В.Г.Короленко Повесть "Дети подземелья". Княж-городок и его обитатели


Урок русской литературы в 5 классе
Тема: «В.Г. Короленко. Повесть «Дети подземелья».  Княж - городок и его обитатели
Цели:
1.Познакомить учащихся с именем В.Г. Короленко, с обстановкой действия повести, с главными героями на материале 1 главы.
2.Развивать устную речь учащихся, навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения; развивать умения обобщать изученное.
3.Воспитывать чуткое отношение к художественному слову, гуманное отношение к человеку, любовь к близким.
Ход урока
1.Оргмомент.
2.Целеполагание. Слово учителя.
Ребята, сегодня на уроке мы с вами познакомимся с повестью В.Г.Короленко «Дети подземелья».
Запишите, пожалуйста, тему урока в тетрадь.
Как вы думаете, каковы цели нашего урока?
(Узнать о жизни и творчестве писателя Короленко, познакомиться с главными героями повести.)
Задача наша сегодня обсудить на материале 1 главы образ серого, сонного города
3.   В нашей жизни мы встречаем людей, которые поступают «как все», «как принято». Есть другие люди – их мало, и встречи с ними драгоценны, встречи с людьми, которые поступают, как велит им голос совести, никогда не отступать от своих нравственных принципов. На примере жизни таких людей мы учимся, как надо жить. Таким удивительным человеком был В.Г. Короленко.
 Обратите внимание на портрет писателя.
 Перед нами взрослый, умудрённый жизненным опытом мужчина. Глядя на портрет писателя мы обращаем внимание на его взгляд.(проницательный)
Каким человеком вы представляете автора повести?
 ( Принципиальным, доброжелательным.)
4. Знакомство с писателем
Я расскажу вам о писателе, а ваша задача, послушав, ответить на вопрос:
Какими принципами обладал Короленко? ( Он был честным, справедливым человеком.)
5. «В дурном обществе»- повесть о детской дружбе, о жизни бедняков в царской    России.
« Дети подземелья» - сокращенный вариант произведения
  Ребята, дома вы должны были прочитать повесть. Понравилось произведение?
Трудно найти 5-ка, которого не увлекали бы приключения Васи, кто остался равнодушным к страданиям маленькой Маруси, не сочувствовал бы горькой судьбе Валека.
Какие эпизоды повести вам понравились, особенно взволновали?
( Эпизод – Вася в часовне, он боялся, но не трусил. Взволновал эпизод, когда умирала Маруся. Беседа Валека и Васи  о Тыбурции и об отце Васи. Когда отец положил руку на плечо Васи после прихода Тыбурция. Он его никогда не ласкал, а тут погладил.)
6. Сегодня на уроке мы будем работать по 1 главе.
Прежде чем начнём читать повесть, давайте выясним, от чьего имени ведётся повествование?
Повествование ведется от 1 лица, от имени Васи- участника происходящих в повести событий.
Кто такой Вася?
Вася- мальчик 7-8 лет, сын судьи. Судья едва ли не единственный представитель закона в маленьком городке.
8.Словарная работа.
Перед чтением выясним значение некоторых слов:
Часовня- маленькое здание для богослужений.
Убежище – место, где можно укрыться.
Кров – жилище, уют.
Раздоры – разногласия, ссоры, вражда.
Угрюмый человек – мрачный, неприветливый человек.
9.Чтение учителем 1 главы (Выборочно)
 Как описывает автор городок, в котором происходит действие?
Текст стр. 12 В городе царила разруха, он был запущен.
Какие средства художественной изобразительности использует Короленко в этом описании? Найдите  эпитеты в этом описании. Образ какого городка создает автор?
Сонные, заплесневевшие пруды; серые заборы; подслеповатые, ушедшие в землю хатки.
Олицетворение и сравнение. Мост кряхтел и шатался, точно дряхлый старик.
 Всё это создаёт образ городка, живущего мелкой жизнью, в которой  нет ярких чувств и событий.

Какие архитектурные сооружения ещё больше подчёркивают, что в городе царила разруха, запустение?
Разруха, запустение ещё больше подчёркиваются видом старого, заброшенного замка и часовни, у которой провалилась крыша, осыпались стены, и вместо гулкого медного колокола совы заводили в ней по ночам свои зловещие песни.
Кто жил в замке?
Бедняки
Почему им пришлось покинуть своё убежище?
Старый Януш, который когда-то был мелким графским служащим, выхлопотал себе нечто звания управляющего и приступил к преобразованиям. Он вместе с целой армией красноносых старцев и безобразных старух гнал из замка  бедняков.
Хочу отметить изгнание совершалось с ведома и под покровительством полиции. « А в стороне стоял молчаливый будочник (полицейский) тоже с увесистой дубиной в руках».
Где нашли приют несчастные изгнанники? Кто из них заслуживает особого внимания?
На горе, около часовни, они составили дружное сообщество и занимались мелким воровством в городе и окрестностях. Организатором и руководителем этого сообщества был Тыбурций Драб.
Разговор об этом герое у нас пойдёт на следующем уроке.
Таким образом развернувшаяся перед нашими глазами картина города и жизни его обитателей помогает нам эмоционально воспринять  характер взаимоотношений, которые сложились между действующими лицами повести.
Прежде всего остановимся  на взаимоотношениях, которые сложились  между Васей и его отцом после смерти матери.
Обратимся к тексту ( 1 абзац 1главы)
Что в жизни мальчика было самым тяжёлым?
Как складывались отношения В. с отцом?
Непонимание, отчуждённость. Мать Васи умерла, когда ему было 6 лет. С этого времени мальчик чувствовал себя чужим, никому ненужным и заброшенным.
Какие представления друг о друге сложились у судьи и его сына?
«Лицо отца стало угрюмее»; «Вася не возвращался домой, а прокрадывался»;
«между ними стояла какая-то стена», «считал бродягой и негодным мальчишкой» и др.
Учитель: Все считали Васю бродягой и негодным мальчишкой, и отец тоже привык к этой мысли. Он воспринимал сына как чёрствого и бездушного ребёнка, который легко пережил смерть матери и отдавал всё своё время беззаботным играм с такими же сорванцами, каким был сам.
Можем ли мы согласиться с таким мнением о Васи? Если нет, докажите свою точку зрения.
Вася жалеет тех, кого обижают, он очень любит свою мать, вспоминает её нежные руки, грустные глаза.
Любит ли Вася своего отца?
Да, ему хотелось, чтобы отец обратил на него внимание, приласкал.
Учитель: Ребята, я хочу обратить ваше внимание на то, как тяжело было отцу Васи переносить смерть любимого человека, каким одиноким он себя чувствовал. Подавленный внутренними переживаниями, отец не мог понять, как можно смеяться, затевать шумные игры. Это вызывало  в нём раздражение и неприязнь к сыну, он не мог подозревать о сложных чувствах мальчика.
Мы с вами уже знаем, так как повесть прочитана полностью, что взаимоотношения между Васей и его отцом изменятся. От непонимания и отчуждённости – к ощущению душевного родства.
В заключение хочется сказать, что когда вы будете перечитывать повесть Короленко, не бойтесь слёз, не подавляйте в себе тревожной грусти и волнения. Очень хорошо, если бесхитростная история вызовет в вас искреннее сочувствие к Валеку и Марусе, к Тыбурцию, к отцу Васи.
Рефлексия
- Сегодня на уроке я научился…
- Урок заставил меня задуматься..
- Я понял, что..
- Для меня стало открытием..
Домашнее задание
Перечитать гл. 2-3


Комментариев нет:

Отправить комментарий