«Любовь должна быть трагедией?» (по повести А. Куприна «Гранатовый браслет»), 9 класс

 

Тема: «Любовь должна быть трагедией?» (по повести А. Куприна «Гранатовый браслет»)

Цели:

·          актуализация и систематизация представлений учащихся о тексте;

·          осознание особенностей авторского стиля в рассказе;

·          актуализация навыка понимать взаимоотношения героев, их группировку в повести, характеризовать героев и давать им оценку;

·          формирование коммуникативной культуры учащихся (умению аргументировать собственную оценку героев и их поступков в рассказе).

 

Эпиграф:  Не быть любимым – это всего лишь неудача, не любить – вот несчастье.                                                                              

А. Камю.

Тип урока – беседа с элементами мастерской

 

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока. Мотивация учебной деятельности

 

II. Вступительное слово учителя.

На уроках русской литературы мы так часто говорим о любви. Да ведь и произведения все художественные как правило о любви. Почему?

И вот сегодня нам предстоит интересный и сложный разговор о любви. Эта история очень неоднозначна

Почему разговор будет сложен? (потому что об односторонней любви, о страстной, о любви, закончившейся гибелью, а если за любовь заплачено такой ценой, очень трудно судить о правомерности такой цены)

 

III. Запись эпиграфа.

Обсуждение эпиграфа.

Согласны ли вы с известным французским писателем и философом А. Камю?

Почему важнее любить самому, чем быть любимым?

Давайте попробуем сформулировать, что такое любовь?

Учащиеся в столбик записывают слова – ассоциации со словом любовь. Если подобная работа проводилась на другом уроке, можно обратиться к тем записям.

Любовь - это …

 

IV. Тестовая проверка знаний учащихся.

1.Каковы инициалы имени главного героя повести?

а) П.П.Ж.     б) Г.С.Ж.       в) Г.П.Ж.

2. По какому случаю у княгини Веры был вечер?

 а)  По случаю годовщины брака

 б)  По случаю именин

 в)  По случаю дня рождения

3. Что подарил ей муж?

а) браслет   б) серьги    в) молитвенник

4.Как звали мужа княгини Веры?

 а)  Николай Николаевич Тугановский.

 б)  Густав Иванович Фриессе.

 в)  Василий Львович Шеин

5. Что испытывала Вера, когда выходила замуж, к своему будущему мужу?

а) Дружбу      б) Страсть           а) Любовь.

6.Чьи этот слова: «Я умею теперь только желать Вам счастья и радоваться, если вы счастливы»?

а) Генерала Аносова           б) Густава Ивановича            в) Георгия Желткова.

7.О ком это сказано: «Он до сих пор обожал её, всегда старался сесть около неё»?

 а)  О муже сестры Анны

 б)  О муже княгини Веры.

 в)  О г-не Желткове.

8.Чьё произведение попросил исполнить Желтков, если о нём вспомнит Вера?

а) Моцарта           б) Бетховена                в) Баха

 

V. Характеристика героев. Беседа по сюжету.

- Назовите главных героев повести.

- Что мы узнали о Вере?

- аристократична

- красива (интересна параллель с осенними цветами: «пышно цвели своей холодной, высокомерной красотою георгины, пионы и астры, распространяя в чутком воздухе осенний травянистый, грустный запах», ср. «Вера пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом… Вера же была строго проста, со всеми холодно и немного свысока любезна, независима и царственно спокойна».)

- к мужу испытывает прочную, верную, истинную дружбу, но когда-то это была страсть (этот момент ускользает, как правило, от внимания учеников)

- натура страстная, азартная (специально введены суровые законы для обуздания княгини Веры и Анны Николаевны, которые в азарте не знали никакого удержу)

- Что представляет из себя её сестра?

- полная противоположность внешности сестры.

- некрасива, но прелестна.

- унаследовала монгольскую кровь отца.

- легкомысленна, несколько вульгарна (рискованный флирт, обнажалась гораздо больше пределов, дозволяемых приличием и модой)

- В чём проявляется глубинное сходство между сёстрами, несмотря на внешние различия, выразившиеся ещё и в отношении к пейзажу?

- Как бы вы представили систему образов в повести?

Рассмотрение возможных вариантов, предложенных учащимися и конструирование совместного, учитывающего следующие комментарии учителя:

Если в центре повести поставить только любовную историю княгини Веры, то образ её сестры будет явно избыточным, так как это будет всего лишь традиционный любовный треугольник: муж, жена и влюблённый. Первоначально Куприн как будто разворачивает данную сюжетную канву – на вечере Василий Львович рассказывает с собственноручными иллюстрациями историю любви Желткова, называя его П.П.Ж., в достаточно уничижительно. Вере это не нравится. Вот и интрига. Но присутствие в повести Анны усложняет сюжет, возникает параллелизм образов: Вера – Анна, Желтков и Густав Иванович.

- Что мы знаем о Густаве Ивановиче?

- некрасив («худое, гладко обтянутое блестящей кожей лицо, с прилизанными жидкими светлыми волосами, с ввалившимися глазными орбитами, походило на череп, обнажавший в смехе прескверные зубы»)

- богат, камер-юнкер.

- глуп, ничего не делает, а только числится при каком-то благотворительном заведении.

- обожает свою жену!!! (он до сих пор обожал Анну, как и в первый день супружества, всегда старался сесть около неё, незаметно притронуться к ней и ухаживал за нею так влюблённо и самодовольно, что часто становилось за него и жалко и неловко (выделено мною).

- Какова характеристика Желткова?

- подчёркнутая детскость облика: «с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посредине», длинные пушистые, мягкие волосы, коричневый короткий пиджачок.

- возраст зрелого человека (30 – 35 лет)

- На какие выводы нас может натолкнуть параллелизм образов Желткова и Густава Ивановича?

- Каковы взаимоотношения князя Шеина и Желткова?

Желтков рассчитывает на понимание, и уверен в порядочности мужа. Почти те же чувства возникают в душе князя Василия: «Я чувствую, что этот человек не способен обманывать и лгать заведомо. И правда, Коля, разве он виноват в любви и разве можно управлять таким чувством, как любовь. …я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души, и я не могу здесь паясничать». И не случайно «Василий Львович передал жене очень точно все подробности свидания с Желтковым. Он как будто бы чувствовал себя обязанным сделать это». Этот поступок показывает его доверие жене.

- Как поступает Желтков после разговора с Верой?

- Какова роль генерала Аносова в развитии сюжета? В чём смысл историй, рассказанных им Вере?

- Как он определяет настоящую любовь? «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться».

- Почему генерал долго молчал, а затем неохотно согласился, когда Вера сказала о своём браке, что он счастливый? Чем не устраивает его любовь Васи и Веры?

- Оправдались ли слова генерала Аносова о Васе: «Он хороший парень. Почём знать, может быть, будущее и покажет его любовь в свете большой красоты»?

- Почему Вера не ответила на любовь Желткова? А если бы её жизнь ещё раз пересекла такая же любовь, она реагировала бы по-другому?

VI. Чтение отрывка из письма Желткова на фоне музыки.

 

VII. Обобщение.

- Постройте ассоциативные ряды. В письменной форме выразите своё отношение к теме урока: «Любовь должна быть трагедией».

Любовь Желткова –

Любовь Веры и Васи -

 

VIII. Рефлексия. Подведение итогов

Оцените свои успехи в работе. Дайте оценку ходу урока. Интересно ли вам было? Состоялось ли открытие на уроке?

 

IX. Домашнее задание. (вариативное)

1.     Подобрать цитаты о любви, соответствующие вашим представлениям.

2.     Нарисовать своё виденье проблемы.

3.     Написать небольшое эссе на тему любви.

 

X Выставление и комментарий отметок

 


 

Комментариев нет:

Отправить комментарий