С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев». Слово о С.Я. Маршаке. Своеобразие пьесы-сказки, 5 класс

 

Урок русской литературы в 5 классе

Тема: С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев». Слово о С.Я. Маршаке. Своеобразие пьесы-сказки

Цель: Расширение знаний детей о творчестве С.Я.Маршака. Дать знания о театральном искусстве на примере сказки-пьесы С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»

Задачи урока:

·         раскрыть стороны профессиональной деятельности С.Я.Маршака; 

·         развивать навыки осознанного выразительного чтения;

·         развивать умение рассуждать;

·         расширить круг нравственных представлений школьников на основе сказки С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев».

Ход урока

1.Организационный момент.
2. Актуализация ранее изученного.

Письмо с пробелами

Пьеса – драматическое произведение, обычно классического стиля, созданное для постановки какого-либо действия в театре, для исполнения со сцены. 
Структура пьесы включает в себя
диалоги и монологи и авторские ремарки (примечания, особенности интерьера, внешности персонажей и т.д.). Как правило, пьеса начинается списком действующих лиц, иногда – с указанием их возраста, профессии, родственных связей и т.п. 

 

Пьеса – ____________ произведение, обычно классического стиля, созданное для постановки какого-либо действия в __________, для исполнения со сцены. 
Структура пьесы включает в себя _________________________ и ____________________ (примечания, особенности интерьера, внешности персонажей и т.д.). Как правило, пьеса начинается __________________________, иногда – с указанием их возраста, профессии, родственных связей и т.п.

 

3. Изучение нового материала.

Послушайте, ребята. Знаете ли вы, сколько месяцев в году?

-Двенадцать.

-А как они называются?— Январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.

Только окончится один месяц, сразу же начинается другой. И ни разу еще не бывало так, чтобы февраль пришел раньше, чем уйдет январь, а май обогнал бы апрель. Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются. Но люди рассказывают, будто была девочка, которая видела все двенадцать месяцев сразу. Как же это случилось?

- Ребята, о каком произведении я сейчас говорила?

- Какие герои встречаются нам в этой сказке? (положительные и отрицательные)

- О творчестве какого писателя мы будем говорить сегодня?

- Совершенно верно. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством Самуила Яковлевича Маршака.

- А как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

 

4. Введение в тему

- С.Я.Маршак родился 3 ноября 1887 года в Воронеже. С четырёх лет начал писать стихи, а с одиннадцати лет учился в гимназии и переводил древнеримского поэта Горация. Семья переезжала из одного города в другой, а затем устроились на постоянное жительство в Петербурге. Учился в Англии, окончил Лондонский университет. С.М. Маршак был очень старательным и любил учиться. Он писал для детей стихи, сказки, загадки, пьесы. В 1920 году создал в г. Краснодаре один из первых детских театров, писал пьесы для театра.

- А знаете ли вы, каким человеком был Самуил Яковлевич Маршак? Люди, близко знавшие его, говорят, что Маршак, как все люди, был разным: добрым, веселым, сердитым, щедрым, строгим, взыскательным. Но все вспоминают о нем, как об очень талантливом и трудолюбивом человеке. Маршак и в своём творчестве был разным: поэтом, редактором журнала, переводчиком стихов, сатириком, драматургом. Невозможно на одном уроке познакомиться со всеми сторонами творчества поэта.

Сегодня мы будем говорить о нём как о драматурге, начнём знакомство с его драматической сказкой «Двенадцать месяцев».

Пьесу-сказку «Двенадцать месяцев» С.Я.Маршак писал во время Великой Отечественной войны. Она была опубликована в 1943 году, после чего была поставлена в Московских театрах. Из славянского фольклора взяты человеческие образы времён года. Именно в древних сказаниях возникли человеческие образы времен года. По одной из версий – Самуил Маршак заимствовал этот сюжет у известной чешской писательницы Божены Немцовой. Известно, что западнославянская легенда подсказала только завязку пьесы, а не весь сюжет. В письме родным С.Я.Маршак писал: «Тема углублена тем, что героиня пьесы «Двенадцать месяцев» живёт в природе, в труде.

- Как вы объясняете тот факт, что в годы тяжелейших испытаний драматург взялся за светлую сказку для детей? Почему она оказалась нужной и интересной не только детям, но и взрослым?

(Дети и во время войны остаются детьми, а сказка помогает им верить в торжество добра и справедливости).

-Дома вы прочитали 2 картины сказки. Поделитесь своими впечатлениями.

- Понравилась вам сказка?

- Чем?

- В пьесе-сказке вам встретились незнакомые слова. Давайте узнаем их значение.

 

5. Словарная работа

Падчерица  - приемная дочь

Канцлер – человек, занимающий высшую государственную должность

Глашатай – человек, объявляющий народу королевские приказы

Астролог- гадатель по звездам

Мантия – накидка

Рескрипт – распоряжение

Резолюция – решение, постановление

Ходатайство – просьба

Квашня – деревянная кадка для теста, а также само тесто.

 

6. Физминутка Игра «Подснежники»

(Дети садятся на корточки и закрывают глаза )

Вот подснежники проснулись,

Улыбнулись, потянулись.

Раз - росой они умылись.

Два - изящно покружились.

Три - нагнулись и присели .

И на солнце поглядели.

 

7. Работа по учебнику.

- Откройте учебник на с.76.

- Рассмотрим список действующих лиц к драматической сказке «12месяцев». Какие пояснения даны автором?

7.1 Характеристика героинь сказки.

- В двух картинах сказки вам встретились четыре женских образа: старуха-мачеха, дочка, падчерица и королева. Охарактеризуйте данных героинь пьесы и распределите прилагательные в соответствующие колонки.

Запись на доске: взбалмошная, глупая, эгоистичная, злая, добрая, угодливая, ласковая, дерзкая, своенравная, жадная, послушная, грубая, капризная, решительная, трудолюбивая, приветливая, завистливая, сварливая, сердечная, скромная, ласковая, избалованная, льстивая, ленивая, лукавая и т. д.

Вопросы и задания:

– Какие поступки королевы дали возможность сделать вывод, что она капризная и своенравная?

– Сравните урок королевы и обычный школьный урок: отметьте сходство и различия.

– Что можно сказать о знаниях королевы?

– Можно ли судить по первым строчкам диалога, как относятся друг к другу старуха-мать и дочь?

– Как дочь и мать относятся к падчерице? Из каких слов сказки это видно?

7.1 Работа по таблице «Ты внимательный читатель?».

- Давайте вспомним сюжет двух прочитанных вами картин сказки и поработаем с таблицей «Ты внимательный читатель?» Для этого вам нужно правильно соединить героев и их реплики. Если у вас возникнут затруднения, вы можете воспользоваться текстом.

Герои

Реплики героев

1. Падчерица

А) Благодарю вас, ваше величество. А теперь позволю себе попросить вас начертать…

2. Мачеха

Б) А если бы я захотела, чтобы сейчас наступил апрель?

3. Дочка

В) Так метет, что ни земли, ни неба не видать. Словно по облакам идёшь. Еле до дому добралась.

4.Канцлер

Г) Вы решили судьбу человека, даже не задумавшись.

5.Профессор

Д) Что там на шубку, доченька! На полное приданое хватит: и на шубки, и на юбки. Да еще на чулочки и платочки останется.

6.Королева

Е) Ну, так вы сами в лес ступайте. Наберите подснежников, а я их во дворец отнесу.

 

Ответы:_1В, 2Д, 3Е, 4А, 5Г, 6Б____

 

8. Чтение третьей картины (по ролям).

Проверка первичного восприятия.

- Сколько людей сидело у костра?

- Почему они всех разных возрастов? 

- Какой месяц помог падчерице с подснежниками?

- Какой подарок сделал апрель падчерице?

 

9. Рефлексия. «Все в твоих руках»

БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ – урок мне понравился

УКАЗАТЕЛЬНЫЙ – узнал много нового

СРЕДНИЙ – мне было трудно, но интересно

БЕЗЫМЯННЫЙ – для меня было недостаточно информации

МИЗИНЕЦ – мне было скучно и не интересно

 

10. Выставление отметок

11. Домашнее задание   Дочитать пьесу-сказку

 


Письмо с пробелами

Пьеса – ____________ произведение, обычно классического стиля, созданное для постановки какого-либо действия в __________, для исполнения со сцены. 
Структура пьесы включает в себя _________________________ и ____________________ (примечания, особенности интерьера, внешности персонажей и т.д.). Как правило, пьеса начинается __________________________, иногда – с указанием их возраста, профессии, родственных связей и т.п.

 

Таблица «Ты внимательный читатель?».

1. Падчерица

А) Благодарю вас, ваше величество. А теперь позволю себе попросить вас начертать…

2. Мачеха

Б) А если бы я захотела, чтобы сейчас наступил апрель?

3. Дочка

В) Так метет, что ни земли, ни неба не видать. Словно по облакам идёшь. Еле до дому добралась.

4.Канцлер

Г) Вы решили судьбу человека, даже не задумавшись.

5.Профессор

Д) Что там на шубку, доченька! На полное приданое хватит: и на шубки, и на юбки. Да еще на чулочки и платочки останется.

6.Королева

Е) Ну, так вы сами в лес ступайте. Наберите подснежников, а я их во дворец отнесу.

 

Ответ: ___________________

 

Рефлексия. «Все в твоих руках»

БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ – урок мне понравился

УКАЗАТЕЛЬНЫЙ – узнал много нового

СРЕДНИЙ – мне было трудно, но интересно

БЕЗЫМЯННЫЙ – для меня было недостаточно информации

МИЗИНЕЦ – мне было скучно и не интересно

 


 

Комментариев нет:

Отправить комментарий