Сложносочинённое предложение с противительными союзами, 9 класс

 

Урок русского языка в 9 классе

Тема: Сложносочинённое предложение с противительными союзами

Задачи урока:

Способствовать ознакомлению учащихся с особенностями сложносочинённого предложения, группами сочинительных союзов по значению; научить различать виды ССП.

Содействовать формированию умения определять вид сложносочиненного предложения; развивать пунктуационные навыки.

Прививать любовь к русскому языку.

Ход урока

I.                  Организационный этап.

Чтение учителем стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Русский язык»

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

- Скажите, кто автор строк, с которых я начала урок?

-И.С.Тургенев

-Знакомы ли вы с произведениями Тургенева?

Изучали произведения с 5-го класса ( «Му-му»), продолжали знакомиться в

6-м (рассказы из «Записок охотника», стихотворения в прозе).

 

II.               Актуализация знаний

1)    Фронтальный опрос (повторение теоретического материала)

1.Что такое сложное предложение? (СП – это предложение, состоящее из нескольких простых предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически)

2.Какие виды сложных предложений вы знаете? (ССП, СПП, СБП)

3.Что такое сложносочинённое предложение? (Это такое предложение, где части простых предложений связаны сочинительными союзами и интонацией)

4.На какие группы делятся сочинительные союзы? (Соединительные, разделительные, противительные)

5.Назовите соединительные союзы. (и, да (=и), ни…ни, тоже, также)

6.Какие смысловые отношения они вносят в сложное предложение? (значение одновременности, последовательности, причины)

7.Назовите разделительные союзы.(то…то, или, иль, либо, то ли…то ли, не то…не то)

8.Какие смысловые отношения они вносят в сложное предложение? (значение чередования, взаимоисключения)

9.Назовите противительные союзы. (а, но, да (=но), не только…но и, однако, зато)

2)Работа с текстом

 

 

Сегодня нам не понадобится обычная рабочая тетрадь, вы будете работать с рабочими листами, которые лежат на партах. Подпишите их.

Я надеюсь, что вы уже безошибочно определяете виды сложного предложения.

Проверим, сможете ли вы найти сложные предложения в тексте.

На что мы обращаем внимание, анализируя сложные предложения?

1.     Количество грамматических основ.

2.     Определить, с помощью чего связаны части сложного предложения

3.     Если предложение союзное, попробовать от одной части предложения к другой задать вопрос.

4.     Определить, какой союз по значению соединяет части сложного предложения.

Задание 1.

Найдите сложные предложения, определите их вид.

текст

Сложно-сочиненное

Сложно-подчиненное

бессоюзное сложное

1) Долго я не мог задремать; долго звучал у меня в ушах неотразимый голос Якова... (2)Жара и усталость взяли свое, и я заснул мертвым сном. (3)Всё уже потемнело, когда я проснулся. (4) Заря уже давно погасла, но едва белел на небосклоне ее последний след. (5) В недавно раскаленном воздухе сквозь ночную свежесть чувствовалась еще теплота, однако грудь всё еще жаждала холодного дуновенья. (Тургенев И.С. Певцы)

2, 4,5

3

1

Проверяем

 

III.           Изучение нового материала

У вас у всех в рабочих листах есть таблица «Знаю – хочу знать — узнал». Первая колонка в ней уже заполнена.

-Теперь нужно заполнить колонку «Хочу знать».

Что вы хотели бы узнать сегодня на уроке?

Сформулируйте вопрос  и запишите их в колонку «Хочу узнать». 

Какие виды сложносочиненных предложений существуют в русском язык

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Что такое сложносочиненное предложение?

Какими бывают сложносочиненные предложения?

-Для того, чтобы заполнить третью колонку нужно прочесть правило параграфа 11 (заполняем колонку, читаем)

 

 Противительные союзы служат для сравнения действий, обнаружения противоречий между действиями. При этом они выражают в сложносочинённых предложениях сопоставление или противопоставление.

 

https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/rus9k/13-slozhnosochiniennyie-priedlozhieniia-s-protivitiel-nymi-soiuzami.files/image001.jpg

 - Интересно то, что сопоставление и противопоставление не всегда можно четко разграничить.

 - Под сопоставлением мы обычно подразумеваем сравнение. А противопоставление – это выявление несходства, противоречий.

Часто бывает так, что сопоставление и противопоставление перемешиваются, потому что у явлений есть и общие черты, и отличающие их друг от друга. То есть, в чем-то мы можем сопоставлять явления, и одновременно – в чем-то противопоставлять.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

 Предлагаю игру: «Верите ли вы, что…»

Читаю утверждение. Если согласны – встать и похлопать, если не согласны- подняться и потопать.

 

Сложносочиненное предложение – сложное предложение, состоящее из двух и более частей, связанных между собой с помощью интонации и сочинительных союзов

да

От одной части сложносочиненного предложения к другой можно задать вопрос

нет

Части сложносочиненного предложения связаны между собой только с помощью интонации

нет

Части сложносочиненного предложения связаны с помощью подчинительных союзов

нет

Части сложносочиненного предложения соединяются между собой с помощью соединительных, противительных и разделительных союзов

да

 

IV.                       Закрепление изученного материала

1. Комплексная работа с  текстом.

Мастер

Никогда не забуду, как мастер из металла делал цветок. Стоял за верстаком в рубашке с засученными рукавами и трудился. Был он крепок, подвижен.  Каждая мышца играла на его руках, а капельки пота проступали на лбу. Мастер работал спокойно, однако в его действиях чувствовался азарт, вдохновение. Точными движениями легко орудовал он напильником, то есть в ещё не обработанном металле он видел красоту. И когда мастер остановился передохнуть, мы услышали: «Слесарю, как любому специалисту, нужны знания, навыки, хорошая зарплата.  Но самое главное — любовь к своему делу, уверенность, что профессия выбрана на всю жизнь».   

 (по А. Емельянову)                                                          

- О чём текст? О какой профессии идёт речь? (слесарь)

- Чем отличается профессия слесаря от профессии столЯра?  (слесарь – с металлом, столЯр – с деревом)

- Обратите внимание на постановку ударения в слове столЯр.

- Какая языковая норма часто нарушается при произношении этого слова? (орфоэпическая)

- Что делал мастер?

- Из чего?

- Что такое верстак? (Верстак – это стол для обработки вручную изделий из металла, дерева и др изделий)

- Чем он орудовал? Что значит это слово? (Напильник – инструмент, предназначенный для постепенной обработки металла)

- Как работал мастер?

- Почему он работал с азартом, вдохновенно?

- Какую мысль высказал мастер?

- Какая часть его фразы является основной идеей текста?

- Найдите и выпишите ССП с противительными союзами, выполните разбор, укажите смысловое отношение, внесенное противительным союзом. (работа у доски)

 Каждая мышца играла на его руках, а капельки пота проступали на лбу. – значение сопоставления

Мастер работал спокойно, однако в его действиях чувствовался азарт, вдохновение.  – значение противопоставления.

 

2. Занимательная лингвистика

Найдите «четвертое лишнее»:

1.  Дом невелик, да скучать не велит.

2. Хлеб да каша - пища наша.

3.  Маленький, да удаленький.

4. Хороша Маша, да не наша.

(Лишнее предложение - 2: да=и, в остальных случаях да=но.)

 

3.Тест

1.Найдите сложносочиненное предложение.

А) Николай Иваныч не женат, зато дети у него есть.

Б) Он почти не пил вина, не знался с женщинами и страстно любил пение.

В) У ног моих тянулась узкая долина; прямо, напротив, крутой стеной возвышался частый осинник.

2. Найдите сложносочиненное предложение с соединительным союзом предложение.

А) Ильюша станет черпать воду, а водяной его за руку потащит к себе.

Б) Дверь заскрипела, и лесник шагнул через порог

В) Побледневшее небо стало опять синеть — но то уже была синева ночи.

3. Найдите сложносочиненное предложение с противительным союзом.

А) Рыба вдруг перестала клевать, и у нас наступила полная тишина

Б) То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит.

В) Песня над домом смолкла, зато над прудом соловей заводил свою.

4. Найдите сложносочиненное предложение с разделительным союзом.

А) То ли за морем он хоронится, то ли брошен в острог он опять.

Б) Глаза у него загорелись, и на лице выступила краска

В) Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса, а надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака.

5. В каком предложении правильно расставлены знаки препинания ?

А) Около родника зеленеет бархатная травка; дубовые кусты разрослись по скатам оврага, и солнечные лучи почти никогда не касаются его.

Б) Погода была прекрасная но жара не унималась.

В) Николая Ивановича соседи уважают - штатский генерал Щерепетенко всякий раз снисходительно ему кланяется, когда проезжает мимо его домика

 

4. Составьте из простых предложений сложносочиненные предложения . Определите их вид.  

1.Русский язык является могущественным орудием. В руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.

2.Русский язык довольствуется одним словом для передачи мысли. Другому языку потребовались бы для этого целые фразы.

3.Русский язык неисчерпаемо богат. Всё в нём обогащается с поражающей быстротой.

V. Подведение итогов (что изучали на уроке)

VI. Рефлексия

1. На уроке я работал

активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3. Урок для меня показался

коротким / длинным

интересен / скучен

4. За урок я

не устал / устал

5. Мое настроение

стало лучше / стало хуже

6. Материал урока мне был

полезен / бесполезен

 

V.              Отметки за урок (выставлю по итогам проверки рабочих листов)

 

VI. Домашнее задание.

§11, упр.89

 

 

 

 

Сложносочиненное предложение с противительными союзами

_____________________________

1 Найдите сложные предложения, определите их вид. Запишите номер предложения в соответствующую колонку

Текст

Сложно-сочиненное

Сложно-подчиненное

Бессоюзное сложное

1) Долго я не мог задремать; долго звучал у меня в ушах неотразимый голос Якова... (2)Жара и усталость взяли свое, и я заснул мертвым сном. (3)Всё уже потемнело, когда я проснулся. (4) Заря уже давно погасла, но едва белел на небосклоне ее последний след. (5) В недавно раскаленном воздухе сквозь ночную свежесть чувствовалась еще теплота, однако грудь всё еще жаждала холодного дуновенья. (Тургенев И.С. Певцы)

 

 

 

 

2. Сформулируйте вопрос  и запишите их в колонку «Хочу узнать». 

Какие виды сложносочиненных предложений существуют в русском язык

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Что такое сложносочиненное предложение?

 

 

 

 

3. Комплексная работа с  текстом

Мастер

Никогда не забуду, как мастер из металла делал цветок. Стоял за верстаком в рубашке с засученными рукавами и трудился. Был он крепок, подвижен.  Каждая мышца играла на его руках, а капельки пота проступали на лбу. Мастер работал спокойно, однако в его действиях чувствовался азарт, вдохновение. Точными движениями легко орудовал он напильником, то есть в ещё не обработанном металле он видел красоту. И когда мастер остановился передохнуть, мы услышали: «Слесарю, как любому специалисту, нужны знания, навыки, хорошая зарплата.  Но самое главное — любовь к своему делу, уверенность, что профессия выбрана на всю жизнь».   

 (по А. Емельянову)                                                          

 

4. Найдите «четвертое лишнее»:

1.  Дом невелик, да скучать не велит.

2. Хлеб да каша - пища наша.

3.  Маленький, да удаленький.

4. Хороша Маша, да не наша.

5.Тест

1.Найдите сложносочиненное предложение.

А) Николай Иваныч не женат, зато дети у него есть.

Б) Он почти не пил вина, не знался с женщинами и страстно любил пение.

В) У ног моих тянулась узкая долина; прямо, напротив, крутой стеной возвышался частый осинник.

2. Найдите сложносочиненное предложение с соединительным союзом предложение.

А) Ильюша станет черпать воду, а водяной его за руку потащит к себе.

Б) Дверь заскрипела, и лесник шагнул через порог.

В) Побледневшее небо стало опять синеть — но то уже была синева ночи.

3. Найдите сложносочиненное предложение с противительным союзом.

А) Рыба вдруг перестала клевать, и у нас наступила полная тишина

Б) То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит.

В) Песня над домом смолкла, зато над прудом соловей заводил свою.

4. Найдите сложносочиненное предложение с разделительным союзом.

А) То ли за морем он хоронится, то ли брошен в острог он опять.

Б) Глаза у него загорелись, и на лице выступила краска

В) Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса, а надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака.

5. В каком предложении правильно расставлены знаки препинания ?

А) Около родника зеленеет бархатная травка; дубовые кусты разрослись по скатам оврага, и солнечные лучи почти никогда не касаются его.

Б) Погода была прекрасная но жара не унималась.

В) Николая Ивановича соседи уважают - штатский генерал Щерепетенко всякий раз снисходительно ему кланяется, когда проезжает мимо его домика

 

6. Составьте из простых предложений сложносочиненные предложения . Определите их вид.  

1.Русский язык является могущественным орудием. В руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.

2.Русский язык довольствуется одним словом для передачи мысли. Другому языку потребовались бы для этого целые фразы.

3.Русский язык неисчерпаемо богат. Всё в нём обогащается с поражающей быстротой.

Рефлексия

1. На уроке я работал

активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3. Урок для меня показался

коротким / длинным

интересен / скучен

4. За урок я

не устал / устал

5. Мое настроение

стало лучше / стало хуже

6. Материал урока мне был

полезен / бесполезен

Комментариев нет:

Отправить комментарий