Задания первого этапа республиканской олимпиады
по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература»
2023/2024 учебный год
9 класс
Время выполнения – 120 минут
1. Расставьте ударение в словах
Агрономия, апостроф, боязнь,
бензопровод, ворота, граммовый, давнишний, досуг, знамение, заиндеветь,
кладовая, ломоть, мельком, намерение, туфля, заплесневеть.
2. Замените данные слова словами заимствованного
происхождения:
1)
иносказание ____________________________________________________
2)
независимость (государства)_______________________________________
3)
предположение __________________________________________________
4)
грусть __________________________________________________________
5)
ум _____________________________________________________________
3. К приведённым
ниже зарубежным пословицам и крылатым выражениям подберите русские эквиваленты.
1. На другой стороне холма и
трава зеленее.___________________________________
2. Возить уголь в
Ньюкасл._________________________________________________
3. Хранить в вате._________________________________________________________
4. Для каждой собаки наступит
её день._______________________________________
5. Называть лопату лопатой.________________________________________________
6. Птицы одинакового оперенья
держатся вместе.______________________________
________________________________________________________________________
7. Не стоит пороха и дроби.______________________________________________
8. Чёрная овца в
семье._____________________________________________________
4. Какими частями речи являются выделенные слова?
1) У человека с достаточно сильной волей хватает самообладания, чтобы побороть в
себе чувство страха. ___________________
2) Вознаграждение достаточно, так что сможем себе позволить многое. ______________
3) Мне достаточно
сделать несколько шагов – и я уже дома. _____________
4) Полагаю, что объяснение было достаточно, чтобы правильно выполнить это задание. ______________
5. Напишите
«биографию» каждого слова, развернув словообразовательную цепочку.
1) Вскрик ___________________________________________________________;
2) обезнадёживание___________________________________________________;
3) маскировочный
____________________________________________________;
4) склеиваться _______________________________________________________;
5) устарелость________________________________________________________;
6) углубляться _______________________________________________________;
7) наценочка _________________________________________________________.
6. Проиллюстрируйте примерами (по одному на
каждую позицию) различные случаи постановки запятой в простом осложнённом
предложении:
1)
при однородных членах, связанных повторяющимся разделительным союзом;
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2)
при обособленных определениях, выраженных причастным оборотом, стоящим перед
определяемым словом;
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3)
при обособленных приложениях с союзом как;
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4)
при обособленных обстоятельствах, выраженных существительным с предлогом;
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5)
при обособленных обстоятельствах, выраженных деепричастным оборотом;
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6)
при уточняющих членах;
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7)
при пояснительных членах;
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8)
при присоединительных членах;
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9)
при вводных конструкциях;
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10)
при распространенных обращениях.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.
Укажите группы слов, которые не являются словосочетаниями. Определите вид подчинительной связи в словосочетаниях.
а) Взволнованный
встречей_________________________________________________;
б) брюки клеш
____________________________________________________________;
в) предначертанным путем
_________________________________________________;
г) в течение недели
________________________________________________________;
д) очень самостоятельный
__________________________________________________;
е) самый дорогой _________________________________________________________;
ё) давайте вернёмся
_______________________________________________________;
ж) сделай быстрее
_________________________________________________________.
8. Узнайте слова по их морфологическим признакам.
1) Разносклоняемое имя существительное
мужского рода. ___________________________________________________________________
2)
Количественное имя числительное, которое изменяется по родам, числам и падежам.
___________________________________________________________
3)
Неопределённое местоимение, которое имеет форму только именительного падежа.
____________________________________________________________
9. Для классицизма характерно распределение жанров по
трём группам. Назовите эти группы и укажите жанры, относящиеся к каждой из них.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Соотнесите имя
героя и цитату о нем. Назовите произведение.
А. Игорь Б. Всеволод В. Святослав Г. Боян |
1.
«Изронил свое златое слово, со слезами смешанное…» 2.
«Соловей времен давно минувших». 3. «Копие
хочу я преломить в половецком поле незнакомом…» 4.
«Славный яр-тур». 5.
«Пересел из золотого седла в седло рабское». |
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Какой русский
писатель был на дипломатической службе и трагически погиб при исполнении своего
долга? Назовите его произведение, изучаемое в школе. Приведите две цитаты из
этого произведения.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12.
Назовите автора, произведение и героев, портреты которых представлены ниже.
Автор,
произведение: ______________________________________________
1.
«Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего,
худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие
глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское.
Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские
шаровары».
__________________________________________________________________
2.
«Ко мне вошёл молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым,
но чрезвычайно живым. “Извините меня, — сказал он мне
по-французски, – что я без церемонии прихожу с вами познакомиться”».
__________________________________________________________________
3.
«Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось
лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а
голубые глаза и лёгкая улыбка имели прелесть неизъяснимую. Дама первая
перервала молчание».
__________________________________________________________________
Ответы к заданиям первого этапа республиканской олимпиады
по учебным предметам «Русский язык»
и «Русская литература»
2023/2024 учебный год
IX класс
1. Агроно̀мия, апостро̀ф, боя̀знь, бензопрово̀д, воро̀та,
граммо̀вый, давнѝшний, досу̀г, зна̀мение, заѝндеветь, кладова̀я, ломо̀ть,
мѐльком, намѐрение, ту̀фля, запле́сневеть. 4 б. (по 0,25 б.).
2.
1
– аллегория, 2 – суверенитет, 3 – гипотеза, 4 – меланхолия, 5 – интеллект. 2,5 б. (по 0,5 б.).
3. 1.Там хорошо,
где нас нет. 2. Ездить в Тулу со своим самоваром. 3. Беречь как зеницу ока. 4.
Будет и на нашей улице праздник. 5. Называть вещи своими именами. 6. Одного
поля ягоды. Два сапога пара. 7. Овчинка выделки не стоит. 8. В семье не без
урода. Паршивая овца в стаде. 4 б. (по 0,5 б.).
4. 1) наречие, 2)
имя прилагательное, 3) предикативное наречие, 4) имя прилагательное. 4 б.
5.
1)
Вскрик ¬ вскрикнуть ¬ крикнуть ¬ кричать;
2)
обезнадеживание ¬ обезнадеживать ¬ обезнадежить ¬ надежда ¬ надеяться;
3)
маскировочный ¬ маскировка ¬ маскировать ¬ маска;
4)
склеиваться ¬ склеивать ¬ склеить ¬ клеить ¬ клей;
5)
устарелость ¬ устарелый ¬ устареть ¬ стареть ¬ старый;
6)
углубляться ¬ углублять ¬ углубить ¬ глубокий;
7)
наценочка ¬ наценка ¬ наценить ¬ценить ¬ цена.
7
б.
(по 1 б. – за каждую правильно
построенную цепочку с указанием словообразовательных средств).
6. Возможный
вариант выполнения задания.
1. Он
прощался, благодаря (деепричастие)
хозяев за гостеприимство.
Открытия делаются и благодаря (наречие), и вопреки.
Благодаря
(предлог) опущенным шторам в комнате царил полумрак.
2. Не могу
не восхищаться ловкой рысью
(существительное).
Купец носил рысью
(прилагательное) шапку.
Дед запряг Савраску и рысью (наречие) выехал на дорогу.
3. В комнате приятно пахнет мятой (существительное).
Вошел мужчина в мятой
(прилагательное) рубашке.
К концу разговора от настойчиво мятой (причастие) бумажки осталась ветхая тряпочка. 10 б.
(по 1 б. за каждое правильно подобранное предложение)
7. А) Взволнованный
встречей – управление, б) брюки клеш – примыкание, в) предначертанным путем –
согласование, г) в течение недели – не является словосочетанием, д) очень
самостоятельный – примыкание, е) самый дорогой – не является словосочетанием, ё)
давайте вернемся – не является словосочетанием, ж) сделай быстрее – примыкание.
4
б. (по 0,5 б.).
8. 1) Путь; 2)
один; 3) некто. 1,5 б. (по 0,5 б.)
9. «Высокие» (героическая поэма, эпопея,
трагедия, ода, ораторская речь), «средние» (драма, идиллия, элегия), «низкие»
(комедия, сатира, басня) жанры. 3 б.
10. А. 3, 5; Б. 4; В. 1; Г. 2. «Слово о
полку Игореве».
3
б. (по 0,5 б. + 0,5 б. – за название произведения).
11. А.С. Грибоедов. «Горе от ума».
3 б. (по 0,5 б. –
за указание автора и произведения, по 1 б. – за цитату).
12. А.С. Пушкин,
«Капитанская дочка».
1.
Пугачёв. 2. Швабрин. 3. Екатерина II.
4
б. (по 0,5 б. – за указание автора и произведения, по 1 б. – за имя героя).
Комментариев нет:
Отправить комментарий