
в создании характеров героев |
Рассмотреть художественные способы создания образов главных героев. Ознакомить с
иллюстрациями Б. М. Кустодиева, Д. А. Шмаринова к повести «Дубровский», фрагментами драмы «Дубровский»
(1935) режиссера А. Ивановского, приключенческой мело-драмы «Благородный разбойник Владимир Дубровский» (1988) режиссера В. Никифорова. Обобщить
знания о произвед |
[1, с. 217] |
Выполнить задание 6 (с. 217)
(по желанию). Написать сравни-тельную характе-ристику: К. Троекуров — А. Дубровский; В. Дубровский — князь
Верейский (по выбору) |
47 48 |
А. С.
Пушкин. «Повести Белкина»
(«Станционный смотритель»). История создания произведения. Тема «маленького человека» в повести Пушкина |
Выявить
жанровое своеобразие «Повестей…».
Осмыслить нравственные проблемы, поставленные
в повести. Рас-крыть
тему «маленького человека». Определить роль эпиграфа. Раскрыть связь с белорусской литературой (Зм. Бядуля
«На Каляды к сыну»). Ознакомить с картиной Рембрандта «Возвращение блудного сына»,
фрагментами драмы «Станционный смотритель» (1972
режиссера С. Соловьева |
[2, с. 3—19], [3, с. 142—152] |
Подготовить выразительное чтение понравив-шихся
эпизодов повести. Прочитать статью (с. 3—4), ответить [2, с. 3—19], [3, с. 142—152] на вопрос 2 (с. 19). |
49 |
Литературное творчество А. С. Пушкин. Повести.
|
Систематизировать знания
учащихся
по творчеству А. С. Пушкина. Проследить
своеобразие раскрытия темы любви в произведениях писателя. Написать сочи-нение на тему «Тема любви в повестях А. С. Пушкина» |
[1, с. 217] |
Читать повесть Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» |
50 51 |
Н. В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством». Картины народной жизни и родной
природы |
Ознакомить учащихся с яркими
событиями жизни и творчества Н. В. Гоголя. Раскрыть истоки повести, показать мастерство
Н. В. Гоголя в изображении нечистой силы и
людей Диканьки. Выявить значение описания рождественской ночи в повести. Рассказать о роли народных сказок и легенд в произведении |
[2, с. 20—46], [3, с. 152—160] |
Выполнить задания 2, 3 (с. 46). Выучить наи-зусть
отрывок из повести (по выбору учителя) |
52 53 |
Вакула —
главный герой повести |
Показать
настойчивость, упорство Вакулы в осуществлении мечты, ловкость и ум в противоборстве с бесом. Определить
авторское отношение к герою. Проанализировать, как Н. В.
Гоголь раскрывает превосходство человека в противоборстве
с нечистой силой. Про-слушать фрагменты оперы
П. И. Чайков- ского «Черевички» |
[2, с. 46—47] |
Охарактеризовать внешний облик, особенности речи, поступки
героев. Составить график
(схему) передви-жения героев (вопрос 3, с. 46) |
54 |
Юмор и сатира в по- вести Н. В. Гоголя |
Обобщить наблюдения над языком действующих лиц повести и рассказчика. Раскрыть способы юмористического, сатирического повествования. Определить, в чем близость повести к произведениям устного народного творчества.
Ознакомить с фрагментами кинофильма «Ночь перед Рождеством» (1961) режиссера А. Роу.
Подготовить учащихся к литературному творчеству |
[2, с. 47—48] |
Выполнить интер- активное задание (с.
47) (по же-ланию). Прочитать
статью «Юмор и са-тира в повести» (с. 47—48), подготовить ответ на вопрос 2 (с. 48). |
55 |
Литературное твор- чество Н. В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством». |
Написать сочинение «Как Вакуле
удалось преодолеть козни черта» («Ай да Вакула — такой молодец!») |
[2, с. 47—48] |
Прочитать главу 1 повести
«Дет-ство» Л. Н. Толс-того (с. 49—54) |
56 |
Л. Н. Толстой. Повесть
«Детство». Глава
«Учитель Карл Иванович» повести «Детство» |
Ознакомить со сведениями о жизни
и творчестве Л. Н. Толстого. Рассказать об истоках повести
«Детство». Определить
характерные особенности изображения Л. Н.
Толстым детского мира |
[2, с. 48—55], [3, с. 162—164] |
Прочитать главы 6,
7
повести «Детство» (с. 55—62). Выполнить
зада-ние 5 (с. 55).Подгото-вить сжатый
пересказ понравившегося отрывк |
57 |
Главы повести «Детство» «Приго- товления к охоте», «Охота» |
Раскрыть характеры героев
повести. Показать мастерство Толстого в изо-бражении «жизни души»
(деталь, внутренний монолог) |
[2, с. 55—63], [3, с. 164—167] |
Подготовить выразительное чтение понравив-шегося
отрывка. Пересказать
события одной из про- читанных глав в форме письма
(задание 9, с.
75) |
58 |
Главы повести «Детство» «Наталья Савишна», «Ивины» |
Понаблюдать, как показывает Л.
Н. Толстой характер
взаимоотношений детей и взрослых. Раскрыть значимость для рассказчика самоконтроля, оценки своего поведения, потребности в само-совершенствовании. Определить
особенности сюжета повести. Дать понятие об
автобиографической повести. Обобщить
знания учащихся о повести |
[2, с. 63—76], [3, с. 167—168] |
Прочитать другие
главы повести (по желанию). Прочитать статью (с. 75—76), отве-тить на вопрос
1 (с. 76) |
59 |
М. Горький. Повесть «Детство» (главы
I—IV). Автобиографическая
основа повести |
Дать представление учащимся о личности писателя. Ознакомить
с фактами из истории создания повести. Рассказать об
особенностях сюжета повести. Раскрыть гуманность авторской позиции |
[2, с. 77—88], [3, с. 168—170] |
Выполнить зада-ния
5—6 (с. 88) |
60 |
Способы создания образов главных героев повести |
Рассказать о вере
писателя в творческие силы человека. Раскрыть основные образы повести, способы их создания. Определить роль бабушки в формировании
нравствен-ного мира Алеши. Сопоставить речевые характеристики героев |
[2, с. 89—122], [3, с. 170—175] |
Рассказать историю Цыганка (вопрос 1, с. 122). Написать план
харак-теристики бабушки |
61 |
Мастерство Горького в создании харак-теров героев |
Раскрыть мастерство Горького в создании характеров героев. Углубить понятие о средствах создания характера (деталь, портрет, речь).
Ознакомить
с иллю-страциями Б. А. Дехтерева
к повести «Детство». Обобщить наблюдения о прочитанном |
[2, с. 122—136] |
Составить речевую
характеристику по-нравившегося героя повести. Ответить на вопросы
3-5 (с. 136) |
62 |
В. О. Богомолов. Повесть
«Иван». Появление
Ивана в расположении войск |
Ознакомить со
сведениями о жизни
и творчестве писателя. Обобщить знания учащихся о
Великой Отечественной войне. Рассказать об истории
написания повести о юном разведчике. Проанализировать
первые главы повести |
[2, с. 137—186], [3, с. 175—178] |
Ответить на вопросы
1—3 (с. 156). Подготовить
выразительное чтение описания природы в повести, определить их роль в тексте |
63 |
Переброска юного разведчика в тыл врага |
Раскрыть теплое и уважительное отношение солдат и офицеров к мальчику. Обсудить
тему «Мечта героя
о добрых человеческих отношениях». Определить, в
чем состоит композиционное своеобразие повести |
[2, с. 138—169], [3, с. 178—183] |
Ответить на вопросы 1,
2 (с. 174). Подгото-вить краткий пересказ о пере-броске Ивана в тыл врага |
64 |
Трагическая и героическая судьба Ивана |
Раскрыть отношение автора к юному герою.
Рассказать об элементах документализма в жанре повести. Определить, почему
повесть названа именем юного героя-разведчика. Обсудить тему «Герой и время в
повести». Ознакомить с фрагментами кинофильма «Иваново детство» (1962)
режиссера А. А. Тарковского |
[2, с. 169—187], [3, с. 183—185] |
Выполнить зада-ние 1 (с. 182).
Прочитать статью (с. 187), выполнить задание 2 (с. 187) |
65 |
Внеклассное чтение Б. Н. Полевой. «Повесть о настоя- щем человеке». Стойкость, мужество, целеуст-ремленность «на-стоящего
человека» |
Ознакомить учащихся с жизнью и творчеством Б. Н. Полевого.
Обсудить прочитанные главы повести. Дать характеристику главному герою произ- ведения. Ознакомить с интерпретацией повести в
других видах искусства5, |
Сборник
произведений
Б. Н. Полевого |
Читать рассказ Дж. Лондона «На берегах Сакра-менто» (с. 189- 200) |
66 |
Дж. Лондон. «На берегах Сакраменто». История
создания произведения |
Рассказать о жизни и творчестве писа-теля.
Ознакомить с историей создания произведения. Рассказать об особом поэтическом
языке писателя. Раскрыть мужество и самообладание мальчика Джерри в
столкновении с суровой правдой жизни |
[2, с. 188—200] |
Выполнить одно из заданий 9- 11 (по выбору) (с. 291) |
67 |
Опасные приключения Джерри |
Определить, в чем своеобразие изображения писателем героев в тяжелой жизненной ситуации в сочетании
с духом романтики и приключений. Дать характеристику героям произведения. Определить главную мысль
рассказа.Обобщить изученное на уроках |
[2, с. 201] |
Прочитать произве-дение М. Твена «Принц и нищий» |
68 |
М. Твен. «Принц и нищий».Особен-ности творческой манеры
писателя |
Ознакомить учащихся с яркими
событиями жизни и творчества М. Твена. Показать мастерство
М. Твена в изображении
эпохи и героев произведения |
Сборник произведений М. Твена |
Выполнить
задание 2 (с. 202) |
69 70 |
Повторение. Систематизация знаний по теории
литературы |
Систематизировать знания по
теории литературы: род, жанр;
сюжет, компози-ция; изобразительно-выразительные средства
художественной речи; двуслож-ные и трехсложные размеры стиха; звукопись. Обсудить рекомендательный список для чтения
на летних каникулах |
[2, с. 202], [3, с. 206—212] |
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий