Русская литература 11 класс (базовый уровень)

 

Календарно-тематическое планирование

по учебному предмету «Русская литература»

на 2021/2022 учебный год

11 класс

 

(53 часа в год, 2/1 часа в неделю; из них 2 часа - на контрольные сочинения)

 

урока

число

Тема урока

Цель изучения темы

Материал

учебника

Д/З

1

Введение. Развитие русской литературы в XX в. Реализм конца XIX — начала XX в.

Дать представление об основных тенденциях развития русской литературы XX в.: взаимосвязь с общественно-историческим про-цессом, проблема периодизации, смена художественных направлений.

Охарактеризовать продолжение классических традиций и поиски новых возможностей реалистического метода

С. 3—7

Вопросы и задания учебного пособия на с. 7

Подготовить сообщение о жизни и творчестве Максима Горького с опорой на материал учебного пособия и вопросы на с. 14 (индивидуальное задание группе «биографов»)

Максим Горький. Пьеса «На дне» (3 ч)

2

Максим Горький. Очерк жизни и твор-чества. Сценическая история пьесы «На дне»

Показать, как трагизм эпохи отразился в судьбе и творчестве писателя. Познакомить с историей замысла социально-философской драмы «На дне»

С. 8—14

Прочитать пьесу «На дне». Вопросы и задания учебного  пособия на с. 23 (по выбору учителя)

3

Люди «дна» бывшие или насто-ящие?

Проследить историю жизни и особенности характеров обитателей ночлежки, причины их падения «на дно жизни»

С. 14—23

Вопросы и задания учебного пособия на с. 23

4

Лука и Сатин: спор о человеке. Новатор-ство Горького-драма-турга

Раскрыть философский смысл спора о человеке в контексте истории и современности: утешительный гуманизм Луки или жестокая правда Сатина? Охарактеризовать особен-ности новаторства Горького-драматурга

С. 14—23

Прочитать поэму И. Бунина «Листопад».

Подготовить сообщение о жизни и творчестве И. А. Бунина с опорой на материал учебного пособия

(индивидуальное задание).

И.А.Бунин (2 ч)

5

И. А. Бунин. Очерк жизни и творчества. Поэма «Листопад».

Лирика поэта как «восхищение жизнью»

Определить особое место писателя в русской литературе; охарактеризовать его отношение к революции, причины эмиграции. Раскрыть неповторимые черты авторского поэтического стиля

С. 26—27

Прочитать рассказы И. А. Бунина «Холодная осень», «Господин из Сан-Франциско».Подготовить вопросы и задания учебного пособия на с. 32

6

И. А. Бунин «Холод-ная осень», «Господин из Сан-Франциско». Истинные и ложные ценности жизни

Определить характер углубленного авторского психологизма. Отметить «строгое мастерство, с которым писатель развивает традиции русской классической прозы» (Нобелевская номинация)

С. 27—32

Прочитать статью учебного пособия «Модернизм». Подготовить вопросы и задания учебного пособия на   с. 37—38

Серебряный век русской поэзии (2 ч)

7

Модернизм. Серебряный век — эпоха «русского культурного ренес-санса» (Н. Бердяев)

Определить социально-исторические предпосылки возникновения модернизма в мировой литературе, дать представление о философско-эстетических идеях европейского модернизма. Раскрыть особенности русского модернизма

С. 33—38

Прочитать статью учебного пособия «Символизм».Подгото-вить вопросы и задания учебного пособия на с. 42. Подготовить  сообщения с опорой на материал учебного пособия о поэтах-символистах В. Я. Брюсове и К. Д. Бальмонте (индивид задания)

8

Символизм — значительное худо-жественное направ-ление в русском модернизме.

В. Я. Брюсов «Сонет к форме», «Грядущие гунны», «Юному поэту», «Работа» (1—2 стихотворения по выбору учителя).

К. Д. Бальмонт «Челн томления», «Песня без слов», «Я мечтою ловил уходящие тени...», «Камыши», «Океан» (1—2 стихотворения по выбору учителя)

Определить философские истоки эстетической теории символистов, принцип понимания искусства как иррационального постижения мира. Познакомить с творчеством ярких представителей символизма

С. 38—42

Познакомиться с циклом «Стихи о Прекрасной Даме» А. А. Блока. Подготовить сообщение о жизни и творчестве А. А. Блока с опорой на материал учебного пособия (индивидуальное задание группе «биографов»)

Определить в одном из стихотворений черты символизма

А. А. Блок (3 ч)

9

А. А. Блок. Очерк жизни и творчества. «Стихи о Прекрасной Даме» (2 стихотворения)

Драма утраты.

«Незнакомка», «О доблестях, о подвигах, о славе…»

Проследить основные этапы развития мировоззрения и творчества поэта. Раскрыть мистический символический смысл понятия Вечной Женственности в создании образа Прекрасной Дамы. Определить причины кризиса блоковского идеализма

С. 43—54

Подготовить аннализ поэтиче- ского текста стихотворений Подготовить вопросы и задания на с. 58— 59 (по выбору учителя)

10

Тема России в поэзии Блока. «Россия», «На железной дороге», цикл «На поле Куликовом» (1-2 стих. цикла)

Раскрыть особенную глубину образа России в поэзии Блока, показать взаимосвязь ее настоящего с прошлым и будущим

С. 54—59

Выучить наи-зусть 1—2 стихотво-рения (по выбору учащихся)

11

Поэт и революция. Поэма «Двенадцать» (комментированное чте-ние поэмы). Художест-венное осмысление вихря революции как очищающей стихии

Раскрыть исторически конкретный и символический смысл образов поэмы. Дать понятие о художественном образе-символе (образ - символ Христа). Охарактеризовать драматизм столкновения старого и нового мира. Показать особенности композиции и стиха поэмы

С. 59—65

Подготовить воп-росы и задания на с. 63-64. Подготовить сооб-щения с опорой на материал учебного пособия: 1) о жизни и творчестве Н. С. Гумилева;

2) о загадке стихотворения

«Заблудившийся трамвай» (инд задания)

12

Акмеизм как лите-ратурное течение, противостоящее симво-лизму. «Цех поэтов».

Н. С. Гумилев. «Вол-шебная скрипка», «Ка-питаны», «Жираф»,

«Заблудившийся трамвай»

Дать представление об основных эстетических установках акмеистов: стремление к «искусству прекрасной ясности», «вещное» восприятие действительности. Познакомить с яркими представителями «Цеха поэтов», с творчеством Н. С. Гумилева

С. 65—70

Подготовить сооб-щения с опорой на материал учебного пособия о твор-честве Игоря Севе-рянина, Велимира Хлебни-кова Подготовить вопросы и зад  на с. 68, 70.

13

Футуризм как ори-гинальное направление русского литературного авангарда. Игорь Севе-рянин. «Эпилог», «Увер-тюра» («Ананасы в шам-панском!..»). Велимир Хлебников «Заклятие сме-хом», «Бобэоби пелись губы...»

Дать представление о неоднородности футуристических групп, противо-речивости их установок. Охарак-теризовать нигилизм футуристов по отношению к культуре прошлого и настоящего, их стремление к формальному эксперименту над словом и стихом. Познакомить с творчеством ярких представителей

С. 70—75

Подготовить воп-росы и задания на с. 74-75.

14

Литература 1920—1930-х гг. (обзор).

Становление метода социалистического

реализма. «Внутренние» и «внешние» эмигранты

Охарактеризовать дифференциацию писателей того времени по политическим и социальным принципам. Соотнести провозглашенный метод социалис-тического реализма с реализмом классического типа. Дать пред-ставление о разнообразии литера-турных объединений, о творчестве талантливых писателей тех лет

С. 76—87

Подготовить сообщения о жизни и твор-честве С. А. Есенина с опорой на материал учебного пособия. Подготовить вопросы и задания на с. 86-87.

С. А. Есенин (2 ч)

15

С. А. Есенин. Стра-ницы жизни и творчества Тема род-ства человека и при-роды. «Край любимый! Сердцу снятся…», «Я по-кинул родимый дом…», «Со-баке Качалова» (по выбору учит)

Показать тесную взаимосвязь судьбы поэта с судьбой русской деревни, драматизм душевного разлада между ожиданиями и наступившей реальностью. Охарактеризовать фольклорные истоки его поэзии, предельную искренность и глубокий лиризм, сострадание и милосердие ко всему живому

С. 87—96

Вопросы и задания на с. 104.

Подготовить анализ поэтического текста стихотворения С. А. Есенина (список предлагает учитель)

16

Образ Родины в поэзии С. А. Есенина.

«Неуютная жидкая лун-ность…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ», «Отго-ворила роща золотая…» (по выбору учителя)

Показать неразрывное единство судьбы лирического героя и истории «отчего края». Охарактеризовать реалистическую глубину изображения уходящей и новой Руси

С. 96—104

Выучить наизусть 1—2 стих. С. А. Есенина (по выбору учащихся).

В. В. Маяковский (2 ч)

17

В. В. Маяковский. Очерк жизни и творчества. Футуризм — начало мастерства. «А вы могли бы?», «По- слушайте!»

Показать неординарность личности и поэтического таланта В. В. Маяковского. Раскрыть трагическую противоречивость образа лирического героя, особенности поэтического новаторства автора. Дать понятие о тоническом стихосложении

С. 106—114

Подготовить ана-лиз поэтического текста стихотвор В. В. Маяковского Подготовить вопросы и задания (по выбору учителя и учащихся) на с. 114.

18

Любовь и революция в поэзии В. В. Маяковского. «Грозное оружие сатиры».

Поэмы «Облако в штанах», «Про это» (по выбору учителя). «Письмо Татьяне Яков-левой», «О дряни», «Про-заседавшиеся»

Увидеть трагедию непонятости в любовной лирике поэта, переплетение в ней личного и общественного. Охарактеризовать галерею созданных поэтом сатирических типов. Познакомить с современными дискус- сиями о месте поэта в русской литературе XX в.

С. 106—114

Выучить наи-зусть 1—2 стих В. В. Маяковско го (по выбору учащихся).

 

19

Контрольное сочи-нение по лирике одного из поэтов: А. А. Блок, С. А. Есенин, В. В. Маяковский

Совершенствовать умение писать сочинение на литературную тему

 

 

М. А. Булгаков (5 ч)

20

М. А. Булгаков. Очерк жизни и творчества. Повесть «Собачье серд-це». Личность писателя и его место в литературе XX в. Приговор «шари-ковщине» как опасному «революционному» эксперименту

На примере жизни и творчества М. А. Булгакова доказать справедливость оценки А. А. Фадеева: «Человек поразительно талантливый, внутренне честный, принципиальный и очень умный». Показать несоответствие между масштабностью таланта и его непризнанием в официальных кругах. Раскрыть непримиримость противо-стояния эволюции и революции, интеллигентности и «шариковщины», профессионализма и революционной риторики

С. 114-118,

119-120

Перечитать главу 1 и «ершалаимские» главы романа «Мастер и Маргарита» (2, 16, 25, 26). Вопросы и задания (по выбору учителя и учащихся) на с. 128—129

21

Роман «Мастер и Маргарита». Роман мастера о Понтии Пилате. Библейские главы и образы романа (Иешуа, Понтий Пилат, Левий Матвей, Иуда из Кириафа)

Познакомить с историей рукописи «закатного» романа, раскрыть сложность сюжета и композиции. Раскрыть роль библейских образов романа, взаимосвязь событий в Ершалаиме и Москве

С. 120—128

Перечитать главы о мастере и Марга-рите (13, 19-24, 29, 30, 32).

Вопросы и задания (по выбору учителя и учащихся) на с. 128—129

22,23

История мастера и Маргариты: жизнь, любовь, рукопись.

Проблема творческой свободы художника в несвободном обществе. Великая сила самоотвер-женной любви

Раскрыть причины непризнания труда мастера, понять обстоятельства его душевного надлома. Охарактеризовать образ женщины-спасительницы, готовой во имя любви больше чем на смерть

С. 120—128

Перечитать главы о Воланде и его свите (1-12, 14, 15, 17, 18, 22-24, 27-29, 31, 32).

Индивидуальное сообще- ние (с опорой на материал пособия) «Новаторство М. А. Булгакова в жанре романа» на с. 129—130

24

Мессир Воланд и его свита. Сатирические главы романа.

Возмездие за безверие. «Прощение и вечный приют» как отрицание смерти

Охарактеризовать своеобразие булгаковской «дьяволиады», роль образа Воланда. Раскрыть грани таланта гениального сатирика — ученика Н. В. Гоголя. Раскрыть проблему ответственности человека за свои слова и поступки

С. 120—128

Прочитать рассказ Андрея Платонова «Фро». Подготовить сообщения о жизни и творчестве Андрея Плато-нова с опорой на материал учебного пособия и вопросы на с. 135; о творч эволюции писателя на с. 143-144

Андрей Платонов (3 ч)

25

Андрей Платонов. Очерк жизни и твор-чества. Рассказ «Фро».

Путь героини к пониманию любви как объединяющей силы

Познакомить с историей жизни и философией творчества самобытного русского писателя, раскрыть его противостояние бездушию официаль-ной идеологии того времени. Показать полноту авторского понимания счас-тья и смысла жизни в единстве пози-ций трех героев: любовь, работа, идея

С. 130-135;

139—142

Прочитать рассказ «На заре туманной юности», подумать над вопросами на с. 138

26,27

Андрей Платонов. Рассказ «На заре туманной юности».

Путь героини как восхождение к подвигу

Проследить путь героини от одиночества к людям, от ощущения духовного сиротства к высокой причастности к судьбе всего народа

С. 135—138

Подготовить сооб-щения о жизни и творчестве М. И. Цветаевой с опорой на материал учебного пособия и вопросы на с. 149-150 (инд задания)

М. И. Цветаева (2 ч)

28,29

М. И. Цветаева. Очерк жизни и творчества. Поэзия Цветаевой как дневник лирической героини. «Домики ста-рой Москвы», «Моим стихам, написанным так рано...», «Уж сколько их упало в эту бездну...», «Вот опять окно…» (из цикла «Бессонница»), «Мне нра-вится, что вы больны не мной...», «Генералам двенад-цатого года», «Имя твое - птица в руке...» (3-4 стих по выбору учит)

Познакомить с историей жизни и творчества М. И. Цветаевой как отражением трагической истории первой половины XX в. Раскрыть неповторимость поэтического дара, романтический, мятежный мир лирической героини. Дать понятие об индивидуальном стиле поэта, о по этическом синтаксисе

С. 145—160

1)Выучить 1стих

наизусть

2)Подготовить сообщения о жизни и творчестве А. А. Ахматовой с опорой на материал учебного пособия и вопросы на с. 166;

А. А. Ахматова (2 ч)

30

А. А. Ахматова. Очерк жизни и творчества. Лирика Ахматовой — «целая книга женской души» (Б. Зайцев).

«Вечером», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Я не знаю, ты жив или умер...», «Смуглый отрок бродил по аллеям...», «Я пришла к поэту в гости...», «Муза» («Когда я ночью жду ее прихода…») и др. (3-4 стих по выбору учит)

Познакомить с историей жизни и творчества А. А. Ахматовой. Раскрыть глубину и яркость переживаний лирической героини, мотивы любви, душевных крушений и побед, верности народу и родной земле. Дать понятие о «романности» лирического стихотворения

С. 161—166;

167—174

Прочитать поэму «Реквием».

31

Поэма «Реквием» — скорбный плач матери о сыне и о стране (комментированное чтение)

Показать отражение трагедии личности, семьи, народа в поэме, единение жизни поэта с жизнью страны. Увидеть переплетение исторических, фольклорных, библейских мотивов. Раскрыть образ матери в поэме, понять значение образов Христа и Матери Божией

С. 175—180

Подготовить сообщ. о жизни и творчестве Б. Л. Пастернака с опорой на материал учебн. пособия и вопросы на с. 186

Б. Л. Пастернак (2 ч)

32,33

Б. Л. Пастернак. Очерк жизни и творчества. Лирика поэта как стремление «дойти до

самой сути».

«Февраль. Достать чернил и плакать!», «Снег идет», «Единственные дни», «Лю-бить иных — тяжелый крест...», «Во всем мне

хочется дойти...», «Определение поэзии», «Гамлет», «Быть знамени-тым некрасиво...», «Рожде-ственская звезда» и др. (3-4 стих по выбору учителя)

Познакомить с жизнью и творчеством поэта, его взаимоотношениями с советской властью. Проследить становление мастерства от сложной ассоциативности к мудрой простоте. Раскрыть роль природы как «свободного проявления жизни» в его поэзии, философскую насыщенность смысла, многообразие затронутых тем

С. 180—199

Подготовить сооб-щение о жизни и творчестве М. А. Шолохова с опорой на материал учеб-ного пособия и вопросы на с. 204

М. А. Шолохов (7 ч)

34,35

М. А. Шолохов. Очерк жизни и творчества. История создания романа-эпопеи «Тихий Дон» или романа «Поднятая целина» (по выбору учителя и учащихся)

Раскрыть тесную взаимосвязь времени, судьбы и творчества писателя. Познакомить с историей многолетнего труда по созданию романа-эпопеи, а также романа «о великом переломе»

С. 199—204

Перечитать 1 том

36

Человек или мировая революция? Коллективизация в Гремячем Логе.

 

Охарактеризовать отражение в романе противоречий процесса коллек-тивизации, благих стремлений и насильственных методов и средств ее проведения. Рассмотреть проблемы, поднятые в романе, с позиции исто- рии и современности. Дать ха- рактеристику «дорогим сердцу» писателя героям, их честной и искренней позиции

С. 211—215

Перечитать 1 том

37

«Геройский парень» Се- мен Давыдов и его едино- мышленники.

 

С. 211—215

Перечитать 2 том

38

Борьба за «середняка». Кондрат Майданников и история «бабьего бунта».

 

С. 211—215

Перечитать 2 том

39

Гибель Давыдова и На- гульнова. Образы врагов в романе

С. 211—215

Подготовить вопро-сы на с. 214-215 по выбору учителя и учащихся

или

1«Тихий Дон» (избранные главы). История семьи Мелеховых.

Отражение социальных потрясений эпохи

 2. Изображение в романе Гражданской войны как трагедии народа

3. Трагизм судьбы Григория Мелехова. Поиски героем   правды в том мире, где правды нет

4. Женские судьбы в романе «Тихий Дон»

Показать отношение к семье как к главной ценности и основе нравственности в народ- ном самосознании Раскрыть убедительность авторской позиции в изображении Гражданской войны как величайшего бедствия народа Раскрыть глубину и противоречивость характера героя- правдоискателя, обреченного на трагедию Показать неповторимость ярких, самобытных, очень разных шолоховских героинь, силу их любви и самоотверженности

С. 199—204

Перечитать главы романа: кн. 2, ч. 5, гл. 8, 10, 12, 26; кн. 3,

ч. 6, гл. 1, 4

Перечитать главы романа: кн. 1, ч. 3, гл. 4, 7, 10, 21, 23, 24;

кн. 2, ч. 5, гл. 2, 12, 14, 29; кн. 3, ч. 6, гл. 9, 10, 16, 24, 35, 44;

кн. 4, ч. 7, гл. 6, 9-11, 28, 29;

кн. 4, ч. 8, гл. 1, 6, 7, 14, 16, 17

Перечитать главы романа: кн. 1, ч. 1, гл. 7, 10, 15, ч. 2, гл. 18; кн. 4, ч. 7, ч. 8

40

Контрольное сочине-ние по творчеству М. А. Шолохова

Совершенствовать умение писать сочинение на литературную тему

 

 

41

Литература 1940-х - середины 1950-х гг. (обзор).Патриотический, гражданский характер прозы, поэзии, драма-тургии, публицистики военного и после- военного времени

Показать важнейшую роль ли- тературы в годы Великой Оте- чественной войны. Раскрыть проблемно-тематическое содержание литературы первого послевоенного десятилетия

С. 215—222

Подготовить сооб-щение о жизни и творчестве А. Т. Твардовского с опорой на материал учебного пособия и вопросы на с. 224

А. Т. Твардовский (2 ч)

42

А. Т. Твардовский.

Очерк жизни и твор-чества. А. Т. Твардов-ский — редактор «Нового мира»

На примере жизни и творчества показать верность поэта провозглашенному принципу «быть самим собой», «отвечать головой за все на свете»

С. 222—224

Прочитать статью учебного пособия на с. 224-226. Подго-товить анализ поэтич текста понравившегося стихотвор Твардовского

43

Лирика А. Т. Твардов-ского — честный раз-говор с читателем. «О сущем», «Я знаю: ника-кой моей вины...», «Вся суть...», «На дне моей жизни...» (2 стих по выбору учит)

Донести главную особенность поэтического дара А. Т. Твар- довского: открытость, искренность и честность в разговоре с читателем

С. 224—226

Подготовить сооб-щения по вопросам на с. 262—263

44,45

Литература середины 1950-х — начала 1990-х гг.

Охарактеризовать оттепель как историко-культурное явление. Дать представление об особенностях развития прозы, поэзии, драматургии во второй половине XX в.; познакомить с творчеством ведущих авторов

С. 227—261

Подготовить сооб-щение о жизни и творчестве И. А. Бродского (вопросы 1-3, с. 265) (инд зад)

Подготовить анализ поэтического текста стихотворения И. А. Бродского. Вопросы на с. 268

И. А. Бродский (1 ч)

46

И. А. Бродский. Очерк жизни и творчества. Основные темы и мотивы лирики

«Поэт — это образ жизни» (И. А. Бродский)

Познакомить с чередой жизненных испытаний и творчеством поэта.

Охарактеризовать глубочайшую искренность и твердую жизненную позицию лирического героя его поэзии

С. 262—265;

265—268

Прочитать пьесу «Утиная охота» А. В. Вампилова

 

А. В. Вампилов (2 ч)

47,48

А. В. Вампилов. Очерк жизни и творчества.

Пьеса «Утиная охота». История духовного паде- ния главного героя

Познакомить с жизнью и твор- чеством талантливого драматурга.

Раскрыть остроту социальной и нравственной проблематики пьесы, увидеть причины потери нравственных ориентиров главным героем. Охарактеризовать систему персонажей, соединение комического и трагического

С. 269—273

Подготовить защи-ту реферата «Творчест-во современного русского писателя, поэта, драматурга, вступившего в XXI в.» (список авторов предлагает учитель)

49,50

Русская литература конца ХХ — начала XXI в.(обзор).Основные тенденции развития рус-ской литературы на рубеже веков

Показать многоплановость совре-менного литературного процесса: роль «возвращенной литературы», отказ от традиционного деления на литера- туру официальную и неофици- альную, оппозицию массовой и элитарной литератур. Познакомить с творчеством представителей «старшего» и «младшего» поколений — прозаиков, поэтов, драматургов

С. 274—281

Подготовить защиту реферата «Творчество современного русско-язычного писателя, поэта, драматурга Беларуси, вступив-шего в XXI в.» (список авторов предлагает учитель)

51,52

Русскоязычная лите-ратура Беларуси (обзор). Национальное своеобразие в соединении традиций русской и белорусской литератур

Раскрыть национальное своеобразие творческих поисков и достижений ведущих современных русскоязычных писателей Беларуси, познакомить с их достижениями в прозе, поэзии, драматургии

С. 282—285

Ответить на вопро-сы на с. 288

 

53

Повторение

Проследить (в кратком обзоре) особенности развития русской литературы, ее мировое значение. Провести дискуссию по пред- ложенным в учебном пособии вопросам и заданиям

С. 286—288

 

 

 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий