Задания I этапа республиканской олимпиады по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» 9 класс

 

Задания первого этапа республиканской олимпиады

по  учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература»

2023/2024 учебный год

9 класс

Время выполнения – 120 минут

1. Расставьте ударение в словах

Агрономия, апостроф, боязнь, бензопровод, ворота, граммовый, давнишний, досуг, знамение, заиндеветь, кладовая, ломоть, мельком, намерение, туфля, заплесневеть.

 

2. Замените данные слова словами заимствованного происхождения:

1) иносказание ____________________________________________________

2) независимость (государства)_______________________________________

3) предположение __________________________________________________

4) грусть __________________________________________________________

5) ум _____________________________________________________________

 

3. К приведённым ниже зарубежным пословицам и крылатым выражениям подберите русские эквиваленты.

1. На другой стороне холма и трава зеленее.___________________________________

2. Возить уголь в Ньюкасл._________________________________________________

3. Хранить в вате._________________________________________________________

4. Для каждой собаки наступит её день._______________________________________

5. Называть лопату лопатой.________________________________________________

6. Птицы одинакового оперенья держатся вместе.______________________________

________________________________________________________________________

7. Не стоит пороха и дроби.______________________________________________

8. Чёрная овца в семье._____________________________________________________

 

4. Какими частями речи являются выделенные слова?

1) У человека с достаточно сильной волей хватает самообладания, чтобы побороть в себе чувство страха. ___________________

2) Вознаграждение достаточно, так что сможем себе позволить многое. ______________

3) Мне достаточно сделать несколько шагов – и я уже дома. _____________

4) Полагаю, что объяснение было достаточно, чтобы правильно выполнить это задание. ______________

 

5. Напишите «биографию» каждого слова, развернув словообразовательную цепочку.

1) Вскрик ___________________________________________________________;

2) обезнадёживание___________________________________________________;

3) маскировочный ____________________________________________________;

4) склеиваться _______________________________________________________;

5) устарелость________________________________________________________;

6) углубляться _______________________________________________________;

7) наценочка _________________________________________________________.

 

6. Проиллюстрируйте примерами (по одному на каждую позицию) различные случаи постановки запятой в простом осложнённом предложении:

1) при однородных членах, связанных повторяющимся разделительным союзом;

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2) при обособленных определениях, выраженных причастным оборотом, стоящим перед определяемым словом;

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3) при обособленных приложениях с союзом как;

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4) при обособленных обстоятельствах, выраженных существительным с предлогом;

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5) при обособленных обстоятельствах, выраженных деепричастным оборотом;

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6) при уточняющих членах;

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7) при пояснительных членах;

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8) при присоединительных членах;

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9) при вводных конструкциях;

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10) при распространенных обращениях.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

7. Укажите группы слов, которые не являются словосочетаниями. Определите вид подчинительной связи в словосочетаниях.

а) Взволнованный встречей_________________________________________________;

б) брюки клеш ____________________________________________________________;

в) предначертанным путем _________________________________________________;

г) в течение недели ________________________________________________________;

д) очень самостоятельный __________________________________________________;

е) самый дорогой _________________________________________________________;

ё) давайте вернёмся _______________________________________________________;

ж) сделай быстрее _________________________________________________________.

 

8. Узнайте слова по их морфологическим признакам.

1) Разносклоняемое имя существительное мужского рода. ___________________________________________________________________

2) Количественное имя числительное, которое изменяется по родам, числам и падежам. ___________________________________________________________

3) Неопределённое местоимение, которое имеет форму только именительного падежа. ____________________________________________________________

 

 

9. Для классицизма характерно распределение жанров по трём группам. Назовите эти группы и укажите жанры, относящиеся к каждой из них.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Соотнесите имя героя и цитату о нем. Назовите произведение.

А. Игорь

Б. Всеволод

В. Святослав

Г. Боян

1. «Изронил свое златое слово, со слезами смешанное…»

2. «Соловей времен давно минувших».

3. «Копие хочу я преломить в половецком поле незнакомом…»

4. «Славный яр-тур».

5. «Пересел из золотого седла в седло рабское».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

11. Какой русский писатель был на дипломатической службе и трагически погиб при исполнении своего долга? Назовите его произведение, изучаемое в школе. Приведите две цитаты из этого произведения.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

12. Назовите автора, произведение и героев, портреты которых представлены ниже.

Автор, произведение: ______________________________________________

1. «Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары».

__________________________________________________________________

2. «Ко мне вошёл молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым. Извините меня, — сказал он мне по-французски, – что я без церемонии прихожу с вами познакомиться».

__________________________________________________________________

3. «Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и лёгкая улыбка имели прелесть неизъяснимую. Дама первая перервала молчание».

__________________________________________________________________


     Ответы к заданиям первого этапа республиканской олимпиады

по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература»

2023/2024 учебный год

IX класс

 

1. Агроно̀мия, апостро̀ф, боя̀знь, бензопрово̀д, воро̀та, граммо̀вый, давнѝшний, досу̀г, зна̀мение, заѝндеветь, кладова̀я, ломо̀ть, мѐльком, намѐрение, ту̀фля, запле́сневеть. 4 б. (по 0,25 б.).

 

2. 1 – аллегория, 2 – суверенитет, 3 – гипотеза, 4 – меланхолия, 5 – интеллект. 2,5 б. (по 0,5 б.).

 

3. 1.Там хорошо, где нас нет. 2. Ездить в Тулу со своим самоваром. 3. Беречь как зеницу ока. 4. Будет и на нашей улице праздник. 5. Называть вещи своими именами. 6. Одного поля ягоды. Два сапога пара. 7. Овчинка выделки не стоит. 8. В семье не без урода. Паршивая овца в стаде. 4 б. (по 0,5 б.).

 

4. 1) наречие, 2) имя прилагательное, 3) предикативное наречие, 4) имя прилагательное. 4 б.

 

5.

1) Вскрик ¬ вскрикнуть ¬ крикнуть ¬ кричать;

2) обезнадеживание ¬ обезнадеживать ¬ обезнадежить ¬ надежда ¬ надеяться;

3) маскировочный ¬ маскировка ¬ маскировать ¬ маска;

4) склеиваться ¬ склеивать ¬ склеить ¬ клеить ¬ клей;

5) устарелость ¬ устарелый ¬ устареть ¬ стареть ¬ старый;

6) углубляться ¬ углублять ¬ углубить ¬ глубокий;

7) наценочка ¬ наценка ¬ наценить ¬ценить ¬ цена.

7 б. (по 1 б. – за каждую правильно построенную цепочку с указанием словообразовательных средств).

 

6. Возможный вариант выполнения задания.

1. Он прощался, благодаря (деепричастие) хозяев за гостеприимство.

Открытия делаются и благодаря (наречие), и вопреки.

Благодаря (предлог) опущенным шторам в комнате царил полумрак.

2. Не могу не восхищаться ловкой рысью (существительное).

Купец носил рысью (прилагательное) шапку.

Дед запряг Савраску и рысью (наречие) выехал на дорогу.

3. В комнате приятно пахнет мятой (существительное).

Вошел мужчина в мятой (прилагательное) рубашке.

К концу разговора от настойчиво мятой (причастие) бумажки осталась ветхая тряпочка.  10 б. (по 1 б. за каждое правильно подобранное предложение)

 7. А) Взволнованный встречей – управление, б) брюки клеш – примыкание, в) предначертанным путем – согласование, г) в течение недели – не является словосочетанием, д) очень самостоятельный – примыкание, е) самый дорогой – не является словосочетанием, ё) давайте вернемся – не является словосочетанием, ж) сделай быстрее – примыкание.

4 б. (по 0,5 б.).

 

8. 1) Путь; 2) один; 3) некто. 1,5 б. (по 0,5 б.)

 

9. «Высокие» (героическая поэма, эпопея, трагедия, ода, ораторская речь), «средние» (драма, идиллия, элегия), «низкие» (комедия, сатира, басня) жанры. 3 б.

 

10. А. 3, 5; Б. 4; В. 1; Г. 2. «Слово о полку Игореве».

3 б. (по 0,5 б. + 0,5 б. – за название произведения).

 

11. А.С. Грибоедов. «Горе от ума».

3 б. (по 0,5 б. – за указание автора и произведения, по 1 б. – за цитату).

 

12. А.С. Пушкин, «Капитанская дочка».

1. Пугачёв. 2. Швабрин. 3. Екатерина II.

4 б. (по 0,5 б. – за указание автора и произведения, по 1 б. – за имя героя).

 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий