Урок русской литературы в 5 классе
Тема: С. Я. Маршак «Двенадцать
месяцев». Слово о С.Я. Маршаке. Своеобразие пьесы-сказки
Цель: Расширение знаний детей о творчестве
С.Я.Маршака. Дать знания о театральном искусстве на примере сказки-пьесы
С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»
Задачи урока:
·
раскрыть стороны профессиональной деятельности С.Я.Маршака;
·
развивать навыки осознанного выразительного чтения;
·
развивать умение рассуждать;
·
расширить круг нравственных представлений школьников на
основе сказки С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев».
Ход урока
1.Организационный момент.
2. Актуализация ранее изученного.
Письмо с пробелами
Пьеса
– драматическое произведение, обычно классического стиля,
созданное для постановки какого-либо действия в театре, для
исполнения со сцены.
Структура пьесы включает в себя диалоги и монологи
и авторские ремарки (примечания, особенности интерьера,
внешности персонажей и т.д.). Как правило, пьеса начинается списком действующих лиц, иногда – с указанием их возраста,
профессии, родственных связей и т.п.
Пьеса
– ____________ произведение, обычно классического стиля, созданное для
постановки какого-либо действия в __________, для исполнения со сцены.
Структура пьесы включает в себя _________________________ и ____________________
(примечания, особенности интерьера, внешности персонажей и т.д.). Как правило,
пьеса начинается __________________________, иногда – с указанием их возраста,
профессии, родственных связей и т.п.
3. Изучение нового материала.
- Послушайте, ребята. Знаете ли вы, сколько
месяцев в году?
-Двенадцать.
-А как они называются?— Январь,
февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь,
декабрь.
Только
окончится один месяц, сразу же начинается другой. И ни разу еще не бывало так,
чтобы февраль пришел раньше, чем уйдет январь, а май обогнал бы апрель. Месяцы
идут один за другим и никогда не встречаются. Но люди рассказывают, будто была
девочка, которая видела все двенадцать месяцев сразу. Как же это случилось?
- Ребята, о каком произведении я сейчас
говорила?
- Какие герои встречаются нам в этой
сказке? (положительные и отрицательные)
- О творчестве какого писателя мы будем
говорить сегодня?
- Совершенно верно. Сегодня
на уроке мы продолжим знакомство с творчеством Самуила Яковлевича Маршака.
- А как вы думаете, чем мы сегодня будем
заниматься на уроке?
4. Введение в тему
- С.Я.Маршак
родился 3 ноября 1887 года в Воронеже. С четырёх лет начал писать стихи, а с
одиннадцати лет учился в гимназии и переводил древнеримского поэта Горация.
Семья переезжала из одного города в другой, а затем устроились на постоянное
жительство в Петербурге. Учился в Англии, окончил Лондонский университет. С.М.
Маршак был очень старательным и любил учиться. Он писал для детей стихи,
сказки, загадки, пьесы. В 1920 году создал в г. Краснодаре один из первых
детских театров, писал пьесы для театра.
- А знаете ли вы, каким человеком был Самуил Яковлевич
Маршак? Люди, близко знавшие его, говорят, что Маршак, как все люди, был
разным: добрым, веселым, сердитым, щедрым, строгим, взыскательным. Но все
вспоминают о нем, как об очень талантливом и трудолюбивом человеке. Маршак и в
своём творчестве был разным: поэтом, редактором журнала, переводчиком стихов,
сатириком, драматургом. Невозможно на одном уроке познакомиться со всеми
сторонами творчества поэта.
Сегодня мы будем говорить о нём как о драматурге, начнём
знакомство с его драматической сказкой «Двенадцать месяцев».
Пьесу-сказку «Двенадцать месяцев» С.Я.Маршак писал во время
Великой Отечественной войны. Она была опубликована в 1943 году, после чего была
поставлена в Московских театрах. Из славянского фольклора взяты человеческие
образы времён года. Именно в древних сказаниях возникли человеческие образы времен
года. По одной из версий – Самуил Маршак заимствовал этот сюжет у
известной чешской писательницы Божены Немцовой. Известно, что западнославянская легенда
подсказала только завязку пьесы, а не весь сюжет. В письме родным С.Я.Маршак писал: «Тема
углублена тем, что героиня пьесы «Двенадцать месяцев» живёт в природе, в труде.
- Как вы
объясняете тот факт, что в годы тяжелейших испытаний драматург взялся за
светлую сказку для детей? Почему она оказалась нужной и интересной не только
детям, но и взрослым?
(Дети и во время
войны остаются детьми, а сказка помогает им верить в торжество добра и
справедливости).
-Дома вы прочитали 2 картины сказки.
Поделитесь своими впечатлениями.
- Понравилась вам сказка?
- Чем?
- В пьесе-сказке
вам встретились незнакомые слова. Давайте узнаем их значение.
5. Словарная работа
Падчерица
- приемная дочь
Канцлер –
человек, занимающий высшую государственную должность
Глашатай –
человек, объявляющий народу королевские приказы
Астролог-
гадатель по звездам
Мантия –
накидка
Рескрипт –
распоряжение
Резолюция –
решение, постановление
Ходатайство –
просьба
Квашня –
деревянная кадка для теста, а также само тесто.
6. Физминутка Игра «Подснежники»
(Дети садятся на корточки и закрывают глаза )
Вот
подснежники проснулись,
Улыбнулись,
потянулись.
Раз - росой
они умылись.
Два - изящно
покружились.
Три - нагнулись
и присели .
И на солнце
поглядели.
7.
Работа по учебнику.
- Откройте учебник на с.76.
-
Рассмотрим список действующих лиц к драматической сказке «12месяцев». Какие
пояснения даны автором?
7.1
Характеристика героинь сказки.
- В
двух картинах сказки вам встретились четыре женских образа: старуха-мачеха, дочка,
падчерица и королева. Охарактеризуйте данных героинь пьесы и распределите
прилагательные в соответствующие колонки.
Запись на доске:
взбалмошная, глупая, эгоистичная, злая, добрая, угодливая, ласковая, дерзкая,
своенравная, жадная, послушная, грубая, капризная, решительная, трудолюбивая,
приветливая, завистливая, сварливая, сердечная, скромная, ласковая,
избалованная, льстивая, ленивая, лукавая и т. д.
Вопросы и задания:
– Какие поступки
королевы дали возможность сделать вывод, что она капризная и своенравная?
– Сравните урок королевы
и обычный школьный урок: отметьте сходство и различия.
– Что можно сказать о
знаниях королевы?
– Можно ли судить по
первым строчкам диалога, как относятся друг к другу старуха-мать и дочь?
– Как дочь и мать
относятся к падчерице? Из каких слов сказки это видно?
7.1
Работа по таблице «Ты внимательный читатель?».
- Давайте вспомним сюжет двух прочитанных вами картин сказки и поработаем с
таблицей «Ты внимательный читатель?» Для этого вам нужно правильно соединить
героев и их реплики. Если у вас возникнут затруднения, вы можете воспользоваться
текстом.
Герои |
Реплики героев |
1. Падчерица |
А) Благодарю вас, ваше
величество. А теперь позволю себе попросить вас начертать… |
2. Мачеха |
Б) А если бы я захотела, чтобы сейчас
наступил апрель? |
3. Дочка |
В) Так метет, что ни
земли, ни неба не видать. Словно по облакам идёшь. Еле до дому добралась. |
4.Канцлер |
Г) Вы решили судьбу человека, даже не
задумавшись. |
5.Профессор |
Д) Что там на шубку, доченька! На полное
приданое хватит: и на шубки, и на юбки. Да еще на чулочки и платочки
останется. |
6.Королева |
Е) Ну, так вы сами в лес ступайте. Наберите
подснежников, а я их во дворец отнесу. |
Ответы:_1В, 2Д, 3Е, 4А, 5Г, 6Б____
8. Чтение третьей
картины (по ролям).
Проверка первичного
восприятия.
- Сколько людей сидело у
костра?
- Почему они всех разных
возрастов?
- Какой
месяц помог падчерице с подснежниками?
- Какой
подарок сделал апрель падчерице?
9. Рефлексия. «Все в
твоих руках»
БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ – урок мне понравился
УКАЗАТЕЛЬНЫЙ – узнал много нового
СРЕДНИЙ – мне было трудно, но
интересно
БЕЗЫМЯННЫЙ – для меня было
недостаточно информации
МИЗИНЕЦ – мне было скучно и не
интересно
10. Выставление отметок
11. Домашнее задание Дочитать пьесу-сказку
Письмо с пробелами
Пьеса
– ____________ произведение, обычно классического стиля, созданное для
постановки какого-либо действия в __________, для исполнения со сцены.
Структура пьесы включает в себя _________________________ и ____________________
(примечания, особенности интерьера, внешности персонажей и т.д.). Как правило,
пьеса начинается __________________________, иногда – с указанием их возраста,
профессии, родственных связей и т.п.
Таблица «Ты внимательный читатель?».
1. Падчерица |
А) Благодарю вас, ваше
величество. А теперь позволю себе попросить вас начертать… |
2. Мачеха |
Б) А если бы я захотела, чтобы сейчас
наступил апрель? |
3. Дочка |
В) Так метет, что ни
земли, ни неба не видать. Словно по облакам идёшь. Еле до дому добралась. |
4.Канцлер |
Г) Вы решили судьбу человека, даже не
задумавшись. |
5.Профессор |
Д) Что там на шубку, доченька! На полное
приданое хватит: и на шубки, и на юбки. Да еще на чулочки и платочки
останется. |
6.Королева |
Е) Ну, так вы сами в лес ступайте. Наберите
подснежников, а я их во дворец отнесу. |
Ответ: ___________________
Рефлексия. «Все в твоих руках»
БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ – урок мне понравился
УКАЗАТЕЛЬНЫЙ – узнал много нового
СРЕДНИЙ – мне было трудно, но
интересно
БЕЗЫМЯННЫЙ – для меня было
недостаточно информации
МИЗИНЕЦ – мне было скучно и не
интересно
Комментариев нет:
Отправить комментарий