Русская литература 7 класс

 

Календарно-тематическое планирование

по учебному предмету «Русская литература»

на 2021/2022 учебный год

7 класс

 

(53 часа в год, 2/1 часа в неделю; из них 4 часа — на внеклассное чтение)

 

урока

число

Тема урока

Цель изучения темы

Материал

учебника

Д/З

1

Литературное произведение как художественная целостность

Рассказать о литературном произведении как художественной целостности; человеке как объекте художественного отражения в литературе. Систематизировать знания о понятиях: литературный персонаж, герой, характер. Актуализировать                знания о средствах создания характеров (портрет, речь, художественная деталь, интерьер, пейзаж).Рассказать о взаимосвязи характеров и обстоятельств в художественном произведении

Учебное пособие, часть 1 (с. 3—5). Пособие для учите- лей (с. 3—16).

Уроки русской ли- тературы в 7 классе (с. 5—8)

Прочитать всту- пительную статью учебного пособия по русс литературе «Введение». Ознакомиться с ус- ловными обозначе- ниями к учебному пособию. Подготовить ответ на вопрос 3 (с. 5) учебного пособия (ч. 1) (по желанию)

2

Устное народное творчество и литература.

Русская народная лирическая песня «Ах, не одна-то,  не одна во поле дороженька пролегала...»

Ознакомить с новым жанром поэтического творчества — песней, с разновидностями русских народных песен. Определить особенности лирической народной песни: лиризм, мелодичность; проследить, как в песне выражаются высшие нравственные ценности (любовь к человеку, природе, верность слову и долгу). Работать над ритмом, рифмой, интонацией в народной лирической песне. Выявить связь с белорусскими лирическими песнями. Развивать навыки выразительного чтения. Прослушать песню «Ах, не одна-то, не одна во поле дороженька пролегала...» в исполнении лучших певцов(Ф. И. Шаляпин, Б. Т. Штоколов, Ю. А. Гуляев и др.)

Учебное пособие, часть 1 (с. 6—13).Пособие для учителей (с. 17—22).

Уроки русской ли- тературы в 7 классе (с. 8—10)

Выполнить задание 2 (с. 13) учебного пособия (ч. 1)

Составить эмоцио- нальную партитуру текста народной лирической песни, отметив смену чувств, переживаний героев.

 

3

Стихотворения, ставшие песнями.

А. Ф. Мерзляков.

«Среди долины ровныя...»;

А. А. Дельвиг.

«Соловей»

Ознакомить с жанром литератур- ной лирической песни. Выделить жанровые особенности. Наблюдать, как в песнях выражается внутренний мир человека. Прослушать литературные лирические песни в исполнении лучших певцов и хоров

Пособие для учителей (с. 23—25).

Уроки русской литературы в 7 классе (с. 10—13).

Учебное пособие, часть 1 (с. 13—18)

Научиться выра- зительно читать понравившееся стихотворение. Ответить на вопрос: как создается фольклорный характер песен?

4

Народные и лите- ратурные истори- ческие песни.

«Сон Степана Разина» («Ой, то не вечер, то не вечер»)

К. Ф. Рылеев.

«Смерть Ермака»

Рассказать об исторических народных песнях, особенностях изображения в них народной жизни, человеческих судеб. Определить средства создания художественных образов в исторической народной песне. Рассказать об интересе русских писателей к народному творчеству, особенностях повествования и авторской оценке в литературных песнях. Познакомить с произведениями живописи (по выбору): В. И. Су- риков. «Покорение Сибири Ерма- ком», «Степан Разин»; Б. М. Кусто- диев. «Степан Разин» и др.

Пособие для учите- лей (с. 26—29).

Уроки русской ли- тературы в 7 классе (с. 13—16).

Учебное пособие, часть 1 (с. 18—25)

Привести примеры фольклорных образных средств,использованных в одной из песен.

Ответить на вопросы (с. 25) учебн пособ (ч. 1)

5

Внеклассное чтение.

М. Ю. Лермонтов.

«Песня про царя

Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Слово о поэте. Народно-поэтическая основа произведения. Построение поэмы.

Картины быта ХVI в.

Ознакомить с биографией М. Ю. Лермонтова.

Показать, что роднит «Песню…» с произведениями устного народ- ного творчества. Выяснить суть и причины воз- никновения основного конфликта столкновения героев. Поразмышлять над своеобразием характеров, поступков героев.

Наблюдать за средствами художественной выразительности. Развивать творческое воображение, аналитическое мышление.

Воспитывать нравственные качества учащихся

Уроки русской ли- тературы в 7 классе (с. 16—22)

Прочитать «Песню…».

Подготовить иллю- страции к понра- вившимся эпизодам «Песни…»

6

Литературные баллады.

В. А. Жуковский.

«Лесной царь»

Читать литературную балладу. Комментировать отрывки произведения.

Дать начальное понятие о жанре баллады, рассказать о литературной балладе как лиро-эпическом жанре

Учебное пособие, часть 1 (с. 25—29). Пособие для учите- лей (с. 29—32).

Уроки русск лите-ратуры в 7 кл (с. 22)

Научиться вырази- тельно читать отрывки баллады.

Составить рассказ об отличительных чертах литературной баллады

7

М. Ю. Лермонтов.

«Перчатка»

Читать литературную балладу. Коммен-тировать отрывки баллады. Раскрыть связь с белорусской лите- ратурой (баллады А. Мицкевича). Дать понятие о художественном переводе. Ознакомить с народными английскими балладами о Робин Гуде.

Представить фрагменты кинофильма «Стрелы Робин Гуда» режиссера С. С. Тарасова (1975).

Рассказать о В. С. Высоцком авторе и исполнителе баллад («Баллада о вольных стрелках», «Баллада о времени», «Баллада о любви»,

«Баллада о борьбе»)

Учебное пособие, часть 1 (с. 29—31). Пособие для учите- лей (с. 32—36).

Уроки русской ли- тературы в 7 классе (с. 22)

Выполнить задание 1 (с. 31) учебного пособия (ч. 1). Подготовить во- просы для темати- ческой викторины о балладах (по желанию)

8,9

Литературное произ-ведение как художе-ственная целост-ность. А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»

Слово об А. С. Пушкине. Историчес-кая правда и художе- ственный вымысел в повести

Ознакомить с биографией А. С. Пушкина.

Подготовить класс к восприятию повести.

Рассказать о точности, лаконизме, красоте пушкинской прозы.

Читать и комментировать первые главы повести.

Определить роль эпиграфов

Учебное пособие, часть 1 (с. 32—35,

145—146).

Пособие для учите- лей (с. 37—46).

Уроки русской ли- тературы в 7 классе (с. 25—27)

Ответить на вопрос: как эпиграф помогает понять идею произведения?

Выполнить задание 3 (с. 33) учебного пособия (ч. 1)

10

Гринев — один из главных героев про- изведения.

Формирование ха- рактера и взглядов героя

Читать и комментировать главы повести.

Проследить по тексту этапы формирования характера Петра Гринева.

Формировать навыки пересказа

Учебное пособие, часть 1 (с. 36—60). Пособие для учите- лей (с. 46—48).

Уроки русской ли- тературы в 7 классе (с. 27—30)

Подготовить инс- ценировки понра- вившихся эпизодов произведения.

Ответить на вопрос 1 (с. 143) учебн пособ (ч. 1)

11

Петр Гринев и Маша Миронова. Свобода, честь, долг в повести

Раскрыть взаимоотношения Петра Гринева и Маши Мироновой. Рассказать о верности и преданности героини любимому  человеку.

Ответить на вопрос: как любовь помогает сохранить честь и достоинство в сложных жизненных обстоятельствах?

Воспитывать нравственные качества

Учебное пособие, часть 1 (с. 61—86). Пособие для учите- лей (с. 49—53)

Выучить отрывок из повести наи-зусть (по выбору учителя)

Подготовить твор- ческий пересказ от лица Маши Ми- роновой о встрече с Екатериной II (по желанию).

12

Падение Белогорской крепости

Проследить, как меняется взгляд рассказчика на  жизнь. Установить, какими он видит лю- дей и события на разных этапах своего развития. Развивать аналитическое мышле- ние учащихся

Учебное пособие, часть 1 (с. 86-101). Уроки русской ли- тературы  в 7 классе (с. 32-35)

Пересказать «кал- мыцкую сказку». Раскрыть ее идею

13

Образ Пугачёва в повести

Обобщить и систематизировать материал о Пугачеве. Раскрыть глубину и обаяние лич- ности Пугачева. Воспитывать у учащихся чувство собственного достоинства и спра- ведливости

Учебное пособие, часть 1 (с. 101—143). Пособие для учителей (с. 53—58)

Подготовить со- общение о Е. Пу- гачеве.

Выполнить задание 6 (с. 144) учебного пособия (ч. 1)

14

Отношение автора и рассказчика к Пу- гачеву и крестьян- скому восстанию

Определить жанровые особенности произведения. Ознакомить с иллюстра-циями С. В. Герасимова и П. П. Соколова к повести. Представить фрагменты кинофильма «Капитанская дочка» режиссера В. П. Каплуновского (1958). Формировать представление о таком виде работы, как сравнительная характеристика. Работать над теорией литературы: определить роль художественного вымысла в литературе и героя в художественном произведении. Ознакомить с жанровым разнообразием: жанр семейная хроника

Уроки русской ли- тературы в 7 классе (с. 35—39)

Подготовить вы- разительное чтение понравившихся от- рывков повести.

Составить сравни- тельную характеристику Гринева и Швабрина (устно). Выполнить задание 9 (с. 145) учебного пособия (ч. 1) (по желанию)

15

Литературное твор-чество

А. С. Пушкин. «Ка- питанская дочка»

Обобщить представления учащихся о повести и ее героях.

Написать сочинение «Гринев и Швабрин»

Уроки русской ли- тературы в 7 классе (с. 41—43)

Чтение поэмы

М. Ю. Лермонтова

«Мцыри» (по же- ланию)

16

М. Ю. Лермонтов.

«Мцыри». История создания поэмы, тема и идея произведения

Подготовить учащихся к восприятию произведения. Ознакомить с историей создания поэмы. Читать поэму. Определить идею и тему поэмы. Наблюдать за своеобразием пейзажа в поэме

Учебное пособие, часть 1 (с. 147-149). Пособие для учите-лей (с. 58-62).

Уроки русской ли- тературы в 7 классе (с. 43—45)

Выполнить задания 1, 2 (с. 149) учебного пособия (ч. 1).Охарактеризовать изоб-разительные средства, используемые автором для описания монастыря, родины героя

17

Исключительность обстоятельств, в ко- торых раскрывается характер Мцыри

Читать и комментировать главы поэмы.

Работать над теорией литературы: развивать понятие о жанре поэмы, теме и художественной идее про- изведения.

Дать начальное понятие о роман- тическом герое

Учебное пособие, часть 1 (с. 149—173). Пособие для учите- лей (с. 62—67).

Уроки русской ли- тературы в 7 классе (с. 45—48)

Выучить отрывок наизусть (по выбору учащихся). Ответить на вопрос 2 (с. 173) учебного пособия (ч. 1).Нарисовать иллюстрациик понра-вившемуся отрывку поэмы (по желанию)

18,19

Мцыри — «любимый идеал» (В. Г. Белин-ский) М. Ю. Лермон-това

Обобщить изученный материал. Определить, в чем цельность натуры Мцыри. Выявить причины гибели героя.

Раскрыть авторское отношение к Мцыри.

Определить особенности компози- ции поэмы, роль вступления, лирического монолога.

Ознакомить с иллюстрациями (по выбору) М. Н. Орловой-Мочаловой, Ф. Д. Константинова, П. П. Кончаловского, Л. О. Па- стернака к поэме «Мцыри». Ознакомить с музыкой (по выбору) М. А. Балакирева, А. С. Даргомыжского, А. П. Бородина к поэме «Мцыри» (фрагментами)

Пособие для учите- лей (с. 68—70).

Уроки русской ли- тературы в 7 классе (с. 48—51).

Учебное пособие, часть 1 (с. 173—176)

Подготовить устный рассказ об изученных лите- ратурных понятиях (по желанию). Сопоставить иллю- страции художников к поэме.Ответить на вопрос: что является символом свободы в поэме?

Выполнить два за- дания (с. 174) учебн пособ (ч. 1)

20

Литературное твор-чество. М. Ю. Лермонтов.

«Мцыри».

Обобщить представления учащихся о поэме и ее героях.

Написать сочинение «Мцыри – романтический герой

 

Чтение комедии

Н.В.Гоголя «Ревизор»

 

21

Н. В. Гоголь. Коме- дия «Ревизор».

Слово о писателе. История создания комедии

Ознакомить с биографией Н. В. Гоголя. Формировать представление о драматическом произведении. Читать и комментировать первые явления комедии

Учебное пособие, часть 1 (с. 177—180). Пособие для учителей (с. 70—74).Уроки русской литературы в 7 классе (с. 53—58)

Подготовить устный рассказ об уездном городе Выполнить одно задание (по выбору учащихся) (с. 179) учебного пособия (ч. 1). Прочитать I действие. Подготовить устный рассказ об уездном городе (по желанию)

22

Чиновничество и его пороки. Страх чиновников перед «ревизором»

Читать и комментировать явления комедии. Определить нравственные и социальные пороки чиновничества в комедии. Раскрыть обстоятельства, приведшие чиновников к роковой ошибке. Развивать аналитические умения, критическое  мышление  учащихся

Учебное пособие, часть 1 (с. 181—197). Пособие для учителей (с. 75—80). Уроки русской литературы в 7 классе (с. 71—74)

Подготовить выра-зительное чтение понравившихся явлений (по желанию)

Прочитать II действие.

23

Мастерство Н. В. Го- голя в создании об- раза Хлестакова

Читать и комментировать явления комедии. Формировать представление о характере Хлестакова. Развивать навыки выразительного чтения

Учебное пособие, часть 1 (с. 197—210). Пособие для учите- лей (с. 80—89). Уроки русской литературы в 7 классе (с. 63—68)

Подготовить характеристику Хлестакова.

Прочитать III дей- ствие. Выполнить зада- ние 5 (с. 256) учебного пособия (ч. 1)

24

Разоблачение хлестаковщины

Читать и комментировать явления комедии.

Формировать представление о хлестаковщине как явлении. Работать над теорией литературы: дать понятие о языке драматиче- ского произведения как средстве речевой характеристики. Воспитывать непримири-мость ко лжи, лицемерию, корыстолюбию

Учебное пособие, часть 1 (с. 210—220). Пособие для учите- лей (с. 89—93).

Уроки русской ли- тературы в 7 классе (с. 68—71)

Выполнить задание 7 (с. 257) учебного пособия (ч. 1)

Прочитать IV дей- ствие. Подготовить инсценировки по- нравившихся явлений (по желанию).

25

«Взлет и падение» городничего

Раскрыть значение «афиши» и авторских ремарок. Показать, что страх перед «ревизо- ром» является основой комедийного действия. Раскрыть идейный замысел пьесы

Учебное пособие, часть 1 (с. 221—238). Пособие для учителей (с. 94—96).Уроки русской литературы в 7 классе (с. 74—78)

Выполнить задание 9 или 11 (по выбору учащихся) (с. 258) учебного пособия (ч. 1). Прочитать V действие. Подготовить устное сочинение o городничем

26

Своеобразие гоголев-ского юмора

Обобщить и систематизировать знания о героях комедии. Раскрыть смысл эпиграфа комедии, роль финала. Работать над теорией литературы: раскрыть понятие комедии как дра- матического жанра, развить понятие о сюжете и композиции произведения (сюжет драматического произведения). Ознакомить с иллюстрациями (по выбору) М. Д. Добужинского, П. М. Боклевского к комедии «Ревизор», эскизами декораций к «Ревизору» Д. Н. Кардовского. Рассказать о близости идейных и художественных устремлений Н. В. Гоголя и М. С. Щепкина.Приобщать учащихся к чтению драматических произведений, прививать интерес к театру

Учебное пособие, часть 1 (с. 239—258)

Выполнить задание 12 или 13 (по выбору учащихся) (с. 258) учебного пособия (ч. 1).

27

Литературное твор-чество. Н. В. Гоголь. Комедия «Ревизор».

Обобщить представления учащихся о комедии и ее героях.

Написать сочинение «Обличение пороков чиновничества в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

 

Сопоставить иллю- страции художников к комедии

28

М. Е. Салтыков- Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Слово о писателе. Сатира на социальные и нравственные пороки верхушки общества

Ознакомить с биографией М. Е. Салтыкова-Щедрина. Создать условия для восприятия сказки. Читать произведение. Развивать умение выделять главное, классифицировать материал

Учебное пособие, часть 2 (с. 3—16). Пособие для учите- лей (с. 97—101).

Уроки русской ли- тературы в 7 классе (с. 82—84)

Прочитать сказку. Подготовить выра- зительное чтение отрывка сказки по ролям (по желанию). Выполнить два задания (по выбору учащихся) (с.16) учеб-ного пособия (ч. 2)

29

Сатира и юмор в сказке

Работать над текстуальным анализом сказки. Выявить художественную идею произведения, авторскую позицию. Определить средства создания комического. Работать над теорией литературы: сатирические приемы (ирония, гротеск). Ознакомить с иллюстрациями (по выбору) Н. Н. Муратова, Кукрыниксов к сказкам М. Е. Салтыкова-Щедрина. Ознакомить с портретами писателя. Развивать творческое воображение учащихся

Учебное пособие, часть 2 (с. 17—18). Пособие для учите- лей (с. 101—103).

Уроки русской ли- тературы в 7 классе (с. 84—87)

Выполнить задание 2 (с. 18) учебного пособия (ч. 2)

Подготовить сценарий для кукольного спектакля.

30

Л. Н. Толстой.

«После бала». Слово о писателе. Автор и рассказчик в произведении

Ознакомить с биографией Л. Н. Толстого. Создать условия для понимания философской сути рассказа. Рассказать об истории создания произведения. Читать рассказ. Выяснить роль автора-рассказчика. Раскрыть писательский замысел. Воспитывать неприятие подлости, высокомерия

Учебное пособие, часть 2 (с. 18—35). Пособие для учите- лей (с. 104—106). Уроки русской ли- тературы в 7 классе (с. 91—93)

Прочитать рассказ. Ответить на вопрос: какой художественный прием положен в основу композиции рассказа?

31

Проблема моральной ответственности чело-века за жизнь окружа- ющих и свою судьбу

Работать над текстуальным анализом рассказа. Развить понятие о конфликте, ан- титезе. Ознакомить с иллюстрацией Е. Е. Лансере «Сквозь строй». Слушать музыку к балету «После бала» Г. Вагнера (фрагменты)

Учебное пособие, часть 2 (с. 35—36). Пособие для учите- лей (с. 106—108)

Выполнить задание 2 (с. 33) учебного пособия (ч. 2)

Рассмотреть иллю- страции к рассказу, подготовить краткий комментарий (по желанию).

32

Внеклассное чтение.

Л. Н. Толстой. «Отрочество». Автобиографическая повесть. Изображение сложности становле-ния личности человека

Читать повесть. Формировать представление об автобиографической повести. Развивать понятия о сюжете и композиции произведения

Уроки русской ли- тературы в 7 классе (с. 87-91)

Подготовить рас-сказ – характерис-тику Николеньки Иртеньева. Читать другие главы повести (по желанию)

33

Максим Горький.

«Песня о Соколе» Слово о писателе. Образы-символы Сокола и Ужа

Ознакомить с биографией писателя. Читать произведение. Определить, в чем смысл противопоставления Сокола и Ужа. Выявить авторскую позицию  и способы ее выражения. Развивать аналитическое мышление учащихся

Учебное пособие, часть 2 (с. 37—46). Пособие для учите- лей (с. 109—115).

Уроки русской ли- тературы в 7 классе (с. 96—100)

Выучить отрывок наизусть (по выбору учащихся).

Выполнить задание 1 или 5 (по выбору) (с. 45) учебного пособия (ч. 2)

34

Композиция «Песни о Соколе»

Определить роль пейзажа в произведении. Работать над композицией произведения. Раскрыть смысл понятий «романтизм», «романтический». Дать  понятие о символе. Ознакомить с репродукцией портрета Максима Горького, написанного художником И. И. Бродским в 1937 г.; гравюрами К. В. Безбородова к «Песне о Соколе» (по вы- бору). Воспитывать творческое вообра- жение учащихся

Учебное пособие, часть 2 (с. 46—47)

Подготовить рас-

сказ о роли проти-вопоставления в произведении. Выполнить два задания (по выбору учащихся) (с. 46) учебного пособия (ч. 2)

35,36

А. С. Грин. «Алые паруса». Слово о писателе. Романти-ческая повесть-сказка о поэтической и возвышенной мечте

Ознакомить с биографией писателя. Подготовить к восприятию произведения. Читать повесть-сказку. Научить выделять в произведении сказочное и реальное. Рассказать о романтическом идеале: «рукотворности чуда»

Учебное пособие, часть 2 (с. 47—63). Пособие для учите- лей (с. 115—122).

Уроки русской ли- тературы в 7 классе (с. 100—104)

Прочитать повесть-сказку. Подготовить связ-ный рассказ о жителях Каперны (по желанию)

37

Ассоль и Грэй — главные герои пове- сти-сказки

Выделить основные черты характеров Ассоль и Грэя. Исследовать мир, в котором живут герои. Развивать аналитическое мировоззрение, умение сопоставлять

Учебное пособие, часть 2 (с. 63—79). Уроки русской ли- тературы в 7 классе (с. 104—106).

Пособие для учите- лей (с. 123—126)

Составить словес-ный портрет герои-ни. Выполнить задание 2 или 3 (по выбору учащихся) (с. 87)

38

Смысл названия повести-сказки

Помочь учащимся понять, почему именно Ассоль и Грэй заслужили счастье. Выяснить авторское отношение к героям повести. Раскрыть смысл названия повести-сказки. Ознакомить с иллюстрациями художника И. И. Бродского к произведениям А. С. Грина. Представить фрагменты кино- фильма «Алые паруса» режиссера А. Л. Птушко (1961). Воспитывать активную жизненную позицию

Учебное пособие, часть 2 (с. 79—88). Уроки русской ли- тературы в 7 классе (с. 106-108). Пособие для учителей (с. 126—129)

Подготовить уст-ный комментарий к иллюстрациям ху-дожников к про- изведению.

Выполнить задание 7 (с. 88) учебного пособия (ч. 2)

39

Внеклассное чтение.

А. С. Грин. «Бегу- щая по волнам»

Ознакомить с историей написания романа. Дать характеристику главным героям романа. Читать произведение

Сборник произведе- ний А. С. Грина

Читать роман А. С. Грина «Золотая цепь» (по желанию)

40

А. Т. Твардовский.

«Василий Теркин».

«Переправа», «Гар-монь», «Два солдата».

Слово об А. Т. Твар- довском. Замысел, исто-рия создания, народно-поэтическая основа поэ-мы

Ознакомить с биографией поэта. Рассказать историю создания поэмы. Читать главы поэмы. Определить тему поэмы, выявить своеобразие композиции

Учебное пособие, часть 2 (с. 88—99). Пособие для учите- лей (с. 129—133). Уроки русской ли- тературы в 7 классе (с. 117—123)

Прочитать главы поэмы. Подготовить развернутый ответ на вопрос: кем был А. Т. Твардовский во время Великой Отечественной войны?

41

Веселая удаль, жизнелюбие, душев-ная стойкость, муже-ство Василия Теркина

Анализировать главы поэмы. Раскрыть патриотический пафос поэмы. Рассказать о традициях русского народно-поэтического творчества. Развивать творческое воображение. Воспитывать уважительное отношение к прошлому своей страны

Учебное пособие, часть 2 (с. 100—116). Пособие для учителей (с. 133—134).Уроки русской литературы в 7 классе (с. 123—125)

Выучить отрывок наизусть (по выбору учащихся). Подготовить сообщение о памятнике Василию Теркину (по желанию)

42

Широкая популяр- ность поэмы во время Великой Отечествен-ной войны

Сопоставить изображение картин войны и мира. Установить связь с белорусской ли- тературой. Ознакомить (по выбору) с иллю- страциями О. Г. Верейского к поэме «Василий Теркин», репродукцией картины Ю. М. Непринцева «Отдых после боя»

Пособие для учите- лей (с. 134—136)

Создать иллюстра-ции к понравив-шимся эпизодам поэмы. Выполнить одно задание для само- стоятельной работы (по выбору учащихся) (с. 116) учебного пособия (2)

43

К. Г. Паустовский.

«Телеграмма». Слово о писателе. Идея ответственности каж-дого за жизнь близких

Ознакомить с биографией писателя. Читать рассказ. Проверить первичное восприятие произведения. Помочь учащимся постичь смысл рассказа

Учебное пособие, часть 2 (с. 117—135). Пособие для учителей (с. 136—140).Уроки русской литературы в 7 классе (с. 127—132)

Прочитать про- изведение. Под- готовить рассказ о главной героине рассказа

44

Роль пейзажа в рас- сказе

Выполнить текстуальный анализ рассказа.

Установить связь с белорусской литературой (Я. Брыль). Работать над понятием «лиризм прозы» К. Г. Паустовского. Ознакомить с репродукцией кар- тины И. Н. Крамского «Неизвестная». Формировать нравственные и гражданские чувства: чувство доброты к окружающим, чувство долга перед родителями, чувство ответственности за их старость

Учебное пособие, часть 2 (с. 135—136). Пособие для учите- лей (с. 140—143)

Составить устный отзыв о прочи-танном.

Выполнить три за- дания (по выбору учащихся) (с. 135) учебного пособия (ч. 2)

45

А. Г. Алексин.

«А тем временем где-то...». Слово о писателе. Раскрытие человеческих взаимоотношений в про-изведении

Ознакомить с биографией писателя.  Подготовить к восприятию произведения. Читать повесть. Развивать творческое воображение

Учебное пособие, часть 2 (с. 137—161). Пособие для учите- лей (с. 144—146)

Прочитать повесть

46

Главный герой по- вести, его способ- ность к сочувствию и сопереживанию как важнейшие качества человека

Работать над текстуальным анализом рассказа. Дать характеристику главным ге- роям повести

Учебное пособие, часть 2 (с. 161—186). Пособие для учителей (с. 146—148)

Нарисовать иллю- страции к понра- вившимся отрыв-кам повести Указать, какие приемы автор использует при создании образов.

 (по желанию)

47

Из зарубежной лите-ратуры.

Антуан де Сент- Экзюпери. «Ма- ленький принц». Слово о писателе. Тонкий лиризм сказки

Ознакомить с биографией писателя. Читать произведение. Определить тему, идейное содержание сказки

Учебное пособие, часть 2 (с. 187-206). Пособие для учителей (с. 149-152). Уроки русской ли- тературы в 7 классе (с. 108—111)

Прочитать сказку. Нарисовать словесный портрет Маленького принца. Выполнить задание (с. 189) учеб-ного пособия (ч. 2)

48

Маленький принц - воплощение человече-ской мечты о красоте, правде

Работать над текстуальным анализом сказки. Раскрыть утверждение в сказке красоты человеческих отношений. Воспи-тывать чувство ответственности «за тех, кого приручили». Рассмотреть иллю-страции А. де Сент-Экзюпери к сказке «Маленький принц»

Учебное пособие, часть 2 (с. 206—219). Пособие для учителей (с. 152—155). Уроки русской литературы в 7 классе (с. 111—114)

Написать письмо А. де Сент-Экзюпери от имени Малень-кого принца о том, как идет жизнь на его планете после возвращения с Земли

49

Ироническое изо- бражение носителей общественных пороков

Выявить ироническое изображение носителей общественных пороков (Короля, Честолюбца, Делового человека, Географа).

Работать над теорией литературы: раскрыть понимание преданности идеалу как составляющей романтического мироощу-щения. Выделить афоризмы в сказке

Учебное пособие, часть 2 (с. 219—234). Пособие для учителей (с. 156—158)

Подготовить чте-ние наизусть отрывка (по выбору учителя). Нарисовать рисунки к сказке (по желанию)

50

Р. Брэдбери. «Ка- никулы». Мир писа-теля-фантаста Рэя Брэдбери

Ознакомить учащихся с творчеством Р. Брэдбери. Раскрыть мир писателя-фантаста. Читать произведение

Учебное пособие, часть 2 (с. 234—247). Пособие для учителей (с. 159—163)

Прочитать рассказ. Подготовить краткое сообщение о творчестве Р. Брэдбери. Выполнить два за- дания (по выбору учащихся) (с. 236) учебного пособ (ч. 2)

51

Гуманистическая идея ценности жизни в рассказе. Проблема взаимосвязи человека

и общества

Работать над текстуальным анализом рассказа. Расширить представления о фан- тастической литературе

Учебное пособие, часть 2 (с. 247). Пособие для учите- лей (с. 163—165)

Придумать пять вопросов для вик- торины по рассказу

«Каникулы».Выпол-нить задание 6 (с. 247) учебного пособия (ч. 2)

52

Внеклассное чтение.

А. Н. и Б. Н. Стру-

гацкие. «Понедельник начинается в субботу»

Дать общий обзор научно-фантастической литературы (с опорой на произведения, прочитанные учащимися в 5—6 классах).

Ознакомить учащихся с творчеством братьев Стругацких. Читать произведение. Формировать представление о фантастической повести

Сборник произведе- ний А. Н. и Б. Н. Стру- гацких

Охарактеризовать понравившегося героя произведения

53

Повторение

Систематизировать знания по теории литературы. Обсудить рекомендательный список для чтения летом

Учебное пособие, часть 2 (с. 248). Пособие для учите- лей (с. 166—168)

Ознакомиться со списком для чтения летом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Комментариев нет:

Отправить комментарий