Русская литература 6 класс



Календарно-тематическое планирование

по учебному предмету «Русская литература»

на 2020/2021 учебный год

6 класс

 

(70 часов в год, 2 часа в неделю;

из них 6 часов — на внеклассное чтение)

 

урока

число

Тема урока

Цель изучения темы

Материал

учебника

Д/З

1

Введение. Художественная ли- тература  как один из древнейших видов искусства

Повторить изученное в 5 классе: особенности эпоса, лирики, драмы. Актуализировать знания о фольклорных и литературных произве- дениях (привести примеры). Ознакомить с содержанием учебника, условными обозначениями

[1, с. 3—6],

[3, с. 5—6]

Прочитать статью учебного пособия (с.3-5). Подгото-вить ответ на вопросы 2, 4 (с. 5)

2

Былина «Илья Му- ромец и Соловей Разбойник».

Русские былины как памятник славян-ского героического эпоса

Актуализировать знания об особенностях эпического рода. Дать представление о былине как своеобразном жанре русского героического эпоса. Обсудить историю возникновения былин, их открытия; особенности  композиции, языка

[1, с. 7—14],

[3, с. 7—10]

Составить устный рассказ в стиле былины (исполь-зовать слова, назы-вающие предметы воинского снаряже-ния, конской сбруи,  одежды богатырей)

3

Богатырские под-виги Ильи Муромца

 

Раскрыть героический образ Ильи Муромца (силу, могущество, человечность, доброту, честь, находчивость, справед-ливость, бескорыстие героя). Определить, в чем заключается жанровое сходство и различие между былиной и сказкой; былиной и мифом. Дать понятие о гиперболе и постоянном эпитете в былине

[1, с. 14—16],

[3, с. 10—13]

Ответить на воп- росы 3—5 (с. 15—

16).

4

А. К. Толстой.

«Илья Муромец». Былинные мотивы в русской поэзии

Ознакомить учащихся с яркими событиями в жизни и творчестве А. К. Толстого. Дать сравнительную характеристику героев: былинного Ильи Муромца и персонажа сти-хотворения А. К. Толстого. Рассмотреть иллюстрации к былинам и картины на сюжеты былин (И. Я. Билибин, В. М. Васнецов, Е. А. Кибрик, П. Д. Корин, Н. К. Рерих, художники Палеха и др.)

[1, с. 16—18],

[3, с. 13—16

Выполнить зада- ние 6 или 7 (по

выбору) (с. 18).

Подготовить вы- разительное чте-ние стихотворе-ния

5

Древнерусская ли- тература.

«Повесть временных лет» («Сказание о смерти князя Олега»)

Ознакомить учащихся с жанрами древнерусской литературы: летописью, сказанием, поучением и др. Рассказать о летописи как об историческом и литературном памятнике. Определить, в чем заключается жанровое сходство и различие между сказанием и сказкой

[1, с. 19—25],

[3, с. 16—17]

Подготовить уст- ный рассказ о своеобразии древне-русской литературы, используя таблицу 2 (с. 20). Ответить на вопрос 3 (с. 21)

6

А. С. Пушкин.

«Песнь о вещем Олеге». История создания «Песни…»

Ознакомить с историей написания «Песни о вещем Олеге». Прочитать стихотворение. Раскрыть поэтичность образов произведения. Рассмотреть иллюстрации В. М. Васнецова к «Песни…»

[1, с. 25—30],

[3, с. 18—20]

Выучить наи-зусть отрывок «Песни…».

Нарисовать (устно, карандашами или красками) иллюстра- цию к стихотворен

7

Поэтическое вос-произведение быта и нравов Древней Руси

Охарактеризовать героев стихотворения А. С. Пушкина, раскрыть мудрость князя  и волхва. Определить, в чем своеобразие поэтического языка А. С. Пушкина

[1, с. 30],

[3, с. 20—22]

Составить цитат-ный план «Пес- ни…». Подготовить художеств рассказ о князе Олеге от лица его любимого дружинника

8

Внеклассное чтение.

«Поучение» Влади- мира Мономаха.

Богатство содержа-ния «Поучения»

Дать краткие сведения о жизни Владимира Мономаха. Обсудить отрывки «Поучения»

Книга «Поучение» Владимира Мономаха

Подготовить вы- разительное чте-ние отрывков из

«Поучения». Чи-тать басни И. А. Крылова

9

Басня как эпиче- ский жанр.

История басни в литературе разных времен и народов

Рассказать об истории развития басни как жанра в литературе разных времен и народов. Дать представление о жанровом своеобразии басни. Ознакомить учащихся со сведениями о жизни и творчестве И. А. Крылова

[1, с. 31—33],

[3, с. 25—27]

Ознакомиться с материалом спра- вочного характера (с. 32—33).

Рассказать о жан- ровых признаках басни (с. 39)

10

И. А. Крылов. Басня «Волк и Ягненок». Мастерство И. А. Крылова в изображении героев басни

Проанализировать образы героев басни. Наблюдать за  речью, интонацией героев басни. Определить, как речь помогает выразить характер героев. Определить иносказательный подтекст басни, раскрыть мораль произведения

[1, с. 33—35]

Подготовить вы-разительное чте-ние басни «Волк и Ягненок». Описать героев басни

11

И. А. Крылов. Басня «Квартет».

Осуждение пороков общества в басне

Сформировать представление о сюжетно-композиционных особенностях басни. Раскрыть народную мудрость басни

[1, с. 35—36],

[3, с. 28—32]

Подготовить вы- разительное чте- ние басни.Выпол-нить задание 1 (с. 39)

12

И. А. Крылов. Басня «Демьянова уха».

И. А. Крылов — мастер басенного творчества

Проанализировать образы героев басни. Дать понятие аллегории в басне. Ознакомить с иллюстрациями А. М. Лаптева, В. М. Конашевича, В. А. Фаворского, Кукрыниксов и других художников к басням И. А. Крылова. Обобщить знания о басне как литературном жанре

[1, с. 37—39],

[3, с. 33—36]

Выучить наи-зусть басню (по выбору). Создать иллюстрации к басне (по желанию). Прочитать известные  басни  детского писателя С. В. Ми- халкова, басни- сказки Ф. Кривина (по желанию)

13

Внеклассное чтение Басни Л. Н. Толстого и современных пи-сателей

Обсудить прозаические басни Л. Н. Толстого («Кот с бубенцом», «Волк и собака», «Лев и мышь» и др.), С. В. Михалкова («Слон- живописец», «Ромашка и Роза»), Ф. Кривина («Задушевный разговор», «Волк на елке», «Яблоко»). Развивать интерес к творчеству баснописцев и чтению басен

[3, с. 36—40]

Написать басню или  рассказ  по  пословице  из  понравившейся  басни

14

И. С. Тургенев.

«Записки охотника» (рассказ «Бежин луг»).

И. С. Тургенев — великий живописец природы

Ознакомить учащихся с яркими собы-тиями в жизни и творчестве И. С. Тургенева. Определить жанровые особенности  рассказа (сюжет, герои). Выяснить, в чем отличие рассказа от сказки и былины

[1, с. 40—66],

[3, с. 41—42]

Ответить на воп- росы (с. 40).

Подготовить выра-зительное чтение понравившегося от-рывка

 

15

Духовное богатство героев рассказа

«Бежин луг»

Проанализировать образы мальчиков. Сопоставить их портреты. Раскрыть роль монолога в рассказе

[1, с. 42—66],

[3, с. 43—48]

Прочитать статью

«Монолог» (с. 66). Подготовить мо- нологическое вы- сказывание на сво- бодную тему

16

Взаимоотношения человека и природы в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»

Раскрыть взаимоотношения человека и природы в рассказе. Проанализировать образ повествователя. Определить роль пейзажа в раскрытии главной мысли произведения. Обобщить наблюдения о прочитанном

[1, с. 42—66],

[3, с. 48—50]

Ответить на воп- росы 9—10 (с. 65)

17

18

А. П.  Чехов. Рас-сказ «Хамелеон».        

А. П. Чехов — мастер юмористи-ческого рассказа

Дать представление учащимся о личности А. П. Чехова. Актуализировать знания учащихся об особенностях композиции рассказа. Углубить представление о сюжете рассказа (экспозиция, завязка, развитие действия, развязка). Рассмотреть иллюстрации Д. Н. Кардовского, Кукрыниксов к рассказу

[1, с. 67—75],

[3, с. 51—57]

Подготовить вы- разительное чте-ние: по ролям или монологов Очу-мелова, Хрюкина и др. Подготовить устное выступление по схеме (с. 72)

19

А. П. Чехов. Рас-сказ «Толстый и тонкий».

Разоблачение лжи и

лицемерия буржуаз-ного общества

Определить авторское отношение к героям рассказа. Определить  роль  портретных  и речевых  деталей в создании образов рассказа. Работать над понятием художественная деталь. Раскрыть природу смешного в рассказах А. П. Чехова. Обобщить впечатления о прочитанном

[1, с. 76—79],

[3, с. 54—66]

Выполнить зада-ния 3 (с. 78), 1     (с. 79).

20

А. И. Куприн.

«Тапёр».

Семья Рудневых

Ознакомить с биографическими сведе-ниями об А. И. Куприне. Проследить развитие отношений героев рассказа. Про-слушать  «Венгерскую  рапсодию»  в исполнении знаменитых пианистов

[1, с. 80—96],

[3, с. 66—70]

Прочитать рас-сказ (с. 80-95). Подготовить краткое сообщение о сюжетно-композиционном пост- роении произведения

21

Музыкант Юрий Азагаров — главный герой произведения

«Тапёр»

Раскрыть образ главного героя рассказа. Выявить авторское отношение к героям произведения. Определить роль литературного портрета в рассказе. Обобщить знания учащихся о рассказе как малой эпической форме

[1, с. 96—97],

[3, с. 70—74]

Подготовить раз- вернутый ответ на вопрос 8 (с. 96). Прочитать статью «Ли-тературный портрет» (с. 96—97). Выполнить задание 4 (с. 97)

22

23

В. Г. Распутин.

«Уроки француз- ского».

Нравственная стой- кость героя рассказа

Ознакомить учащихся с событиями в жизни и творчестве В. Г. Распутина. Рассказать о трудностях военного времени, описанного в произведении. Проследить интенсивное внутреннее развитие личности мальчика. Ознакомить с фрагментами киноповести «Уроки французского» (1985) режиссера Е. Ташкова

[1, с. 97—123],

[3, с. 74—76]

Прочитать рассказ (с. 98—114).

Подготовить выра-зительное чтение понравившихся отрыв-ков рассказа. Найти расхождение между авторским текстом и сценарием к фильму (вопрос 13, с. 123)

24

Развитие взаимо-отношений  учитель-ницы и мальчика в рассказе    В. Г. Рас-путина «Уроки французского»

Определить авторское отношение к героям рассказа. Раскрыть роль конфликта в рассказе как основы всего тпроизведения.

Рассмотреть иллюстрации В. К. Галдяева, Ю. П. Тризны и других художников к произведениям В. Г. Распутина

[1, с. 123],

[3, с. 78—84]

Дочитать рассказ до конца. Подго-товить пересказ понравившегося отрывка (по жела-нию). Прочитать статью о конфликте в произведении, вы-полнить задание           1 (с. 123).

25

Литературное твор- чество по рассказу

В. Г. Распутина

«Уроки француз-ского»

Обобщить впечатления о прочитанном. Восстановить целостное восприятие рассказа. Написать письмо от имени Лидии Михайловны мальчику или ответ ей

[3, с. 54—68, 86]

Перечитать люби-мые стихотворе-ния А. С. Пуш-кина.  Подготовить рассказ об одном из них

26

27

Стихотворение как лирическое произ- ведение.

А. С. Пушкин. Сти- хотворение «Няне». Няня — самый вер- ный и преданный друг поэта

Рассказать о родожанровой специфике лирического стихотворения, стихотворной поэтической речи и основных принципах ее организации. Ознакомить учащихся с жизнью и творчеством  А. С. Пушкина. Раскрыть образ няни, глубину чувств, простоту их выражения в стихотворении. Показать мастерство поэта в описании внутреннего состояния человека

[1, с. 124—127],

[3, с. 90]

Ознакомиться с

материалом справочного ха- рактера (с. 126). Выполнить задание  5 (с. 127). Выучить наизусть стихотв

«Няне»

28

А. С. Пушкин. Стихотворение

«Зимнее утро».

Образный мир

в стихотворении

Проследить изменение настроения и движение мысли в тексте. Определить, с помощью каких средств поэт раскрывает образы, передает восхищение красотой зимы, радостное восприятие жизни. Раз-вить понятие об эпитете. Работать над определением двусложных и трехсложных стихотворных размеров. Дать понятие двусложного размера стиха

[1, с. 128—129],

[3, с. 88—93]

Создать коллаж из рисунков (фото) к стихотвор (с. 129) (по желанию).

Прочитать статью о размерах стиха и составить устный рассказ по таблице 5 (с. 130). Выучить наизусть стихотв «Зимнее утро»

29

А. С. Пушкин. Стихотворение

«Мой первый друг, мой друг бесцен-ный!..».

Авторское понима-ние высокого пред- назначения поэта

Раскрыть тему духовного, нравственного братства, пушкинское понимание настоящей дружбы. Определить, в чем А. С. Пушкин видит высокое предназначение поэта; какую роль поэзия играет в нашей жизни. Ознакомить с картиной Н. Н. Ге  «А. С. Пушкин в селе Михайловском», серией открыток «Михайловское в работах Л. Корсакова»

[1, с. 129—133],

[3, с. 93—97]

Научиться выра- зительно читать стихотворение. На-писать монолог, обращенный к другу, на тему «Что сказали мне стихи А. С. Пушкина».

Перечитать любимые произведения М. Ю. Лермонтова (по желан)

30

М. Ю. Лермонтов.

Стихотворение

«Парус».

Основные темы и

Мотивы стихотво-рения

Ознакомить учащихся с фактами из жизни и творчества М. Ю. Лермонтова. Актуали-зировать знания учащихся о прочитанных в предыдущих классах стихотворениях поэта. Раскрыть основные темы и мотивы произведения. Выявить контрастные образы и их символический смысл в стихотворении. Прослушать романс А. Е. Варламова «Белеет парус одинокий»

[1, с. 133—134],

[3, с. 98—101]

 

Выполнить зада-

ние 5 (с. 134).

Выучить наи-зусть стихотво-рение  «Парус»

31

М. Ю. Лермонтов.

Стихотворение

«Тучи».

Композиционные

особенности, их роль в раскрытии главной мысли стихотворения

Ознакомить с историей написания стихотворения. Определить тему и главную мысль стихотворения. Рас-сказать о размышлениях поэта-изгнан-ника о своей судьбе. Определить чувства, переживания, настроение произведения. Дать понятие о сравнении как основе композиции стихотворения

[1, с. 135],

[3, с. 101-102]

Научиться вырази

тельно читать сти-хотворение «Тучи»

Определить его сти-хотворный размер

 

 

32

М. Ю. Лермонтов.

«Утес», «На севере

диком...».

Богатство мотивов

в лирике М. Ю. Лермонтова

Раскрыть мотивы неразделенной любви, фатальной невозможности соединения любящих сердец, одиночества человека в мире. Прослушать романс А. Г. Рубинштейна «Горные вершины». Ознакомиться с репродукцией картины И. И. Шишкина «На Севере диком...»

[1, с. 136—137],

[3, с. 103—105]

Выучить наи-зусть стихотво-рение «Утес» Рассмотреть репро-дукцию картины И. И. Шишкина и выполнить задание 5 (с. 137).

Научиться выразительно читать сти хотворение «На севере диком…».

33

Н. А. Некрасов. Стих. «На Волге».

Н. А. Некрасов — поэт-гражданин

Ознакомить учащихся с биографическими сведениями о Н. А. Некрасове. Рассказать  об   эпохе,      в          которую  было  написано стихотворение    «На  Волге» ,   быте  крестьянского населения  России. Раскрыть сочувственное отношение поэта к тяжкой доле бурлаков. Проследить смену дум и настроений в тексте. Определить роль антитезы в изображении предметов, героев, ситуаций. Рассказать о трехсложном размере стиха. Ознакомить с репродукцией картины И. Е. Репина «Бурлаки на Волге»

[1, с. 138—142].

[3, с. 105—110]

Подготовить устный рассказ об отношении поэта к крестьянству, природе. Выучить наизусть отры-вок из стихотво-рения «На Волге» (по выбору)

34

Н. А. Некрасов. Стихотворение

«Соловьи». Особенности выражения авторской позиции в стихотворении

Раскрыть отношение поэта к природе, тяжелой доле русского крестьянства, детям. Определить способы поэтического изображения в стихотворении богатства души женщины-матери

[1, с. 143—146].

[3, с. 114—115]

Прочитать статью«Антите-за» (с. 143), найти  антитезу в сти-хотворениях  и определить ее   роль

35

Внеклассное чтение Н. А. Некрасов.

«Размышления у парадного подъез-да».

Композиционное построение стихотворения

Проследить авторскую интонацию от стиха к стиху. Раскрыть сострадание, сочувствие автора бедным людям. Рас-сказать о противопоставлении как основ- ном  художественном   приеме  в  стихотво-рении

[3, с. 111—114]

Выучить наи-зусть отрывок из стихотворе-ния «Размыш-ления у парад-ного подъезда» (по желанию). Прочитать стихо- творения  Н. А. Не- красова   для  детей («Школьник»,

«Крестьянск  дети» и    др.)

36

А. А. Фет. Стихот-ворения «Летний вечер тих и ясен...», «Скрип ша-гов вдоль улиц бе-лых...», «Бабочка».

Красота и музыкаль- ность стихотворений поэта

Ознакомить учащихся  со  сведениями  о жизни и творчестве А. А. Фета. Раскрыть выразительность художественных образов произведения. Сформировать     пред-ставление    о    понятии  «чистое искусство». Сформировать начальное  понятие о звукописи

[1, с. 146—151]

Выполнить задание 6 (с. 148). Выучить наизусть стихо-творение (по выбору)

37

А. А. Блок. Сти-хотворение «Летний вечер».

 А. А. Блок — «поэт красок, полных звуков»

Ознакомить учащихся с биографическими сведениями об А. А. Блоке. Раскрыть особенности восприятия природы поэтом

[1, с. 152—154],

[3, с. 115—118]

Выполнить интер- активное задание

(с. 154) (по жела-нию). Выучить наи-зусть стихотворе-ние «Летний вечер»

38

Н. А. Заболоцкий. Стихотворение

«Одинокий дуб». Прославление силы духа, смелости и му- жества в стихотво- рении

Сформировать у учащихся представление о личности Н. А. Заболоцкого. Раскрыть поэтически-художественное отражение нравственных воззрений поэта. Определить роль олицетворений в тексте

[1, с. 154—156],

[3, с. 121—127]

Научиться выра-зительно читать стихотворение.

Написать рассказ (задание  9, с. 156)

39

Н. М. Рубцов. Стихотворение

«Звезда полей». Образ Родины в стихотворении

Ознакомить учащихся с событиями жизни и творчества  поэта. Определить, в чем заключается единение человека и природы. Проанализировать, как раскрывается в  произведении глубокое  и пронзительное   чувство родины поэта

[1, с. 156—158],

[3, с. 121—127]

Подготовиться к конкурсу  чтецов (задание 6, с. 158). Выучить наи-зусть стихотво-рение «Звезда полей»

40

Внеклассное чтение. Русскоязычная поэзия Беларуси

Ознакомить учащихся с творчеством русскоязычных поэтов  Беларуси. Рас-крыть тему и главную мысль стихотворений: Б. П. Спринчана «С полей повеяло весной», «Малиновой зари свечение»; В. П. Поликаниной «Румяный день наводит глянец»; Ю. М. Сапожкова «Березка», «На озере» (по выбору)

Поэтические сборники и журналы

Научиться вырази-тельно читать понравившееся стих.

Выучить наизусть одно стихотворение (по  желанию). Читать повесть А. С. Пушкина «Дубровский»

41

42

Повесть как эпи-ческий жанр.

А. С. Пушкин.

«Дубровский».

Конфликт между Дубровским и Троекуровым

Ознакомить с особенностями повести как эпического       литературного  жанра. Раскрыть интерес А. С. Пушкина к общественно-нравственным проблемам своего времени.

Определить причины конфликта между двумя помещиками

[1, с. 159—216],

[3, с. 128—130]

Прочитать главы 1—5 повести  «Дубровский». Выполнить задания 2 (с. 159), 5 (с. 174).

Охарактеризовать осо-бенности  речи и манеры  поведения Шабашкина

43

Осуждение беззако-ния, произвола, своеволия в повести

Определить причины разрушения родового гнезда Дубровских. Раскрыть чувства, переживание, настроение  Владимира. Выявить, в чем выражался протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости

[1, с. 160—181],

[3, с. 131—132]

Прочитать главы 6—9 повести.

Ответить на вопрос 5 (с. 216)

44

Самодурство, «невинные» забавы барина Троекурова

Раскрыть причины безнаказанности Трое- курова и самоуничижения, подобострастия окружающих по отношению к барину

[1, с. 181—202]

[3, с. 135—138]

Прочитать главы 10—15 повести.

Выполнить задание 3 (с. 183)

45

Чистота и благород-ство отношений Владимира Дубровского и Маши

Раскрыть причину вынужденной мас-кировки Владимира Дубровского. Показать чистоту и благородство отношений Владимира Дубровского и  Маши. Определить характер отношений героя с «раз- бойниками». Углубить понятие о литературном  герое  (персонаже)

[1, с. 202—217],

[3, с. 138—140]

Прочитать повесть до конца. Выполнить зада-ние 4 (с. 199).

Подготовить пересказ на одну из тем: «Как Троекуров  устраивал

счастье своей доче- ри», «Дубровский в судьбе Маши»,

«История сватовства князя  Верейского к Марье  Кирилловне»

46

Мастерство Пуш-кина в создании  характеров героев

Рассмотреть художественные способы создания образов главных героев. Ознакомить с иллюстрациями Б. М. Кустодиева, Д. А. Шмаринова к повести «Дубровский», фрагментами драмы «Дубровский» (1935) режиссера А. Ивановского, приключенческой мело-драмы «Благородный разбойник Владимир Дубровский» (1988) режиссера В. Никифорова. Обобщить знания о произвед

[1, с. 217]

Выполнить задание 6 (с. 217) (по желанию). Написать сравни-тельную характе-ристику:

 К. Троекуров —

А. Дубровский;

В. Дубровский — князь Верейский (по выбору)

47

48

А. С. Пушкин.

«Повести Белкина» («Станционный смотритель»).

История создания произведения.

Тема «маленького человека» в повести Пушкина

Выявить жанровое своеобразие «Повестей…». Осмыслить нравственные проблемы,  поставленные в  повести. Рас-крыть  тему «маленького человека». Определить роль  эпиграфа. Раскрыть связь с белорусской литературой (Зм. Бядуля «На Каляды к сыну»). Ознакомить  с  картиной Рембрандта «Возвращение блудного сына», фрагментами драмы «Станционный смотритель» (1972 режиссера С. Соловьева

[2, с. 3—19],

[3, с. 142—152]

Подготовить выразительное чтение понравив-шихся эпизодов повести. Прочитать статью (с. 3—4), ответить [2, с. 3—19],

[3, с. 142—152] на   вопрос 2 (с. 19).

49

Литературное творчество

А. С. Пушкин. Повести.

 

Систематизировать  знания  учащихся  по творчеству А. С. Пушкина. Проследить своеобразие раскрытия темы любви в произведениях писателя. Написать сочи-нение на тему «Тема любви в повестях

 А. С. Пушкина»

[1, с. 217]

Читать повесть Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»

50

51

Н. В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством». Картины народной жизни и родной природы

Ознакомить учащихся с яркими событиями жизни и творчества Н. В. Гоголя. Раскрыть истоки повести, показать мастерство Н. В. Гоголя в изображении нечистой силы и людей Диканьки. Выявить значение описания рождественской ночи в  повести. Рассказать о роли народных сказок и легенд в произведении

[2, с. 20—46],

[3, с. 152—160]

Выполнить задания 2, 3 (с. 46).

Выучить наи-зусть отрывок из повести (по выбору учителя)

52

53

Вакула — главный герой повести

Показать настойчивость, упорство Вакулы в осуществлении мечты, ловкость и ум в противоборстве с  бесом. Определить авторское отношение к герою. Проанализировать, как Н. В. Гоголь раскрывает превосходство человека в противоборстве с нечистой  силой. Про-слушать фрагменты оперы П. И. Чайков- ского «Черевички»

[2, с. 46—47]

Охарактеризовать внешний облик, особенности речи, поступки героев. Составить график (схему) передви-жения  героев (вопрос 3, с. 46)

54

Юмор и сатира в по- вести Н. В. Гоголя

Обобщить      наблюдения     над    языком действующих лиц повести и рассказчика.

Раскрыть способы юмористического, сатирического повествования. Определить, в чем близость повести к произведениям устного народного творчества. Ознакомить с фрагментами кинофильма «Ночь перед Рождеством» (1961) режиссера А. Роу. Подготовить учащихся  к  литературному       творчеству

[2, с. 47—48]

Выполнить интер- активное задание (с. 47) (по же-ланию). Прочитать статью «Юмор и са-тира в повести» (с. 47—48), подготовить ответ на вопрос 2 (с. 48).

55

Литературное твор- чество

Н. В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством».

Написать сочинение «Как Вакуле удалось преодолеть козни черта» («Ай да Вакула — такой молодец!»)

[2, с. 47—48]

Прочитать главу 1 повести «Дет-ство» Л. Н. Толс-того (с. 49—54)

56

Л. Н. Толстой. Повесть «Детство». Глава «Учитель Карл Иванович» повести «Детство»

Ознакомить со сведениями о жизни  и творчестве Л. Н. Толстого. Рассказать об истоках повести «Детство». Определить характерные особенности изображения Л. Н. Толстым детского мира

[2, с. 48—55],

[3, с. 162—164]

Прочитать главы 6, 7  повести «Детство» (с. 55—62). Выполнить зада-ние 5 (с. 55).Подгото-вить сжатый пересказ понравившегося отрывк

57

Главы повести

«Детство» «Приго- товления к охоте»,

«Охота»

Раскрыть характеры героев повести. Показать   мастерство   Толстого  в   изо-бражении «жизни души» (деталь, внутренний  монолог)

[2, с. 55—63],

[3, с. 164—167]

Подготовить выразительное чтение понравив-шегося отрывка. Пересказать  события одной из  про- читанных глав в форме письма (задание 9, с. 75)

58

Главы повести «Детство» «Наталья Савишна», «Ивины»

Понаблюдать, как показывает Л. Н. Толстой характер взаимоотношений детей и взрослых. Раскрыть значимость для рассказчика самоконтроля, оценки своего поведения, потребности в  само-совершенствовании. Определить особенности сюжета повести. Дать понятие об автобиографической повести. Обобщить знания учащихся о повести

[2, с. 63—76],

[3, с. 167—168]

Прочитать другие главы повести (по желанию). Прочитать  статью (с. 75—76), отве-тить на вопрос 1 (с. 76)

59

М. Горький.

Повесть «Детство» (главы IIV).

Автобиографическая основа повести

Дать представление учащимся о  личности писателя. Ознакомить с фактами из истории создания повести. Рассказать   об особенностях    сюжета   повести. Раскрыть гуманность авторской позиции

[2, с. 77—88],

[3, с. 168—170]

Выполнить зада-ния 5—6 (с. 88)

60

Способы создания образов главных героев повести

Рассказать   о  вере  писателя   в   творческие силы человека. Раскрыть основные образы повести, способы их создания. Определить роль бабушки в формировании нравствен-ного мира Алеши. Сопоставить речевые характеристики  героев

[2, с. 89—122],

[3, с. 170—175]

Рассказать историю Цыганка (вопрос 1, с. 122). Написать  план харак-теристики бабушки

61

Мастерство Горького в создании харак-теров героев

Раскрыть мастерство Горького в создании характеров героев. Углубить  понятие   о средствах  создания  характера (деталь, портрет, речь). Ознакомить   с  иллю-страциями  Б. А. Дехтерева к повести «Детство». Обобщить наблюдения о прочитанном

[2, с. 122—136]

Составить речевую характеристику по-нравившегося героя повести. Ответить на вопросы 3-5 (с. 136)

62

В. О. Богомолов. Повесть «Иван». Появление Ивана в расположении войск

Ознакомить со сведениями о жизни и творчестве писателя. Обобщить знания учащихся  о Великой Отечественной войне.

Рассказать об истории написания повести о юном разведчике. Проанализировать первые главы повести

[2, с. 137—186],

[3, с. 175—178]

Ответить на вопросы 1—3 (с. 156). Подготовить выразительное   чтение описания природы в повести, определить    их роль в тексте

63

Переброска юного разведчика в тыл врага

Раскрыть теплое и уважительное отношение солдат и офицеров к мальчику. Обсудить тему «Мечта героя о добрых человеческих отношениях». Определить, в чем состоит композиционное своеобразие повести

[2, с. 138—169],

[3, с. 178—183]

Ответить на вопросы 1, 2 (с. 174). Подгото-вить краткий пересказ о пере-броске  Ивана в тыл врага

64

Трагическая и героическая судьба Ивана

Раскрыть отношение автора к юному герою. Рассказать об элементах документализма в жанре повести. Определить, почему повесть названа именем юного героя-разведчика. Обсудить тему «Герой и время в повести». Ознакомить с фрагментами кинофильма «Иваново детство» (1962) режиссера А. А. Тарковского

[2, с. 169—187],

[3, с. 183—185]

Выполнить зада-ние 1 (с. 182). Прочитать статью (с. 187), выполнить задание 2 (с. 187)

65

Внеклассное чтение

Б. Н. Полевой.

«Повесть о настоя-

щем человеке».

Стойкость, мужество, целеуст-ремленность «на-стоящего человека»

Ознакомить учащихся с жизнью и творчеством Б. Н. Полевого. Обсудить прочитанные главы повести. Дать характеристику главному герою произ-

ведения. Ознакомить с интерпретацией повести в других видах искусства5,

Сборник

произведений Б. Н. Полевого

Читать рассказ Дж. Лондона «На берегах Сакра-менто» (с. 189-

200)

66

Дж. Лондон.

«На берегах

Сакраменто».

История создания

произведения

Рассказать о жизни и творчестве писа-теля. Ознакомить с историей создания произведения. Рассказать об особом поэтическом языке писателя. Раскрыть мужество и самообладание мальчика Джерри в столкновении с суровой правдой жизни

[2, с. 188—200]

Выполнить одно

из заданий 9- 11

(по выбору)

(с. 291)

67

Опасные приключения Джерри

Определить, в чем своеобразие изображения писателем  героев  в  тяжелой жизненной ситуации в сочетании с духом романтики и приключений. Дать характеристику героям произведения. Определить главную мысль рассказа.Обобщить изученное на уроках

[2, с. 201]

Прочитать произве-дение  М. Твена «Принц и нищий»

68

Внеклассное чтение.

М. Твен. «Принц и нищий».Особен-ности творческой манеры писателя

Ознакомить учащихся с яркими событиями жизни и творчества М. Твена. Показать  мастерство  М. Твена  в  изображении эпохи и героев произведения

Сборник произведений М. Твена

Выполнить задание 2 (с. 202)

69

70

Повторение. Систематизация знаний по теории литературы

Систематизировать знания по теории литературы: род, жанр; сюжет, компози-ция; изобразительно-выразительные средства художественной речи; двуслож-ные и трехсложные размеры стиха; звукопись. Обсудить рекомендательный список для чтения на летних каникулах

[2, с. 202],

[3, с. 206—212]

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий