Урок русского языка в 9 классе
Тема: Сложносочинённое предложение с
противительными союзами
Задачи урока:
Способствовать ознакомлению учащихся с особенностями
сложносочинённого предложения, группами сочинительных союзов по значению;
научить различать виды ССП.
Содействовать формированию умения определять вид
сложносочиненного предложения; развивать пунктуационные навыки.
Прививать любовь к русскому языку.
Ход урока
I.
Организационный этап.
Чтение учителем стихотворения в прозе И.С. Тургенева
«Русский язык»
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах
моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и
свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего,
что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому
народу!
- Скажите, кто автор строк, с которых я начала урок?
-И.С.Тургенев
-Знакомы ли вы с произведениями Тургенева?
Изучали произведения с 5-го класса ( «Му-му»),
продолжали знакомиться в
6-м (рассказы из «Записок охотника»,
стихотворения в прозе).
II.
Актуализация знаний
1) Фронтальный
опрос (повторение теоретического материала)
1.Что такое сложное предложение?
(СП – это предложение, состоящее из нескольких простых предложений, связанных
между собой по смыслу и грамматически)
2.Какие
виды сложных предложений вы знаете? (ССП, СПП, СБП)
3.Что такое сложносочинённое
предложение? (Это такое предложение, где части простых предложений связаны
сочинительными союзами и интонацией)
4.На
какие группы делятся сочинительные союзы? (Соединительные, разделительные,
противительные)
5.Назовите
соединительные союзы. (и, да (=и), ни…ни, тоже, также)
6.Какие
смысловые отношения они вносят в сложное предложение? (значение
одновременности, последовательности, причины)
7.Назовите
разделительные союзы.(то…то, или, иль, либо, то ли…то ли, не то…не то)
8.Какие
смысловые отношения они вносят в сложное предложение? (значение чередования,
взаимоисключения)
9.Назовите
противительные союзы. (а, но, да (=но), не только…но и, однако, зато)
2)Работа с
текстом
Сегодня нам не понадобится обычная рабочая тетрадь, вы
будете работать с рабочими листами, которые лежат на партах. Подпишите их.
Я надеюсь, что вы уже безошибочно определяете виды
сложного предложения.
Проверим, сможете ли вы найти сложные предложения в
тексте.
На что мы обращаем внимание, анализируя сложные
предложения?
1. Количество грамматических основ.
2. Определить, с помощью чего связаны
части сложного предложения
3. Если предложение союзное,
попробовать от одной части предложения к другой задать вопрос.
4. Определить, какой союз по значению
соединяет части сложного предложения.
Задание 1.
Найдите сложные предложения, определите их вид.
текст |
Сложно-сочиненное |
Сложно-подчиненное |
бессоюзное сложное |
1) Долго я не мог задремать; долго
звучал у меня в ушах неотразимый голос Якова... (2)Жара и усталость взяли
свое, и я заснул мертвым сном. (3)Всё уже
потемнело, когда я проснулся. (4) Заря уже давно
погасла, но едва белел на небосклоне ее последний
след. (5) В недавно раскаленном воздухе сквозь ночную свежесть чувствовалась еще
теплота, однако грудь всё еще жаждала холодного
дуновенья. (Тургенев И.С. Певцы) |
2, 4,5 |
3 |
1 |
III.
Изучение нового материала
У вас у всех в рабочих листах есть таблица «Знаю
– хочу знать — узнал». Первая колонка в ней уже заполнена.
-Теперь нужно заполнить колонку «Хочу знать».
Что вы хотели бы узнать сегодня на уроке?
Сформулируйте вопрос и запишите их в колонку «Хочу узнать».
Какие виды сложносочиненных предложений существуют в
русском язык
Хочу узнать |
Узнал |
|
Что такое сложносочиненное предложение? |
Какими бывают сложносочиненные предложения? |
-Для того, чтобы заполнить
третью колонку нужно прочесть правило параграфа 11 (заполняем колонку, читаем)
Противительные союзы
служат для сравнения действий, обнаружения противоречий между действиями. При
этом они выражают в сложносочинённых предложениях сопоставление или противопоставление.
- Интересно то, что сопоставление и
противопоставление не всегда можно четко разграничить.
- Под сопоставлением мы обычно подразумеваем сравнение. А противопоставление – это выявление несходства, противоречий.
Часто
бывает так, что сопоставление и противопоставление перемешиваются,
потому что у явлений есть и общие черты, и отличающие их друг от друга. То
есть, в чем-то мы можем сопоставлять явления, и одновременно – в чем-то
противопоставлять.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Предлагаю игру: «Верите ли вы, что…»
Читаю утверждение. Если
согласны – встать и похлопать, если не согласны- подняться и потопать.
IV.
Закрепление изученного
материала
1. Комплексная работа с текстом.
Мастер Никогда
не забуду, как мастер из металла делал цветок. Стоял за верстаком в рубашке с
засученными рукавами и трудился. Был он крепок, подвижен. Каждая мышца играла на его руках, а
капельки пота проступали на лбу. Мастер работал спокойно, однако в его
действиях чувствовался азарт, вдохновение. Точными движениями легко орудовал
он напильником, то есть в ещё не обработанном металле он видел красоту. И
когда мастер остановился передохнуть, мы услышали: «Слесарю, как любому
специалисту, нужны знания, навыки, хорошая зарплата. Но самое главное — любовь к своему делу, уверенность,
что профессия выбрана на всю жизнь».
(по А. Емельянову)
|
- О чём
текст? О какой профессии идёт речь? (слесарь)
- Чем
отличается профессия слесаря от профессии столЯра? (слесарь – с металлом, столЯр – с деревом)
- Обратите
внимание на постановку ударения в слове столЯр.
- Какая
языковая норма часто нарушается при произношении этого слова? (орфоэпическая)
- Что делал мастер?
- Из чего?
- Что такое
верстак? (Верстак – это стол для обработки вручную изделий из металла, дерева и
др изделий)
- Чем он
орудовал? Что значит это слово? (Напильник – инструмент, предназначенный для
постепенной обработки металла)
- Как работал мастер?
- Почему он работал с азартом,
вдохновенно?
- Какую мысль
высказал мастер?
- Какая часть
его фразы является основной идеей текста?
- Найдите и
выпишите ССП с противительными союзами, выполните разбор, укажите смысловое
отношение, внесенное противительным союзом. (работа у доски)
Каждая мышца играла на его руках, а капельки
пота проступали на лбу. – значение сопоставления
Мастер
работал спокойно, однако в его действиях чувствовался азарт, вдохновение. – значение противопоставления.
2.
Занимательная лингвистика
Найдите
«четвертое лишнее»:
1. Дом невелик, да скучать не велит.
2. Хлеб
да каша - пища наша.
3. Маленький, да удаленький.
4. Хороша
Маша, да не наша.
(Лишнее
предложение - 2: да=и, в остальных случаях да=но.)
3.Тест
1.Найдите сложносочиненное предложение.
А) Николай Иваныч не женат, зато дети у него есть.
Б) Он почти не пил вина, не знался с женщинами и страстно любил пение.
В) У ног моих тянулась узкая долина; прямо, напротив, крутой стеной возвышался
частый осинник.
2. Найдите сложносочиненное предложение с
соединительным союзом предложение.
А) Ильюша станет черпать воду, а водяной его за руку потащит к себе.
Б) Дверь заскрипела, и лесник шагнул через порог
В) Побледневшее небо стало опять синеть — но то уже была синева ночи.
3. Найдите сложносочиненное предложение с
противительным союзом.
А) Рыба вдруг перестала клевать, и у нас наступила полная
тишина
Б) То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит.
В) Песня над домом смолкла, зато над прудом соловей заводил свою.
4. Найдите сложносочиненное предложение с
разделительным союзом.
А) То ли за морем он хоронится, то ли брошен в острог он опять.
Б) Глаза у него загорелись, и на лице выступила краска
В) Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса, а надо
мною и мне навстречу неслись длинные серые облака.
5. В каком предложении правильно расставлены знаки
препинания ?
А) Около родника зеленеет бархатная травка; дубовые кусты разрослись по
скатам оврага, и солнечные лучи почти никогда не касаются его.
Б) Погода была прекрасная но жара не унималась.
В) Николая Ивановича соседи уважают - штатский
генерал Щерепетенко всякий раз снисходительно ему кланяется, когда проезжает
мимо его домика
4. Составьте из простых
предложений сложносочиненные предложения . Определите их вид.
1.Русский язык является могущественным орудием. В
руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.
2.Русский язык довольствуется одним словом для
передачи мысли. Другому языку потребовались бы для этого целые фразы.
3.Русский язык неисчерпаемо богат. Всё в нём
обогащается с поражающей быстротой.
V. Подведение итогов (что изучали на уроке)
VI. Рефлексия
1. На уроке я работал |
активно / пассивно |
2. Своей работой на уроке я |
доволен / не доволен |
3. Урок для меня показался |
коротким / длинным интересен / скучен |
4. За урок я |
не устал / устал |
5. Мое настроение |
стало лучше / стало хуже |
6. Материал урока мне был |
полезен / бесполезен |
V.
Отметки за урок (выставлю по итогам проверки
рабочих листов)
VI. Домашнее задание.
§11, упр.89
Сложносочиненное предложение с противительными союзами
_____________________________
1
Найдите
сложные предложения, определите их вид. Запишите номер предложения в
соответствующую колонку
Текст |
Сложно-сочиненное |
Сложно-подчиненное |
Бессоюзное сложное |
1) Долго я не мог задремать; долго
звучал у меня в ушах неотразимый голос Якова... (2)Жара и усталость взяли
свое, и я заснул мертвым сном. (3)Всё уже
потемнело, когда я проснулся. (4) Заря уже давно
погасла, но едва белел на небосклоне ее последний
след. (5) В недавно раскаленном воздухе сквозь ночную свежесть чувствовалась
еще теплота, однако грудь всё еще жаждала холодного
дуновенья. (Тургенев И.С. Певцы) |
|
|
|
2.
Сформулируйте вопрос и запишите их в
колонку «Хочу узнать».
Какие виды
сложносочиненных предложений существуют в русском язык
Знаю |
Хочу узнать |
Узнал |
Что такое сложносочиненное предложение? |
|
3.
Комплексная работа с текстом
Мастер Никогда
не забуду, как мастер из металла делал цветок. Стоял за верстаком в рубашке с
засученными рукавами и трудился. Был он крепок, подвижен. Каждая мышца играла на его руках, а
капельки пота проступали на лбу. Мастер работал спокойно, однако в его
действиях чувствовался азарт, вдохновение. Точными движениями легко орудовал
он напильником, то есть в ещё не обработанном металле он видел красоту. И
когда мастер остановился передохнуть, мы услышали: «Слесарю, как любому
специалисту, нужны знания, навыки, хорошая зарплата. Но самое главное — любовь к своему делу, уверенность,
что профессия выбрана на всю жизнь».
(по А. Емельянову)
|
4. Найдите «четвертое
лишнее»:
1. Дом невелик, да скучать не велит.
2. Хлеб
да каша - пища наша.
3. Маленький, да удаленький.
4. Хороша
Маша, да не наша.
5.Тест
1.Найдите сложносочиненное предложение.
А) Николай Иваныч не женат, зато дети у него есть.
Б) Он почти не пил вина, не знался с женщинами и страстно любил пение.
В) У ног моих тянулась узкая долина; прямо, напротив, крутой стеной
возвышался частый осинник.
2. Найдите сложносочиненное предложение с
соединительным союзом предложение.
А) Ильюша станет черпать воду, а водяной его за руку потащит к себе.
Б) Дверь заскрипела, и лесник шагнул через порог.
В) Побледневшее небо стало опять синеть — но то уже была синева ночи.
3. Найдите сложносочиненное предложение с
противительным союзом.
А) Рыба вдруг перестала клевать, и у нас наступила полная
тишина
Б) То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит.
В) Песня над домом смолкла, зато над прудом соловей заводил свою.
4. Найдите сложносочиненное предложение с
разделительным союзом.
А) То ли за морем он хоронится, то ли брошен в острог он опять.
Б) Глаза у него загорелись, и на лице выступила краска
В) Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса, а надо
мною и мне навстречу неслись длинные серые облака.
5. В каком предложении правильно расставлены знаки
препинания ?
А) Около родника зеленеет бархатная травка; дубовые кусты разрослись по
скатам оврага, и солнечные лучи почти никогда не касаются его.
Б) Погода была прекрасная но жара не унималась.
В) Николая Ивановича соседи уважают - штатский
генерал Щерепетенко всякий раз снисходительно ему кланяется, когда проезжает
мимо его домика
6. Составьте из простых предложений сложносочиненные
предложения . Определите их вид.
1.Русский язык является могущественным орудием. В
руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.
2.Русский язык довольствуется одним словом для
передачи мысли. Другому языку потребовались бы для этого целые фразы.
3.Русский язык неисчерпаемо богат. Всё в нём
обогащается с поражающей быстротой.
Рефлексия
1. На уроке я работал |
активно / пассивно |
2. Своей работой на уроке я |
доволен / не доволен |
3. Урок для меня показался |
коротким / длинным интересен / скучен |
4. За урок я |
не устал / устал |
5. Мое настроение |
стало лучше / стало хуже |
6. Материал урока мне был |
полезен / бесполезен |
Комментариев нет:
Отправить комментарий