Урок русского языка в 7 классе "Повелительное наклонение глаголов"

 

Урок русского языка в 7 классе

Тема урока: «Повелительное наклонение глаголов»

Цель познакомить учащихся с особенностями глаголов повелительного наклонения его грамматическими особенностями.

 Задачи урока:

  • углубить знания учащихся о наклонениях глагола, дать понятие о повелительном наклонении, познакомить с условиями образования форм повелительного наклонения;
  • способствовать развитию   умений правильно писать глаголы в повелительном наклонении и правильно употреблять их в  речи; развитию мотивации учебной деятельности; рефлексивных способностей, активности и любознательности, речи учащихся; продолжить развитие навыков самостоятельной работы;
  • воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи в условиях работы в классном коллективе,

Тип урока: урок изучения новых знаний

                                                                  Ход урока 

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний по теме «Наклонение глаголов». 

         Заполнение схемы «Условное и изъявительное наклонения глаголов» устно.

Наклонение

 

Изъявительное

Условное

Глаголы обозначают действия, которые реально происходили или будут происходить

Глаголы обозначают действия, которые могут произойти только при определенных условиях или являются желательными для говорящего

Все глагольные формы

Форма прош. вр. + частица бы

Изменяются по временам и лицам

Изменяются по лицам

 

III. Мотивация. Работа по рабочему листу

– Сегодня на уроке мы поговорим подробнее про ещё одно наклонение глагола – повелительное. Но прежде мы выполним первое задание на рабочем листе.

Вам нужно найти в предложениях слева глаголы и определить их значение. Предложение и значение соединить.

Определите значение глагола в предложении

Ира, помоги младшей сестре собрать игрушки.         

Приказ

Родные мои, не болейте никогда, будьте здоровы!

Команда

Эй, вратарь, готовься к бою!

Просьба

Молчи! Устал я слушать!

Совет

Берегите книги, они учат нас жизни.

Пожелание

 

IV. Знакомство с новым материалом и заполнение таблицы «Повелительное наклонение»

Значение

Образование

Примеры

Побуждение к действию (просьба, приказ, призыв, совет, пожелание)

От основы настоящего или будущего времени  +  окончание И или нулевое (ед. ч.)

 

От формы повелительного наклонения ед. ч. + те (мн. ч.)

 

 

Пишут – пиши

 

 

Пиши - пишите

 

 

V. Закрепление

1) Заполните кроссворд. Для этого вам нужно подобрать к картинкам глаголы и поставить их в повелительное наклонение. Там, где изображено несколько человек, нужно придумать глагол во множественном числе.

n8aZo76Hp-k.jpg

 

VI. Физкультминутка

- Ребята, я буду читать стихотворение, а выдолжны выполнять все, о чем я говорю. Когда вы услышите глаголы в повелительном наклонении, вы должны еще и хлопнуть в ладоши

Без сомненья, вы устали.
Встаньте! Сядьте! Снова встаньте!

Все согнулись,разогнулись,

потянулись,улыбнулись,
Вправо-влево повернулись!
Головою повертите!

Друг на друга посмотрите!
Тихо, очень тихо сели!

 

-Продолжаем работать.

 

2) Определите, какой из вариантов образования повелительного наклонения, правильный

Вылазь вылезай

Ляжь, ляжьте – ляг, лягте

Ложи – клади

Едь - поезжай

Придумайте предложение с одним из слов и запишите

 

 

________________________________________

 

3) Работа с текстом.  Прочитайте текст, определите основную мысль, стиль и тип текста

1.Солнечная система входит в состав галактики Млечный Путь. 2.Наблюдение Солнца требует использования специального оборудования и специальной подготовки перед наблюдением. 3.Это обусловлено тем, что Солнце имеет достаточно большую яркость. 4.Именно из-за этой яркости не наблюдайте Солнце днем невооруженным глазом или обычным биноклем и телескопом: это вредно и опасно для зрения. 5.Для этого требуются специальные затемняющие светофильтры, которые приглушали бы солнечную яркость.

Основная мысль – На солнце нельзя смотреть невооруженным взглядом, или обычным биноклем

Стиль текста – научный

Тип текста - повествование

 

4) Найдите в тексте глаголы и определите их наклонение.

5) Синтаксический разбор первого предложения теста.

6) Выпишите из этого же предложения слово с оглушением. СОСТАВ

7) выполните фонетический разбор данного слова.

8) Выполните морфемный разбор слова НЕВООРУЖЕННЫМ

 

VII. Рефлексия.

- Ребята, мы завершаем наш урок. Назовите тему урока, по которой мы сегодня работали?

- По каким признакам узнаем глагол в повелительном наклонении?

–Как образовываются глаголы  повелительного наклонения?

VIII. Выставление отметок

- Подпишите и сдайте свои рабочие листы. Я их оценю, добавлю те баллы, которые вы получили за работу на уроке и общий балл выставлю в журнал.

IX. Домашнее задание.

§12, упр. 91


xANlxVuLewA.jpgПовелительное наклонение

Определите значение глагола в предложении

Ира, помоги младшей сестре собрать игрушки.         

Приказ

Родные мои, не болейте никогда, будьте здоровы!

Команда

Эй, вратарь, готовься к бою!

Просьба

Молчи! Устал я слушать!

Совет

Берегите книги, они учат нас жизни.

Пожелание

ю

Значение

Образование

Примеры

 

 

 

 

 

 

 

n8aZo76Hp-k.jpg

Определите, какой из вариантов образования повелительного наклонения, правильный

Вылазь вылезай

Ляжь, ляжьте – ляг, лягте

Ложи – клади

Едь - поезжай

Придумайте предложение с одним из слов и запишите

 

 

________________________________________

 

Прочитайте текст, определите основную мысль, стиль и тип текста

1.Солнечная система входит в состав галактики Млечный Путь. 2.Наблюдение Солнца требует использования специального оборудования и специальной подготовки перед наблюдением. 3.Это обусловлено тем, что Солнце имеет достаточно большую яркость. 4.Именно из-за этой яркости не наблюдайте Солнце днем невооруженным глазом или обычным биноклем и телескопом: это вредно и опасно для зрения. 5.Для этого требуются специальные затемняющие светофильтры, которые приглушали бы солнечную яркость.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Комментариев нет:

Отправить комментарий